Full text

Введение

 

Настоящая статья посвящена анализу реализации сюжетно-деятельностной педагогической технологии «Международный образовательный коворкинг по развитию креативных индустрий Кавказских Минеральных Вод (от идеи к стартапу)», реализуемой в Пятигорском государственном университете с 2016 года по настоящее время.

Коворкинг (от англ. Co-working, «совместная работа») в широком смысле представляет собой подход к организации труда людей с разной трудовой занятостью в общем пространстве [1, 2]; в узком — физическое пространство, коллективный офис (англ. coworking space) [3].

Предпосылкой разработки педагогической технологии, анализируемой в статье, послужила стратегия развития в России экономики нового технологического поколения – цифровой экономики, обозначенная президентом Российской Федерации в посланиях Федеральному собранию в 2016, 2017 и 2018 годах. Для решения данной задачи необходимы квалифицированные кадры, обладающие цифровыми компетенциями ХХI века, в том числе: критическим и творческим мышлением, инициативностью, адаптивностью, инновационностью, предприимчивостью, эмоциональным интеллектом. Данные компетенции можно объединить в три блока, на формирование и развитие которых направлен образовательный коворкинг:

  1. Цифровые компетенции – способность уверенно и эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в работе [4].
  2. Инициативность и предпринимательские компетенции – способность превращать идеи в действия через творчество, инновации и оценку рисков, а также способности планировать и управлять проектами.
  3. Softskills – способность выстраивать межкультурные сетевые коммуникации (социальные и профессиональные), учиться и совершенствоваться [5].

Ключевым элементом в обеспечении данных характеристик образовательного процесса является сетевая информационная образовательная среда [6], выступающая площадкой создания электронной версии коворкинга.

Сегодня в глобальном образовательном ландшафте начинается формирование нового образовательного пространства, которое во многом отличается от образования предыдущей модели постиндустриального общества и приобретает новые качественные характеристики.

Сегодня мы можем говорить не просто об образовательном пространстве, а о мировом образовательном пространстве, включающем все образовательные и воспитательные учреждения, научно-педагогические центры, правительственные и общественные просветительские организации, взаимодействующие в условиях интенсивной интернационализации и глобализации сфер общественной жизни [7].

Еще одной тенденцией развития современной системы образования является поддержка процессов введения в практику работы образовательных организаций новых функциональных педагогических позиций, таких как тьютор, разработчик индивидуальных образовательных траекторий, модератор решения учебно-профессиональных и проектных задач, ментор проектов (исследований), концептолог, образовательный аналитик, консультант развития, координатор социальных практик, эксперт по «образу будущего», навигатор образовательных событий и другие, которые способствуют формированию универсальных навыков, умений и компетенций обучающихся и позволяют им быть эффективными в самых разных видах деятельности [8, 9].

Перечисленные педагогические позиции позволят внедрять в деятельность организаций высшего образования технологические решения, направленные на открытие общего способа социокультурного ответственного педагогического действия, одним из которых является образовательный коворкинг [10].

В сложившихся условиях в системе образования требуется создание организационно-образовательной структуры, или «инновационной педагогической платформы», специализирующейся на проектно-сетевом и научно-сервисном сопровождении инновационного развития образовательных организаций, на разработке «новой режиссуры настоящего и будущего», под названием «образовательный коворкинг» [11].

Целью педагогической технологии, анализируемой в настоящей статье, являетсясоздание научно-исследовательского образовательного пространства коворкинга и его цифровой версии как проектно-сетевой площадки кооперации молодых ученых, педагогов-новаторов, российских и зарубежных ученых и экспертов, обеспечивающей благоприятные условия развития и функционирования научного и предпринимательского потенциала молодежи региона в сфере проектной деятельности, базирующихся на отечественном и зарубежном опыте развития сектора креативной экономики, результатах научных и научно-технических разработок экспертов – членов пространства коворкинга.

Образовательная технология направлена на решение следующих прикладных задач:

– формирование единого образовательного, научного и инновационного процесса с целью развития творческих способностей, улучшение профессионально-творческой подготовки молодых ученых, в том числе формирование компетенций для работы в условиях цифровой экономики, совершенствование форм привлечения молодежи к научным исследованиям, научной деятельности, социально-экономическому проектированию;

– создание и развитие условий, которые обеспечат возможность для каждого молодого ученого – члена пространства коворкинга реализовать свое право на творческое развитие личности, участие в научных исследованиях и научном творчестве – полноценное, равное и доступное для каждого в соответствии с его способностями и потребностями;

– обеспечение глобального обмена опытом в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности через привлечение к работе в пространстве коворкинга известных отечественных и зарубежных ученых и экспертов через применение дистанционных образовательных технологий;

– формирование эффективных научно-исследовательских студенческо-преподавательских и экспертных сообществ в вузах [12].

Научная новизна проекта заключается в создании обучающей технологии, реализуемой на базе инновационной педагогической платформы, специализирующейся на проектно-сетевом и научно-сервисном сопровождении инновационного развития образовательных организаций под названием «образовательный коворкинг».

Научная новизна проекта обусловлена тенденциями развития цифровой экономики в России, так как образовательный коворкинг выступает площадкой подготовки кадров для работы в условиях цифровой экономики.

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

На актуальность организационных изменений и важность внедрения новых педагогических технологий и практик на различных уровнях образования указывает российский ученый, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, действительный член Российской академии образования В. И. Загвязинский, отмечая, что в настоящее время в цепи «практика – социальный заказ – наука – управленческие решения – обновленная практика» «возникают серьезные разрывы и нестыковки, свидетельствующие об отсутствии четкой целенаправленной стратегии, обеспечивающей единство действий и общую эффективность развития образовательной системы» [13].

В современной российской образовательной практике технологий по созданию образовательных пространств коворкинга не было зарегистрировано до 2016 года. Анализ научных публикаций, посвященных теме создания образовательных коворкингов, демонстрирует, что большинство из них появились в последние два года (2016–2018 годы).

Появление и распространение образовательных пространств коворкинга в России и за рубежом дает возможность рассматривать их как эффективный элемент системы инновационной инфраструктуры образовательных учреждений, позволяющий генерировать новые идеи и воплощать их в инновационные проекты.

С. К. Марьина и О. Ю. Рудакова в своей статье «Коворкинг как элемент инновационной инфраструктуры» рассматривают роль, значение и возможности эффективного применения коворкинга в условиях развития инновационного бизнеса, в том числе и в образовательных организациях [14].

В работах Г. А. Игнатьевой, О. В. Тулуповой и А. С. Молькова раскрыты сущность образовательного коворкинга как принципиально новой формы организации инновационной деятельности педагогов и содержательно-деятельностной технологии ее практического освоения и реализации в условиях дополнительного профессионального образования [15]. Авторы раскрывают сущностные характеристики образовательного коворкинга, интегрирующего профессиональную подготовку педагога в соответствии с социальным заказом и его профессиональное развитие с точки зрения его индивидуальных потребностей и возможностей.

В исследованиях авторского коллектива отмечается, что образовательный коворкинг обладает значимым потенциалом формирования новых функциональных педагогических позиций, трансформации педагогической деятельности в целом через встраивание деятельностных норм в практику образования [16].

Группа авторов – Е. Г. Врублевская, Л. Г. Логинова, М. В. Никитаева – в своей работе «Организационная модель коворкинг-центра как новый формат институализации социального взаимодействия и взаимообучения студентов педагогической специализации и граждан в возрасте 60+» проводят анализ модели коворкинг-центра Института непрерывного образования ВО ГАОУ «Московский городской педагогический университет» [17]. Научная новизна публикации связана с разработанной и описанной моделью образовательного пространства коворкинга, ориентированной на социальное взаимодействие и обучение людей разного возраста и с разной занятостью. Авторы трактуют образовательный коворкинг как новацию, базирующуюся на научной обоснованности предлагаемых решений [18].

Т. В. Маясова, А. А. Лекомцева, С. П. Федянина в работе «Перспектива реализации коворкинга в дистанционном обучении на примере дополнительного образования детей» описывают возможности реализации в системе дополнительного образования детей новой формы организации дистанционного обучения – обучения в пространствах коворкинга. Авторы обосновывают необходимость внедрения и развития образовательного коворкинга в работу областной заочной школы «Академия знаний» как эффективной педагогической среды, которая позволит расширить предложения по спросу на исследовательские и проектные технологии обучения [19].

Аналогичного подхода придерживается и А. С. Разорвина в работах «Коворкинг-пространства для детей и родителей» и «Коворкинг для детей и родителей – инновационная форма совместного развития», а также Е. Б. Плотникова и А. В. Полищук в своей работе «Об интеллектуальной социализации одаренных детей в коворкинг-зоне образовательной организации» [20–22]. Авторы придерживаются мнения, что в жизни современной семьи трудовая деятельность имеет большое значение, для достижения успеха в ней необходимо постоянное саморазвитие, продолжение образования, иногда выполнение сверхурочной работы. Для того чтобы совместить потребности всех членов семьи в образовании и всестороннем развитии, появляются пространства коворкинга, в которых родители могут заниматься работой, а дети в это время находятся под присмотром профессиональных педагогов, психологов и других специалистов. В заключение авторы высказывают предположение о том, что оптимальной базой для создания коворкинга может стать педагогический университет, так как он обладает большим потенциалом в плане кадрового обеспечения, образовательных и развивающих программ и т. д.

Среди работ, посвященных практическим аспектам реализации проектов образовательных коворкингов, необходимо выделить работу коллектива, состоящего из М. В. Огневой и Е. В. Ярковой, – «Формы работы с одаренными детьми в школе на примере интеллектуального клуба “Мозговой центр”», функционирующего в формате коворкинг-пространства, и работу И. Н. Юрочкиной «Применение мультимедийных технологий в социокультурном проектировании» на примере интернет-проекта, созданного выпускниками Вятского государственного университета «Социокультурный проект - это просто!» [23, 24]. Опыт внедрения инновационной формы деятельности по развитию технического творчества МАУДО ДЮЦ «На Комсомольской» г. Калининграда в условиях сетевого взаимодействия представлен в статье Т. М. Дмитриевой «Интерактивно-дистанционный коворкинг в условиях сетевого взаимодействия как фактор устойчивости конкурентоспособности образовательной организации» [25].

Н. Я. Максимушкина в своей статье «Путь к вершинам науки и культуры от избы-читальни – к коворкинг-центру» освещает историю и современную деятельность коворкинга, функционирующего на базе Крымской республиканской универсальной научной библиотеки им. И. Я. Франко [26].

Значимой для настоящего исследования является сфера дистанционных образовательных технологий, так как пространство коворкинга существует и как электронная образовательная площадка. По прогнозам, к 2022 году 60% офисных сотрудников всего мира будут регулярно заняты в дистанционной трудовой деятельности [27].

Значительная динамика такого вида занятости обусловливает потребность в получении новых или расширении приобретенных ранее компетентностей, необходимых для выполнения персоналом отечественных предприятий, в том числе и образовательных организаций.

В работе [28] (авторы С. Шмидт, В. Бринкс, С. Бринкхоф) определены принципиальные положения проектирования и методические рекомендации к построению адаптивной и комплексной системы е-learning дистанционных работников на основе установления характерных особенностей современного этапа развития дистанционной трудовой и образовательной деятельности.

Обобщенный анализ характерных особенностей современного этапа применения дистанционных технологий в трудовой деятельности, представленный в работе Я. Кубатовой, показал, что масштабы такой деятельности стремительно увеличиваются и прогнозируется их прирост и в дальнейшем; эффективность дистанционной работы и дистанционного обучения определяется согласованностью целей работника и корпоративными целями, а также наличием у работника всех необходимых компетенций [29].

Современные тенденции развития дистанционных технологий образовательной деятельности рассмотрены в работах A. Пушкар, С. Назаровой и Дж. Фабрри, Ф.  Чару-Дубок, в которых авторами определены основы функционирования и сформулированы методические рекомендации по созданию индивидуально-адаптивной системы дистанционного обучения и работы (е-learning) [30–32].

 

Методологическая база исследования

 

Педагогическая технология разработана с использованием метода сравнительного анализа проектирования пространств коворкинга в экономических системах, социологических исследованиях, бизнес-образовании. Результатом проведенного анализа стала формулировка ключевых характеристик модели образовательного пространства коворкинга.

Авторы используют метод концептуального моделирования образовательного полипозиционного пространства соорганизации субъектов научно-образовательного процесса в вузе.

 

Результаты исследования

 

В рамках настоящего проекта авторы рассматривают образовательный коворкинг, во-первых, в качестве сюжетно-деятельностной технологии, направленной на перевод пространства работы в пространство обучения и освоения способа создания интеллектуального продукта, а во-вторых, как триггер инновационных процессов в образовании, способный обеспечить деятельностную кооперацию субъектов образовательного процесса совместно с проектно-сетевой координацией педагогов-новаторов с учетом оптимального использования интеллектуального, нравственно-волевого и антропологического ресурсов членов пространства [33–34].

Для образовательного пространства коворкинга характерна гибкость в организации рабочего пространства и направленность на формирование микросообществ резидентов пространства и сопутствующей внутренней культуры, что особо актуально при формировании преподавательско-студенческих (университетских) сообществ в вузах.

Коворкинг несет в себе новый имидж многофункционального, культурно-образовательного, учебного и информационного бизнес-инкубатора, транслирующего не только информацию, которой обладают его эксперты, но и суждение, представление и отношение к ней.

Основными принципами содержания модели коворкинга являются:

-          открытость;

-          доступность;

-          инфраструктурное сопровождение деятельности (цифровое и реальное);

-          горизонтальность связей и отношений;

-          наличие сообщества;

-          устойчивость организации;

-          поддержание форм коммуникации.

Факторы эффективного развития коворкинга как формата профессиональной соорганизации преподавателей, студентов, экспертов:

-          поддержание коммуникационных процессов;

-          диверсификация видов деятельности;

-          проектирование внутреннего сообщества;

-          трансляция успешных социальных практик;

-          приоритет проектных команд над индивидуальными работниками.

Ключевыми особенностями проектирования образовательного коворкинга являются:

-          открытость пространства;

-          планирование деятельностного компонента обучения;

-          проектирование вариативных личностных образовательных траекторий;

-          реализация прикладных технологий по сопровождению субъектов обучения;

-          использование технологий сетевого образования и стажировочных практик.

Практические аспекты проектирования пространства коворкинга и социальные технологии, необходимые для его работы, были разработаны Д. Н. Суховской совместно с гуру креативных индустрий России − президентом ассоциации «Центр развития творческих индустрий», руководителем профессионального сообщества «Кластер творческих индустрий Санкт-Петербурга» Д. Мильковым.

28.09.2017 года в Пятигорском государственном университете стартовала работа электронной версии креативно-инновационного пространства коворкинга, созданного в электронной образовательной среде edu.pgu.ru. Электронное пространство коворкинга предоставляет широкие возможности для проведения студентами собственных исследований, выполнения практических заданий, разбора кейс-стади. Перевод пространства коворкинга в электронную форму позволил расширить состав участников и привлечь к работе в коворкинге студентов дистанционной формы обучения.

В работе электронной версии пространства коворкинга в 2017 году приняли участие более 300 студентов ПГУ. Лучшие проекты студенческих научно-исследовательских групп коворкинга были представлены для участия в международном конкурсе «Лучший научно-исследовательский проект-2017», международном конкурсе выпускных квалификационных и курсовых работ «Молодые лидеры – 2017», Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ студентов и молодых ученых «Современный исследователь – 2017». 

Привлечение к реализации проекта международных участников стало возможным благодаря научно-исследовательским командировкам Д. Н. Суховской в г. Чикаго, США, в 2016 году с целью проведения исследовательско-аналитической работы в библиотеке Ryerson&Burnham Libraries Art Institute of Chicago, а также анализа работы Чикагского института искусств (Art Institute of Chicago), занимающегося подготовкой специалистов в сфере архитектуры и изобразительного искусства.

Результатом командировок стало достижение согласия американских специалистов сектора культурных и креативных индустрий на участие в работе проектируемого пространства образовательного коворкинга в качестве экспертов. Работа экспертов в коворкинге реализована в форме лекций (вебинаров), направленных на координацию студенческих проектов с учетом международного опыта.

В связи с высокой результативностью работы пространства коворкинга в 2016–017 годах ректором Пятигорского государственного университета выдвинуто предложение включить его в структуру научно-образовательно-инновационного центра «Ключевые тенденции развития социально-философской мысли: теория и практика» кафедры исторических и социально-философских дисциплин, востоковедения и теологии и Многоуровневой инновационной академии непрерывного образования Пятигорского государственного университета. Руководители центра – Л. И. Ермакова и Д. Н. Суховская.

В положении о научно-образовательно-инновационном центре «Ключевые тенденции развития социально-философской мысли: теория и практика» кафедры исторических и социально-философских дисциплин, востоковедения и теологии и Многоуровневой инновационной академии непрерывного образования № 63 от 23.11.2017 года Пятигорского государственного университета, утвержденном ректором А. П. Горбуновым, в пункте 3 раздела 2 «Основные цели и задачи научно-образовательно-инновационного центра» указано, что пространство коворкинга и его электронная версия включены в структуру центра, направлены на привлечение к научной работе Центра преподавателей, студентов, аспирантов Университета и использование результатов научных исследований в образовательном процессе.

Для обеспечения работы электронной версии креативно-инновационного пространства коворкинга Д. Н. Суховской в соответствии с требованиями к электронным образовательным ресурсам разработано учебно-методическое пособие «Инструкция пользователя электронного пространства коворкинга (на платформе электронной образовательной среды edu.pgu.ru)», используемое в образовательном процессе. Пособие доступно в электронном виде в электронной образовательной среде Пятигорского государственного университета и предназначено для членов коворкинга, работающих дистанционно (студентов, магистрантов, аспирантов, находящихся на стажировках, проходящих обучение за рубежом).

Апробированная на базе Пятигорского государственного университета педагогическая технология позволила сделать следующие выводы.

  1. Пространство коворкинга обеспечивает единство образовательного, научного и инновационного процессов с формированием и развитием творческих способностей личности молодого ученого.

Коворкинг направлен на профессионально-творческую подготовку молодых ученых, способствует привлечению молодежи к проведению научных исследований, занятию научной деятельностью, социально-экономическому проектированию.

Коворкинг предоставляет молодым ученым возможности испробовать свои силы в решении актуальных задач, направленных на развитие экономики региона, а также обеспечивает возможность для каждого молодого ученого – члена пространства коворкинга реализовать свое право на творческое развитие личности.

Работа под руководством опытных наставников-экспертов из числа научно-педагогических кадров или представителей реального сектора креативной экономики направлена на всестороннее развитие личности членов пространства коворкинга, формирование у них объективной самооценки, развитие навыков работы в коллективах и проектных группах, приобщение к организаторской и инновационной деятельности.

  1. Реализация проекта коворкинга позволила привлечь молодых ученых к разработке и реализации проектов, содействующих развитию экономики и социальной сферы региона Кавказские Минеральные Воды.

Реализация проекта позволила научно обосновать необходимость развития сектора культурных и креативных индустрий в регионе Кавказские Минеральные Воды в целях превращения этого экономического феномена в важный фактор социально-экономического развития региона. Деятельность пространства коворкинга направлена на решение задач повышения уровня жизни населения, преодоления экономического, социального и духовного кризиса провинциального региона.

Опыт реализации проектов, разработанных в пространстве коворкинга, должен наглядно продемонстрировать возможность применения технологий создания предприятий сектора креативных индустрий как дополнительного источника дохода населения региона Кавказские Минеральные Воды. На сегодня для российской глубинки развитие креативной экономики – это один из эффективных способов увеличения количества рабочих мест для населения.

Важнейшим результатом реализации проектов, разработанных в коворкинге, должен стать социокультурный и духовный эффект за счет активизации местных творческих ресурсов региона, повышения самооценки местных сообществ, появления позитивной социальной перспективы. Применение научных подходов к организации предприятий креативного сектора экономики будет способствовать изменению деградирующей традиционной структуры экономики региона.

  1. Совместная работа студентов, магистрантов, аспирантов под руководством известных отечественных и зарубежных ученых и экспертов, специализирующихся на проблемах сектора креативной экономики, позволяет:

-          развивать и совершенствовать практики обучения студентов, магистрантов, аспирантов основам проектной деятельности;

-          отработать и усовершенствовать алгоритм использования дистанционных образовательных технологий в электронной версии пространства коворкинга;

-          развивать преподавательско-студенческо-экспертные сообщества в вузах;

-          тиражировать практику работы коворкинга как образца успешного культурного, просветительского, научного и инновационного центра развития местных сообществ региона.

 

Заключение

 

Внедрение и применение образовательной технологии коворкинга в значительной мере способно изменить и формировать на новом уровне образовательное пространство региона, оказывать влияние на экономические условия жизни молодежи, способствовать развитию привлекательности территории с точки зрения проектной деятельности.

Кроме того, представленная технология имеет определенный потенциал в развитии системы непрерывного образования, позволяет развивать профессиональную ориентацию молодежи, формировать новые компетенции, оказывать влияние на инфраструктуру и систему развития такой агломерации, как Кавказские Минеральные Воды, обладающей значительными интеллектуальными ресурсами и большими социально-культурными традициями.

В заключении необходимо отметить, что реализуемая педагогическая технология позволяет комплексно использовать современные образовательные технологии с целью достижения следующих результатов:

-          развитие творческого и научного потенциала молодежи, в том числе формирование компетенций для работы в цифровой экономике;

-          развитие экономики региона Кавказские Минеральные Воды и повышение инвестиционной привлекательности региона;

-          отработка инновационных образовательных технологий, направленных на формирование эффективных научно-исследовательских студенческо-преподавательских и экспертных сообществ в вузах.