Full text

В начале XXI в. в России ускорились процессы эволюционного формирования институтов гражданского общества. Эти процессы, направленные на вовлечение субъектов гражданского общества в различные социальные процессы, схожи с процессами, происходящими в западных странах.

Прежде всего, это связано с необходимостью поиска и апробации новых форм заботы о человеке в современном обществе, которые не могут обеспечить и дать государственные структуры ввиду различного рода экономических и организационных проблем. Это приводит к потребности развития новых форм взаимодействия и партнерства с субъектами, которые ранее не играли существенной роли в обеспечении потребностей человека. Такой спрос формирует в правовом поле новые организационно-правовые формы, понятия и социальные институты, к числу которых в первую очередь относятся некоммерческие организации (далее – НКО).

Но так как опыт развития некоммерческого сектора в России достаточно невелик, то уместно будет обратиться к примерам других стран. В данной работе автор рассматривает опыт развития третьего сектора в США и выявляет основные тенденции, которые складываются в США в плане развития НКО и его роли в гражданском обществе США.

Некоммерческие США – социальные , благотворительные организации, группы и ассоциации – часто на острие государственных политических , над которыми государственные служащие. НКО таких случаях в качестве политически активных деятелей, которые лоббируют изменения институтов на уровне страны или отдельного штата или выступают в разработчиков отдельных решений – законопроектов, новых правил и институтов. В от коммерческих организаций, которые часто ( и не ) работают на с ограниченным на государственную , некоммерческие организации основном в общественной , в сфере интересов человека общества, а означает, что НКО или отсутствие в том случае, когда старается пресечь действия, оказывают глубокое на работу органов власти.

На сегодняшний день в США работает приблизительно 1,4 млн некоммерческих организаций.

Некоммерческий сектор является системообразующим компонентом гражданского общества, он многочислен и разнообразен по составу участников и способам действий.

В этот список входят:

-          90% дневных центров по уходу за детьми, начальных и средних школ;

-          50% колледжей и университетов, столовые для голодных и бездомных, религиозные миссии, национальные и городские парки, частные и корпоративные фонды;

-          2/3 центров социального обслуживания;

-          65% музеев;

-          95% библиотек, художественные галереи, ботанические сады и зоопарки, почти все симфонические оркестры;

-          свыше 60% клиник и больничных комплексов, ассоциации потребителей;

-          67% центров по проведению фундаментальных научных исследований [1].

К началу 2000-х гг. расходы на услуги некоммерческих организаций, зарегистрированных в налоговых органах США, равнялись почти 700 млрд долл. (с учетом труда волонтеров) [2].

Главными сферами деятельности некоммерческих организаций в США являются здравоохранение, образование и социальные услуги. На рубеже XXI в. по числу организаций (28 тыс.) и занятого персонала (4 млн человек) доминировали НКО медицинского профиля; за ними следовали НКО в сферах образования и научных исследований – 20 тыс. НКО и 2 млн человек, а также социальных услуг – 25 тыс. НКО и 1,5 млн человек. Вклад некоммерческих организаций в увеличение объема общественных благ сочетается с пожертвованиями семей, имеющими следующую динамику: в 1980 г. объем пожертвований составил 25,5 млрд долл., а к 1997 г. превысил 143 млрд. В 1984 г. средства на благотворительность выделяли 47% американских семей, в 2003 г. – 76%, в 2017 – 95% [3].

влияние НКО сформировалось США после Великой рецессии, некоммерческие организации различного рода власти конкурировали ограниченные ресурсы, то налоговые или частные . И ирония в том, оба сектора общества: НКО государство – обещали одни те услуги – помочь и нуждающимся в решении проблем, потому коммерческий сектор сможет и не будет помогать [4].

Сегодня органы власти признают, что организации, которые облагаются налогом, вносить существенный в социальные гражданские институты местах, обеспечивая жизнеспособность, тем создавая благо сообщества, например, музеи, театры, центры и или работая качестве основных на территории услуг: больниц, продуктов питания учреждений по психического здоровья, в качестве работодателей, так как доля НКО рынке труда составляет около 10 от общей , что делает третьим по , следуя за розничной и производством. , НКО могут себя на и неактивно, в таком они будут в качестве власти, но роль будет проявляться в фрилансеров – получателей заказов и муниципальных услуг.

США – федеративное государство, и каждый штат имеет собственное законодательство, в том числе в отношении налогообложения некоммерческих организаций, законодательство о юридических лицах, в том числе о бесприбыльных, а также устанавливает и собственные налоги, и налоговые льготы (например, благотворительные организации освобождаются от налога штата на доход и налога с продаж), но наиболее существенными для НКО являются федеральные налоги [5].

На федеральном уровне не существует законодательства в отношении некоммерческих организаций, кроме содержащихся в ст. 501 Налогового кодекса США критериев для предоставления статуса освобожденной от налогообложения организации, что позволяет НКО не платить налог на доходы.

Некоммерческая организация формируется согласно законодательным нормам каждого конкретного штата. Данный тип компании подразумевает ее создание, в частности, для общественных, научных, информационных, спортивных и других целей.

Некоммерческая организация создается путем регистрации свидетельства (Аrticles of Incorporation) в регистре предприятий соответствующего штата. Важно, чтобы в тексте регистрационного свидетельства присутствовали пункты, указывающие на бесприбыльный характер деятельности данной компании.

Некоммерческие организации в Америке с точки зрения Налогового кодекса, закона о реформе двухпартийных выборов, законодательства о лоббистской деятельности и прецедентных решений Верховного суда США делятся на несколько видов по следующим критериям:

-          полностью освобожденные от налогов;

-          освобожденные от налогов спонсоры (частные лица или фирмы) таких организаций (полностью или частично) на сумму взносов в НКО;

-          уровень раскрытия информации перед властями США и общественностью своих спонсоров и доноров;

-          уровень разрешенной лоббистской и/или политической деятельности;

-          возможность выполнять функции организации иностранного агента (этот критерий очень точен де-юре, но весьма и весьма неточен де-факто).

Таким образом, в США нет единого статуса НКО, а существует целый набор типов организаций, созданных не для извлечения прибыли. Эти организации по-разному облагаются налогами, имеют разную степень открытости внутренней информации, а также по-разному регистрируются и контролируются местными и федеральными властями.

Ключевую роль в регулировании статуса и условий работы НКО играет Налоговый кодекс (IRC), так как после своего оформления конкретная НКО подает именно в налоговое ведомство заявку на присвоение ей соответствующего кода и связанных с ним налоговых льгот.

Некоммерческие организации перечислены в пункте 501(с) Налогового кодекса.

Самым выгодным статусом с точки зрения получения налоговых льгот и одновременно прав на определенную лоббистскую деятельность является статус организации подпункта 501 (с)(3).

Право получить этот статус имеют:

-          религиозные организации;

-          образовательные организации;

-          благотворительные организации;

-          организации, занимающиеся изучением и мониторингом вопросов общественной безопасности (включая экологию);

-          организации, ставящие своей целью предотвращение насилия по отношению к детям или животным;

-          американские и международные аналоги детско-юношеских спортивных школ;

-          организации, направленные на развитие любительского спорта.

Все эти организации платят лишь местный земельный налог, освобождены от подоходного налога (как федерального, так и устанавливаемого законодательством штата), а также от других налогов. Все пенсионные платежи и платежи с налога на доходы физических лиц в таких структурах – дело самого сотрудника. Более того, люди и компании, жертвующие в организации подпункта 501 (с)(3), также имеют возможность снизить налогооблагаемую базу на сумму пожертвований: полностью в случае федерального подоходного налога и частично (от 30 до 80% налогооблагаемой базы – рознится от штата к штату) в случае подоходного налога, устанавливаемого штатом.

Организациям, пользующимся льготами по статье 501 (с)(3), категорически запрещается вести политическую деятельность независимо от того, являются ли они иностранными агентами или нет. Налоговый кодекс США прямо указывает на такой запрет. Этим организациям разрешено вести определенную лоббистскую деятельность (в большинстве штатов расходы на лоббизм не должны превышать 20% от общего бюджета НКО), однако она:

-          должна укладываться в рамки требований Налогового кодекса;

-          соответствовать уставным задачам самого НКО.

Налоговая служба США имеет право отзывать у НКО ранее предоставленные льготы по статье 501 (с)(3) или не давать такие льготы, если сочтет, что организация изначально не подходит под обозначенные выше критерии.

Гораздо большей свободой в общественной деятельности пользуются организации, статус которых подпадает под действие статьи 501 (с)(4). Это так называемые гражданские лиги, «организации, имеющие целью общественное благо» и местные (то есть не выходящие за пределы штата) ассоциации наемных работников. Наличие указания на «общественное благо» дает им широкие возможности для лоббирования и даже для политической агитации. Что совершенно запрещено подобным структурам, так это агитация на выборах за или против определенного кандидата или партию.

Налоговый режим для этих организаций во многом отличается от режима для НКО, пользующихся льготами по статье 501 (с)(3). Организации подпункта 501 (с)(4) также освобождены от федерального подоходного налога и частично – от подоходного налога штата, но платят при этом полную ставку земельного и имущественного налога. Что более важно, лица и компании, спонсирующие организации подпункта 501(с)(4), не получают никакого вычета из налогооблагаемой базы.

Однако НКО статьи 501(с)(4) имеют возможность истратить на неосновную деятельность (в том числе политическую и лоббистскую) до 50% своих средств.

К иным типам некоммерческих организаций в США относятся:

  1. Комитеты политического действия (PAC – Political Action Committee) – создаются с целью сбора средств и агитации за конкретную партию и/ или кандидата.
  2. «Высшие комитеты политического действия» (Super PAC – Super Political Action Committee) – создаются с целью сбора средств и агитации за те или иные темы политической повестки, а не за конкретного кандидата и/или партию.
  3. Так называемые частные фонды, создаваемые для некоммерческих целей.

Оба вида комитета политических действий имеют примерно такие же льготы, как и НКО, подпадающие под действие статьи 501 (с)(4). Они могут истратить на политическую деятельность, включая агитацию за или против конкретных кандидатов и партий на выборах, 100% своих средств. Однако комитеты политических действий обязаны раскрывать информацию о своих спонсорах, тогда как НКО, имеющие статус по статьям 501 (с)(3) и 501 (с)(4), делать этого не обязаны и могут сохранять в тайне данные о спонсорах. Компенсацией за это являются гораздо более широкие возможности комитетов политического действия в части ведения политической агитации [6].

мы исследуем НКО в сегодня, то можно увидеть, крупные НКО в лоббистских , происходящих в . Это объясняется фактом: в федеративной США всё распределяется в столице: и деньги, , налоги, расходы и местных власти, все, оказывает огромное на работу сектора на . И участие в этих в высших эшелонах власти охарактеризовать как конкуренцию НКО чиновниками и за общественный . И здесь может возникнуть : кому общество доверять роль отстаивании интересов сообществ? Сенаторам, подотчетны своим избирателям общественности на по вопросам налоговых ассигнований программы и ? Или независимым организациям, чьи лидеры не избирались, пользуются открыто членов организации, которых не налогами и за сами НКО не должны ? А может , должно быть между ними? философский вопрос, характеризующий политическую , на которой демократия США специфичность формата НКО с в США.

некоторые конкретные , характерные США, особенно период с 2013 г. по настоящее .

Первой тенденцией назвать борьбу НКО в за большое налоговых льгот. 2013 г. налоговые стали внедрять «платежи вместо на недвижимость ». Данную политику крупные ассоциации , и она направлена на по налоговым оплаты за НКО в , чтобы высвободившиеся тратить на и реализацию  значимых проектов.

2013 г. разгорелся между местными власти и организациями в изменений налогообложения НКО – прямые в бюджет вместо налогов недвижимость НКО. , которые зависели налоговых поступлений местные бюджеты, угрозу для своих муниципалитетов том, что налоговое правило их налоговых от НКО, особенно в тех , где налогоплательщиками были . Освобождение их налогов в прямых фиксированных в медицинские, и образовательные оставляло муниципалитеты доходов, которые ранее получали могли использовать обеспечения своего портфеля.

В , где зарождалась практика налогообложения, работе местной НКО привела конфликту с мэром [7].

В , в долине , примерно в 50 к северу Филадельфии, два перевели свои больницы и на такое . Национальный совет организаций заявил, введение налоговой привело к запросов на программы в крупных школ больниц.

В 2012 г. почти 40 процентов налоговых обязательств оплате налога недвижимость в , штат Род-, были освобождены налогов, включая университеты, больницы, церкви, учреждения культуры и правитель­ственные здания. Когда столкнулся с бюджета в 110 млн долл., власти , что, если не некоммерческий этих учреждений, них не такого дефицита , а даже бы сверхсборы. и некоммерческие вели сложные спорные переговоры, в конечном уравновесили финансовые города в необходимых доходов обеспечения городской , исходя из некоммерческих организаций.

штате Мэн некоммерческие организации решение города право работы учреждений на , в котором , что их не должна налоговыми льготами. в том, эти организации культурные услуги населению, часто извлечения больших , правда, эти не устраивали политиков, которые получить доходы налога за имущества этими [8].

Другой тенденцией обозначить изменения в решениях налогообложению о .

Некоторые города принимать решения налогообложении землепользования основе соображений доходов, не , что может быть в интересах . Эта «фискальная землеполь­зования» была в городах, были отклонения зонировании территорий, позволили превратить частные объекты активные, процветающие центры обслуживания.

, в 2013 г. совет Гринсборо, Каролина, решил на сделку частным девелопером, не с продовольственным кооперативом, ему муниципальные продали торговый с низким как избыточную собственность. Совет решил продать частному застройщику с интересами сторонников продуктовой кооперации, надеялась получить объект, потому это означало дополнительные доходы использования имущества облагаемых налогов.

Следующей тенденцией, характеризующей НКО и власти, являются с государственными .

Некоммерческие организации оказываются в с общественными и профсоюзами . Основы данного зародились во финансового кризиса депрессии, когда местные органы заключили контракты предоставление ключевых с местными организациями. Сторонники исторического решения , что это деньги муниципалитетов улучшило качество услуг, но группы государственных рассматривают данную как стандартный , экономящий за счет работ низкооплачиваемыми с меньшими .

В последнее эта тенденция . Многие муниципалитеты на внешний такие услуги, медицинские клиники, подготовка и услуги. Некоторые , что программа чартерных школ квинтэссенцией передачи государственных услуг некоммерческим организациям. мэр Нью-, Билл де , особенно критиковал школы. Кроме , политика аутсорсинга давление на органы власти причине сокращения фондов государственных . Сокращение общего выплат работодателя пенсионным выплатам размер «необеспеченных » или пенсионных ; проще говоря, пенсионерам будет платить [9].

И завершение стоит отметить руководителей НКО высокопоставленных должностных .

В 2013 г. высокопоставленные местные чиновники вступили конфликт с организациями на местного самоуправления. Нью-Йорке Блазио навлек на себя некоторых крупных организаций и лидеров – защитников парка в . Конфликт возник почве того, мэр города процесс перераспределения из оперативного Центрального парка другие, более парки в с низкими , а не перемещения денег рамках бюджета , что привело, по мнению , к посягательствам управляемые ими .

Другой пример связан с мэром Лос- Эриком Гаркетти, назначил очень руководителя фонда Управления стратегического . Этот офис общественные и ресурсы по гражданским программам, партнерские отношения – первую очередь институциональными, корпоративными семейными фондами – финансирования инициатив, городом, как , в сочетании некоммерческими организациями уровне общин.

время банкротства несколько частных обсуждали с судьей по о банкротстве, контролировал судебное , вопрос предоставления долларов в погашения городского , чтобы защитить художественных произведений от продажи аукционе, а в процессе защиты детей от финансовых банкротства города. данный процесс критикой в прозрачности процесса, план является примером частной , которая несет себе долгосрочный общественный эффект. Идея бы в некоммерческого благотво­рительного для покупки Детройтского института из собст­венности , защиты ее продажи по в процессе города и сотен миллионов в пенсионной города [10].

Другая произошла в : новый бросил вызов организациям, решившим программой выплаты налогов за [11]. Он создал сотрудника старшего , аналогичную той, находится в -Анджелесе, с повышения уровня между городом его благотворительным , по вопросу совместных программ некоммерческими организациями решения проблем хронически недостаточных сообществах, а для того, чтоб развить связи, помочь некоммерческим сломать бюрократизм.

Все вышеприведенные примеры и тенденции приводят к одному четкому выводу: независимо от взглядов и критики местные некоммерческие организации обязаны защищать себя, свою работу и своих клиентов. Это означает, что развитие конструктивных отношений НКО с государственными чиновниками жизненно необходимо для снижения конфликтов и проблем. Существует более чем достаточно примеров некоммерческих организаций, даже целых общин, подвергающихся лобовым нападкам на их ресурсы со стороны государственных и местных органов власти.

Чтобы продвигать свои миссии и привлекать деньги, которые им нужны для достижения миссии, не говоря уже о том, чтобы защищать свои активы от рейдов, некоммерческие организации, поставщики социальных услуг должны иметь возможность влиять на общественное мнение и политическое руководство. Это означает формирование сотрудничества и коалиций с сильным посылом для всего сообщества сохранения единства, которое укрепляет приверженность интересам сообщества и избирателей, о которых политические лидеры также заботятся.

Наконец, это не должно быть исключительно защитной позицией. «Держите руки в стороне от моих налоговых льгот, и пока мы на них, увеличивайте финансирование» не является устойчивой пропагандистской повесткой дня для некоммерческих организаций. Правительственные должностные лица должны были принять ряд очень сложных решений и быть подотчетны избирателям, которые сами были сильно затруднены рецессией. Некоммерческие организации должны искать и предлагать способы работы с государственным сектором, повышая эффективность каждого. Правительство должно быть открыто к этому, и данная повестка должна реализовываться по всей стране на всех уровнях власти, там, где решается большая часть местной налоговой политики.

В заключение можно сделать вывод о том, что в настоящее время российские НКО (особенно в сфере социального обслуживания) находятся на начальной стадии развития, в отличие от зарубежных НКО, которые являются активными участниками политических процессов и позиционируют себя как партнеры в осуществлении различного рода социальных программ. Данное заключение можно сделать по доле государственного участия в финансировании НКО. Поэтому российским НКО необходимо более широко и открыто заявлять о своем существовании и праве участвовать в государственной политике, причем уже на стадии разработки и принятия решения в той или иной социально значимой области.

Очень важно отметить, что в крупных городах США существуют специально созданные управления по формированию стратегических совместных проектов органов власти и НКО, что говорит о глубоком сотрудничестве, направленном на развитие местных сообществ. Поэтому НКО в России нужно активно продвигать идею формирования проектных комитетов, проектных офисов по выравниванию мер поддержки для НКО на территории, определения четких правил соучастия государства в совместных проектах с НКО и формирования совместной дорожной карты по развитию местных сообществ.