Full text

Введение

 

Самостоятельная работа студента является обязательным звеном процесса обучения, предусматривающим прежде всего индивидуальную работу обучающихся в соответствии с установкой преподавателя или программой обучения. Эффект от самостоятельной работы обучающихся можно получить только тогда, когда она организуется и реализуется в качестве целостной системы [1].

Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:

1)   освоения компетенций, предусмотренных ФГОС ВО;

2)   формирования навыков самообразования;

3)   углубления и расширения теоретических знаний;

4)   формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

5)   развития познавательных способностей и активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности студентов;

6)   формирования самостоятельности мышления;

7)   развития исследовательских умений [2].

Одним из видов самостоятельной работы студента является практика. Практика подразумевает изучение большого объема теоретического материала на месте прохождения практики (техника безопасности, знакомство с основной деятельностью организации, базовые знания по материалу практики) и организацию эффективного распределения времени студента за ограниченное время. Результат практики всегда оценивается руководителем практики [3].

Эффективность организации самостоятельной работы студента во время прохождения учебной практики зависит от применяемых педагогических технологий обучения. Это могут быть как традиционные, так и современные инфокоммуникационные технологии [4].

Несмотря на большое количество положительных моментов в применении инфокоммуникационных технологий (ИКТ) в системе образования, анализ состояния исследуемого вопроса в педагогической теории и практике обучения показал, что на данном этапе недостаточно полно изучены вопросы внедрения ИКТ в процесс организации самостоятельной работы во время прохождения практики. Таким образом, существует ряд противоречий:

1)   между потребностью в применении средств ИКТ для организации самостоятельной работы студента с целью повышения качества прохождения практики и недостаточной теоретической и практической разработанностью условий его эффективного функционирования;

2)   увеличивающейся долей освоения необходимых компетенций в общем объеме содержания практик и существующей методической системой, недостаточно обеспечивающей процесс организации самостоятельной работы студентов во время прохождения практики [5].

Тема данного исследования была выбрана исходя из обозначенных выше противоречий и стремления их разрешения. Проблему данного иследования можно сформулировать следующим образом: каковы педагогические условия реализации средств ИКТ в процессе организации самостоятельной работы студентов во время прохождения учебной практики?

Мы предполагаем, что применение дистанционных образовательных технологий в процессе организации самостоятельной работы студентов I курса по направлению 11.03.02 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» во время прохождения учебной практики будет эффективно:

1)   если уточнены и конкретизированы сущность, содержание и структура обучения с применением ДОТ в условиях организации самостоятельной работы студентов во время прохождения практики;

2)   выявлены и обоснованы педагогические условия реализации дистанционных образовательных технологий в процессе организации самостоятельной работы студентов во время прохождения учебной практики [6].

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

Самостоятельная работа является обязательной составной частью программы подготовки специалистов высшего образования. Организация самостоятельной работы имеет системный характер на протяжении всего времени обучения студентов. Как и любая деятельность, самостоятельная работа имеет свою структуру, которая включает мотивацию, учебные задачи, учебные действия, контроль. Такая деятельность побуждается конкретной целью, отражает представление субъекта о результатах деятельности и приобретает форму самообразования [7].

Написание рефератов, рецензий, аннотаций, отзывов, составление конспектов, тезисов, плана к отработанному материалу, выполнение индивидуальных работ и т. д., а также работа с электронными версиями материалов, поиск нужной информации в сети Интернет – все это относится к видам самостоятельной работы студента в вузе.

Дидактические возможности и условия использования информационно-образовательных ресурсов и служб, мультимедийных средств в системе дистанционного обучения позволяют представить необходимую учебную информацию для самостоятельного изучения в виде гипертекста, использовать наглядные свойства звуковой, графической, анимационной и видеоинформации, способствующие лучшему усвоению материала [8, 9].

Термин «самостоятельная работа» в трудах В. А. Курчатова рассматривается как «способ индивидуализации» [10]. В трудах В. А. Беликова – как специфическая форма организации учебного процесса [11]. А. Я. Найн считает, что самостоятельная работа – это форма групповой работы студентов под руководством преподавателя [12].

Одним из первых вопросы самостоятельной работы обучающихся рассмотрел в своих трудах И. Г. Песталоцци [13, 14]. Позже его идеи были заложены во многих трудах ученых-педагогов, среди них – Дж. Ниф [15], который продолжил одну из идей Песталоцци о воспитании обучающихся с помощью собственных чувств и размышлений, а книги использовать на более поздних этапах развития. Эта идея очень хорошо доказана в современном мире, так как студента сначала надо удивить интересным демонстрационным материалом, видео, и только после этого он начинает читать и интересоваться сутью предмета. Причиной такого постепенного перехода, возможно, послужило развитие информационных технологий и возможность создания качественных видеоматериалов.

В середине ХХ века Н. Г. Дайри в своих трудах рассматривала самостоятельную работу как особую систему условий обучения, организуемых преподавателем [16].

Р. Б. Срода считал, что самостоятельная работа – это работа, в которой проявлены активность, творчество, самостоятельное суждение, инициативность [17].

И. Э. Унт считает, что самостоятельная работа – это форма учебной деятельности, которая предоставляет наибольшие возможности для индивидуализации учебно-воспитательного процесса [18].

В отечественной педагогике важную роль играют идеи В. И. Андреева. Он считает, что организация самостоятельной работы должна состоять: 1) из постановки перед студентами целей, задач, предоставления заданий с указаниями и разъяснениями по их выполнению; 2) этапа самоорганизации студентов, их непосредственной деятельности по выполнению заданий, предложенных преподавателем; 3) самоконтроля усвоения знаний студентами, а также оценки и подведения итогов самостоятельной работы преподавателем [19]. По его мнению, самостоятельная работа должна иметь непрерывный характер и быть индивидуализированной для успешного выполнения поставленной задачи [20, 21].

Для описания педагогических условий, повышающих эффективность самостоятельной работы студентов, необходимо рассмотреть само понятие «педагогическое условие». С точки зрения философии категория «условие» – это то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое), существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), при наличии которого следует существование данного явления [22].

Согласно словарю русского языка С. И. Ожегова, «условие» понимается как «обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; обстановка, в которой происходит что-нибудь» [23, 24]. Другими словами, условие – это отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. Так, условия объясняются объективно существующими феноменами, но они могут создаваться, опровергаться и подлежать реконструкции человеком (педагогом).

Наиболее широко раскрыто определение педагогических условий в трудах известного ученого Н. М. Борытко. Он рассматривает педагогическое условие как внешнее обстоятельство, фактор, оказывающий существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированный педагогом, предполагающий, но не гарантирующий определенный результат процесса. Он уточняет в своих исследованиях, что условие (а точнее, система условий) специально создается, конструируется педагогом с целью оказать влияние на протекание процесса [25].

В педагогической науке трактовка понятия «условие» во многом схожа с трактовкой, данной психологами. В. М. Полонский рассматривает условие как совокупность переменных природных, социальных, внешних и внутренних воздействий, влияющих на физическое, нравственное, психическое развитие человека, его поведение, воспитание и обучение, формирование личности [26].

Анализу понятия «педагогические условия» посвящено множество работ, среди которых можно выделить труды А. Я. Найна. А. Я. Найн рассматривает педагогические условия как совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, средств и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач [27, 28].

М. В. Зверева определяет педагогические условия как содержательную характеристику одного из компонентов педагогической системы, в качестве которого выступают содержание, организационные формы, средства обучения и характер взаимоотношений между учителем и учениками [29].

Анализируя сущность понятия «педагогические условия», Н. В. Ипполитова и Н. С. Стерхова дают следующее определение: это один из компонентов педагогической системы, отражающий совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующий на личностный и процессуальный аспекты данной системы и обеспечивающий ее эффективное функционирование и развитие [30].

Принимая во внимание многофакторность педагогических условий, в своей работе в отношении рассматриваемых понятий мы руководствовались исследованиями Е. В. Яковлева, который под педагогическими условиями понимает совокупность мер педагогического процесса, направленную на повышение его эффективности. В свою очередь ученый считает необходимым отметить, что случайно выбранные условия не могут существенно повлиять на эффективность того или иного педагогического явления, и утверждает, что необходим гибкий, динамично развивающийся «комплекс» условий, учитывающий развертывание основных педагогических процессов [31].

Согласно вышеизложенному, на наш взгляд, под педагогическими условиями следует понимать комплекс мероприятий, способствующих оптимизации педагогического процесса и направленных на повышение эффективности этого процесса [32].

 

Методологическая база исследования

 

Исследование проводилось в 2018/2019 году на базе кафедры многоканальных телекоммуникационных систем института математики и информатики в ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова» (далее – МТС ИМИ СВФУ). За основу исследования взята система организации эффективной СРС с использованием информационных и коммуникационных технологий, разработанная И. М. Агибовой и Т. А. Куликовой [33]. Исследование проходило в три этапа.

Первый этап – анализ ЭИОС СВФУ. Система дистанционного обучения Moodle (далее – СДО Moodle) является неотъемлемой частью электронной информационно-образовательной среды (далее – ЭИОС) СВФУ. Прежде чем выявить и систематизировать педагогические условия для организации самостоятельной работы студентов с применением дистанционных образовательных технологий для повышения эффективности прохождения учебной практики, необходимо сделать анализ использования СДО Moodle для организации учебной практики [34]. На первом этапе для анализа ЭИОС СВФУ рассмотрено размещение рабочих программ учебной практики по ФГОС 3+ (девять основных образовательных программ) и ФГОС 3++ (20 основных образовательных программ) в СДО Moodle.

Второй этап – анализ готовности преподавателя. Готовность преподавателя включает три компонента:

1)        технологический;

2)        мотивационный;

3)        методический [35].

Для определения технологического компонента в готовности преподавателя использовался тест “Microsoft Digital Literacy” [36] и проверялось наличие свидетельства по прохождению курса «Использование технологий электронного обучения на примере системы управления обучением Moodle».

Для определения мотивационного компонента в готовности преподавателя использовался оценочно-диагностический инструментарий, который включает методику Л. П. Полякова, А. А. Подгорнова [37]. Данная методика содержит определение важных характеристик преподавателя, таких как:

1)        потребность в творчестве;

2)        осознанный выбор вариантов собственного профессионального поведения;

3)        способность и готовность выбирать адекватные средства и методы саморазвития;

4)        организация продуктивной деятельности в условиях сотрудничества;

5)        умение переводить любую ситуацию в педагогическую, развивающую себя и других [38].

Методическая компетентность преподавателя вуза – это совокупность теоретических и практических умений, навыков, формирующих способность преподавателя изыскивать, применять, создавать различные педагогические формы, методы, технологии обучения для формирования общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций обучающихся [39].

На втором этапе в исследовании приняло участие 11 преподавателей кафедры МТС ИМИ СВФУ.

Третий этап анализ готовности студента. Готовность студента состоит из двух составляющих: мотивационной готовности и технологической компетентности. Для определения готовности студента в использовании ДОТ необходимо было [40]:

1)        проверить наличие зачета по навыкам работы в ЭИОС СВФУ, которые позволяют оценить уровень развития технологической компетентности и мотивационного компонента;

2)        провести оценочно-диагностический тест, основанный на методике изучения мотивации обучения Т. И. Ильиной [41];

3)        провести сертифицированный тест Microsoft “Digital Literacy” [42].

На четвертом этапе 35 студентов приняли участие в исследовании.

 

Результаты исследования

 

Результаты работы предоставлены в виде этапов, в рамках которых проводилось исследование по выявлению педагогических условий реализации средств ИКТ в процессе организации самостоятельной работы студентов во время прохождения учебной практики.

Первый этап. Учебная практика является обязательной для всех направлений обучения в институте математики и информатики по требованиям ФГОС, поэтому в рамках данного исследования рассмотрено использование СДО Moodle для организации учебной практики в ИМИ СВФУ.

Результат использования СДО Moodle в организации учебной практики в ИМИ СВФУ показал низкую активность (см. табл. 1). Это значит, что необходимо выявить причины низкой активности и попытаться устранить их. Поэтому для дальнейшего анализа и раскрытия темы была рассмотрена активность использования СДО Moodle в организации учебной практики на кафедре многоканальных телекоммуникационных систем ИМИ. На кафедре обучается около 300 студентов, ежегодно учебную практику проходят 40 и более студентов очной и заочной форм обучения в зависимости от года поступления.

Таблица 1

Активность использования СДО Moodle

для размещения курса «Учебная практика»

 

ОПОП

Всего ОП в Moodle

Размещено курсов
учебной практики

ОПОП ИМИ ФГОС 3++ (бакалавриат)

9

1 (11,1%)

ОПОП ИМИ ФГОС 3+ (бакалавриат)

20

3 (15%)

 

Результат использования СДО Moodle в организации учебной практики на кафедре МТС ИМИ СВФУ тоже показал низкую активность, что еще раз свидетельствует о необходимости выявления её причины.

Далее был выполнен анализ активности размещения дисциплин в СДО Moodle, результат использования выше среднего, что свидетельствует о том, что в образовательной организации СВФУ есть техническое и программное обеспечение, необходимое для организации самостоятельной работы с применением ДОТ. Но анализ применения ДОТ при организации учебной практики показал низкую активность использования СДО Moodle [43].

Второй этап. Анализ готовности преподавателя по вышеописанным инструментарию был выполнен на кафедре многоканальных телекоммуникационных систем института математики и информатики СВФУ. На кафедре работает одиннадцать преподавателей: пять штатных, два по внутреннему совместительству и четыре внешних преподавателя. КПК по теме «Методика использования ДОТ» прошли девять из одиннадцати сотрудников кафедры.

Для определения мотивационного компонента преподавателя был сделан анализ результатов по двум анкетам:

-          Анкета 1 «Восприимчивость педагогов к новому».

-          Анкета 2 «Барьеры, препятствующие освоению инноваций».

Уровень инновационного потенциала педагогического коллектива кафедры МТС ИМИ СВФУ составляет К = 0,68, что соответствует оптимальному уровню восприимчивости к новшествам и свидетельствует о готовности педагогов к введению инноваций, понимании значимости инновационной деятельности в образовательной системе.

Анализ результатов опроса по анкете «Барьеры, препятствующие освоению инноваций» показал, что наиболее значимыми барьерами названы:

1)        большая учебная нагрузка,

2)        слабая информированность о возможных инновациях.

Последний компонент готовности преподавателя – технологическая компетентность. Эта компетентность была оценена по наличию сертифицированного теста “Digital Literacy”, разработанного компанией Microsoft, и по прохождению курса по теме «Использование технологий электронного обучения на примере системы управления обучением Moodle». Тест прошли все 11 сотрудников кафедры МТС ИМИ (см. табл. 2). По тесту “Digital Literacy” средний показатель – 28 баллов (93%) из 30 возможных.

Таблица 2

Результат тестирования по Digital Literacy

 

Критерии

П1

П2

П3

П4

П5

П6

П7

П8

П9

П10

П11

Среднее

Количество баллов (из 30 возможных)

30

27

26

29

30

27

27

30

28

26

30

28,1

%

100

90

87

97

100

90

90

100

100

100

100

94

 

Свидетельство о прохождении КПК по теме «Использование технологий электронного обучения на примере системы управления обучением Moodle» есть у всех преподавателей, для которых работа в университете является основным местом работы, т. е. семь сотрудников имеют свидетельство о КПК по теме СДО Moodle. Учитывая результат тестирования по “Digital Literacy” и наличие свидетельства о прохождении КПК по теме «Использование технологий электронного обучения на примере системы управления обучением Moodle» у всех преподавателей кафедры МТС ИМИ СВФУ, можно утверждать, что у преподавателей высокий уровень технологической компетентности [44].

Третий этап. Готовность студента к применению ДОТ для самостоятельной работы во время прохождения учебной практики проверялась на кафедре МТС ИМИ СВФУ. В исследовании приняли участие студенты I (15 человек) и II (20 человек) курсов по направлению 11.03.02 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи».

Учебная программа включает изучение дисциплины «Информационные технологии и системы», в рамках которой формируются следующие навыки и умения: умение оформлять лабораторные работы, умение пользоваться ЭБС, заполнение личного кабинета в ЭИОС, умение работать в СДО Moodle. Согласно вышеизложенному зачет по дисциплине «Информационные технологии и системы» можно рассматривать как инструмент диагностики технологической компетентности.

После определения контингента участников проведена диагностика готовности студента работать самостоятельно с применением ДОТ (табл. 3). Для этого взята методика изучения мотивации обучения в вузе Т. И. Ильиной.

Таблица 3

Методика изучения мотивации обучения Т. И. Ильиной

 

Шкалы теста

Среднее количество баллов

Приобретение знаний

7.20 из 10.00 (72%)

Овладение профессией

8.00 из 10.00 (80%)

Получение диплома

9.00 из 10.00 (90%)

 

Преобладание мотивов по первым двум шкалам свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею. Диагностика показала, что мотив обучения в вузе – получение диплома и овладение профессией [45].

Следующий компонент готовности работать в ЭИОС – технологическая компетентность (табл. 4).

Таблица 4

Технологическая компетентность студентов

 

Группа

Тест “Digital Literacy”, (среднее значение по группе), %

Зачет по дисциплине «Информационные технологии и системы», %

Уровень технологической компетентности

БА-ИТСС-19

83,3

100

Высокий

БА-ИТСС-18

86,6

100

Высокий

На основе проделанного анализа можно утверждать, что готовность студентов и преподавателей организовать СРС с применением ДОТ сформирована на высоком уровне.

Таким образом, общие условия организации самостоятельной работы с применением дистанционных образовательных технологий выполняются.

Несмотря на выполнение всех условий организации самостоятельной работы студента с применением ДОТ, анализ использования СДО Moodle для организации учебной практики показал низкую активность использования на кафедре МТС ИМИ СВФУ.

В целом для прохождения учебной практики устанавливается такая последовательность:

-             ознакомление с программой учебной практики;

-             проведение инструктажей по технике безопасности, противопожарной профилактике;

-             ознакомление с внутренним распорядком дня;

-             распределение по рабочим местам;

-             выдача индивидуальных заданий;

-             работа студентов по выполнению индивидуальных заданий.

После проведенного исследования, анализа полученных данных и внедрения разработанных рекомендаций авторами в данный момент на кафедре МТС ИМИ СВФУ учебная практика проходит по следующему принципу:

1)      ознакомление с программой учебной практики;

2)      проведение инструктажей по технике безопасности, противопожарной профилактике в виде лекций в СДО Moodle, по результатам которой студент проходит тест;

3)      только после успешного прохождения теста по ТБ и ППП открывается доступ к теоретическим материалам. После успешного прохождения тестовых заданий по теории открывается доступ к индивидуальным практическим заданиям;

4)      выдача индивидуальных заданий дифференцирована по трем уровням:

-        низкий – оценка «3», 20 баллов;

-        средний – оценка «4», 40 баллов;

-        отличный – оценка «5», 60 баллов;

5)     проверка отчета по практике и устная защита.

Схема организации самостоятельной работы студентов во время прохождения учебной практики в СДО Moodle приведена на рисунке.

 

 

 

Схема реализации учебной практики в СДО Moodle

 

По такому принципу в среде СДО Moodle будет реализована СРС в учебной практике по направлению 11.03.02 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи».

Для эффективности организации СРС во время учебной практики направления 11.03.02 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» с применением СДО Moodle необходимо выполнение ряда педагогических условий. Первым условием является создание позитивной мотивации, способствующей в минимально короткие сроки адаптации студентов к организации учебного времени и достижению максимума успешности в прохождении учебной практики. Выполнению данного условия поможет настройка времени для сдачи тестовых заданий в СДО Moodle.

Вторым условием эффективной самостоятельной работы студентов во время прохождения учебной практики является освоение информационно-образовательных технологий в организации учебного времени в процессе самообразовательной деятельности. Одним из перспективных направлений совершенствования образовательного процесса является активное использование СДО Moodle, которая включает организацию контроля и управления данным процессом самоорганизации.

Развитию профессиональной компетентности преподавателей – руководителей учебных практик способствовало бы:

1)   участие в отрытых качественных мастер-классах по правильному использованию СДО Moodle;

2)   включение подготовки к проведению практик в порядок планирования и учета работы профессорско-преподавательского состава во второй половине дня;

3)   увеличение нормы расчета времени работы руководителей практик в первой половине дня.

Третьим условием является обеспечение студентов необходимыми методическими материалами. В условиях учебной практики особая роль принадлежит программе практики, которая является главным механизмом, определяющим организацию, нормирование нагрузки студентов и обеспечивающим методическое сопровождение. Студентам предоставляется возможность пользоваться электронными библиотеками, с которыми СВФУ имеет договоры о сотрудничестве. В процессе учебной практики должно организоваться дистанционное консультационно-методическое сопровождение по содержанию практики, оформлению результатов, подготовке к публичной защите практики.

Четвертым условием эффективности СРС в прохождении учебной практики по направлению 11.03.02 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» является контроль за качеством СРС в процессе профессионального становления. Контроль результатов СРС осуществляется в процессе учебной практики в соответствии с программой практики. Он проводится одновременно с текущим контролем и при осуществлении итогового контроля. Критериями оценки результатов самостоятельной работы являются следующие:

1)        уровень знаний техники безопасности (по итогам тестирования данного раздела в СДО Moodle);

2)        уровень владения навыками оказания первой доврачебной помощи (по итогам тестирования данного раздела в СДО Moodle);

3)        уровень освоения теоретического материала по содержанию практики (по итогам тестирования данного раздела в СДО Moodle);

4)        уровень выполнения индивидуальных практических занятий (три уровня заданий в СДО Moodle);

5)        качество оформления отчетных материалов в соответствии с требованиями по оформлению учебной практики в СВФУ;

6)        уровень ответственности за свою самостоятельную профессиональную деятельность, самоорганизацию самостоятельной познавательной деятельности (по итогам выполнения всех блоков в срок в СДО Moodle).

Осуществление контроля помогает студенту методически правильно, с минимальными временными затратами освоить теоретический материал, овладеть начальными профессиональными умениями решения определенных практических задач, проявить творческое и ответственное отношение к своей деятельности [46].

 

Заключение

 

Педагогические условия, которые были выявлены и систематизированы в ходе данного исследования, помогут в эффективной организации самостоятельной работы студентов с применением ДОТ для прохождения учебной практики, что будет способствовать:

1)        получению знаний,

2)        формированию профессиональных компетенций,

3)        повышению интереса учащегося к выбранной профессии,

4)        самоопределению в будущей профессиональной деятельности.

В данный момент полученные результаты применены для организации СРС во время прохождения учебной практики студентов по направлению 11.03.02 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» на кафедре МТС ИМИ СВФУ.

Следует отметить, что проведенный в рамках исследования эксперимент охватил достаточно малое количество респондентов и для подтверждения полученных результатов будет проводиться дальнейшая работа.