Full text

Понятия однозначной и многозначной функций

 

Ранее в статьях [1, 2] была изложена методика построения графиков линейных однозначных функций, содержащих знак модуля. Детально были разобраны графики функций, заданных в виде линейной комбинации (суммы или разности модулей функций). В этих работах нами были рассмотрены общие методы построения графиков некоторых лишь однозначных функциональных зависимостей. Напомним, что функциональная зависимость  называется однозначной, если каждому значению аргумента  соответствует единственное значение зависимой переменной .

Тем не менее на практике часто приходится сталкиваться с такими зависимостями, в которых каждому значению независимой переменной  может соответствовать несколько значений переменной . Напомним определение неоднозначной (многозначной) функции, введённое ранее в [3, 4].

Определение. Многозначной функцией называется закон (соответствие или правило) , по которому хотя бы одному элементу  из множества ставится в соответствие более одного значения  из множества .

Геометрическое место точек (ГМТ), удовлетворяющих аналитическому заданию многозначной функциональной зависимости, называется её графиком.

Определение. ГМТ, удовлетворяющих какому-либо свойству, называется множество, в которое входят все те и только те точки, которые удовлетворяют этому свойству.

Под свойством, указанным в определении, может подразумеваться какое-либо уравнение или неравенство. Например, все прекрасно помнят определение окружности.

Определение. Окружность – это ГМТ, равноудаленных от одной данной точки, называемой центром окружности. Расстояние, на которое удалены все точки окружности от ее центра, называется радиусом этой окружности.

Как известно, уравнение окружности в общем виде выглядит следующим образом: , где  – координаты центра окружности, а  – это радиус окружности. Другими словами, ГМТ, удовлетворяющее уравнению , определяет или задает на плоскости окружность с центром в точке  и радиусом . Аналогичным образом можно определить ГМТ, удовлетворяющих не уравнению, а неравенству.

Хорошо известно, что круг – это внутренность окружности либо вместе с самой окружностью, либо без нее. Круг с центром в точке  и радиусом  определяется следующим неравенством: – внутренность круга без окружности,  – внутренность круга вместе с окружностью.

 

Построение графиков многозначных линейных функций

 

Для построения графика функции  воспользуемся определением модуля.

Определение. Модулем числа называется выражение:

 

Как видно из определения, раскрывая модуль, стоящий в левой части уравнения , получаем, что данное уравнение может быть представлено в виде:

 

Из последнего аналитического представления видно, что для того, чтобы построить график данной функции, нужно:

1-й шаг: построить график функции при ;

2-й шаг: отразить построенный график относительно оси абсцисс.

Рассмотрим теперь данный алгоритм на конкретном примере.

Пример 1. Построить ГМТ функции .

По определению модуля уравнение  можно представить в виде:

 

1-й шаг: строим график функции .

2-й шаг: отражаем график, построенный на первом шаге относительно оси абсцисс (см. рис. 1).

В итоге получаем, что ГМТ, удовлетворяющих уравнению , являются две параллельные прямые  и .

 

 

 

Рис. 1. ГМТ функции

 

 

Алгоритмы построения графиков многозначных линейных функций,

содержащих знак модуля

 

Выражение  можно представить в виде  Отсюда можно сделать вывод, что методика построения графиков функций вида  следующая:

1-й шаг: построить график функции .

2-й шаг: отразить построенный график относительно оси абсцисс.

Перейдем к рассмотрению конкретных примеров.

Пример 2. Построить ГМТ, удовлетворяющих уравнению.

Согласно определению модуля, уравнение  может быть представлено в виде:

 

1-й шаг: строим график функции .

2-й шаг: отражаем построенный на первом шаге график относительно оси абсцисс (рис. 2).

 

 

 

Рис. 2. ГМТ функции

 

В итоге получаем, что ГМТ, удовлетворяющих уравнению , являются биссектрисы всех координатных углов.

При построении графиков линейных функций, содержащих знак модуля, очень часто бывает удобно преобразовать прямоугольную декартову систему координат , а именно с помощью параллельного переноса сдвинуть всю систему координат на некоторый вектор (в зависимости от конкретного примера). Проделав такое преобразование, получим новую систему координат  с центром в точке , которая имеет определённые координаты относительно старой системы координат. И уже в этой новой системе координат будем строить графики. Рассмотрим теперь данный процесс на конкретных примерах.

Пример 3. Построить ГМТ, удовлетворяющих уравнению .

По определению модуля уравнение  может быть представлено в виде:

 

1-й шаг: построение ГМТ функции .

Преобразуем прямоугольную декартовую систему координат. Перейдем от системы координат  к , перенеся ось абсцисс на три единицы вниз, а ось ординат на одну единицу вправо. Начало  новой системы координат  имеет координаты  относительно старой системы координат. В этой новой системе координат строим график функции .

2-й шаг: отражение построенного на первом шаге графика функции относительно оси абсцисс (рис. 3).

 

 

 

Рис. 3. ГМТ, удовлетворяющих уравнению

 

В итоге получаем, что ГМТ, удовлетворяющих уравнению , является совокупность двух пересекающихся в точке  прямых.

Замечание. Графики многозначных функций вида  обладают свойством симметричности относительно оси  (так как точки  и  одновременно удовлетворяют аналитическому заданию данной многозначной функции).

Следовательно, для построения графика такой многозначной функции достаточно построить ее график лишь в верхней полуплоскости, т. е. при  а затем симметрично отразить построенный график на нижнюю полуплоскость , как было показано в примерах.

Работа основана на личном опыте авторов преподавания данной дисциплины и ориентирована на студентов первого курса. Особое внимание уделено методике построения графиков многозначных линейных функций, содержащих знак модуля; методам параллельного переноса и отражения графиков относительно оси симметрии. Овладение навыками построения графиков будет полезным при выполнении целого спектра задач. Структурированная форма представления материала позволит сформировать у студента необходимые компетенции. Содержание статьи будет полезным преподавателям и студентам при подготовке к занятиям.