Full text

Функционирование предприятий невозможно само по себе без учёта деятельности конкурентов, которые, по крайней мере, являются звеньями одной цепи – экономики. Именно поэтому так важно изучать конкурентов и, исходя из этого, сообразно принимать обоснованные решения в пользу повышения конкурентоспособности применительно к отдельно взятой организации. Сама конкурентная борьба позволяет вычленить из множества организаций непременных лидеров, способных производить по-настоящему качественные и актуальные для современной жизни товары и услуги, которые будут востребованы населением. Жизнь в условиях конкурентной борьбы – непременный фактор, определяющий само право на существование той или иной организации.

Конкуренция одновременно имеет и положительные, и отрицательные стороны:

-          создает условия для развития научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. В ходе ее «вымываются» экономически неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;

-          чутко реагирует на изменение спроса, ведет, соответственно, к удешевлению издержек производства, выравнивает рост цен, а в ряде случаев снижает их;

-          в известной мере выравнивает норму прибыли на капитал, соответственно, и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.

К числу негативных сторон можно отнести следующие:

-          придает бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы, инфляции и банкротства;

-          ведет к дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения;

-          ее следствием может быть перепроизводство товаров и недогрузка мощностей в периоды производственных спадов.

Только выявив сильные и слабые стороны соперников можно верно оценить их потенциал, цели и стратегии, собственно, что и позволит в будущем стратегически буквально сосредоточить внимание на том направлении, где соперник слабее. И это станет правильным путем к усилению собственного превосходства в конкурентной борьбе.

Удачливость фирмы обусловливается возможностью предоставить продукты и сделать предложения, наиболее востребованные условиями рынка и покупателями. Вследствие этого необходимо уделять пристальное внимание такой характеристике фирмы, как конкурентоспособность.

Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что все фирмы и организации в большей или меньшей степени сталкиваются с задачей – быть конкурентоспособными, вследствие этого нужно анализировать сложившееся на рынке положение и брать на себя ответственность за проведение мероприятий по увеличению конкурентоспособности.

Понятие конкурентоспособности компании включает в себя большой спектр финансовых данных, определяющих состояние компании на отраслевом рынке.

Как отмечает Г. Б. Бакалягин, «конкурентоспособность предприятия – это способность осуществлять свою деятельность в условиях рыночных отношений и попутно получать при этом прибыль, достаточную для научно-технического совершенствования производства, стимулирования работников и поддержания продукции на высоком уровне» [1].

При этом под конкурентоспособностью понимают такую характеристику продукции, которая показывает ее отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.

Поскольку конкуренция фирм на рынке принимает вид конкуренции самой продукции, возрастает значение свойств, придаваемых продукции фирмой, изготовившей и продающей ее на рынке.

Следует заметить, что товары, таким образом, должны не только обладать набором технических, эстетических, эргономических и других свойств, но и отвечать условиям их реализации (цена, сроки поставки, сервис, престиж фирмы, реклама и т. д.).

Надо обозначить, что конкурентоспособность продукции определяется совокупностью потребительских (качественных и количественных) данных, позволяющих удовлетворять особенные потребности рынка. Конкурентная продукция просто и быстро реализуется на потребительском рынке по менее затратным каналам. Практически продукт проходит испытание конкретной группой клиентов.

Коммерчески прибыльный сбыт продукта вероятен только на определенном рынке в конкретных критериях конкуренции. Конкурентоспособность находится в зависимости от степени удовлетворения клиента продуктом и определяется лишь совокупностью качеств, которые представляют бесспорный интерес для конкретной группы клиентов. Иные свойства и качества продукции во внимание не принимаются. Продукт с более высоким уровнем свойств имеет возможность быть наименее конкурентоспособным в случае, если его цена увеличилась за счет придания товару новых качеств, не востребованных группой покупателей, для коих он был специализирован. Кроме того, один и тот же продукт может быть конкурентоспособен на внутреннем рынке и не конкурентоспособен на внешнем, и напротив.

Таким образом, неизменность высококачественных данных продукта, его конкурентоспособность способны изменяться в обширных границах, реагируя на перемены конъюнктуры рынка, под влиянием рекламы и других внутренних и внешних по отношению к товару факторов.

Итак, конкурентоспособность (К) – это сравнительный, «адресный» показатель, относящийся к конкретной группе потребителей и в самом общем виде выраженный следующей формулой [2]:

,

где Q – удовлетворенность покупателя продукцией; С – качество послепродажного обслуживания или сервиса; Цп – цена потребления.

Численное выражение конкурентоспособности составляет понятие уровня конкурентоспособности [3].

На уровень конкурентоспособности предприятия важное влияние оказывают промышленный уровень безупречности технологических процессов изготовления, применения новых изобретений и открытий, внедрение современных средств автоматизации производства.

Конкурентоспособность продукции (услуги) находится в зависимости от ряда моментов, влияющих на предпочтительность продуктов и определяющих размер их реализации на предоставленном рынке. Эти моменты можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности и поделить на три группы: технико-экономические, платные, нормативно-правовые.

Технико-экономические моменты включают: качество, продажную стоимость и издержки на использование или же на употребление продукции или же предложения. Эти составляющие находятся в зависимости от производительности и интенсивности труда, потерь изготовления, наукоемкости продукции и др.

Платные моменты определяют обстоятельства реализации продуктов на определенном рынке. Они включают: конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соответствие между спросом и предложением предоставленного продукта, национальные и региональные особенности рынка, действующие на составление платежеспособного спроса на эту продукцию или услугу); предоставляемое обслуживание ( наличие дилерско-дистрибьютерских пунктов изготовителя и станции сервиса в арсенале клиента, качество технического сервиса и иных предоставляемых услуг); рекламу (наличие и действенность рекламы и иных средств влияния на покупателя с целью формирования спроса); имидж компании (популярность торговой марки, репутация компании, фирмы, страны).

Нормативно-правовые моменты отображают запросы технической, экологической и другой (возможно, морально-этической) защищенности применения продукта на предоставленном рынке, а еще патентно-правовые запросы (патентной чистоты и патентной защиты). В случае несоответствия продукта действующим в рассматриваемый период на рынке общепризнанным меркам и требованиям законодательства продукт не может быть реализован на рынке.

Итак, конкурентоспособность фирм находится в зависимости от рассмотренных выше моментов. Квалифицировать характер данной зависимости и обозначить ее количественно непросто, впрочем, ее присутствие считается катализатором для поиска связи между оценкой и увеличением конкурентоспособности. Больше всего для данной цели подходят экспертные способы. Целесообразно исследовать воздействие обозначенных моментов на предпочитаемость продуктов.

Конкурентоспособность фирмы обусловлена следующими причинами:

-           качество продукции и услуг;

-           присутствие действенной стратегии маркетинга и сбыта;

-           степень квалификации персонала и менеджмента;

-           технологическая степень производства;

-           налоговая среда, в которой функционирует предприятие;

-           доступность источников финансирования.

В свою очередь, составляющие и элементы конкурентоспособности являются многофакторными характеристиками, которые необходимо рассматривать как сложные самостоятельные объекты управления [4].

Таким образом, динамизм компании, т. е. ее способность к быстрому и масштабному маневру, с одной стороны, собственными ресурсами (включая персонал), структурой, построением бизнес-процессов, а с другой стороны, организацией партнерского взаимодействия, – превращается в решающий фактор конкурентоспособности.

Ключевым при разработке конкурентной фирмы выступает умение квалифицированно, быстро и действенно применять в конкурсной борьбе собственные конкурентоспособные выдающиеся качества. Все старания нужно направить на укрепление тех сторон, которые выгодно отличают предприятие от вероятных или же настоящих соперников.

Четкая ориентация на собственные сравнительные выдающиеся качества в конкуренции, неустанный их анализ как изнутри фирмы, так и за ее пределами определяют набор функций, производимых установкой управления основных фирм, состав их управленческих и инженерных групп, подходы к разработке стратегии предприятия.

Конкурентоспособная стратегия фирмы происходит из деловых отношений и инициатив, которые она использует для привлечения покупателей, сопротивления конкурентному давлению и закрепления собственных рыночных позиций. Перед предприятием стоит задача – откровенно и этично одержать победу над противниками, получить конкурентное превосходство на рынке и расширить собственную клиентуру.

Стратегия фирмы в области конкурентности, как правило, включает наступательные и оборонительные воздействия и делает упор на те из них, которые оправданы рыночными критериями. Не считая этого, она принимает кратковременные тактические учения, нужные для незамедлительного реагирования на изменение критериев, а еще меры на длительное воздействие на долговременные конкурентоспособные способности фирмы и ее рыночные позиции.

Общая стратегия фирмы только оценивает дилемму конкуренции, но не охватывает стратегии активной работы.

Конкурентоспособная стратегия относится к самому управленческому проекту, направленному на обеспечение удачной конференции и передачу покупателю высшей ценности.

Фирмы во всем мире желают применить все известные методы, дабы заинтересовать покупателей и вызвать у них желание совершить надлежащую покупку в целях опережения соперников и получения преимущества на рынке. Руководители разрабатывают кратковременные, тактические и долговременные стратегические меры, соответствующие специфической ситуации их фирмы и состоянию рынка, есть бессчетное количество разновидностей стратегий и их всевозможных аспектов. Таким образом, можно заявить, что существует столько же разновидностей стратегий, сколько соперников на рынке. Все стратегии можно поделить на некоторое количество групп. Выделим пять категорий конкурентных стратегий:

1)     Стратегия лидерства на базе невысоких потерь. Стремление стать поставщиком самых недорогих продуктов и предложений, привлекательных для широкого круга потребителей.

2)     Стратегия дифференциации или же индивидуализации – стремление индивидуализировать собственную продукцию для такого уровня, чтобы она выделялась среди продукции соперников и, таким образом, стала более привлекательной для широкого круга покупателей.

3)     Стратегия лучшей цены. Задача состоит в том, дабы иметь наиболее низкие потери и стоимость, чем у продукции соперников, обладающей подобными свойствами и качеством.

4)     Стратегия сосредоточения на узком разделе или же нише рынка на базе невысоких потерь. Сосредоточение на узком потребительском разделе и опережение соперников за счет невысоких издержек.

5)     Стратегия сосредоточения на узком разделе или же нише рынка на базе дифференциации. Предложение узкому сектору рынка продуктов и предложений, индивидуализированных под его вкусы и необходимости.

Любая из этих пяти ведущих конкурентных стратегий занимает собственное место на рынке и использует принципиально различные методы к управлению делом.

Следует обозначить, что конкурентоспособные качества фирмы ориентируются еще на широту мотивированного рынка. Вследствие этого перед выбором одной из совокупных стратегий предприятию надлежит квалифицировать ряд ограничивающих моментов, в частности ассортиментный комплект товаров, который станет конкурентным.

При этом предприятие имеет возможность избрать глобальный рынок или же небольшую рыночную нишу. Сочетая мотивированные рынки с ведущими стратегиями, предприятие расширяет спектр выбора стратегий. Когда стратегии минимизации расходов и дифференциации продукции нацелены на глобальный рынок, они именуются лидерством в издержках и дифференциацией продукции в соответствии с этим. Но когда эти же стратегии нацелены на рыночную нишу, они именуются фокусированием. Выбор определенной стратегии конкуренции находится в зависимости от стратегического потенциала фирмы и вероятностей расширения ее ресурсов. Именно внутренняя среда фирмы во многом определяет действенность избранной стратегии.