Full text

Современные социально-политические условия, которые складываются в российском обществе, создают необходимость улучшения складывающейся образовательной системы при решении различных новых задач. Если ранее можно было строить обучение путем словесной передачи информации, то в нашем веке, веке новых технологий, главной особенностью становится умение учиться самому. На данный момент сложно чем-то удивить ученика, так как практически у каждого имеется свой гаджет, из которого он черпает практически всю необходимую информацию. Мы, как педагоги, должны принимать то, что ученик – личность, которая в первую очередь развивает себя сама, т. е. у ребенка заложена внутренняя активность, которая является основой его личности. При таком подходе становится актуальным развитие творческих способностей и возможностей учащихся.

Как добиться внутренней активности ребенка на уроке? Как вызвать мотивацию к получению новой учебной информации? Для ответа на эти распространенные вопросы и нужны новые технологии в обучении.

Обычно общепедагогические технологии разделяют по актуальным на данный момент проблемам в современном образовании, которые они смогут решить. Для того чтобы выбрать наиболее подходящую технологию при организации плана системы обучения детей, необходимо учитывать, на основе каких педагогических идей она разработана.

Использование на уроках технологии проблемного обучения позволяет ученикам овладеть мыслительными, логическими и познавательными навыками. Проблемное обучение – это способ, помогающий учителю привлечь школьников к активной мыслительной деятельности, к решению разного рода задач, которые непосредственно связаны с содержанием учебного материала. Проблемное обучение и его методика рассматриваются с 70-х гг. ХХ в. в трудах И. Я. Лернера, Н. Г. Дайри и др. Данное обучение имеет характерную черту, отличающую его от репродуктивного обучения, – обязательное применение активных мыслительных процессов ученика, которое заключается в преобразовании полученной информации, а не ее дословном воспроизведении.

Используя технологию проблемного обучения, мы реализуем следующие требования ФГОС для современного урока:

  1. Формирование УУД (целеполагание, коммуникативные навыки). Можно сказать, что без определенной проблемной части урока невозможно реализовать личностно ориентированное обучение. В данном случае проблема – это преграда, преодолевая которую дети развиваются.
  2. Обучение учащихся постановке целей, определению темы урока путем использования технологии проблемного диалога (проблемная ситуация необходима для определения неких границ между тем, что знает ученик и не знает); применение проблемного диалога, позволяющего поставить тему, цели и задачи урока истории.

Главной целью технологии проблемного обучения считается определение личности исходя из заказа общества. У школьников должны сформироваться, с помощью знаний в исторической науке, умения критически мыслить, самостоятельно самообучаться, определять себя в окружающем мире. Данные умения и навыки выступают в качестве необходимых компонентов для самореализации и нахождения своего «я» в современном социуме.

Особенностью проблемного обучения можно считать создание проблемных ситуаций, т. е. перед ребенком ставится проблема, решение которой не предусматривает однозначного или точного ответа, или ученик не сразу может дать точный ответ на вопрос. Создание таких ситуаций предполагает возникновение различных противоречий в процессе познания материала, тем самым подталкивает к самостоятельным учебным действиям, помогающим разрешить поставленный вопрос. Таким образом, можно сказать, что проблемное обучение – это определенная система, направленная на развитие учащихся в ходе процесса обучения, основой которой считается применение учебных проблем в процессе преподавания и активное включение школьников в решение данных проблем. Учебная проблема является задачей, которую необходимо решить ученику, но у него нет определенного шаблона для ее решения, иной раз не предусматривается точного ответа.

При создании проблемной ситуации педагогу необходимо учитывать диапазон размышления ученика и одновременно направлять его вперед при овладении учебным материалом, новыми знаниями и умениями. Для более удачной организации проблемного обучения необходима максимальная вариативность, которая обеспечивает выбор наиболее подходящего варианта подхода, он, в свою очередь, должен соответствовать возможностям данного класса.

Создание проблемной ситуации основывается на применении некоторых противоречий в самом образовательном процессе, например:

-          между личными представлениями ученика об изучаемой теме и имеющимися научными сведениями;

-          сложившимися объективными представлениями об объекте исследования, изучения и новыми современными версиями (теории, подходы);

-          имеющимися знаниями школьника и неспособностью применения их на практике.

На основе концепции проблемного обучения разработано множество технологий, ниже рассмотрим некоторые из них.

Во время объяснения нового учебного материала целесообразнее применять такие технологии, как проблемное изложение и поисковая беседа.

Например, в процессе проблемного изложения от начала до конца основную роль играет учитель, т. е. от ставит проблему и сам ее решает. Но при этом учитель размышляет на разными подходами и путями решения задачи. Ученики внимательно слушают и следят за логикой, выстраиваемой педагогом. Благодаря этому дети намного лучше и глубже усваивают информацию. Данный подход можно применять при изучении нового материала, который является трудным для восприятия.

Что касается поисковой беседы, то это практически обратная сторона медали проблемного изложения. Для такого урока учитель заранее готовит ряд вопросов, на которые дети в течение урока будут отвечать. При этом ученикам уже знакомы освещаемые темы и они обладают необходимыми знаниями. Такую технологию можно применять на обобщающих уроках истории, например после изучения каждого столетия или раздела учебника.

Задачный подход: в данном случае учебный процесс организуется по принципу решения задач, т. е. учитель создает комплекс учебно-познавательных задач, при этом следующая задача сложнее предыдущей. Такая технология применяется на семинарских занятиях, практикумах и лабораторных работах. Данный метод очень полезен, потому что помогает создать чувство ответственности ребят, так как общий результат зависит от коллективного решения вопроса и ответа на него. Во-первых, это является отличной мотивацией для учеников, во-вторых, объединяет их, происходит сплочение коллектива. Также здесь отличным вариантом может стать деление учащихся на команды, впоследствии надо представить свое решение классу и обсудить его со всеми.

Развитие критического мышления: такой подход рассматривает поставленную проблему не с точки зрения анализа имеющихся сведений, а наоборот, позволяет применять оценивание, интерпретацию. Технология развития критического мышления в процессе обучения истории приемлема во время анализа достоверности разного рода исторических источников, версии и оценочных действий. Это очень полезно применять и в том случае, когда необходима работа с историческими источниками, так как это помогает развить данные навыки. Существует множество вариантов организации работы, главное не отходить от задуманного и направить работу именно на развитие критического мышления школьников.

Технология мозгового штурма: используется в таких ситуациях, в которых требуется нестандартно подойти к решению вопроса. Стоит применять в группах, где дети находят ответ на поставленную проблему, подключая свою творческую активность. Дети коллективно обсуждают проблему, в процессе ее обсуждения выдвигая разные мнения. Работа осуществляется на примере известной игры «Что? Где? Когда?».

В группе школьники выбирают ответственного человека (можно это сделать с помощью жребия) капитаном, и он будет управлять коллективом при решении поставленного вопроса. Это очень важная и ответственная роль, так как человек должен обладать лидерскими качествами и уметь «фильтровать» полученную информацию от ребят, находящихся в его группе. Для начала учащиеся высказывают свое любое мнение без всякого рода ограничений. На этом этапе запрещается критика, так как она может сбить настрой детей в группе и они забудут свою мысль. Педагог может выступать в роли консультанта для того, чтобы проследить правильность мыслей учащихся. Затем идет процесс отбора и оценки идей, в котором выбираются наиболее подходящие варианты решения проблемы, либо складывается общий ответ из представленных вариантов решения задачи. В итоге от участников требуется критический взгляд на высказанные тезисы и умение отстоять свое мнение, если в итоге завяжется небольшая дискуссия, что тоже приветствуется на уроке истории и активно практикуется в рамках технологии проблемного обучения.

Проблемная дискуссия: учитель ставит проблемный вопрос перед аудиторией, на который ребята не смогут однозначно ответить, такие вопросы можно еще назвать спорными. Например, организовать дискуссию по теме «Образование Древнерусского государства» и в процессе обсуждения оспаривать норманнскую и антинорманнскую теории возникновения Древнерусского государства. Ученики на поставленные учителем вопросы отвечают, решая поставленные задачи, касающиеся этой темы.

Кластерная технология: ее используют для осознанного понимания материала при изучении исторических источников информации, их анализе и других подобных действиях. Это метод графического упорядочивания или отбора информации, которая собрана вокруг ядра. В таком случае информация должна быть иерархически подобрана, по уровням и общим чертам. Например, от общего к частному, по принципу индукции. Такая работа помогает ученикам научиться точно формулировать свои мысли, понятия и устанавливать связи между различными предметами и областями знаний. Наличие центра позволяет четко концентрировать мысли учащихся на определенной проблеме рассматриваемого вопроса, дополнять нужной информацией и исключать лишнюю.

Кейс-технология: данный метод работы больше относится к самостоятельной работе учеников при решении проблемной ситуации. Учащиеся выполняют работу самостоятельно с представленным кейсом. Он включает в себя комплект заданий, рекомендаций к их выполнению и источники разного типа. Ученики в ходе решения поставленных перед ними задач изучают ту или иную тему истории, к примеру «Династия Рюриковичей». Данный тип работы удобен тем, что можно подойти к каждому ученику индивидуально в связи с его возможностями. Можно подбирать материал по интересам каждого ученика или на будущее давать темы, которые будут освещаться в процессе изучения разделов учебника по истории России.

Итак, мы рассмотрели основные технологии, которые позволят нам наиболее успешно организовать работу на уроке, применяя технологию проблемного обучения. Выбирая технологию обучения, необходимо исходить из возраста детей и темы урока. Данный подход актуален при изучении исторической науки, потому что история – это такой предмет, который сложно изучать без анализа разных подходов к историческим фактам, событиям, явлениям и т. д. Успешная реализация данной технологии во многом зависит от самого педагога и высокого уровня мотивации учеников. По нашему мнению, важный результатом при применении технологии проблемного обучения является то, что учащиеся могут свободно ориентироваться в различных современных социальных ценностях, получают опыт собственной творческой деятельности и у ребенка вырабатывается опыт межличностного взаимодействия в социуме.