Full text

 

Введение

 

Более 25 лет российское образование находится в состоянии реформирования. Однако запущенный модернизационный процесс, отмеченный различными временными вехами, не достигает поставленных задач. Заметно снижение образовательного и культурного уровня молодежи страны. Процесс воспитания, передачи смыслов и ценностей нашего народа новым поколениям заменен сменой образовательных систем с ориентацией на зарубежный опыт, стремлением добиться высоких мест в зарубежных рейтингах или индекса цитирований в зарубежных базах данных. Наше образование с завидным упорством продолжает повторять не лучший зарубежный опыт: тестирование, ЕГЭ, Болонскую систему, рыночную модель «подушевого финансирования». О нарушении объективных закономерностей развития образования через внедрение этих новшеств мы подробно писали в опубликованном исследовании «Причины и условия роста негативных явлений, детерминированные нарушениями системных закономерностей в образовании. Законодательное противодействие этим нарушениям» [1]. Такие нововведения вредят национальным интересам нашей страны.

Без четких ценностных ориентаций, сформированных в национальных интересах, мировоззренческих позиций сложно удерживать суверенитет, целостность государства, обеспечить инновационное развитие, приобрести духовные силы для отражения различных санкций и попыток уничтожения национального самосознания. В программе социально-экономического развития России до 2020 года зафиксирована позиция входа страны в пятерку мировых лидеров с собственной внешней политикой, активным участием в решении мировых проблем [2]. Достижение этой стратегической цели начинается с современного образования, которое должно сформировать ценностное отношение, помочь каждому ученику определять приоритеты в действиях и формы личного поведения в сложных жизненных ситуациях.

Формирование ценностных ориентаций личности, соответствующих развитию общества и духовному многообразию мира, – это основа воспитания и самая сложная воспитательная задача. Решению этой задачи должен соответствовать и механизм реализации содержания. «Содержание и технологии оказываются взаимосвязанными органически, если содержание “питает” смысловые структуры личности, технологии включают, запускают развитие. Оказавшись неадекватной содержанию технология… не срабатывает, поскольку нарушается принцип изоморфной зависимости, принцип взаимосоответствия» [3]. Технология должна соответствовать личностно-ценностному уровню целей воспитания. Однако пока комплексного методического и диагностического обеспечения ценностных ориентаций для дошкольного возраста не существует. А начинать надо с дошкольного возраста, используя опыт воспитания глубоких убеждений. Начинают формироваться эти убеждения с самого момента рождения, так как дошкольный возраст – это первичное формирование ценностей личности.

Основной идеей нашего исследования является разработка и апробирование воспитательной технологии проблемных диалогов в дошкольном возрасте для формирования ценностных ориентаций. Мы понимаем, что быстро внедрить новые технологии и диагностики невозможно. Для этого не созданы условия, к этому не готовы и педагоги. Однако дошкольники переходят на 2-ю ступень образования в школу, где уже существуют федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС), требующие личностного и метапредметного результата. Технология проблемного диалога позволяет обеспечить преемственность между первой и второй ступенями образования в формировании мировоззрения, ценностей, самоопределения. «Необходимо переориентировать цели обучения с информационных на развивающие, содержание вывести с знаниево-отчужденного уровня на личностно-ценностный, необходимо перестроить формы обучения с авторитарно-унифицированных на демократически-вариативные» [4]. Технология проблемных диалогов в воспитании ценностных ориентаций – это способ преобразования формы с опорой на вечные ценности, с их реализацией в условиях современной России. Именно диалог открывает возможность смысла и творчества, а не подчинения и обладания информацией о ценностях. Ценности свободы, достоинства личности, совести должны быть ориентированы на решение задач развития страны, солидарности. Сформированные ценности помогают ребенку, а затем подростку противостоять идеологии рынка, идеологии потребления и иждивенчества, сопротивляться массовым формам оболванивания, ценить труд.

 

Попса дробит шрапнелью наши души,

Ее за это не привлечь к суду.

Часть поколенья выросла на чуши,

И новое рождается в бреду...

...Пришла свобода, стали интересней

Писклявые уродцы-пошляки…

Слова — ничто, есть вопли вырожденья.

Тот знаменит, кто больше нездоров.

Кто выйдет петь без всякого стесненья,

Без совести, без страха, без штанов.

В. И. Гафт

 

В этих словах звучит душевная боль В. И. Гафта и меткое описание ситуации, в которой формируются ценности детей.

Таким образом, острота и актуальность проблемы формирования ценностных ориентаций у детей подтверждается и научными исследованиями, и произведениями ответственных деятелей культуры, взывающих к здравому смыслу. С дошкольного детства ребенок живет в усложняющемся мире, где надо отбирать доброе и полезное, уметь вступать в диалог, убеждать и договариваться. Проблема заключается в необходимости скоординировать социальное и личностное развитие ребенка на основе ценностных ориентаций.

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

На основе обращения к жизненному миру ребенка, его «Я» исследования технологии в воспитательном процессе оцениваются учёными неоднозначно. Поэтому есть необходимость в исследовании и критическом анализе технологического подхода. Мы не рассматриваем технологизацию в воспитании как связь с применением технологических и иных средств, внедрением электроники. Но вынуждены признать, что цифровые технологии, общение в социальных сетях, цифровая образовательная среда влияют на изменение ценностно-смысловой основы личности, личностные качества. У истоков технологической революции в образовании стоял С. Пресси, который предсказал распространение технологий экономики и техники на сферу образования [5]. В отечественной науке технологическое обновление связывают с революцией в образовании, которая должна строиться на гуманной, а не технократической основе. Технологические преобразования должны помочь преодолеть кризис ценностей, выйти из плена только экономических целей, принять за основу нравственность и духовность.

«Вопрос заключается в том, что информатизация в образовании должна быть системно организована. Польза от неё будет только тогда, когда информационный ресурс будет ориентирован на решение вполне прагматичных задач: поддержку учебного процесса, методического обеспечения труда педагога, передовые образовательные технологии… Последние, по замыслу, направлены на решение как учебных, так и воспитательных задач» [6]. На целях воспитания ценностных ориентаций, мотивации, открытости идеям, уверенности малыша в своих возможностях сосредоточил свое исследование Масару Ибука, глава японской компании “Sony”, создатель японской ассоциации раннего детства. «Фундаментальная способность мозга принимать сигнал извне, создавать его образ и запоминать его и есть та основа, тот самый компьютер, на котором держится всё дальнейшее интеллектуальное развитие ребенка» [7].

Исследования последних лет всё больше затрагивают проблемы компьютерной зависимости и анализа «виртуальной реальности». Компьютерная зависимость самая разрушительная для психики и поведения ребенка. Она минимизирует ценности здоровья, активной деятельности, общественного признания, образованности, красоты природы и искусства [8]. Пока в образовании не преодолена компьютерная эйфория, хотя понимание невозможности заменить непосредственные коммуникации различными гаджетами нарастает.

Мы считаем, что переход от радио, телевидения к индивидуальным информационным устройствам можно рассматривать как развитие средств воспитания. Нас интересует содержание, так как ценностные ориентации составляют ядро структуры личности; «ценности, превратившиеся в мотивы поведения, труда и общения, принято называть ценностными ориентациями» [9].

Внимание к содержанию технологий воспитания начало проявляться в науке в 50-х годах прошлого столетия. Б. Ф. Скинер связывал с технологией решение социальных проблем и регулирование поведения [10]. Однако дальнейшее развитие технологического подхода пошло по пути следования целям, процедурам, критериям и получения сиюминутного результата, что может соответствовать решению проблем воспитания самодостаточной личности.

В методологической базе, отечественной педагогической науке был критически переосмыслен технологический подход в воспитании и найдены оптимальные критерии. Они обусловлены новыми социальными реалиями. «Появилась, как говорят, новая популяция “дети рынка”. Как в этих условиях сохранить лучшие человеческие компетенции? Выход один – самим конструировать, создавать реальность. Здесь уместен феномен игры… Искусственно создавая некую среду воспитания, воспитатель добивается того, что дети испытывают ощущение реальной жизни <…> воспитательная гуманная система неизбежно будет создавать идеализированные “островки будущего”, “опережающие ситуацию”» [11]. В понимание сущности педагогической технологии, ее результативности, целесообразности внёс свой вклад М. В. Кларин. «Педагогическая технология» затрагивает ряд таких важных проблем, «как уточнение и детализация целей обучения, стандартизация обучающих процедур, эффективная обратная связь…» [12] Технологии образования развивались в различных направлениях. Диалог как образовательная технология получил обоснование в трудах М. М. Бахтина. Постижение диалоговых смыслов позволило исследователю утверждать, что форма «перестает быть вне нас как воспринятый и познавательно упорядоченный материал, становится выражением ценностной активности, проникающей в содержание и претворяющей его… Я становлюсь активным в форме и формою занимаю ценностную позицию вне содержания» [13].

Таким образом, технология диалога получила высокий рейтинг в решении проблемы формирования ценностей.

Технология проблемного диалога в аспекте формирования ценностных ориентаций пока в педагогической науке не рассматривалась. Технология проблемного диалога строится на принципах гуманизации в отношениях учителя, родителя, сверстников с ребенком; создания условий для самоактуализации, развития творчества, реализации потребностей ребенка. По определению Е. А. Мельниковой, технология проблемного диалога представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать требования ФГОС. «Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога» [14]. Такое понятие относится к процессу проблемно-диалогического обучении, где ученики под руководством учителя осуществляют постановку проблемы и совместный поиск решения.

В определении понятия «технология проблемного обучения» мы исходим из личностного и процессуального подходов, преобладания ценностно-ориентирующих целей, направленных на «Я-концепцию». Технология проблемного диалога – это современная образовательная технология деятельностного типа, побуждающая к творческому выявлению и поиску достижения ценностно ориентированных целей, детерминирующих мотивы, выбор идеала, познание себя, приобретение устойчивой системы установок и оценок.

Таким образом, проблемный диалог рассматривается нами как технология образовательная, используемая в едином целенаправленном процессе воспитания и обучения, приобщения к ценностям.

Обособленное место в научной литературе занимают исследования по результативности технологий в дошкольном воспитании. Поскольку эти результаты носят латентный характер, их диагностика затруднена и требует поиска нового инструментария. Мы хотим обратить внимание на исследования по измерению латентных переменных в образовании, связанных с креативностью.

Развитие технологии проблемного диалога возможно при условии мотивации и интереса к проблеме. Объективные сведения об актуальной мотивации и креативных возможностях воспитания позволяют предвидеть результат использования диалоговой технологии в воспитательном процессе. Измерение результата на линейной шкале в рамках теории измерения латентных переменных на основе модели Раша представлено в работах лаборатории объективных измерений филиала КубГУ в г. Славянске-на-Кубани [15].

 

Методологическая база исследования

 

Методологической основой исследования является проблемно-диалогический метод, теория личностно ориентированного и деятельностного подходов к осмыслению процессов формирования ценностных ориентаций в дошкольном детстве, теории технологических преобразований в современном воспитательном процессе дошкольников, проектирование воспитательного процесса с гарантированным результатом.

В процессе решения поставленных задач по реализации проблемного диалога использовались концепции гуманизации в образовании, принципы целеполагания и смысловой мотивации. В плане проблемного диалога можно выделить работы Ю. Л. Семеновой, где диалог из теоретического обоснования и педагогического мастерства конкретного учителя перерастает в технологию воспитания, возможность воспроизведения и получения гарантированного результата. Диалог «учит интегрировать различные культурные ценности, преодолевать границы культур: видеть в чужом то, что сближает и объединяет» [16]. На особенности диалога при билингвальном обучении в дошкольном возрасте обратила внимание в своих исследованиях Н. В. Иванова: «В нашей стране современные дошкольные учреждения характеризуются пестрым национально-языковым составом. Этот факт вызывает у работников ДОУ трудности при организации воспитательной работы». Технологию Н. В. Иванова строит на основе народной педагогики, патриотического воспитания, христианских идеалов, уважения к многонациональной культуре [17]. Эстетическими основаниями методологии проблемного диалога являются нормы нравственности и морали, составляющие основу поведения и социальной адаптации дошкольников.

«Существенным пробелом во всех этих подходах и направлениях является практически полное отсутствие оценки эффективности предлагаемых педагогических технологий, как в лабораторном эксперименте, так и в “полевом опыте”. Такая оценка или сравнительный анализ очень важны, поскольку помогают ориентироваться в выборе направлений, их развитии и внедрении».

 

Результаты исследования

 

Технология проблемного диалога применялась нами с учетом следующих условий:

 диагностика ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте;

 привлечение семьи, сверстников, педагогов, организующих учебную и внеучебную деятельность;

 использование методов творческого самовыражения и мотивации;

 индивидуальные особенности ребенка;

 возможность самооценки своего диалога и его продуктивности в решении проблемы;

 возможность анализа результатов изменений в формировании ценностных ориентаций и отслеживания в процессе общения.

Репликационное исследование мы начали с выявления ценностных ориентаций старших дошкольников на основе диагностической методики «Волшебный цветок» Т. А. Репиной. В методике детям предлагалось загадать желания. Ответы детей зависят только от их представлений о наиболее значимых вещах. Оценка основана на том, что в своих желаниях ребенок отражает наиболее значимые и существенные для него объекты действительности и сферы деятельности, что позволяет судить о ценностных ориентациях ребенка.

Анализировали высказывания детей по двум направлениям: в отношении кого было высказано пожелание и сфера деятельности, к которой относится пожелание.

Диагностика осуществлялась на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 4 города Славянска-на-Кубани муниципального образования Славянский район.

В исследовании участвовали дети старшего дошкольного возраста (посещавшие старшую группу детского сада).

Детей, не воспользовавшихся возможностью загадать все четыре желания, не было. Таким образом, всего мы получили 60 детских пожеланий, на основании которых происходила оценка ценностных ориентаций и интересов детей старшего дошкольного возраста.

Полученные в исследовании данные о направленности ценностных ориентаций современных детей приведены в табл. 1.

 

Таблица 1

Направленность ценностных ориентаций современных детей

 

 

В чей адрес высказаны пожелания, %

себе

семье

группе детского сада

отдельным людям

всем людям на свете

Дети, принимавшие участие в исследовании

87

3

2

5

3

 

В нашем исследовании самую большую группу составляют пожелания в свой адрес. Дошкольники говорили о своем желании иметь смартфон, машинку на пульте управления, кукол ЛОЛ, поезд и так далее.

Далее мы рассмотрели у современных детей направленность ценностных ориентаций на сферы деятельности. Данные о направленности ценностных ориентаций современных детей приведены в табл. 2.

Таблица 2

Направленность ценностных ориентаций на сферы деятельности

современных детей

 

 

Сферы деятельности, на которые были направлены пожелания, %

бытовая

игровая

познавательная

отношения и общение

Дети, принимавшие участие в исследовании

2

47

15

37

 

Анализируя результаты, представленные в табл. 2, можно говорить о том, что наибольшее количество пожеланий дошкольников относится к игровой сфере.

Желания относительно познавательной сферы сводятся в основном к желанию иметь котенка, а также «полететь на луну».

Большое количество желаний адресовано игровой сфере. Дети желали иметь определенные игрушки.

Бытовая сфера представлена наименьшим результатом. Желания сводились к тому, что дети хотят помогать взрослым.

В исследовании рассматривались различия в ценностях мальчиков и девочек. Но ввиду незначительности различий результаты опущены.

Результаты исследования позволяют говорить о том, что среди ценностных ориентаций дошкольников основное место занимает удовлетворение собственных материальных потребностей. Результаты наших репликационных исследований адекватны выводам, полученным Е. Е. Клопотовой в результате эксперимента среди 200 детей, посещающих детские сады Москвы и Московской области [18].

На основании сравнения результатов можно сделать вывод, что территориальные, половые различия незначимы в диагностике ценностных ориентаций дошкольников. Основное влияние оказывают социокультурные изменения. Однако в дошкольном возрасте остается значимой коммуникация.

Исследования подтверждают необходимость вовлечения детей в процесс социального развития в контексте ценностей. Среди новых креативных практик, формирующих ценности, мы выбрали технологию проблемного диалога, которая не имеет возрастных, системных, предметных ограничений и позволяет получить личностные, метапредметные и предметные результаты [19]. Деятельностная технология обеспечивает формирование форм коммуникативного взаимодействия и ценностно ориентированного содержания между воспитателем и детьми и между воспитанниками.

Посредством диалога (побуждающего или подводящего) педагог помогает воспитанникам сформулировать тему или вопрос для исследования. Далее педагог с помощью диалога организует поиск решения.

Технология проблемного диалога отличается постановкой проблемы, поиском решения, четкой фиксацией цели и гарантией её достижения. Формы и средства технологии проблемного диалога позволяют организовывать работу в группах, парах или индивидуально, привлечь родителей (в варианте технологии блогер-диалога). Вариант блогер-диалога усиливает мотивацию при обнародовании результата. Средства технологии позволяют фиксировать выдвигаемые гипотезы в ходе диалога и точно определить, достигнуты ли цели.

Технология проблемного диалога направлена на организацию самостоятельной работы ребенка по утверждению ценностей, обладает воспроизводимостью и гарантией результата.

Для проведения формирующего эксперимента мы разработали 10 планов-конспектов воспитательной деятельности, направленных на изменение ценностных ориентаций детей старшего дошкольного возраста на основе технологии проблемного диалога. Проблемные диалоги использовались на этапе формирующего эксперимента в различные режимные моменты, включая занятия. Темы диалогов варьировались в спектре ценностного отношения к нравственным нормам: ответственность, справедливость, честность, дружба, долг, уважение, совесть, любовь, добро, помощь, труд.

Приведем пример одного из занятий.

План-конспект проблемно-диалогового занятия

для детей старшего дошкольного возраста «Добро»

Цель – конкретизировать знания детей о понятии «добро».

Задачи:

-     образовательные: учить детей отвечать на вопросы воспитателя развернутым ответом; развивать умение отличать добрые поступки от недобрых;

-     развивающие: развивать речь детей; способствовать развитию таких качеств, как взаимопомощь, дружба, доброта;

-     воспитательные: формировать отношение к добру как ценности.

Предварительная работа: беседа о пословицах про дружбу.

Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное, художественно-эстетическое, социально коммуникативное развитие.

Оборудование: карандаши и листы по количеству детей, мяч.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная.

Ход непосредственно образовательной деятельности

I. Вводная часть (создание педагогом проблемной ситуации)

Дети садятся на стульчики в игровой зоне.

Воспитатель. Доброе утро, ребята! Какой сегодня день? Пасмурный или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода? (Ответы детей.)

А знаете, что нужно сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Нужно улыбнуться. Я хочу с вами поделиться своей улыбкой. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу.

Ребята, я вам хочу рассказать стихотворение, слушайте внимательно:

 

Что такое доброта?

Вымыть миску у кота,

Напоить водой цветок

(Он ужасно одинок),

Починить сестре игрушку,

Пропустить вперёд старушку,

Грусть лечить любви словами,

Помогать усталой маме,

А девчонке незнакомой

Донести портфель до дома.

От тепла и доброты

Распускаются цветы,

Согревает всех она,

Словно лучик из окна.

Ирина Полюшко

 

А как вы считаете, что такое доброта? (Ответы детей.) А как вы чувствуете доброту?

Ребята, а вы обратили внимание, что вопрос был один, а сколько мнений? (Ответы детей.) Как вы думаете, почему у каждого свое мнение о том, что такое доброта?

Вы догадались, о чём мы с вами сегодня будем говорить? (Ответы детей.) Сегодня мы поговорим с вами о таком важном качестве человека, как доброта.

II. Основная часть (актуализация имеющихся знаний)

Воспитатель. Человек должен иметь добрую душу, помогать тем, кто попал в беду. Ребята, помогать можно не только делом, но и словом. Как говорят о людях, которые всем помогают? Какие они? (Ответы детей.) Да, о них говорят, что это добрые люди. А поступки добрых людей как называться будут? (Ответы детей: добрые поступки.)

Воспитатель. Скажите, вы знаете пословицы про дружбу? Давайте мы их с вами повторим.

1) Верный друг – самое большое богатство.

2) Старый друг лучше новых двух.

3) Один за всех, и все за одного.

4) Крепкую дружбу и водой не разольешь.

5) Друзья познаются в беде.

Какие вы молодцы! Ребята, я тоже знаю одну пословицу: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

Расскажите, а как поступают добрые друзья? Кого можно назвать своим другом? Я вам расскажу истории, а вы скажете, добрые друзья в этих историях или нет.

1) Мальчики играли в конструктор. Миша стояла рядом и наблюдал, как играют мальчики. Воспитательница сказала: «Мы сейчас будем обедать. Ребята, складывайте игрушки». Тогда Миша подошел к ребятам и сказал: «Я с радостью вам помогу!»

Вопросы: как поступил Миша? Почему?

2) Оля и Катя катались на самокатах в парке. Девочки увидели Нину и позвали кататься вместе. Катя сказала Оле: «Я больше не хочу с тобой кататься, я буду кататься с Ниной».

Вопросы: как поступила Катя? Почему?

3) У девочки из пакета на тротуар высыпались яблоки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал: «Давай вместе собирать!»

Вопросы: почему он так сказал? Как он поступил?

Вы хотите поиграть в игру «Добрые дела»? (Ответы детей.)

Я вам буду бросать мяч, а вы мне возвращаете его обратно и говорите доброе дело, которое вы сделали когда-то. Хорошо?

Я вам предлагаю взять стульчики и сесть за столы.

У вас на столах лежат листок и карандаши. Давайте нарисуем доброту? А как мы с вами ее нарисуем? Я буду рисовать улыбку – улыбка для меня означает доброту. А вы что хотите нарисовать?

Рисуют доброту. Когда дети закончат работу, они показывают рисунок и говорят, что они нарисовали.

Какие вы молодцы, у вас такие замечательные рисунки получились!

III. Заключительная часть (рефлексия)

Воспитатель. Ребята, так что же такое добро? Добро – это всё положительное, хорошее, полезное. Что мы с вами сегодня узнали нового? Что больше всего вам понравилось?

Ценностные ориентации, полученные детьми в детском саду, должны закрепляться в воспитательной среде, куда включается и семья. Для решения этой задачи, привлечения родителей к формированию ценностных ориентаций мы разработали проблемный блогер-диалог.

Блогер-диалог более увлекательный и интересный вариант технологии проблемного диалога, который позволяет включить в процесс формирования ценностных ориентаций родителей, сверстников из параллельных групп. В чём суть этой технологии? Воспитатели предлагают тематику, беседуют с родителями по содержанию диалога. Родители с ребенком обсуждают проблему и создают видеоролик. На следующем этапе родители совместно с педагогом просматривают данное видео и вносят коррективы, учатся вести диалог с ребенком. Диалог обсуждается (по желанию) в группе.

Эта технология позволяет рассмотреть глубокие нравственные, этические проблемы, которые влияют на формирование ценностных ориентаций (с помощью данной технологии мы рассмотрели, например, такие темы: «Почему я люблю маму?» «Почему я хочу котенка?»).

Этапы проведения технологии блогер-диалога: 1) тема (2–3, на выбор родителей) и вопросы для домашнего углубления знаний по проблеме, сформулированной педагогом; 2) видеофиксация диалога родителя и ребенка (на выбор по предложенным педагогом темам); 3) просмотр и обсуждение видеоматериалов на креативном родительском собрании (по желанию родителей) с участием детей. Технология блогер-диалога понравилась и детям, и родителям. Если к первому собранию только шесть родителей согласились провести беседы и подготовить видеоролики, то на следующую встречу уже более половины родителей группы изъявили желание принять участие. Родители и воспитатель организовали чат для обмена мнениями, предложили участвовать в конкурсе «Юный блогер». Общение детей, родителей и воспитателя стало регулярным и уже не носило форму собраний. Скорее всего, это было общение единомышленников.

Приведем пример технологии блогер-диалога.

Памятка

Уважаемые родители!

Прежде чем начать разговор с ребенком по данной теме, помните о нескольких правилах продуктивного диалога:

1. Правильно подберите время и место.

2. Создайте благоприятную атмосферу для доверительного общения (улыбайтесь, следите за своей позой во время беседы).

3. Проявляйте уважение к высказываниям ребенка.

4. Используйте похвалу в качестве поощрения.

5. Не прерывайтесь во время диалога, чтобы не потерять нить общения.

Тема для проблемного диалога: «Как нужно вести себя со взрослыми?».

Цель – продолжать формировать навык уважительного общения ребенка со взрослыми.

Вопросы для обсуждения:

-          Представь ситуацию: ты идёшь по улице и видишь своего воспитателя. Как ты поздороваешься?

-          А если бы на улице ты встретил(а) друга или подругу? Как тогда его (ее) поприветствуешь?

-          Почему одним ты говоришь «здравствуйте», а другим – «привет»?

-          К взрослому человеку нужно обращаться на «вы» или на «ты»? Почему?

-          Уступишь ли ты место бабушке? Почему?

-          Какие слова нужно говорить на прощание взрослому человеку? Почему?

Пример содержания креативного родительского собрания в детском саду

Цель – освоение родителями технологии проблемного блогер-диалога.

Родители вместе с детьми делятся на четыре команды.

Этапы:

1) сообщение на тему «Основные правила, при соблюдении которых диалог будет продуктивным»;

2) просмотр видеоматериалов диалога родителя и ребенка. Обобщение мнений о просмотренных диалогах;

3) демонстрация видео продуктивного диалога воспитателя и воспитанника на нравственную тему;

4) создание видеоролика в команде (просмотр и обобщение мнений);

5) подведение итогов креативного родительского собрания.

Положительный результат получен при участии во встречах бабушек и дедушек. Такой диалог акцентирован на содержании нравственных ценностей, присущих старшим поколениям, что обеспечивает преемственность традиций и ценностных ориентаций.

На заключительном этапе исследования наша научная идея нашла подтверждение. Диагностика ценностных ориентаций показала, что акцент ценностей детей переместился с потребительских и материальных на нравственные и социальные.

 

Заключение

 

Таким образом, технология проблемного диалога дала продуктивный результат в формировании ценностных ориентаций дошкольников, а блогер-диалог позволил создать среду для объединения дошкольного образовательного учреждения и семьи. Практическое осуществление данного замысла связано с заинтересованным отношением педагогической и родительской общественности в формировании ценностей ребенка, осознанием важности передачи ценностей как объективной закономерности общественного развития. «Важнейшей задачей является накопление и анализ примеров различных технологий воспитания на уровне занятия, учебной дисциплины. Нахождение таких способов и средств обучения, чтобы придать занятиям черты творчества и технологичности. Анализ такого опыта позволит выявить закономерности и оптимизировать образовательные технологии» [20]. Анализ педагогических практик – это один из путей развития педагогической науки. Считаем, что практика проблемного диалога и проблемного блогер-диалога откроет новые возможности не только в формировании ценностей дошкольников. «Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения требует формирования творческой, активной личности. Ребенок теперь должен не только накапливать знания, но и научиться их самостоятельно добывать, применять на практике… Такое развитие возможно только в креативной среде» [21]. Технологии проблемного диалога и блогер-диалога являются элементами такой среды и влияют на её развитие.