Full text
Введение В настоящее время развивающаяся система среднего профессионального образования все чаще отдает приоритетную роль исследовательской деятельности студентов, как компоненту профессиональной подготовке будущего педагога. Студент, владеющий исследовательскими умениями, имеет возможность эффективно решать педагогические задачи, способен к поиску новых решений, может оптимально организовать процесс обучения. Современная система образования в основном предлагает репродуктивное усвоение обучающимися значительной части знаний, при этом, не используя свой исследовательский потенциал. Обзор отечественной и зарубежной литературы Педагоги-исследователи [7,8,17,19], решая данную проблему, доминирующую позицию в процессе обучения отдают развитию самостоятельности и исследовательским умениям. В связи с этим становится актуальным выбор форм, методов и средств развития исследовательских умений студентов в процессе взаимодействия. К определению «исследовательские умения» существует несколько подходов. При определении понятия «исследовательские умения» Н. Л. Головизнина, И. А. Зимняя, Е. А. Шашенкова [6] рассматривают их как итог исследовательской деятельности, её результат и описывают умения как готовность к самостоятельному осуществлению исследования. Данное мнение разделил и В. В. Успенский, в своих исследованиях он определил исследовательские умения как возможность самостоятельного использования методов научного познания, таких как: наблюдение, моделирование, эксперимент, реализуемых в процессе решения поисковых задач. Другой позиции придерживаются Н. В. Сычкова, определяя исследовательские умения как сформированную способность к выполнению исследовательской деятельности. К исследовательским умениям автор относит: умение работать с научными источниками, умение анализировать, наблюдать, выдвигать гипотезы, проводить эксперимент, обрабатывать полученные результаты. Таким образом, под «исследовательскими умениями» нами понимается способность к действиям необходимым для выполнения исследовательской деятельности, а исследовательская деятельность предполагает самостоятельный поиск и принятие решений, т. е. способность к работе с источниками, к построению научных гипотез, способность к анализу, обобщению результатов исследования, к формулированию выводов на основе результатов. Методологическая база исследования Одним из эффективных средств организации исследовательской деятельности является ИКТ [3], их использование в среднем профессиональном образовании подразумевает комплексное преобразование процесса обучения. Информационно-коммуникативные технологии помогают существенно оптимизировать процесс обучения, обеспечивая при этом эффективность, не увеличивая сроки освоения программ, создавая все необходимые условия, как для самостоятельной, так и для коллективной продуктивной исследовательской деятельности, развивая поисковую активность студентов и дивергентное мышление, параллельно формируя личностные качества обучающихся. Следует отметить многообразие способов применение средств ИКТ, направленных на развитие исследовательских умений: компьютерное моделирование, проведение виртуальных экспериментов, овладение новой терминологией. Определяя понятие «информационно-коммуникационные технологии», следует отметить, что оно понимается как информационные каналы, программные средства создания, сбора и хранения информации, ее обработки и использования, а также являются основой информационно-коммуникационной среды. В исследованиях И. В. Роберт, С. В. Панюковой, А. А. Кузнецова, А. Ю. Кравцовой информационно-коммуникационная среда определяется как комплекс условий, позволяющий субъекту с помощью интерактивных средств ИКТ взаимодействовать с информационным ресурсом. А под информационными технологиями авторы понимают программное и аппаратное обеспечение, а так же актуальные современные системы обмена информацией. Современные исследователи [12 - 14] придерживаются мнения, что компьютерные средства качественным образом влияют на процесс обучения и развитие исследовательских умений. Акцентируется внимание на эффективности применения средств ИКТ в процессе развития исследовательских, в частности на способность к поисковому мышлению и способность видеть многообразие решений проблемы. Также использование средств ИКТ существенно влияет на мотивационную сферу обучающихся. Компьютерные технологии дают обучающимся возможность самостоятельно осваивать материал и позволяют наглядно представить результат своего исследования, это дает основу для рефлексии учащихся. В данном случае, информационно-коммуникационные технологии играют важнейшую системообразующую, интегративную роль. Использование информационных технологий в процессе развития исследовательских умений будущих педагогов является обогащающим фактором, такое положение свидетельствует о гуманистическом характере процесса [10 - 11]. Благодаря своим функциональным особенностям современное аппаратное обеспечение обладает уникальными возможностями применения в разнообразных дисциплинах и является основой для создания новых информационных технологий. Приведем пример возможностей использования современного аппаратного обеспечения:  для активизации учебного процесса и повышения мотивационной активности;  для повышения наглядности дидактического материала;  для переведения обучения на интерактивный уровень. Последнее положение говорит о возможности смещения акцента с пассивного обучения на активное, то есть переход к практике, что повышает мотивационную сферу студентов и дает возможность поисковой активности и позволяет эффективно организовать исследовательскую деятельность. Это далеко не все возможности использования ИКТ как средства развития исследовательских умений студентов педагогического колледжа. На данный момент информационно-коммуникационные технологии имеют прочную связь с интерактивным, дистанционным обучением, глобальной сетью Интернет, электронными образовательными ресурсами, смарт-технологиями. Это позволяет субъектам образовательного процесса вступать в диалог, вступать во взаимодействие. Уровень развития современных информационно-коммуникативных технологий позволяет добиваться интерактивных и смарт-свойств повсеместно. Появляется возможность моментальной коммуникации. Информационное пространство становится неотъемлемой частью образования и повседневной жизни обучающегося. Анализируя технологические возможности в сфере образования, можно отметить смарт-доски, смарт-учебники, смарт-проекторы, а также планшеты, робототехнику, системы тестирования и интерактивный стол, программное обеспечение, имеющее образовательный, интерактивный и коммуникативный характер. В условиях динамичного развития технологий и информационной среды, интерактивные и смарт-технологии становятся актуальными, в том числе и в качестве средства развития исследовательских умений обучающихся. С появлением новых интерактивных средств ИКТ, их влияние на образовательный процесс выросло, так же как и их методический потенциал. Интерактивные средства обучения способствуют созданию активной образовательной среды, высокой продуктивности процесса познания и позволяют обеспечить субъкт - субъектное взаимодействие, как обучающегося и преподавателя, так и обучающегося с группой студентов. Результаты исследования В учебной дисциплине «информатика и ИКТ в профессиональной деятельности» доминирующим является изучение закономерностей протекания информационных процессов. Развитие таких исследовательских умений, как умение эффективно осуществлять поиск информации, опираясь на различные достоверные источники; умение структурировать данные, использовать методы научного исследования; умение определять понятия, оперировать ими, классифицировать; умение видеть вариативность решений поставленной проблемы; умение анализировать информацию и на основе анализа делать выводы; умение презентовать свою исследовательскую работу позволит обучающимся справиться с требованиями к освоению дисциплины. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования в рамках дисциплины «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности» приоритетными определяет следующие цели: развитие коммуникативных навыков, развитие исследовательских умений, развитие поискового мышления, формирование умения определять круг проблем, формирование умения использовать полученные знания, умения и навыки в профессиональной деятельности. Применение ИКТ в педагогическом колледже способствует решению следующих задач: 1. Изменение учебного пространства, возможность дистанционно осуществлять работу, в том числе и исследовательскую деятельность (Sococo, Skype, Iclass). 2. Индивидуализация процесса обучения, возможность дифференцировать как сам учебный материал, так и его содержание, градация сложности, а так же наглядности обучения (RoundMe, ThingLink, Genial.ly) 3. Возможность удаленной подготовки к олимпиадам, конкурсам, конференциям. 4. Мониторинг и контроль знаний обучающихся (Miraxtest, learning Apps). Таким образом, можно отметить, что существующий опыт применения средств ИКТ дает положительный результат для развития исследовательских умений студентов. Использование информационно-коммуникативные технологии в исследовательской деятельности обучающихся способствуют развитию дивергентного мышления, поиску альтернативных подходов к решению поставленных задач, способствует работе с информацией на качественно новом уровне. Развитие исследовательских умений студентов следует осуществлять поэтапно. На основе изученной психолого-педагогической литературы мы выделяем мотивационно-подготовительный, демонстрационно-рефлексивный этапы. Основным «стержнем» исследовательской деятельности мы видим взаимодействие в системе «обучающийся-педагог-группа». На первом репродуктивном этапе развития исследовательских умений перед обучающимися ставится исследовательская задача или формулируется проблема. В рамках изучаемой дисциплины даются задания направленные на поиск и анализ учебно-методической литературы, составление индивидуального или группового ответа по изучаемому материалу. На данном этапе эффективным будет использование электронных библиотечных систем, файлхостингов, а также средств дистанционного взаимодействия (Skype, Sococo, Google Services), которые позволяют быстро обмениваться учебной информацией в микрогруппе. Немаловажным будет использование сервисов составление библиографических ссылок. Результатом такой деятельности становится развитие таких основных исследовательских умений как умение определить проблему исследования, способность осознать цель исследования, а также умение находить первоисточники и работать с ними, как самостоятельно, так и во взаимодействии с группой. Данное положение позволяет уже на первом этапе развития исследовательских умений будущих педагогов включить их в систему субъет-субъектного взаимодействия. Продуктивный этап предполагает развитие у студентов умения формулировать проблему, определять противоречия, цели, задачи, объект и предмет исследования. Деятельность педагога на данном этапе заключается в индивидуальном консультировании, либо помощь в работе микрогрупп. Педагогом предлагаются задания по постановке целей и задач, задания по планированию, предлагается определить рабочую гипотезу. Обучающиеся на основе выявленной проблемы ставят цели и задачи, обсуждают пути их решения. Деятельность на данном этапе, помимо гностических умений, способствует развитию таких умений как: умение планировать ход научной исследовательской деятельности, умение в соответствии с целью и задачами осуществлять подбор методов исследования, выдвижения и формулировки исходной гипотезы. Субектность взаимодействия сохраняется за счет постоянного межличностного контакта как педагога с обучающимися, так и обучающихся между собой. Студенты обсуждают общие цели, оценивают выдвинутые гипотезы. Среди возможных к использованию на данном этапе средств ИКТ можно отметить интерактивное аппаратное обеспечение, такое как смарт-доска; использование мультимедиа технологий (PowerPoint, Learning Apps), что позволит обеспечить групповое обсуждение и наглядность принятых решений. На креативном этапе акцентируется внимание на развитии следующих исследовательских умений обучающихся: умение представить и защитить свою исследовательскую работу или работу в группе, доказать выдвинутую гипотезу, представить эффективное решение проблемы, умение делать выводы. Педагог на данном этапе осуществляет контроль рефлексивных умений студентов. Обучающиеся в свою очередь осуществляют рефлексию, фокусируясь на осознании проделанной работы на каждом этапе, анализе недочетов в ходе исследования и путей их устранения, на соотнесении полученных результатов с запланированными. Субъект-субъектное взаимодействие реализуется за счет того, что каждый обучающийся или микрогруппа защищает свое мнение, приводит в его защиту аргументы, доказательства, пользуется при этом приобретенными знаниями; обучающимися задаются вопросы, с их помощью углубляются в процесс познания, делятся своими знаниями с группой в целом [12]. Уместным и эффективным будет использование на данном этапе следующих средств ИКТ: интерактивное и мультимедийное аппаратное и программное обеспечение, сервисы для создания интерактивной наглядности, интерактивных плакатов и презентаций (Smart learning Suite,Genial.ly, RoundMe, ThingLink); для мониторинга и контроля знаний возможно использование программ профессионального тестирования или опросники размещенные в сети Интернет (Mirax Test, Google Forms). Для нашего исследования особое значение имеет реализация личностно-центрированного подхода, так как через взаимодействие реализуется диалог полноправных субъектов процесса обучения. Обучающийся как субъект имеет возможность самостоятельного выбора пути своего развития, оценивания результатов своей деятельности и делать выводы. Субъект-субъектное взаимодействие осуществляется на каждом этапе, педагог в процессе исследовательской деятельности студентов непрерывно поддерживает мотивационную и познавательную активность обучающихся, консультирует и направляет, побуждает находить разные варианты решения задач. Студенты помогают одногруппникам, советуются, делятся мнениями, распределяют обязанности в ходе работы. Эффективное развитие исследовательских умений студентов решается оптимальной организацией педагогического общения, одним из решений является личностно-центрированный подход. Таким образом, использование ИКТ средств в рамках межличностного взаимодействия способствует более эффективному развитию исследовательских умений будущих педагогов. Приведем пример проведения занятия по дисциплине «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности» для студентов педагогических специальностей по теме «Компьютерная графика» на репродуктивном этапе развития исследовательских умений (Таблица 1). Процесс изучения темы разделим на этапы: мотивационно-подготовительный, деятельностный, демонстрационный, рефлексивный. На мотивационно-подготовительном этапе в процессе беседы с педагогом определяется уровень мотивации студентов к исследовательской деятельности. Обучающимися ставится цель исследования в рамках изучаемой темы: собрать сведения о компьютерной графике, ее видах, о графических редакторах, областях применения, плюсах и минусах использования отдельных видов компьютерной графики. Педагог дает рекомендации по подбору источников информации. Далее происходит формирование малых групп по 4 человека. В каждой подгруппе назначается организатор, который, выполняя роль, курирует всю деятельность доверенной группы в процессе всего учебного занятия. Распределяются задачи между субъектами, для эффективного и менее затратного по времени выполнения задания. Таким образом, весь объем задания делится между участниками подгруппы и все студенты несут ответственность за выполнение своей части работы. Таким образом, уже на организационно-подготовительном этапе занятия, можно наблюдать элементы субъект-субъектного взаимодействия. Содержание деятельностного этапа изучения включало задание, предполагающее самостоятельное нахождение информации по одному из видов компьютерной графики и задание проанализировать все достоинства и недостатки данного вида, а так же определить область применения. Результатом выполнения работы, должна была стать мультимедиа презентация с последующей ее защитой. Обучающиеся пользуясь электронными библиотечными системами, собрали необходимую информацию и составили план ответа. На основе плана, студентами были сделаны презентационные материалы с использованиям сервиса «Genial.ly» и программ подготовки мультимедиа и интерактивных презентаций «PowerPoint» и «Smart Notebook» . Демонстрационный этап предполагал защиту результатов, в ходе которой каждая из подгрупп акцентировала внимание на важной, по их мнению информации, и предлагала сделать соответствующие пометки остальным участникам учебного процесса, так как одной из задач поставленной в начале урока была «научить» своих одногруппников тому, что они усвоили в процессе исследования. При защите результатов исследования, студенты использовали интерактивную доску и программное обеспечение «Smart Notebook». На рефлексивном этапе происходило оценивание проделанной работы по следующей системе: после защиты каждой мультимедиа-презентации, педагог проводил блиц-опрос со слушателями, после чего и слушатели и отвечающие в ходе небольшой беседы и обсуждения выполненной работы, самостоятельно проводили оценивание. Рефлексия проводилась средствами электронного образовательного ресурса «Learning Apps». Используя сеть Интернет, обучающиеся прошли по предложенной преподавателем ссылке, где в приложении «доска объявлений» в интерактивной форме им было предложено оставить сообщение с оценкой занятия или личными впечатлениями о проделанной работе. Фрагмент технологической карты занятия представлен в Таблице 1. Таблица 1 – Фрагмент технологической карты урока с использованием интерактивных методов и средств обучения. Тема урока Тема 3.1. Компьютерная графика. Технология обработки векторных и растровых изображений. ФИО преподавателя Проценко Анна Игоревна Цель урока Формирование представления о компьютерной графики и технологии обработки графической информации. Студент должен Знать Уметь Основные понятия по теме, общие сведения о компьютерной графики, ее видах, графических редакторах. Оперировать основными понятиями по теме. Формируемые компетенции (или их элементы) ОК 5. Использовать информационно - коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Средства обучения, оборудование Лекционный материал, ИКТ, ТСО, сетевые Интернет-ресурсы. Вид учебного занятия Теоретическое Применяемые технологии Информационные технологии, интерактивные методы. СТРУКТУРА УРОКА ЭТАП Организационный момент Деятельность преподавателя Взаимное приветствие, фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния класса и готовности учащихся к уроку, организация внимания. Сообщение задания и условий его выполнения. Деятельность студентов Взаимное приветствие, включение в деловой ритм, установка внимания. Формирование малых групп и распределение обязанностей и области ответственности. ЭТАП Изучение новых знаний Деятельность преподавателя Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, добиться усвоения способов, путей, средств получения знаний, оперирование ими. Помощь при затруднении в ходе работы над информацией. Деятельность студентов Запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта. Создание единого плана выступления и подготовка сопровождения, в виде презентации. ЭТАП Закрепление изученного материала Деятельность преподавателя Блиц-опрос слушателей. Деятельность студентов Защита выполненной работы с мультимедийным сопровождением. ЭТАП Рефлексия Деятельность преподавателя Совместное обсуждение и оценивание работ. Предлагает обучающимся оценить свою работу с помощью ресурса « Learning Apps».. Деятельность студентов Совместное обсуждение и оценивание. Рефлексия с помощью ресурса « Learning Apps ». Приведенный вариант проведения занятия по дисциплине «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности», является одним из структурных элементов технологии развития исследовательских умений у студентов педагогического колледжа. Заключение Таким образом, в данной статье мы на примере показали, что изучение дисциплины с использованием средств ИКТ в процессе субъект-субъектного взаимодействия способствует развитию у студентов педагогического колледжа исследовательских умений, активизирует творческий, исследовательский потенциал обучающихся, способствует проявлению и сохранению субъектности студентов в процессе собственного исследования. Технологическая карта, основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической практической деятельности.