Full text

В настоящее время наблюдаются позитивные изменения в отношении внимания к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), у которых особые образовательные возможности и степень нарушений, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией.

Описаны различные модели интеграции детей с ОВЗ (Н. Н. Малофеев, Н. Д. Шматко, Н. М. Шипицина, А. В. Ястребова и др.), дано обоснование необходимости внедрения инклюзивного образования, выработаны нормативно-правовые основы инклюзивного образования, идет поиск решений проблем здоровья, адаптации, социализации детей с ОВЗ в условиях образовательных организаций (школьных, дошкольных, дополнительного образования), проводятся исследования в выборе форм, методов, технологий, которые могут обеспечить доступность и успешность инклюзии/интеграции детей [1].

Образование детей в условиях инклюзии направлено на признание всех детей индивидуумами с различными потребностями и, исходя из идеи принятия индивидуальности каждого обучающегося, должно обеспечить удовлетворение особых потребностей интегрированного ребенка с ОПП. Следовательно, каждый ребенок должен быть обеспечен психологической поддержкой, вниманием, необходимыми условиями, которые будут способствовать достижению лучших результатов в его развитии, обучении [2].

Одним из первых авторов, обосновавшим идеи интегрированного обучения, был Л. С. Выготский. Он указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное обучение с обучением детей с нормальным развитием, отмечая при всех достоинствах специальной школы ее недостатки: замыкает своего воспитанника в узкий круг школьного коллектива; создает отрезанный и замкнутый мирок, в котором все приноровлено и приспособлено к дефекту ребенка; фиксирует его внимание на телесном недостатке и не вводит его в настоящую жизнь; развивает в этом ребенке навыки, которые ведут его к еще большей изолированности и усиливают его сепаратизм. Считал, что задачей воспитания ребенка с проблемами в развитии является его интеграция в общество и компенсация его недостатка прежде всего в социальном аспекте.

Н. М. Назарова выделяет ряд условий, при которых интеграция идет успешно: гарантированное соблюдение прав личности, личностно ориентированной концепции; материальная обеспеченность интеграционных процессов (проблемным детям нужно больше, чтобы быть равными), ненасильственный характер протекания интеграционных процессов; возможность выбора, альтернативы при наличии гарантированного перечня образовательных и коррекционных услуг; готовность общества к сосуществованию и взаимодействию с людьми с ограниченными возможностями и ограниченной трудоспособностью.

Н. Н. Малофеев считает наиболее оправданным рассматривать интеграцию как лишь один из возможных и необходимых подходов к образованию детей с отклонениями в развитии [3].

В. В. Коркунов подчеркивал, что интеграция – это не цель, а инструмент для реабилитации и нормализации многих и многих детей [4].

К образованию детей с ОВЗ существует три подхода:

-          дифференцированное обучение – обучение детей по адаптированным основным образовательным программам;

-          интегрированное обучение (обучение в отдельных классах на базе общеобразовательных учреждений при выборе различной доли интеграции: комбинированная, частичная, временная, эпизодическая);

-          инклюзивное обучение (обучение в одном классе детей с ОВЗ совместно с обычными детьми).

Современные подходы направлены на формирование и развитие социально адаптированной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения.

Модель инклюзии в России определяется исходя из целостности личности и среды (позиции Л. С. Выготского), при первостепенном значении для развития ребенка социальной среды.

Особую значимость приобретает создание охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды для ребенка, адекватной его возможностям, условий, позволяющих полноценно развиваться всем видам деятельности, корригировать отклонения высших психических функций, становления личности ребенка.

Большое значение придается организации и содержанию психолого-педагоги­ческого сопровождения ребенка и его семьи.

Основными принципами психолого-педагогического сопровождения являются непрерывность, систематичность, мультидисциплинированность сопровождения, индивидуальный подход, опора на наличные силы и потенциальные возможности ребенка [5].

При выборе вариантов и форм необходимо учитывать:

-          особенности развития и возможности каждого отдельно взятого ребенка;

-          готовность образовательного учреждения к обучению ребенка с ОВЗ.

Образовательная инклюзия рассматривается прежде всего как средство социальной реабилитации ребенка и его семьи, обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора образовательного маршрута для ребенка в зависимости от его физических и других возможностей [6].

В соответствии с принципом «нормализации» инклюзивное образование ориентируется на индивидуальные интересы, склонности, потребности каждого интегрированного ребенка, предоставляя ему равные права, адекватные условия для его личностного развития.

Удовлетворение особых потребностей интегрированного ребенка с особыми образовательными потребностями (далее – ООП), достижение лучших результатов в развитии, обучении возможно при принятии индивидуальности отдельного обучающегося и обеспечении каждому ребенку психологической поддержки, внимания, необходимых условий. Включение интегрированного ребенка в совместную деятельность должно способствовать повышению его активности в познании предмета деятельности, формированию мотивации на успешную деятельность.

Только специально подготовленный педагог может обеспечить возможность решения таких задач, как принятие индивидуальности каждого ребенка, удовлетворение особых потребностей каждого ребенка [7]. Исходя из стратегических задач определяются основные задачи деятельности педагога и специалистов:

-          изучение индивидуальных особенностей развития ребенка;

-          оказание квалифицированной помощи по предупреждению вторичных нарушений;

-          координация действий педагогической, психологической, дефектологической и медицинских служб;

-          вовлечение родителей в процесс сопровождения развития ребенка.

Взаимодействие специалистов на основе интеграции должно быть направлено на решение проблемы социальной адаптации каждого включенного ребенка в педагогический процесс.

У педагога, осуществляющего коррекционно-образовательный процесс, должны быть сформированы не только профессиональные компетенции, но и профессиональные качества. Педагог должен:

-          уметь принять новую систему ценностей, творчески реализовывать новые технологии обучения, стабильно добиваться высоких результатов в своей профессиональной деятельности, эффективно взаимодействовать в том числе с окружающим социумом;

-          обладать способностью решать проблему социализации детей с ООП, обладать знаниями специфики образовательных программ;

-          владеть методами психолого-педагогической диагностики, методами и технологиями обучения детей с ООП.

У педагога должны быть сформированы следующие качества:

-          принятие и понимание проблем ребенка с психолого-педагогической позиции;

-          компетентностное выполнение функциональных обязанностей;

-          готовность к творческой деятельности при построении индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих программ с учетом структуры дефекта, уровня актуального развития ребенка, уровня сформированности знаний, умений, навыков, представлений и состояния здоровья, обучающегося;

-          готовность к осуществлению дифференцированного подхода с учетом индивидуальных особенностей детей.

Педагог инклюзивного образования призван осуществлять свою профессиональную деятельность интегративно, осмысливать сопряженность с деятельностью других специалистов – участников образовательного процесса.

Методологическую основу содержания обучения детей с ОВЗ составляют общетеоретические положения Л. С. Выготского:

-          развитие аномального ребенка подчиняется тем же основным закономерностям, которые характеризуют развитие здорового ребенка;

-          обучение ведет за собой развитие, обучение и воспитание, занимает ведущую роль в психическом развитии;

-          специальное педагогическое воздействие на вторичные изменения психики может быть эффективным при условии мобилизации всех компенсаторных возможностей ребенка; то, что лежит в зоне ближайшего развития в одной стадии, реализуется и переходит на уровень актуального развития во второй стадии.

Положительное влияние на развитие детей, имеющих отклонения в развитии, на устранение психологического барьера при взаимодействии с другими детьми в системе интегрированного обучения, могут оказать «золотые правила» дидактики: постепенность, системность, индивидуальный подход.

Успешность педагогической работы с детьми с ОВЗ зависит:

-          от учета особых образовательных потребностей, определяющихся специфическими закономерностями развития детей;

-          характера и степени выраженности дефекта;

-          времени и характера их проявления;

-          выбора эффективных учебных программ, технологий обучения с учетом нарушений;

-          системы отношений к таким детям со стороны окружения;

-          создания условий для их воспитания;

-          организации и содержания психолого-педагогического сопровождения детей в инклюзивном образовании.

Сопровождение ребенка с ОВЗ представляется как комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ, движение вместе с ребенком, рядом с ним.

Основополагающим, приоритетным принципом является принцип соблюдения интересов ребенка [8].

Главная задача всех субъектов сопровождения заключается в получении информации о ребенке и ее обработке:

-          для организации индивидуального направленного обучения и воспитания;

-          слежения за ходом формирования новообразований личностного развития динамикой имеющегося потенциала;

-          оценки нормативности развития (индивидуальной формы функционирования личности относительно ее индивидуальных особенностей и частично предметных прогнозов педагогов и специалистов);

-          выбора основных направлений (учебно-воспитательный процесс, система дополнительного образования), подразумевающих коррекцию, психологическое сопровождение, социальную поддержку, индивидуальную помощь в обучении [9].

В настоящее время весьма актуальным является тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Тьюторство как особый тип педагогического сопровождения таких детей в условиях инклюзивного образовательного пространства для успешного обучения и социальной адаптации призвано:

-          создать благоприятную среду для ребенка при активном сотрудничестве со специалистами и тесном контакте с родителями;

-          поддерживать познавательный интерес обучающегося, анализировать перспективы и возможности расширения его диапазона [10].

Таким образом, анализ научных исследований и опыта практической деятельности показывает, что решение проблем развития детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования зависит от создания модели образовательного пространства, представляющего образовательный комплекс.

Для включения ребенка с ОВЗ в инклюзивное образование требуется:

-          определение статуса интегрированного ребенка;

-          создание педагогической (коррекционной) среды для развития ребенка;

-          оказание в необходимом объеме психологической помощи ребенку, которая позволит осуществить процесс полноценного развития ребенка;

-                    осуществление реабилитационной преемственности в коррекционном обучении.

В пределах прогнозируемой модели для каждого интегрированного ребенка должно быть определено создание таких условий, которые позволят обеспечить нормативный уровень развития процессов познания, саморегуляции, самоконтроля, потребностей.

Конкретно это должно выразиться в умениях организовать свою деятельность, приобретать необходимые общеинтеллектуальные, предметные умения и навыки, придерживаться нормативного поведения в условиях социальных ролей [11].

Эффективность интеграции детей с ОВЗ зависит от общепедагогических факторов:

-          корректирования коррекционного психолого-педагогического процесса с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка, его внутренних потребностей в овладении знаниями, умениями, навыками, в совершенствовании личностного развития;

-          профессиональной готовности специалистов;

-          выбора средств и методов взаимодействия в группе, направленных на формирование умений взаимодействия в учебной деятельности, на включение каждого ребенка в продуктивно-творческие виды деятельности и общения [12].

В рамках инклюзивного образовательного пространства акцент определяется персонализацией процесса обучения, разработки коррекционно-развивающих программ с учетом специфики проблем ребенка и его резервов.