Full text

Введение. Современное общество испытывает потребность в специалистах, имеющих сформированные компетенции в области информационно-коммуникационных технологий. Высокоэффективные технологии производства вызывают необходимость поиска новых моделей образования, внесения значительных изменений в образовательные программы для успешной адаптации выпускников образовательных учреждений на рынке труда. Таким образом, использование новых технологичных подходов к организации деятельности обучающихся с опорой на современные информационные и коммуникационные технологии для решения задач профессиональной подготовки является неотъемлемым компонентом образовательного процесса. Актуальным становится развитие и совершенствование информационно-коммуникационной компетенции обучающихся. В арсенале преподавателей сегодня широкий диапазон программных средств обучения, образовательных ресурсов в сети Интернет, различных онлайн-конструкторов и т. д., которые позволяют развить познавательную активность студентов и сформировать необходимые навыки в области информационно-коммуникационных технологий.

Также в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов в качестве обязательных выдвигаются условия создания в каждом вузе электронной информационной образовательной среды и активного вовлечения в нее всех участников образовательного процесса. Прежде всего, речь идет об обеспечении образовательного процесса открытыми электронными образовательными ресурсами; повышении уровня информационной компетентности научно-педагогических работников, учебно-вспомогательного персонала и обучающихся; подготовке интерактивных электронных средств диагностики, учета и анализа учебных достижений обучающихся; наличии соответствующего программного и аппаратного обеспечения. На сегодняшний день обязательным условием эффективного функционирования электронной информационно-образовательной среды является наличие системы дистанционного обучения и облачных технологий [1].

 История развития облачных технологий берет начало с 1963 г., когда the Defense Advanced Research Projects Agency представило проект MAC, суть которого заключалась в возможности использования информации на одном компьютере 2–3 пользователями. На раннем этапе развития Cloud (облако) рассматривалось как хранилище между конечным потребителем и провайдером. С 90-х гг. XX в. Cloud Computing стали рассматриваться как новая компьютерная парадигма, при которой стираются границы собственно компьютерных технологий и возникают новые экономические возможности использования технических средств такого инструмента, как компьютер. Облачные технологии стали активно использоваться коммерческими компаниями. В 1999 г. компания Salesforce впервые использовала Интернет, чтобы предоставить доступ к своему программному обеспечению. В 2002 г. компания Amazon представила первый веб-сервис с использованием облачных технологий по розничной продаже товаров массового спроса [2].

В образовательном процессе «облачные вычисления» (cloud computing) начали развиваться и использоваться в зарубежных странах с 2008 г. В России облачные сервисы использовались в информационно-образовательной среде образовательного учреждения в основном как бесплатные хостинги почтовых служб, остальные возможности облачных вычислений практически не использовались. Это было обусловлено отсутствием достаточной информации и специалистов, имеющих практические навыки внедрения их в образовательный процесс. 

Активное совершенствование аппаратного обеспечения, а именно мощность процессоров, многоядерная архитектура, объем жестких дисков, быстрота интернет-каналов, позволило развиваться облачным технологиям. «Облако» рассматривается не как сам Интернет, а как набор аппаратного и программного обеспечения, который обеспечивает обработку и исполнение клиентских заявок [3].

В документе национального института стандартов и технологий США “NIST Definition of Cloud Computing v15” «облачная» технология имеет набор функций:

1)     дает возможность удобного доступа посредством сети к общему пулу с настраиваемыми вычислительными ресурсами, например, сети, сервера, системы хранения, приложения, услуги;

2)     содействует доступности и характеризуется пятью основными элементами: самообслуживание по требованию, широкий доступ к сети, объединенный ресурс, независимое расположение, быстрая гибкость, измеряемые сервисы;

3)     наличие сервисных моделей облака (программное обеспечение как услуга, платформа как услуга, инфраструктура как услуга);

4)     наличие моделей развертывания облака (приватные облака, групповые облака, общественные облака, гибридные облака) [4].

По мнению О. А. Никифорова, В. Р. Глухих и Г. Г. Левкина, суть облачных технологий состоит в следующем:

-          «вы можете не иметь никаких программ на своём компьютере, а иметь только выход в Интернет, платно или бесплатно, это зависит от того, что вам нужно;

-          облачные технологии позволяют экономить на приобретении, поддержке, модернизации программного и аппаратного обеспечения;

-          удаленный доступ к данным в облаке: работать можно из любой точки на планете, где есть доступ в сеть Интернет» [5].

Материал и методика исследований.С введением новых образовательных стандартов приоритетным направлением в модернизации российского образования является формирование компетенций. В новом федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования рассматривается новый подход к формированию содержания и оценке результатов обучения по принципу: от «знаю и умею» к «знаю, умею и умею применять на практике». Основу понятия «компетентность» составляют такие умения, как способность применять полученные знания на практике, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении, брать на себя ответственность при решении возникающих проблем.

В нашем исследовании мы исходим из следующего определения: ИКТ-компетентность – это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), позволяющих при помощи реальных объектов и информационно-коммуникационных технологий самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. В ее основе лежат фундаментальные понятия информатики, такие как информационные модели, процессы и технологии [6].

Развитие ИКТ-компетентности обучающихся посредством информационно-образовательной среды вуза является неотъемлемым компонентом образовательного процесса. В Омском ГАУ для этих целей используются Google Apps Education Edition и система Moodle.

Moodle – среда дистанционного обучения, созданная для обеспечения участников образовательного процесса простой, безопасной и интегрированной системой для создания персонализированной среды обучения. В течение последних лет она на равных соперничает с мировыми флагманами рынка дистанционного образования. В основу работы положен принцип социально-конструктивной педагогики (social constructionist pedagogy), при котором создание нового знания возможно при взаимодействии с образовательной средой. Сегодня Moodle насчитывает более 90 миллионов пользователей. Это связано с простотой использования, гибкостью инструментария, систематическим обновлением и, конечно, бесплатным пользованием [7].

Moodle распространяется в открытом доступе, что дает возможность каждой образовательной организации адаптировать эту систему под свои особенности:

-          интегрироваться с другими информационными системами;

-          дополнить новыми сервисами, вспомогательными функциями или отчетами;

-          установить готовые или разработать совершенно новые дополнительные модули (активности) [8].

Таким образом, система дистанционного обучения Moodle имеет простой и эффективный интерфейс, модульную структуру и легко модифицируется. Пользователи могут редактировать свои учетные записи, добавлять фотографии и изменять многочисленные личные данные и реквизиты. Также система имеет набор модулей для подготовки курсов: Глоссарий, Рабочая тетрадь, Урок, Тест, Анкета, Scorm, Survey, Wiki, Семинар, Ресурс (в виде текстовой или веб-страницы или в виде каталога). Для взаимодействия и коммуникации студентов между собой и с преподавателем в группе используются такие опции, как Чат, Опрос, Форум [9].

В Омском ГАУ обучающийся работает в системе Moodle на протяжении всего периода обучения. Для большинства курсов, представленных в системе, студент должен представить результат выполненных самостоятельно заданий. При этом в системе результаты размещаются не в виде файла, который может содержать эссе, таблицы, рефераты, презентации, видео, а только как ссылка на этот файл. Для этого обучающийся через свою корпоративную почту должен разместить ответ в виде файла на Google-диске. Студент создает папку и присваивает имя, соответствующее названию дисциплины. Затем он получает и копирует «Доступ по ссылке» к файлу, переходит в информационно-образовательную систему и вставляет в поле для ответа ссылку на нужный файл. В результате этой деятельности у обучающегося формируется и развивается такой компонент компетенции, как «коммуникация и взаимодействие», который включает навыки взаимодействия и сотрудничества посредством цифровых технологий, передачу информации посредством цифровых технологий, сетевой этикет [10].

При работе в этой системе широко используются сервисы облачных технологий. Мы рассматриваем применение облачных сервисов на примере Google Apps Education Edition. Эти сервисы позволяют выполнять такие функции, как информационный обмен, электронный документооборот и доступ к организационно-методическому обеспечению образовательного процесса. Также для образовательного учреждения важным является то, что эти сервисы предоставляются на безвозмездной основе.

На сегодняшний день в Омском ГАУ активно используются следующие сервисы Google Apps Education Edition: обмен электронной почтой (Google / почта); совместная работа и возможность хранить документы и файлы (Google Диск / Google Документы). Каждый пользователь имеет персональный виртуальный жесткий диск с данными, который позволяет в режиме онлайн редактировать документы одновременно нескольким пользователям. Google Apps Education Edition предоставляет возможность каждому пользователю иметь свой ежедневник, расписание и организовывать встречи с пользователями доменной группы при помощи сервиса «Календарь», а также обмениваться сообщениями между пользователями доменной группы при помощи сервиса «Чат».

Особое значение облачные сервисы имеют в выполнении внеаудиторной работы. Например, на основе форм Google по дисциплине «Информационные технологии» созданы тесты, опросники, которые позволяют преподавателю организовать повторение пройденного материала, а студенту подготовиться к текущим аудиторным опросам. Результаты отражаются в Google Таблице. Отметим, что обучающийся после прохождения тестирования может просмотреть результаты ответов на вопросы теста, что позволяет ему сориентироваться, на какие темы дисциплины стоит обратить внимание при подготовке, например, к экзамену или зачету и снять психологическое напряжение перед тестированием (т. е. посмотреть в какой форме могут быть заданы вопросы). Возможность изучить свои результаты помогает обучающемуся критически оценить потенциальные слабые и сильные места в разделах дисциплины и сформировать индивидуальную траекторию подготовки к аттестации.

Информационно-образовательная среда обеспечивает своевременный доступ к вариантам индивидуальных заданий и организацию внеаудиторной работы на основе сервисов Google. Внеаудиторная/самостоятельная работа сегодня занимает значительную часть времени, отведенного на изучение дисциплины. Роль преподавателя заключается в отборе релевантных ресурсов, размещении их в текстовом или ином формате в информационно-образовательной среде, обеспечении доступа к этой информации. Для сохранения информации в виде ссылок нами используется такой инструмент, как Google Подборки. Студенты имеют возможность доступа по ссылке к ресурсам. Обучающемуся необходимо изучить источники, подобрать для себя соответствующую литературу, использовать редакторы Microsoft Office для оформления работы и, в конце концов, поместить работу в информационно-образовательную среду. При таком подходе обучающийся развивает и совершенствует навыки владения самостоятельного поиска и отбора данных, информации и цифрового контента, оценки и анализа этих данных, их управления и использования. Он вовлечен в активный поиск информации, а также в процесс ее адаптации для выполнения задания.

Для группового обучения по дисциплине «Информационные технологии» используется инструмент Google Classroom, который комбинирует в себе Google Диск (для использования информации), Google Документы (для создания и редактирования документов), Google Календарь (для установления сроков выполнения заданий), Google Почту (для осуществления асинхронной коммуникации). Обучающиеся во время работы в приложении активно применяют навыки использования различных стратегий для поиска информации в Интернете, анализируют полученную информацию, могут применять различные методы и инструменты для организации и хранения файлов, информации и т. д. К тому же во время групповой деятельности студенты учатся взаимодействию при выполнении совместных заданий и организации изученного материала. Они уверенно, осознанно и творчески используют информационные технологии при обучении.

Заключение.В условиях информатизации образования меняется парадигма педагогической науки, изменяется структура и содержание образования. Образование сегодня направлено не столько на получение новых знаний, сколько на овладение компетенциями, необходимыми в жизни каждого индивидуума. Информационно-коммуникационная компетентность является ключевой для личного и профессионального роста каждого человека.

Рассмотренный нами набор сервисов Moodle и Google Apps Education Edition, применяемых в Омском ГАУ, удовлетворяет требованиям к обучающим системам. На основе анализа характеристик, выделенных Российским центром информатизации образования, Министерством образования Российской Федерации, с учетом опыта вузов и тенденций развития информационно-коммуникационных технологий мы выделили следующие характеристики используемых нами облачных инструментов:

-          адаптивность – учет особенностей организации образовательного процесса в определенной образовательной организации;

-          эффективность – учет педагогических свойств системы (возможность размещения курса в полном объеме (размещение лекций, практик, дополнительных материалов), возможность проведения контрольно-оценочных мероприятий, наличие синхронной и асинхронной коммуникации);

-          гибкость – возможность формирования индивидуальной стратегии и тактики обучения с учетом потребностей обучающихся и их уровня подготовки;

-          эргономичность – удобство использования;

-          интерактивность – возможность удаленного доступа к коллективному облачному сервису, в том числе за пределами аудиторной деятельности.

Опыт использования вышеописанных форм и методов работы с сервисами Moodle и Google Apps Education Edition показал, что формирование, развитие и совершенствование информационно-коммуникативной компетентности будущего специалиста возможно при систематической работе в системах и освоении всех их инструментов.