Full text
В условиях социального обновления России наблюдается заметное повышение напряженности и конфликтности в различных сферах общественной жизни, в том числе и в области образования. В связи с этим в последнее время возрос интерес к проблеме педагогического конфликта, весьма актуальной как в научном, так и прикладном отношениях. Педагогическая конфликтология – теоретико-прикладное направление, основным предназначением которого является изучение природы и причин педагогических конфликтов, разработка методов их практического регулирования и разрешения [2]. По мнению ученых, многие процессы, происходящие в педагогической или управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении (далее ДОУ) зависят от профессиональной культуры педагога. Профессиональная культура педагога – это сложная, комплексная составляющая его личности, соединяющая в себе социальные, профессиональные и сугубо личностные характеристики. Социальная сторона профессиональной культуры педагога определяется его социальным статусом, функциями в обществе, самосознанием и самооценкой как члена социума, а также уровнем и способами взаимоотношения с другими социальными группами. Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Одной из составляющих профессиональной культуры педагога является его конфликтогенная компетентность [3]. Конфликтогенная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения представляет собой системное личностное свойство педагогического работника, обладающего комплексом прикладных и теоретических компетенций, соответствующих профессиональной квалификации, выполняющее когнитивно-регуляторную функцию и способствующее актуализации внутренней установки на предотвращение конфликтов либо целесообразные действия по его минимизации [1]. По нашему мнению, эффективное становление конфликтогенной компетентности у педагогов дошкольных образовательных учреждений возможно, если: - будет выявлена сущность названной компетентности, а ее становление определено как одна из приоритетных задач в целостной системе профессиональной культуры педагога; - в структуре конфликтогенной компетентности будут представлены наряду с общепринятыми компонентами (регулятивным, гностическим, проектировочным, нормативным, рефлексивным), эмоциональный, мотивационный и нравственный, которые позволяют охватить все аспекты проявления конфликтогенной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения; - будет описана и реализована модель организационно-управленческих условий становления конфликтогенной компетентности у педагогов дошкольного образовательного учреждения, которая будет включать в себя: • обеспечение психоэмоционального климата в коллективе дошкольного образовательного учреждения; • управление педагогическими конфликтами; • профессионально-этическое регулирование взаимоотношений в педагогическом коллективе. Согласно выделенным положениям, нами была разработана теоретическая модель организационно-управленческих условий становления конфликтогенной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения как составляющей его профессиональной культуры. Данная модель отражена на рисунке 1. Рис.1. Модель организационно-управленческих условий становления конфликтогенной компетентности педагога ДОУ Первый модуль (обеспечение психоэмоционального климата в коллективе дошкольного образовательного учреждения) подразумевает реализацию таких условий, как: • создание эмоционально благоприятной атмосферы сотрудничества и взаимодействия в учреждении; • организацию соответствующей развивающей предметно-пространственной среды, способствующей становлению доверительных отношений между педагогами. Во второй модуль (профессионально-этическое регулирование взаимоотношений в педагогическом коллективе) входит создание и соблюдение подробного кодекса профессиональной этики, который будет доступен для ознакомления всем педагогам дошкольного образовательного учреждения. В третий модуль (управление педагогическими конфликтами) включены: • организация работы с психологом, которая может проходить как индивидуально с каждым педагогом, так и со всем коллективом (данная работа может быть представлена в виде тренингов «Нас с тобой объединяет», «Плюсы и минусы конфликта» и др.); • разработка и реализация технологий урегулирования конфликтов с применением как организационно-распорядительных, так и социально-психологических методов воздействия на конфликтное поведение сотрудников. Изучив и проанализировав теоретические и эмпирические исследования в области педагогической конфликтологии, мы сделали вывод о необходимости определения целевой направленности профессиональной конфликтогенной подготовки педагогов, методологических основ, методического обеспечения процесса становления конфликтогенной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения. Разработка технологии, методов и условий становления конфликтогенной компетентности педагога требует анализа научно-педагогических исследований, передового педагогического опыта, проведения педагогического эксперимента. В ходе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме нашего исследования, нами были выделены следующие признаки уровня становления конфликтогенной компетентности как составляющей профессиональной культуры педагога дошкольного образовательного учреждения: - наличие благоприятного психоэмоционального климата и доверительных отношений в коллективе дошкольного образовательного учреждения; - степень соблюдения педагогами кодекса профессиональной этики; - готовность педагогов к разрешению и предотвращению конфликтов в реальных ситуациях взаимодействия. С целью изучения уровня становления конфликтогенной компетентности как составляющей профессиональной культуры педагога дошкольного образовательного учреждения, нами был разработан и реализован констатирующий этап исследования. Содержание данного этапа составили методики В.И. Шкатуллы «Определение психоэмоционального климата в коллективе», «Оценка способов реагирования в конфликте», а также тест «Понимание норм профессиональной этики педагогов» [4]. В эксперименте приняли участие педагоги экспериментального дошкольного образовательного учреждения, в количестве 30 человек. Обобщив результаты, полученные в ходе всех диагностических методик, испытуемые были распределены нами по следующим уровням становления конфликтогенной компетентности: высокий, средний и низкий. Высокий уровень характеризует педагогов, которые обладают стилями поведения «Сотрудничество» и «Компромисс», низким уровнем конфликтности личности и готовы поддержанию благоприятного психоэмоционального климата в коллективе. Средний уровень характеризует испытуемых, которые избирают стиль поведения «Избегание» или «Приспособление», у них замечено проявление конфликтности, данные педагоги стараются следовать нормам педагогической этики, но сохранять благоприятный климат в коллективе не предоставляется возможным. B результате проведенной работы на констатирующем этапе эксперимента было выявлено, что в исследуемом педагогическом коллективе преобладает низкий уровень становления конфликтогенной компетентности. Данный уровень характеризует неблагоприятный психоэмоциональный климат, отсутствие понимания педагогическим коллективом норм профессиональной этики. Так же важным обстоятельством выступил стиль поведения в конфликтных ситуациях, доминирующими в исследуемом коллективе стали «Избегание» и «Соперничество». Количественные данные приведены нами в таблице. Таблица 1 Уровни конфликтогенной компетентности в коллективе экспериментального ДОУ Уровень Количество человек Процентное соотношение Высокий 5 18 Средний 11 36 Низкий 14 46 Все вышесказанное свидетельствует об отсутствии в экспериментальном дошкольном образовательном учреждении организационно-управленческих условий, способствующих становлению конфликтогенной компетентности педагогов. На основе разработанной нами теоретической модели организационно-управленческих условий и данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, нами была реализована формирующая работа по становлению конфликтогенной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения, состоящая из следующих этапов: 1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы сотрудничества и взаимодействия в коллективе детского сада, включающей организацию соответствующей развивающей предметно-пространственной среды. 2. Разработка подробного кодекса профессиональной педагогической этики. Обеспечение его доступности для ознакомления педагогов образовательного учреждения. 3. Организация психологической работы с педагогами по подготовке их к разрешению и предотвращению конфликтов в реальных ситуациях взаимодействия. Первый этап мы начали с подбора приемов по улучшению эмоциональной атмосферы сотрудничества. Нами была определена неформальная структура группы, выявлен лидер и его роль в группе. Мы выявили, что деятельность лидера направлена на защиту интересов членов своей группы, но при этом он преследует эгоистические цели - повышение своего статуса, престижа в ущерб интересам группы. В связи с этим, с лидером была проведена беседа на тему «Значимость лидера для организации», далее со всем педагогическим коллективом мы провели тренинговые упражнения, направленные на выявление ценностей группы, сплочение и понимание значимости каждого члена группы. Данная работа позволила произвести социально-психологическую коррекцию групповых процессов и состояний. На втором этапе организована совместная работа с педагогами ДОУ по разработке кодекса профессиональной этики педагогов. Весь свод профессиональных норм полностью принимается руководством ДОУ, который является гарантом их выполнения. Начав с себя, он может требовать того же и с остальных. После принятия и внедрения кодекса норм профессиональной этики, мы предоставили возможность, при необходимости, в него вносить изменения. Например, если в трудовых кадрах произошли изменения, то к кодексу необходимо сделать дополнения, которые снизят вероятность возникновения конфликтов и этических проблем, связанных с новыми направлениями деятельности. Изменения оформляются приложением к основному тексту кодекса норм профессиональной этики. Третий этап работы был проведен совместно с руководством ДОУ и психологом. Работа с психологом включала в себя психологические консультации по проблемам продуктивного общения и взаимодействия педагогов в процессе деятельности. Туда были включены вопросы, раскрывающие: - сущность, структуру и причины конфликтов; - диагностические методики и их использование при анализе конфликтных ситуаций; - социально-психологические особенности людей, их учет во взаимоотношениях в работе; - методику анализа конфликтных ситуаций при участии педагогов; - технологии предупреждения и преодоления конфликтов с учетом всех диагностических данных и на основе гуманизации межличностных отношений. По нашему мнению, одной из основных стратегий предупреждения конфликтов в коллективе ДОУ, прежде всего, является снижение уровня конфликтности тех людей, которые склонны к их разжиганию. Работа по осуществлению данного подхода шла по двум направлениям: - коррекция субъективных (внутренних) условий конфликтной личности, в ходе индивидуальной работы; - создание условий, способствующих снижению проявлений конфликтности. По нашему мнению реализация модели организационно-управленческих условий становления конфликтогенной компетентности педагогов, позволит им более успешно управлять собой, находить правильный стиль в отношениях с окружающими, а также в решении непростых проблем, которых так много в дошкольном образовательном учреждении, а значит, поможет повысить профессиональную культуру педагога в целом и конфликтогенную компетентность в частности.