Full text

Введение

 

Изменения, затрагивающие все сферы человеческой жизнедеятельности на данный момент, так или иначе влияют на требования к современным специалистам, работникам и т. д., а также к студентам, проходящим обучение по различным направлениям; так, данные изменения отразились и на подготовке педагогов профессионального обучения. Сегодня на рынке труда наиболее ценными считаются специалисты, которые готовы передавать свой накопленный опыт, знания и умения молодому поколению, а также имеющие навык подстраиваться под изменяющиеся условия и применять в своей профессиональной деятельности инновационные технологии и подходы к обучению кадров среднего профессионального образования. На данный момент все ведущие страны мира уже перестроили свои образовательные системы с целью отойти от принятых устоев в образовании и взглянуть по-новому на образовательный процесс, чтобы улучшить его действенность. Было решено изменить привычную организацию учебного процесса, в центре которого всегда находились знания, полученные обучающимся. Теперь же образование выделяет своим главным элементом именно познавательную деятельность обучающегося, при которой он получает все необходимые знания, умения и навыки и обладает различными умениями в плане поиска нужной и достоверной информации, реализуя тем самым принцип самообразования. Познавательную деятельность контролируют и направляют преподаватели. Мы живем в очень динамичное время, и существует необходимость в том, чтобы система профессионального образования обеспечивала специалиста умениями и навыками, с помощью которых он мог подстроиться под изменившиеся условия и качественно и эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность.

Одним из возможных решений, способных существенно повлиять на повышение качества образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования в условиях перехода к стандартам нового поколения, является использование современных технологий обучения, в том числе инновационных. В условиях развития современного общества высокий уровень владения современными образовательными технологиями становится общим универсальным атрибутом профессиональной квалификации педагога профессионального обучения.

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

Новый этап в развитии общества образовал направленность на автоматизацию и максимальную модернизацию, то есть технологизацию всех сфер человеческой жизнедеятельности. Поэтому появляются как различные производственные технологии, так и технологии, касающиеся образовательной деятельности, что в конечном счете изменило данный процесс, а также построение взаимоотношений между студентом и преподавателем. В. А. Сластенин отмечает, что как таковое понятие технологии прочно закрепилось в сознании общества и стало вектором развития как научного, так и практического общественного мышления во второй половине XX века [1]. Его назначение состоит в том, чтобы стимулировать ученых и исследователей искать пути наиболее эффективной реализации во всех сферах деятельности, в том числе и в сфере образования, применив все созданные технологии и научные открытия, чтобы сделать этот процесс более действенным, оптимизировать данные технологии и подходы строго для образовательной деятельности, разработать методические рекомендации по применению того или иного подхода или технологии, а также закрепить действенность и эффективность данных средств на практике.

Процесс формирования технологической компетентности педагога профессионального обучения обладает определенной целостностью, структурностью, сложностью в обучении, представляет собой специальным образом организованную педагогическую систему (или подсистему целостного процесса обучения), говорит А. С. Бос [2]. Построение такой системы с учетом логики, закономерностей и принципов процесса обучения, структуры и характеристик основных видов деятельности, лежащих в основе формирования технологической компетентности, – предмет нашего исследования. Следовательно, важным методологическим подходом является системный подход и его структурно-функциональный анализ, отмечает K. Боуз [3].

С. М. Гарневска отмечает характеристики использующегося для формирования технологической компетентности в высшем профессиональном образовании личностно ориентированного подхода. Его главной характеристикой выступает ориентация на ценность личности обучающегося в рамках образовательного процесса. Формирование указанной компетентности достигается за счет раскрытия внутреннего потенциала студента. Достижение определенных результатов проявляется в разностороннем развитии личности и обладании способностью к самореализации и саморазвитию [4]. Р. Киммонз говорит, что в достижении цели главным является развитие личности в целом, во всех компонентах жизнедеятельности, то есть в творческой, культурной, социальной и т. д. Еще одной характеристикой выступает следующее положение. В формировании технологической компетентности при использовании личностно ориентированного обучения деятельность преподавателя носит консультирующий характер [5]. Обучающийся является одним из субъектов учебного процесса, отмечает Г. Т. Клинков [6]. К учебно-воспитательным средствам и способам обучения относятся диалог, совместная проектная, творческая деятельность (С.-Х. Лиу) [7]. Ценностно-ориентировочный аспект технологической компетентности включает различные интересы и потребности личности студента (Т. М. Махомета) [8].

Концепция профессионального становления личности раскрывается в трудах Б. Г. Ананьева, где он говорит о его стадиальном характере, необходимости соблюдения поэтапности [9].

Также немаловажно использовать такую технологию, которую можно было применять продолжительное время, которая была бы актуальна долгий срок, чтобы не подвергать ее чрезмерному и частому корректированию со стороны научных деятелей.

В структуру технологической компетентности Л. К. Гребенкина закладывает определенную совокупность знаний: технологических, методологических и творческих. А также в ее содержание входит набор приемов, способов, методов, технологий, позволяющих осуществлять педагогическую деятельность, формировать и разрабатывать новые технологии и подходы к организации образовательного процесса [10].

Н. Н. Манько в своих научных трудах говорит о необходимости включить в понятие «профессиональная компетентность» технологическую компетентность, которую он определяет как совокупность знаний, умений и способов по преобразованию педагогического процесса [11].

Из применяющихся на практике осуществления образовательной деятельности, считает E. Бацифан, наиболее действенными и положительными являются виды умений и навыков, которые следует отнести к технологической компетентности педагога [12]. M. Бонд к ним причисляет дидактические, когнитивные, различные аналитические и операционально-деятельностные умения, предопределенные существующими в обществе ценностными и профессионально ориентированными тенденциями, позволяющие педагогу осуществлять свою профессионально-педагогическую деятельность и решать стоящие перед ним педагогические цели и задачи [13]. Проблема взаимосвязи теоретического и практического обучения рассматривается в работе Ю. К. Бабанского [14].

Исходя из полученных при анализе научной литературы данных, мы можем сформулировать следующее определение технологической компетентности: технологическая компетентность представляет собой степень овладения студентом определенной совокупностью образовательных технологий, которые он реализует в своей профессиональной деятельности для достижения наиболее продуктивных результатов в подготовке обучающихся.

 

Методологическая база исследования

 

В качестве методологического базиса для работы в направлении формирования технологической компетентности использована концепция профессионального становления личности, в соответствии с которой ядром профессионального становления является развитие личности в процессе обучения, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности.

В основе построения системы формирования технологической компетентности педагога профессионального обучения лежат такие теоретико-методологические подходы, как системный, личностно ориентированный и деятельностный.

Становление педагога профессионального обучения происходит только в деятельности, в процессе реализации студентами определенных операций, и только в деятельности формируется технологическая компетентность, которая в будущем станет способствовать организации и реализации профессиональной деятельности при обучении будущих специалистов среднего звена.

 

Результаты исследования

 

Формирование технологической компетентности происходит на основе системного, личностно ориентированного и деятельностного подходов. Системный подход позволяет студентам осваивать компетентность постепенно, в рамках четкой структуры, выстроенной системы. Личностно ориентированный подход позволяет организовать процесс обучения, направленный на раскрытие потенциала личности каждого студента, позволяет индивидуализировать образовательный процесс. Технологическая компетентность формируется только в деятельности, поэтому, на наш взгляд, самым важным элементом в подготовке педагога профессионального обучения является практика. Реализацию деятельностного подхода мы рассмотрим в процессе прохождения студентами практики.

Если теоретическое изучение сущности образовательных технологий, подходов к их классификациям, дидактических возможностей отдельных технологий проходит в ходе лекционных и практических занятий, то в данном случае наиболее правильно и объективно выявить степень овладения студентом определенным набором представленных ему технологий посредством прохождения им педагогической практики в учебных заведениях среднего профессионального образования (П. Мишра) [15], так как во время данного вида практики студенты сами проводят учебные занятия и организуют педагогический процесс [16]. Во время практики они демонстрируют знания и умения и применяют навыки, полученные в ходе прохождения обучения, в совокупности, так как проверять сформированность на данный момент технологической, а также любой другой компетенции можно только в интеграции и взаимосвязи полученных и усвоенных студентом знаний и умений (Р. Льюис) [17]. Студенты, обладающие хорошей производственно-технологической и психологической подготовкой, в рамках производственной, образовательной и педагогической практики имеют проблемы и затруднения, связанные с использованием ими различных образовательных технологий и подходов, которые препятствуют более качественному проведению учебного занятия и грамотной реализации своих будущих профессиональных обязанностей (Т. Эппс) [18].

В рамках прохождения педагогической практики студенты организовывают занятия как теоретического, так и практического типа, а также проводят внеучебные или внеклассные занятия: деловые игры, дебаты, классные часы и т. д. [19] Проведение ими различного рода занятий заставляет задуматься о важности реализации педагогических технологий в образовательном процессе, так как без применения дидактических, контрольно-оценочных и других технологий грамотного и сбалансированного построения образовательного процесса получение качественного образования невозможно (К. Житухина) [20].

Уже установлен и закреплен тот факт, что формирование и освоение технологической компетентности происходит преимущественно во время прохождения различного рода учебной практики. ФГОС, а также учебным планом установлены виды практики, которые должны проходить в процессе обучения будущие педагоги профессионального обучения, а именно: учебная (учебно-профессиональная), педагогическая, производственная (образовательно-проектировочная, научно-исследовательская), технологическая (организационно-технологическая), преддипломная [21]. Учебная практика предполагает приобретение первоначального опыта, отмечает М. Н. Булаева [22]. Производственная практика – это развитие компетентности при освоении профессиональных модулей [23]. Целью проведения производственной практики является усвоение, дополнение, закрепление и структуризация ранее полученных студентом знаний во время прохождения обучения по различным дисциплинам, которые необходимы для реализации его будущей профессиональной деятельности, а также получение опыта по применению полученных знаний и умений для организации образовательного процесса [24]. Во время производственной практики студенты узнают об особенностях образовательных организаций среднего профессионального образования, их структуре, элементах и т. д.

Преддипломная практика – это окончательное формирование технологической компетентности, проверка готовности обучающихся к самостоятельной трудовой деятельности [25]. Положительное прохождение практики означает ее прохождение в соответствии с реализацией будущей профессиональной деятельности педагога профессионального обучения. Следовательно, уровень практической подготовки будущего педагога профессионального обучения определяется оценкой выполненных им задач, поставленных в процессе прохождения практики, и качества реализуемых профессиональных функций на различных периодах прохождения практики, выделяет М. М. Кутепов [26].

Необходимо подчеркнуть, что практика является активным персональным методом осуществления обучения студентов (Л. И. Кутепова) [27]. Это означает, что в ходе ее прохождения студент самостоятельно осуществляет познавательную деятельность, а также приобретает различные умения и навыки, адаптируется к новым условиям и выполняет поставленные цели и задачи (Н. Е. Ларюшкина) [28], что отличает этот вид практики от множества форм осуществления обучения, в том числе теоретического, когда студент пассивно получит от преподавателя знания и умения [29].

Практические занятия, а также осуществляемые в рамках процесса обучения научно-исследовательские работы проводятся с целью обобщения и усвоения полученных в рамках теоретических занятий знаний, умений и навыков и представляют собой особый вид организации учебных занятий, направленных на профессионально-практическую подготовку учащихся вузов, что в свое время формирует у студентов общекультурные, профессиональные и другие компетенции [30].

При выполнении научно-исследовательских, курсовых работ и проектов у студента формируются важные для осуществления научных работ навыки поиска достоверной информации, критического мышления, выявления и постановки проблемы, анализа, а также происходит разностороннее развитие личности студента, осуществляющего исследовательскую деятельность, отмечаетФ. Ш. Мухаметзянова [31].

Программы организации и содержания учебных, производственных и преддипломных практик, а также структура научно-исследовательских работ преимущественно вытекают из содержания профессиональных образовательных программ по направлениям подготовки 44.03.04 «Правоведение и правоохранительная деятельность», «Экономика и управление». Их цели и задачи состоят в освоении обучающимися необходимого теоретического материала для осуществления будущей профессиональной деятельности, в приобретении ими в ходе прохождения практики нужных практических умений, навыков, в становлении у них ряда общекультурных, профессиональных и педагогических компетенций, а также в формировании собственного опыта организации образовательного процесса и осуществления образовательной деятельности (М. П. Прохорова) [32].

В процессе прохождения практики обучающиеся проводят анализ учебных занятий в профессиональных образовательных организациях, исследуют образовательно-проектировочную деятельность в профессиональных образовательных организациях, изучают и реализуют личностно ориентированные и профессионально ориентированные технологии и методики обучения, выделяют проблемы профессионального образования в области учебно-профессиональной, социально-воспитательной, учебно-производственной деятельности. Разрабатывают программы исследования учебно-профессиональной, социально-воспитательной, учебно-производственной деятельности, проектируют содержание учебного материала по общепрофессиональной и профессиональной подготовке рабочих и специалистов среднего звена, создают учебные, учебно-профессиональные, социально-воспитательные проекты (Г. П. Раджабалиев) [33].

Практика может быть осуществлена в следующих формах и способах проведения: стажировка, проведение практических занятий по определенным темам учебных дисциплин, проведение пробных лекций, связанных с содержанием практики, проведение теоретического и экспериментального исследования [34].

Используются такие формы самостоятельной работы обучающихся, как исследовательские, проектные работы, работа с различными заданными ситуациями, то есть составление определенной последовательности, плана действий для разрешения конкретной поставленной задачи, формулирование и составление тестов по пройденной теме дисциплины, подготовка и защита студентами заранее подготовленных докладов и презентаций, выполнение различных групповых творческих заданий, а также составление отчета по учебно-воспитательной работе к педагогической практике (Ж. В. Смирнова) [35].

Сегодня в высших учебных заведениях по подготовке педагогов профессионального обучения приняты и реализуются такие инновационные технологии и методики осуществления образовательного процесса, как применение метода кейс-технологии, интерактивное, модульное обучение, технология проектов, а также принята и активно используется новая балльно-рейтинговая система оценивания знаний обучающихся. При проведении промежуточной аттестации будущих педагогов профессионального обучения используются такие формы и методы, как кейс-метод, проектный метод, тестирование, реферат, которые помогают студентам обобщить, систематизировать, закрепить полученные в ходе освоения теоретической части дисциплины знания, а также проявить навыки критического и творческого мышления.

В период практики студенты выполняют определенную программу, ведут дневник, готовят конспекты, осуществляют индивидуальное планирование, готовят аналитические справки и характеристики, проводят учебные занятия с использованием образовательных технологий (в соответствии с содержанием программы практики), осуществляют анализ учебных занятий. Руководитель практики проводит консультации, осуществляет контроль за своевременностью выполнения заданий. На заключительном этапе практики анализируются студенческие отчеты, подводятся итоги (на основе анализа характеристики с места прохождения практики и отчетной документации студента). Промежуточная аттестация осуществляется на основе результатов текущего контроля и отчета студентов на итоговой конференции по практике.

С целью контроля и направления деятельности во время прохождения студентами различных видов практики на кафедре профессионального образования и управления образовательными системами применяются такие способы и методы, как наблюдение за образовательной деятельностью студентов во время прохождения ими практики и выполнением ими задач, которые были поставлены перед конкретным типом практики; сбор информации и опрос руководителей практики студентов профессионального обучения а также преподавателей, которые задействованы в обучении студентов групп, проходящих практику; создание групп студентов для обсуждения полученных итогов и впечатлений и обмена опытом о прохождении практики.

 

Заключение

 

В формировании технологической компетентности педагога профессионального обучения нами были отмечены системный, личностно ориентированный и деятельностный подходы. Системный подход обозначил необходимость формирования технологической компетентности с учетом логики, закономерностей и принципов процесса обучения, которые образуют последовательность, позволяющую достичь положительного результата. Личностно ориентированный подход говорит о ценности личности, ее потребностей, учета ее интересов и личностных качеств как о неотъемлемых элементах формирования технологической и профессиональной компетентности. Поскольку формирование педагога профессионального обучения происходит только в деятельности, в процессе реализации студентами определенных операций, практика была отмечена нами как вид деятельности, где студент максимально приближен к профессиональным условиям, где он имеет возможность проявить навыки овладения образовательными технологиями, что способствует наилучшему формированию технологической компетентности.

Практика – одна из наиболее значимых составляющих профессиональной подготовки любого специалиста. Она позволяет студенту реализовать имеющиеся знания и опыт в профессиональной деятельности.

В процессе подготовки бакалавров по направлению 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) и профилям «Правоведение и правоохранительная деятельность», «Экономика и управление» практика имеет важное значение, поскольку является одним из наилучших способов формирования технологической компетентности. Выявление уровня сформированности технологической компетентности также возможно только в период практики, когда имеет место проявление профессионально-педагогических знаний и умений в практической деятельности в комплексе. В процессе прохождения педагогической практики студенты проводят по несколько занятий как теоретического, так и производственного обучения, а также внеклассные мероприятия: классные часы, диспуты, конкурсы, игры и т. д., которые и позволяют выявить уровень овладения педагогическими технологиями.