Full text
Введение Сложившаяся кризисная социокультурная ситуация в молодежной среде характеризуется проявлениями негативизма к историческому прошлому под влиянием и манипуляциями массмедиа, тем самым актуализируя потребность в формировании исторического сознания как адекватного отражения социальной реальности возвращаться к прошлому своего народа, уметь анализировать социальные процессы, делать определенные выводы об изменениях, происходящих в обществе. Историческое сознание способствует, используя исторический опыт, зарождению идей, осознанию смысла, а также формированию рефлексирующей личности, которая будет проявлять себя не только в своей индивидуальности, но и в ответственности за себя, свои поступки, за мир, в котором живет [1, 2, 3]. Историческое сознание – это некий интегральный источник опыта общества и чувства самосознания в нем, из которого человек приобретает понимание о себе, о единстве себя и общества с помощью памяти о прошлом своем, общества и человечества [4]. Оно состоит, по мнению Ф. Кессиди, Ф. Бэкона, Ф. Ариеса, М. Хальбвакса, М. Барга, из нескольких компонентов: историческое чувство, историческая память, исторический опыт, историческое знание. В результате теоретического анализа тематической научной литературы мы пришли к выводу о том, что содержание процесса формирования основных компонентов должно включать в себя педагогическое влияние на мировоззрение, ценности, жизненные установки как отдельного человека, так и целого рода [5, 6, 7]. Проанализируем более подробно каждый компонент. Первый компонент – историческое чувство – проявляется в эмоциональном отношении человека к стихийным переменам в обществе (Сократ, Ф. Кессиди). Одной из форм исторического чувства является ностальгия о прошлом, которая позволяет увидеть в прошлом значимую информацию для современности [8, 9]. Ф. Кессиди в своих работах говорил и о втором компоненте – историческом воображении или историческом опыте, который тесно связан с исторической памятью, и отражает историю, через призму воображения как отдельного человека, так и общества, ячейки человечества. С помощью воображения человек строит идеальный образ развития общества, анализируя прошлое [8]. Третьим компонентом, является историческая память (Ф. Бэкон, Ф. Ариес, М. Хальбвакс), имеющая 3 элемента: 1) воспоминание (ностальгия о прошлом); 2) идентичность (политическое воображение); 3) культурная преемственность (традиции и обычаи) [10]. Четвертый компонент - историческое мышление (Г. Гегель и М. Барг), возникающее тогда, когда история рассматривается на теоретическом уровне [2, 3]. Цель исследования: разработать и реализовать программу по формированию исторического сознания у учащихся 5–6 классов. Обзор отечественной и зарубежной литературы Проблема формирования исторического сознания находится в центре внимания уже долгие годы [11]. Одним из первых, кто раскрывал данное явление в своих работах, был Г. Гегель. Он представлял историю как некий разум, который воплощается в разных культурах народов и транслируется историками, владеющими информаций об историческом прошлом, влияя на формирование исторического познания [3]. В марксистской философии историческое сознание рассматривается как специфическое духовное образование жизни, социума, а также взаимосвязь человека, общества и природы [12]. Последователи данной теории Л.А. Фейербах и В.Л. Иноземцев утверждали, что «…история не делает ничего, она не сражается ни в каких битвах!», т.е. не «история» создает какое-либо представление о человечестве, а сам человек является генератором всего, что происходит. По их мнению, человек является не объектом какого-то важного события, которое может изменить ситуацию в обществе, в общественном историческом сознании человека, а является подлинным субъектом исторического процесса [12]. Историческое сознание в данном контексте понимается как некая ориентация субъекта, который охватывает временной характер жизни и способен анализировать жизнь через призму времени [13]. Согласно концепции Г.И. Герасимовой, А.Ф. Лосева, Ю.И. Семенова, историческое сознание рассматривается как некая идеалистическая идея, как мировоззренческая интерпретация понятия истории в обществе, человек в данном контексте представлен как объект исторической реальности с его традициями, обычаями и культурно-историческим изучением социума [14]. Сторонники гносеологического подхода В. И. Копалов, Б.Р. Могильницкий, А. К. Уледов изучали данный феномен с точки зрения теоретического построения, т.е. некой систематизации всех знаний истории, формирующих познавательную деятельность у каждого индивидуума, в ходе которой формируются у любого из нас критерии истинности истории [15, 16, 17]. О.Ф. Гаврилов, Г.Т. Журавлёв, А.И. Скворцов, изучающие функционально-социологический подход, акцентировали внимание на социальных функциях исторического сознания в обществе, его роли в самосознании каждого члена данного общества, выделении разных элементов социального взаимодействия и определении их места, функций, связи с разными компонентами при формировании исторического сознания [18, 19, 20]. Приверженцы онтологического подхода Г.А. Антипов, А. И. Ракитов, Ф.А. Селиванов отмечали, что возникновение исторического сознания в обществе в целом связано с отдельной структурой в каждой личности и определения места в нем, т.е. при изучении разных сфер жизни человека внимание будет сконцентрировано на той сфере, где человек себя проявляет в данный момент времени, а не на внешних раздражителях (факторах) [21, 22, 23]. Типологический подход, который изучали В. Т. Маклаков и А.И. Панюков, определяет историческое сознание как процесс, состоящий из разных его форм и постепенного становления этих форм в обществе, которые будут выстроены в структуру по обособленности друг от друга, проявляя тем самым самоидентичность [24, 25]. В аксиологическом подходе история рассматривается через человека, который является наивысшей ценностью общества. Сторонники данного подхода В. А. Ельчанино и А.В. Гулыга считали, что формирование в человеке представлений о разных культурах помогает определить место человека в каждом обществе и сформировать такие компоненты исторического сознания как исторический опыт и память [26]. Таким образом, формирование исторического сознания задает некий характер, некие точки опоры в восприятии и отношении к прошлому, настоящему, будущему. Следовательно, изучение истории должно происходить с опорой на разные компоненты (описаны ранее), позволяющие сформировать мировоззрение, ценности, жизненные установки как отдельного человека, так и целого рода, т.е. то самое «коллективное бессознательное», о котором говорил в своих работах А. Адлер [27]. Ведь именно в «коллективном бессознательном» лежит развитие здоровой личности гражданина и человека, как индивидуально обособленного индивида того или иного общества. Например, Ю. А. Афанасьев и В. П. Яковлев в своих трудах описывали социальную память, в неё входит историческое сознание как основа и механизм преемственности в построении исторической идентичности [27]. Обзор научных источников показал, что процесс формирования исторического сознания необходимо организовывать с учетом воздействия на отдельные элементы этого процесса, т.е. компоненты (историческая память, чувства, знания, опыт). Методологическая база исследования На первом этапе исследования в целях определения содержания мероприятий второго этапа исследования было проведено анкетирование. Анкетирование учащихся производилось по двум анкетам, в нём приняли участие 110 обучающихся 5–6 классов МБОУ СОШ № 3 города Апшеронска (улица Партизанская, 75), МБОУ СОШ № 9 станица Нефтяная (улица Красная, 132). Первая анкета была направлена на анализ исторического знания во всех сферах жизни общества; вторая анкета - на изучение исторического опыта, памяти и чувств. В реализации второго этапа исследования (программа мероприятий внеурочной деятельности) приняло участие 60 респондентов, учащихся 5-6 классов МБОУ СОШ № 3 города Апшеронска. Результаты исследования Результаты первой анкеты, показали, что историческое знание у школьников 5–6 классов на низком уровне. На элементарные вопросы (например: «Кто является победителем в Великой Отечественной войне?»), о которых говорится много не только на уроках истории, но и просто в социуме, было дано большое количество неправильных ответов (рисунок 1). Рис.1. Ответы респондентов на вопрос: «Кто является победителем в Великой Отечественной войне?» Отметим, что большинство детей в каждом из разделов, а именно «Первобытное общество. Переселение восточных славян», «Правление Рюриковичей», «Правление Романовых», «Образование Союза Советских Социалистических республик», «Современная Россия» дали по несколько неправильных ответов. Неправильные ответы также были даны на вопросы, касающиеся современной истории России. Например, на вопрос «Какая новая республика вошла в состав России в 2014 году?» более 50% детей ответили неверно (рисунок 2). Рис.2. Ответы респондентов на вопрос: «Какая новая республика вошла в состав России в 2014 году?» Более 40% респондентов на вопрос о том, как они знают историю ответили, что знают ее «посредственно», т.е. через события, обсуждаемыми в СМИ. Более 20% учащихся ответили, что не знают историю совсем (рисунок 3). Рис. 3. Уровень знания истории России у учащихся (по мнению респондентов) Результаты опроса по второй анкете, направленной на изучение уровня сформированности у школьников исторического чувства, опыта, памяти, показали, что данные компоненты также имеют низкий уровень сформированности. Например, только 43% опрошенных школьников считают, что в их семьях имеется память о прошлом, которая аккумулируется в фотографиях, у 11% в орденах, медалях и почетных грамотах, 7% отметили, что в семьях память храниться в религиозных реликвиях (старинные иконы, лампады и др.) (рисунок 4). Рис. 4. Наличие дома элементов памяти о прошлом семьи В семьях 36% опрошенных школьников, по их мнению, традиции не соблюдаются, 31% утверждают, что традиции соблюдаются, и в 20%, соблюдаются частично (рисунок 5). Рис. 5. Ответы респондентов на вопрос: «Соблюдаются ли традиции в семье?» Основным источником знаний по истории оказалась учебная литература, что составляет 27 % из общего числа ответов, т.е. дети получают знания об истории чаще всего из школьной программы (рисунок 6), при этом, не задумываясь, что история нас окружает везде: дома, на улицах, в музеях, картинных галереях, театрах и др. Рис. 6. Ответы респондентов на вопрос: «Какие основные источники знаний об истории?» Ответы на вопрос анкеты: «Самые интересные формы при изучении истории?» - позволили нам определить самые актуальные формы изучения истории для школьников. На первом месте оказался просмотр фильмов, телесериалов на исторические темы – 39%, далее учащиеся отметили еще одну из интересующих форматов изучения истории – беседы на исторические темы – 20%. Третья интересующая детей форма изучения истории – это посещение музеев и выставок (рисунок 7). Рис. 7. Ответы респондентов на вопрос: «Самые интересные формы при изучении истории?» Большинству опрошенных интересны в изучении истории военные события, это составило 24%, далее темы о великих людях и достижениях культуры – 16%, поэтому на занятиях по дополнительному изучению истории, мы считаем, целесообразнее всего делать упор на темы, которые интереснее всего, включая постепенно те темы, которые менее интересны, чтобы заинтересовать ребят в изучении всей исторической тематики (рисунок 8). Рис. 8. Ответы респондентов на вопрос: «Самые популярные темы при изучении истории?» После анализа результатов анкетирования была составлена программа формирования исторического сознания обучающихся 11–13 лет. При составлении программы были проанализированы нормативные документы, регламентирующие образовательный процесс (ФГОС, Закон РФ «Об образовании», Конституция РФ и др.), а также изучены методические рекомендации для образовательных организаций Краснодарского края о преподавании истории в 2020–2021 учебном году, которые были составлены Институтом развития образования Краснодарского края. Программа рассчитана на три месяца (октябрь-декабрь), она включает в себе 13 академических часов, в которых раскрываются пять основных разделов истории нашего государства, каждый раздел содержит аудиторные (лекции, беседы, диспуты и др.) и внеаудиторные (посещение музеев, библиотеки, экскурсии по городу и др.) мероприятия. Программа предполагала комбинированный, последовательный подход к формированию исторического сознания через его компоненты и получила название – «Историческое комбо». В программу включены мероприятия, направленные на формирование всех компонентов исторического сознания: изучение первоисточников в электронных библиотечных фондах, знакомство с альтернативной историей, анализ различных точек зрения на один и тот же исторический факт, использование онлайн-экскурсий, изучение истории через литературные источники, освоение исторической географии, анализ современных продуктов кинематографа по историческим темам. Программа была реализована в рамках внеурочной деятельности в 5–6 классах средней общеобразовательной школы. Используя метод наблюдения, на первом этапе реализации программы, были выявлены её плюсы: нестандартные занятия вызывали у детей интерес; удалось замотивировать детей на изучение истории не только в рамках общеобразовательной программы, а в рамках внеурочной деятельности; обучающиеся стали интересоваться историей своей семьи; проявлять интерес к историческим событиям на других предметах (по отзывам педагогов); отмечены положительные изменения в коммуникации между детьми (они увлеченно дискутировали и делились своими «историческими находками»). Минусы: отсутствие первоначальной мотивации детей к участию в данной программе; сложность при оформлении большого перечня документации для осуществления внеурочной деятельности; наличие у родителей признаков стереотипного мышления и трансляция его детям, исключая возможность принятия детьми альтернативного мнения по какому-либо историческому событию. Результаты проведенного нами повторного анкетирования через четыре месяца после реализации программы показали высокий уровень сформированости исторического сознания. Более 90% респондентам понравились проведенные мероприятия и на вопрос «Хотели бы продолжать изучать историю в таком формате?» ответили положительно. Более 70 % респондентам стало интересно узнавать что-то новое не только об истории нашей страны, но и об истории своей семьи. По сравнению с результатами первичного анкетирования знания о традициях семьи школьниками увеличилось на 45%. Следовательно, можно сделать вывод, что учащимся был интересен такой формат внеурочной деятельности, им хотелось приумножать знания, а также ценности и традиции своей семьи, общества, в котором живут. Данные динамики изменений представлены в таблице 1. Таблица 1 Результаты повторного анкетирования по измерению сформированности исторических компонентов Класс Количество респондентов (%) Историческое знание Историческое чувство Историческая память Исторический опыт до после до после до после до после 5 «А» 36 70 58 90 36 85 25 69 5 «Б» 42 75 62 95 47 75 45 75 5 «В» 28 69 54 80 52 74 63 85 6 «А» 50 89 36 95 58 94 47 69 6 «Б» 40 78 59 78 64 85 54 85 Заключение У школьников 5–6 классов после реализации программы зафиксированы положительные изменения в процессе формирования исторического сознания и его компонентов (историческое знание, память, опыт, чувство). Сделан вывод о необходимости комплексного и систематического формирования исторического сознания в рамках внеурочной деятельности, включая в себя разнообразные методы, формы и технологии для трансляции исторической информации и развития познавательной активности, в том числе через использование достижения современных информационных технологий. Педагог, формирующий историческое сознание у подрастающего поколения, должен владеть всем многообразием форм педагогического воздействия, ориентировать ученика на историческую любознательность. Представленное исследование не претендует на законченность и окончательность сделанных выводов. Оно лишь намечает основные направления дальнейшего экспериментального исследования.