Full text

В современном мире образование приобретает все большее значение. Но требования, предъявляемые к системе образования и к обучающемуся, изменились. Исходя из реалий сегодняшней жизни, были определены умения, необходимые школьнику XXI в.: высокий профессионализм в определенной области, умение презентовать и подавать себя, знание психологии, умение применить знания в реальных условиях жизни. Подобные компетенции в системе образования вырабатываются через использование инновационных педагогических технологий.

По мнению Г. К. Селевко, «педагогическая (образовательная) технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам». По методам и способам обучения и воспитания он выделяет следующие педагогические технологии: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, принуждения, свободного выбора, программированного образования, проблемные, поисковые, исследовательские, развивающие, саморазвития, групповые, коллективные, информационные, диалогические, коммуникативные, интерактивные, игровые, трудовые, творческие, арт-технологии и др. [1]

Среди всех педагогических технологий можно выделить информационно-коммуникационные технологии (далее – ИКТ). Считаем, что использование ИКТ в образовательной деятельности способствует достижению метапредметных результатов образования. В Стандарте метапредметные результаты образования определяются как «освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и выполнения учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории» [2].

В работе Г. Ф. Полушкиной «Оценка метапредметных результатов образования по иностранному языку в основной школе» отмечается, что метапредметные результаты «освоения основной образовательной программы основного общего образования по иностранному языку показывают: умение определять цели обучения самостоятельно, ставить и формулировать новые задачи в познавательной деятельности, умение обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические рассуждения, делать выводы» [3].

Говоря об иностранном языке, нельзя не упомянуть цели, которые мы ставим перед собой как практикующие педагоги в рамках реализации ФГОС:

1)     развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих, а именно: речевой, языковой, социокультурной/межкультурной, компенсаторной, учебно-познавательной;

2)     развитие личности обучающихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка;

3)     воспитание личности, способной к саморазвитию.

Соответственно, задачами учителя становятся:

1)     активизация деятельности каждого обучающегося в образовательном процессе;

2)     создание ситуации успеха для развития творческой активности обучающегося.

В связи с этим информационно-коммуникационные технологии приобретают большое значение, а именно: развивают мотивацию на уроках английского языка, обеспечивают гибкость управления образовательной деятельностью, помогают в осуществлении выбора наилучшего варианта обучения, участвуют в реализации контроля за деятельностью обучающихся.

Использование мультимедийных средств на уроках английского языка помогает реализовать личностно ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей детей, их интересов и склонностей.

Однако перспективы использования «информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности школы зависят от педагогического фактора, то есть от уровня ИКТ-компетентности педагога, его общей эрудиции, его готовности и способности интегрировать ИКТ в образовательную деятельность» [4]. Поэтому современному учителю необходимо постоянно повышать уровень профессиональной квалификации, следить за всеми новинками в сфере образования, посещать семинары, конференции, мастер-классы и круглые столы. Одной из форм повышения ИКТ-компетентности учителя может быть участие в творческой лаборатории.

Автор статьи принимает активное участие в работе творческих лабораторий, организованных на базе КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». Например, с 2015 по 2018 год были организованы такие творческие лаборатории, как «Управление процессом внедрения электронных средств обучения в практику работы современного педагога», «Проектирование рабочих программ основного общего образования в условиях реализации ФГОС», «Тренажер для подготовки к ЕГЭ по английскому языку. Аудирование». Целью таких лабораторий было совершенствование методологической и методической компетентностей педагогов.

Во время работы творческих лабораторий совместными усилиями учителей города Кирова и Кировской области были рассмотрены, изучены различные возможности информационно-коммуникационных технологий и созданы методические рекомендации по их использованию в образовательной деятельности. На практических занятиях педагоги научились создавать эффективные презентации, флеш-анимации, совместные презентации на сервисах поисковой системы Google, интерактивные тесты в программе MyTest Х, овладели технологией создания профессионального сайта учителя. Участники лаборатории имели возможность ознакомиться с опытом коллег и перенять его. Считаем такую форму повышения профессиональной компетентности учителя наиболее эффективной и целесообразной.

Участники лаборатории были единодушны во мнении, что наиболее часто используемые средства ИКТ в образовательной деятельности– это интерактивные доски, электронные энциклопедии и справочники, тренажеры и программы тестирования, образовательные ресурсы Интернета, интерактивные карты и атласы.

В данной статье предлагаем более детально рассмотреть некоторые из них.

Использование интернет-ресурсов имеет не меньшее значение для повышения качества знаний обучающихся на уроках английского языка. Разумное применение таких ресурсов способствует: формированию умений и навыков чтения; совершенствованию умения письменной речи школьников; развитию умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов; совершенствованию умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения материалов сети Интернет; пополнению словарного запаса обучающихся; формированию у школьников устойчивой мотивации к изучению английского языка; расширению их кругозора; налаживанию и поддержанию межкультурных связей со сверстниками из других стран.

Сервис Quizlet.com предоставляет возможность создавать интерактивные учебные карточки (флеш-карточки) и обучающие игры. Поэтому автор статьи активно использует данный сервис на уроках английского языка для тренировки правописания, перевода и определения значения слов.

Кроме того, активно используется на уроках английского языка сервис LearningApps.org. Этот интерактивный ресурс позволяет разрабатывать задания в разных режимах: «Пазлы», «Установи последовательность», «Викторина с выбором правильного ответа» и др.

Еще одним полезным ресурсом для уроков английского языка считаем веб-сервис Prezi.com. Учителя могут создавать интерактивные мультимедийные презентации с нелинейной структурой, которые позволяют, не переключая слайды, акцентировать внимание на конкретном фрагменте. Технологию создания таких презентаций легко осваивают и обучающиеся, используя их при подготовке мини-проектов, докладов по определенной теме.

В настоящее время образовательные организации хорошо оснащены техническими средствами обучения. По нашему мнению, интерактивная доска является эффективным средством, которое способствует повышению познавательной активности школьников. Интерактивные доски позволяют не только «представить аудиовизуальную информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, но и способствуют активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся через взаимодействие участников образовательных отношений в ходе интерактивного диалога, реализуемого за счёт использования различных видов обратной связи, самостоятельности в выборе изучения учебной информации, объеме и уровне сложности, времени и темпе работы, создании творческого учебного продукта в процессе активного преобразования учебной информации» [5].

Использование интерактивных досок в образовательной деятельности дает возможность сочетания информационно-коммуникационных и традиционных приемов, форм организации образовательной деятельности. Также благодаря инструментам интерактивной доски каждое действие или реакция участников взаимодействия отражаются на экране, доступны для рассмотрения, осознания и обсуждения всеми участниками образовательной деятельности. В результате происходит повышение производительности процесса обучения за счет сокращения времени на индивидуальное взаимодействие с обучающимся.

Исходя из опыта работы, мы можем констатировать тот факт, что использование средств интерактивной доски на раннем этапе обучения иностранным языкам позволяет обеспечить реальную наглядность и ситуативность, творческую работу обучающихся, радость познания при успешном выполнении заданий, отсюда – развитие мышления и ситуативной речи. Также на уроках в младшей школе мы активно применяем мультимедийное приложение к УМК Spotlight 2–4. Обучающимся крайне интересно работать у интерактивной доски: подбирать соответствия, собирать пазлы, делать надписи, решать сканворды.

Можем с уверенностью сказать, что качество знаний обучающихся при применении средств интерактивной доски на этой ступени выше, чем в ее отсутствие. Обучающиеся настолько хорошо запоминают яркие образы героев учебника, короткие мультфильмы, посвященные различным модулям, что затем, уже в среднем звене, часто их вспоминают и просят поработать с приложением. Работая с ситуативными диалогами, школьники многократно прослушивают и воспроизводят лексические единицы, именно здесь и реализуется холистический подход к изучению иностранного языка.

На ступени основного общего образования мы часто делаем презентации по наиболее интересным темам учебника. Обучающиеся готовят не только презентации, они одновременно учатся строить монологические высказывания, что позволяет работать и с устной речью.

На старшей ступени обучения, в 9–11-х классах, интерактивная доска часто используется как экран для выведения информации. Мы изучаем информацию, представленную на сайте ФИПИ, открытый банк заданий, где представлены упражнения для отработки всех видов речевой деятельности и подготовки для всех разделов ОГЭ и ЕГЭ. Задания по аудированию, лексико-грамматические упражнения и задания по говорению выводятся на экран и отрабатываются сначала всеми обучающимися, а затем в индивидуальном режиме, как в классе, так и дома. Также активно используются мультимедийные тренажеры, созданные в программе Microsoft Office Power Point.

Таким образом, применение информационно-коммуникационных технологий возможно на всех ступенях обучения и в различных целях: для обеспечения наглядности, выстраивания монолога и диалога, подготовки к государственной итоговой аттестации и др. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности «позволяет формировать ключевые компетентности обучающихся, достигать положительного результата по формированию универсальных учебных действий, реализовывать на практике межкультурную коммуникацию» [6].