Full text

Введение

 

Современные дети растут вместе с ускоряющимся развитием цифровых технологий, которые не могут обойти стороной никого и так или иначе влияют на жизнь каждого человека.

Внедрение цифровых технологий для детей носит проблемный и актуальный для исследования характер, так как имеет плюсы и минусы, которые влияют на большие группы детей разных возрастов, объединяя их в создании и потреблении трендов в покупках современных смартфонов и других гаджетов.

Экономическим аспектом исследования является развивающаяся доля рынка цифровых детских гаджетов, своеобразный механизм ценообразования и высокая роль конкуренции производителей цифровых медиаустройств.

Предметом исследования будет взаимодействие детей в возрасте до 18 лет и цифровых технологий, которые приобретаются для их обучения, развития и досуга.

Рассматриваемым периодом будут 2015–2019 гг. Верхняя точка периода обусловлена пиком внедрения цифровых технологий в детском сегменте.

Методы, которые были использованы при проведении исследования: сравнительный анализ, обработка и изучение литературы, анализ документации, синтез информации, классификация и обобщение представленных данных из различных информационных источников.

Целью исследования является изучение рынка современных технологий гаджетов для детей, его динамики и перспектив развития в российской экономике.

 

 

 

 

Методология и результаты исследования

 

Начиная с 2015 г. российский рынок детских гаджетов имеет положительную тенденцию продаж по сравнению с предыдущими периодами. Несмотря на экономический кризис в российском бизнесе того периода, их объем составил 22,4 млн устройств, что на 39% больше, чем в 2014 г. [1]

Опрос представителей крупных интернет-магазинов по продаже высокотехнологичных гаджетов детского и взрослого сегмента в конце 2016 г. показал, что большинство из них прогнозировали рост их бизнеса более чем на 40% в 2017 г. и на 50% к 2019 г.

Однако низкий рост потребительской способности в России на протяжении этого периода был обусловлен тяжелой кризисной ситуацией отечественной экономики, основанной на отрицательном информационном фоне, различных финансовых процессах внутреннего и внешнего экономического пространства, а также ухудшающемся личном финансовом состоянии населения. Статистика показывает, что по приведенным расчетам на свободные траты у россиян оставалось 10–15% доходов при рассчитанном среднем доходе на душу населения в 31,5 тыс. рублей в месяц. В итоге производители товаров длительного спроса, в том числе и детских товаров, конкурировали за 4,7 тыс. рублей в месяц, или 56,7 тыс. рублей в год [2].

Мнение руководителя отдела продаж «Яндекс-маркет» по вопросу повышающегося спроса на детские товары и одновременной снижающейся покупательской способности было таковым: «Все развлечения, которые имеют россияне, – это забота о детях. Люди замещают траты на бытовую технику и автомобили вложением в детей. Ведь желание тратить деньги не пропадает, а возможностей сейчас больше в этой категории» [3].

Как показывает исследование, одним из способов экономии, который был найден россиянами, стала покупка товаров в Интернете – 36% покупателей предпочитали покупку онлайн, где цена на «умные» игрушки ниже примерно на 5%, нежели офлайн.

Прогнозы бизнес-аналитиков подтверждаются цифрами, результирующими продажи. Так, в 2017 г. рост продаж детских гаджетов показал 59% в положительной динамике по сравнению с прошлыми годами, из которых онлайн-торговля достигла 20% общего оборота. Почти половина покупок, совершаемых в Интернете, приходилась на «умные» игрушки стоимостью от 3 тыс. рублей, однако ассортимент продаваемой продукции на просторах Интернета постепенно увеличивался.

 

 

 

Рис. 1. Лидеры интернет-продаж детских гаджетов 2018 г.

Согласно приведенному выше рис. 1 можно сделать вывод о том, что лидирующую позицию в продаже детских гаджетов занимает Aliexpress – международный сайт, основанный китайскими разработчиками, по продаже товаров различных отраслей использования с доставкой по всему миру. Далее похожий по своему принципу Ozon, и в конце позиции практически поделили российские сети магазинов и интернет-магазины «Детский мир» и «Дочки-сыночки», доля продаж которых составила 13% и 10% соответственно.

Медиасреда современного мира отличается ассортиментом своего «производства» и переменчивыми предпочтениями ее потребителей. Дети в возрасте от 5 до 12 лет являются активными пользователями продуктов нового медиапространства и опережают уже не только взрослых, но и подростков, а также молодых людей.

Опираясь на результаты исследования Института современных медиа, приведем основные позиции, которые были выработаны в его процессе.

Большую долю медиапотребления детей в настоящий момент составляют телевидение и видеоролики на YouTube. Просмотр видео на планшетах и компьютерах уходит на второй и третий план. Основными потребителями телевидения являются дети в возрасте от 4 до 7 лет – 78%, видео на YouTube – 63% детей от 8 до 12 лет.

 

 

 

Рис. 2. Диаграмма медиапотребления детей в классификации их возраста и источников

 

Так, независимо от уровня доходов родителей, 22,6 млн российских детей в возрасте от 0 до 12 лет имеют возможность использовать смартфон или планшет в качестве досугового или образовательного контента.

Согласно исследованию, собственный телефон или планшет, иногда и оба устройства сразу, появляются у детей уже в трехлетнем возрасте (45%) или к десятилетнему возрасту (93%).

Самые популярные форматы медиаактивности ребенка в доподростковом периоде – это просмотр телевидения и чтение, а их инструментами в основном выступают телевизоры и смартфоны. Инновационным явлением медиапотребления стал массовый просмотр детьми видеоконтента на YouTube (48% в 0–12 лет), использование мессенджеров (35% в 8–12 лет), общение детей с 8–10 лет в социальных сетях (36% в 8–12 лет) [4].

Безусловно, катализаторами данной активности детей в медиапространство стали доступность и изобилие гаджетов, которые позволяют иметь доступ к различного рода форматам информации и развлечениям. Если рассмотреть предпочтения потребителей в медиасфере за последние 10 лет, то можно найти устойчивые колебания приоритетов и вкусов, которые в своем выборе задерживаются на период 6–12 месяцев. С появлением смартфонов с большим экраном использование телевизора, планшета или компьютера уходит на второй план.

Так, тренды и медийные предпочтения людей связаны с ростом продаж на рынке соответствующих товаров, а удобство и недорогая цена современных смартфонов выдвигают их на пьедестал продаж среди остальных устройств.

Например, новыми гаджетами, которые открыли для себя россияне, стали мобильные устройства, предназначенные для удалённого контроля за детьми.

За девять месяцев 2019 г. россиянами было приобретено 3,1 млн смарт-часов общей суммой продаж на 19,4 млрд рублей, что показало динамику данного сегмента рынка по сравнению с 2018 г. почти в 2 раза по объему продаж и валовой выручке [5]. Из них 17% приходится на детские «умные» часы, остальные продажи связаны с приобретением фитнес-трекеров и классических Smart Watch.

На сентябрь 2019 г. общее количество проданных детских цифровых носимых устройств достигло 530 тыс. штук стоимостью 1,3 млрд рублей. Однако средняя цена гаджета приобрела тенденцию к снижению в среднем на 8% и составила 2,4 тыс. руб. за устройство.

Конкуренция на рынке детских смарт-часов набирает обороты и выражается в механизме ценообразования, который можно проследить в динамике: два года назад минимальная цена на устройство начиналась от 2,0 тыс. рублей, сейчас она снизилась до точки в 1,2 тыс. рублей.

Причинами роста потребительской корзины в данном сегменте рынка аналитики называют бюджетность покупки, функциональность устройств и удобство при их использовании детьми в основном за счет простоты в обращении. Суть функционирования данных часов основана на удаленном контроле местоположения ребенка при помощи специальной сим-карты при отсутствии телефона. Некоторые из часов обладают функцией голосового сообщения и передачи текстовых сообщений с помощью пары кнопок.

Как показывают результаты исследования, более половины детей носят гаджеты с собой постоянно, и только 5% потребителей пользуются ими редко. Наиболее активными пользователями данных часов являются дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста (5–10 лет).

С возрастом и увеличением самостоятельности ребенка теряется необходимость в постоянном удаленном контроле и приобретаются классические смарт-часы или фитнес-браслеты, которые служат не только для связи, но и для отслеживания спортивных нагрузок. Такими устройствами пользуются и молодые люди, и взрослые, для которых часы больше являются цифровым функциональным аксессуаром.

По данным анализа телефонных разговоров компании «МТС», в сентябре 2019 г. продолжительность разговоров по детским смарт-часам увеличилась на 27% относительно аналогичного периода прошлого года, что, безусловно, связано с началом нового учебного года. Средняя продолжительность разговоров детей за месяц по «умным» часам составила чуть менее одного часа, однако более 15% детей потратили время на разговоры с родителями около 100 минут в месяц по всем устройствам [6].

Основываясь на рассмотренных нами показателях и фактах, исследуем изменения в социально-психологических аспектах в результате увеличивающегося цифрового влияния на детей.

Многие ученые считают, что дети дошкольного и школьного возраста приобретают основные умения и навыки в процессе общения с взрослыми и сверстниками в учреждениях дошкольного возраста. Однако с учетом резкого перехода в цифровое пространство детей данной возрастной категории семья и близкие все больше отходят на второй план, так как внимание ребенка больше сосредоточивается на развлечениях в гаджетах и просмотре телевидения.

Безусловно, отношения «семья – ребенок – гаджет» имеют различные особенности и принципы в сути их построения, где главную роль берет на себя родитель, позволяющий или запрещающий присутствие гаджета в жизни ребенка и контролирующий степень его влияния.

Нередко можно выявить зависимость отличительных черт, проявляющихся у ребенка, который использует один или несколько гаджетов, от ребенка, который не пользуется различными медиаустройствами либо пользуется очень редко.

Ребенок, часто взаимодействующий с техникой, как правило, будет обладать следующими чертами характера:

-          бережливость к вещам;

-          тревожность и агрессивность после использования гаджета (особенно после игр и приложений);

-          самостоятельность в выполнении зданий;

-          быстрая адаптация к новым технологиям;

-          гибкое и подвижное мышление;

-          четкое осознание последствий своих поступков.

Черты характера, которые будут проявляться у ребенка, не использующего гаджеты:

-          повышенная социальная активность;

-          соблюдение этических норм воспитания с малознакомыми людьми;

-          осознанная позиция и умение ее отстаивать;

-          открытость в общении;

-          вежливость;

-          спокойствие в принятии решений и послушность в исполнении просьб.

Таким образом, обобщив вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что гаджеты имеют различное влияние на детей в зависимости от частоты и направления их использования, они развивают в них как положительные, так и отрицательные черты характера. Поэтому роль родителя при позволении детям использования медиаустройств и техники возрастает с усиленной функцией контроля над просматриваемым контентом и временем потребления этой техники. При ослаблении этой роли ребенок, который еще не овладел качеством самоконтроля, может приобрести негативные черты, быть асоциальным и тревожным.

Однако решение не позволять ему использовать гаджеты также ведет к негативным последствиям: гибкость мышления, приобретаемая при взаимодействии с техникой, очень важна в современном цифровом мире, развивает технические и логические способности ребенка, которые составляют фундамент для получения и использования знаний и опыта, приобретенных в процессе обучения.

Так, только при условии правильного сочетания времени, потраченного на использование ребенка гаджетом, и времени на спортивные игры, образовательные и развивающие занятия, общение с семьей и сверстниками возможно добиться максимально положительных последствий использования современных цифровых технологий ребенком, которые позволят ему обладать навыками работы с устройствами, держать в балансе социальное и психологическое состояние.

 

Заключение

 

Современный мир информационной экономики аккумулирует в себе взаимодействие различных инструментов цифровой активности населения всей страны и мира в целом. Невозможно представить нашу жизнь без компьютеров, телефонов, Интернета и иных технологических благ, которые были разработаны и активно внедрены за последние 20 лет. Однако инновации не всегда приносят пользу, и сейчас мы можем заметить, как люди становятся более зависимыми от потребления информационных новшеств, асоциальными и замкнутыми. Дети как социально неустойчивая категория населения остро и активно принимают все технологии с их положительными и отрицательными последствиями, что не может не беспокоить не только их родителей, но и общество в целом.

В приведенном исследовании рассматривалась роль «умных» технологий в жизни детей и последствия их взаимодействия.

В заключении приведем основные результаты исследования, которые были получены нами.

Во-первых, экономический анализ рынка цифровых технологий для детей показал положительную динамику развития, большой ассортимент потребляемой продукции и быструю переменчивость в выборе продукта. Так, в 2017 г. рост продаж детских гаджетов показал 59% в положительной динамике по сравнению с прошлыми годами, из которых онлайн-торговля достигла 20% от общего оборота.

Новой чертой покупок «умных» товаров для детей стало приобретение последних через интернет-магазины, которые занимают почти половину всех продаж в исследуемом сегменте.

Катализаторами данной активности детей в медиапространство, по нашему мнению, стали доступность и изобилие гаджетов, которые позволяют иметь доступ к различного рода форматам информации и развлечениям.

Во-вторых, нами определены основные продукты потребительской корзины в детском сегменте цифровых технологий. Основную долю медиапотребления детей в настоящий момент составляют телевидение и видеоролики на YouTube. Просмотр видео на планшетах, компьютерах уходит на второй и третий план. Основными потребителями телевидения являются дети в возрасте от 4 до 7 лет – 78%, видео на YouTube – 63% детей от 8 до 12 лет.

Детскими гаджетами, ставшими открытием для россиян в последний год, стали устройства, предназначенные для удалённого контроля за детьми. Причины роста потребительской корзины в данном сегменте рынка обусловлены следующими позициями: бюджетность покупки, функциональность устройств и удобство при их использовании детьми в основном за счет простоты в обращении.

В-третьих, нами были сделаны выводы о влиянии использования цифровых устройств детьми, приведены определенные черты, проявляющиеся у ребенка при тесном или слабом взаимодействии с гаджетами.

При условии правильного сочетания времени, потраченного на использование ребенка гаджетом, и времени на спортивные игры, образовательные и развивающие занятия, общение с семьей и сверстниками возможно добиться максимально положительных результатов использования ребенком современных цифровых технологий.