Full text

Современные тенденции мирового спорта, новые возможности науки и технологий, современное состояние общества диктуют пересмотра педагогических методик и подходов. От уровня функционирования системы подготовки спортивного резерва во многом зависит дальнейший успех спортсменов на международной спортивной арене. Тема актуальна не только самой постановкой вопроса, но и тем, что ее изучению отводится в исследовательской литературе достаточно мало внимания. Особенно это касается не конкретных, а различных видов спорта. Проблема исследованиязаключается в определении состояния сегодняшней подготовки спортивного резерва и ее совершенствования.

И здесь важно не только стремится к высоким спортивным показателям достойной смены для спорта, но обращать внимание на воспитание здорового подрастающего поколения. Организация и управление подготовкой спортивного резерва должно осуществляться, в первую очередь на региональном уровне. Основное содержание процесса управления – это разработка, принятие и реализация управленческих решений. С точки зрения системного подхода и концепции принятия решений организационные формы должны быть подчинены достижению поставленных целей и процессу решения связанных с этим проблем, а организационную структуру управления можно определить как форму распределения решений и в тоже время как совокупность органов, обеспечивающих их реализацию.

Неслучайно здоровьесберегающая технология должна занять ведущее место в системе подготовки спортивного резерва. К сожалению, не всегда правильно распределяется тренерами физическая нагрузка с учетом физических возможностей спортсменов и создается благоприятный психологический фон на занятиях. Это мешает формированию стойкого интереса к занятиям спортом и создает предпосылки для вероятности травм на тренировках.

Данная технология неразрывно связана с технологией личностно-ориентированного обучения, которая направлена на создание благоприятных условий для каждого воспитанника. Тренер должен учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника. К сожалению, у нас очень мало уделяется внимания индивидуальным тренировкам. Между тем, такие тренировки имеют огромное влияние на весь процесс подготовки спортсменов [1]. Понятие «технология» в спорте рассматривается достаточно широко – как совокупность процессов, правил, навыков, последовательно направленных на разработку различных методик тренировки и обучения, как особая форма функционального и прикладного научного знания, переходящего от естественно-научных исследований к методическим разработками в цепи «наука-технология-методика». Учитывая, что основу педагогической технологии составляет взаимодействие двух начал: теория-предполагает изучение общих закономерностей функционирования и развития в обществе физической культуры как целостного многогранного явления, а также формирования личностных и воспитания физических качеств у людей, занимающихся физической культурой и спортом; опыт непосредственного педагогического взаимодействия-понимание уникальности каждой личности. Реализация педагогической технологии в практике спортивной подготовки учитывает ряд требований:

- концептуальность – наличие научно-педагогического обоснования и его концептуальной интерпретации тренером с учетом условий реального тренировочного процесса, представленного многообразием педагогических условий и ситуаций;

- антропоцентризм – обеспечение непрерывного развития спортсмена в процессе спортивной подготовки через его непрерывное познание тренером;

- ситуативность – проявление творчества тренером, позволяющего реализовать идеальную теоретическую схему в реальных педагогических ситуациях;

- контекстуальность – встроенность педагогической технологии в реальный учебно-тренировочный и воспитательный процесс.

Реализация педагогической технологии характеризует деятельность конкретного специалиста в неповторимых педагогических ситуациях. Это совокупность принципов, методов, методических приемов, используемых конкретным тренером с учетом его индивидуальных особенностей и подготовленности. Использование педагогической технологии в спортивной подготовке позволяет:

- разобрать и внедрить более простые и эффективные способы достижения педагогических целей-повысить предсказуемость педагогического процесса;

- активизировать педагогический процесс на основе глубокого понимания личностных особенностей обучаемых.

Цель индивидуальной тренировки спортсменов – повышение их профессионального мастерства. Именно такая тренировка учитывает индивидуальные особенности, способности спортсмена, которые надо развивать и совершенствовать [2].

Для подрастающего поколения спортсменов очень важна игровая деятельность, основанная на игровых технологиях. Благодаря ей происходит развитие познавательной активности воспитанников, интерес к определенному виду спорта [3].

Углубляясь в подготовку спортивного резерва, выходит трудноразрешимой задачей обеспечение технологии проблемного обеспечения. Приходится сталкиваться с ситуациями, когда тренер, отмечая слабую подготовку спортсмена, дает ему понять, что занятия спортом не для него, что он не достигнет хороших показателей в спорте, так как у него не получается выполнять те или иные упражнения. Между тем, необходимо выявить причину проблемного обучения и создать необходимые условия для ее преодоления [4].

Применяя технологию разноуровневого обучения, тренер должен выстраивать учебно-тренировочный процесс с учетом уровня подготовленности спортсмена.

Для определения степени «тренируемости» существует специальный методический прием. В течение 10-15 дней необходимо выполнять специальные тренировочные задания с целью совершенствования определенного навыка. Если в процессе тренировок какой-то навык улучшается, то определяется компонент подготовленности, и возникают основания для гипотезы о резервах, которые следует использовать [5].

Целью разработки инновационных технологий спортивной подготовки является обоснование такой стратегии развития спорта высших достижений, которая позволит на ближайшие годы и отдалённую перспективу обеспечить лидерство нашей̆ страны в мировом спорте на основе реализации принципиально новых подходов к формированию системы многолетней спортивной подготовки элитных спортсменов, способной обеспечить:

- непрерывный контроль состояния кинезиологических систем спортсмена в процессе выполнения тренировочных и соревновательных нагрузок;

- оптимизацию объемов, интенсивностей тренирующих нагрузок и динамики их ритмов в процессе осуществления этапов, периодов спортивной подготовки и проведения отдельных тренировочных занятий;

- профилактику срыва адаптации на этапах интенсивной подготовки и участия в соревнованиях;

В основе технологического процесса преподавания находится концепция абсолютной управляемости преподавательским ходом, возобновимость обучающего цикла. Преподавательская работа сопряжена с непрерывным креативным розыском новейших средств и способов оптимизации хода преподавания. В особенности важно данное обстоятельство в области физиологической культуры и спорта, т. к сфера спортивной работы формируется весьма активно. Возникают все без исключения новейшие разновидности спорта, какие прежде никак не вступали в Олимпийскую систему состязаний, новейшие оздоровительные технологические процессы. Рассматривая физическую культуру как важнейший компонент общественной культуры, мы полагаем, что ключевые тенденции его модернизации обязаны выстраиваться на влиянии в познавательную, и мотивационную область детей, школьников и молодого поколения.

В основе технологии обучения лежит идея полной управляемости педагогическим процессом, воспроизводимость обучающего цикла. Педагогическая деятельность связана с постоянным творческим поиском новых средств и методов оптимизации процесса обучения. Особенно значимо данное обстоятельство в сфере физической культуры и спорта, т.к. область спортивной деятельности развивается очень динамично. Появляются все новые виды спорта, которые ранее не входили в Олимпийскую систему соревнований, новые оздоровительные технологии. Рассматривая физическую культуру как важнейший элемент социальной культуры, мы считаем, что основные направления его модернизации должны строиться на воздействии на познавательную, эмоционально-волевую и мотивационную сферу детей, подростков и молодежи, а также через освоение ими всего многообразия ценностей физической̆ и спортивной̆ культуры.

С повышением профессионализма и итогов высококлассных спортсменов в соревнованиях Международного уровня, которые достигаются уже на пределе физических и психологических человеческих способностей, увеличивается значимость преподавательской технологические процессы программированной подготовки квалифицированных спортсменов в игровых типах спорта. Несмотря на наличие ранее проделанных основательных изучений промышленной, тактической, физической подготовки спортсменов, заинтересованность экспертов к подготовке спортсменов никак не слабеет. Из-за минувшие года обнаружены в первую очередь неизвестные академические сведения о работы спортсменов, какие расширяют пределы постижения их подготовки. К ним причисляются: новейшие способы увеличения производительности постановления своевременных проблем в спорте; психологические характерные черты подбора встречного воздействия; характерные черты развития моторных способностей; биомеханическая состав моторного воздействия; руководство подготовкой спортсменов; усовершенствование психомоторики ; характерные черты нормирования и контролирования конкурсных и тренировочных нагрузок; программированное подготовка интеллектуальным поступкам.

Технология сотрудничества также имеет место в подготовке спортивного резерва, так как с помощью опытного тренера, его помощи, подсказки, порой просто разговора по душам, спортсмену легче овладеть мастерством в определенном виде спорта [6].

Не стоит забывать о групповой технологии. Многие виды спорта – командные. В командном виде спорта играет роль технология взаимного обучения, когда спортсмены помогают друг другу, передают опыт спортивного мастерства. Направить этот процесс в нужное русло может не каждый тренер. Здесь важен грамотный подход и преподнесение необходимости обучения более сильного слабому.

Возникнувшая процедура модернизации концепции создания требует передового исследования современных и методично правомерных концепций, преподавательских технологий и освоения учителями и педагогами физической культуры.

Возникнувшая процедура модернизации концепции создания передового исследования современных и методично правомерных концепций, преподавательских технологий и освоения учителями и педагогами физической культуры. Существенные перемены обязаны случиться и в высококлассной подготовке экспертов согласно физической культуре, которые завтра станут проводниками нового познания в физкультурном воспитании. Главная концепция модернизации хода профессиональной подготовки экспертов согласно физической культуре и спорту заключается в том, чтобы как минимум сформировать требование, разрешающие учащимся в учебно-воспитательном ходе совершенствовать креативное понимание, по-новому объяснять и изучать современные технологические процессы физического обучения, а как максимально сформировать жизнеспособную развивающуюся педагогическую концепцию, основанную на инноваторских разработках учено-преподавательского состава,  что даст возможность достичь современного свойства подготовки профессионала нового вида [7].

Существенной особенностью высшего профессионального создания представляет собой органическое сочетание тренировочной и учено-экспериментальной деятельности учащихся, то что создает подходящие требование с целью подготовки профессионала, способного по-новому регулировать непростые проблемы в работе. Создание этой проблемы сформирует возможность в перспективе привнести значительные коррективы как в процессе подготовки экспертов физической культуре, таким образом и в процессе физкультурного создания ребенка, школьников и молодого поколения.

Задачу подготовки спорт. Резерва необходимо искать и на государственном уровне. Необходимо формирование нынешней программно-нормативной и нормативно-законный основы концепции подготовки спорт резерва. Финансирование страной концепции подготовки спортивного резерва также совершается не в надлежащей степени. Концепция спортивной подготовки ребенка и молодого поколения у нас есть, она формировалась десятилетиями, однако инновационные направленности всемирного спорта, новейшие способности урока и технологий, а также новейшие вызовы устанавливают потребность основательного пересмотра сформировавшихся методов и раскладов. Тематика подготовки спортивного резерва связана не только лишь с формированием достойной смены для спорта высших достижений. Основное – развитие здорового растущего поколения, что обязано разделять значения интенсивного вида жизни и физической культуры. Задача властей государства в данном течении - "гарантировать конкурентоспособность молодых атлетов, в целом отечественного спорта, сберечь воззрению согласно весьма большинству спортивным тенденциям. В первую очередь в целом необходимо гарантировать беспрерывность подготовки спортивного резерва – от секций в школах вплоть до институтов, от дворовых установок вплоть до сборных страны. Проекты вспомогательного создания и эталоны в спорте обязаны быть пропорционально увязаны и подчинены единым условиям, демонстрировать собою общие преподавательские процедуры. Обращает внимание на тот факт, то что наилучших характеристик добиваются те спортсмены, которым на юношеском этапе совершенствовали и улучшали подобные качества, как эластичность, скорость, работоспособность [8]. Формирование данных возможностей выстраивалось в различном материале. В рамках порекомендованной преподавательской концепции подготовки спортивного резерва в олимпийских видах спорта к числу проблематичных частей необходимо причислить учено-методичное предоставление и увеличение квалификации экспертов (в главную очередность тренеров). Гарантировать сборы российских спортсменов к грядущим олимпийским играм в регионах, требования которых станут максимально приближены к условиям в местах соревнований.

На сегодняшний день целью государственной политики в сфере физической культуры является создание условий, мотивирующих население вести здоровый образ жизни, развитие спортивной инфраструктуры, а также повышение конкурентоспособности российского спорта на мировой арене. Развитие массового спорта требует развитие спортивной инфраструктуры. Несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, происходит достаточно активное обновление спортивной инфраструктуры.

Современные научные исследования должны основываться на широком использовании инновационных достижений в развитии смежных отраслей науки, что связано с чрезвычайной сложностью (до конца во многом не познанной) организма человека и его поведения в экстремальных условиях тренировочной и соревновательной деятельности. При этом необходимо применять тонкие аппаратурные и высокоэффективные компьютерные и информационные технологии. Все это требует значительного финансирования. Сложившаяся ситуация требует коренного улучшения научно-методического обеспечения системы подготовки спортивного резерва и спортсменов высокого класса.

Говоря о резерве, необходимо отметить проблему отбора лучших спортсменов. Именно отбор является первоочередной задачей тренера и решает все сложные проблемы, связанные с подготовкой мастеров высокого класса.

Наиболее существенным недостатком практики отбора является ориентация на признаки временного характера (быстрота овладения техникой специальных упражнений, результаты неспецифических тестов физической работоспособности) вместо необходимой ориентации на генетически обусловленные признаки [6, с. 39]. Эффективность научно-методического обеспечения требует постоянного повышения квалификации тренеров и специалистов КНГ, специфического сочетания знаний и опыта. При этом должен работать следующий алгоритм: знания, грамотно примененные на практике, формируют новый положительный опыт, позволяющий генерировать новые идеи.

Рассмотрев, существующие педагогические технологии в подготовке спортивного резерва в различных видах спорта, можно сделать следующие выводы, обеспечивающие их эффективность:

  1. Педагогические технологии отбора спортивного резерва должны

базироваться не только на профессионализме тренера, но и на помощи врачей, физиологов, психологов. Необходима ЭВМ для обработки результатов обследований потенциальных спортсменов.

  1. Уделить большее внимание здоровьесберегающим технологиям, используя при этом распределение физической нагрузки с учетом физических возможностей спортсменов и создания благоприятного психологического фона на занятиях.
  2. Учитывать индивидуальные особенности каждого спортсмена и уделять больше внимания индивидуальным тренировкам.
  3. В процессе игровой деятельности совершенствовать профессиональное мастерство, воспитывать командный дух.
  4. Выявлять причины проблемного обучения и создавать необходимые

условия для их преодоления.

  1. Применять технологию разноуровневого обучения, выстраивая учебно-тренировочный процесс с учетом уровня подготовленности спортсмена.
  2. Применять технологию взаимного обучения, когда спортсмены помогают друг другу, передают опыт спортивного мастерства.
  3. Необходимо создание современной программно-нормативной и нормативно-правовой базы системы подготовки спортивного резерва.

  Педагогические технологии подготовки спортивного резерва успешно могут быть применены компетентными, грамотными тренерами, которые преданны своей профессии, а самое главное – любят детей. Спорт оказывает содействие объединению общества, отвлечению молодого поколения от вредных привычек, снижению роста криминогенности и формированию социально-ориентированной системы ценностей.