Full text
Введение Культура играет значительную роль в становлении и развитии общества, являясь важным фактором в процессе формирования и развития человека как гражданина.Приобщение к культурным ценностям в соответствии с Конституций Российской Федерации представляет собой неотъемлемое право «каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств» [1]. В современном обществе люди с инвалидностью являются особенной категорией населения, численность которой в 2019 году составила почти 12 миллионов человек или 9% населения Российской Федерации [2].Социальная депривация, ограничение либо отсутствие доступа к культурно-массовым мероприятиям способствуют исключению людей с инвалидностью из единого пространства культуры общества. Хотя реализация федеральной программой «Доступная Среда» и предусматривает формирование беспрепятственной доступной среды для инвалидов к объектам культурного наследия, но более 60% данной категории населения не посещают культурно-массовые мероприятия и учреждения культуры [3]. Это негативным образом сказывается на адаптивности людей с инвалидностью к социальной среде, что в свою очередь приводит к снижению их активности во всех сферах жизнедеятельности. Поэтому на данный момент особенно актуальным является проблема, содержание которой заключается в необходимости исследования культурно-массовых мероприятий как социокультурного ресурса для актуализации личностного потенциала людей с инвалидностью. Методология и результаты исследования Объектом данного исследования является самоактуализация личности, а предмет исследования: особенности самоактуализации личности с инвалидностью в социальной среде. Целью данного исследования стало изучение влияния культурно-массовых мероприятий на самоактуализацию личности с инвалидностью. Гипотеза исследования заключается в том, что посещение культурно-массовых мероприятий инвалидами влияет на их уровень самоактуализации. Для данного исследования использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ библиографических источников); эмпирические (анкетирование; тестирование), с использованием методик: самоактуализационного теста (САТ) Э.Шострома; методики диагностики мотивационной сферы личности (А.Мехрабиан); методики исследования самоотношения (МИС) В.В. Столина, С.Р. Пантилеева. Также использовались методы качественной и количественной обработки экспериментальных данных исследования (метод математической статистики: корреляционный анализ, линейный коэффициент корреляции r-Пирсона; непараметрический U-критерий Манна-Уитни, критерий Т-Вилкоксон). Самоактуализация является ключевой проблематикой психологии с недавних времен, став системообразующим элементом гуманистического направления психологической области знания. Исследования по данной тематике проводились такими отечественные и зарубежные психологами, как К.Роджерс, А.Маслоу и другие. Не смотря на большое количество работ, посвященных самоактуализации, единого определения данного понятия в психологии до сих пор нет. К.Роджерс рассматривал самоактуализациию как способность субъектом реализовать все свои компетенции во всех сферах жизнедеятельности, что помогает индивиду реализовать свои возможности, успешность и полнота которой определяется от самосознания, эмпатии, рефлексии и мировоззрения человека [4]. По А.Маслоу «самоактуализация представляет собой движение в развитии личности в направлении преобразования неосознаваемых проблем в осознаваемые, преодолевая психологические барьеры и осуществляя выбор между «ростом» и «безопасностью», между «прогрессом» и «регрессом», испытывая при этом чувство удовлетворения от преодоления трудностей» [5]. Таким образом, самоактуализация – это процесс реализации личностью своих потенциальных возможностей и способностей в конкретных результатах деятельности; наивысший уровень проявления творческого и духовного потенциала личности, самостоятельная деятельность, направленная на актуализацию знаний, умений и пониманий в соответствие с личностными требованиями человека. Но актуализация личностного потенциала индивидом не возможно без стремления к этому. То есть в процессе актуализации личности основополагающую роль играет его мотивация. В психологии термин «мотивация» рассматривается с двух сторон как: фактор, который влияют на деятельность индивида; процесс, позволяющий на определенном уровне стимулировать и поддерживать активность человека. А.Н.Леонтьев подчеркивал, что традиционно выделяют мотивацию двух видов: положительную, которая подразумевает стремление добиться человеком успеха в деятельности, стимулирующую у субъекта проявление положительных эмоций и чувств; отрицательную, при которой человек стремиться уйти от неуспеха, связанного с боязнью ошибок и наказания, приводящего к возникновению отрицательных чувств и эмоций [6]. С.А.Шапиро рассматривал еще один из важнейших факторов, характеризующих изменчивость мотивационного процесса. Изменчивость мотивационного процесса определяется потребностями, инициирующими этот процесс, которые могут находиться в противоречии друг другу или в сложной динамической взаимосвязи, которые образуют мотивационную структуру индивида [7]. А.Маслоу делил мотивы «на мотивы нужды и мотивы роста: вторые занимают относительно более высокое положение в иерархии. Основное различие в их функционировании состоит в том, что удовлетворение мотивов нужды приводит к снижению мотивации (по принципу снятия напряжения), а удовлетворение мотивов роста (хотя термин «удовлетворение» здесь не является вполне корректным) - к повышению мотивации» [8]. Рассматривая поведение человека, исходя из этой теории, существует два различных мотива, связанных с активностью личности, направленных на достижение успеха: мотив достижения успеха, это когда активность индивида, стремящегося к достижению успеха, направлена на достижение цели, который мобилизует все свои ресурсы на решение поставленной задачи; мотив избегания неудачи, когда деятельность человека в данном случае определяется стремлением избегать неудачи, а не достижением успеха. Индивид в данной деятельности проявляет отрицательные эмоции, не испытывает удовольствие от своей активности, ощущая себя неудачником. Следовательно, самоактуализирующаяся личность, используя свой личностный потенциал, стремиться к успеху, жить полной жизнью и в гармонии с самим собой, развивать и совершенствовать свои компетенции, усваивая культурные ценности общества и становясь гражданином своей страны. Для актуализации личностного потенциала инвалидов необходимо использовать социокультурную реабилитацию. Приобщение людей с инвалидностью культуре представляет собой процесс, который способствует удовлетворению потребностей личности в духовном и личностном росте, тем самым являясь средством реабилитации образования для инвалидов, обеспечивающих разностороннее их развитие и успешную адаптацию в социальной среде. Л.В. Мерцалова рассматривала социокультурную реабилитацию как совокупность культурно-массовых мероприятий, нацеленных на помощь людей с инвалидностью в достижении и поддержке на оптимальном уровне их социальной и личностной активности, необходимого уровня субъективных компетенций для реализации культурных потребностей индивида [9]. В нашем исследовании мы будем рассматривать социокультурную реабилитацию инвалидов как процесса включения людей с ограниченными возможностями в социально-культурную среду посредством культурно-массовых мероприятий для активизации их личностного потенциала, обеспечивающего рост самоактуализации индивидов и восстановление их социокультурного статуса как части культурно¬го сообщества для формирования полноценной личности. Таким образом, социокультурная реабилитация людей с инвалидностью в исследовании будет рассматриваться в двух направлениях: 1) как реабилитационно-образовательный ресурс, представленный в виде комплекса мероприятий в индивидуальной программе реабилитации (абилитации) инвалида; 2) как культурная деятельность приобщения инвалидов культурному наследию, участия в досуговых и массовых культурных мероприятиях, способствующих их включению инвалидов в социальную среду. Наше исследование проводилось на базе Всероссийского общества инвалидов, в котором приняли участие 102 человека в возрасте от 15-17 лет. Этот возрастной период выбран не случайно, так как именно в юношеском возрасте самоактуализации имеет сензитивный характер, то есть в юности происходит наиболее интенсивное развитие данного процесса. Эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе проводился опрос об участии инвалидов в участие в досуговых и массовых культурных мероприятиях. Только 16% респондентов отметили, систематически участвуют в различных мероприятия данной направленности, а 36% юношей с инвалидностью отметили, что посещение мероприятиях культурной сферы носит у них ситуативный характер. 48% инвалидов не имеют возможность принять участие в процессе культурной деятельности в связи с удаленностью и недоступностью, а также из-за отсутствия средств. На следующем этапе проводилось констатирующее исследование с помощью методик: самоактуализационного теста (САТ) Э.Шострома; методики диагностики мотивационной сферы личности (А.Мехрабиан); методики исследования самоотношения (МИС) В.В. Столина, С.Р. Пантилеева. Полученные данные позволили установить, что у 8% инвалидов высокий уровень актуализации личностного потенциала. Они имеют высокую выраженность компонентов самоактуализации, независимы в своих взглядах и поступках, стремятся к успеху, руководствуются собственными потребностями при постановке целей, адекватно оценивают свои способности, стремятся корректировать и развивать недостаточно сформированные компетенции, эффективны в социально-культурной среде, проявляя гибкость к различным ситуациям межличностного взаимодействия. 92% респондентов испытывают различные трудности в актуализации своего личностного потенциала. У них наблюдается неадекватная самооценка (завышенная или заниженная), враждебность к окружающим и конфронтация к социальным правилам и нормам либо зависимость от социального окружения (подверженность внешнему влиянию) и инфантилизм, что приводит к возникновению у инвалидов различных трудностей в только социальной среде, но и в жизни в целом. Для установления взаимосвязи параметров самоактуализации с характеристиками самоотношения к себе и мотивацией был проведен корреляционный анализ с использованием ранговой Пирсона. Установлена тесная положительная взаимосвязь между параметрамисамоотношения к себе и мотивацией с параметрами самоактуализации: «самоподдержка» (rxy=0,791; p=0,001); «ценность самоактуализации» (rxy = 0,864; p=0,001); «гибкость поведения» (rxy0,874; p=0,001); «реактивная чувствительность» (rxy=0,840; p=0,0001); «спонтанность» (rxy=0,897; p=0,001); «самоуважение» (rxy=0,857; p=0,001); «самопринятие» (rxy=0,828; p=0,001); «принятие природы человека» (rxy=-0,872; p=0,001); «синергия» (rxy=0,709; p=0,001); «принятие собственной агрессии» (rxy =0,801; p=0,001); «контактность» (rxy= 0,815; p=0,001); «познавательные потребности» (rxy= -0,815; p=0,001); «креативность» (rxy=0,750; p=0,001). Таким образом, констатирующее исследование показало, что необходима разработка и внедрение мероприятий культурной направленности для реабилитации инвалидов. На формирующем этапе исследования был разработан и реализован комплекс культурно-досуговых и массовых мероприятий для индивидуальных программ реабилитации инвалидов рамках социального проекта «Мы вместе» с участием волонтеров. Социокультурная реабилитация инвалидов осуществлялась с применением различных форм: осуществлялось посе¬щение и участие в различных спортивных мероприятиях: «Всероссийская лыжня», «Дни Здоровья», «День физкультурника» и т.п. Инвалиды с удовольствием посещали художественные выставки известных художников, ездили в различные города на экскурсии по историческим центрам «Золотого кольца», ходили на киносеансы и театральные постановки, участвовали в праздничных гуляниях в парках, и многое другое. Для них так же была разработана программа коррекционно-развивающих психологических занятий «Я – личность». Новизна разработанной программы заключалась в том, что основное внимание данной программы было сосредоточено на личностной сфере инвалидов: понимание своей индивидуальности, неповторимости, своего эмоционального состояния, переживаний, личностных особенностей, изучение целостного образа «Я», своих личностных интересов и предпочтений, развитие коммуникативной, эмоциональной и когнитивной сфер инвалидов. Целью программы стало не только познание инвалидами своих индивидуально-личностных особенностей, но коррекция и развитие недостаточно сформированных личностных компетенций с использованием методов арт-терапии, гештальт-терапии, туротерапии, библиотерапии и т.п. Для определения эффективности социокультурной реабилитации инвалидов на контрольном этапе эмпирического исследования проводилась повторная диагностика с помощью ранее используемых методик и осуществлялась статистическая обработка полученных данных с использованием критерий сдвига критерий Т-Вилкоксона. В ходе статистической обработки у инвалидов выявлены достоверные сдвиги по показателям самоактуализации, самоприяния себя и мотивации: «самоподдержка» (Т=2,56; р=0,001); « «гибкость поведения» (Т=2,89; р=0,001); «реактивная чувствительность» (Т=2,73; р=0,001); «спонтанность» (Т=3,10; р=0,001); «самоуважение» (Т=3,08; р=0,001); «самопринятие» (Т=3,02; р=0,001); «принятие природы человека» (Т=3,301; р=0,001); «принятие собственной агрессии» (Т=2,98,01; р=0,001); «познавательные потребности» (Т=3,14; р=0,001);«компетентность во времени» (Т=3,26; р=0,001); «креативность» (Т=3,01; р=0,001); «ценность самоактуализации» (Т=3,03; р=0,001); «синергия» (Т=3,22; р=0,001); «контактность» (Т=3,54; р=0,001); «мотивация стремления к успеху» (Т=3,64; р=0,001);. Следовательно, зафиксированные достоверные сдвиги (рост) уровня самоактуализации инвалидов не случайны и значимы на уровне 0,001. Таким образом, социокультурная реабилитация включает в себя как разработку комплекса мероприятий в индивидуальной программах реабилитации (абилитации) инвалидов, так их реализацию через культурную деятельность приобщения инвалидов культурному наследию и участие их в культурно-досуговых и массовых мероприятиях, что способствует росту самоактуализации инвалидов, стремлению их к самопринятию и успеху в различных видах деятельности. Заключение Таким образом, проведя исследование влияния культурно-массовых мероприятий на актуализацию личностного потенциала людей с инвалидностью, мы имеем все основания для подтверждения выдвинутой гипотезы о том, что посещение культурно-массовых мероприятий инвалидами влияет на уровень их самоактуализации. В ходе исследования так же выявили, что: Самоактуализация – это процесс реализации личностью своих потенциальных возможностей и способностей в конкретных результатах деятельности; наивысший уровень проявления творческого и духовного потенциала личности, самостоятельная деятельность, направленная на актуализацию знаний, умений и пониманий в соответствие с личностными требованиями человека. Самоактуализирующаяся личность, используя свой личностный потенциал, стремиться к успеху, жить полной жизнью и в гармонии с самим собой, развивать и совершенствовать свои компетенции, усваивая культурные ценности общества и становясь гражданином своей страны. Социокультурная реабилитация включает в себя как разработку комплекса мероприятий в индивидуальной программах реабилитации (абилитации) инвалидов, так их реализацию через культурную деятельность приобщения инвалидов культурному наследию и участие их в культурно-досуговых и массовых мероприятиях, что способствует росту самоактуализации инвалидов, стремлению их к самопринятию и успеху в различных видах деятельности. Практическая значимость данного исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют разработать и внедрить мероприятия по социокультурной реабилитации (абилитации) инвалидов для актуализации личности инвалидов в социально-культурной среде, стремлению их к самопринятию и успеху в различных видах жизнедеятельности.