Full text

Введение

 

В современном обществе проблема девиантного поведения одна из наиболее остросоциальных. Причины этого явления во многом связаны с культурно-историческими процессами, которые формируют стереотипы взаимоотношений в обществе, не соответствующие этическими ценностям. Модели поведения во многом заимствуются молодежью из кинофильмов, шоу-программ, интернет-пространства, в частности от блогеров, которые транслируют свое видение и понимание явлений и процессов на основе личного восприятия. Как следствие – отсутствие конструктивных методов, формирующих вектор развития личности, основанный на идеях гуманизма и инклюзии.

В подростковой школьной среде девиантное поведение приобретает самые крайние формы, например буллинг. Термин «буллинг» был впервые применен в 1993 г. в работе норвежского психолога Д. Ольвеуса как определение травли в среде детей и подростков: буллинг (травля) – это преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы, зачастую приводящее к тяжелым психологическим последствиям, вплоть до суицида [1]. Актуальность проблемы буллинга за период с 1993 по 2019 г. возросла.

Предметное исследование буллинга с позиции девиантного поведения подростков с анализом предпосылок, форм и способов реализации в школьной среде производилось А. А. Бочавер, К. Д. Хломовым [2], о профилактике буллинга с использованием эффективных методов предотвращения развития в коллективе подростков говорил Д. Н. Соловьев [3]. С распространением Интернета появилась новая форма травли, «кибербуллинг» – травля с использованием современных технологий: СМС, электронной почты, социальных сетей и т. п. [4]

Причины буллинга формируются условиями жизни в семье: родители – дети; школе: учитель – учащиеся. В семье жертв травли часто практикуются крайности: домашнее насилие или гиперопека, подкрепляющая беспомощность ребенка. Дети – инициаторы травли – тоже часто подвергаются жестокому обращению в семье. Поведение учителя обусловливает субъективное ощущение безопасности ребенка в классе; учитель – это фигура, способная остановить или поддержать насилие.

Буллинг как проявление девиантности подростков выражается в разных формах: прямая травля, когда ребенка (подростка) бьют, обзывают, дразнят, портят его вещи или отбирают деньги, косвенная – распространение слухов и сплетен, бойкотирование, избегание, манипуляция дружбой («Если ты дружишь с ней – мы с тобой не друзья»). Могут использоваться сексуально окрашенные комментарии и жесты, угрозы, расистские прозвища. Прямая травля происходит в основном в младшей школе, а пики косвенной травли приходятся на переходы в среднюю и старшую школу.

Роли участников ситуации буллинга (жертва, преследователь, свидетель) не жестко закреплены и способны меняться от ситуации к ситуации и от сообщества к сообществу. Около 3% детей совмещают обе роли: так называемые «преследователи/жертвы» (“bully/victims”) или «провоцирующие жертвы»: гиперактивны, импульсивны, неуклюжи, вспыльчивы. Позицию свидетелей (“bystanders”) занимают большинство участников ситуаций буллинга [5].

К сожалению, буллинг становится тенденцией девиантного поведения в современном обществе. В средствах массовой информации за последний год было несколько случаев в регионах России, которые получили общественный резонанс. Например, связанные с избиением одного подростка, что особенно показательно, девушки, группой одноклассниц, с особой жесткостью.

В рамках исследования был проведен опрос учащихся Ростовского художественного училища им. М. Б. Грекова, количество респондентов – 30 человек, количество вопросов – 71. Методика анализа: «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е. П. Ильина, П. А. Ковалева). Результаты опроса позволили сделать следующие выводы: высокая вероятность участия в буллинге с позиции преследователя – 12 человек, позиция потенциального преследователя, индифферентного наблюдателя – 13 человек; низкая вероятность включенности в буллинг – 5 человек. Вместе с тем была выявлена склонность к вербальной – 25 человек – и физической – 17 человек – агрессии. Таким образом, больше половины респондентов способны унизить человека, не задумываясь о чувствах и переживаниях другого. Таким образом, независимо от выполняемых ролей буллинг ухудшает социальный климат в любом сообществе, способствуя росту «молчаливого большинства» (silent majority) – конформистов, лишенных гуманистических ценностей.

В данном исследовании, предлагается рассмотреть варианты решения проблем девиантного поведения доступными методами системы дополнительного образования, а именно кружковой деятельности.

                                                                                   

Методология и результаты исследования

 

В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ (от 29 декабря 2012 г., с изменениями 2018 г.), назначение учреждений дополнительного образования состоит в развитии мотивации личности ребенка к познанию и творчеству, реализации дополнительных программ и услуг в интересах личности, общества, государства [6]. Таким образом, система дополнительного образования, особенно кружковая деятельность, обладает мощным потенциалом коррекционного воздействия на личность и поведение подростка.

Одним из направлений социально-педагогической работы с трудными подростками является коррекция (от лат. correctio – исправление), которая предполагает деятельность социального педагога по исправлению социально-психологических особенностей, не соответствующих общепринятым моделям и нормам поведения школьника. Необходимо выделить основные направления коррекции девиантного поведения:

-          постановка задач, соответствующих возрасту;

-          сообщение информации, интересной подросткам;

-          предложение альтернатив, соответствующих интересам учащихся;

-          доверительный характер взаимоотношений педагога и подростка.

Система дополнительного образования дает возможность подростку развиваться и самореализовываться в свободное от основной учебы время, формируя опыт социализации, с пониманием ценности взаимодействия природы, общества, семьи, человека.

В подростковом возрасте часто наблюдается личностный конфликт, который проявляется, с одной стороны, в потребности самостоятельной деятельности, развитии и самоопределении, с другой – необходимости поддержки взрослых в реализации социальных амбиций и поиске себя. Именно эти факторы во многом формируют ситуации девиантного поведения как протест тотального контроля и внимания взрослых, зачастую родственников, либо игнорирования интересов и потребностей подростка. Обе крайности – императив агрессии или социального инфантилизма.

Таким образом, условиями эффективной коррекции девиантного поведения являются: соответствие коррекции возрастным особенностям общения подростков; включение средств творческой, кружковой деятельности в содержание и формы организации; инклюзия каждого подростка в жизнь коллектива школьников; демократичный стиль взаимоотношений, ценность и значимость личности в коллективе; акцент на саморазвитии и самоактуализации.

Соблюдение комплекса условий повышает качество дифференцированного и индивидуального подходов в воспитании и развитии подростков и способствует повышению эффективности системы коррекционно-воспитательной работы дополнительного образования.

Оптимальным примером решения ситуации девиантного поведения является социально-педагогическая деятельность в сфере досуга молодежи: библиотеки, музеи, клубы, кружки, дома творчества, спортивные секции, клубы по интересам и др.

В системе культурно-досуговой социальной работы в современных условиях выделяются несколько методов и методик этой работы:

  1. Метод, направленный на стимулирование интереса и приобщение, нацелен на формирование у подростков императивов к участию в определенной позитивной деятельности. В качестве приемов используются рассказ, беседа, показ, чтение, игра и др. Активизируются внимание, восприятие, эмоциональная сфера, мышление, формируется мотивация к социально приемлемым видам деятельности.
  2. Метод репродуцирования взаимосвязан с методом стимулирования интереса и приобщения. Целесообразность применения – в выполнении действий определенным способом, на установление определенных межличностных отношений. Приемами данного метода являются упражнения «Поручение», «Взрыв», «Режим и традиция», взаимопомощь, рефлексия и др.
  3. Метод закрепления и обогащения, направленный на активизацию самостоятельности и самоорганизации у подростков на основе формирования коллективной общности, команды. Основные приемы: личный пример, критика и самокритика, дискуссия, определение перспективы, анализ общественного мнения и др. Происходит закрепление личностных качеств, необходимых для жизни в социальном пространстве: трудовом, учебном, семейном и т. п.; применяются разнообразные формы и способы деятельности; реализуется творческий подход в удовлетворении личных потребностей.
  4. Метод содействия и творчества. Приемы, реализуемые социальным педагогом: проблемные ситуации, рефлексия, изучение потребностей и состояний, личные комплексные планы, автохарактеристика и взаимные характеристики, критика, самокритика и др. [7]

Таким образом, в вышеперечисленных методах, один и тот же прием может применяться и видоизменяться в зависимости от рода деятельности, возраста, социального опыта подростков.

Рассмотрим методы коррекции девиантного поведения, применяемые в кружковой деятельности. Например, игровой социально-психологический тренинг осуществляется в системе «подросток – группа», где социальный педагог включен в групповой процесс взаимодействия как один из его участников.

Тренинг относится к методам коррекции не только поведения, но и личностных социально значимых качеств подростка, где средой и одновременно средством воздействия служит референтная для подростка группа.

В процессе тренинга необходимо реализовать несколько уровней (стадий) социальных взаимоотношений:

  1. Поверхностный, на котором происходит ориентировка в группе, возникают чувства симпатии и антипатии, взаимодействие осуществляется в соответствии с нормами групп, к которым принадлежит каждый участник.
  2. Уровень первичной межличностной откровенности, происходит частичное самораскрытие, ослабление защитных барьеров, формируется готовность к восприятию критики, появляется социальная чувствительность, ориентирование в ситуации, устанавливаются сходства и различия мнений, выстраивается общая позиция.
  3. Уровень глубокого личностного раскрытия с включением механизмов самозащиты, чувствительности к реакциям участников, ситуации критики в отклонении от норм поведения в морально-этическом плане. Раскрывается Я-концепция каждого участника тренинга.

С позиции реализации индивидуальных и групповых психических процессов необходимо отметить следующие результаты:

  1. Снижение эгоцентрических тенденций в поведении участников и смещение центра коммуникативных ориентации в сторону партнера, усиливается обратная связь, повышается понимание партнера и взаимопонимание и др.
  2. Обострение социальной чувствительности в распознавании эмоций, чувств, переживаний, состояний, мотивов, прогнозирование поведения участников группы.
  3. Растормаживание в ослаблении действия защитных механизмов, ослабление нормативного самоконтроля, появляется чувство защищенности и безопасности в группе, усиливается естественность поведения, открытость выражения чувств, мнений, отношений, активизируются личностные потенциалы.
  4. Актуализация творческого потенциала подростка.
  5. Повышается чувство ответственности за свои слова, поступки, поведение.
  6. Развитие самодостаточности группы. У участников тренинга появляется чувство локтя, взаимной поддержки, необходимости друг в друге.
  7. Повышение эффективности индивидуальной и групповой работы.

Ценность игрового социально-психологического тренинга как метода коррекции состоит в том, по нашему мнению, что в нем используется прием имитации конкретных социальных ситуаций, в которых находились или находятся подростки.

Коррекционная работа проходит в зоне повседневных потребностей подростка во взаимодействии и общении, одновременно и незаметно. При таком построении технологии игрового тренинга за короткое время каждый подросток с девиантным поведением осознает свои достоинства и недостатки, осваивает пути совершенствования первых и компенсации и коррекции вторых.

Присвоенный опыт распространяется на внешний мир. Более того, члены группы должны опробовать новые действия, встать на позицию группы и руководителя и применить полученные навыки к специфическим ситуациям реальной жизни. На этих последних стадиях социальный педагог служит ролевой моделью, устанавливает нормы и руководит, а члены группы поддерживают процесс и образуют репрезентативный микрокосм общества.

 

Заключение

 

Таким образом, пути решения актуальной проблемы девиантного поведения в современной подростковой среде заключаются прежде всего в активной позиции со стороны старших наставников – родителей и педагогов. Требуется согласованное взаимодействие и мотивация школьников, когда они смогут, во-первых, выйти из виртуального пространства в реальный мир социума, во-вторых, через положительные нравственные носители – фильмы, книги, примеры реальных людей, тренинги (деловые и командные) – перераспределить ролевые статусы, осознать себя частью коллектива в решении общих задач и индивидуальностью, личностью в формировании самостоятельной траектории успеха в обществе. Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения средствами кружковой деятельности – один из наиболее эффективных способов решения личностных проблем подростков и инклюзии в пространство межличностных связей и взаимодействий, а также создание и развитие истории отдельно взятого человека, будущее которого во многом зависит от благоприятной атмосферы коллектива в период взросления и становления личности в современном обществе.