Full text

Инновационная деятельность предприятий очень важна на данном этапе развития экономики, так как он характеризуется высокими темпами развития в научно-технических областях: продолжает развиваться сфера роботизации и цифровизации различных производственных и финансовых процессов; с возросшей частотой появляются новые возможности для модернизации бизнеса; активная внешняя и внутренняя политика государства также способствует инновационной деятельности предприятия. Рынок, построенный на принципах капитализма (т. е. в основе экономических отношений лежит частная собственность, юридическое равенство и свобода предпринимательской деятельности) и сопряженный со свободной конкуренцией (сформированной на основе спроса и предложения), заставляет предприятия самостоятельно «существовать и выживать» на рынке, который становится прогрессивным и инновационным и развитие которого идет во всех направлениях. Следовательно, и задачи, стоящие перед предприятиями в области инновационной деятельности, заключаются в поиске новых решений, внедрении их в технологию и организацию производства с целью повышения качества продукции (услуги) и сокращении всевозможных издержек. Отметим, что достижения одного предприятия в инновационной деятельности напрямую или косвенно влияют и на всю отрасль, в которой задействовано предприятие.

Инновационная деятельность предприятий проявляется в двух формах: продуктовой инновации и процессной инновации. Если говорить об инновации продуктовой, то она подразумевает под собой внедрение в производственный процесс новой техники. А процессная инновация несет в себе разработку и внедрение новых способов производства, а также применение уже имеющихся технологий в новом для них качестве. Если говорить про организацию инновационной деятельности на предприятии, то в научной литературе выделено две модели её организации [1]. Но, прежде чем рассмотрим различия между этими моделями, обозначим основные элементы в организации инновационной деятельности предприятия. Первая и наиболее важная, по нашему мнению, составляющая – формирование инновационной стратегии, ведь на её основе и производится дальнейшая работа предприятия, нацеленная на достижение цели инновационной деятельности. Определившись со стратегией, предприятие формирует творческие группы и разрабатывает систему стимулирования творческой активности задействованного персонала, экспертов и т. д. Немаловажным элементом в организации инновационной деятельности является и выбор метода управления знаниями и результатами интеллектуальной деятельности творческих групп. А экономическую основу для проведения исследований и их дальнейшей реализации формируют созданные внешние и внутренние венчурные фонды [2]. Вышеперечисленные элементы являются неотъемлемой частью инновационного процесса любого предприятия, несмотря на то, какую модель организации инновационной деятельности оно выбрало.

Первая модель организации инновационной деятельности связана с исследованиями и разработками в области инноваций принципиально новых. Особенность данной модели заключается в том, что такие инновационные преобразования, исследования и разработки требуют значительных, капитальных вложений. Зачастую принципиально новые инновации связаны с НИОКР в прогрессивных (или новых) областях науки; проводя фундаментальные и прикладные исследования, производство может на выходе получить: совершенно новую продукцию, материалы, изобретение; альтернативный (новый) способ получения источников энергии, материалов, сырья; принципиально модернизированную технологию производства; вклад в развитие новой сферы применения продуктов.

Вторая модель носит название «инновации относительной новизны». Можно сказать, это «вторая волна», которая подразумевает использование в своей инновационной деятельности промежуточных или конечных результатов инновационной деятельности предприятий, специализирующихся на первой модели организации и развития инноваций. Иными словами, в своей хозяйственной деятельности предприятия второй модели развивают инновации относительно, и результатом их деятельности может стать модернизированная усовершенствованная продукция, сюда же отнесем и продукцию сравнительной новизны (это может быть имитация или копия инновационных продуктов). Более серьёзная работка происходит в области создания и внедрения продукции в новой сфере применения, которая является результатом деятельности предприятий первой модели. В сравнении с первой моделью организации инновационной деятельности у предприятий второй модели на инновационную деятельность выделяется меньше собственных средств, происходит сравнительно меньший поток финансовых и реальных инвестиций, квалификация основой массы персонала может также уступать. А в разрезе предприятий, базирующихся на инновациях относительной новизны, эти показатели могут значительно отличаться друг от друга, и с каждым годом они увеличиваются, так как конкуренция на рынке требует инновационных решений.

В научной литературе также существуют и модели организации инновационной деятельности предприятия, непосредственно связанные с этапами реализации инновационных коммерческих проектов. Суть первой модели (можно соотнести её с моделью принципиально новых инноваций) выражается в пяти этапах реализации инновационных коммерческих проектов: 1. Зарождение идеи. 2. Вынашивание идеи (разработка технологии производства). 3. Демонстрация (создание экспериментального образца). 4. Внедрение продукта на рынок (создание спроса). 5. Закрепление на рынке (реальный спрос). Вторая модель (сравнимая с инновациями относительной новизны) формирует следующие этапы реализации инновационных коммерческих проектов: 1. Появление инновации (оформленный результат разработок, готовый продукт и т. д.). 2. Создание головного прототипа (реально работающий образец). 3. Организация серийного производства. 4. Реализация новой продукции [3]. В проанализированных источниках информации эти модели также носили название «зарубежная» (первая модель) и «российская» (вторая модель). Такая классификация основана на том, что по многим социально-экономическим показателям инновационная деятельность отечественных предприятий уступает зарубежной практике, в первую очередь это обосновано необходимостью больших объемов инвестиций, которые обладают высокими рисками. В свою очередь государство старается оказать возможную экономическую поддержку предприятиям: патентные программы, конкурсы грантов, обозначение приоритетных научно-технических сфер, финансовая поддержка фундаментальных исследований, особые налоговые режимы для экономических и технико-внедренческих зон и т. д. Отдельно отметим важность государственного участия и вклада в развитие образования, а также его интеграции с наукой и производством, формирования и развития национальной инновационной системы. По оценке экспертов, инновационная деятельность в России выходит на новый этап развития (в основном благодаря экономическим санкциям, стимулирующим отечественное производство).

Для ведения успешной инвестиционной деятельности предприятие должно провести серьезную аналитическую работу по оценке подготовленности предприятия заниматься инвестиционной деятельностью, т. е. определить показатели инновационного потенциала предприятия и дать им обоснование. Для такого анализа необходимо соотнести все данные по девяти укрупненным группам показателям, таким как материально-технические; научно-технические; организационно-управленческие; информационные; кадровые; нововведенческие; рыночные; экономические; финансовые [4]. Далее предприятие выстраивает свою инновационную стратегию, при этом учитывая показатели технического уровня развития и внедрения инновации, следовательно, учитывая, на какой стадии научно-технической подготовки находится новый продукт, на какой стадии находится его производство и каковы критерии его эксплуатации.

Совершенно очевидно, что инновационная деятельность предприятия связана с инвестиционной. Поэтому далее рассмотрим этот аспект инноваций более подробно. Ранее мы уже сказали о том, что организации необходимо проанализировать экономические показатели для определения своего инновационного потенциала, на основе которого, в свою очередь, будет формироваться финансовая стратегия обеспечения инвестиционной деятельности предприятия. На первом этапе экономического анализа нам необходимо определить суммарные затраты на НИОКР, далее оценить экономическую эффективность инновации, а также стоимость самого интеллектуального продукта. На втором этапе уже проведем более глубокий анализ и рассчитаем показатели экономического эффекта инновации [5]. Результаты такого анализа помогут нам оценить экономический эффект от результатов инновации деятельности предприятия, учесть возможные доходы и экономию. Ведь, как правило, в анализ включается расчет таких показателей, как коэффициент абсолютной экономической эффективности капитальных вложений в инновации; годовая экономия от снижения себестоимости при изготовлении новых изделий; экономический эффект от производства новой продукции; общая экономия материальных затрат; условно-годовая экономия от внедрения инновационной идеи; высвобождение рабочей силы при внедрении инновации. Полученные данные формируют инвестиционную привлекательность проекта, которая должна мотивировать инвесторов и приток инвестиций.

Рассмотрим основные актуальные источники финансирования инновационной деятельности российских предприятий, которые изображены на рисунке. Видно, что существует четыре основных источника инвестиций: собственные средства, государственная поддержка, российские негосударственные инвесторы и иностранные инвесторы [6].

Рассмотрим первый вариант инвестирования инновационной деятельности – развитие инноваций за счет собственных средств. Это зачастую самый трудный и долгий путь к инновационным изменениям, так как собственных средств единовременно и в полном объеме не хватает, а процесс развития и внедрения инноваций становится медленным и поэтапным. Отметим, что в период экономического спада или кризисов данный вид источника финансирования направляется на поддержание основного вида деятельности предприятия, а не на инновационную. Но если предприятие трезво учитывает фактор «времени» и прогнозы конъюнктуры рынка, то получить финансовые средства оно может через собственные фонды, к которым чаще всего относят фонд амортизационных отчислений и другие фонды специального назначения (например, фонд развития производства). Средства для фондов формируются за счет амортизационных отчислений и прибыли соответственно [7]. Есть возможности и ускорить процесс притока новых инвестиций, и увеличить их объем. В данном случае мы продолжаем говорить о том, что предприятие продолжает привлекать ресурсы собственными силами. Увеличить свой капитал организация может путем выпуска ценных бумаг как предприятие, чьи акции со временем вырастут в стоимости благодаря её инновационным разработкам; путем объединения своих ресурсов и средств с несколькими предприятиями для ведения общей инновационной деятельности. Оптимизация затрат и экономия средств в ходе инновационной деятельности может быть достигнута путем обращения к лизингу и др.

 

 

Источники инвестирования инновационной деятельности российских организаций

 

Обратимся к следующему источнику инвестиций – государственной поддержке. Плюсом такого рода финансовой поддержки является безвозмездная и безвозвратная основа выделяемых грантов. Но бюджетные средства на инновационную деятельность предприятие может получить, только выдержав конкуренцию и пройдя несколько этапов проверки: соответствие приоритетным целям государственной инновационной политики; реалистичность и адекватность экономического плана инновационной деятельности (бизнес-план проекта). При этом предприятие может обратиться к разным формам государственной поддержки: программам бюджетного финансирования; государственным конкурсам; государственным заказам [8].

Следующая группа источников инвестиционных средств представлена российскими негосударственными фондами и компаниями. Для начала поговорим о венчурном способе инвестирования в инновационную деятельность. Венчурные фонды и компании специализируются на помощи предприятиям, которые находятся на разных этапах процесса коммерческой реализации инноваций. Особенностью венчурного финансирования является то, что результаты инновационной деятельности предприятия не могут дать гарантии успеха и, следовательно, сопряжены с высокими рисками потерь [9]. Но венчурное финансирование позволяет получить приток средств для реализации инновационных проектов на сравнительно долгий срок (среднее значение – 5–7 лет, но может отличаться по отраслям) и на безвозвратной основе. Если говорить о фирмах, в которых осуществляется привлечение средств через венчурное финансирование, то это продажа акций предприятия; кредитование на различных условиях (традиционно такое кредитование сопровождается конверсией в акции предприятия). Следовательно, «венчурный» инвестор практически всегда становится участником уставного капитала предприятия.

Следующая подгруппа данного источника финансирования представлена инвестиционными организациями. Инвестиционные фонды и компании представляют собой концентрацию различных инвесторов, начиная от обычных граждан, желающих прибыльно вложить свои средства, заканчивая организациями, которые ориентированы на инвестиционную деятельность (вне зависимости от территориальной принадлежности инвестора, тем самым концентрируя у себя средства в отечественной и иностранной валютах). В данную категорию инвесторов включаются и банковские организации, вкладывающие свою средства, а иногда и государственные органы и структуры. Причина такой популярности инвестиционных организаций заключается в том, что они могут выполнять доверенную им инвесторами функцию поручителя. Для предприятий инвестиционный фонд может предоставить средства также после экспертной оценки их бизнес-проектов инноваций, на безвозвратной или же возвратной основе. И отметим, что в России инвестиционные фонды и компании играют очень важную роль в стимулировании инновационной деятельности предприятий.

Еще одна категория инвесторов, которую мы рассмотрим в рамках российских негосударственных объединений, нацеленных на финансирование инноваций, – «бизнес-ангел». Данный термин, как и явление, на российском рынке не распространен, в отличие от западной практики, но заслуживает внимания. Бизнес-ангелом называют частного инвестора, который вкладывается в инновационное предприятие на возвратной основе. Как правило, такие инвесторы получают обратно вложенные средства и долю в капитале организации. Помимо финансовой поддержки инвестор (бизнес-ангел) оказывает помощь в её становлении на рынке, своим авторитетом продвигает предприятие и т. д. Доля в уставном капитале предприятия, которая впоследствии отойдет инвестору, формирует блокирующий пакет акций, размер которого составляет в среднем 25–49%, в зависимости от вложенных в инновационное предприятие средств, но не больше. Также доля пакета акций инвестора зависит и от стартовых прогнозов по инновационному проекту, например:

-          если прогноз успеха незначителен и высок риск потери вложенных средств, то инвестор, вкладываясь в такой проект, имеет возможность в случае успеха рассчитывать на 34–49% от всех акций;

-          если на начальном этапе прогнозируются частичные потери вложенных средств, но выход к точке окупаемости, то инвестор может рассчитывать на пакет акций в размере 28–20%;

-          если прогнозируется невысокая доходность, то средний размер пакета акций инвестора составит 17%;

-          если прогнозируется доходность инновационного проекта более 25%, но не превышающая 50% в год, то пакет акций инвестора составит 10–15%;

-          если прогноз доходности превышает 50% годовых, то в среднем пакет акций инвестора составит 23–25% [10].

Иностранные источники финансирования в принципе представлены такими же формами, как и рассмотренные выше источники финансирования инновационной деятельности российскими негосударственными объединениями. Эксперты отмечают, что на данный момент сформировалась четкая тенденция к снижению иностранного участия в российских компаниях [11]. Объясняют данную тенденцию политическими и экономическими процессами, которые находят свое отражение в западных санкциях по отношению к России и ответных действиях российского правительства. А частичная невостребованность иностранных инвестиций со стороны предприятий обусловлена нестабильностью курса российского рубля по отношению к иностранным валютам, вследствие чего инвестиционные потоки из-за рубежа становятся труднодоступными и дорогими.

Обратим внимание на развивающийся фондовый рынок в сети. Цифровые и электронные решения представляют собой платформы для беспосреднического взаимодействия инвестора и предприятий. Такие платформы позволяют экономить на транзакционных и комиссионных операциях [13]. Еще одним плюсом такого инвестирования является отчасти привлечение частного инвестора вне зависимости от его территориального расположения. Минус данного источника финансирования заключается в недостаточном уровне правового и юридического регулирования процессов. Происходит конфликт централизованных устоявшихся систем и удобных новых децентрализованных решений.

Итак, инновационная деятельность организации в современных условиях становится неотъемлемой и необходимой частью хозяйственной деятельности предприятий. Возрастает спрос потребителей на инновационные товары, которые характеризуются высоким качеством, экологичностью производства, эксплуатации и утилизации, современным дизайном, многофункциональностью продукта, ценовой доступностью и т. д. Также существует и заказ государства на развитие фундаментальных и прикладных областей науки. Производители сами становятся заказчиками, требующими инновационных решений. Поэтому предприятиям вне зависимости от выбранного направления деятельности (коммерческая деятельность, специализация на НИОКР, выполнение государственного заказа и т. п.) приходится решать те или иные задачи, которые связаны с инновационной деятельностью. Модель российской организации и ведения инновационной деятельности со временем усложняется и выходит на более серьезный уровень «принципиально новых инноваций», в то время как в коммерческой среде все больше предприятий понимают важность работы в области «инноваций относительной новизны», которая помогает отстаивать позиции в конкурентной среде.

Анализ источников средств финансирования инновационной деятельности показал, что в современных условиях российские предприятия сталкиваются со следующими особенностями: собственных средств у предприятий, как правило, недостаточно, и вызвано это высоким уровнем современных научно-технических требований к организации инноваций и т. д.; банковские кредиты обладают слишком высокими процентными ставками и коротким периодом кредитования из-за высоких рисков инновационной деятельности; финансирование с государственным участием – востребованный и привлекательный вариант для предприятий (для малого и среднего бизнеса – самый приоритетный источник финансирования), но жесткие особенности его получения тормозят рост активности инновационных проектов; российский рынок фондов (венчурных компаний, бизнес-ангелов и т. д.) недооценен со стороны частных инвесторов, что тормозит инвестиционные потоки; аналогичный иностранный фондовый рынок для российских предприятий в большей мере своей является недоступным. А еще одним перспективным источником финансирования инновационной деятельности, открывшимся для предприятий в последние годы, стало развитие электронных и цифровых платформ.