Full text

Введение

 

Значительный опыт работы на кафедре графики, с будущими инженерами, позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время многие аспекты развития и формирования геометро-графической культуры студентов технических вузов, а также проблемы теории и методики преподавания геометро-графических дисциплин требуют разработки индивидуальных моделей самостоятельной работы студентов (далее – СРС). Это же подтверждается и анализом результатов специальных исследований и научных трудов, опубликованных в открытой печати.

Предпосылкой разработки педагогической концепции, рассматриваемой в статье, послужила стратегия развития в России цифровой экономики и рождение нового технологичного поколения специалистов, обладающих определенными компетенциями, такими как развитое образно-пространственное мышление, способность к творческо-изобретательской деятельности, инициативность, креативность, технический интеллект.

Исследование состояния учебно-воспитательного процесса изучения геометро-графических дисциплин, ограниченного узкими рамками учебно-аудиторного времени, которое неуклонно сокращается из года в год, показало, что формирование графической культуры, суть которой – в совершенствовании процесса обучения геометро-графическим дисциплинам, требует значительного смещения акцентов на самостоятельную работу студентов.

Вполне закономерно, что снижение количества аудиторного времени привело к критической минимизации объема учебно-вербальной информации по курсам: начертательной геометрии, технической и проекционной инженерной графики. Также не стоит забывать и о недостатках процесса изучения геометро-графических дисциплин в общеобразовательной школе, приведших к незнанию будущими студентами первого курса геометро-графического языка и тезауруса, а также к слабому развитию образного, пространственного мышления. В этом аспекте появляется необходимость в организации учебного процесса до уровня продуктивно-творческой деятельности студентов, повторении и изучении школьного курса геометро-графических дисциплин.

Необходимость разработки индивидуальных моделей СРС продиктована созданием и развитием условий, которые обеспечат возможность для каждого студента (будущего бакалавра) реализовать свое право на творческое развитие личности, на обладание профессиональными компетенциями, которые соответствуют уровню развития современных проектно-конструкторских цифровых технологий.

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

Локальные акты государственных бюджетных образовательных учреждений высшего образования предусматривают наличие самостоятельной работы студентов в объеме 60% учебного времени, без всяких практических рекомендаций о способах и формах ее организации. Не удивительно, что сложившаяся ситуация привлекает все большее внимание преподавателей высшей школы.

Предваряя разговор об организации самостоятельной работы, определимся, опираясь на существующие мнения, с самим термином «самостоятельная работа». В частности, Л. Г. Светоносова считает, что под самостоятельной работой студентов следует понимать один из видов учебно-познавательной деятельности, направленный на выполнение учебных заданий, предложенных преподавателем, без его непосредственного участия [1]. В. Н. Гузненков пишет, что до недавнего времени традиционной характеристикой учебного процесса был информационный подход. При этом учебники и лекции были носителями учебной информации, а преподаватели (в основной массе) – ее трансляторами. В современном мире «быстрых изменений», где требуется владение не только профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и творческим вариативным мышлением, необходимо не столько запоминание информации, сколько понимание студентами источника ее происхождения, и СРС в этом случае не что иное, как умение учиться самостоятельно [2].

С учетом существующих тенденций к широкому применению в вузах информационной обучающей среды, СРС, по мнению Н. В. Муравьевой, – это самостоятельная познавательная деятельность, организованная преподавателем с помощью информационных технологий без его непосредственного участия. При этом должна быть реализована возможность самоконтроля [3]. Н. Е. Пикина подтверждает это мнение, считая, что СРС – это инициативная, целенаправленная деятельность студента по получению, преобразованию, передаче, хранению, использованию учебной информации на основе реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий [4].

Существует масса исследований, направленных на организацию СРС. Так, Г. А. Иващенко [5] считает, что при организации СРС необходимо учитывать индивидуальные особенности сознания студентов в начале обучения, при этом предлагается провести всесторонние исследования для определения этих особенностей. К сожалению, рекомендаций по изысканию возможностей для проведения исследования автор не предлагает.

Е. В. Мещерякова утверждает, что применительно к геометро-графическим дисциплинам учебную информацию необходимо развертывать, учитывая особенности обучающихся, базирующиеся на типе восприятия, переработки и передачи информации. По мнению Е. В. Мещеряковой, качество усвоения учебного материала студентом при обучении геометро-графическим дисциплинам определяется преобладающим типом мышления и личностными качествами, такими как умение представлять образы геометрических конструктов, четко мыслить и выстраивать логичные этапы решения задач [6].

Подобный подход, безусловно, вызывает интерес, но вряд ли может быть применен на практике без совместной работы преподавателей кафедры графики с психологами.

К слову, проблема организации самостоятельной работы студентов актуальна в основном в технических вузах постсоветского пространства. Так, И. В. Барулина, преподаватель Рудненского индустриального института Республики Казахстан, пишет, что эффективность самостоятельной работы студента напрямую зависит от качества планирования, которое осуществляет преподаватель. При этом необходимо избегать перегрузки как студента, так и преподавателя. Трудоемкость работы, содержание и сложность заданий зависят от подготовленности студента [7]. Авторы статьи полностью разделяют это мнение, говоря о необходимости составления индивидуальных моделей СРС.

Профессор кафедры педагогики Луганского государственного педагогического университета В. С. Курило рекомендует организацию СРС начинать с процесса планирования, выделяя в нем следующие этапы: изучение документации; определение ее объема, целей и задач; установление перечня тем, выносимых на СРС; определение трудоемкости каждого из этапов; разработка необходимых инструкций и разноуровневых задач, а также критериев оценки и системы контроля [8].

На основе сказанного выше можно сделать вывод о том, что СРС представляет собой не что иное, как инициативную, независимую от преподавателя деятельность студента по изучению учебных материалов, предоставленных ему преподавателем посредством методических пособий в традиционной бумажной форме или с помощью информационно-образовательной среды вузов (последнее является одним из требований ФГОС ВО). Рекомендации многочисленных специалистов вызывают несомненный интерес с исследовательской точки зрения, но являются несколько расплывчатыми, общими или трудноприменимыми.

К сожалению, вопрос о процессе организации СРС в отечественной и иностранной литературе отражен очень слабо. Особенно остро стоит вопрос о том, как выработать у студента инициативное отношение к самостоятельной работе, желание «научиться учиться». Наиболее четко это представляется в условиях жесточайшей борьбы вузов за каждого абитуриента и выпускника.

Несколько иной подход к этой тематике у наших западных коллег. Здесь особое внимание уделяется не организации процесса обучения, а изучению различных критериев, влияющих на будущую успешность абитуриента, и формированию мотивации. В частности, Эсмеральда Медрано [9] из калифорнийского университета проводит масштабное исследование влияния демографии, окружения, академического опыта учащихся на возможность получения диплома бакалавра. Майкл Дж. Шварц[10] из университета Индианы говорит о необходимости внеклассного взаимодействия студента и преподавателя, отмечая, что подобное общение способно благотворно повлиять на успеваемость студентов. К интересному выводу пришел Пью Кэрол из Североцентрального университета США в своей работе «Мотивационные профили» [11]. Он выяснил, что только 23% студентов, желающих получить степень бакалавра в коммерческих университетах, продолжают обучение в течение шести лет, что, по мнению автора, подвергает сомнению интеграцию теории самоопределения и планируемого поведения.

Особенность современного образования в том, что абитуриенты поступают в вузы с низкими баллами за ЕГЭ (порядка 50% от максимального уровня) и полным неумением работать самостоятельно. При резком сокращении объема аудиторного времени и слабой довузовской геометро-графической подготовке необходим комплексный, системный подход к формированию модели СРС.

 

Методологическая база исследования

 

Современные потребности цифровой экономики, появление высокотехнологичных профессий требуют сбалансированного и социально ориентированного развития технического образования [12]. Особое место в этом процессе занимают учебные дисциплины, предназначенные, по своей сути, обеспечивать системные связи высшего технического образования. К ним в первую очередь относятся геометро-графические (начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика) дисциплины, обеспечивающие коммуникационную вербальную и невербальную базу для преподавания практически всех общетехнических и специальных учебных дисциплин [13]. Успешность современной профессиональной деятельности выдвигает на первый план особые требования подготовки выпускников технических направлений, способных решать задачи инновационного развития экономики страны. Это требует от студента самостоятельной творческой работы ума, способности разрабатывать и визуализировать геометро-графические модели, составляющие основу проектирования и производства новой техники, что обусловливает необходимость фундаментальной геометро-графической подготовки.

Однако в современной высшей технической школе в последнее время сложилась ситуация, которая, на наш взгляд, отрицательно сказывается на качестве геометро-графической подготовки бакалавров технического профиля.

В первую очередь это существенное сокращение объема аудиторного времени на изучение геометро-графических дисциплин: начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графики. Все эти предметы традиционно входят в содержание технического образования как его неотъемлемая часть [14].

Несмотря на очевидность значимости геометро-графических дисциплин (и их основы – геометро-графического языка и тезауруса) для овладения той или иной технической специальностью, распределение учебных аудиторных часов, выделенных на лекционные и практические занятия, постоянно изменяется в сторону уменьшения [15]. Растет в них лишь процентное содержание СРС.

Доля времени, выделенного на самостоятельную работу студентов, достигает 60–70%. Это и определяет условие того, что организация СРС должна находиться в центре внимания сотрудников и педагогов кафедр геометро-графических дисциплин [16]. При этом особое внимание должно быть направлено на создание индивидуальной вариативной геометро-графической модели бакалавра в зависимости от профиля и специфики будущей профессиональной деятельности и степени выраженности геометро-графического компонента в формировании инвариантной и вариативной частей профессиональных функций будущего бакалавра.

Несмотря на различное толкование термина СРС, мы будем понимать под этим термином активное самостоятельное изучение предмета вне рамок учебных аудиторных занятий, органично вплетенное в общий процесс подготовки бакалавра техники и технологии, под методологическим и методическим руководством преподавателя. В этих условиях эффективность освоения геометро-графических дисциплин в значительной мере будет зависеть, с одной стороны, от отношения преподавателей к организации процесса СРС, с другой – от творческого, сознательного, деятельностного подхода студентов, направленного на самосовершенствование, на индивидуальное развитие. Следовательно, самостоятельная работа студентов должна являться неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, отвечающего требованиям качественного формирования компетентности студентов. Это ставит перед преподавателем задачу по формированию новой образовательной среды, где преподаватель должен помочь студенту сориентироваться в целях и задачах геометро-графического образования: что необходимо сохранить, от чего следует отказаться, что привнести нового. Акцент в преподавании все больше переносится на самостоятельную работу студента, а преподаватель должен научить студента превращать информацию в знания.

Организация системы СРС при освоении геометро-графических дисциплин встречает значительные трудности [17]. С одной стороны, рациональная организация учебных планов и обязательных графиков обучения в жесткие сроки определяет место дисциплины, ее объем и роль в будущей профессиональной деятельности бакалавра. С другой стороны, разработанные программы геометро-графических дисциплин с учетом образовательной модели бакалавра не могут в полной мере учитывать проблемы владения базисом графики – геометро-графическим языком и тезаурусом – выпускниками общеобразовательных учебных заведений [18].

Недостаточное владение геометро-графическим языком ухудшает процесс адаптации и освоения геометро-графических дисциплин не только во время аудиторных занятий, основанных на вербальном педагогическом процессе, но и на невербальном, в системе «человек – изображение графической информации» при выполнении СРС.

Организация самостоятельной работы студентов становится одной из важнейших задач в процессе становления эффективного учебно-воспитательного процесса, красной линией в котором должно проходить утверждение: «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому» [19].

Сегодня СРС – важнейшее средство повышения качества подготовки бакалавра техники и технологии, способное научить мыслить, решать творческие задачи, и преподаватель является не только носителем информации и организатором ее восприятия, но и создателем репера на пути организации СРС.

Разработка содержания СРС должна состоять из нескольких этапов.

Первый этап включает в себя разработку индивидуальной геометро-графической модели (далее – ГГМ) бакалавра, в которой необходимо отразить те геометро-графические компетенции, которые необходимы студенту для освоения общетехнических и профессиональных дисциплин на старших курсах. Необходимость дифференциации ГГМ бакалавров связана с жесткой регламентацией учебных планов различных направлений в условиях ограниченного учебно-аудиторного времени на их реализацию. При этом студент должен понимать, что уровень сформированности геометро-графической компетентности, соответствующий уровню развития современных проектно-конструкторских цифровых технологий, определяет успешность будущей профессиональной деятельности и его значимость на рынке труда. Процесс разработки индивидуальной ГГМ включает в первую очередь определение уровня сформированности геометро-графических (школьных) знаний, умений, навыков пространственного мышления на основе критериально-диагностического аппарата, включающего тестирование, анкетирование, педагогическое наблюдение, беседу, изучение продуктов учебной деятельности и другие диагностирующие методики [20].

Следующий этап разработки содержания СРС направлен на формирование индивидуальной учебно-образовательной геометро-графической модели студента на основе геометро-графических дисциплин – начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графики [21]. Индивидуальная геометро-графическая учебно-образовательная модель должна учитывать уровень стартовой довузовской геометро-графической подготовленности, выявленной на первом этапе организации СРС, а также специфику геометро-графических знаний, умений, навыков для профессионального развития будущего конкурентоспособного специалиста по выбранному направлению подготовки, выявленной на основе анализа общей характеристики направления подготовки. Процесс организационно-педагогической реализации индивидуальной учебно-образовательной геометро-графической модели СРС основан на комплексном научно-методическом обеспечении, интегрирующем в себе совокупность требований государственных образовательных стандартов, включающий методический инструментарий, педагогический механизм реализации в учебно-образовательной практике, ориентированный на поэтапное формирование геометро-графической компетенции как в учебно-воспитательном аудиторном процессе, так и в процессе СРС.

Таким образом, руководство СРС должен взять на себя коллектив кафедры графических дисциплин, выступающий в роли конструктора процесса СРС, контролера его выполнения, при этом индивидуальное оказание помощи студентам для организации их фактических временных затрат на различные виды учебных занятий должно являться приоритетным направлением на первых этапах изучения геометро-графических дисциплин.

Такой контроль должен обеспечить равномерность учебной работы студентов и выполняемость выданных преподавателем контрольных графических заданий. При этом необходимо учитывать, что первокурсники в начале учебы практически (в силу определенных обстоятельств, в первую очередь связанных с отсутствием в большинстве общеобразовательных школ предмета «черчение») не в состоянии самостоятельно распределить время на выполнение расчетно-графических работ. Поэтому преподавателю в начале семестра необходимо обеспечить оказание консультативно-методической помощи в организации систематической учебной работы студентов для выполнения этих заданий.

В дальнейшем студенты на основании этой проведенной преподавателем работы должны самостоятельно выработать навыки организации систематической учебной СРС.

В отличие от большинства других предметов, образовательный процесс геометро-графических дисциплин сопряжен с определенными сложностями, связанными в первую очередь, как сказано выше, с отсутствием у первокурсников должного уровня пространственно-образного мышления, элементарных графических знаний и понимания геометро-графических методов отображения пространственных объектов на двумерных носителях [22]. Далее, это сложность содержания традиционных геометро-графических дисциплин – начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графики, базисом которых является геометро-графический язык, с которым первокурсники, судя по итогам контрольно-диагностирующих мероприятий, проводимых в рамках организации СРС, практически незнакомы [23]. При этом специфика изучения геометро-графического языка как учебного предмета имеет ряд особенностей, заключающихся в том, что на этапе обучения геометро-графический язык является как средством обучения, так и средством формирования геометро-графического тезауруса, развитие которого происходит в процессе поэтапного многопланового изучения геометро-графических дисциплин, определяющих вербальное и невербальное поведение личности в мире техники. С другой стороны, геометро-графический язык является средством общения между преподавателем и студентом и единственным инструментом получения геометро-графических компетенций, направленных на развитие общетехнических компетенций, что, безусловно, ведет к повышению интереса в овладении способами познания, возрастает познавательная самостоятельность [24] и потребность в развитии творческого мышления студентов, основными компонентами которого являются творческая интуиция, воображение, визуально-образное мышление как основа пространственного видения структурных объектов и отношений между ними, а также понимание научного обоснования процессов отображения и преобразования графической информации с помощью цифровых технологий.

Общим показателем уровня технической культуры бакалавра техники и технологии в процессе его профессиональной деятельности является разносторонняя творческая активность [25]. Интегрирующее начало формирования творческой активности – потенциал геометро-графических дисциплин, направленный на формирование образного пространственного мышления, предопределяющего творческий потенциал бакалавра (и его коммуникативных способностей), под которым понимается создание наглядно-образных представлений технических объектов и творческое осмысление способов их геометро-графической реализации в технической профессиональной деятельности, в эпоху цифровой цивилизации.

Таким образом, необходимость разработки геометро-графической научно-образовательной индивидуальной модели развития творческого потенциала студента является необходимым и самым важным элементом в образовательно-воспитательном процессе.

Организация учебно-научной деятельности студентов должна учитывать как проявление творческой сущности студента (личностные качества, присущие творческой личности, такие как интуиция, вдохновение, озарение и т. п.), так и уровень знаний, умений, навыков студентов, от которых зависит разнообразие подходов к решению творческих задач [26]. Формирование модели креативной траектории СРС требует в первую очередь индивидуализации подходов, то есть творческую траекторию необходимо выстраивать для каждого студента индивидуально, учитывая в первую очередь его интеллектуальные качества. Вторая составляющая – это уровень начальных знаний, умений, навыков, служащих точкой отсчета при разработке геометро-графической модели развития творческого потенциала.

Для конструирования и реализации индивидуальных моделей СРС необходимы соответствующие подходы к учебно-воспитательному процессу для рационального управления учебно-научным творчеством, заключающиеся, во-первых, во включении студентов в творческую педагогическую деятельность кафедры с повышением статуса студента в системе межличностных отношений и контактов преподавателя и студента, а во-вторых, в определенной педагогической позиции коллектива кафедры, нацеленной на поиск, преобразование, конструирование элементов педагогической системы СРС, адаптацию к новым условиям и требованиям известных методов и средств обучения и воспитания [27]. Такая позиция основывается на высокой педагогической компетентности коллектива кафедры, стремлении к поиску новых возможностей для рационального управления научным и учебным творчеством студентов и высокой научной эрудиции и ответственности за результаты творческой деятельности.

Инструментальная часть процесса конструирования и реализации модели СРС включает в себя на начальном этапе разработку новых контрольно-измерительных материалов, позволяющих оценить не только творческий потенциал каждого студента, но и знание геометро-графического языка и объем тезауруса. Такие контрольно-измерительные материалы должны выявить у студентов задатки творческого мышления:

-     ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне;

-     способность продуцировать различные идеи в неопределенной ситуации;

-     способность видеть в геометрическом объекте новые, скрытые от наблюдателя стороны, возможности его нового использования, расширения функциональной значимости [28, 29].

Известно [30], что уровень творческих возможностей сугубо индивидуален, но чем больше знаний, умений и навыков в определенной области, тем разнообразнее могут быть подходы к решению нестандартных задач; таким образом, учебно-воспитательный процесс наряду с индивидуальными особенностями оказывает значительное влияние на творческие способности студентов.

Именно аудиторный учебный процесс управляет всем процессом усвоения знаний, от него зависит обеспечение адаптации студентов к геометро-графическим дисциплинам, уровень их геометро-графической подготовки, помощь в выработке студентами стиля их учебы, созидательного к ней подхода и организации индивидуальной СРС.

Один из основополагающих принципов обучения [31] – это принцип связи теории и практики, позволяющий научить студентов видеть и ставить проблему, а также разрабатывать методы ее решения. От коллектива кафедры требуется не только высокое мастерство в изложении теоретического курса, но и подбор дидактического материала (геометро-графических заданий), отвечающего следующим факторам изучения: исследование, формализация, усвоение. Это поможет преподавателю избегать расширенных заданий с узкой областью применения, в которых нет фазы исследования и фазы усвоения [32, 33]. В этом случае эффект обучения прямо пропорционален количеству заданий, решаемых студентом, которые включают все фазы вышеупомянутого принципа.

Организация СРС требует совершенствования учебно-методического обеспечения, методов и организационных форм учебно-воспитательного процесса с целью создания оптимальных условий для индивидуально-дифференцированной работы со студентами в процессе геометро-графической подготовки.

Контрольно-измерительные материалы (оценочная база), входящие в учебно-методическое обеспечение, должны устанавливать исходные уровни геометро-графических знаний, умений и навыков, уровни познавательной самостоятельности, активного интереса и мотивации к приобретению этих компетенций. Выявленные индивидуальные особенности студентов позволяют выбрать оптимальный стиль конструирования его СРС, наметить индивидуальный подход, определить модель обучения в соответствии с его реальными возможностями.

Таким образом, осуществление эффективной геометро-графической подготовки современного бакалавра техники и технологии будет возможным при соблюдении ряда организационно-педагогических условий, позволяющих реализовать индивидуализацию учебно-воспитательного процесса в целом и его индивидуальную модель СРС в частности.

Образовательная составляющая СРС накладывает на преподавателей дополнительные обязательства, заключающиеся в поиске новых педагогических технологий и дидактических материалов, позволяющих продуктивно строить педагогический процесс СРС, где преподаватель и обучающиеся должны быть равноправными партнерами с общим пониманием того, что СРС – важнейшее средство повышения качества подготовки специалистов, способных научно мыслить и самостоятельно решать творческие задачи. Важно понимать, что СРС должна соорганизовываться с ходом учебного процесса, планироваться, методически обеспечиваться, контролироваться и управляться коллективом кафедры геометро-графических дисциплин.

 

Результаты исследования

 

Авторами была сделана попытка оценить сложившуюся ситуацию с организацией самостоятельной работы студентов в условиях современной высшей школы. Дано определение понятия СРС с точки зрения активного самостоятельного процесса обучения вне рамок аудиторных занятий. Выявлен ряд недостатков, мешающих качественной геометро-графической подготовке обучающихся. Сделан вывод, что современная система организации СРС должна учитывать довузовский уровень геометро-графической подготовки, особенности геометро-графических компетенций (знаний, умений и навыков) конкретных технических направлений и индивидуальные особенности студента.

Предложенная в исследовании модель организации процесса СРС должна включать в себя несколько этапов, таких как разработка индивидуальной геометро-графической и учебно-образовательной моделей, а также этап контроля. Определена необходимость формирования системы контрольно-измерительных материалов как необходимой составляющей модели организации СРС с целью определения исходного уровня геометро-графических знаний, умений и навыков обучающихся. Авторы считают, что выявленные индивидуальные особенности студентов позволят выбрать оптимальную траекторию обучения в соответствии с реальными возможностями студента. К сожалению, вопрос мотивации обучающихся к формированию познавательной активности и творческого поиска остался за рамками исследования, но, несомненно, будет рассмотрен авторами в следующих статьях.

 

Заключение

 

Разработка и внедрение в образовательно-воспитательный процесс формирования геометро-графической культуры бакалавров техники и технологий индивидуальных моделей самостоятельной работы студентов, органично вплетенных в общий учебно-воспитательный процесс изучения геометро-графических дисциплин, способствуют организации сознательной деятельности личности студента, направленной на самосовершенствование, на индивидуальное развитие.

Индивидуальная геометро-графическая модель самостоятельной работы студента, заключающая в себе цели и требования цифровой экономики, должна полностью определять точное место геометро-графических дисциплин, их объем и роль в будущей практической деятельности бакалавра с учетом важнейших тенденций единого процесса подготовки бакалавра техники и технологий, который должен овладеть: методами творческого поиска, навыками и потребностью к самообразованию, методами коллективного труда и творческого управления коллективом на производстве, умением адаптироваться к новым условиям цифровой экономики.