Full text

Введение

 

Современное вузовское образование направлено на формирование практических навыков работы студента в профессиональной сфере на основе лабораторных, практических занятий и производственных практик. В связи с этим возникает необходимость использования интерактивных форм обучения в преподавании дисциплин педагогического вуза, что позволяет моделировать школьный образовательный процесс на базе высшего учебного заведения. Студент может получить личную и профессиональную самореализацию, опыт решения педагогических проблем.

Понятие «интерактивное обучение» стало широко использоваться в 1990-х годах, оно возникло из термина социальной психологии «интерактивность», принадлежащего американскому философу Джорджу Миду. «Интерактивные методы (от англ. Interaction – взаимодействие, воздействие друг на друга) основаны на взаимодействии обучающихся (студентов) между собой» [1]. Существует точка зрения об использовании термина «интерактивное обучение» при описании технологии «активного обучения» в 1960-х годах [2].

Цель исследования –изучить и обобщить теоретический материал по проблеме использования интерактивных форм обучения в современном высшем учебном заведении, апробировать курс учебной дисциплины «Методика обучения русскому языку» со студентами педагогического направления, профиль «Русский язык, иностранный язык (английский язык)», с использованием интерактивной формы обучения – организационно-деятельностной игры.

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

В зарубежной педагогике принято понятие «интерактивное взаимодействие», которое включает обязательное совместное обучение и сотрудничество обучающихся, «кооперативное обучение». Данное «интерактивное взаимодействие» позволяет добиться более высокого уровня мыслительной деятельности в ситуации совместного обучения [3]. При интерактивном взаимодействии в учебной среде появляется дополнительная внутренняя мотивация к обучению, что ведёт к любви к обучению и независимому мышлению [4]. Г. Дуглас Браун в книге «Обучение по принципам: интерактивный подход к языковой педагогике» считает интерактивный подход обязательным при изучении языка в ходе практических занятий в классе. Он предлагает темы обсуждений, исследований языкового материала при интерактивном взаимодействии с одноклассниками, с собственными убеждениями и идеями [5]. Принципы интерактивного обучения используются на всех этапах учебного процесса в связи с развитием информационных технологий. Американский педагог T. E. Гирс разработал упражнения дистанционного обучения на основе обратной связи с обучаемыми для развития критического мышления [6].

Интерактивные методы обучения получили широкое распространение в школьной практике, они представлены в работах А. И. Кириллова [7], Ю. С. Арутюнова [8] и других педагогов. Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова предложили формы и методы интерактивного обучения классифицировать на дискуссионные (диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, анализ ситуаций морального выбора и т. д.); игровые (дидактические и творческие игры, в том числе деловые, ролевые, организационно-деятельностные); тренинговые (формы проведений занятий, которые могут включать в себе дискуссионные и игровые методы обучения) [9].

Среди современных образовательных технологий игра рассматривается как одно из средств активизации учебного процесса. С. С. Кашлев определяет содержание и признаки игровых методов в технологии интерактивного обучения [10]. А. Ю. Прилепо рассматривает использование деловых игр в обучении студентов как оптимальных методов осуществления личностно ориентированной парадигмы образования в высшем учебном заведении [11]. Д. Н. Кавтарадзе предлагает варианты применения образовательных игр в учебном процессе средней школы и вузовском образовании [12].

Б. К. Пафифова выделяет три основные категории ситуационно-ролевых игр: деловые игры, ролевые игры, организационно-деятельностные игры [13]. 

Г. Ю. Арзамасцева определила педагогический потенциал ситуативно-ролевых игр в педагогическом процессе: «Во-первых, развитие субъектом собственных коммуникативных, аналитических, рефлексивных способностей, способностей к организации деятельности группы. Во-вторых, предполагается формирование у воспитанника позитивно-конструктивной ценностной ориентации в межличностных взаимоотношениях. В-третьих, возможности использования субъектом ситуационно-ролевой игры как средства самосовершенствования» [14]. Учебные игры моделируют «адекватные по сравнению с обычным обучением условия формирования личности, необходимые для профессиональной деятельности» [15].

Научный интерес представляет проблема использования интерактивных методов обучения в высшей школе. Ю. В. Гущин предлагает анализ часто используемых в высшем образовании интерактивных методов обучения: дискуссии, кейс-технологии, игры, тренинга и метода проектов [16]. А. Г. Наджарян и Е. К. Самсонова рассматривают методику употребления интерактивных технологий для развития педагогического мастерства студентов педагогического высшего учебного заведения [17]. И. А. Юрковская анализирует применение интерактивных педагогических технологий в современном вузе для интенсификации образования [18].

Рассматривая методику применения интерактивного обучения в системе высшего образования, Т. Н. Добрынина считает возможным использование элементов и форм интерактивного обучения на любом занятии и в любой теме. Интерактивное обучение в высшем учебном заведении проходит практическую реализацию в следующих этапах: на начальном этапе обучения в качестве мотивационного средства познавательной активности студентов; в процессе обучения для формирования профессиональных навыков и умений; на завершающем этапе для закрепления учебного материала в форме дидактической и деловой игры; после завершения изучения дисциплины для контроля освоения учебной программы [19].

С. О. Мусиенко предлагает использовать занятия в интерактивной форме при изучении теоретических основ дисциплины, которые рассматриваются не только на лекционных, но и на семинарских занятиях [20]. Интерактивная среда обучения в лекционном курсе создается с помощью презентации учебного материала, интеграции новейших компьютерных и мобильных технологий [21]. Е. А. Авдеева, И. А. Дроздова рассматривают применение интерактивных технологий: технологии блочно-модульного обучения, технологии укрупнения дидактических единиц, информационной технологии, технологии майнд-менеджмента для повышения качества образования и сформированности компетенции студентов [22].

 

Методологическая база исследования

 

Системный подход к исследованию использован при теоретическом рассмотрении интерактивной формы организационно-деятельностной игры в системе общих принципов интерактивного обучения.

«Интерактивное обучение – это прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между учеником и преподавателем, между самими учениками» [23]. «Интерактивное обучение – это специальная модель организации познавательной деятельности, которая имеет конкретные и прогнозируемые цели» [24], строится на взаимодействии учителя и ученика с целью поиска совместных решений учебных задач [25].

 «Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения» [26]. Интерактивное обучение «является комплексом разнообразных методов и методических приемов обучения и воспитания – в них входят обсуждение, дискуссии, прогулки, ролевые игры, заполнение таблиц, зарисовки и т. д.» [27].

«Интерактивное обучение:

-          построено на взаимодействии учащихся с учебным окружением и соответствующей средой, служащей областью осваиваемого опыта;

-          основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий;

-          понимается как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог» [28].

Эмпирический подход применён к исследованию учебной деятельности методом опытной педагогической работы. В практике обучения высшей школы нами были использованы организационно-деятельностные игры в качестве «сквозного» тренингового метода и в качестве самостоятельной техники. «Организационно-деятельностные игры – форма коллективной деятельности, в процессе которой осуществляется обучение, а также проектирование новых деятельностных образцов. Целью указанных игр является внедрение новой практики в определенную профессиональную среду» [29].

Научный анализ использования интерактивных форм обучения в высшем учебном заведении позволит нам решить следующие задачи:

1)        сформировать модель поведения для межличностного взаимодействия в образовательной среде;

2)        получить представление о профессиональной деятельности учителя русского языка;

3)        разрешить методические проблемы организации урока;

4)        выработать стиль педагогического поведения;

5)        приобрести проблемно-профессиональный опыт для принятия коллективных и индивидуальных решений.

 

Результаты исследования

 

В процессе практического исследования нами представлен опытный материал педагогической работы по курсу учебной дисциплины «Методика обучения русскому языку» со студентами педагогического направления, профиль «Русский язык, иностранный язык (английский язык)», с использованием интерактивной формы обучения – организационно-деятельностной игры.

Программа для обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» очной формы по курсу «Методика обучения русскому языку» включает 560 часов. Данный курс формирует у бакалавра практические навыки работы в качестве учителя русского языка, помогает развить профессиональные компетенции, увидеть возможность применения методических знаний в своей профессионально-педагогической деятельности.

Цель дисциплины «Методика обучения русскому языку» – получение знаний и умений в области методики обучения русскому языку; формирование профессиональной компетенции и творческого потенциала личности учителя-словесника.

Учебная дисциплина «Методика обучения русскому языку» рассчитана на три семестра, в заключительной части курса студенты отрабатывают практические навыки работы в качестве учителя русского языка на практических занятиях в интерактивной форме обучения. Третий семестр обучения включает три модуля:

1-й модуль: «Стилистика и культура речи как компоненты всех разделов школьного курса русского языка».

2-й модуль: «Комплексный и лингвистический анализ текста в школе».

3-й модуль: «Методика работы с текстом на уроках “Русский язык”».

Более наглядно можно представить практические занятия третьего модуля «Методика работы с текстом на уроках “Русский язык”» в таблице.

 

Практические задания для организационно-деятельностной игры

 

№ п/п

Тема практического занятия

Задания для организационно-деятельностной игры

1

Виды речевой деятельности школьников

1. Подготовить письменный анализ сочинения ученика 7-го класса по предмету «Русский язык».

2. Подготовить анализ устного ответа ученика с точки зрения речевых умений и навыков

2

Обучение связной речи. Говорение

 

1. Составить связный рассказ по картине В. А. Серова «Девочка с персиками» или В. М. Васнецова «Снегурочка».

2. Подготовить систему опорных слов, вопросов для подготовки рассказа обучающимися по картине В. А. Серова «Девочка с персиками» или В. М. Васнецова «Снегурочка»

3

Слушание как вид речевой деятельности

1. Составить конспект урока развития речи «Повествование по картине Ф. Решетникова “Опять двойка”».

2. Подготовить фрагмент урока развития речи «Повествование по картине Ф. Решетникова “Опять двойка”» для проведения в студенческой группе

4

Изложение как вид речевой деятельности обучающихся

Подготовить текст обучающего изложения для школьников 6-го класса из учебного пособия Н. Н. Соловьёва «Русский язык. Диктанты и изложения. 6 класс»

5

Методика подготовки к изложению. Этапы работы

 

1. Разработать конспект обучающего изложения для школьников 6-го класса.

2. Составить таблицу «Критерии оценивания обучающего изложения школьника 6-го класса»

6

Чтение как вид речевой деятельности

Представить фрагмент урока по обучению одному из видов чтения

7

Методика обучения выразительному чтению в школе

 

Приготовить выразительное чтение наизусть художественного произведения (стихотворения, отрывка из художественного текста, чтение по ролям)

8

Контрольный диктант на уроках «Русский язык»

Подготовить текст контрольного диктанта для школьников 6-го класса и провести в студенческой группе

9

Лингвостилистический анализ текста на уроках «Русский язык»

Разработать вопросы комплексного лингвостилистического анализа рассказа А. Баркова «Щенок» на уроке «Русский язык»

 

В основе организации учебных занятий в интерактивной форме игры лежит речевое общение обучающихся с распределёнными ролями и игровыми сюжетами [30]. Интерактивное обучение обеспечивает формирование коммуникативной компетенции студентов. Модель интерактивного обучения общению представляет двухфазное образование: обучение взаимодействию, формирование сотрудничества между участниками общения и целенаправленное обучение собственно общению как цели, а не средству [31].

Присвоение социальных ролей в игре снимает психологические барьеры общения, формирует доброжелательное отношение между студентами, чувство уверенности в предлагаемой учебной ситуации [32]. Созданная на учебном занятии имитация профессиональной деятельности учителя развивает творческое (теоретическое и практическое) профессиональное мышление студентов: анализ возникающей педагогической задачи, эффективное взаимодействие с субъектами образовательной деятельности [33]. Игровое образовательное пространство предполагает совместную учебную деятельность, где участники равны в представлении своих идей. Принцип равного участия в познавательном процессе требует от преподавателя роли сопровождающего [34].

На практическом занятии «Обучение связной речи. Говорение» преподаватель выступил в роли модератора организационно-деятельностной игры: предложил организовать самостоятельно три учебные группы. С помощью предварительных практических заданий (составить связный рассказ по картине В. А. Серова «Девочка с персиками» или В. М. Васнецова «Снегурочка»; подготовить систему опорных слов, вопросов для подготовки рассказа обучающимися по картине) происходит осмысление студентами деятельности педагога.

Организационно-деятельная игра включала этап вхождения в увлекательной форме имитации урока «Русский язык» в 5-м классе: 1-я группа студентов самостоятельно выбирает студента-учителя, а также консультантов (разработчиков презентации к уроку, раздаточного материала по предмету), 2-я группа студентов выступает в роли учеников. Представление учителя классу должно происходить в оригинальной форме в роли экскурсовода, друга художника, журналиста и т. п.

На следующем этапе – игровая ситуация урока русского языка, в котором студенты-учителя представляют фрагменты собственных уроков по обучению связной речи. Каждый урок решает образовательную задачу разными приёмами: анализ картины с помощью опорных вопросов; художественный пересказ по картине обучающимися в групповой форме; работа по заданиям презентации.

После проигрывания фрагмента урока в студенческой группе происходит обсуждение возникших педагогических ситуаций, обмен впечатлениями от уроков, поиск методических решений по организации урока русского языка. Работа над развитием связной речи, процесса говорения ведётся на уроках систематически, но остается актуальной проблемой в обучении русскому языку. Студентам было трудно точно и полно сформулировать вопрос к обучающимся по картине, что вызвало затруднение при ответе на вопрос. Качество пересказа по картине в группах требовало постоянной работы учителя над нормами языка обучающихся. Работа с презентацией на уроке была наиболее плодотворной и успешной, так как задействовала весь класс и была знакома обучающимся.

 Итоговым этапом организационно-деятельностной игры стало оформление методических выводов по проведению урока «Обучение связной речи. Говорение» в 5-м классе совместно с преподавателем – модератором игры. Практическим продуктом занятия стала презентация по обучению связной речи по картине, вопросник по анализу художественной картины, варианты групповых и индивидуальных заданий.

 

Заключение

 

В статье представлен теоретический материал по проблеме интерактивных форм обучения в зарубежной и отечественной педагогике, рассматриваются принципы использования интерактивных форм обучения в высшем учебном заведении.

Практическая значимость и перспективы исследования связаны с использованием опытного материала педагогической работы по курсу учебной дисциплины «Методика обучения русскому языку» со студентами педагогических вузов. В вузовский курс дисциплины «Методика обучения русскому языку» нами включены практические занятия в интерактивной форме организационно-деятельностной игры. Студенты выступают в качестве учителей русского языка и вырабатывают самостоятельную технику ведения уроков. В процессе организационно-деятельностной игры происходит моделирование школьного учебного процесса, каждый студент получает возможность исполнить роль учителя, что позволяет получить новый практический опыт для дальнейшей самореализации.

Использованные этапы организационно-деятельностной игры: вхождение в игру, игровая ситуация урока, обсуждение педагогической ситуации урока, групповое подведение итогов организационно-деятельностной игры с педагогом – позволили реализовать теоретические принципы интерактивного обучения, представленные в научной статье. В результате исследования нами были разработаны «Практические задания для организационно-деятельностной игры», которые систематически использовались в вузовском курсе дисциплины «Методика обучения русскому языку».