В настоящее время государственная политика России в области высшего и послевузовского профессионального образования основывается на интеграции в мировое образовательное пространство. В связи с этим актуальной является проблема подготовки в вузах квалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда, как отечественном, так и мировом. Среди них важное место занимают специалисты высшей технической школы.
Несомненно, качество обучения выпускника высшей технической школы во многом зависит от наличия высококвалифицированных преподавателей, уровень подготовки которых, в свою очередь, должен соответствовать потребностям общества и рынка труда. Однако преподаватели технических вузов, являясь специалистами узкого профиля, зачастую имеют недостаточное представление о психолого-педагогических особенностях организации учебного процесса в вузе [1].
Ступенью высшего образования, цель которой заключается в подготовке научно-педагогических кадров в России, является аспирантура. Как известно, содержание подготовки современного кандидата наук включает блок специальных и общепрофессиональных дисциплин, а также выполнение научно-исследовательской работы. К вопросам методологической и психолого-педагогической подготовки будущих ученых нередко подходят формально. Однако многие исследователи (В. М. Жураковский, В. Г. Иванов, В. А. Приходько, В. А. Сластенин, И. В. Федоров и др.) считают, что такая подготовка является необходимым условием становления преподавателя вуза как грамотного педагога, обладающего определенными общими и профессиональными компетенциями [2, 3].
Следует отметить, что попытки включения методологической и психолого-педагогической составляющей в процесс подготовки научно-педагогических кадров предпринимались неоднократно, с самого начала возникновения вузов. Однако их сложно назвать удачными. Дело в том, что даже в процессе сдачи экзаменов кандидатского минимума возникали значительные трудности. Так, согласно сведениям Государственного архива Пензенской области (ГАПО), в Пензенском индустриальном институте в 1947 г. к сдаче экзаменов готовились 17 человек, однако только один человек сдал два экзамена и три человека – только один [4].
Логично предположить, что недостаточно высокая эффективность занятий была обусловлена загруженностью молодых преподавателей высшей школы учебным процессом, с одной стороны, и отсутствием эффективных технологий их подготовки в высшей школе – с другой.
В рассматриваемый период все вузы Поволжья нуждались в квалифицированных научных руководителях, научных школах, научной литературе, оборудовании, экспериментальной базе, необходимой для проведения исследований. В связи с этим будущие ученые для выполнения научно-исследовательской работы и подготовки диссертаций в основном направлялись в ведущие вузы страны. Так, по материалам Государственного архива Саратовской области (ГАСО) в 1946 г. из Саратовского автомобильно-дорожного института в годичную аспирантуру было направлено 11 человек [5].
В дальнейшем проблема психолого-педагогической составляющей в подготовке преподавателей постепенно начинает решаться руководством.
В исследуемый период она осуществлялась посредством участия молодых ученых в работе методических комиссий и методических кабинетов. По данным ГАПО, методические комиссии занимались повышением педагогической квалификации преподавателей. Основными формами работы методических комиссий были творческие объединения и семинары. В содержании работы, как правило, было запланировано посещение старшими коллегами лекций начинающих преподавателей с дальнейшим их обсуждением. С целью совершенствования методики преподавания специальных дисциплин начинающие педагоги регулярно должны были посещать лекции профессоров и докторов наук [6]. Работа методических кабинетов заключалась в проведении консультаций по вопросам методики преподавания в высшей школе, использования технических средств обучения и др. [7] По сведениям Ю. В. Чеботаревского, методические комиссии и кабинеты функционировали в Саратове, в автомобильно-дорожном институте при учебной части, и в Саранске, в Мордовском государственном университете [8].
Так, по данным газеты «За инженерные кадры», издаваемой в Пензенском политехническом институте (ППИ), функционировала школа молодого лектора. В содержание ее работы было включено изучение таких дисциплин, как научно-техническая подготовка, ораторское искусство, вопросы философии и политэкономии, эстетика, экономика и др. [9] Для изучения и решения основных вопросов развития высшей школы в Поволжском регионе страны Минвузом СССР на базе Саратовского политехнического института (СПИ) в 1969 г. был создан региональный Поволжский научно-методический совет, который возглавил доктор технических наук, профессор А. И. Андрющенко. В него входили ведущие ученые вузов Саратова, Пензы, Казани, Самары, Ульяновска и др. [10]
По данным Государственного архива Пензенской области (ГАПО), психолого-педагогическая подготовка преподавателей до конца 1960-х гг. осуществлялась также в виде проведения тематических конференций (к примеру, посвященных методике преподавания общепрофессиональных и специальных учебных дисциплин в техническом вузе) и организации методической работы кафедр [11]. Активно обсуждались методы преподавания изучаемых дисциплин, отдельных разделов учебных курсов; анализировались результаты взаимного посещения учебных занятий преподавателями кафедр и др. [12]
В 70-е – 80-е гг. XX в. психолого-педагогическая составляющая стала неотъемлемой частью подготовки региональных научно-педагогических кадров. Вместе с тем А. Я. Савельев и В. М. Зуев отметили, что содержание педагогической подготовки преподавателей в России в целом определялось каждым конкретным вузом самостоятельно [13].
В 1970 г. начал свою работу Университет педагогического мастерства. Педагоги, осуществлявшие процесс преподавания, были энтузиастами и зарплату не получали. Ректором Университета был А. К. Волчков, «страстный энтузиаст пропаганды педагогических знаний», проректором – доцент кафедры высшей математики Т. В. Семенова [14]. Через Университет педагогического мастерства велась широкая подготовка молодых педагогов, среди которых абсолютное большинство составляли ассистенты и старшие преподаватели.
Университет был призван существенно улучшить процесс преподавания учебных дисциплин в вузе, решить проблему включения психолого-педагогической составляющей в систему подготовки преподавателей высшей технической школы. В процессе обучения в Университете молодые педагоги имели возможность получать квалифицированную методическую помощь ведущих ученых, опытных педагогов высшей школы, что позволяло им избежать большого количества характерных ошибок, совершаемых в начале педагогической деятельности [15].
Университет педагогического мастерства имел своей целью подготовить к преподавательской деятельности молодых педагогов и аспирантов. Учебный план Университета был рассчитан на два года (четыре семестра), занятия проводились по два часа в неделю [16].
Учебная программа Университета педагогического мастерства включала следующие дисциплины: общая педагогика и педагогика высшей школы, учебный процесс в вузе, частные методики, ораторское искусство, основы риторики, логика, общая психология, возрастная психология и др. Ниже в качестве примера представлены календарно-тематические планы дисциплин «Педагогика высшей школы» и «Возрастная психология», преподаваемые в Университете педагогического мастерства г. Пензы.
Таблица 1
Календарно-тематический план дисциплины «Педагогика высшей школы» [17]
№ п/п |
Наименование темы занятия |
Количество часов |
1 |
Введение |
1 |
2 |
Задачи высшей школы в общей системе народного образования и в подготовке специалистов для народного хозяйства и культуры страны |
2 |
3 |
Основные вопросы теории обучения в высшей школе (дидактика) |
4 |
4 |
Планирование и организация учебного процесса в высшей школе |
3 |
5 |
Виды, формы и методы учебной работы. Лекция |
4 |
6 |
Практические занятия (упражнения) |
2 |
7 |
Семинарские и просеминарские занятия |
2 |
8 |
Лабораторные занятия |
2 |
9 |
Программированное обучение в высшей школе |
3 |
10 |
Курсовые и дипломные работы |
2 |
11 |
Курсовое и дипломное проектирование |
2 |
12 |
Самостоятельная работа студентов и консультации |
2 |
13 |
Производственная практика |
2 |
14 |
Особенности учебного процесса в заочной системе высшего образования |
3 |
15 |
Зачеты и экзамены |
2 |
Итого |
36 |
Таблица 2
Календарно-тематический план дисциплины «Возрастная психология» [18]
№ п/п |
Наименование темы занятия |
Количество часов |
Общие вопросы |
|
|
1 |
Предмет психологии |
3 |
2 |
Мозг и психика |
3 |
3 |
Психологические особенности юношеского возраста |
3 |
Психологические процессы и их развитие |
|
|
4 |
Ощущения и восприятия |
3 |
5 |
Внимание |
3 |
6 |
Представления и память |
3 |
7 |
Мышление, воображение, речь |
3 |
Формирование личности |
|
|
8 |
Личность, мировоззрение, характер, сознание |
3 |
9 |
Способности |
3 |
10 |
Психологические основы обучения и воспитания в вузе |
3 |
Итого |
30 |
К чтению лекций в Университете педагогического мастерства привлекались лучшие педагоги и ученые г. Пензы: профессор Пензенского государственного педагогического института (ПГПИ) К. Д. Вишневский, доцент ПГПИ К. С. Смирнов, сотрудники областной лаборатории медицинской психологии и др. [19] Кроме того, сотрудники Университета привлекали к чтению лекций по технике речи и по дыхательной гимнастике Стрельниковой известного пензенского актера М. Я. Каплана, деда популярного сегодня певца, актера и телеведущего А. Макарского [20]. Лекции по методике преподавания дисциплин технического цикла читал профессор А. К. Артемов. В 1982 г. им совместно с Т. В. Семеновой было издано учебное пособие «Введение в частные методики обучения» [21].
Обучение в Университете завершалось написанием аттестационной работы и докладом на итоговой конференции. В ГАПО сохранился документ, в котором представлена примерная тематика аттестационных работ. Так, И. Н. Литвинов, преподаватель кафедры приборов точной механики ППИ, представил работу на тему «Использование наглядных пособий и ТСО по курсу УИРС» [22].
Предполагалось, что организация Университета педагогического мастерства в Пензенском политехническом институте решит проблему недостаточной психолого-педагогической грамотности преподавателей. Однако его работа не дала ожидаемого результата. Это объясняется рядом причин:
- Преподаватели, привлеченные к проведению занятий в Университете, работали на общественных началах и не всегда ответственно относились к возложенным на них обязанностям.
- Деканы факультетов и заведующие кафедрами зачастую не оказывали содействия работе Университета, поскольку не видели необходимости в его функционировании.
- Учебные занятия посещались нерегулярно и незначительным числом слушателей. В 1982 г. в Университете обучалось около 60 человек, из ППИ – 36 человек. При этом общее количество преподавательского состава в ППИ в 1982 г. составляло 577 человек.
- По окончании Университета педагогического мастерства выдавались свидетельства, которые не учитывались при трудоустройстве аспирантов на работу в вузы и не давали преимущества прослушавшим курс преподавателям перед коллегами [23].
Отметим, что Университет педагогического мастерства как форма психолого-педагогической подготовки преподавателей технического вуза не был уникальным явлением, существующим и функционирующим только в Пензе на базе Пензенского политехнического института. Мы знаем, что в Саратове и Саранске также были подобные структурные единицы. Однако в фондах Государственного архива Саратовской области, Центрального государственного архива Республики Мордовия информация по деятельности Университета педагогических знаний (название было аналогично существующему в Пензе) и факультета педагогического мастерства представлена весьма скудно. Данные архива свидетельствуют о том, что через указанные структурные подразделения велась подготовка начинающих педагогов, не имеющих ученых степеней и званий. К примеру, в 1972 г. в Университете педагогического мастерства (г. Саратов) обучалcя 31 ассистент и 11 старших преподавателей и младших научных сотрудников [24].
Университеты педагогического мастерства и педагогических знаний все-таки, несмотря ни на что, достаточно хорошо справлялись с поставленными перед ними задачами. Однако в связи с событиями, произошедшими в российском обществе в конце 80-х – начале 90-х гг., позитивный опыт их функционирования был забыт. В настоящее время в высшей школе предпринимаются попытки совершенствования психолого-педагогической подготовки преподавательского состава. К примеру, в Пензенском государственном технологическом университете (ПензГТУ) с сентября 2007 г. осуществлял свою работу проект «Куратор вуза», который включал ряд семинаров и тренингов обучающего характера. Проект был рассчитан на два года и открылся семинаром «Школа кураторов». Целью работы проекта являлось упорядочение педагогических знаний преподавателей-кураторов студенческих групп и обмен методическим и диагностическим материалом, накопленным опытом работы в вузе [25].
Течение научно-технического прогресса, появление новых направлений подготовки инженеров-специалистов требует обновления действующих программ подготовки аспирантов высшей технической школы. В связи с этим кафедра педагогики и психологии высшей школы, а впоследствии кафедра педагогики и психологии ПензГТУ активно занимается вопросами психолого-педагогической подготовки будущих преподавателей технических вузов. Наряду с историей и философией науки, иностранным языком и циклом специальных дисциплин в учебный план подготовки аспирантов включены такие дисциплины, как психология личности, психология и педагогика высшей школы, педагогические технологии в образовательном процессе, педагогическая герменевтика, нормативно-правовое обеспечение образования [26].
Однако важной является методологическая и психолого-педагогическая подготовка не только аспирантов, но и молодых преподавателей высшей технической школы, недавно защитивших диссертации. Следует заметить, что существующие в Пензе курсы повышения квалификации и регулярно проводимые семинары, посвященные вопросам подготовки и переподготовки научно-педагогических кадров высшей школы, лишь частично решают эту проблему [27]. В связи с этим необходима организация регионального постоянно действующего структурного подразделения, которое занималось бы этими вопросами.
Несомненно, необходимо использовать позитивный опыт работы психолого-педагогической подготовки научно-педагогических кадров, накопленный в высшей технической школе в советский период. Возможно, подобные меры позволят приблизиться к решению проблемы психолого-педагогической подготовки квалифицированных преподавателей технических вузов в регионе в частности и в России в целом.