Full text
Введение Актуальность исследования Я-концепции определяется особенностями современной социально-экономической ситуации, которая предъявляет высокие требования к личности в вопросах личностного и профессионального становления. Представления и осознание себя, оценка себя способствуют раскрытию личностного потенциала, обеспечивающего развитие способности к самоактуализации. Самоактуализация в свою очередь способствует осознанию тех самых личностных перспектив, собственного потенциала, при этом позволяя личности выходить на новый уровень развития собственного Я. Изучение вопросов Я-концепции имеет особое значение в ранней юности, так как это возраст приобретения психической зрелости, перехода к самостоятельности, период самоопределения, в том числе профессионального самоопределения. Мы рассматриваем Я-концепцию как наиболее важный и центральный объект в опыте юношеского возраста, который интегрирует многие характеристики личности и проявляется в самоуправлении потенциальными возможностями личности. Понятие «Я-концепция» зародилось в середине XIX века в русле феноменологической, гуманистической психологии, представители которой стремились к рассмотрению целостного человеческого «Я» как фундаментального фактора личности. Одним из первых исследователей вопросов содержания и структуры образа Я был У. Джеймс. Он указывал, что Я предстает в сознании двояким образом: как чистое (духовное) Я и как эмпирическое Я. В первом случае Я со¬знается как субъект сознания, во втором – как объект. Именно эмпирическое Я выступает объектом познания и отражает наличное, существующее сегодня [1]. Согласно Р. Бернса, Я-концепция есть совокупность всех представлений индивида о себе, которые имеют иерархическую структуру. На высшем уровне располагается глобальная Я-концепция, включающая всевозможные грани индивидуального самосознания. В самой Я-концепции Р. Бернсом выделяются описательный, оценочный и поведенческий компоненты, которые позволяют рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на себя [2]. Сегодня Я-концепция, традиционно, определяется как более или менее осознанная, переживаемая и в то же время неповторимая система представлений человека о самом себе. На основе имеющихся представлений он строит взаимодействие с другими людьми, осуществляет регуляцию своего поведения и деятельности. В структуре Я-концепции выделяют когнитивный, оценочный и поведенческий компоненты. Когнитивный компонент или образом «Я» представлен суммой восприятий, мыслей и чувств человека по отношению к себе. Познавая себя, личность накапливает знания о себе, о своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и других свойствах. Эти знания представляют содержательную часть Я-концепции. Но, как отмечает А.А. Екимов, «Я – концепция» - это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний [3]. Оценочный компонент представлен самооценкой личности. В самооценке отражается то, что человек узнает о себе сравнивая себя с другими, его представление о собственной активности, его осознание своих действий, личностных качеств. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе его мировосприятия. В структуре личности самооценка выражает базовые свойства личности и, наряду с другими факторами, отражает ее направленность и активность. В. В. Столин отмечает, что самооценка основана на оценке индивидом самого себя. Оценка происходит на основании соотнесения актуальных для индивида целей и достижений. Если, по представлению субъекта, его особенности и качества способствуют достижению цели, то Я приобретает положительную оценку, если же нет – отрицательную [4]. Предметом самооценки индивида могут являться его тело, его способности, его социальные отношение и другие личностные проявления. Динамическая совокупность частных самооценок интегрируется в обобщенное переживание, связанное с целостным образом Я [5]. Поведенческий компонент предстаёт как субъективное восприятие, оказывающее влияние на собственное поведение. Человек строит не только теорию самого себя, такого, какой он есть сегодня, но и такого, каким бы он хотел быть в будущем. Наличие такой концепции будущего «я» является важнейшим мотивирующим фактором, побуждающим человека к действиям, направленным на саморазвитие, самореализацию, самоактуализацию. Таким образом, Я-концепция определяет все аспекты поведения человека и играет ключевую роль в самоактуализации и реализации потенциала личности. Феномен «самоактуализация» понимается как стремление человека к наиболее полному раскрытию и реализации своего личностного потенциала, к развитию, сохранению и максимальному проявлению лучших черт личности. Данное понятие достаточно часто используется как синоним «саморазвитию», «самореализации». Термин «самоактуализация» впервые появился в работах К. Гольштейна и описывался им как важнейший мотив человеческой жизни, направленный на удовлетворение потребностей человека, преодоление внутреннего дефицита [по 6]. А. Маслоу под самоактуализацией понимал максимальное раскрытие потенциала личности, ее способностей. Стремление к самоактуализации проявляется в высокой мотивации роста, постановке сложных целей, готовности прилагать необходимые усилия, творчески подходить к решению стоящих перед личностью проблем. Личностей, имеющих высокую мотивацию развития, принимающих себя, свои чувства, эмоции А. Маслоу называл самоактуализирующимися [7]. Ряд других отечественных психологов в лице Б. Г. Ананьева, А. А. Бадалева, М. И. Дьяченко рассматривают самоактуализацию как переход из потенциального состояния в актуальное, при этом раскрытие своих возможностей может происходить как в профессиональной, так и в учебной деятельности. В работах Расторгуевой Е.Н. самоактуализация определяется как процесс реализации индивидуальности человека. При этом процесс реализации индивидуальности человека направлен на «более полное осуществление постоянно развивающегося потенциала человека через различные виды активности, в системе которых ведущую роль играет субъектная активность, когда человек выстраивает связи с миром в соответствии со своим внутренним миром (своей индивидуальностью) …» [8, с. 195]. Таким образом самоактуализация трактуется как движение к личностной и профессиональной зрелости. Анализ научной литературы дает основание утверждать, что важными детерминантами стремления к самоактуализации подростков является развитие самосознания, основой которого выступает стремление к самопознанию и формирование собственной самооценки. Сущность самоактуализации состоит в самоорганизации, упорядочивании компонентов системы потенциала саморазвития человека. Методология и результаты исследования В рамках эмпирической части исследования проверялась гипотеза о различии в выраженности компонентов Я-концепции у респондентов с разным уровнем самореализации. Эмпирическое исследование проведено в 2020 году. В исследовании приняли участие ученики средних общеобразовательных школ г. Кирова и Кировской области. Выборка составила 61 школьник, из них 42 девочки и 19 мальчиков. Возраст респондентов от 16 до 18 лет (Мср=16,6; =0,7). Выбор возрастного диапазона участников исследования определялся тем, что именно период ранней юности характеризуется появлением чувства своей неповторимости, индивидуальности, становлением личности как субъекта собственного развития. В качестве методического инструментария были использованы: шкала самовосприятия, позволившая выявить содержательные характеристики когнитивного компонента Я‐концепции; методика исследования самоотношения (МИС) С. Р. Пантилеева, с помощью которой изучен оценочный компонент Я‐концепции. Поведенческий компонент Я-концепции в данной работе не исследовался. Для выявления уровня самоактуализации применялась методика диагностики реализации потребностей в саморазвитии. Для первичной обработки данных использовалась программа Excel 2016, для статистической обработки данных SPSS 13.0 for Windows. Статистическая обработка данных включала методы дескриптивной статистики, в частности подсчитывались средние значения, процентные отношения. Для выявления уровня значимости различий компонентов самоотношения по уровню саморазвития применялся критерий φ* - угловое преобразование Фишера, непараметрический критерий U–критерий Манна–Уитни. Представим основные результаты исследования. На первом этапе исследования была проведена диагностика потребностей в саморазвитии. По результатам диагностики получили, что 64% респондентов активно реализуют свои потребности в саморазвитии. Это может выражаться в желании открывать в себе чего-то новое, формировать новые качества, умения, а также проявляться в становлении ответственности за построение своего жизненного пути. Респонденты, характеризующиеся отсутствием сложившейся системы саморазвития, составили 34% от всей выборки. И только 2% респондентов находятся в стадии остановившегося саморазвития. Результаты данной методики позволили выделить группы респондентов с высоким, средним и низким уровнем саморазвития. Группа с низким уровнем саморазвития из дальнейшего анализа была исключена, в связи с очень маленьким ее наполнением (всего 1 человек). На втором этапе исследования были изучены содержательные характеристики когнитивного компонента Я‐концепции как на выборке в целом, так и в группах с разным уровнем саморазвития. Результаты исследования представлены в таблице 1. Каждый респондент имел возможность указать несколько выборов. Характеристики, занимающие ранговые места с 1 по 9 указали более 50% респондентов от всей выборки. Эти характеристики (хороший друг, надежный, счастливый, общительный, фантазер, оптимист, добросовестный, подвержен настроению, умный) респонденты наиболее часто относят к себе и оценивают их как наиболее устойчивые. Таблица 1 – Количество выборов по шкале самовосприятия Бернса, в % Ранг Характеристики Группа со средним уровнем саморазвития Группа с высоким уровнем саморазвития Критерий φ*-угловое преобразование Фишера 1. Я хороший друг 71,4 94,9 4.858** 2. Я человек надежный 57,1 82,1 3.917** 3. Я счастливый 57,1 79,5 3.387** 4. Я общительный 52,4 76,9 3.748** 5. Я фантазер 66,7 66,7 0 6. Я оптимист 28,6 74,4 6.604** 7. Я добросовестный 47,6 61,5 1.994* 8. Я подвержен настроению 47,6 56,4 1.131 9. Я умный 38,1 56,4 2.567** 10. Я раздражительный 57,1 43,6 1.838* 11. У меня все получается 14,3 59,0 6.965** 12. Я неуклюжий 57,1 23,1 5.028** 13. Я интроверт 42,9 25,6 2.546** 14. Я тугодум 23,8 23,1 0.17 15. У меня ничего не ладится 33,3 7,7 4.596** Примечание: ** - уровень значимости p≤0,01; * - уровень значимости p≤0,05 Сопоставляя частоту встречаемости характеристик самовосприятия у разных групп респондентов отметим, что респонденты с высоким уровнем саморазвития значимо чаще относят к себе такие качества, как хороший друг, надежный человек, счастливый, общительный, оптимист, добросовестный, умный, все получается. Данные качества отражают позитивную оценку респондентами себя, присутствие данных качеств их радует. Респонденты со средним уровнем саморазвития, чаще, в сравнение с респондентами с высоким уровнем саморазвития, относят к себе такие качества как раздражительный, неуклюжий, интроверт, ничего не ладится. При этом, данные качества получили оценку «мне это неприятно», за исключением интроверт, которое получило оценку «мне это безразлично». На третьем этапе исследования с помощью методики самоотношения (МИС) С. Р. Пантилеева был изучен оценочный компонент Я‐концепции (рис 1). Рис.1 – Уровневая выраженность шкал самоотношения, в % Анализ результатов по всей выборке показал, что большинство респондентов имеют среднюю выраженность показателей самоотношения. Вместе с тем, можно наблюдать респондентов с низким и высоким уровнем выраженности некоторых шкал. В частности, наибольшее количество респондентов, имеющих низкий уровень выраженности признаков самоотношения наблюдается по шкалам «самопривязанность», «самопринятие», «самообвинение», «конфликтность». По шкале «самопривязанность» низкий уровень имеют 24% респондентов. Данным респондентам характерно лабильность Я-концепции, сильное желания измениться, поменять себя, неудовлетворённость собой. Низкий уровень по шкале «самопринятие» имеют 16% респондентов. У таких респондентов может отсутствовать дружеское отношение к себе, они могут быть несогласны с самим собой, эмоционально не принимать себя и собственные планы. Низкие значения по шкалам «внутренняя конфликтность» и «самообвинение» выявлены у 18% и 19% респондентов соответственно. Данные респонденты отрицают явные внутренние конфликты, у них отсутствуют негативные эмоции в свой адрес. Высокий уровень выраженности признаков самоотношения наблюдается в шкалах «самоуверенность», «саморуководство», «самоценность». Высоким уровнем по шкале «самоуверенность» обладают 31% респондентов. Респонденты имеют представление о себе как о самостоятельном, волевом, энергичном человеке, который знает за что себя уважать, при этом у данной группы испытуемых отсутствует внутренняя напряженность. По шкале «саморуководство» высокий уровень наблюдается у 33% испытуемых. Основным источником активности является сам субъект, который представляется как внутренний стержень, организующий личность в постановке и достижении цели. Высокий уровень по шкале «самоценность» имеет 33% испытуемых, что показывает заинтересованность в собственном Я, ощущение ценности, значимости личности для себя и других. Статистическая обработка данных с целью выявления различий в уровне выраженности показателей самоотношения у респондентов с разным уровнем саморазвития проводилась с применением U–критерия Манна–Уитни (табл.2). Таблица 2. Результаты сравнения выраженности шкал самоотношения у респондентов с разным уровнем саморазвития, n=60 Название шкалы (max) Уровни саморазвития Значения U–критерия Манна–Уитни средний высокий Эмпирическое значение Уровень значимости Замкнутость (11) 6 6,6 366,5 0,5 Самоуверенность (14) 7,2 10,4 156 0,00 Саморуководство (12) 6,3 8,2 240 0,008 Отраженное самоотношение (11) 4,4 6,6 185,5 0,00 Самоценность (14) 6,4 10,2 118 0,000 Самопринятие (12) 6,4 8 270 0,03 Самопривязанность (11) 4,3 5,4 323 0,177 Внутренняя конфликтность (15) 9 6,9 300,5 0,09 Самообвинение (10) 7,2 4,9 234,5 0,006 Сопоставляя выраженность шкал самоотношения у разных групп респондентов отметим, что у респондентов с высоким уровнем саморазвития наиболее выражены шкалы самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотношение, самоценность, самопринятие. Заметим, что первые три шкалы относятся к фактору самоуважения, а последние две к фактору аутосимпатии. У респондентов со средним уровнем саморазвития выраженность шкалы самообвинение значимо выше, в сравнении с респондентами с высоким уровнем саморазвития. Данная шкала относится к фактору самоуничижения. Заключение. В своем исследовании мы исходили из того, что уровни саморазвития находят отражение в различной организации компонентов структуры Я-концепции. Результаты проведенного исследования подтвердили, что респонденты, активно реализующие свои потребности в саморазвитии имеют более позитивное отношение к собственному Я. Их отличает самоуважение и аутосимпатия, которые проявляются в отношении к себе как к личности, в доверии к себе и к модели своего поведения. Респонденты, у которых наблюдается недостаточно сложившаяся система саморазвития чаще имеют низкую самооценку и в целом видят в себе по преимуществу недостатки. Полученные результаты исследования легли в основу разработки практических рекомендаций по оптимизации самоотношения. В частности, были подобраны упражнения на выработку позитивного отношения к образу Я. Решались задачи по расширению представлений о собственном Я, фокусированию внимания на положительных качествах личности, изменению отношения к негативным представлениям, активизации процессов самопознания и саморазвития.