Full text
Введение В настоящее время очень остро встает вопрос воспитания и формирования ответственной личности, гражданина своей страны. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (РФ) в качестве основной выдвигает задачу воспитания гражданина страны, определяя, что система образования должна осуществлять «…воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью...» [1]. В Законе РФ «Об образовании» подчеркивается, что наиважнейшим направлением политики российского государства является «воспитание гражданственности в духе уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье» [2]. Первым социальным институтом, влияющим на воспитание будущих граждан страны, является семья, которая выполняет функцию накопления всех общественно необходимых социальных ценностей общества. Становление личности происходит в молодые годы: именно в подростковом возрасте закладываются основные базовые компоненты субъекта, в которой сфокусированы все субъективно-ценностные отношения личности к социуму. Подростки с высоким социометрическим статусом представляют собой личность, которая уверенна в себе, полагающаяся на собственное мнение, инициативная, любознательная, с уважением относящаяся к взрослым и сверстникам, оберегающая суверенитет своего психологического пространства, способная в любой ситуации выйти за «ее рамки» и найти способы ее разрешения, стремящаяся к самопознанию и познанию других. При успешном протекании процесса социализации у подростка в полной мере раскрывается личностный потенциал, что напрямую связано с формированием личностной целостности гражданина общества. Но неопределенная и напряженная социальная, экономическая и экологическая обстановка в стране, дисфункция семьи и нарушения детско-родительских отношений, тотальный контроль родителей способствуют росту проявлений девиаций и деформаций ценностных ориентаций у подростков. Количество деструктивных подростков в 2019 году составило около 7 миллионов человек, и их число увеличивается из года в год [3]. Таким образом, выявлена научная проблема, содержание которой заключается в необходимости исследования влияния родительского контроля на формирование личностных особенностей подростка и его социометрического статуса. Методология и результаты исследования Объектом данного исследования являются личностные особенности подростка, а предметом исследования – особенности влияния родительского контроля на развитие личностных качеств подростка. Целью данного исследования стало выявление особенностей влияния родительского контроля на развитие личностных качеств подростка. Гипотеза исследования заключается в том, что уровень развития личностных качеств подростка и его социометрического статуса зависит от родительского контроля. Методологической и теоретической основой исследования являются следующие концептуальные подходы: • Л.И. Божович о социальном статусе как о «внутренней позиции» подростка; • Е.Т. Соколовой, Е.Б. Насоновой и Н.Г. Айваровой о влиянии семьи на развитие личности подростка; • А.Я. Варги, Л.Б. Шнейдер о функционировании семьи; • А.И. Захарова, Г.А. Ковалева о специфике детско-родительских отношений. Для решения поставленных задач и подтверждения гипотезы нашего исследования применялся комплекс методов исследования: теоретический анализ и обобщение психологической и научно-методической литературы по проблеме исследования, тестирование с применением методики «Социально-психологического теста» (Дж. Морено), подростковый вариант многофакторного опросника личности Р. Кэттелла 14 PF, опросник «Суверенность психологического пространства» (С.К. Нартова-Бочавер), метод математической статистики – непараметрический критерий U Манна-Уитни. Социальный статус подростка является наиболее значимым показателем положения индивида в социуме. Так, Л.И. Божович подчеркивает, что статус подростка связан непосредственно с его внутренней позицией, которая складывается из предшествующего опыта ребенка, его потребностей и стремлений занять объективное положение в социальном пространстве в настоящее время и в будущем, суверенности его психологического пространства и контакта с окружающими [4]. Под психологическим пространством подростковой личности С.К. Нартова-Бочавер понимает значимое для субъекта пространство его бытия, определяющее мотивацию активности подростка и основные направления его жизненные пути. Это пространство ограничено «личными границами» и состоит из следующих компонентов: «физических, социальных и чисто психологических явлений, с которыми человек себя отождествляет (территорию, личные предметы, социальные привязанности, установки)» [4]. Психологическое пространством очень актуально в подростковом возрасте, когда происходит интенсивное формирование личности и развитие его самосознания. Поэтому подростки стремятся охраняться суверенитет личных границ своего пространства всеми доступными ему психологическими и физическими средствами. Неприкосновенность личной сферы (автономия собственного «Я») подростка определяет его психическое состояние, переживаемые им чувства уверенности, безопасности и доверия к миру, свободы, комфорта, что предопределяет успешность взаимодействия подростка с социальным пространством. С.К. Нартова-Бочавер отмечает, что именно родители большей частью влияют на процесс формирования личности подростков, появления у них чувства взрослости [5]. Родительский контроль представляет собой один из показателей, который определяет стиль родительского воспитания. Контроль родителей характеризуется дисциплинарной направленностью, так как в ходе его осуществления к ребенку применяют систему ограничений и санкций, позволяющих детям ориентироваться в допустимости того или иного поведения, обозначая границы дозволенности для ребенка в социуме и приводя к созданию его безопасное жизненное пространство. О.А. Карабанова отмечает, что стиль родительского поведения характеризуется сочетанием компонентов: родительской теплотой, отзывчивостью, заботой, родительской требовательностью и контролем. Их сочетание определяет четыре основных стиля родительского воспитания: либеральный, попустительский, авторитетный и авторитарный, каждому из которых соответствует определенный тип контроля. Данным стилям воспитания родителей в зависимости от степени последовательности и строгости контроля соответствуют ситуативный, систематический и тотальный контроль и его отсутствие (попустительство) [6]. Тотальный контроль осуществляется при авторитарном стиле воспитания, когда родители контролируют все сферы жизнедеятельности ребенка: круг общения и интересов, мысли и чувства, поведение и поступки, проверяя каждый его шаг и ограничивая его самостоятельность и активность. Систематический контроль соответствует авторитетному стилю детско-родительских отношений, когда родители подразделяют сферы жизнедеятельности ребенка на контролируемые и на области автономии самого ребенка, признавая его право на суверенитет психологического пространства и ответственность за него, но сохраняя за собой право системного наблюдения за поведением. Систематический контроль родителей подразумевает учет возрастных особенностей ребенка и позволяет постепенно сформировать и развить у него навыки самоконтроля. Ситуативный контроль родителей осуществляется случайным образом и по содержанию, и по сферам, что определяет либеральный стиль воспитания родителей. При попуститель¬ском стиле воспитания родители не осуществляют контроль за детьми, они не интересуются их жизнедеятельностью, безучастны и безответственны, что приводит к формированию различных девиаций у ребенка. Родительский контроль осуществляется с помощью поощрения и наказания, которые направлены на формирование у ребенка функций эмоционально-волевой регуляции путем усвоения социальных норм и правил поведения в семье и обществе. Осведомленность родителей о важнейших сферах жизнедеятельности ребенка представляет собой родительский мониторинг, при котором они, не осуществляя непосредственно контроль его активности, собирают информацию о его интересах, успехах, личном окружении и т.д., что позволяет в свою очередь им оперативно помогать случае необходимости при возникновении у него каких-либо проблем. Стили поведения родителей и способы их контроля реализуются ими не всегда последова¬тельно, осознанно и целенаправленно в повседневном взаимодействии с ребенком. Это взаимодействие склады¬вается под влиянием огромного количества таких факторов, как традиции семейного воспитания, структура семьи и семейного уклада, психологические особенности родителей и др., которые варьируют в зависимости от культуры и исторической эпохи. В нашем исследовании мы остановимся на родительском контроле с помощью различных гаджетов: телефонов и «умных» часов, которые позволяют контролировать местоположение и социальное окружение подростка, подслушивать его разговоры, нарушая тем самым его личное пространство. В эмпирическом исследовании участвовали 64 подростка в возрасте 13-14 лет и их родители. Для родителей был разработан опросник, состоящий из неоконченных предложений, описывающих конкретные жизненные ситуации и определяющих возможность четырех вариантов контроля родителей: отсутствие контроля, ситуативный, систематический и тотальный контроль. Данный опросник применялся как скрининговая методика, позволившая разделить подростков на четыре группы: в первую группу вошли 10 подростков, во вторую 14, в третью 24, а в четвертую группу 16 подростков. Родители подростков первой группы не интересуются и не контролируют их жизнь, дети предоставлены сами себе. Родительский контроль подростков второй группы осуществляется время от времени, наблюдение за их различными сферами, звонки и прослушивание детей происходит случайным образом, а детей из третьей группы родители контролируют систематически и с их согласия. Подростки четвертой группы подвергаются тотальной родительской слежке с помощью звонков и прослушивания открытым и скрытым способам без договоренности с ними об этом. На первом этапе были использованы следующие методики: • «Социально-психологический тест», разработанный Дж. Морено; • подростковый многофакторный опросник личности Р. Кэттелла; • опросник «Суверенность психологического пространства» С.К. Нартовой-Бочавер. У подростков, родители которых не осуществляют контроль или осуществляют тотальный контроль, наблюдается низкий социометрический статус, т.е. им свойственны единичные или неустойчивые социальные контакты. Подросткам, тотально контролируемым родителями, свойствен инфантилизм, конформизм, повышенная тревожность, пессимистическое от¬ношение к жизни, ощущение бессмысленности и собственной ненужности в сочетании с повышенной настороженностью. Они испытывают дискомфорт, когда им делают замечания, они исполнительны, не отстаивают свои личные границы. А подросткам, у которых отсутствует контроль, и родители вообще не интересуются их жизнью, свойственна размытость личных границ. Они навязчивы, не соблюдают нормы и правила социума, с трудом могут регулировать свое поведение. У подростков, родители которых осуществляют системный или ситуативный контроль, наблюдаются более высокий социометрический статус, т.е. они популярны в группе сверстников, являются «душой коллектива», имеют многочисленные устойчивые социальные контакты. Этим подросткам свойственна активность, независимость, пониженный уровень тревожности, оптимальный уровень самоконтроля, активное отношение к жизни, ощущение безопасности и собственной нужности, они испытывают комфорт, открыты в коммуникативном взаимодействии, соблюдают неприкосновенность чужих и своих личных границ. Следовательно, системный и ситуативный контроль со стороны родителей способствует развитию эмоционально-волевой сферы подростка, формированию открытости в общении, дисциплинированности, навыков самоконтроля, социометрического статуса и психологического пространства подростка, суверенитет которого он отстаивает в социальном взаимодействии. Это определяет его психическое состояние (переживаемые им чувства уверенности, безопасности и доверия к миру, свободы, комфорта), что предопределяет успешность взаимодействия подростка с социальным пространством. Тотальный контроль и бесконтрольность приводят к деформациям в формировании социометрического статуса, психологического пространства и эмоционально-волевой сферы ребенка, снижая эффективность его общения в социальном окружении. На завершающем этапе исследования нами проводилась статистическая обработка полученных данных с помощью критерия U Манна-Уитни, выявлены достоверные различия (U, p<0,001 и p<0,05) между подростками с различными вариациями родительского контроля и показателями социометрического статуса: «отсутствие» контроля (U=18,0; p<0,001), «системный контроль» (U=28,4; p<0,05), «тотальный контроль» (U=46,2; p<0,001), и «ситуативный контроль» (U=34,0; p<0,005); между подростками с различными вариациями родительского контроля и показателями суверенности психологического пространства: «отсутствие контроля» (U=16,8; p<0,001), «системный контроль» (U=24,3; p<0,05), «ситуативный контроль» (U=38,0; p<0,001), и «ситуативный контроль» (U=45,5; p<0,005). Подростки с различными вариациями родительского контроля не имеют достоверные различия по параметрам личностных качеств. Для установления взаимосвязи родительского контроля с социометрическим статусом, неприкосновенностью жизненного пространства и личностными чертами подростков проводился корреляционный анализ с использованием критерия Спирмена. Установлена тесная положительная взаимосвязь между социометрическим статусом и суверенитетом психологического пространства подростков, а также с такими личностными чертами, как самоконтроль, тревожность, открытость, активность личности, которая определяют эффективность взаимодействия подростков в социальной среде. Таким образом, родительский контроль с помощью современных гаджетов: телефонов и Smart Watch, нарушающий суверенитет психологического пространства подростка, влияет на их личностные черты и статус в группе сверстников, способствуя возникновению трудностей в сфере социальных взаимоотношений подростков в группе сверстников. Заключение Таким образом, проведя исследование по теме влияния родительского контроля на формирование личности подростка, мы имеем все основания для подтверждения выдвинутой гипотезы о том, что уровень развития личностных качеств подростка и его социометрического статуса зависит от родительского контроля. Достигнута поставленная цель исследования. В ходе исследования нам удалось выявить, что родительский контроль, нарушающий неприкосновенность психологического пространства подростка, влияет на их личностные качества и статус в группе сверстников, способствуя возникновению трудностей в сфере социальных взаимоотношений подростка. Практическая значимость данного исследования заключается в том, что полученные результаты позволят практикам разработать и апробировать рекомендации для родителей по гармонизации детско-родительских отношений, повышению психолого-педагогической компетенции родителей и развитию личностных особенностей подростка, способствующих их успешному межличностному взаимодействию в социуме и гармонизации их жизненного пространства.