Full text

В эпоху цифровых технологий человек имеет доступ к бесконечному количеству информации. Это заочные экскурсии по местам жизни и творчества А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого и других писателей. Чтобы не тратить время на описания и объяснения, учитель может предоставить классу снимки, изображения, карты, видео- и аудиоматериалы и дать детям новые для них знания, которые ярким образом запечатлеются в памяти, будь то столовая, в которой обедал А. П. Чехов, или дом, в котором жила Марина Цветаева.

Возможности, предоставляемые современными технологиями, позволяют учителю привлечь внимание ребёнка к изучаемому, наглядно продемонстрировать материал: схематично представить сложные для запоминания правила, теоремы, задачи и формулы. Более того, вызывая интерес к способу передачи знаний, учитель ставит задачу для ребёнка научиться самому искать, перерабатывать и представлять материал в удобном виде с помощью компьютерной техники [1].

В настоящее время во время подготовки материала к уроку учителям нередко приходится обращаться к онлайн-фоторедакторам, чтобы получить картинку нужного формата, цвета, размера. Визуализация информации – один из лучших способов помочь ученику усвоить материал, например, портрет и характер Печорина из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» проще запомнить при наличии визуально оформленных данных.

Скачивать и устанавливать для этого программы не обязательно: в Интернете в свободном доступе существует множество самых разных веб-сервисов для работы с фотографиями. Для корректного отображения сайта необходима поддержка браузером плагина Adobe Flash Player и актуальная версия браузера.

Мы составили перечень нескольких сервисов, помогающих в обработке изображений. Это бесплатные онлайн-фоторедакторы, работа с которыми не требует особых знаний и навыков.

Рассмотрим бесплатные приложения с условно базовым функционалом: возможности этих программ охватывают большинство задач по преобразованию изображений. Они позволяют менять основные характеристики: размер, яркость, контрастность. Однако данные утилиты не всегда корректно отображают работу со специфическими форматами файлов, такими как .raw, .WebP, .svg. Случается это по причине того, что инструментарий онлайн-фоторедакторов не предназначен для послойного редактирования изображений.

Avatan

Фоторедактор располагает предустановленными фильтрами: чёрно-белым с возможностью корректировки баланса белого, сепией, виньеткой. Вкладка «Текст» позволяет сделать надпись на изображении, при этом есть возможность корректировки шрифта, цвета, размера текста и его положения на холсте. Инструментом «Ретушь» накладывают различные эффекты на портретные изображения:

  1. «Устранение недостатков», «Аэрограф» – если нужно убрать небольшой изъян, несколько точек, несовершенств текстуры. Есть возможность регулировать размер кисти, интенсивность, плавность перехода.
  2. «Устранение бликов» – если нужно скорректировать засвеченную область изображения.
  3. «Цвет глаз» – если нужно акцентировать внимание на этой детали, например при подготовке изображения портрета героя к уроку [2].

Canva

Это простой и доступный инструмент для работы с изображениями. На выбор пользователю предоставлены различные макеты: для создания логотипа, фотоколлажа, презентации, плаката и другие. Функциональную базу фоторедактора можно условно разделить на четыре блока.

  1. Макеты. Большое количество вариантов расположения на холсте нескольких картинок, одной и нескольких комбинаций картинок с текстом.
  2. Библиотека элементов для макетов: сетки, рамки, фигуры, линии, иллюстрации, значки, диаграммы. Есть выбор между платными и бесплатными.
  3. Текст. Возможность наложения заголовков, подзаголовков, основного текста. Предложено около 20 бесплатных вариантов оформления, стиля, однако не все из них обладают поддержкой кириллического шрифта.
  4. Фон. Палитра по умолчанию предлагает 10 цветов и четыре оттенка черного. Фон можно закрасить одним цветом или использовать один из бесплатных узоров [3].

PixlrEditor

Это онлайн-сервис, копирующий возможности Photoshop, но уступающий ему во многом по функциональности. Однако если для обработки изображений в Photoshop необходимы навыки редактирования, то Pixlr Editor доступен и неопытному пользователю.

Pixlr Editor обладает всеми базовыми инструментами, но их особенность в том, что они имеют дополнительные настройки, например, можно выбрать размер карандаша или кисти, прозрачность. Отличие онлайн-фоторедактора ещё и в том, что он позволяет работать со слоями, тенью и другими параметрами изображения, в то время как большинство остальных онлайн-сервисов такой функции не предлагают.

Сохранить готовую работу можно в любом удобном пользователю формате:

  1. JPG (привычный формат).
  2. PNG (поддерживает прозрачность).
  3. BMP (занимает больше места, но изображение не теряет качество).
  4. TIFF (формат для хранения изображений с большой глубиной цвета).
  5. PXD (изображение со слоями формата Pixlr) [4].

Сравнительная характеристика фоторедакторов

 

Название

Основные функции

Особенности

Формат сохранения изображений

Avatan

Изменение размера,

поворот,

настройка экспозиции,

настройка цвета,

настройка резкости

Устранение недостатков, аэрограф, устранение бликов

.jpg

.png

Canva

Изменение размера,

поворот,

настройка экспозиции,

настройка цвета,

настройка резкости

Макеты, библиотека элементов для макетов, библиотека стилизованных шрифтов

.jpg

.png

.pdf

PixlrEditor

Изменение размера,

поворот,

настройка экспозиции,

настройка цвета,

настройка резкости

Работа со слоями, тенью, высвечиванием и затемнением фона

.jpg

.png

.bmp

.tiff

.pxd

 

С целью выявить предпочитаемый ресурс для работы с фото у пользователей сети Интернет, мы провели опрос, который был сформулирован следующим образом: «Какими онлайн-фоторедакторами вы пользуетесь?» Были предложены варианты ответа: Avatan, Fotor, Aviary, Photo Editor, Canva, Pixlr Editor, Ribbet и «Другим». Как показали результаты опроса, большая часть респондентов (61,5%) выбирает Avatan, 11,5% предпочитают Pixlr Editor и Canva, 7,7% обращаются к сервисам Fotor, Aviary и Photo Editor. Также 7,7% опрошенных выбрали вариант «Другим» и указали, что не используют онлайн-фоторедакторы.

Таким образом, мы выяснили: наиболее популярны Avatan, Canva и Pixlr Editor.

Преподавание литературы обрело широкие возможности с появлением компьютерных технологий. Учителя могут разрабатывать кластеры, фотоколлажи, ментальные карты, обрабатывать рисунки и портреты, постеры, афиши и многое другое.

При подготовке урока по любому из произведений М. Ю. Лермонтова ученикам необходимо напомнить, чем прославился автор, в какую эпоху жил, какой момент историко-литературного процесса застал. Чтобы подготовить наглядный материал, учителю потребуется обратиться к онлайн-фоторедактору и составить опорный фрагмент для начала урока.

Мы решили воспользоваться сервисом Canva. На странице приветствия онлайн-фоторедактор предлагает выбрать способ регистрации: с помощью Facebook, Google или электронной почты. Мы зарегистрировались через аккаунт Google. Затем нужно указать цель использования Canva, чтобы сервис подбирал наиболее удобные макеты, шаблоны и шрифты в зависимости от выбранной деятельности. Представлено несколько вариантов:

  1. Образование (преподаватель или учащийся).
  2. Малый бизнес (стартап, блог).
  3. Крупная компания (более 100 сотрудников).
  4. НКО или благотворительность.
  5. Для себя (дома, с семьёй или друзьями).

После того как выбор сделан, открывается главная страница онлайн-фоторедактора со множеством вариантов дизайна: социальные сети, широкая презентация (16:9), плакат, фон для Facebook, флаер, баннер для блога и другие. Мы выбрали шаблон «Обложка», затем «Показать все результаты». Открылось изображение с возможностью редактировать надписи и фон. Мы перешли во вкладку «Элементы» и выбрали одну из бесплатных картинок, заменив ею фон шаблона. После этого заменили надписи шаблона на нужные нам, слова «Михаил Юрьевич Лермонтов» расположили посередине изображения, выбрав 88-й размер шрифта под названием Open Sans Light. Ниже расположена фраза «Великий поэт, прозаик и драматург» тем же шрифтом, но 18-го размера. И наконец, внизу изображения указали даты жизни великого писателя «1814–1841» шрифтом Open Sans Light размера 19.7. Допустимая область написания текста редактируется по высоте и ширине, так же как и область выбранного фона. Есть возможность выбрать палитру изображения из широкого спектра цветов.

В верхнем правом углу находится стрелка, нажав на которую можно сохранить готовое изображение в удобном формате:

  1. PNG (изображение высокого качества).
  2. JPG (изображение с небольшим размером файла).
  3. Стандартный PDF-файл (многостраничный документ с небольшим размером файла).
  4. PDF-файл для печати (многостраничный документ высокого качества).

Изображение можно использовать в начале урока литературы, посвящённого творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова, на этапе актуализации полученных ранее знаний. Современный и лаконичный дизайн получившейся работы заинтересует учеников, показав им, что информацию на уроках литературы можно представлять не только в виде однотипных шаблонных презентаций.

 

 

Ни один урок, посвящённый творчеству писателя, не обходится без знакомства учеников с его биографией. Рассказывая о жизни М. Ю. Лермонтова, нельзя не упомянуть о доме, в котором он провёл своё детство, – усадьбе в селе Лермонтово.

Мы нашли фотографию этой усадьбы и решили поработать с ней с помощью Pixlr Editor.

Открыв онлайн-фоторедактор и загрузив нужное изображение, мы приступили к размытию фона, на котором расположен дом: это многочисленные яркие листья деревьев, отвлекающие взгляд. На панели значков выбрали инструмент «Размытие», представленный в виде капли. Затем настроили кисть: есть возможность выбрать её размер, интенсивность и форму. Большие участки изображения были размыты с помощью максимального размера кисти (200 единиц), а детали – с помощью одного из самых маленьких (20 единиц). Одного слоя «размытия» было мало: яркая листва деревьев была всё ещё достаточно привлекающей внимание. Онлайн-фоторедактор поддерживает возможность «наслаивания» эффектов, поэтому мы наложили ещё несколько слоёв размытия и добились желаемого результата.

 

 

 

Мы получили готовый наглядный материал для рассказа учителя о детстве Лермонтова. Внимание учеников не будут отвлекать посторонние яркие краски и элементы, дети проникнутся атмосферой и уютом усадьбы любимой бабушки поэта.

В процессе изучения романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» ученикам нужно запомнить основных действующих лиц. Можно помочь ребятам, представив им портреты главных героев.

Мы обратились к фоторедактору Avatan. Чтобы получить изображение в стиле советских фото, были произведены следующие действия:

  1. Во вкладке «Основы» подредактировали экспозицию: убрали тени и светлые участки, увеличили контраст.
  2. Во вкладке «Текстуры» добавили «потёртость», отрегулировали интенсивность фильтра с помощью бегунка, а размер текстуры – выбрав вариант из предложенных.
  3. Затем выбрали рамку под названием «Дагерротип» и интенсивность 62%.

Портрет героя до и после соответствующей обработки с помощью Avatan.

 

 

 

Таким образом, из зелёного изображения мы получили классическое нейтральное чёрно-белое, дополнив его фильтром «потёртость» для ассоциации у учеников со старой фотографией, на которой изображен важный, особенный герой, к которому нужно отнестись с вниманием и трепетом.

Поработав с этими онлайн-фоторедакторами, мы пришли к выводу: подготавливая материал к уроку, учителю необязательно загружать на компьютер сложные программы, тратить драгоценное время на их установку и освоение. Современные технологии предоставляют возможность обращаться к бесплатным сервисам, работа с которыми не займёт много времени и сил.

Современные школьники, как известно, обладают клиповым мышлением, то есть запоминают информацию через яркий образ. Нередко одним лишь словом учителя не удаётся сформировать у ученика такой образ и помочь ему быстрее и проще запомнить материал. Потому сегодня преподаваемая информация должна быть хорошо структурирована, представлена просто, логично и наглядно [5]. Кроме того, используя компьютерные технологии и сеть Интернет, учитель эмоционально вовлекает ребёнка в образовательный процесс: учащимся интереснее не только послушать о том, как красив дом любимой бабушки Лермонтова, но и увидеть его, побывать на заочной экскурсии; не только множество раз прочитать речевую характеристику Печорина, но и увидеть, как его представляли художники, запечатлеть эмоциональную связь.