Full text

Введение

 

Неоспоримая роль культуры в жизни человека, общества и государства в целом связана с ее свойством аккумулировать, сохранять и передавать человеческий опыт [1]. На участие в глобальном диалоге стран и культур всего мира российская культура и культура отдельных регионов может претендовать только при условии развития инфраструктуры, непрерывного совершенствования культурного производства, коммуникаций, усиления подготовки кадров, поддержки творческих сообществ, реализации культурных инноваций. Достижение согласия и поддержание баланса между всеми официальными, творческими, общественными силами, стремящимися к развитию культуры, – прямая задача государственного управления.

Культурное наследие России, в свою очередь, является одним из значимых факторов развития туризма. В последние десятилетия туризм рассматривается как ведущее направление международной экономической деятельности многих регионов России, что закономерно влечет усложнение и комплексность данной сферы. Перспективность развития туризма, сравнительно высокая доходность туристской индустрии в совокупности с масштабностью культурного наследия субъектов России и отсутствием на протяжении многих лет должного внимания к проблеме его сохранения обусловливают важность изучения эффективности государственного управления в данной сфере.

Методология и результаты исследования

 

В исследовании применялись общенаучные методы, включая системный подход, сравнительно-правовой анализ законодательных и подзаконных актов и публикаций по проблемам и перспективам исследуемой сферы.

Регулированию сферы культуры и туризма на федеральном уровне принадлежит ведущая роль, но во многом его результат обеспечивается общностью целей и задач социально-экономического развития территории и согласованностью действий различных управленческих структур по их решению (достижению) [2].

Стратегические приоритеты развития России, установленные указом Президента РФ 7 мая 2018 г. [3], сконцентрированы на научно-технологическом и социально-экономическом развитии страны и решении демографических проблем, улучшении качества жизни населения, создании максимально комфортных для проживания населения условий, в т. ч. способствующих самореализации и творческому развитию граждан. Решение названных задач невозможно без укрепления фундаментальной основы процессов развития, сохранения и укрепления суверенитета и самобытности народа – культуры. Собственно, культура выделена в этом указе в качестве направления, по которому правительству РФ была поручена разработка соответствующего национального проекта.

Государственная политика России в сфере культуры имеет целью укрепление единства российского народа и формирование гармонично развитых личностей, а основы ее опираются на заложенные в Конституции РФ гражданские свободы и права, а также взаимные обязанности и ответственность граждан и государства. Государственная культурная политика России органично вписывается в Стратегию национальной безопасности РФ [4], поскольку является одним из определяющих факторов укрепления и обеспечения последней в сохраняющихся условиях утраты традиционных духовно-нравственных ценностей, общероссийской идентичности народов России.

В соответствии с установками и приоритетами государственного управления в сфере культуры Российская Федерация ориентирована на обеспечение суверенности, территориальной целостности и защиты прав граждан России не только на территории страны, но и за рубежом [5]. Внутренняя государственная культурная политика в настоящее время ориентирована на возрождение традиционных ценностей, обеспечение культурного многообразия и единства культур, патриотизм, государственную поддержку традиций, в т. ч. конфессиональных.

Культурная политика России формируется и реализуется на основании иерархически структурированной системы законодательных норм, концептуальную основу которой составляет Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ [6]. В рамках государственной культурной политики России признается важность обеспечения национальной безопасности в культурной сфере. В этих целях важными направлениями обеспечения безопасности называются сохранение идентичности народов России, в особенности коренных и малочисленных, развитие гражданских позиций и патриотизма, в особенности в молодежной среде, создание и поддержание единого культурного пространства на территории государства, сохранение и преумножение традиционных духовно-нравственных ценностей. Указанные стратегические цели заявлены и в отдельном разделе Стратегии национальной безопасности России. В данном документе развитие внутреннего культурно-познавательного туризма представлено как мера, способствующая укреплению национальной безопасности в области культуры.

Цели государственной культурной политики, ее принципы и задачи сформулированы в Основах государственной культурной политики [7] и получили дальнейшее развитие в Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 г. [8] Названная стратегия предусматривает не только цели, задачи и приоритетные направления реализации культурной политики, но и сценарные варианты реализации самой стратегии, современную модель культурной политики и механизмы ее реализации.

В соответствии с разработанной Стратегией государственной культурной политики ее реализация возможна по трем сценариям. В рамках реализации базового сценария предполагается поступательное закрепление имеющихся положительных тенденций и преодоление существующих проблем в сфере культурной политики, сдержанная динамика увеличения расходов на культуру. Реализация данного сценария к конечному периоду стратегического прогнозирования позволит заметно улучшить качество человеческого потенциала, модернизировать материально-техническую базу, но не обеспечит взрывного развития сферы культуры. Реализация Стратегии государственной культурной политики по инновационному сценарию предполагает максимально быстрое достижение качественно нового социального статуса культуры, наибольшее увеличение расходов на ее мероприятия, в т. ч. за счет развития традиционных и инновационных альтернативных источников финансирования, таких как меценатство, государственно-частное партнерство и проч. Реализация данного сценария позволит обеспечить достижение прорывных результатов, значительно развить человеческий капитал и систему профессионального образования, обеспечивая задел на лидерство государства в исследуемой сфере. В соответствии с инерционным сценарием реализации Стратегии государственной культурной политики основные тенденции в культурной сфере будут сохраняться, а проблемы будут решаться достаточно медленно. Реализация данного сценария обеспечит стабильность положения сферы культуры, но заложенные в нем механизмы и средства не способны обеспечить приоритетов, предусматриваемых Основами государственной культурной политики. Базовый сценарий реализации Стратегии государственной культурной политики является наиболее реалистичным, его практическое воплощение способно обеспечить приоритетность развития сферы культуры.

В рамках развития государственной культурной политики важное внимание уделено сфере туризма. Популяризация туристской привлекательности России, улучшение инфраструктуры для развития въездного туризма рассматривается в настоящее время как одно из средств расширения влияния российской культуры в иностранных государствах. Сохранению единого культурного пространства, активизации культурного потенциала, активизации устранения региональных диспропорций, популяризации познавательного и семейного туризма, повышению социального статуса семьи и укреплению роли данного социального института в сфере культуры в целом призвано способствовать эффективное использование туристского потенциала российских территорий, в частности территорий, отличающихся спецификой этнокультурного характера, а также применение таких инструментов, как брендинг территорий и целенаправленное развитие специфичных видов туризма – этнического и паломнического.

Государственное регулирование и поддержка развития культуры и туризма осуществляются набором инструментов в рамках реализуемой программы «Развитие культуры и туризма», рассчитанной на 2013–2020 гг. [9], которые призваны обеспечить результаты по приоритетным направлениям государственной политики. В качестве основной цели реализации данной программы заявлено развитие национальной культуры и туризма в стране. Программа включает несколько подпрограмм и федеральных целевых программ. В настоящее время осуществляется реализация последнего из трех этапов данной программы, что позволяет рассмотреть промежуточные итоги ее реализации. Общий объем финансового обеспечения на реализацию данной программы превышает 847,5 млрд руб., при этом более чем 620 млрд руб. освоено до начала 2019 г. По многим направлениям, предусмотренным в рассматриваемой программе, достигнуты положительные результаты, например, более 1500 учреждений культуры получили возможность обновить материальный фонд, отдельные малые города получили целевую финансовую поддержку на восстановление и сохранение исторических центров. На средства, выделяемые в рамках программы, в субъектах федерации было реализовано проведение культурных мероприятий и профинансировано создание новых объектов: в регионах были открыты новые концертные залы и филармонии. Значимым событием стало открытие Всероссийского виртуального зала, в формате которого объединены около шестидесяти точек удаленного доступа в 25 регионах. На четверть увеличилось количество организуемых выставок, при этом увеличилась доля выставок, посвященных знаковым культурным и историческим событиям.

В решении задачи сохранения единого культурного пространства и активизации культурного потенциала территорий осуществляется развитие отечественной кинематографии. В 2018 г. российская киноиндустрия обеспечила прорыв в завоевании зрительского доверия, в прокат вышло 142 фильма российского производства (27,3% от общего числа фильмов в прокате 2018 г.), из которых 39 были поддержаны Фондом кино. Также было открыто 359 кинозалов, в т. ч. в не охваченных ранее регионах. Устойчивую динамику роста демонстрируют ключевые показатели в области театрального искусства: в России на начало 2019 г. функционирует 647 профессиональных театров, за период с 2012 по 2018 г. на 41% увеличилась театральная посещаемость, при этом наибольший рост посещаемости театров детьми по возрастным категориям наблюдается в группе от 0 до 6 лет (темп роста составил 17,2%), наименьший – в категории 16+ (темп роста 4,4%). Наблюдается увеличение интереса населения к классической музыке. В соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2018 г. на базе Московской государственной академической филармонии создан Российский национальный молодежный симфонический оркестр в рамках реализации программы «Национальный молодежный симфонический оркестр – Симфоническая академия», нацеленной на формирование высокопрофессионального кадрового резерва для лучших симфонических оркестров страны, преодоление существующей тенденции оттока талантливых оркестровых музыкантов за рубеж, привлечение широкой молодежной аудитории к академической музыке. Объем музейного фонда федеральных российских музеев на начало 2019 г. составляет более 22 млн единиц хранения, наблюдается ежегодное увеличение количества реализуемых выставочных мероприятий (в 2018 г. их количество составило 3647 выставок), важным показателем развития музейного дела является увеличение передвижных выставочных проектов в России и за рубежом [10].

За период действия государственной программы «Развитие культуры и туризма» увеличилось также общее количество библиотек и организаций, оказывающих библиотечно-информационные услуги (на начало 2019 г. их количество в России превышает 42 тыс., в них трудятся более чем 130 тыс. человек). Общее количество посещений библиотек в 2018 г. составило 442 млн против 435,6 млн посещений в 2012 г. При этом с 67 млн в 2012 г. до 90 млн в 2018 г. выросла посещаемость массовых мероприятий, проводимых в библиотеках. В 2018 г. продолжилось развитие Национальной электронной библиотеки (НЭБ) – основного информационно-библиотечного ресурса. По сравнению с 2017 г. общий фонд НЭБ увеличился почти на 240 тыс. ед. и составил 4,5 млн электронных документов. На 67% выросло количество пользователей НЭБ (в 2018 г. этот показатель достиг 103,8 тыс. человек).

Сеть культурно-досуговых учреждений (КДУ) представляет собой наиболее крупный сегмент отраслевой инфраструктуры – 48,1% от общего количества учреждений культуры. Именно КДУ непосредственно обеспечивают доступ к культурным благам, в том числе для жителей самых отдаленных населенных пунктов. В этой связи возрождение домов культуры, особенно на селе, является ключевым направлением работы по созданию, укреплению и развитию инфраструктуры в регионах. В 2018 г. были введены в эксплуатацию семь домов культуры, из которых шесть домов культуры были построены и один реконструирован, по Госпрограмме осуществлены строительство, реконструкция и капитальный ремонт 106 домов культуры. Не менее важной задачей 2018 г. была поддержка инновационных форм клубной деятельности.

Одним из главных конкурентных преимуществ Российской Федерации в мире является сложившаяся в стране система трехуровневого художественного образования: детские школы искусств – профильные училища – творческие вузы. По состоянию на конец 2018 г. отраслевое образование могло быть получено в 62 профильных высших учебных заведениях, из которых 47 находятся в ведении Министерства культуры РФ. Количество профессиональных учебных заведений среднего звена составляло на конец 2018 г. 236 ед., из которых в ведении Министерства культуры России находится 10, а количество детских школ искусств составляло 4955 ед. Рост конкурса на прием детей в школы искусств свидетельствует о востребованности дополнительного образования детей в них. В рамках развития народной культуры наблюдается также рост числа коллективов народного творчества: в 2018 г. их количество составило 273,6 тыс. ед., значительно активизировалась научно-исследовательская работа с участием специалистов Государственного Российского дома народного творчества.

К реализации государственной культурной политики России в соответствии со Стратегией государственной культурной политики до 2030 г. должны быть привлечены общественные организации и профессиональные союзы. При поддержке Министерства культуры РФ в рамках ее реализации осуществляется активное взаимодействие с различными некоммерческими структурами – Союзами театральных деятелей, кинематографистами и проч. При непосредственном участии данных профессиональных объединений осуществляется распределение государственного финансирования в форме грантов и стипендий. Участие в программе финансирования принимают более двадцати творческих союзов различных отраслей искусства. Ежегодно осуществляется предоставление 100 правительственных стипендий, предназначенных для стимулирования деятельности молодых творческих коллективов, талантливых деятелей искусства и культуры, развития работы региональных культурных учреждений. Размер каждой такой стипендии составляет 240 тыс. руб. в год.

Также важным направлением реализации Стратегии государственной культурной политики России до 2030 г. является совершенствование кадрового управления в данной сфере, повышение квалификации персонала и развитие профессиональных компетенций работников кадровой сферы.

В 2018 г. учреждения культуры и искусства продолжили развивать волонтерские программы. Проведение в Российской Федерации Года добровольца (волонтера) не только активизировало взаимодействие с волонтерскими организациями, но и дало старт новым проектам. Так, на базе ФГБУК «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» совместно с Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры в июле 2018 г. создан Центр информационной поддержки добровольческих движений. Центр проводит мониторинг мероприятий в сфере сохранения культурного наследия, ведет учет и анализ данных волонтерской деятельности во всех субъектах Российской Федерации. Также он занимается организацией пресс-конференций, лекций, круглых столов, привлечением и обучением волонтеров, организацией волонтерских кампусов, проведением субботников по благоустройству территорий объектов культурного наследия.

Одной из ключевых задач государственной культурной политики является гуманистическая роль культуры. Сущность ее заключается в возрождении традиций семейного воспитания, повышении статуса института семьи. При поддержке Министерства культуры РФ с 2015 г. осуществляется поддержка посещения населением федеральных музеев. Основная форма такой поддержки – бесплатный доступ на мероприятия федеральных музеев детям до 16 лет. К этой инициативе присоединились 69 региональных музеев. Согласно статистике, за последние три года дети совершили более 50 млн бесплатных посещений музеев.

Детский туризм рассматривается на современном этапе государственного управления сферой культуры в качестве эффективного инструмента формирования личности, развития гражданского самосознания, воспитания чувства патриотизма. В целях приобщения детей к историко-культурному наследию народов России Министерство культуры РФ совместно с регионами продолжило организацию экскурсий и путешествий для школьников. По поручению Президента РФ с 2013 г. реализуется национальный проект «Моя Россия», который дает возможность школьникам из самых отдаленных регионов приобщиться к великой истории и культуре нашей страны. При формировании групп особое внимание уделяется победителям олимпиад и конкурсов, детям из льготных категорий семей, воспитанникам детских домов и интернатов. В 2018 г. его участниками стали 20 460 школьников, в том числе 1 508 ребят из Дальневосточного федерального округа и 3 823 – из Сибирского федерального округа [11]. Расширилась география проекта: помимо Москвы, Санкт-Петербурга, Крыма и Севастополя в него вошли новые культурно-познавательные программы регионов Урала, Сибири и Дальнего Востока. Впервые был осуществлен маршрут «Легенды Байкала» (Республика Бурятия), вызвавший у школьников самые яркие эмоции. В целом было реализовано 12 маршрутов по 16 субъектам Российской Федерации.

Усиление и расширение влияния российской культуры в мире в последние годы реализуется посредством проектов «Русские сезоны» (крупнейший проект по представлению русской культуры иностранному зрителю). На протяжении года в одной из стран публике презентуется богатство, самобытность и масштаб российской культуры. В 2018 г. такой страной стала Итальянская Республика. К реализации 310 мероприятий в рамках сезона были привлечены 87 учреждений культуры из 74 итальянских городов. Одной из приоритетных задач 2018 г. стало наращивание российского культурного присутствия в мире, в том числе за счет проведения «перекрестных» культурных проектов (годы, сезоны), дней и фестивалей отечественной культуры, мероприятий, приуроченных к памятным датам и ориентированных на соотечественников за рубежом. В числе таких международных культурных проектов – фестиваль «Мы вместе!», нацеленный на консолидацию общественных объединений соотечественников, проживающих за рубежом, формирование позитивного имиджа России, оказание поддержки развитию деятельности культурных центров в ближнем и дальнем зарубежье. В 2018 г. фестивальные мероприятия состоялись на площадках российских центров науки и культуры 38 стран.

Таким образом, государственная политика России в сфере культуры и туризма реализуется по основным приоритетным направлениям, так или иначе находящим отражение в различных документах:

-          укрепление гражданской идентичности российского народа и развитие духовно-нравственных и культурных ценностей народов России;

-          реконструирование, материальное обеспечение и создание новых культурно-образовательных и музейных комплексов (концертных залов, творческих школ, выставочных пространств и т. д.), в т. ч. детских творческих школ, училищ и иных образовательных организаций;

-          восстановление и реконструирование культурно-досуговых организаций клубного типа в сельских поселениях;

-          развитие муниципальных библиотек, детских театров;

-          продвижение талантливой молодежи в сфере искусства;

-          подготовка новых квалифицированных кадров и развитие профессиональных компетенций действующих работников культуры, искусства, туризма;

-          в сфере туризма особое внимание уделяется созданию инфраструктуры для развития экологического его направления.

 

Заключение

 

Анализ направлений государственной политики России в сфере культуры и туризма позволяет утверждать, что их содержание соотносится с приоритетами национального развития, установленными документами стратегического планирования на период до 2024 г.

Однако необходимо отметить, что применяемые инструменты достижения национальных приоритетов не характеризуются комплексностью и системностью, что приводит к невысокой эффективности и умеренным результатам реализации государственной политики. К тому же развитию туризма уделяется недостаточно внимания, поскольку основные мероприятия, финансируемые по государственной программе, касаются культуры (в 2019 г. из общих 128,2 млрд руб. на туризм выделено 7,1 млрд руб.). Поэтому требуется проведение мероприятий по повышению эффективности инструментов развития сферы культуры и туризма, направленных на совершенствование инфраструктуры, повышение инвестиционной привлекательности данного сектора, увеличение объемов государственного финансирования путем предоставления налоговых льгот (вычетов) и субсидирования для бизнеса и населения, пересмотра территориальных приоритетов вложения средств для создания «точек роста» – туристических территорий, в том числе имеющих культурное наследие. Для обеспечения комплексного подхода в данной сфере целесообразно использовать механизм особых зон, кластеров, увеличив налоговые льготы для резидентов, поскольку сегодня российские особые экономические зоны обладают относительно малыми налоговыми льготами в части, зачисляемой в региональные и местные бюджеты, что недостаточно привлекательно для глобальных инвесторов и субъектов федерации [12], в связи с чем представляется важным шагом расширить льготные механизмы за счет федеральной части налогов и сборов, прежде всего НДС и страховых взносов.