Full text

Введение

 

Формирование культуры будущего офицера, развитие профессионально значимых качеств: самостоятельности, инициативности, ответственности, креативности в принятии решений, умений быстро адаптироваться к изменившейся ситуации – требует специально организованной работы военного вуза.

В требованиях ФГОС ВО отмечается, что курсант военного вуза должен иметь «развитое исследовательское мышление, устойчивую систему знаний, уметь генерировать новые нестандартные идеи, владеть методикой научного поиска и организации опытно-поисковой работы, применять методы и средства исследовательской деятельности» [1].

Одним из условий для развития и саморазвития личности курсанта, формирования положительной мотивации, творческих способностей, профессиональных компетенций в военном вузе должно стать создание образовательной среды.

Цель работы состоит в теоретическом анализе различных подходов к определению понятия «образовательная среда» и обоснованию необходимости создания развивающей образовательной среды в условиях организации исследовательской деятельности как фактора саморазвития курсантов.

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

 Понятие «образовательная среда» достаточно глубоко изучено как отечественными, так и зарубежными учёными. Создание образовательной среды в военном вузе с учётом специфики подготовки будущих военных специалистов является актуальной проблемой и одним из важных направлений исследования военной педагогики.

В словаре русского языка С. И. Ожегова понятие «среда» определяется как 1) «окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества; 2) «окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий» [2].

По мнению В. В. Рубцова и Н. И. Поливановой, «для человека среда – это тот мир, который существует в его общении, взаимодействии, взаимопонимании и коммуникации…» [3].

В процессе обучения обучающийся взаимодействует с образовательной средой, которую многие педагоги понимают по-разному. Так, В. А. Ясвин рассматривает образовательную среду как систему образовательных условий, необходимых для практической реализации определенной образовательной технологии [4]. В. П. Лебедев считает, что образовательная среда представляет собой систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для её развития [5]. Дж. Маркович предлагает рассматривать образовательную среду как систему межличностных отношений, пространство для разнообразных видов деятельности [6]. Образовательную среду В. И. Слободчиков представляет как совокупность условий, в которых осуществляется жизнь и деятельность человека [7]. По мнению Т.  В. Черниковой, образовательная среда ‒ это пространство, в котором происходит взаимодействие субъектов образования [8]. Далеко не полный анализ мнений учёных позволяет выделить наиболее существенные признаки понятия «образовательная среда». Образовательная среда ‒ это пространство, в котором проходит жизнь учащихся, осуществляются разные виды деятельности, устанавливаются межличностные отношения, что способствует развитию и саморазвитию личности.

Анализируя особенности взаимодействия учащихся с образовательной средой, В. В. Рубцов подчеркивает, что важнейшей составляющей взаимодействия преподавателя и учащегося является взаимодействие в системе «учитель ‒ учащийся»; «учитель ‒ группа учащихся», «учащийся ‒ группа учащихся», а также активное использование групповых форм обучения. Основными компонентами образовательной среды, по мнению учёного, являются внутренняя направленность образовательной организации, комфортный психологический климат, высокоразвитый коллектив, психологическая организация передачи знаний и психологические характеристики субъектов [9].

Совместная деятельность субъектов образовательного процесса, по мнению В. И. Слободчикова, должна быть одним из первостепенных условий создания образовательной среды в образовательных организациях. В качестве основных компонентов образовательной среды он выделяет её насыщенность (т. е. ресурсы среды) и структурированность (т. е. способ организации) [10].

С мнением В. И. Слободчикова солидарна Т. В. Черникова, которая считает, что образовательная среда учебного заведения должна включать деловые и межличностные отношения между всеми участниками образовательного процесса. Именно они оказывают существенное влияние на развитие интеллектуальной, социальной и личностной сторон человека [11].

Следует отметить, что образовательная среда является качественной характеристикой образовательной организации. Она формируется целенаправленно, определяется конкретными задачами и миссией школы (вуза), включает управленческую, учебную, воспитательную, научную, досуговую и другие виды деятельности.

В качестве критериев оценки качества образовательной среды В. А. Ясвин предлагает следующую систему критериев:

1) критерий качества пространственно-предметного содержания образовательной среды, включающего материальное обеспечение образовательной организации;

2) критерий качества социальных отношений в ней, включающих отношения сотрудничества преподавателей и студентов, коллективное распределение деятельности, их коммуникативное взаимодействие;

3) критерий качества связи пространственно-предметного и социального компонентов.

Важным компонентом образовательной среды, по мнению учёного, выступает психодидактический компонент, включающий содержание образовательного процесса и осваиваемые студентом способы деятельности. При этом интегративным критерием качества образовательной среды является наличие средств, способствующих личностному, интеллектуальному, социальному развитию и саморазвитию всех субъектов [12].

По мнению И. Г. Шендрика, образовательная среда должна быть ориентирована на саморазвитие и самореализацию личности. И прежде всего содержание образования как результат освоения культуры, организация различных видов деятельности должны оказывать формирующее и развивающее воздействие на человека [13].

Важной особенностью образовательной среды как части социокультурного пространства, считает Н. Б. Крылова, является взаимодействие различных образовательных процессов и их составляющих, включенность обучающихся в культурные связи с обществом, в результате чего они приобретают опыт самостоятельной деятельности, усваивают культурное и духовное наследие своей страны [14].

Следует отметить, что образовательная среда военного вуза имеет ряд особенностей, к которым, по мнению М. В. Петровской, стоит отнести:

-          особенности военно-профессионального общения;

-          воинскую атрибутику;

-          уставную дисциплину;

-          режим секретности;

-          приоритет национальных интересов и национальной безопасности при определении содержания образования;

-          наличие жесткого контроля деятельности со стороны командования;

-          приоритет дидактических и воспитательных целей в образовательном процессе над развивающими;

-          доминирование мужского контингента среди преподавателей, военнослужащих и обучаемых;

-          психологическую напряжённость и др. [15]

По мнению С. А. Макогонова, педагогическая среда военных вузов должна обеспечить регулирование межличностных, межнациональных, межрелигиозных отношений, а также реализацию принципа единства, согласованности и преемственности в учебной и управленческой деятельности вуза [16].

Образовательную среду военного вуза А. В. Межуев рассматривает как комплекс социально-педагогических обстоятельств, условий, кадрового, материально-технического, учебно-методического обеспечения, наличие правил, традиций, ценностных установок, корпоративных норм, состояние морально-психологического климата, отношений, оказывающих прямое или опосредованное влияние на развитие личности курсанта, на его вхождение в военную корпоративную культуру, в процесс решения задач жизнедеятельности, воспитания и самовоспитания [17].

Под образовательной средой военного вуза мы понимаем сложившуюся многоструктурную систему подготовки курсантов, будущих военных специалистов, включающую информационные ресурсы, взаимодействие преподавателей и курсантов, технологии обучения и научно-методическое обеспечение образовательного процесса, дидактических принципов построения образовательного процесса. В данном контексте роль преподавателя заключается не столько в информационном обеспечении учебного процесса, сколько в организации образовательной среды, способствующей раскрытию личностного и познавательного потенциала курсанта, использованию или разработке эффективной образовательной технологии, направленной на развитие личности курсанта.

Отметим, что образовательная среда в военном вузе по отношению к курсанту может оказывать как стимулирующее, так и угнетающее воздействие на саморазвитие личности. Стимулирующее воздействие образовательной среды способствует самореализации, самовыражению, раскрытию личностного потенциала курсанта, что, в свою очередь, будет обеспечивать развитие положительной мотивации, повышение продуктивности его деятельности.

Организация исследовательской деятельности курсантов вызвала необходимость создания исследовательской творческой среды, в которой появилась возможность формирования исследовательских умений и качеств курсантов.

Исследовательскую среду, на наш взгляд, следует рассматривать не только как совокупность условий, необходимых для плодотворной творческой деятельности, но и как систему взаимодействий, межличностных отношений, складывающихся в процессе осуществления совместной исследовательской деятельности преподавателей и курсантов. Развивающий, творческий характер исследовательской деятельности, свободное общение курсантов с преподавателями формирует у них учебно- и научно-исследовательские умения, способствует овладению поисково-исследовательскими способами поиска и отбора необходимой учебно-познавательной информации, развивает коммуникативные способности, деловые отношения и методологическую культуру.

В зарубежных исследованиях феномен «образовательная среда» вызывает заслуженно высокий интерес. По мнению зарубежных учёных, образовательная среда играет большую роль в подготовке современных, конкурентоспособных специалистов, готовых к обучению на протяжении всей жизни.

K. Иллерис в своей модели многослойного обучения, основанной на социальном конструктивистском подходе, образовательную среду рассматривает как обертывание вокруг нескольких измерений, которые включают как социальный, так и индивидуальный уровни; познание и эмоции; технико-организационные и социокультурные контексты [18].

Дж. Саломон считает, что образовательная среда не только стимулирует обучение и развитие компетенций, но и может быть основополагающей для сохранения и укрепления здоровья, благополучия и творческого развития человека [19].

П.-E. Эльстрем и Х. Кок говорят о том, что образовательная среда должна рассматриваться как организационная среда, которая поощряет формирование знаний и обмен ими, служит основой для успешных инновационных проектов. Организационная среда, организационная культура, по мнению учёных, являются важными платформами для обучения и подготовки современных специалистов [20].

О. А. Эль Сави и другие убеждены, что в образовательных учреждениях должна быть создана организационная среда, в которой осуществляется учебная деятельность в различных формах обучения, ориентированных на развитие и саморазвитие студентов. Организационная среда является важной частью как индивидуального обучения в вузе, так и обучения в группе, непосредственно на производстве, что способствует формированию знаний и реализации коллективных инновационных проектов [21].

 П. Ючевичене, Г. Гинтаре определяют образовательную среду как пространство, включающее информационные ресурсы, опытных преподавателей, практические и интерактивные технологии обучения. Совокупность данных компонентов образовательной среды позволяет обучающимся развивать знания, умения и ценностные представления [22]. 

Далеко не полный анализ различных подходов к определению понятия «образовательная среда» позволяет сделать вывод о том, что проблема определения и создания оптимальной образовательной среды в учебных организациях является достаточно актуальной. Учёные единогласно считают, что эффективность обучения учащихся (студентов, курсантов), их творческое развитие, высокая мотивация и познавательная активность, высокие результаты разных видов деятельности зависят от создания творческой среды, имеющей современные средства обучения и высокоразвитый коллектив единомышленников (преподавателей и обучающихся), совместная деятельность которых способствует развитию и саморазвитию личности обучающегося.

 

Методологическая база исследования

 

Методологическую базу исследования составили работы Э. Н. Гусинского и Ю. И. Турчаниновой [23], Е. В. Бондаревской [24], И. С. Якиманской [25] (личностно ориентированное обучение), Л. Гринкруг и Б. Фишман [26], А. В. Кирьяковой [27], В. С. Елагиной и Э. М. Меттини [28] (аксиологически ориентированное образование), В. И. Андреева [29], Е. А. Климова [ 30], Я. А. Пономарева [31] (индивидуально-творческий подход), А. Н. Леонтьева [32], В. Н. Сагатовского [33], В. А. Никифорова [34] (деятельностный подход).

Личностно ориентированный подход к образовательной среде военного вуза как один из важных методологических подходов позволяет создать условия, способствующие индивидуальному выбору учащимся своего жизненного и профессионального пути, определению ценностных ориентаций, оказывающих влияние на свободное самоопределение личности. Исследовательская деятельность, на наш взгляд, является одним из важнейших факторов личностного развития и саморазвития человека, проявления им своих уникальных, субъектных качеств. Организация исследовательской деятельность обеспечивает процессы самопознания, саморазвития, самоактуализации, самосовершенствования и самореализации личности курсантов, то есть развития их индивидуальности.

Аксиологический подход обеспечивает ценностное наполнение содержания образования, которое рассматривается нами как необходимое условие развития будущего военного специалиста. Свободное владение фундаментальными знаниями позволяет курсантам не только решать сложные профессиональные задачи, выполнять задания, но и проявить творческие способности в процессе работы над исследовательскими проектами, в рационализаторской деятельности. Организация профессиональной подготовки на основе аксиологического подхода позволяет формировать и развивать у курсантов ценностное отношение к жизни, будущей военной профессии, осознанное отношение к её специфике, вырабатывать собственный стиль поведения и мировоззрения, приобретать навыки самоконтроля.

Основное назначение индивидуально-творческого подхода мы видим в создании условий для саморазвития личности, её творческих способностей, профессиональной позиции исследователя. Индивидуально-творческий подход предполагает осознание каждым курсантом себя как творческой индивидуальности, определение своих профессионально значимых качеств, а также качеств, необходимых для исследователя, требующих постоянного развития и самосовершенствования.

Организация различных видов деятельности, в том числе и исследовательской, с учётом особенностей профессиональной подготовки курсантов в военном вузе предполагает использование деятельностного подхода. Исследовательская деятельность курсантов носит целенаправленный, творческий, поисковый характер, а результат обеспечивается широким кругом знаний и умений, владением теоретическими и эмпирическими методами, навыками самостоятельной опытно-экспериментальной работы, практическим опытом исследовательской работы.

Данный комплекс методологических подходов, на наш взгляд, является необходимым и достаточным для решения обозначенной проблемы исследования.

 

Результаты исследования

 

Развивающая образовательная среда военного вуза способна формировать у курсантов поисково-исследовательские способности, используя в этом процессе активные нетрадиционные формы обучения, организуя свободное общение с преподавателем в рамках сотрудничества и совместной работы над исследовательскими проектами, участие в научных конференциях и семинарах.

Являясь субъектами исследовательской деятельности, курсанты начинают осознавать себя самоценной личностью, то есть личностью, осознающей свою индивидуальную значимость.

Самоценность личности в психологии рассматривается как совокупность оценочных и притязательных качеств человека. При этом важным моментом является конгруэнтность, то есть согласованность человека с самим собой. Ощущение самоценности личности в исследовательской деятельности позволяет курсантам поверить в свои познавательные и личностные возможности, принимать взвешенные самостоятельные решения, работать в команде, уважать ценности других людей, сотрудничать, устанавливать деловые и межличностные отношения. В условиях сотрудничества, совместной исследовательской деятельности курсант и преподаватель становятся партнерами по общей деятельности и развитию. Чем более курсанты ориентированы на достижение успеха в своей деятельности, тем ярче у них вы­ражена креативность.

Креативность курсанта раскрывается в его способности и готовности к созданию новых идей, схем мышления, решению разнообразных проблем, возникающих в разных областях научных знаний, в том числе и военных.

Развитие креативности неизбежно ведёт к развитию личности. «Только в творчестве осуществляется личность, а его отсутствие означает отсутствие личности», считает В. А. Никифоров [35].

«Творчество для меня, – писал Н. Бердяев, – не столько оформление в конечном творческом продукте, сколько раскрытие бесконечности, полет в бесконечность, не объективация, а трансцендентирование» [36].

Потребность в творческом выражении своей индивидуальности, в постоянном совершенствовании своего мастерства, в поиске новых средств самореализации является важнейшим мотивом роста и развития личности курсанта.

Сущность творческого подхода к организации исследовательской деятельности курсантов состоит в том, что, создавая условия для их самореализации, он позволяет включить механизмы саморазвития и развития творческих возможностей, собственной позиции и убеждений. При этом основой саморазвития личности должен стать индивидуальный опыт курсанта, формируемый и определяемый социальной и образовательной средой. Кроме того, творческий подход предполагает осознание каждым курсантом себя творческой личностью, определение своих личностных качеств как исследователя, требующих постоянного совершенствования и корректировки.

Безусловно, развитие творческих способностей курсантов, творческой направленности происходит под воздействием среды, создаваемой в образовательной организации.

Образовательная среда вуза должна быть творческой, развивающей, включающей совместную творческую деятельность, сотрудничество преподавателей и курсантов, занимающихся исследованием актуальных проблем военной науки и образования в военном вузе. Такая среда наиболее оптимальна для развития исследовательских способностей, так как в ней создается благоприятный психологический климат, способствующий созданию условий для совместной деятельности; взаимосвязи целей и задач исследовательской деятельности и реализации технологий формирования исследовательских умений и навыков. При этом первостепенной задачей руководителя исследовательской деятельности должна стать организация творческой среды, а затем уже реализация технологии формирования исследовательских умений.

В творческой образовательной среде у курсантов развиваются характерные для креативности качества, а именно:

-          беглость ума, выражающаяся в количестве оригинальных идей и решений;

-          оригинальность, способность генерировать нестандартные идеи, разрабатывать новые способы решения исследуемых проблем;

-          гибкость ума, проявляющаяся в способности быстро реагировать на изменяющиеся условия деятельности и в соответствии с этим менять направления поиска стратегий решения проблемы, пересматривать свои выводы, не зависеть от мнений других; отказываться от неэффективных решений в пользу новых, более эффективных;

-          восприимчивость, чувствительность к мельчайшим деталям исследования, противоречиям, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;

-          критичность, выражающаяся в умении взвешивать приводимые аргументы, подвергать сомнению свои идеи и мысли, строго оценивать результаты исследовательской деятельности, находить слабые и сильные стороны, обоснованно доказывать истинность основных положений исследования, рассматривать предметы с разных сторон, предлагать оригинальные способы решения проблем;

-          самостоятельность мышления, проявляющаяся в умении увидеть новую проблему, найти способы решения её собственными силами.

Таким образом, в перечисленных выше характеристиках отчетливо выражается творческий характер мышления.

Если в вузе создана образовательная среда, ориентированная на организацию и осуществление исследовательской деятельности (научные кружки, научное общество курсантов, исследовательские проекты, конференции и семинары по актуальным проблемам военного образования, военной науки и т. п.), то очевидно, что у курсантов неизбежно появится интерес к данному виду деятельности. Создавая творческую исследовательскую среду, мы создаем некоторую локальную среду, которая наполняется научным поиском, экспериментальной работой, исследованием проблемных областей, сотрудничеством и креативностью её участников. Такая среда, безусловно, способствует саморазвитию курсантов.

Творческая исследовательская среда способствует развитию личности курсанта, участвующего в исследовательской и экспериментальной деятельности. Исследовательская среда предоставляет курсантам возможность не только удовлетворить потребность в участии в исследовательской деятельности, индивидуально или в группе, самостоятельно или с преподавателем, но и проявить собственную активность, инициативность, самостоятельность, личностные качества.

Основным методом проектирования и моделирования исследовательской среды должна быть разработка алгоритма предстоящих действий. В алгоритме моделирования и проектирования исследовательской среды мы выделяем следующие ключевые элементы:

  1. Определение курсантами цели и задач исследовательской деятельности, а также стратегии её реализации.
  2. Разработка содержания образовательного процесса, способствующего формированию у курсантов необходимых предметных знаний и умений, а также знаний особенностей исследовательской деятельности, владение методами познания, что позволит достичь определенного уровня функциональной грамотности и личностного роста.
  3. Разработка технологической организации образовательной среды на основе организации исследовательской деятельности, организации взаимодействий, развития мотивов и познавательного интереса.
  4. Разработка модели социальной организации образовательной среды, в которой приоритет отдается совместной творческой деятельности, построенной на партнерских отношениях, авторитетности педагогов, взаимопонимании, сплоченности и сознательности. Такая среда, безусловно, создает позитивное настроение и способствует развитию умений работать в «команде».
  5. Организация индивидуальной для каждого курсанта образовательной среды, способствующей удовлетворенности участников исследовательской среды, развитию самостоятельности и ответственности, высокой творческой продуктивности, осознанию не только личной значимости, но и сопричастности к общим результатам деятельности.
  6. Организация интеллектуальной рефлексии, позволяющей судить об эффективности исследовательской среды в общем и исследовательской деятельности в частности.

Перечисленные элементы направлены на развитие личностного и познавательного потенциала курсантов, удовлетворение их интересов, профессиональных запросов, потребностей в личностном росте, что, в свою очередь, способствует успешной адаптации к быстро изменяющейся жизненной и военно-профессиональной среде.

Не следует забывать, что качество создаваемой образовательной среды во многом определяется её учебно-методическим, информационным, материально-техническим, финансовым и кадровом обеспечением, что в своей совокупности открывает большие возможности для создания благоприятных для учебной и научно-исследовательской деятельности условий.

Развитие личности неразрывно связано с понятием «саморазвитие». По мнению М. А. Щукиной, переход к саморазвитию является определенным этапом в развитии личности, гарантировать его невозможно, но можно помочь подготовить. Концепция педагогической поддержки саморазвития основана на положении о том, что личность нуждается в побуждающих и поддерживающих действиях со стороны педагога [37].

Вместе с тем саморазвитие – осознанный целенаправленный процесс самопознания и самосовершенствования, оно направлено на выработку и развитие тех качеств личности, которые являются для неё значимыми, желаемыми и актуальными для жизни и деятельности в определенный период жизни. При этом человек пытается использовать весь свой познавательный и личностный потенциал.

Исследовательская среда содержит в себе возможности для создания условий, способствующих саморазвитию личности курсанта как исследователя, самореализации его в исследовательском проекте.

 

Заключение

 

Таким образом, образовательная, исследовательская среда, организуемая в военном вузе, ориентирована на признание приоритета самоценности курсанта, его самостоятельности и активности, учёт субъектного (индивидуального) опыта и организацию совместной творческой деятельности преподавателя и курсанта, их коммуникативного и межличностного взаимодействия. Образовательная среда должна способствовать развитию и саморазвитию личности.

Создание исследовательской среды предполагает прогнозирование возможностей среды для организации исследовательской деятельности, условий для личностного развития и саморазвития курсантов.