Full text

Рост информатизации разных сторон жизни общества, появление новых технологий получения, обработки и передачи информации не могли не отразиться на системе современного российского образования, в том числе и военного. Информатизация образования подразумевает внедрение в образовательный процесс информационных средств и ресурсов, а также технологий их применения в обучении.

Исследования в области информационно-коммуникационных технологий обучения иностранному языку (В. П. Беспалько, М. Г. Евдокимова, А. М. Кабанов и др.) свидетельствуют об особой роли электронных учебников и пособий в активизации иноязычной коммуникативной деятельности, формировании информационной культуры обучающихся, стимулировании их интеллектуально-творческого потенциала.

При всем многообразии существующих электронных образовательных программ одной из актуальных задач остается разработка и внедрение собственных электронных ресурсов и методик работы с ними [1]. Таким образом, обеспечение процесса обучения с помощью электронных учебников, разработка и апробация методик их использования являются одной из приоритетных задач работы военно-учебных заведений.

Согласно требованиям нормативных документов, электронный учебник (далее – ЭУ) должен обеспечивать высокий уровень наглядности, иллюстративности и структурированное представление учебного материала, возможность эффективного поиска информации [2]. Кроме того, обладая элементами гипермедиа и виртуальной реальности, интерактивными характеристиками, ЭУ, сохраняя все качества печатного издания, должен стать «инструментом обучения с расширенными возможностями» [3].

В качестве примера подобного электронного образовательного ресурса по подготовке военных специалистов рассмотрим ЭУ «Английский язык для адъюнктов и слушателей», разработанный на кафедре иностранных языков ВУНЦ ВВС «ВВА» в 2016 г. на основе печатного издания коллектива авторов В. В. Гладких, Т. В. Ларина, Ю. Е. Павлова с аналогичным названием [4].

Данный ЭУ, применяемый нами в практике обучения английскому языку слушателей магистратуры, рассчитан на 54 часа аудиторной работы и предназначен для формирования профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции, позволяющей успешно интегрироваться в международную профессиональную среду и использовать иностранный язык как средство межкультурного общения [5].

Тематически ЭУ состоит из трех основных разделов, имеющих в составе несколько модулей (уроков).

Раздел 1 «Основы профессиональной коммуникации военнослужащих» акцентирует внимание на подготовке к поддержанию устных речевых контактов на иностранном языке, отработке стратегии коммуникативного поведения в ситуациях повседневного, профессионального общения (в пределах программы).

Раздел 2 «Система военного образования» ставит целью совершенствование навыков чтения, перевода, аннотирования текстов из учебной, научно-популярной и научной и другой литературы, осуществление письменной коммуникации (тезисы выступления, доклада).

Раздел 3 «Достижения в области военно-профессиональной деятельности» совершенствует навыки иноязычного коммуникативного взаимодействия в ситуациях военно-профессионального и научного общения, развивает умения самостоятельно готовить и делать устные сообщения на профессиональные темы с использованием мультимедийных технологий.

Каждый урок включает следующие компоненты:

-          поурочный словарь;

-          лексические упражнения и тесты;

-          базовый текст и задания для развитие навыков чтения (в т. ч. тестового характера);

-          аудио-, видеоматериалы для развития навыков аудирования (в виде тестов);

-          упражнения коммуникативного характера;

-          задания для развития навыков письма;

-          дополнительные тексты и упражнения к ним.

Кроме того, ЭУ содержит разнообразный справочный материал.

Учебный материал (фактический, языковой, речевой) отрабатывается и закрепляется посредством широкого спектра интерактивных тестовых заданий: множественный выбор, дополнение высказываний, выстраивание последовательности, соотнесение синонимов/антонимов/эквивалентов, выявление правильных/ложных утверждений и т. д. Данный подход подразумевает возможность мониторинга и контроля процесса усвоения материала, коррекции ошибок, регулирования сложности задания и времени его выполнения.

Рассматриваемый ЭУ целесообразно использовать при введении нового материала и его закреплении. ЭУ содержит «озвученный» словарь, позволяющий ознакомиться с новыми словами, выражениями и отработать их произношение; разнообразный иллюстративный материал, облегчающий запоминание предъявляемого материала; тестовые задания на первичное закрепление.

ЭУ эффективен на этапе закрепления изучаемого материалаввиду встроенныхинтерактивных упражнений в форме тестовых заданий, направленных на развитие разных аспектов языка: лексики, грамматики, аудирования, чтения, письма. Последний аспект предполагает впечатывание правильных ответов с их последующей проверкой. Широко представленный в ЭУ наглядный материал (картинки, схемы) может стать отправной точкой комментирования, обсуждения, дискуссии, позволяя применить методы интерактивного, проблемного обучения.

С помощью электронного учебника удобно осуществлять повторение и обобщение изученного материала. Такой вариант предпочтителен на итоговых занятиях по теме, когда требуется выборочно «пролистать» и «освежить» содержание темы, повторить наиболее важные явления. ЭУ может использоваться как средство контроля обучающихся. В этом случае ЭУ используется с целью мониторинга хода учебного процесса.

Возможно самостоятельное изучениеучебного материала с применением ЭУ, что позволяет осуществлять обучение в индивидуальном темпе, с учетом уровня подготовки обучающегося (дифференцированный подход).

При таком подходе педагогу отводится роль помощника в отборе информации, в формировании и развитии необходимых умений и навыков иноязычного профессионального общения. Как справедливо отмечают исследователи Л. Бигл, Г. Дейвис, педагог производит мониторинг процесса обучения, оценивает уровень сформированности коммуникативных умений, дает рекомендации, предоставляет консультативную помощь [6].

Немаловажно отметить, что такие характеристики рассматриваемого ЭУ, как интерактивность, возможность самостоятельного освоения материала и самоконтроля, использование инфокоммуникационных технологий, позволяют рассматривать данный электронный учебник как средство дистанционного обучения [7].

Оптимизация процесса обучения слушателей магистратуры иностранному языку с применением ЭУ «Английский язык для адъюнктов и слушателей» обусловлена следующими факторами:

1)     наглядность представления учебного материала посредством аудиовизуального ряда; как следствие, развитие продуктивной речемыслительной деятельности на основе представления опор (графических, аудио-, визуальных);

2)     индивидуализация образовательного процесса, обеспечивающаяся выполнением индивидуального варианта учебного задания, его вариативностью (тестовые задания разного уровня сложности, выполняемые в регулируемое отведенное время), возможностью изучения материала в удобном/индивидуальном темпе, что помогает реализовать дифференцированное и разноуровневое обучение;

3)     оптимальная обратная связь при осуществлении мониторинга и контроля усвоения учебного материала (возможна непосредственная оценка результатов в ходе или после выполнения задания, своевременная коррекция и разбор ошибок);

4)     своевременность контроля, системный и постоянный характер контроля и самоконтроля хода усвоения учебного материала. Самоконтроль, текущий и промежуточный контроль в ЭУ осуществляется через систему электронных тестов и заданий, интегрированных в уроки. Для удобства работы в электронном формате учебник располагает широким спектром гиперссылок и переходов от одного вида работы к другому;

5)     акцент на развитии информационной культуры и грамотности.

Последнее представляется особенно важным при подготовке специалистов в техническом вузе, где особое внимание должно уделяться формированию готовности к использованию новейших компьютерных технологий в учебной и профессиональной деятельности [8, 9]. Как отмечает О. А. Никитенко, иноязычная подготовка магистров в компьютерной обучающей среде является важным средством формирования лингвокомпьютерной компетенции [10]. Действительно, использование в процессе обучения военных специалистов электронных образовательных продуктов, таких как электронный учебник, представляется эффективным способом актуализации междисциплинарных связей, формирования интегрированных знаний.

Думается, все перечисленные расширенные возможности ЭУ позволяют реализовать в обучении иностранному языку слушателей магистратуры таких основополагающих андрагогических принципов, как автономия обучения (autonomous and self-directed learning), практическая направленность обучения (goal-oriented, task-based approaches), принцип осознанного подхода к обучению (relevancy-oriented principles), являющихся важной предпосылкой выстраивания стратегии на непрерывное образование [11].

Применение данного подхода особенно продуктивно в подготовке магистров, поскольку данный контингент обучающихся отличает высокая степень дисциплинированности, ответственности, мотивации, стремление к самоуправлению, автономии в образовательной среде.

Действительно, расширенные возможности рассматриваемого ЭУ, такие как возможность самостоятельного отбора содержания и последовательности изучения материала, управления процессом его овладения, развития адаптивности и креативности, оценки результатов собственной образовательной деятельности, создают условия для формирования учебной автономии.

Автономия обучения, трактуемая как способность личности овладевать стратегиями и осваивать систему образовательной деятельности, является основой непрерывного языкового образования, готовности личности к «постоянному саморазвитию и самореализации в образовательной и информационной среде» [12].

В заключение следует отметить, что современное образование, в том числе и военное, немыслимо без совершенствования методик, обеспечивающих высокую теоретическую и практическую подготовку военных специалистов. Разработка, внедрение ЭУ, а также методик их использования в образовательную деятельность военного вуза по своей значимости являются важнейшими факторами, определяющими эффективность организации образовательного процесса, что, в свою очередь, способствует повышению качества образования подготовки обучающихся.