Full text

Выдающийся советский педагог-новатор В. А. Сухомлинский о конфликтах в школе писал: «Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом – большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо –и конфликтов не будет. Умение избежать конфликта – одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только охраняет, но и создает воспитательную силу коллектива».

Настоящий исторический период характеризуется кардинальными переменами и интенсивным развитием российского общества, изменяется политика государства в области образования. Одной из важных тенденций современного образования является возрастание роли личностной парадигмы, выражающейся в создании условий для полноценного проявления функций субъектов образовательного процесса.

Попытки преодолеть традиционные подходы в образовании в условиях его реформирования вызывают напряженность в сфере взаимоотношений, ведут к обострению конфликтогенной ситуации в современной школе. При этом под педагогическим конфликтом понимают взаимодействие субъектов педагогической системы, обусловленное противоречиями, возникающими в образовательном процессе [1].

В современном образовательном процессе актуальной является проблема конфликтологической культуры педагогов. Постановка проблемы педагогического общения, формирования культуры педагогов была исследована в трудах отечественных ученых П. П. Блонского, Л. С. Выготского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкого.

Так, конфликтологическая культура личности, по определению О. И. Щербаковой, представляет собой интегративное качество, основывающееся на экзистенциально-гуманистических ценностях, включающее культуру мышления и чувств, коммуникативную и поведенческую культуру и проявляющееся в оптимальных, соответствующих контексту стратегиях взаимодействия в конфликтах, обеспечивающих конструктивное решение проблем [2].

Под конфликтологической культурой учителя Н. У. Ярычев понимает систему конфликтологических знаний, умений и способов деятельности, которые необходимы для осмысленного осуществления педагогических функций в конфликтогенной образовательной среде и разрешения противоречий, возникающих между различными субъектами педагогического взаимодействия [3].

Рассмотрением понятия и содержания конфликтологической культуры занимались как Н. У. Ярычев, так и Н. В. Самсонова и Н. В. Куклева. К проблеме формирования конфликтологической культуры и ее характеристикам обращались такие ученые, как Н. В. Самсонова, Т. Н. Черняева, Н. С. Почекаева и О. И. Щербакова, Н. Давенпорт [4].

Для подготовки современного специалиста, способного к конструктивному межличностному взаимодействию в процессе профессиональной деятельности в условиях динамично меняющейся конфликтогенной среды, значимым является формирование его конфликтологической культуры как необходимого системного качества и важнейшего компонента целостной профессиональной компетентности [5].

Актуальность проблемы конфликтологической культуры педагогов обусловлена противоречиями между социальной потребностью общества в педагоге, обладающего развитой конфликтологической культурой, и возможностью общеобразовательной организации удовлетворять эту потребность; необходимостью развития конфликтологической культуры педагогов и недостаточной разработанностью теоретических и практических вопросов данной проблемы; отсутствием результативных программ формирования и развития конфликтологической культуры педагога в общеобразовательной организации.

Выявленные противоречия определили проблему нашего исследования, связанную с необходимостью решения задачи по формированию и развитию конфликтологической культуры педагогов общеобразовательной организации.

Таким образом, объектом нашего исследования является конфликтологическая культура педагогов. В качестве предмета мы определили процесс формирования и развития конфликтологической культуры педагогов общеобразовательной организации.

Цель работы заключается в изучении теоретико-методологических аспектов проблемы конфликтологической культуры педагогов и разработке модели формирования и развития конфликтологической культуры педагогов.

Задачи исследования связаны с анализом теоретико-методологических аспектов проблемы конфликтологической культуры педагогов, организацией диагностического исследования уровня этой культуры у педагогов общеобразовательной организации, с разработкой модели формирования и развития конфликтологической культуры педагогов.

В связи с тем что нас интересовали практические аспекты вопроса, мы провели локальное исследование проблемы педагогических конфликтов и конфликтологической культуры педагогов. В нем приняли участие педагоги МБОУ СОШ № 43 х. Бараниковский Славянского района Краснодарского края и контингент студентов заочной формы обучения филиала Кубанского госуниверситета в г. Славянске-на-Кубани – педагоги школ Краснодарского края.

В ходе исследования мы выявляли наиболее распространенные виды педагогических конфликтов, причины их возникновения, тактики поведения учителей в конфликтных ситуациях. Наиболее интересные данные проведенного исследования были нами представлены в ряде публикаций [6–8].

На основе наших исследованиймы оценивали уровень конфликтологической культуры педагогов и определяли степень ее развитости. Данные анкетного опроса педагогов и их ранжирование позволили сделать вывод, что большинству респондентов – 60% – присущ низкий уровень конфликтологической культуры; учителей со средним уровнем ее развитости 40%. Однако педагогов, обладающих высоким уровнем, мы не выявили [9].

В связи с дефицитом у педагогов исследуемого контингента высокого уровня конфликтологической культуры – а это является важной управленческой проблемой и задачей образовательной организации – мы начали поиск вариантов разрешения или «смягчения» этой проблемы. Для этого обратились к методу моделирования и разработке модели формирования и развития конфликтологической культуры педагогов общеобразовательной организации.

Л. В. Мардахаев рассматривает «модель» как систему элементов, воспроизводящих определенные стороны, связи и функции предмета исследования. В. А. Штофф предложил ее следующее определение: «Под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что её изучение даёт нам информацию об этом объекте» [10].

При построении модели нами учитывались полученные в ходе диагностического исследования данные, характеризующие уровень развития конфликтологической культуры педагогов МБОУ СОШ № 43 х. Бараниковский Славянского района и контингента студентов заочной формы обучения филиала Кубанского госуниверситета в г. Славянске-на-Кубани – педагогов школ Краснодарского края.

Мы сконструировали модель формирования и развития конфликтологической культуры педагогов общеобразовательных организаций, которая представлена на рисунке.


В нашей модели конфликтологическая культура педагога включает в себя такие содержательные элементы, как конфликтологические знания, конфликтологические умения, конфликтологическая компетентность, коммуникативная культура, информационная культура, поведенческая культура, психологическая культура, методологическая культура.

Рассмотрим каждый из компонентов подробнее.

Конфликтологические знания – это знания, которые нацеливают на полный отказ от серьезных конфликтов, полученные знания преобразуются в конфликтологические умения. Конфликтологические умения – это владение системой умственных, психологических и практических действий, направленных на достижение ясно осознанной цели конфликтного взаимодействия с помощью имеющихся у субъекта конфликтологических знаний [11]. Конфликтологическая компетентность – способность специалиста в реальном конфликте осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных последствий и разрешение социальных проблем.

Коммуникативная культура обеспечивает процессы обмена информацией, контакта субъектов совместной профессиональной деятельности, а информационная культура – это качественная характеристика профессиональной жизнедеятельности специалиста в области получения, передачи, хранения и использования информации. Поведенческая культура представляет собой меру и такт в поступках, в отношениях с окружающими, соблюдение возрастных требований и норм. Психологическая культура – это культура создания и восприятия психологических явлений жизни, отношение человека к действительности. Методологическая культура связана с познанием, пониманием, методикой и логикой осуществления профессиональной деятельности [12].


Этикет

Эмоциональная культура

Конфликтологическая культура педагога

(конфликтологические знания, умения, конфликтологическая компетентность, коммуникативная, поведенческая, методологическая и психологическая культура)

 

 

Профессиональная культура

Содержательный и программно-

процессуальный

 

      

ико-аналитический

Мотивационный компонент

Развитие и формирование конфликтологической культуры педагогов

 

Программно-процессуальный компонент

1. Реализация программы развития КК педагогов.

2. Формы и методы работы по формированию и развитию КК педагогов

Результативный компонент:

– здоровый (благоприятный) морально-психологичес­кий климат;

– уменьшение диапазона и объема конфликтных ситуаций;

– ориентация на сотрудничество;

– способность к диалогу;

– обладание толерантностью, тактичностью, дружелюбием, эмоциональной устойчивостью

Подходы:

1. Личностно ориентированный

2. Акмеологический

3. Системный

4. Деятельностный

5 Компетентностный

6 Профессиональный

 

 

Принципы:

1. Гуманизма

2. Креативности

3. Сотрудничества

4. Целостности

5. Культуросообразности

 Компоненты конфликтологической культуры

иагностико-аналитический

 Диагностико-аналитический

иагностико-аналитический

Мотивационно-целевой

иагностико-аналитический

Диагностический компонент

Диагностика уровня

конфликтологической культуры педагогов

 

 

Аналитический компонент

Анализ данных диагностического исследования

 

Целевой компонент

1. Улучшение морально-психологического климата в ОО.

2. Повышение уровня качественных показателей учебно-воспитательного процесса

 

 

 

Операционный

иагностико-аналитический

Аксиологический

иагностико-аналитический

Информационный

иагностико-аналитический

Информационный компонент

– знания по теории и практике конфликта;

– структура и динамика конфликтных ситуаций;

– стили конфликтного поведения;

– способы и приемы разрешения конфликтов;

– знания саморегуляции;

– технология предупреждения, управления, разрешения конфликтов

 

 

 

Аксиологический компонент

Совокупность конфликтогенных профессионально важных свойств и качеств, в сферах индивидуальности педагогов:

– интеллектуальная сфера;

– эмоциональная сфера;

– мотивационная сфера;

– волевая сфера;

– экзистенциональная сфера;

– саморегуляция

 

 

Операционный компонент

– система умений и навыков для решения конфликтогенных задач;

– способность оценивать правильность своих действий;

– этическое поведение;

– конфликтологические знания

Критериальный компонент

– повышение уровня КК педагогов;

– управление конфликтными ситуациями (диагностика, предвидение, прогнозирование, профилактика, разрешение);

–умение учитывать эмоциональное состояние другого

Содержательный компонент

Основные виды работ, направленные на развитие конфликтологической культуры

Критериально-результативный

иагностико-аналитический

Профессиональная культура включает:

  1. Деятельностную культуру
  2. Информационную культуру
  3. Коммуникативную культуру
  4. Правовую культуру
  5. Творческую культуру

Концептуальные основы системы формирования конфликтологической культуры педагогов

Мораль

Нравственность

 

 

 


 

 


 

 

 

 

 

 


 

 

 

 


 

 

 

 


 

 

 


 

 

 


 

 


 

 


 

 

 

 

 



Теоретическим и методологическим компонентом модели, содержанием и основой формирования и развития конфликтологической культуры педагогов являются понятия «мораль», «нравственность», «этикет», «эмоциональная культура» и «профессиональная культура». Все эти части взаимосвязаны между собой.

Концептуальные основы нашей модели включают в себя личностно ориентированный, акмеологический, системный, деятельностный, компетентностный, профессиональный подходы.

Модель основана на принципах гуманизма,креативности, сотрудничества, целостности, культуросообразности.

К числу ее важнейших компонентов относятся информационный, системный, аксиологический, операционный, диагностико-аналитический; мотивационно-целе­вой; критериально-результативный. Каждый из указанных компонентов направлен на решение определенных задач, которые, в свою очередь, способствуют формированию и развитию конфликтологической культуры педагогов. Но особо следует выделить содержательный и программно-процессуальный компоненты, связанные с разработкой концепции и непосредственной реализацией программы развития конфликтологической культуры педагогов, выбором форм и методов систематической организационно-управленческой работы по формированию и развитию указанных качеств и характеристик учителя.

Говоря о выявлении результативности нашей модели, необходимо учитывать следующие качества, которые должны сформировать педагоги вследствие повышения уровня конфликтологической культуры:

-          умение строить свои взаимоотношения с коллективом учащихся и педагогическим коллективом как единым целым;

-          умение управлять совместной деятельностью школьников в педагогическом процессе;

-          уменьшение диапазона и объема конфликтных ситуаций;

-          способность слушать и слышать других;

-          сформированность чувства эмпатии;

-          способность к диалогу;

-          умение разрешать конфликты в педагогическом процессе;

-          умение учитывать возрастные и индивидуальные особенности всех участников образовательного процесса;

-          ориентирование на сотрудничество;

-          обладание толерантностью, тактичностью, дружелюбием, эмоциональной устойчивостью

И, как следствие, в качестве критериальных показателей развития конфликтологической культуры педагогов мы выделим такой глобальный в масштабах конкретной школы показатель, как улучшение морально-психологического климата общеобразовательной организации и эффективности образовательного процесса.