Full text
Изменения, произошедшие за последние десятилетия в экономической и политической жизни нашей страны, повлекли за собой модернизацию системы российского образования. Педагог должен отвечать требованиям времени, знать свой предмет, любить детей, быть компетентным специалистом. Современное образовательное пространство носит гетерогенный характер, то есть в условиях общеобразовательной школы могут обучаться все дети, независимо от их национальности, вероисповедания, состояния здоровья. Гуманизация современного образования –тенденция, нашедшая отражение в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ и закрепляющая право на обучение каждого человека. Одной из целей "Концепции модернизации образования до 2020" является «расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях»[1]. Государственная программа «Доступная среда» призвана облегчить жизнь человека с ограниченными возможностями здоровья. Однако усилий государства недостаточно, стране необходимы учителя, способные работать с такими детьми. По данным статистики, количество детей с ОВЗ лишь увеличивается. Если в 2011 году детей-инвалидов было 541 000, то в 2018 году это количество возросло до 651 000[2]. На сегодняшний день есть толерантные термины, отражающие отношение общества к людям с особенностями в физическом и психическом развитии. Модельный закон об «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)», принятый на двадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (постановление N 20-5 от 7 декабря 2002 года) дает такое определение: «лицо с ограниченными возможностями здоровья - лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования»[3]. Его мы будем использовать в качестве рабочего. С середины 70-х годов двадцатого века до начала 2000-х годов в нашей стране существовала система специализированных школ для детей с ОВЗ, но сейчас благодаря произошедшим в нашем обществе изменениям, Россия находится на пути к инклюзивному образованию, есть ряд положительных примеров. Например, обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы, проект был реализован в городе Москва на базе 61 средней общеобразовательной школы [4,5]. Возрос интерес ученых к данной проблеме. С.В. Алехина, В. В. Жуков, Е.В. Кулагина, Е. Г. Огольцова, С.И. Сабельникова анализируют историю возникновения и современное состояние инклюзивного образования в нашей стране и за рубежом. С.О. Брызгалова, Г.Г. Зак рассматривают вопросы правового обеспечения инклюзивного подхода и интегрированного образования детей с особыми потребностями в обучении. Н. А. Варжавинова рассказывает о социальной программе «Шаг в мир», направленной на формирование психологических и социальных механизмов, способствующих восстановлению социальной роли ребенка, имеющего ограниченные возможности, а также расширению социально-психологических возможностей семьи, имеющей ребенка-инвалида. Т.И. Васильева Е.С. Дикаева, А.А. Дмитриев, Т.О. Демкина, Л. Петухова, Н.А. Рачковская делятся опытом внедрения инклюзивного образования. Л.В. Байбородова, Т.Г. Горева анализируют особенности обучения детей с ОВЗ в сельской школе. М.С. Ковалевич, Н.В. Круглова делятся опытом инклюзии в Белоруссии.В.В. Кэрролл, Н.Н. Малофеев, А. Де Боэр,, С.-Дж. Пийл, А. .Миннаэрт, Б. Кагран, М. Шмидт, Т. Брендон, Д. Чарлтон – в Европе. Подготовкой педагогов к работе с детьми с ОВЗ занимались такие ученые, как Н.Ю. Алешина, И.А. Макарова, О.А. Ус, Дж.-Р. Ким, Н.-К. Френч, Р.-В. Чопра. Отсюда назрело противоречие между общественной необходимостью в специалистах, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой школы, и отсутствием подготовленных кадров. Современный ФГОС ВО бакалавриата по направлению подготовки 440301 Педагогическое образование от 22.02.2018г предусматривает подготовку специалистов, которые готовы к выполнению профессиональных задач психолого-педагогического, просветительского сопровождения, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья. В нашем исследовании мы применяли следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, моделирование); практические (опрос, эксперимент). Профессиональная педагогическая подготовка студентов – процесс и результат освоения субъектами обучения системы профессиональ¬ных знаний; развития методологической культуры, формирования основных общепедагогических умений (аналитико-диагностических, проектировочных, прогностических, конструктивно-организационных, коммуникативных, реф¬лексивных), развития важнейших профессионально-личностных качеств (любви к детям, эмпатии, толерантности, рефлексии, эмоциональной устой¬чивости и др.), становления на этой основе профессиональных ценностных ориентаций и личного педагогического кредо [34, с.3]. Готовность будущих учителей к работе с детьми с ОВЗ в условиях массовой школы представляет собой интегральное качество личности будущего учителя, сущность которого составляет взаимодействие личностного, информационного и практического блока. Модель подготовки будущих учителей к работе с детьми с ОВЗ разработана с учетом Государственного образовательного стандарта высшего образования уровень - бакалавриат по направлению подготовки 440301 Педагогическое образование от 22.02.2018г (см. рисунок 1). Категории компетенций Общепрофессиональные компетенции Профессиональные (специальные) компетенции Совместная и индивидуальная учебная и воспитательная деятельность учащихся ОПК-3. Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов ПК 9 –способность проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся Контроль и оценка формирования результатов образования ОПК-5. Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении Психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности ОПК-6. Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями Индикаторы достижения компетенций (результаты обучения) Знает варианты отклонений в личностном и социальном статусе развитии психики человека; принципы составления и реализации коррекционных программ Умеет анализировать структуру дефекта при различных отклонениях в развитии; составлять коррекционные программы сопровождения детей, испытывающих трудности в обучении и воспитании Имеет навыки: использования основных методов коррекции трудностей в обучении и воспитании; реализации дидактических приёмов при проведении стандартных коррекционных программ; умеет планировать специальный образовательный процесс для группы, класса обучающихся с особыми образовательными потребностями Рис. 1. Структура готовности будущих учителей к работе детьми с ОВЗ в условиях массовой школы Использование активных инновационных методов обучения позволяет повысить учебную мотивацию, сформировать профессиональное педагогическое мышление, повысить уровень активности и самостоятельности в овладении способами и средствами осуществления внедрения детей с ОВЗ в образовательный процесс, то есть формируется личностный компонент готовности будущего учителя к работе с детьми с ОВЗ. Нами был проведен опрос студентов 1-2 курсов факультетов истории и права и русской филологии и документоведения очной формы обучения ТГПУ имени Л.Н. Толстого (всего 184 человека), целью которого было выявить факторы, влияющие на познавательную активность студентов. Будущие учителя отвечали на вопрос: «Что необходимо для того, чтобы на занятиях Вы работали активно и хорошо усваивали материал?» 11 студентов (6 % опрошенных) затруднились ответить; 27 (14 %) респондентам нравится беседовать с преподавателем; у 43 студентов (23 %) занятия вызывают интерес, они активно работают; 46 (24 %) внимательно слушают преподавателя и выполняют все задания.62 студента (33 %) считает, что ответственность за их заинтересованность лежит на преподавателе Использование средств мультимедиа позволяет сделать лекцию насыщенной примерами, легкой для запоминания, расставить основные акценты. Метод «кейс-стади» позволяет анализировать реальные ситуации из образовательной практики, студенты активно мыслят, думают, ищут ответы. Была разработана хрестоматия художественной литературы, примеры из которой позволяют задуматься о тяжелой судьбе детей с ОВЗ, ставят вечные вопросы, о которых задумывается каждый из нас, формируют толерантное отношение к таким людям. Анализ документального фильма «Город слепых» на семинарском занятии «Основы специальной педагогики и психологии» не оставил никого равнодушным, обозначил проблемы слепых людей, вызвал душевное волнение у будущих педагогов. Студенты учатся правильно вести дискуссию: слушать своих товарищей, доказывать свою точку зрения, приводя аргументы и доказательства. Деловые игры позволяют не только сформировать активность учащихся, но и моделировать реальные ситуации из практической педагогической деятельности и находить пути выхода из конфликтной ситуации. Самостоятельная работа студентов также претерпела изменения. Лекции, тесты и дополнительные материалы были загружены в электронную образовательную среду LMS МООDLE с целью внедрения индивидуального подхода, чтобы каждый учащийся мог в свободное время в комфортной обстановке проработать учебный материал. Были введены дополнительные виды самостоятельной работы. Студенты должны знать основные понятия, составление словаря позволяло обогатить словарный запас студентов, сделать его обширнее и богаче. Составление кроссвордов по терминам курса позволяет прочнее запомнить учебный материал. Создание интеллект-карты способствовало анализу и структурированию учебного материала. Схема «фиш-боун» позволяет организовать работу в группах, развивает мышление, студенты учатся искать причинно-следственные связи, ранжировать факторы по степени значимости. На развитии педагогического мышления влияет решение психологических и педагогических задач. Например, слабовидящая девочка учится в 9 классе. Является изгоем. Класс агрессивно воспринимает любые попытки ответить на уроке. Студенты отмечали, что их отношение к детям с ОВЗ претерпело изменения. «Теперь я не боюсь, что в классе будет такой ребенок» - отмечает Аня Т., студентка ФРФиД. «Я готов применить полученные в вузе знания на практике»-отмечает студент четвертого курса Артем А. (факультет истории и права). Для изучения учебной мотивации мы использовали методику «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир в модификации А.А.Реана. Были получены следующие результаты. У студентов первого курса преобладают следующие мотивы (см. гистограмму 1) Гистограмма 1. Мотивы профессиональной деятельности у студентов I курса (в процентах) На гистограмме видно, что студенты первого курса руководствуются внешними мотивами. Очень сильны также отрицательные мотивы: у мальчиков страх перед армией, девочки боятся гнева родителей. Использование активных и инновационных методов и приемов обучения позволило повысить внутреннюю учебную мотивацию (см. рисунок 2). Рисунок 2. Мотивы профессиональной деятельности у студентов IV курса (в процентах) Уровень развития педагогического мышления у будущих учителей диагностировался при помощи методики ситуаций [35, с.445-452]. Результаты оказались следующими: 23% студентов обладают высоким уровнем развития педагогического мышления, 64% – средним, а 13% –низким (см. рисунок 3). Рисунок 3. Уровень развития педагогического мышления у студентов 1 курса. После изучения дисциплин психолого-педагогического цикла уровень мышления у студентов изменился: 27% студентов обладают высоким уровнем развития мышления, 68% -средним,5%- низким. В информационной составляющей модели готовности будущего учителя к работе с детьми с ОВЗ в условиях массовой школы нами выделяется система психолого-педагогических знаний о детях с ОВЗ: специфические особенности формирования познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, поведения. Именно это должен учитывать учитель на уроке. Дисциплины «Психология» и «Педагогика» являются обязательными для изучения у будущих учителей и предоставляют фундаментальные психолого-педагогические знания. Дисциплина «Основы специальной педагогики и психологии» позволяет сформировать следующие знания:  различных психологических подходов к определению нормы психического развития;  типологии отклонений психического развития и их причины;  проявления отклонений в физическом, психическом, моторном и интеллектуальном развитии человека;  основных ступеней развития и социализации детей и подростков при наличии отклонений, задержек развития,  современных теорий и систем воспитания и коррекции поведения лиц с проблемами в развитии;  системы социальных институтов для оказания консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической, психологической, реабилитационной и другой специализированной помощи лицам с проблемами в развитии;  особенностей процесса адаптации детей с нарушениями в развитии к системе общего образования. Будущий учитель будет уметь:  сопоставлять основные факты и закономерности изучаемых явлений;  подбирать диагностический инструментарий для выявления особенностей детей с нарушениями развития управлять учебными группами, с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность; формировать детско-взрослые сообщества;  осуществлять педагогическое проектирование образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов. Будущий педагог после изучения данной дисциплины будет обладать следующими навыками:  систематизации, обобщении и распространении методического опыта (отечественного и зарубежного) в коррекционно-педагогической деятельности;  диагностики основных ступеней развития и социализации детей и подростков с отклонениями и задержками развития (медико-биологическими, психологическими, социально-психологическими;  возможностями оказания консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической, психологической, реабилитационной и другой специализированной помощи лицам с проблемами в развитии. Курс по выбору "Разные дети: как с ними работать" имеет практико-ориентированный характер и позволяет педагогу найти индивидуальный поход и осуществить педагогическую поддержку для ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Для формирования практического были разработаны следующие задания: создание технологической карты, индивидуальный образовательный маршрут, которые позволяют применить полученные психолого-педагогические знания. Сформированность компетенций таких категорий как совместная и индивидуальная учебная и воспитательная деятельность учащихся, контроль и оценка формирования результатов образования, психолого-педагогические технологии обучения, в том числе детей с ОВЗ будут проходить по следующим индикаторам достижений: знание вариантов отклонений в личностном и социальном статусе развитии психики человека; принципов составления и реализации коррекционных программ; умение анализировать структуру дефекта при различных отклонениях в развитии; составлять коррекционные программы сопровождения детей, испытывающих трудности в обучении и воспитании; владение навыками использования основных методов коррекции трудностей в обучении и воспитании; реализации дидактических приёмов при проведении стандартных коррекционных программ; планирования специальный образовательный процесс для группы, класса обучающихся с особыми образовательными потребностями. Достижения студентов проверяются такими оценочными средствами как анализ педагогических ситуаций; выполнение и защита проекта программы сопровождения, участие в деловой игре; реферат, сообщение, эссе по проблемной теме, зачет. Таким образом, будущий педагог будет удовлетворять современные требования общества и государства, т.е. готов обучать детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой школы.