Full text

В современном обществе существенно повысился интерес со стороны родителей, педагогов к закономерностям формирования личности ребенка, к развивающим психолого-педагогическим технологиям, ориентированным, прежде всего, на развитие личностного потенциала ребенка, приобретение гармонии во взаимоотношениях с самим собой и окружающим социумом. Образовательная среда выступает фундаментом не только личностной социализации, но и развития психофизиологических процессов и всех сфер личности ребенка. Являясь участником взаимодействия в какой-либо образовательной среде, дети предпринимают первые попытки создания своих оригинальных систем и структур осознания общественных отношений, окружающего их социального мира и своего места в нем. Ребенок учится налаживать коммуникативные связи с другими людьми.

Всё более прогрессирующие в своем проявлении отрицательные эмоциональные состояния детей являются трудностью для гармоничного, всестороннего развития личности ребенка. К ним можно отнести агрессивность, неуверенность, тревожность, застенчивость, страхи и т. п. Эти феномены неблагополучия психической жизни и активности детей в настоящее время являются наиболее распространенными. В нашем меняющемся мире, как в обществе, так и на просторах образовательной среды, отрицательные эмоциональные состояния современных детей неуклонно растут.

Поэтому в настоящее время для полноценного и гармоничного развития личности детей особенно важным является выбор способов системного формирования психики ребенка, учитывая его когнитивно-личностное развитие на всех этапах онтогенеза, начиная с дошкольного периода, который имеет особую важность. Именно в этом возрасте имеются неповторимые условия развития, не повторяющиеся впоследствии в других возрастных периодах. По мнению А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, B. C. Мухиной, Д. Б. Эльконина, если было что-то «недодобрано», то нагнать или компенсировать в будущем представляется затруднительным или невозможным [1].

Проблема неуверенности, которая является источником возникновения застенчивости, замкнутости, трудностей в общении, предстает на сегодняшний день наиболее актуальной психологической проблемой для современного человека.

В современной отечественной возрастной и педагогической психологии, а также в зарубежной психологии представлены различные точки зрения на природу неуверенности и ее детерминированность различными факторами, причем достаточно часто это отрицательное эмоциональное состояние связывают с различными сторонами личности, указывая на связь с волевой стороной (Т. И. Иванов, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн).

Кроме этого неуверенность связывают с особенностями развития самосознания, находя взаимосвязь с заниженными самоотношением и самооценкой, низким уровнем притязаний. Связь неуверенности с интеллектуальными качествами подчеркивают А. В. Запорожец, Т. А. Рудик.

Особенности комплекса детской неуверенности, причины возникновения, формы проявления, средства и способы преодоления этого комплекса нашли отражение в трудах Ф. И. Иващенко, Г. М. Красневской, Е. А. Серебряковой, Т. О. Смолевой. Учеными (Г. М. Красневская и Т. О. Смолева) определено, что именно в дошкольном возрасте возникает комплекс неуверенности из-за воздействия разнонаправленных условий воспитания и особенностей социализации, в период формирования личностных механизмов и характерологических особенностей.

Еще одним фактором, затрудняющим эмоциональное благополучие детей, является высокая детская тревожность. Высокий уровень тревожности отрицательно влияет на все сферы жизнедеятельности человека, выступает личностной деструкцией, поскольку тревожные дети склонны к невротическим проявлениям и входят в группу риска в связи с этим. Тревожные дети чаще испытывают эмоциональные нарушения и склонны к девиациям. Тревожность является причиной неуверенности в себе, создавая благоприятные условия для формирования отрицательного социального статуса. Также прослеживается взаимосвязь тревожности и познавательной сферы. В психически и психологически сложных ситуациях состояние тревоги затрудняет интеллектуальную деятельность и снижает умственную работоспособность [2].

Понимая актуальность обозначенной на сегодняшний момент проблемы детской тревожности, ученые и практики предлагают как можно раньше диагностировать проявления тревогогенных состояний, а также использовать различные виды психокоррекционной и психотерапевтической помощи детям и их ближайшему социальному окружению (арт-терапия, игротерапия, имаготерапия, техники когнитивной терапии и т. д.).

В настоящее время существует огромное разнообразие методов, технологий и техник, конкретно-методических приёмов, направленных на помощь ребенку и разрешение сложных «конфликтных» моментов в его личности. К таким методам относят арт-терапию в целом и конкретные ее разнонаправленности: игровая терапия (директивная и недирективная), вокальное и танцедвигательное направление, театр, куклотерапия и создание кукол, а также маскотерапия, цветотерапия и терапия средствами искусства, музыко- и фототерапия, а также использование песка и глины как психотерапевтического материала [3].

Интересен вопрос: а каковы возможности глинотерапии в работе практического психолога? Представляя себе работу с глиной в процессе оказания психолого-педагогической помощи, поддержки или сопровождения ребенка, часто данную работу мы ассоциируем с трудотерапией или работой на гончарном круге, что сильно «упрощает» понимание глинотерапии как метода психокоррекции и психотерапии.

Арт-терапия имеет в целом свои эффективные психокоррекционные механизмы воздействия на психику, сознание и бессознательное человека при решении его проблем, но более эффективным в плане «лечебного» воздействия своими внутренними механизмами на симптомы клиентов-травматиков, внешние и внутренние проявления психосоматических заболеваний, СДВГ, агрессивность, тревожность, страхи, неуверенность, сниженную самооценку, телесные зажимы, чувства вины, обиды и иные запросы является отдельное арт-терапевтическое направление – глинотерапия [4].

Глинотерапия – это метод, предполагающий взаимодействие ребенка с глиной для решения психотерапевтических задач. Концептуальной базой этого метода являются глубинные психоаналитические практики, включающие анализ бессознательных моментов в психике человека, аффективно-инстинктивных импульсов, процессов и механизмов защиты как отражение актуальных личностных проблем, анализ конфликтов, вытесненных в раннем детстве в сферу бессознательного, диагностика и осознание скрытых возможностей, способностей.

Аккумулирование энергетической силы собирания, фиксации или удержания и последующего расслабления при работе с глиной является глубинным «внутренним» механизмом глинотерапии.

Преобразовывая комок глины в своих руках, человек собственными руками преобразовывает внутренние и внешние составляющие его трудностей, приводя, в некоторых случаях неосознанно, к принятию правильного решения или вытеснению отрицательных эмоций. Вымешивание глины дает возможность поразмыслить, осознать, выбрать, принять и осуществить решение, т. е. осознать, интегрировать и ассимилировать тот опыт, который был получен в процессе занятия по глинотерапии. Кроме того, даже самый простой процесс вымешивания глины уже носит психотерапевтический характер.

Особым преимуществом глинотерапии является то, что она основывается на спонтанном самовыражении, свободе действий и не предполагает воплощения результата работы ребенка в произведение искусства, предполагающего художественную ценность, чем и отличается данная техника арт-терапии от лепки из глины или другого материала. Лепка как процесс прикладного творчества имеет целью создание конечного продукта, обладающего художественной ценностью. Важно то, что в процессе работы с глиной совсем не имеет значения полученный результат, нужно стараться, но при этом не нужно делать красиво; важна направленность на процесс, на получение удовольствия, удовлетворение от проявленных эмоций, неожиданных реакций и т. д. Таким образом, акцент переносится на само занятие, которое становится терапевтичным в своей основе, а полученный продукт потом разбивается или комкается в общую массу.

Психотерапевтический эффект при работе с глиной создается из особенных характеристик глины как природного материала, обладающего одновременно жесткостью и твердостью и в то же время податливостью, послушностью, пластичностью. Глину можно мять, жать, бить, щипать, пропускать сквозь пальцы, размазывать, смешивать с водой, утрамбовывать и т. д.

Работа с глиной в практике оказания психокоррекционной, психолого-педагогической помощи детям имеет ряд преимуществ.

Одним из преимуществ является то, что при работе с глиной не требуется наличие специальных навыков, в том числе художественных, посколькуглина мягкая, послушная, легкоуправляемая. Здесь проявляется «эффект творца», можно сделать все что угодно. Особенно полезна при работе с низкой самооценкой, т. е. эффект – «Я могу».

Глина – природный минерал, который применяется людьми для разных нужд на протяжении всей истории человечества (производство, медицина, косметология, пищевая отрасль, религиозная сфера и т. д.). Ребенок, работая с тестообразной пластичной массой в сочетании с водой, достаточно быстро и легко переходит на уровень архетипов и метафорический уровень.

Установлено, что использование метафорического значения глиняной фигуры может напрямую способствовать мощному прогрессу в терапии клиента (Д. Хенли). Выход на метафорический уровень клиента позволяет более эффективно прийти к осознанию затруднений для самого клиента, обходя действие его психологических защит или его сопротивления в процессе терапии. В процессе трансформации глиняного кома создаются символические эквиваленты мыслям, переживаниям и поступкам, в связи с чем использование метафорических образов даёт возможность обратиться к трудностям социальной и эмоциональной жизни ребенка без прямых болезненных интервенций и критики. Работа с метафорами достаточно «экологичный» по отношению к ребенку метод работы, при котором в приятной деятельности, веселой обстановке обращаемся к значимым темам, предоставляя возможность заглянуть в бессознательное. Это позволяет посмотреть на причины затруднений и осознать вытесненные ранее моменты.

В этом случае можно говорить о сочетаемости глинотерапии с различными направлениями арт-терапии, например со сказкотерапией, так как можно вылепить волнующие образы, эмоции и сочинить сказку. Возможно применение элементов психодрамы при проигрывании важной ситуации, телесно ориентированной терапии при работе с симптомами психосоматики, а также работа в гештальт-подходе с использованием метафорического значения фигур, возникающих в процессе работы с глиной [5].

Главная особенность глины – это сочетание податливости и жёсткости. Чтобы создать что-то из глины, необходимо приложить усилия, сосредоточиться на действии, направить усилия на достижение определенного результата, нам нужно прочувствовать её, чтобы сделать нужную фигуру и приложить немало сил для получения результата. Такое свойство учит направлять свою силу, дает опыт преодоления, найти силы двигаться дальше, поэтому глинотерапия эффективна при взаимодействии с клиентами, которые не могут найти в себе силы решить проблемы. Например, имеющими травматический опыт, перенесшими потерю, горе. В глине есть сопротивление, поэтому при работе с глиной гиперактивные дети вкладывают свою силу, чтобы что-то получилось, концентрируют внимание на процессе, т. е. осмысленное направление энергии учит эмоциональному контролю [6].

Кроме этого глина дает живой отклик на чувства. Патрисия Шервуд отмечает, что глина помогает выразить опыт, который не получается выразить словами, т. е. выразить невыразимое. Человеческий опыт столь обширен, сложен и запутан, что речь не всегда может обозначить все его аспекты. Глина помогает «захватить» чувство, переживание и придать им форму. Часто человек не понимает, что он лепит, и только завершив работу, узнает в ней отражение какого-то своего состояния. Здесь не нужны слова, чтобы сформулировать, выразить то, что внутри. И именно эта особенность делает глину незаменимой в работе с детьми, ведь выражать вербально свои чувства детям достаточно сложно. Одним детям глина помогает успокоиться и снять напряжение, другим – выразить агрессию и фрустрацию.

Осязаемость неосязаемого – ощутить и потрогать какое-то чувство

Видимость невидимого – эффект «отпечатка». В глине очень хорошо прослеживается отпечаток, что-то невидимое становится видимым. Ребенок начинает осознавать, что он существует, у него есть тело, он есть в этом мире.

Самая главная возможность глины – возможность трансформации. Все образы в процессе лепки можно трансформировать. Не нужно отрицать эмоции, нужно проиграть их, прожить, чтобы принять их и взаимодействовать с ними. Например, трансформировать тревогу в спокойствие, болезнь в здоровье.

Глинотерапия, являясь одним из методов арт-терапии, основана на сенсомоторном опыте человека, что делает её близкой к телесно ориентированным техникам. Задействуется сенсомоторный способ взаимодействия с миром, работа с ощущениями тела и рук. Способность глины вызывать при работе с ней определенные сенсорные ощущения часто служит для людей мостиком между ощущениями и чувствами. Хорошо применима при работе с ДЦП – восстановление образа тела, помогает телу заново взаимодействовать с окружающей средой, а также при работе с инвалидами, пожилыми людьми, особенно живущими в домах престарелых, с сенсорными депривациями.

Глина обладает способностью быстро поглощать и выражать то, что мы чувствуем, особенно когда нам не ясны наши мысли и чувства. Благодаря работе с глиной мы имеем возможность прояснить вопросы, которые тревожат в данный момент, что вызвало причину гнева, страха или других чувств. Решаются проблемы самопознания, личностного роста, источники вдохновения.

Применение глины в групповой работе позволяет развить навыки эмпатии, принятия другого человека, коммуникации. Можно изучать способы взаимодействия с другими людьми, видны стратегии поведения человека в новой ситуации, его реакции.

Применяется для работы с размытыми границами – понимание через глину «Я» и «не Я», для взрослых «Я есть» – ощущение бытия, бытие в чистом виде.

С помощью глинотерапии можно проработать свои негативные состояния, чувства, эмоции. Когда вы начинаете лепить из глины, происходит эмоциональная разрядка, снятие напряжения, агрессии и т. д. Глина помогает расслабиться тревожным и зажатым детям (можно переделать постройку, и это не страшно, дети видят, что меняться не страшно), выплеснуть отрицательные эмоции.

Таким образом, можно сказать, что в увлекательной и интересной форме работа с глиной позволяет решать огромное количество терапевтических задач при работе с клиентами разного возраста и различного состояния.