Full text

В условиях реализации пятилетних планов развития народного хозяйства в сфере деятельности республиканского Наркомата торговли отчетливо прослеживались тенденции, при которых рост населения Башкирии и его культурные запросы настоятельно требовали расширения розничной торговой сети и в городах, и в сельской местности. За первые две пятилетки в торговле республики наметилось отставание темпов роста торговой сети от роста населения, но только с 1938 г. данное обстоятельство повлекло за собой изменения плановых показателей. Добиться роста оборотов государственной и кооперативной торговли не представлялось возможным без развития материально-технической базы, так как от этого напрямую зависел объем товарной массы, проходящий через розничную сеть Башкирии. Имелась настоятельная необходимость развертывания сети магазинов, ларьков, палаток, а также заготовительных пунктов, через которые торговые предприятия отчасти покрывали недостаток товарных фондов за счет местных ресурсов. Увеличение розничной торговой сети предусматривалось главным образом в государственном секторе за счет Башторга в городах республики, особенно в промышленных центрах. Источником роста сети являлись в основном помещения, занятые не по назначению, а также помещения, требовавшие капитального ремонта и переоборудования. Планы развертывания торговой сети в 1930-х гг. проектировались в областном разрезе и отдельно по Уфе. Розничная сеть Уфы планировалась отдельно согласно письму Наркомата торговли СССР от 20 октября 1937 г. При этом планами не была охвачена сельская сеть Башсоюза, так как потребкооперация проектировала развитие своей сети самостоятельно [1].

В 1930-х гг. розничная торговая сеть Башкирии существенно эволюционировала. К примеру, при переходе к первой пятилетке в октябре 1928 г. из 8753 торговых предприятий в розничной сети 7000 принадлежало частному сектору [2]. В дальнейшем государственная и кооперативная торговля стремительно вытеснили частника с рынка. Так, в 1930 г. по данным официальной статистики, только 5,6% все еще принадлежало частному сектору, причем в общем количестве предприятий розничной торговли доля частника составляла 6% [3]. Начиная с 1931 г. вся розничная торговля в стране осуществлялась государственными и кооперативными организациями (не считая колхозных рынков). Таким образом, государственной торговле и потребительской кооперации надлежало в процессе развития собственной сети компенсировать выпадение частной розничной сети. Следовательно, если на рубеже 1920–1930-х гг. розничная сеть несколько сокращалась из-за вытеснения частника с рынка, то уже с 1932–1933 гг. рост торговой сети в Башкирии стал прослеживаться в сферах государственной и кооперативной торговли. Так, планом 1933 г. прирост сети был определен в 8,6% до 4883 единиц, в том числе по городу на 6,6% и по селу – на 9,1%. Развитие сети предусматривалось в первую очередь в рабочих районах и новостройках, а также значительно расширялась торговая сеть на селе [4].

Розничная торговая сеть республики по плану на 1936 г. состояла из 3807 единиц, в том числе 862 единиц в городе и 2945 единиц на селе [5]. Некоторое сокращение сети было вызвано изменением функций потребительской кооперации. Произошло укрупнение торговой сети, что, с одной стороны, способствовало повышению рентабельности отдельных сельпо и улучшению материально-технической базы, с другой стороны, несколько увеличился радиус обслуживания потребителей.

Развитие розничной сети Башкирии в 1930-х гг. в целом соответствовало общесоюзной динамике. Из доклада В. М. Молотова «О третьем пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР» от 14 марта 1939 г. на XVIII съезде ВКП(б) следовало, что в целом по Советскому Союзу за вторую пятилетку обороты в государственно-кооперативной торговле выросли с 40 до 126 млрд руб. [6] В результате этого цены колхозно-базарной торговли сильно снизились. Однако выполнить задачу второй пятилетки по снижению розничных цен на предметы широкого потребления не удалось. Вместе с тем во всесоюзном масштабе сохранялась тенденция отставания развития розничной сети от роста объемов товарооборота. Так, И. В. Сталин в своем отчетном докладе на XVIII съезде партии отметил, что за вторую пятилетку розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли вырос на 178%, в то время как розничная сеть выросла только на 25% [7].

Третий пятилетний план намечал значительное увеличение доходов колхозников. В результате принимаемых мер к подъему сельского хозяйства денежные доходы, получаемые колхозниками по трудодням и от реализации сельскохозяйственной продукции, должны были увеличиться больше чем в 12,7 раза [8]. С учетом того что доходы крестьянства увеличились от дальнейшего роста кустарных промыслов, рост доходов в деревне должен был быть еще больше. Следовательно, возникла необходимость покрыть растущие доходы населения притоком соответствующей товарной массы в разнообразном ассортименте, в том числе в глубинные районы.

В соответствии с этим должен был быть обеспечен рост розничной государственно-кооперативной торговой сети и повышение культурного уровня всего торгового дела. Для этого Наркомат торговли получил право на устройство торговых помещений в нижних этажах новых домов. Необходимо также было развернуть строительство торговых баз и складов, правильно организовать доставку и завоз товаров в торговую сеть.

В быстрорастущих сельскохозяйственных районах требовалось усиленно развивать сеть лавок и магазинов с товарами, обслуживающими назревшие бытовые, ремонтные и строительные нужды крестьянства.

Кроме того, заметную роль в развертывании товарооборота и торговой сети сыграло постановление СНК СССР от 29 августа 1936 г. «О работе потребкооперации». На селе вместо мелких неприспособленных лавок стали появляться новые специализированные магазины: раймаги, сельмаги, культмаги. По состоянию на конец 1938 г. торговая сеть Башкирии претерпела заметные изменения. Если в 1932 г. всех торговых предприятий в Башкирии было 4155 единиц, то в 1938 г. – 5846 единиц, то есть рост составил 40%. В том числе торговых предприятий в городах республики было 1160 единиц и на селе – 4685 единиц, без учета сезонной торговли. Торговая сеть на селе к концу 1938 г. по линии потребкооперации имела магазинов и лавок 3887 единиц, из них 54 раймагов, 113 сельмагов, 38 культмагов, 36 продмагов [9].

Из объяснительной записки к плану развертывания торговой розничной сети в Башкирии на 1938 г., составленной под руководством Наркома торговли республики П. К. Коршунова, следовало, что только в Уфе намечалось открытие специализированных магазинов по линии Союзтекстильшвейторга, Союзкультторга и Союзунивермагторга. В плане также предусматривалось расширение сети заготовительных пунктов. Развитие сети колхозной торговли в районных центрах и поселках городского типа не подлежало планированию, так как базары в городах республики ежедневно не работали.

Ограниченность капиталовложений в строительство торговой и складской сети в 1930-х гг. привела к увеличению главным образом мелкой розничной торговли. Росла сеть ларьков и палаток, которые не могли полностью удовлетворить запросы населения республики. Кроме того, в течение 1930-х гг. сеть ларьков развивалась в основном на окраинах городов и на новостройках, причем ларьки находились зачастую в неудовлетворительном состоянии. Ларьки во многих случаях размещались в крестьянских амбарах или в неутепленных дощатых сараях. Следовательно, развитие розничной сети в Башкирии не соответствовало запросам населения. Особенно бедной была розничная сеть на окраинах городов. Исходя из данных обстоятельств в третьей пятилетке намечались существенные изменения в темпах развертывания и обеспечения торговой сети. Всего было запланировано строительство 24 магазинов, из них 13 в Уфе, по три в Белорецке и в Стерлитамаке, по два в Белебее и Ишимбаево и еще одного в Бирске. Кроме того, предполагалось освоение нижних этажей в строящихся домах. Предполагалось построить 13 керосиновых лавок и 144 ларька, а также 120 разносок и развозок.

Таблица 1

План развития торговой сети государственной и кооперативной торговли

на третью пятилетку 1938–1942 гг. по Башкирии

 

Сектор товарооборота

1938 г.

1939 г.

1940 г.

1941 г.

1942 г.

Городская сеть

Магазины

510

538

578

605

634

Ларьки и палатки

456

502

540

567

587

Развозки

83

107

142

162

186

Сельская сеть

Магазины

991

1017

1392

1497

1688

Ларьки и палатки

2643

2768

2797

2853

2888

Мелкая сеть

843

1073

1177

13130

1432

Сост. по: НАРБ. Ф. Р-976. Оп. 1. Д. 358. Л. 13.

 

Представленный в табл. 1 план развертывания розничной сети был составлен исходя из запроектированного роста объемов товарооборота. На 1942 г. рост оборота в Башкирии был определен с учетом того, что к концу пятилетки, по сравнению с 1937 г., товарооборот по СССР должен был возрасти на 63%.

При ежегодном росте товарооборота потребкооперации Башкирии на 10% к концу третьей пятилетки абсолютный прирост за пять лет должен был составить 366 млн руб., то есть 84%.

До начала Великой Отечественной войны в целом по Советскому Союзу и в Башкирии в частности удалось сократить разрыв между темпами роста товарооборота и темпами развертывания торговой сети. С 1937 по 1940 г. сеть магазинов и палаток в Советском Союзе возросла на 121,5%, в то время как розничный товарооборот возрос на 139,4% [10].

В целом оборот на 1942 г. был определен в 800 млн руб. Это было обусловлено тем положением, что потребление трудящихся должно было возрасти ориентировочно в два раза. Следует отметить, что с началом Великой Отечественной войны данный план подвергся существенной корректировке.

Так как торговля в Башкирии, особенно по селу, во второй пятилетке имела темпы ниже, чем средние показатели по СССР, то в третьей пятилетке предусматривался рост выше на 20%, чем было указанно в тезисах В. М. Молотова. Республиканские власти данное обстоятельство считали вполне обоснованным, потому как товарооборот Башкирии должен был сравняться с уровнем других республик, областей и краев.

К концу третьей пятилетки по сравнению с 1937 г. рост торговой сети должен был составить 43,3%, особенно большой прирост предусматривался по магазинам. Имелось директивное указание, что каждое сельпо должно было иметь свой сельмаг. Кроме того, в каждом районом центре был предусмотрен культмаг, а также по большинству районов предусматривалась организация продмагов. В тезисах В. М. Молотова указывалось, что рост торговой сети потребкооперации должен был составить 25%. В Башкирии прирост проектировался исходя из того, что имелись селения по 70–80 дворов, в которых вообще не было лавок потребкооперации [11].

Существенной проблемой потребкооперации Башкирии следует признать отсутствие плановых вложений в основные отрасли работы, особенно в лавочное строительство. К примеру, в 1937 г. на территории республики в строительство лавок вообще не было капиталовложений. В 1938–1939 гг. лавки потребительской кооперации в большинстве своем имели не специально построенные помещения, а приспособленные для торговли столовые и пекарни.

Для того чтобы улучшить работу и организовать действительно культурную советскую торговлю, требовалось значительное количество предприятий, как торговых, так и производственных. Кроме того, требовалось построить новые предприятия и закупить новое оборудование для обслуживания возраставших потребностей сельского населения республики.

Задачи потребкооперации в третьей пятилетке в области улучшения материально-технической базы заключались в том, чтобы привести в культурное состояние все предприятия, в том числе магазины, лавки и столовые. Эти предприятия должны были соответствовать общему росту благосостояния трудящихся.

В третьей пятилетке намечался трехкратный рост капиталовложений по сравнению с 1937 г., за все пять лет в торговые предприятия потребительской кооперации Башкирии предполагалось вложить 13021 тыс. руб. [12]

Следует отметить, что организационное состояние розничной сети потребкооперации отличалось от государственного сектора. В системе Башсоюза при наличии 63 административных районов на 1 января 1940 г. имелось 60 райпотребсоюзов и три райпо. В 1939 г. Белорецкое райпо было реорганизовано в райпотребсоюз, а также в связи с организацией нового района был организован Улу-Телякский райпотребсоюз.

В 1939 г. в систему Башсоюза было принято от башкирской Совхозсекции 38 рабочих кооперативов. Кроме того, произошло разукрупнение некоторых сельпо, было организовано 24 сельпо и два рабочих кооператива. Всего на 1 января 1940 г. в Башсоюзе состояла 621 организация низового звена.

Таблица 2

Торговая сеть потребительской кооперации Башкирии с учетом принятой сети от других торгующих организаций по состоянию на 1 января 1940 г.

 

Торговые точки

На 1 января 1939 г.

На 1 января 1940 г.

Раймаги

54

56

Сельмаги

113

476

Продмаги

36

42

Культмаги

38

44

Хозмаги

5

11

Детмаги

1

1

Прочие магазины и лавки

2796

2982

Палатки и ларьки

960

942

Развозки и разноски

90

85

Итого

4093

4639

Сост. по: НАРБ. Ф. Р-389. Оп. 1. Д. 947. Л. 1.

 

Данные табл. 2 свидетельствуют, что торговая сеть потребительской кооперации в Башкирии в течение года существенно увеличилась, особенно по количеству сельмагов. Планом Центросоюза на 1939 г. было установлено задание Башсоюзу: открыть два раймага, 422 сельмага, из них за счет переоборудования торговых помещений – 205 единиц. Кроме того, требовалось открыть 182 лавки и 80 ларьков-палаток. Чистый прирост торговой сети был установлен в количестве 486 единиц [13]. Фактически прирост сети составил 546 единиц, то есть 112% к плану. Однако из представленных в табл. 2 цифр следует, что план открытия сельмагов все же был недовыполнен на 59 единиц.

Из обслуживаемых потребкооперацией районов только один не имел раймагов (Улу-Телякский). Следует признать, что в связи с ростом торговой сети обслуживание значительно приблизилось к населению.

Если в количественном значении торговая сеть получила существенный рост, то в отношении оборудования торговых помещений имелось много недостатков. Потребительской кооперации предстояло спланировать работу так, чтобы имевшиеся торговые помещения были оборудованы и приспособлены к обслуживанию потребителя.

Из постановления Совнаркома республики «О результатах развития розничной сети» следовало, что к 1940 г. руководство Башсоюза не обеспечило открытие предусмотренного планом количества сельмагов. Фактически было открыто 363 магазина вместо предусмотренных 432 магазинов по плану. План ремонта также был выполнен только на 63% [14].

Совнарком Башкирской АССР пришел к выводу, что руководство потребительской кооперации не уделило должного внимания работе по оборудованию сельмагов и не оказало конкретной помощи сельским потребительским обществам в деле организации сельмагов, чем сорвало задачу по приближению торговли сложного ассортимента к пайщикам-колхозникам.

Не был выполнен план открытия чайных: вместо 20 было открыто только 14. Потребкооперации не удалось решить проблему реализации неходовых, залежалых и неправильно завезенных товаров, остаток которых на 1 января 1940 г. выразился в сумме 1843 тыс. руб. Местные финансовые органы и Госбанк также не принимали надлежащих мер в отношении кооперативов, которые допускали затоваривание.

Президиум Башсоюза ограничился установлением дифференцированных норм транспортных расходов по райпотребсоюзам, но не обеспечил доведение установленных норм скидок до каждого сельпо с учетом особенностей их работы и отдаленности от баз. В результате некоторые сельпо получили убыток от пользования транспортными средствами.

Большинство магазинов потребкооперации не имело отпечатанных типографским способом прейскурантов цен на товары, во многих организациях системы Башсоюза не удалось организовать должного контроля, не проводились ежемесячные инвентаризации товарно-материальных ценностей. В практику работы баз и магазинов не была введена заборно-лимитная книга по учету товаров.

Кроме того, в Башсоюзе за 1930-е гг. не удалось полностью укомплектовать штат инструкторов, вследствие чего не обеспечивалась надлежащая помощь низовым организациям.

За неудовлетворительное выполнение постановления от 25 января 1939 г., за отсутствие серьезной борьбы по ликвидации растрат и хищений, невыполнение плана открытия сельмагов и за не обеспечение системы потребкооперации пригодным весоизмерительным оборудованием президиум Башсоюза получал регулярные предупреждения от СНК Башкирии.

Вместе с тем была осуждена практика и тенденция председателей райпотребсоюзов, направленная на сокращение головных магазинов сельпо и организацию за счет их сельмагов без использования под сельмаги имевшихся в районах торговых и неторговых помещений. Совнарком республики потребовал немедленно восстановить головные лавки, переделанные и переоборудованные под сельмаги, а выполнение плана открытия сельмагов требовалось обеспечить за счет других торговых и неторговых помещений в районах Башкирии.

В заключение отметим, что при всех выявленных нами недостатках динамика развития торговой сети на территории Башкирии в 1930-х гг. носила в основном экстенсивный характер. Качественные изменения явно были недостаточными. С одной стороны, розничная торговая сеть республики как государственного сектора, так и потребительской кооперации за 1930-е гг. последовательно увеличивалась, с другой стороны, большинство торговых предприятий в соответствии с требованиями 1930‑х гг. имели ненадлежащее материально-техническое обеспечение. Кроме того, рост государственной и кооперативной торговой сети в Башкирии из года в год значительно отставал от роста объемов розничного товарооборота и различного рода заготовок.