Full text

Введение

 

Постановка и актуальность проблемы. Цифровая трансформация образования перестала быть просто тенденцией, она стала реальностью. Однако, когда вузы начали переводить своих студентов на удаленное обучение, оказалось, что в России нет единой системы, которая позволила бы эффективно проводить занятия в дистанционном формате [1]. Там, где цифровизация была вызвана потребностями участников процесса образования, возникшими в «естественных» условиях (невозможность реализации традиционного формата образования), там удавалось опробовать и сориентироваться в выборе программных средств и адаптировать содержание образования. В ситуации же «экстренного» перехода на дистанционное обучение все участники образовательного процесса столкнулись с целым рядом проблем, среди которых необходимость не только адаптации к новым технологиям, но и адаптации форм, методов и содержания образования. Министерством науки и высшего образования были разработаны «Рекомендации по организации образовательного процесса в рамках реализации приказа Минобрнауки России от 14 марта 2020 г. № 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» [2], а также «Методические рекомендации о переводе внеучебной (воспитательной) деятельности образовательных организаций высшего образования в дистанционный режим в рамках распространения новой коронавирусной инфекции» в которые, в частности, входит:

-     развитие новых онлайн направлений студенческого творчества;

-     привлечение студенческих медиацентров (при наличии) к информированию обучающихся о проводимых образовательной организацией внеучебных мероприятиях;

-     создание удобной онлайн «точки входа» для участников и зрителей, проводимых образовательной организацией внеучебных онлайн мероприятий [3].

Цель исследования заключается в необходимости изучения возможностей обучения в онлайн-формате на различных платформах и разработать комплекс заданий, который можно использовать на практических занятиях подготовительных факультетов.

Задачи исследования:

– анализ эффективности обучения в дистанционном формате;

– определение видов учебной деятельности, способствующих оптимизации онлайн-урока;

– исследование возможных путей повышения мотивации студентов при обучении онлайн.

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы по теме исследования

 

В ходе исследования проводился анализ теоретических и практических разработок в сфере дистанционных форм обучения. Для того, чтобы яснее представить себе существующую на сегодняшний день ситуацию в области дистанционного обучения, необходимо конкретизировать некоторые термины, которые используются в нашей работе, но при этом не имеют однозначного трактования. Так, в некоторых исследованиях проводится разграничение понятий «дистанционное обучение» и «онлайн-урока». Например, Т.А. Дьякова и Л.Е. Хворова утверждают, что главный определяющий признак онлайн-урока — это проведение его в режиме реального времени и наличие активных форм «обучающий-обучаемый», в то время как дистанционное обучение подразумевает более широкое представление, где онлайн-урок только одна из его форм [4]. Признавая правоту этих авторов, однако отметим, что в нашем случае подобное разграничение не имеет принципиального значения, так как в период пандемии переход на дистанционные формы изучения русского языка как иностранного в интенсивном курсе изначально подразумевал его реализацию в виде онлайн-уроков, максимально приближенных к урокам офлайн. В связи с этим в статье рассматриваются именно онлайн-уроки русского языка как иностранного, которые проводились на подготовительном факультете Московского государственного педагогического университета. На других факультетах велись как синхронные онлайн-уроки, видеоконференции, семинары в режиме реального времени, так и асинхронные дистанционные формы, когда студенты получали возможность просмотра вебинаров и лекций, размещенных на учебной платформе Moodle, в удобное для них время.

Что же касается трактования понятия «дистанционное обучение» в широком его представлении, то в этом случае использование информационно-коммуникационных технологий в обучении русскому языку как иностранному также важно для нас, так как накопленный в методической литературе на протяжении последних двух десятилетий опыт активно используется в теории и практике онлайн-уроков. В связи с этим считаем необходимым дать краткую характеристику современных подходов в этой области исследований в отечественной и зарубежной литературе. Так М. Веллер справедливо утверждает, что электронное обучение можно использовать при обучении студентов любого уровня подготовки вне зависимости от уровня образования [5]. Аналогично оценивают возможности цифровизации в области образования и такие исследователи как П. Свярд, К. Уайт, М. Кларо, А. Салинас, Т. Кабелло-Хатт и др. В их работах раскрывается потенциал современных технологий и важность современного уровня компьютерной грамотности специалистов различных направлений [6–8]. Таким образом можно сделать вывод, что методисты-разработчики электронных образовательных ресурсов ориентируются прежде всего на оптимальное моделирование электронной, или виртуальной, обучающей среды. Немаловажно и то, утверждают М. Шульце и К. Шольц, что использование компьютерных технологий на сегодняшний день дает возможность собирать информацию о ходе обучения, его траектории и результатах пользователей [9]. Этот фактор актуален при анализе результатов обучения не только курса (группы) в целом, но и в оценке речевой деятельности каждого студента, что необходимо при проведении промежуточных и итоговых рейтингов для проверки знаний. Такую возможность в наших условиях дает работа на обучающей платформе Moodle.

Из всего перечисленного можно сделать вывод, что дистанционные модели образования на сегодняшний день имеют прочную методическую базу, накоплен достаточно большой опыт их использования, существуют различные классификации и анализ эффективных методов обучения, которые можно найти, например, в публикациях А.Н. Богомолова, Н.В. Самариной и А.И. Газизовой, В.Л. Шатуновского и Е.А. Шатуновской [10–12] и многих других исследователей.

Однако следует констатировать, что весь этот богатый научно-методический опыт касается в основном асинхронных дистанционных форм обучения, в то время как онлайн-уроки до сих пор разработаны недостаточно, в чем смогли убедиться педагоги с начала обучения в дистанционном формате в связи с самоизоляцией. На это указывает и А.Г. Азимов, оценивая состояние дистанционного обучения на сегодняшний день, отмечая, что пока еще нет достаточного количества реального опыта внедрения дистанционных технологий в практику обучения языкам [13]. Поэтому методисты продолжают поиски электронных лингводидактических методик и средств обучения, которые могут давать результаты дистанционного взаимодействия, сопоставимые с результатами традиционной формы обучения.

Важным условием успешной работы в онлайн-формате имеет уровень подготовленности педагога. Характеризуя появившееся в связи с изменениями в процессе обучения в научно-методическом лексиконе понятия «компьютерная грамотность» по отношению к деятельности преподавателя, С.А. Дерябина и Т.А. Дьякова определяют его как «совокупность знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное проектирование электронных курсов, реализацию дистанционного и онлайн-типов обучения, организацию дистанционного взаимодействия между преподавателем и студентом» [14]. Нам видится, что именно информационная грамотность в такой трактовке является важным условием для подготовки онлайн-урока, в связи с чем многие современные исследователи уделяют большое внимание проблеме внедрения новых технологий, которые требуют постоянного повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного в области цифровизации образования.

В прошедшем учебном году преподаватели получили уникальную возможность испытать различные модели обучения с использованием различных сервисов для проведения видеоконференций, семинаров и онлайн-уроков. В.И. Блинов, И.С. Сергеев, Е.Ю. Есенина рассматривают произошедшее как «Неожиданный и вместе с тем бесценный опыт, который предоставил нам вынужденный переход на дистанционное обучение в условиях борьбы с пандемией [15]. Это утверждение полностью согласуется с выводами А.Г. Кислова о том, что «пандемия и перспективы необходимости адаптации к ней не только популяционно, но и организационно (социокультурно) ведут к трансформации моделей, стереотипов, ориентиров поведения, отношений» [16]. Таким образом, реалии современного мира с одной стороны, поставили перед учеными-методистами и преподавателями-практиками новые актуальные задачи, а с другой — открыли и новые возможности.

Глубокий аналитический обзор международной практики дистанционного обучения в условиях пандемии на материале 23 стран, проведенный сотрудниками федерального института развития образования Н.В Тарасовой, И.П. Пастуховой, С. М. Пестриковой, позволил им сделать выводы о том, что проблема перехода на онлайн-обучение в целом не зависит от уровня социально-экономического развития и цифровизации стран, все страны в той или иной степени столкнулись с похожими трудностями при реализации учебного процесса онлайн [17]. Мониторинг российского образования также показал сложности, аналогичные общемировым. Исследователи высшей школы экономики выявили четыре группы проблем педагогов в России: проведение уроков по видеосвязи; практики пользования онлайн-ресурсами; технические проблемы; организационные проблемы. Главный вывод данного исследования прозвучал достаточно оптимистично и заключался в том, что даже те учителя, которые до массового перехода на дистанционное обучение не обладали высоким уровнем компьютерной грамотности, довольно быстро сориентировались и освоили новые формы коммуникации со своими учениками [18].

Большое внимание в дистанционном обучении имеет обратная связь. К. Сайчай и М. Росси из Центра эффективности образования Калифорнийского университета в Дэвисе, предлагают педагогам, работающим в онлайн-режиме, для повышения качества обучения еженедельно проводить в группе опросы примерно такого плана:

Что вам понравилось на этой неделе?

Выполняя какие задания, вы чувствуете себя более уверенно? Как вы думаете, почему?

Что вам не понравилось на этой неделе?

Какие изменения в своей деятельности вы можете внести, чтобы добиться большего успеха на следующей неделе?

Как вы осуществите это изменение?

Какая поддержка со стороны преподавателя вам нужна? [19]

Надо отметить, что эта рекомендация весьма действенна, с ее помощью можно выявить слабые стороны своей работы и скорректировать учебные материалы. Таким образом удалось избежать ошибок первой недели обучения, когда количество заданий, выложенных в Moodle, оказалось слишком большим и сложным, занимало слишком много времени и приводило к повышенной утомляемости как педагога, разрабатывающего эти задания, так и студентов, что сказалось на результатах промежуточного рейтинга в группе. По результатам подобной анкеты удалось найти оптимальное количество заданий и определить наиболее эффективные их типы.

При дистанционных формах обучения в разных странах используются разные платформы. Ю. Байдак, специалист из Вены, проанализировала 5 лучших обучающих платформ Великобритании, работа на которых способствует адаптации к новым парадигмам эпохи цифровых технологий [20]. К сожалению, эти платформы недоступны в нашей стране, поэтому их возможности мы оценить не можем. О необходимости расширения доступа к различным образовательным платформам указывают И. Чириков, Т. Семенова и др., которые видят в этом процессе возможность использовать опыт и разработки в области дистанционного обучения ведущих университетов мира [21].

Проблема личностно-деятельных моделей обучения в рамках онлайн-урока также играет важную роль. Так исследователи из Великобритании С. Пикок, Дж. Коуэн и др. считают, что для онлайн-учащихся воспитание чувства личной сопричастности может стать способом улучшения их достижений [22]. Подобные модели обучения призваны индивидуализировать процесс освоения русского языка как иностранного. В нашем случае это темы, которые обсуждаются на занятии и напрямую связаны с беседами о семье, работе, родной стране и стране проживания и пр. — таким образом развитие речи происходит на знакомом и близком материале. Выбранные нами формы работы — онлайн-дискуссии, диалоги и монологи помогают расширить словарный запас и ввести в коммуникацию новую лексику. Обсуждение результатов таких бесед показывает необходимость и полезность этой модели учебной деятельности.

Ф. Кизилчек, Дж. Райх, М. Йоманс и др. в своей статье [23] описывают результаты тестирования онлайн-уроков, предлагаемых Гарвардом, Массачусетским технологическим институтом и Стэнфордом. Авторы подчеркивают, что онлайн-образование обеспечивает беспрецедентный доступ к возможностям обучения, о чем свидетельствует его роль во время пандемии коронавируса 2020 года. По их наблюдениям для полноценной поддержки учащихся требуется нечто большее, чем просто доступ к обучающим материалам — такие условия обучения, по их наблюдениям, давали хорошие результаты в начальный период и снизились к концу программы. С этим утверждением можно согласится, так как психологическое напряжение и долговременная работа за компьютером рассеивает внимание и снижает работоспособность. Чтобы избежать этих негативных последствий большое значение имеет построение самого онлайн-урока, в котором чередуются сложные задания и задания на расслабление, необходимость периодических пауз, во время которых студент может отойти от своего компьютера, сделать несколько упражнений, восстанавливающих общий тонус и т.д.

Исследователи в области дистанционных технологий обращают наше внимание и на фактор владения навигацией в цифровых формах обучения, так как студентам приходится работать одновременно и с электронной формой учебника, и на учебной платформе, и в мессенджере, а иногда и заниматься поиском нужного материала в Интернете. Для студентов-иностранцев это особенно важно, потому что таким образом вырабатывается навык понимания логики урока, а это способствует скорости и качеству выполнения заданий. Ф. Кизилчек, Дж. Райх, М. Йоманс и др. указывают на положительное влияние навыков офлайн-обучения и большое внимание уделяют взаимосвязи между навигацией и успехом выполнения задания. Так постепенно формируется навык поиска необходимых материалов при таком типе обучения [24].

Анализ современной ситуации позволил сделать выводы, что, несмотря на возникшие во всем мире проблемы, кризис:

– позволил во многом переосмыслить практику образования;

– включил механизмы адаптации к новым условиям образовательной среды;

– изменил представления о развитии образования в будущем.

В целом же, необходимо заметить, что работ по оценке и анализу опыта работы в дистанционном режиме катастрофически мало, вероятно научное сообщество только собирает и обобщает эмпирический материал обучения в этом формате с целью решения педагогических, теоретических, практических и технических вопросов процесса онлайн-обучения и поведения учащихся в этой связи.

 

Методологическая база исследования

 

Дистанционное формы обучения давно и прочно заняли важное место в учебном процессе. Как показывает анализ педагогической и методической литературы, в последние годы большую роль в преподавании русского языка как иностранного играют современные интернет-технологии и интернет-ресурсы как способы повышения мотивации обучающихся при изучении иностранного языка [25]. Однако надо отметить, что в основном данный формат использовался в работе различных онлайн-курсов и не слишком активно в обучении офлайн. Продиктованная ситуацией пандемии необходимость обучения школьников и студентов в онлайн-режиме вынудила педагогическую общественность в сжатые сроки осваивать и совершенствовать практические навыки пользования онлайн-ресурсами.

В своем брифинге министр науки и высшего образования Валерий Фальков от 25.03.2020 сообщил о 100% переходе вузов России на дистанционное обучение [26]. Резкий переход образования в цифровой формат позволил за короткий срок опробовать технические продукты для работы со студентами дистанционно. Благодаря лояльности поставщиков, преподаватели и учащиеся получили бесплатный доступ к ним, что позволило протестировать несколько платформ и выбрать наиболее удобную. Кроме того, некоторые издательства в связи с пандемией бесплатно выложили на своих официальных сайтах некоторые учебники и учебные материалы, а такая организация как IPR MEDIA провела серию видеоконференций в режиме вебинаров, на которых обсуждалась специфика дистанционной работы и давались рекомендации по использованию интернет-ресурсов в обучающих целях [27].

Нами были опробованы платформы и мессенджеры Skype, Zoom, Voov, WathsApp, система управления курсами Moodle. В первый месяц дистанционного формата позволил протестировать в рабочем режиме перечисленные инструменты для связи преподаватель — студент. Преимуществом Skype стали бесплатный доступ, неограниченность групповых экранов и доступная трансляция экрана с мобильных устройств. Однако, для работы в аудитории, данная платформа оказалась неудобной. В условиях совместной работы группы учащихся возникали технические проблемы (сложности с трансляцией видео, нарушение звуковоспроизведения). Качество связи в случае обучения русскому языку как иностранному является принципиально важным, поскольку должно обеспечивать хорошее звучание для аудирования и видео для наблюдения за артикуляцией говорящего. Так же, несмотря на имеющуюся в сервисе платформы демонстрацию экрана, оказалось невозможным использование отдельных приложений.

Платформа Zoom дает возможность использовать общий доступ к экрану не только преподавателя, но и при необходимости студента, организовать сессионные комнаты, где можно объединить учащихся в мини-группы или пары для выполнения какой-либо индивидуальной работы; можно отключать микрофон у тех студентов, которые в данный момент не отвечают (что является важным, так как одновременное включение звука у всех участников создает какофонию); наличие демонстрационной доски, на которой преподаватель может записывать необходимую информацию. В офлайн-аудитории легко контролировать дисциплину, однако дистанционно это возможно только в том случае, если в этот процесс включаются все студенты, и у них нет времени отвлекаться на посторонние дела. Этого можно добиться и при использовании фронтальных заданий, когда участвует вся группа, и при делении студентов на мини-группы и пары для работы в сессионных комнатах. В настоящее время появилось несколько подобных платформ, но в данном случае мы ориентируемся на хорошо зарекомендовавшую себя в течение 3 месяцев дистанционной работы платформу Zoom. Основной недостаток этой платформы — платный контент. Бесплатное время доступа — 40 минут — явно недостаточно для проведения полноценного занятия.

Китайская платформа Voov — очень близкий аналог Zoom, но есть несколько отличий: во-первых, нет демонстрационной доски, что приближает работу к аналогичной в Skype, нет возможности поделить студентов на группы и развести по разным сессионным комнатам. К плюсам можно отнести тот факт, что на территории Китая только эта платформа дает уверенную связь, поэтому с китайскими студентами, уехавшими домой во время пандемии, работать на этой платформе можно было в достаточно комфортных условиях. Кроме того, к работе можно подключать большое количество студентов (наш опыт — около 60) и платформа полностью бесплатна.

Таким образом наша работа со студентами, оставшимися в России, проводилась на платформе Zoom, с китайскими — Voov. Результат экзаменационных проверок показал неплохой результат в обоих случаях.

Для достижения поставленных учебной программой целей при подготовке к работе в онлайн-формате использовались теоретические — анализ методической литературы и нормативных документов, прогнозирование возможных результатов — и практические методы — педагогическое наблюдение, анализ, тестирование, моделирование процесса обучения онлайн. С помощью этих методов мы пытались раскрыть основные проблемы и найти наиболее эффективные пути их решения при организации дистанционного обучения студентов.

 

Результаты

 

Цифровое обучение даёт большую свободу в выборе средств и методик. Ролевая игра, проектная деятельность, виртуальные экскурсии, общение с носителями языка — всё это позволяет преподавателю разнообразить учебный материал, сделать его более интересным. Привлечение дополнительного материала повышает мотивацию, будит интерес к теме урока.

При подготовке к дистанционному занятию необходимо учитывать, что при этой форме обучения учащиеся не соблюдают привычный образ жизни, скорее всего у них нарушен режим дня и поэтому им бывает сложно сразу включится в рабочую атмосферу. Поэтому онлайн урок должен начинаться с фонетической зарядки или иного несложного задания, направленного на активизацию процесса обучения. Пример фонетической зарядки: проговаривание несложной скороговорки с различной интонацией — вопросительной, восклицательной, повествовательной. Можно превратить это в своеобразную игру — один студент говорит скороговорку с вопросительной интонацией, другой — отвечает, голосом выделяя одно из слов скороговорки, которое становится вопросительным и требует соответствующей интонации в ответе, имитирующей диалог: Водовоз вёз воду из водопровода? — Водовоз вёз воду из водопровода! Или Водовоз вёз воду из водопровода?  — Водовоз вёз воду из водопровода! Можно использовать несколько разных скороговорок для разных пар учащихся, таким образом отрабатывая произношение различных звуков русского языка.

К одному из видов зарядки, предваряющей занятие, можно отнести задания на поиск лишнего слова в ряду слов, исправление ошибки в написании какой-либо уже известной им лексемы и т. д.

Аудирование и говорение. После фонетической или лексической зарядки целесообразно проводить различные виды упражнений на аудирование. Собственно, это уже переход к учебному занятию. Аудирование, являясь рецептивным видом деятельности, очень сложно для студентов-иностранцев. Это связано и с условиями аудирования и с индивидуальными особенностями источника речи, а также непосредственно с языковыми особенности аудиоматериала. Однако на дистанционном этапе обучения существует неплохая возможность формировать у иностранных учащихся навыки и умения в аудировании.

Аудирование в условиях дистанционного обучения можно проводить в нескольких формах. Например, работая на платформе Skype преподаватель читает текст и задает вопросы на его понимание. Недостаток этой формы — сложно зафиксировать в памяти все детали текста без зрительной поддержки в виде вопросов. Поэтому гораздо удобнее выполнять аудитивные задания на платформе Zoom — преподаватель читает текст, параллельно выводя на демонстрационную доску тестовые вопросы по содержанию текста. Такой подход не противоречит программным установкам, т. к. и на экзаменационных проверках используется подобная подача материала. Еще одна форма работы на аудирование звучащей речи — на платформе Moodle выкладывается заранее подготовленный аудиотекст или диалог, который студенты могут прослушать как во время аудиторного занятия, так и в качестве домашнего задания. Там же они могут увидеть тестовые задания на проверку понимания услышанного. Данный вариант удобен тем, что при подготовке урока диалоги можно прочитать вдвоем с кем-то из членов семьи. Диалог, прочитанный по ролям, значительно облегчает его восприятие.

Опыт работы показал, что при обучении дистанционно желательно, чтобы студенты пользовались учебниками на бумажной основе с элементами рабочей тетради. Электронная форма удобна в меньшей степени. Идеальный вариант — наличие двух видов учебника — и бумажного, и электронного. Для того, чтобы формат урока не слишком отличался от занятия в аудитории, преподаватель выводит на экран компьютера в режиме демонстрационной доски страницу электронного учебника, по которому выполняются задания. Возможность разнообразить учебный материал дополнительными интерактивными элементами позволяет сделать урок интереснее.

В дистанционном формате, отрабатывая говорение, возможно осуществлять различные виды деятельности: фронтальный опрос, работа по составлению диалогов на заданную тему, выполнение проектных заданий. Для вовлечения в активный учебный процесс, чтобы студенты не отвлекались во время опроса других студентов, целесообразно проводить задания, при выполнении которых все студенты группы должны внимательно слушать и следить за происходящим. Например, пересказ текста по частям, когда для того, чтобы продолжить пересказ, студент должен знать, где остановился предыдущий рассказчик. Аналогичным образом можно построить задание на составление диалога — студенты по цепочке задают друг другу вопросы и отвечают на них, внимательно следя за темой вопроса и очередностью ответа. Вопросы могут быть как по теме текста, так и по теме урока, когда студенты определяют свое отношение к какому-нибудь проблемному вопросу данной темы, например, отношение к домашним животным, к будущей работе, к браку и т. д.

Письмо и чтение. Это взаимосвязанные умения, которые формируются во время изучения иностранного языка параллельно. В дистанционном формате сложнее всего организовать работу по письму, особенно это касается письма «от руки». В этом случае возможно использовать несколько вариантов: студенты, работая в Zoom, выполняют задания, фотографируют и отсылают преподавателю в мессенджер, например, WathsApp. Можно организовать обсуждение качества выполнения заданий и проводить анализ допущенных ошибок, если студенты будут их выкладывать в общем чате. Другой вариант — выполнение задания на платформе Moodle с последующей проверкой преподавателем. В последнем случае это может быть и набранное на клавиатуре и выполненное «от руки» задание. Кстати, выполнение работы на клавиатуре также носит обучающий характер — студенты учатся пользоваться кириллическим расположением букв, что в дальнейшей учебе им пригодится при выполнении курсовых, семинарских и прочих письменных работ.

Кроме письменных упражнений из учебника можно выполнять задания на составление подписей к серии фотографий с целью составления рассказа на какую-либо тему. При выполнении заданий на аудирование также подключаются задания на письмо. Например, Прослушайте текст. Напишите, о чём он. Дайте ему название.

Формирование навыков чтения удобнее всего делать на платформе Zoom. На экран выводится страница с текстом, выполняются предтекстовые задания, а после традиционного чтения по цепочке — притекстовые и послетекстовые на понимание и воспроизведение текста, т. е. данный формат почти полностью совпадает с привычным аудиторным. В курс на Moodle можно включать тестовые задания по прочитанному тексту. Такие типы заданий, как разбиение текста на части, составление плана, пересказ по плану, высказывание своей точки зрения на прочитанное, выводят нас на речевую деятельность говорение.

Таким образом для того, чтобы учебный процесс включал все виды речевой деятельности — говорение, аудирование, чтение, письмо — необходимо выполнять задания, направленные на формирование этих видов деятельности. Приведем конкретный пример некоторых заданий онлайн-урока на тему «Золотое кольцо (на экскурсии)», грамматическая тема урока «Предложный падеж при назывании средств передвижения. Глаголы движения». Задания выполняются параллельно на платформе Zoom и Moodle.

 

Задание. Прослушайте текст о городах России, входящих в Золотое кольцо, (аудиозапись текста предварительно выложена наMoodle).Образец текста:

 

Здравствуй, дорогая Инна!

Я сейчас нахожусь в России. Приехал сюда на экскурсию на прошлой неделе. Ты знаешь, что я люблю ездить по новым городам и узнавать много интересного о них. В каждом городе я гуляю в парках, хожу по музеям и историческим местам.

В этом году я выбрал очень интересный маршрут — Золотое кольцо России — это древние города страны. В этих городах сохранились памятники истории и культуры России, центры народных ремёсел.

В Золотое кольцо входят 8 основных городов — Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир. Мы уже познакомились с Ярославлем и Сергиевым Посадом. Это очень красивые города. Они были построены в древние времена. Мы проехали по всем достопримечательностям этих городов. Видели великолепные соборы, посетили Троице-Сергиеву Лавру. Заезжали в музеи, парки. Как всегда, я покупал сувениры. В Сергиевом Посаде я купил самый главный сувенир — матрёшку. Я давно о ней мечтал. Говорят, что лучший способ понять и познать великую Россию — проехать по её Золотому Кольцу

Я надеюсь, что в других городах мне будет тоже интересно.

Ты тоже должна это увидеть.

До свидания. Твой друг Ален.

 

После прослушивания текста выполняются следующие задания.

Задание. Ответьте на вопросы к тексту верно/неверно.

  1. Города Золотого кольца построены недавно.
  2. Туристы во время экскурсии увидели много музеев.
  3. Ален не любит путешествовать.
  4. Он приехал на прошлой неделе.
  5. В золотое кольцо входит 8 городов.
  6. Ярославль — молодой город.
  7. Ален хотел посетить Троице-Сергиеву лавру.
  8. Он купил самовар.

 

Задание. Прослушайте текст еще раз, заполните пропуски — впишите глаголы движения. Определите вид глаголов.

 

Задание. Посмотрите виртуальную экскурсию по «Золотому кольцу» России [28].

 

Вопросы:

1. Какой город называют родиной русского театра?

2. В каком городе есть музей чайника?

3. В каком городе делают красивые украшения — серьги, броши.

4. Из какого города можно привезти сувенир — деревянную рыбу?

5. В каком городе находятся Золотые ворота?

 

Слова для справок: Владимир, Плёс, Ярославль, Ростов, Переславль-Залесский.

 

Задание. Прочитайте текст «На экскурсии».

 

Задание. Найдите правильное утверждение по тексту.

1. В тексте рассказывается…

а) об истории Владимира.

б) об экскурсии во Владимир.

в) о поезде.

2. Во Владимире есть…

а) дворец.

б) Ярославский вокзал.

г) Успенский собор.

3. Город был основан …

а) в 10 веке.

б) в 11 веке.

г) в 12 веке.

 

Задание. Перескажите текст «На экскурсии» по цепочке.

 

Задание. Составьте словосочетания по модели, используя данные глаголы.

Модель: Посетить (что?) музей.

Основать (что?)

Собираться (где?)

Оставлять (где?) (что?)

 

Задание. Переведите новые слова на родной язык: жемчужина, монастырь, кукольный театр, фестиваль.

 

Задание. Посмотрите памятники города Сергиев Посад. (Просмотр виртуальной экскурсии) [29]. Напишите, что вам понравилось в Сергиевом Посаде. Вышлите получившийся рассказ преподавателю на WhatsApp или e-mail.

 

Задание. Ответьте на вопрос. Запишите предложение в тетрадь, выбирая по смыслу.

Модель: — Куда вы ездили, зачем? — В Египет, на Красное море, отдыхать.

— Куда вы ездили, зачем?

На Атлантический океан                На пляж

В Южную Африку                             На работу

В Турцию                                           На рыбалку

Во Францию                                      На оперу

В Италию                                            На карнавал

В Бразилию                                        В Лувр

 

Домашнее задание. Напишите письмо домой и расскажите, что вы узнали о туристическом маршруте «Золотое кольцо России». Посоветуйте своим друзьям эту экскурсию. Письменное задание выкладывается на Moodle или фотография задания высылается преподавателю на мессенджер.

 

При проведении онлайн-занятий необходимо учитывать, что интенсивный курс русского языка, проводимый в аудитории университета, составляет 6 часов 5 раз в неделю. Во время занятий офлайн у студентов бывают перемены, во время которых они могут выйти из аудитории или заняться какими-то своими делами, поэтому при онлайн обучении также необходимо делать через каждые 70-80 минут небольшие 10-15 минутные перерывы, тем более что при занятии за компьютером человек устает быстрее и надо давать студентам время для отдыха. С этой же целью для снятия напряжения и повышения мотивации к изучению русского языка в формате дистанционного обучения во время занятия можно использовать различные учебные игры, например, «Колесо фортуны» [30]. Это онлайн-аналог игры «Поле чудес», который легко использовать в учебных целях — преподаватель наносит на барабан слова или словосочетания, студенты читают слово, на которое попал зубчик барабана и составляют с этим словом предложение. Неплохо получается, если каждый следующий студент, называя предложение, связывает его с предыдущим, таким образом получается связный рассказ.

Еще одна онлайн-игра, доступная для работы в аудитории — «Кубики-истории» [31]. На экране появляются кубики (можно определять их количество, например, по количеству студентов в группе), на ребрах кубиков различные картинки. Студенты называют эти предметы и так же, как в предыдущей игре, составляют связный рассказ. Кубики можно менять и выбирать те, которые подходят к теме рождающегося рассказа. Подобные онлайн-игры носят необязательный характер, но вызывают интерес, т. к. выходят за рамки традиционного урока.

Внеурочная деятельность во время дистанционного обучения также осуществима, но носит специфический характер, связанный с тем, что все мероприятия представляются в режиме презентаций и видеороликов. Таким образом на нашем факультете был проведен День родного языка, где студенты групп делали презентации о столице своей родины и показывали графические образцы родного языка. Празднование Дня Победы студенты групп отметили флэшмобом — видеороликами с чтением стихов и исполнением песен времен Великой Отечественной войны. Некоторые из этих роликов в дальнейшем были включены в Ленту памяти [32]. К дню рождения А.С. Пушкина на факультете был проведен конкурс на лучшее исполнение его произведений. Студенты сняли короткометражный фильм «Осень в лирике Пушкина», чтение стихов об осени в котором сопровождалось музыкой П.И. Чайковского из цикла «Времена года» [33]. Подобные внеурочные мероприятия способствуют интересу к изучению русской культуры, погружению в творческий мир русской классики и кроме того, подготовка к ним разнообразит онлайн-уроки.

 

Заключение

 

Сложности, с которыми столкнулись вузы при массовом переходе на дистанционное обучение в первые месяцы работы в этом формате выявили множество проблем и недостатков в организации образовательного процесса. Эти проблемы решались и устранялись в процессе осваивания нового для многих из нас вида учебной деятельности. В настоящее время во многих вузах России прорабатывается три сценария начала учебного года — в традиционном формате, смешанном и дистанционном. По результатам работы в дистанционном формате можно утверждать, что современные технологии позволяют решить задачи по взаимодействию преподавателя и учащегося, однако данный формат имеет много ограничений и в первую очередь — минимизация языковой среды и социума. Для полноценного онлайн-обучения необходимо иметь современное высокотехническое оборудование, каналы связи и пр. Образовательные учреждения должны иметь ресурсы, чтобы в случае форс-мажоров обеспечить своевременный и оперативный переход на дистанционное обучение. В целом, анализ спонтанно возникшей ситуации показал, что у педагогов есть и мотивация, и психологическая готовность к тому, чтобы работать в экстремальных для них условиях дистанционного обучения и самоизоляции.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы, которые определяют успешность встраивания онлайн-уроков в учебный процесс:

— дистанционное обучение в широком смысле и онлайн-уроки как формы дистанционного образования при обучении русскому языку как иностранному в полном объеме выполняют свои образовательные функции;

— онлайн-уроки должны максимально приближаться к классическим формам обучения;

— привлекаемые ресурсы являются важным дидактическим инструментом образовательного процесса в онлайн-обучении;

— обратная связь определяет успешность проведения онлайн-уроков;

— информационная грамотность педагога является важной составляющей процесса обучения;

— необходимо дальнейшее развитие научно-методической базы в сфере цифровых технологий на случай форс-мажорных ситуаций.

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков отметил, что при всех плюсах дистанционных форм они рассматриваются только как дополнение к классической очной форме. Как будет развиваться в дальнейшем дистанционное обучение, какие обучающие платформы будут использованы во многом зависит от анализа опыта прошедшего учебного года.