Full text

Детям младшего дошкольного возраста свойственно наглядно-действенное мышление. Непосредственный контакт с игрушкой, ее перемещение, тактильные ощущения от соприкосновения с поверхностью игрушки, живое общение, пусть и рядом, со сверстником, обыгрывание сюжетов и общение со взрослым – все это помогает младшему дошкольнику познавать окружающий его мир [1], в том числе и домашних животных. Средства и методы развития представлений о домашних животных дошкольников разнообразны. По мнению Е. А. Флериной [2], А. П. Усовой [3], С. Н. Николаевой [4] и других, наиболее предпочтительными для малышей являются наглядные методы и игровые средства, которые близки и понятны детям данного возраста.

Моделирование всегда выгодно отличалось от картинок и иллюстраций. Используя готовую модель чего-либо, младший дошкольник видит перед собой окружающий взрослый мир, переведенный на его детский язык. Объем помогает ребенку видеть сцену целиком, ощущать размер, расстояние, и все это сделано при помощи игрушек [5]. Одним из примеров предметного моделирования является коврограф. Он похож на иллюстрацию тем, что на нем изображается конкретный сюжет из жизни домашнего животного, однако этот сюжет является динамичным, его можно изменять, дополнять, можно составить новый сюжет и обыграть его, наделив фигурки речью и перемещая их, чего не получится сделать с иллюстрацией или картинкой. Поэтому мы решили рассмотреть проблему использования коврографа как средства развития представлений о домашних животных у детей 3–4 лет.

Коврограф – это поле из ковролина с отдельными сшитыми из фетра и контактной ленты съемными элементами по какой-либо теме. Аналогами коврографа являются фланелеграф и магнитная доска. На коврограф достаточно надежно крепятся элементы, его можно использовать с детьми и в специально организованной образовательной деятельности (проекты, игровые образовательные ситуации, чтение художественной литературы и другое), и в разнообразных режимных моментах. Объем сменных элементов за счет ткани достаточно большой, поэтому необходимо продумывать место хранения и размещения всех съемных элементов.

Для формирования у младших дошкольников экологических представлений можно предложить темы «Домашние животные», «Ферма», «Сад и огород» и другие. При использовании коврографа образовательный процесс нужно организовывать таким образом, чтобы дети действовали фигурками, обыгрывали ситуации из жизни животных и их детенышей. Коврограф позволяет не только развивать представления о домашних животных детей младшего дошкольного возраста, но и развивает мелкую моторику рук, ориентировку в пространстве, навыки перспективы, композиции и эстетический вкус.

Руководствуясь требованиями СанПиН [6], предъявляемыми к игрушкам и помещениям групп дошкольников, при использовании коврографа необходимо учитывать следующее:

1)     Коврограф может располагаться на любой поверхности группы: на полу, столе, стене. Крепление к стене необходимо осуществлять безопасными для здоровья детей материалами, высота крепления зависит от роста детей.

2)     Размер коврографа должен быть таков, чтобы при его расположении на любой поверхности около него было удобно играть подгруппе детей и взрослому. При этом размер коврографа должен обеспечивать сохранение зрения дошкольникам. Длина коврографа для демонстрации группе детей должна быть не менее одного метра, высота коврографа должна быть не менее одного метра. Для индивидуальной или подгрупповой работы с коврографом допускается уменьшение его размеров за счет сгибания ковролина.

3)     Все съемные элементы коврографа должны быть по высоте и ширине 4 сантиметра и более. Все элементы должны быть прошиты вручную или при помощи швейной машины.

4)     Фетр для изготовления элементов желательно использовать достаточно толстый. Можно использовать многослойный фетр (сложенный в несколько слоев и прошитый на швейной машине). Соблюдение этого требования обеспечит износостойкость съемных деталей.

5)     Используемые материалы (фетр и ковролин) безопасны для детей, однако существуют требования в использовании мягких элементов из ткани в группах дошкольного учреждения – они должны стираться мылом в теплой воде не реже одного раза в неделю и проглаживаться горячим утюгом.

Помимо гигиенических требований, при организации образовательного процесса с использованием коврографа следует руководствоваться следующими педагогическими требованиями:

1)     Цвет съемных элементов по теме «Домашние животные и их детеныши» должен быть близким к реальным цветам изображаемых предметов. Пропорции фигурок необходимо соблюдать, чтобы избежать ошибочных представлений дошкольников.

2)     Заниматься с коврографом одновременно сможет только небольшая подгруппа детей (от 2 до 8 человек). При использовании коврографа для всей группы дошкольников необходимо продумывать, каким образом каждый ребенок сможет действовать около него, учитывая очередность. Для этого педагогу необходимо изготовить большое количество съемных элементов, продумать место расположения этих элементов около коврографа во время совместной организованной деятельности и продумать ход этой деятельности таким образом, чтобы одновременно у коврографа находилось несколько детей. Для этого дети по очереди решают разные игровые задачи.

3)     Желательно использовать коврограф в разных видах детской деятельности. В совместной организованной деятельности коврограф может быть игровым или демонстрационным пособием, развивающим у детей представления о домашних животных. При организации дидактических игр и упражнений он будет выполнять свою игровую функцию. В процессе рассмотрения игровых образовательных ситуаций и при чтении художественной литературы он станет помощником при ответах на вопросы по содержанию сказки, полем для разворачивания сюжета или сочинения сказки и другого.

Предлагаем к использованию темы для разработки игровых образовательных ситуаций, направленных на развитие представлений о домашних животных посредством коврографа:

-          «Домашние животные и их детеныши»;

-          «Домашние птицы»;

-          «Кто дает шерсть и молоко»;

-          «Знакомство с лошадью, коровой, козой, овцой, свиньей и их детенышами»;

-          «Кошка, собака, кролик – домашние животные».

Рассмотрим содержание образовательной деятельности с детьми 3–4 лет по развитию представлений о домашних животных посредством коврографа с использованием игровой образовательной ситуации «Домашние животные и их детеныши».

Цель – развивать представления детей о домашних животных.

Задачи:

1)     Продолжать знакомить детей с классификацией животных: дикие животные живут в лесу, домашние животные живут рядом с домом человека в специально построенном человеком для них жилище.

2)     Закреплять умение различать таких домашних животных, как корова, свинья, лошадь, кролик, коза, овца и собака, по характерным внешним особенностям (части тела, окрас животного, шерсть). Закреплять представления детей о питании домашних животных (корова, лошадь, кролик едят траву и сено, любят овощи, лошадь ест зерно; свинья любит все: овощи, фрукты и мясо; собака – хищное животное, питается мясом).

3)     Обогащать представления детей о поведении домашних животных (свинья любит лежать в грязи; лошадь скачет, играет; кролик прыгает, грызет овощи и веточки деревьев; собака любит грызть кости; овца щиплет траву; коза скачет, брыкается; корова пасется на лугу) и роли человека в уходе за ними (хозяин дает корове, козе и овце траву, сено, поит их, кролика кормит свежими овощами, лошади дает овес, всеядную свинью кормит из корытца, собаку кормит мясом и кормом, дает грызть кости), о пользе домашних животных для человека (корова дает молоко, лошадь катает детей, возит грузы, овца дает шерсть для теплых вещей, собака сторожит дом, кролик дает пух для теплых вещей, свинья дает свою щетину для щеток и кисточек, коза дает молоко и т. п.).

4)     Воспитывать положительное отношение к животным, желание о них заботиться и ухаживать за ними.

Материалы: коврограф, игрушки к коврографу «Домашние животные», ландшафт к коврографу, чудесный мешочек.

Ход игровой образовательной ситуации

Воспитатель берет коробку со съемными элементами и начинает прикреплять к коврографу лужи, стог сена, облака, солнце, деревья, лужайку. Дети, замечая это, подходят к педагогу.

-          Ребята, как вы думаете, как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие.)

-          А корова, коза, свинья, лошадь тоже живут в лесу? (Ответы детей.)

-          Какие это животные? Где они живут? (Ответы детей: у бабушки в деревне, на ферме. В лесу они не живут, а живут рядом с человеком.)

-          Правильно, ребята, эти животные живут рядом с домом человека, и поэтому их называют «домашние животные». Давайте повторим! (Домашние животные.)

Обращает внимание на коврограф.

-          А вот и ферма. Как вы думаете, животные фермы живут прямо в комнате рядом с человеком? (Нет. У них свои дома.)

-          Посмотрите, у меня столе лежат дома домашних животных. Как они называются? (Педагог помогает детям назвать жилище животных: сарай, будка, загон.)

Дети прикрепляют к коврографу сарай, будку, загон, лежащие на столе.

-          А вот какие животные здесь живут, мы узнаем из чудесного мешочка – они спрятались в нем.

Дети находятся около коврографа. Воспитатель предлагает им по очереди опустить руку в чудесный мешочек и достать фигурки домашних животных из фетра, назвать их. Далее воспитатель побуждает детей читать вместе с ним стихотворение про найденного животного и беседует по каждому животному. После прочтения стихотворения ребенок прикрепляет фигурку животного на поле коврографа.

  1. Корова

У коровы есть рога

И копыта на ногах.

Травушку она жует,

Деткам молочко дает.

-          У коровы есть ребенок, как его называют? (Теленок.)

-          Как говорит теленок («Му-у-у».)

-          Скажите все вместе так, как говорит теленок.

  1. Свинья

У грязнули-свинки

На спине щетинка,

На мордашке пятачок,

Сзади тонкий хвост-крючок.

-          У свиньи ребенок зовется… (поросенок).

-          Поросенок говорит: «хрю-хрю».

-          Скажите все вместе так, как говорит поросенок.

  1. Лошадь

У лошадки длинногривой

Нрав веселый и игривый.

Сено съест она сейчас

Да и покатает нас.

-          У лошади ребенок зовется… (жеребенок).

-          Жеребенок говорит: «И-го-го».

-          Скажите все вместе так, как говорит жеребенок.

  1. Кролики

Не обидит мухи

Кролик длинноухий.

В клетке для него всегда

Есть морковка и вода.

-          У кролика детеныш называется… (крольчонок).

 

  1. Коза

Козочке прыгучей,

Озорной, бодучей

Нравится украдкой

Есть капусту с грядки.

-          У козы ребенок зовется… (козленок).

-          Он говорит: «Ме-е-е».

-          Скажите так, как говорит козленок.

  1. Овца

Шерстка у барашка

Мягкая, в кудряшках.

Постригут барашка и

Свяжут теплые носки.

-          У овцы ребенок зовется… (ягненок).

-          Ягненок говорит: «Бе-е-е».

-          Скажите так, как говорит ягненок.

  1. Собака

Косточки собака гложет,

Злых людей кусает тоже –

Чтобы не забрался вор,

Сторожит и дом, и двор.

-          У собаки детеныш называется… (щенок).

-          Щенок говорит: «Гав-гав».

-          Скажите так, как говорит щенок.

Физкультминутка «Что умеют домашние животные?» (стоя в кругу)

-          Вы умеете четко говорить слово «да»? Скажите. А теперь скажите слово «нет». У вас хорошо получилось. Я буду спрашивать вас о том, что умеют домашние животные, а вы думайте и отвечайте: если животные умеют это делать, говорите «да» и делайте как они. А если животные не умеют этого делать, говорите «нет» и стойте просто так.

Собака умеет быстро скакать? (Да. Скачут на месте.)

Корова умеет по небу летать? (Нет.)

Овечка умеет травку жевать? (Да. Ходят по группе.)

Козочка умеет копытами стучать? (Да. Топают ногами.)

Кролик умеет в игрушки играть? (Нет.)

Лошадь умеет громко ржать: иго-го? (Да. Говорят, как лошадь.)

Кошка умеет мышку ловить? (Да. Прыгают и бегают по группе.)

Свинка умеет сидеть и играть? (Нет.)

Сели на стульчики около коврографа.

-          Посмотрите, как много жителей теперь на нашей ферме! Как здесь шумно и весело. И животные очень любят играть. Хотите поиграть с животными?

-          А кто знает, как взрослые ухаживают за своими животными? (Ответы детей.)

Воспитатель прикрепляет в произвольном порядке на коврограф две кружки, мышь, телегу, дом, клубки ниток, яйца, щетку.

-          За это животные помогают человеку.

-          Как? (Воспитатель помогает детям ответить: корова дает молоко, кошка ловит мышей; лошадь таскает телегу с грузами, собака сторожит дом, овца дает свою шерсть на нитки, курица дает яйца, кролик дает свой пух на нитки, свинья дает щетину на щетки и кисточки.)

-          Вы молодцы, верно назвали, давайте прикрепим фигурки животных рядом с предметом, который они дают человеку, и запомним.

Каждый ребенок встает, берет понравившееся животное, называет его и прикрепляет рядом с предметом. Педагог и дети проговаривают название животного и пользу, которую получает человек от него.

-          За животными давно никто не ухаживал, давайте поможем им. (Ответы детей.)

-          Ребята, выбирайте себе животное, которое вам нравится. Я буду фермером (берет фигурку человека), а вы – моими помощниками. Мы с вами вместе будемухаживать за животными.

Дети выбирают себе фигурку животного, находят место для него на коврографе, воспитатель подходит к ним и начинаетвместе с ребенком кормить, ласково разговаривать с егоживотным. Дети от имени животных поддерживают диалог. Постепенно роль фермера педагог отдает одному из детей. Не все дети захотят участвовать в этой игре, постепенно часть из них займется другими игрушками. Желающие дети продолжают играть у коврографа фигурками.

Данное занятие является примером возможного использования коврографа в развитии представлений о домашних животных у детей младшего дошкольного возраста на основе использования игровых образовательных ситуаций.

Возможно использование коврографа и в процессе чтения художественной литературы, рассказывания сказок, заучивания стихотворений, обыгрывания потешек, отгадывания загадок, при проведении дидактических игр и упражнений, а также в самостоятельной игровой деятельности детей. Дети на нем выкладывают сюжет по художественному произведению, который помогает им пересказать или сочинить новое. Воспитатель описывает прикрепленных животных, а детям предлагает угадать, кого описали. Про животных можно загадывать загадки, предлагая детям в качестве подсказок фигурки. Животных можно считать, расставлять по размеру или росту, определять, кто хищник, а кто травоядный, у кого шерсть мягкая, а у кого жесткая и т. д.

Огромное удовольствие доставляет детям самостоятельная деятельность на коврографе. Дошкольникам нравится застегивать и расстегивать пуговицы, прицеплять и отцеплять кнопки и липучки, привязывать и отвязывать какие-то элементы, бантики, а наличие кнопок, застежек, липучек, завязок побуждает их действовать с коврографом. Недостающими деталями дети обмениваются с другими играющими, вступая с ними в диалог, которому в младшем возрасте необходимо учиться. В кармашки, сделанные из фетра на изображении пруда, дети вставляют гуся или утку, объясняя, что курица плавать не умеет. Курица сидит на гнезде с яйцами, когда яиц становится много, ребенку нужно их сложить в корзину. Фрукты и овощи для животных дети собирают в ящик, сено складывают в большой высокий стог, а грядки «вскапывают» лопаткой и садят в кармашки на грядках репу, морковь, капусту и другие овощи. Собранный урожай привозят на тракторе, в телегу которого тоже пришит карман для сменных фигурок.

Таким образом, мы рассмотрели возможность использования коврографа для развития представлений о домашних животных у детей младшего дошкольного возраста. Выявленные гигиенические и педагогические требования к использованию коврографа служат опорой при его изготовлении и проведении игровых занятий. Основной особенностью коврографа при работе с детьми младшего дошкольного возраста является его возможность в игровой форме решать задачи познавательного развития и расширять представления дошкольников об окружающем животном мире.