Full text
На настоящее время неотъемлемым правом в жизни каждого человека является участие во всех сферах современного общества, которое гарантируется Всеобщей декларацией прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года [1]. Однако люди с инвалидностью, как правило, лишены такой возможности в полной мере, что обуславливает нарушение процесса их интеграции в социальную среду, приводя к возникновению у них различных девиаций. В мире на сегодняшний день различные формы инвалидности выявлены почти у 15% населения [2]. А в Российской Федерации согласно данным Федерального реестра инвалидов насчитывается около 12 миллионов человек, среди которых более полумиллиона человек имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата [3]. Для данной категории инвалидов очень остро стоит вопрос доступа к услугам реабилитации для успешной их адаптации к условиям социума. Согласно федеральной программе «Доступная среда» «необходима разработка и реализация комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов» [4]. Доля инвалидов, охваченных реабилитационными услугами и мероприятиями, к 2020 году должна составить до 70,3 % от общей численности инвалидов. Таким образом, особенно актуальной является социально-психологическая проблема, содержание которой заключается в необходимости рассмотрения теоретических аспектов использования адаптивного туризма как средства адаптации инвалидов к социальной среде. Теоретические аспекты проблемы адаптивного туризма как средства адаптации инвалидов к социальной среде Развитие современное цивилизации происходит в рамках гуманистической парадигмы, которая требует поиска оптимальных путей и способов повышения ценности жизни каждого человека. Поэтому самой важной задачей нашего общества должна стать адаптация субъектов с проблемами здоровья для включения их в активную социальную деятельность и улучшения каче¬ства их жизни. При этом адаптивный туризм может стать эффективным средством не только для адаптации, но и самореализации и самоактуализации инвалидов. Феномен «адаптация» представляет собой объект междисциплинарных исследований, так как его изучают исходя из различных сторон процесса приспособления: физиологическая, психологическая и социальная адаптация. В научных работах существует множество дефиниций данного понятия, которые неоднозначно характеризуют адаптацию индивида. Это связано со спецификой целей исследований и различием концептуальных подходов, используемых зарубежными и отечественными учеными: Г.М. Андреевой, Ф.Б Березиным рассматривались индивидные механизмы адаптации индивида; Ж. Пиаже, Л.И. Анциферовой, А. Абульханова-Славской и М.А. Холодной анализировалась роль когнитивных процессов в адаптивных механизмах; социально-психологические и личностные аспекты данного процесса изучались A.A. Реаном, А. Бандурой, К. Халлом. Ф.Б Березин, отмечает, что адаптация индивида  это сбалансированность в системе субъекта и окружающей среды, имеющая общие адаптивные механизмы для всех живых существ и включающая процесс приспособления его организма к устойчивым и изменяющимся условиям внешней среды [5]. Таким образом, автор рассматривает адаптивный процесс человека исходя из биологических аспектов. A.A. Реан, анализируя адаптацию с точки зрения процесса, результата и основания для формирования психических качеств (новообразований) индивида, подчеркивает, что данное явление является многоаспектным, сложным и комплексным процессом, затрагивающим самые основные личностные качества индивида [6]. При этом исследователь отмечает, что в совокупность психических качеств личности входят не только индивидуально-личностные характеристики субъекта адаптации, но и особенности его взаимодействия с социальным и профессиональным окружением [7]. В данном случае адаптация индивида является психологическим процессом, который обуславливает приспособление психики человека к изменениям условий внешней среды и жизнедеятельности. М.И. Еникеев и О.Л. Кочетков в своей работе определяют социальную особенность адаптации, которая представляет собой «приспособление индивида к условиям социальной среды, формирование адекватной системы отношений с социальными объектами, ролевую пластичность поведения, интеграцию личности в социальные группы» [8]. Но Л.С. Выготский отмечает, что человек одновременно является и субъектом и объектом в процессе жизнедеятельности[9]. Следовательно, адаптация личности к изменениям социума  это взаимопроникающий процесс, в ходе которого происходит не только воздействие среды на субъекта, но и субъекта на среду. Г.М. Андреева выделяет социально-психологическую адаптацию, которая приводит к формированию оптимальных соотношений целей и ценностей группы и личности. Адаптивный процесс происходит только в том случае, когда социальная среда способствует реализации потребностей и стремлений индивида, детерминируя его индивидуализацию, что приводит к изменению среды, ближайшего окружения личности [10]. Исходя из выше сказанного, адаптация личности в системе «общественная среда-личность» представляет собой сбалансированность взаимодействия данной системы, которая способствует изменению, как личности, так и среды, создавая отношения адаптированности между ними. На сегодняшний день вопрос о критериях адаптированности личности является дискуссионным. Хотя и выделены две группы показателей адаптации личности (объективные или внешние и субъективные или внутренние), они подразделяются на различные категории в зависимости от концептуальных подходов исследователей. Особый интерес для нашего исследования представляют работы А.А. Реана. Автор отмечает, что внутренний показатель адаптированности личности связан с личностной комфортностью, психоэмоциональной стабильностью (отсутствием тревоги, состояния стресса и ощущения угрозы) и т.п. А внешний показатель адаптации «отражает соответствие реального поведения личности установкам общества, требованиям среды, принятым в социуме правилам и критериям нормативного поведения» [11]. При этом возможности адаптарованности у индивида ограничены. Как указывает С.А.Ларионова: «cтепень социально-психологической адаптивности определяется адаптационными ресурсами личности (состоянием здоровья, индивидуально-психическими характеристиками) и особенностями конкретной среды, в условиях которой происходит удовлетворение базовой потребности личности в позитивном отношении, что представляется возможным лишь в случае соответствия результатов деятельности личности требованиям социума» [12]. Таким образом, критерии адаптивности  это такие субъективные показатели, как психоэмоциональная стабильность, личностная комфортность и другие, а также соответствие реальной активности субъекта морально-нравственным нормам общества в конкретных социальных условиях. Адаптационными ресурсами личности являются социально-психологические и индивидуальные особенности, определяющие ее адаптационные возможности. Следовательно, несмотря на то, что в психологии существует огромное количество концептуальных подходов к феномену адаптация, мы будем рассматривать адаптационный процесс как интегративное системное динамическое образование, определяемое адаптационными ресурсами личности. Адаптация индивида представляет собой социально-психологический процесс и результат взаимодействия субъекта со средой, включающий в себя сбалансированное уравновешивание целостности и устойчивости личности с одновременной интеграцией и изменчивостью ее характеристик, так же и способов активности индивида со средой. Данная модель адаптации позволяет создавать и апробировать различные адаптационные программы психокоррегирующей направленности, которые будут способствовать не только повышению адаптарованности субъектов, но и развитию их индивидуально-личностных особенностей, что в свою очередь будет определять их поведение в социуме. Успешность осуществления процесса адаптации инвалидов определяется не только их состоянием здоро¬вья, индивидуально-личностными качествами и способами организации жиз¬недеятельности, но и зависит от самого адаптационного воздействия. Еще до сих пор остается недостаточно востребованным арсенал имеющих¬ся средств физической культуры и спорта для адаптации инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. С.П. Евсеев подчеркивает, что в настоящее время адаптивная физкультура должна стать одной из самых развивающихся форм социальной практики, основными элементами которой являются адаптивное физическое воспитание, адаптивная двигательная рекреация, адаптивный спорт, физическая реабилитация, креативные (художественно-музыкальные) и экстремальные виды двигательной активности человека с ОВЗ. Адаптивная физкультура должна проникать во все сферы общественной жизни [13] . Адаптивная физическая культура является новым направлением в отечественной системе реабилитации и адаптации инвалидов. С.П. Евсеев определяет, что как адаптивная физическая культура инвалида является специфическим процессом гармонизации и совершенствования свойств (физических, интеллектуальных, эмоционально-волевых, эстетических, этических и др.) и всех сторон жизни людей с инвалидностью с помощью физических упражнений, а также гигиенических и естественно-средовых факторов [14]. Таким образом, адаптивная физическая культура представляет собой коррекционно-развивающее воздействие на инвалидов, которое применяется для обеспечения полноценного физического развития людей с инвалидностью, повышения двигательной активности инвалидов, восстановление и совершенствование их психофизических способностей, а также на предупреждение возникновения девиаций. Данные отклонения характеризуются нарушениями в эмоционально-волевой, мотивационной и когнитивной сфер личности. Адаптивная физическая культура инвалидов оказывает положительное влияние на общее психофизическое состояние, и в целом на здоровье инвалидов. Адаптивная физическая культура способствуя эффективной социализации инвалидов в общество, так как является в значительной мере единственным способом расширить замкнутое их личностное пространство и успешно войти в социум, возможность приобрести друзей, получить возможность для общения, познания мира. Ю. Е. Рыжкин отмечает, что адаптивная физическая культура как вид адаптивной двигательной рекреации является важнейшим социальным явлением, где адаптивная туристическая деятельность оказывает позитивное влияние на психологическое состояние инвалидов, определяя не только их здоровье но личностное развитие [15]. A.M. Ахметшин рассматривает адаптивный туризм как разновидность адаптивной физической культуры. Он явля¬ется видом менее экстремальным (по отношению к туризму в целом) и позволяет инвалидам ре¬шать социальные, личностные и психологические проблемы по¬средством включения их в актив¬ную туристскую деятельность, вы¬полняющую функцию физической рекреации. Использование средств адаптивного туризма рассматрива¬ется нами как условие успешной социально-психологической адаптации инвалидов. Сопряжённость средств адаптивной физической культу¬ры и адаптивного туризма очевид¬на, поскольку в качестве основных средств оздоровления используют¬ся физические упражнения, гиги¬енические средства и природные факторы [16]. A.M. Ахметшин подчеркивает, что адаптивный туризм является наиболее простым, «щадящим» и доступным способом адаптивной физической культуры для инвалидов, который привлекает наибольшее количество участников. Именно данный вид туризма в наибольшей степени способен удовлетворить все потребности инвалидов с отклонениями в развитии опорно-двигательного аппарата в адаптивной рекреационной двигательной активности [17]. Он отмечает, что «основе туризма лежит участие человека в коллективных туристских мероприятиях, расширение круга общения, выезд за пределы города, психологическая мобилизация, повышение жизненной активности. Чтобы решиться выехать в полевой палаточный лагерь, городскому жителю надо совершить волевое усилие и преодолеть нежелание испытывать дискомфорт, связанный с проживанием в палатке» [18]. Для того чтобы инвалиду с отклонениями в развитии опорно-двигательного аппарата выехать на природу, он преодолевает не только физические трудности, но мощное сопротивление своего внутреннего «Я», свои страхи, остается без защиты цивилизации. В туристском походе происходит переоценка инвалидом своего личностного потенциала и физических возможностей, но границ своей жизнедеятельности. Состояние противостояния трудностями способствует развитию эмоционально-волевой и мотивационной сфер личности, повышая уровень мобилизации и готовности к их преодолению. В процессе туристических походов инвалиды с отклонениями в развитии опорно-двигательного аппарата в составе туристических группы решают разнообразные функциональные задачи в совместной деятельности со здоровыми людьми, что обуславливает развитие их коммуникативной компетенции, способности конструктивного взаимодействия, повышая уровень адаптивности. Это в свою очередь инвалидам с отклонениями в развитии опорно-двигательного аппарата помогает повышать их самооценку и уровень притязаний, формированию толерантного отношения к людям и к своим физическим недостаткам. Туристический коллектив, как и любая социальная группа представляет собой самостоятельный фактор, детерминирующий воздействие личность инвалидам с отклонениями в развитии опорно-двигательного аппарата и требующий от него значительных физических и психологических усилий для успешной социальной интеграции. В данном процессе активизируются не только механизмы психологической защиты, но копинг-стратегии. Инвалиды происходит динамический про¬цесс интеллектуального анализа ситуаций, совладания и выработка эмоционального отклика на процесса происходящие в туристическом походе. Происходит поддержание адаптивности к жизненным ситуациям; поддержание адекватного «образа Я» и уверенности в своих силах, а также эмоционального равновесия, сохранение межличностного взаимодействия с другими туристами; снижение негативного воздействия обстоятельств и повышения возможностей восстановления деятельности личности. Инвалиды в процессе адаптивного туризма осваивают различные копинг-стратегии для повышения своего адаптивного потенциала и активизации личностного развития. Следовательно, адаптивный туризм расширяет жизненное пространство инвалидов с отклонениями в развитии опорно-двигательного аппарата и сближает их со здоровыми людьми, что обуславливает их психологическую реабилитацию и социализацию. Но еще одним важным моментом является то, что адаптивный туризм способствует переключению инвалидов с отклонениями в развитии опорно-двигательного аппарата на другой вида деятельности  на взаимодействие с окружающей природой и обществом, поэтому данный туризм обладает огромный мобилизующим и оздоровительным потенциалом. Заключение Таким образом, изучение теоретических аспектов проблемы адаптивного туризма как средства адаптации инвалидов к социальной среде позволил сформулировать следующие: Адаптационный процесс как интегративное системное динамическое образование, определяемое адаптационными ресурсами личности. Адаптация индивида представляет собой социально-психологический процесс и результат взаимодействия субъекта со средой, включающий в себя сбалансированное уравновешивание целостности и устойчивости личности с одновременной интеграцией и изменчивостью ее характеристик, так же и способов активности индивида со средой. Успешность осуществления процесса адаптации инвалидов определяется не только их состоянием здоро¬вья, индивидуально-личностными качествами и способами организации жиз¬недеятельности, но и зависит от самого адаптационного воздействия. Еще до сих пор остается недостаточно востребованным арсенал имеющих¬ся средств физической культуры и спорта для адаптации инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Адаптивная физическая культура представляет собой коррекционно-развивающее воздействие на инвалидов, которое применяется для обеспечения полноценного физического развития людей с инвалидностью, повышения двигательной активности инвалидов, восстановление и совершенствование их психофизических способностей, а также на предупреждение возникновения девиаций. Адаптивный туризм обладает огромный мобилизующим и оздоровительным потенциалом, так как расширяет жизненное пространство инвалидов с отклонениями в развитии опорно-двигательного аппарата и сближает их со здоровыми людьми, что обуславливает их психологическую реабилитацию и социализацию. Но еще одним важным моментом является то, что адаптивный туризм способствует переключению инвалидов с отклонениями в развитии опорно-двигательного аппарата на другой вида деятельности  на взаимодействие с окружающей природой и обществом, расширяя границы жизненного пространства инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата для актуализации их личностного развития.