Full text
Введение / Introduction Ключевой особенностью научных исследований постнеклассического периода является их междисциплинарный характер. Социальная коммуникация выступает как объект изучения философии, лингвистики, психологии, социологии, политологии, экономической теории и других дисциплин. На стыке разных наук происходит переосмысление и реконструкция традиционных социально-коммуникативных оснований гуманитарных феноменов и становление новых исследовательских парадигм. В последние годы возросло число исследований, освещающих специфику коммуникаций в сфере образования, что позволяет говорить об оформлении автономной отрасли гуманитарного знания, которую мы назвали «прикладная коммуникативистика образования» [1]. Данная область познания имеет собственное предметное поле, в центре которого находится рефлексия различных видов образовательных взаимодействий для решения прикладных задач социальной коммуникации в глобальном медиакультурном пространстве. Изучается коммуникативная специфика в образовании [2], стили общения в учебной аудитории [3], формирование социальных навыков как ресурса эффективного преподавания [4], дидактические возможности педагогической мифологистики [5] и др. При этом система образования выступает в качестве основного транслятора социокультурных норм [6]. Любые формы социальной коммуникации предполагают диалогичность как потенциальное средство для налаживания деловых контактов и предотвращения социальных разногласий. Образовательный процесс диалогичен по своей сути, при этом в эпоху глобальных технологических перемен повышается интенсивность информационного обмена и, одновременно, открываются новые «технические» возможности для оптимизации социально-коммуникативных практик на основе дигитализации образовательных ресурсов, применения технологий Web 2.0, внедрения различных моделей смешанного обучения и т.д. Однако тотальная цифровизация может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие: с одной стороны, она существенно расширяет возможности социальной и межличностной коммуникации, а, с другой стороны, неограниченная опора на онлайн-ресурсы зачастую сводит до минимума реальное «живое» общение обучающихся, что приводит к возникновению проблем в сфере межличностных отношений. Поэтому одной из актуальных задач педагогического сообщества является развитие социального интеллекта студенчества как основы для эффективного общения, предиктора жизненного успеха и карьерного роста. Особенно это касается вузовской подготовки по профессиям типа «человек-человек» (учителя, врачи, юристы, журналисты и др.). Цель настоящего исследования – выявить педагогические условия формирования социального интеллекта студентов факультета журналистики с помощью прикладных коммуникативных образовательных технологий в процессе преподавания языковых дисциплин. Обзор литературы /Literature review Термин «социальный интеллект» был введен в научный оборот в 1920 г. американским психологом Э.Л. Торндайком [7]. Ученый рассматривал социальный интеллект в рамках концепции бихевиоризма и понимал под ним умение эффективно строить процесс общения с другими людьми и даже управлять ими, «действуя мудро» в зависимости от ситуации. Понятие социального интеллекта тесно связано с понятием общего интеллекта и входит в структуру последнего. Предложены различные модели структуры интеллекта, в том числе: модель Г. Айзенка (1979 г.) [8]; модель Р. Кэттелла (1963 г.) [9]; модель Дж. Гилфорда (1967-1969 г.); модель креативного социального интеллекта М. Хендрикса, Дж. Гилфорда и Р. Хепфнера (1969) [10]; модель множественных интеллектов Г. Гарднера (1983 г.) [11] и др. Наиболее полной по компонентному составу является модель структуры общего интеллекта Дж. Гилфорда, которая включает 120 параметров интеллекта, как минимум тридцать из которых относятся к социальным навыкам. Российский психолог А.И. Савенков в 2018 г. предложил единственную на настоящий момент дискретную модель структуры социального интеллекта, рассматриваемого как многофакторный психологический феномен [12]. В основу данной модели, построенной, так же как и модель Дж. Гилфорда, в кубической форме, положены три группы параметров, характеризующие социальный интеллект: 1) когнитивные (социальные знания, память и интуиция); 2) эмоциональные (социальная выразительность, способности к сопереживанию и саморегуляции); 3) поведенческие (социальные восприятие, взаимодействие и адаптация). Данная теоретическая модель применима для решения множества прикладных задач в области диагностики и развития социального интеллекта личности. Формирование социального интеллекта подвержено возрастным, гендерным и иным закономерностям. Это сложный поэтапный процесс, обусловленный действием множества социальных и индивидуально-личностных факторов, особенностями характера и жизненного пути индивида, спецификой его профессиональной или учебной деятельности и др. Становление социального интеллекта в период студенчества имеет определенные тенденции, характерные для юношеского возраста и периода ранней взрослости. Широкомасштабные исследования в данной области только начинаются. В частности, описаны следующие факторы: особенности социального интеллекта студентов как носителей различной картины мира [13]; взаимосвязь социального интеллекта и выбора стратегий принятия решений у магистрантов [14]; характеристики социального интеллекта студентов – представителей различных этносов [15]; специфика становления социального интеллекта у первокурсников [16]; гендерные особенности социального интеллекта в юношестве [17]; социальный интеллект как инструмент социально-психологической адаптации обучающихся [18] и др. Исследования показывают, что период студенчества, совпадающий с периодом юности и ранней взрослости (от 17 до 22-23 лет) – это этап интенсивного взросления и социализации. В этот период активно развивается способность к эмпатии, проявляются тенденции к личностной идентификации и обособлению в контексте формирования идентичности [19]. На этапе студенчества происходит переоценка ценностей, сложившихся в подростковом возрасте, становление морально-нравственных идеалов и аксиологических установок. В процессе получения образования интенсивно развиваются когнитивные способности, логическое, творческое и критическое мышление, креативность и коммуникабельность, метакогнитивные навыки, способность к самоанализу и рефлексии, осуществляется становление образа «Я», и, наконец, складывается стабильная общая картина мира, или мировоззрение. Одновременно происходит развитие эмоционального интеллекта индивида, который тесно связан с социальным интеллектом в соответствии с идеей о единстве аффективных и интеллектуальных процессов, в той или иной форме отраженной в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.В. Брушлинского. Проблематика становления социального интеллекта далеко не исчерапывается возрастными и гендерными закономерностями. Замечено, что внутри той или иной профессии люди имеют определенные сходные черты социального интеллекта [20], поэтому крайне важно его изучение применительно к конкретным областям профессиональной деятельности. Исследований, раскрывающих данную проблему применительно к категории студенчества, немного. Это публикации, посвященные выявлению педагогических условий развития социального интеллекта будущих учителей [21, 22]; сравнительное изучение социального интеллекта студентов разных профилей подготовки [23, 24]. В отечественных психолого-педагогичеких источниках мы не обнаружили публикаций, посвященных изучению становления социального интеллекта будущих журналистов. В зарубежной научной литературе подобные исследования появились лишь в последние годы, при этом социальный интеллект зачастую рассматривается в достаточно «урезанной» форме – преимущественно как социально-коммуникативные навыки [25], либо социальные медиа-навыки [26, 27]. Для успешной профессиональной деятельности журналиста необходимы следующие метапредметные умения и навыки: навыки межличностной коммуникации, умение адекватно выражать собственные чувства, умение работать в команде, способность к сотрудничеству, развитые речевые умения и др. Помимо социально-коммуникативных навыков, понятие социального интеллекта включает и другие значимые компоненты, например, «социальное осознание» и «восприятие социальной информации», включенные в современный трехфакторный опросник социального интеллекта Тромсо [28]. Ярким популяризатором концепта «социальный интеллект» в свое время стал американский научный журналист и психолог Д. Гоулман, проработавший свыше 12 лет в «The New York Times» по профилю «Психология и исследования мозга» и хорошо понимавший значимость социального интеллекта в журналистской деятельности [29]. В структуру социального интеллекта ученый включает два ключевых компонента: 1) социальное осознание, или «то, что мы чувствуем по отношению к другим» и 2) социальные способности, или «то, как мы распоряжаемся этим осознанием» на практике. Социальное осознание, согласно Гоулману, предполагает наличие «первичной эмпатии» (главным образом, невербальной); «настроек» на восприятие другого; «эмпатическую чувствительность» (осознание чувств и намерений собеседника) и «социальные когниции» как представление о социальных процессах. Социальные способности, в свою очередь, опираются на «синхронизацию» (общение на невербальном уровне), «самопрезентацию» и «внимание» (заботу о другом). Высокий уровень социального интеллекта выступает тем необходимым звеном, которое обеспечивает достижение поставленных целей и успешность карьеры журналиста. Представители данной профессии занимаются информированием людей, они должны уметь получить необходимую информацию у любого незнакомого человека, независимо от его социального статуса, уровня образования и культуры; им требуется умение налаживать межличностные отношения и заводить контакты в любой компании, поэтому задача формирования социального интеллекта является профессиональной задачей журналистики. Период студенчества во многом благоприятствует успешности этого процесса. Методологическая база исследования / Methodological base of the research В рамках настоящего исследования была сформулирована следующая гипотеза: возможно, применение лингводидактических технологий социально-коммуникативной направленности будет способствовать интенсивному формированию различных компонентов социального интеллекта будущих журналистов в процессе иноязычной подготовки в вузе. Закономерно возникает вопрос: какие лингводидактические технологии направлены на развитие социально-коммуникативных навыков, понимаемых в широком смысле – как метанавыки или метакомпетенции, обеспечивающие успех социального взаимодействия обучающихся, и каковы стратегии их развития в процессе иноязычной подготовки в вузе [30]? Коммуникативный подход в преподавании иностранных языков является приоритетным на протяжении многих десятилетий, поэтому мы намеренно не будем подробно останавливаться на коммуникативной составляющей профессиональной лингводидактики. Для любого преподавателя-лингвиста очевидно, что язык служит, в первую очередь, средством общения, поэтому со школьной скамьи обучающиеся осваивают все виды коммуникативной речевой деятельности – говорение, чтение, письмо и аудирование. Достижению коммуникативных целей способствует ситуативный характер обучения и целая система популярных методических приемов (коммуникативные упражнения, направленные на поддержание диалога и решение коммуникативных задач; подбор аутентичных учебных материалов; применение коммуникативных игровых методов в изучении иностранного языка и т.д.). Однако если нас интересует формирование социального интеллекта обучающихся средствами иноязычной подготовки, акцент должен быть перенесен с сугубо коммуникативного на преимущественно социально-культурный компонент речевой деятельности. В данном контексте язык рассматривается не только как средство общения, но, прежде всего, как часть культуры, отвечающая за формирование языковой картины мира и межкультурное взаимодействие. Поэтому стратегии формирования социального интеллекта языковыми средствами должны основываться на методологии и эмпирическом опыте комплекса гуманитарных дисциплин – лингвистики, социолингвистики, психологии, социальной и культурной антропологии, теории дискурсивной деятельности, коммуникативистики и др. Как полагает К. Ризагер, любой язык интегрирован одновременно в общество, культуру и человеческую психику [31]. В этой связи в контексте развития социального интеллекта обучающихся на первый план выходят педагогические подходы, обеспечивающие культуросообразность образования; универсальность формируемых умений и навыков студентов, а также удовлетворение интересов и индивидуальных потребностей личности. Поэтому, помимо коммуникативного метода, элементами выбора преподавателя-лингвиста становятся метапредметный, культурологический и личностно-ориентированный подходы. Метапредметный подход предполагает формирование универсальных метакомпетенций обучающихся (социально-коммуникативные навыки, метакогнитивные умения, межкультурная толерантность, эмпатия и др.) средствами всех изучаемых в вузе дисциплин – языковых, общепрофессиональных и специальных. В процессе иноязычной подготовки метапредметная интеграция может осуществляться различными способами: 1. путем внесения метапредметного компонента в процессе отбора содержания образования, разработку учебно-методического обеспечения; 2. посредством преподавания профессиональных дисциплин и билингвальных профессионально-ориентированных курсов на иностранных языках; 3. с помощью системы лингводидактических приемов, обеспечивающих метапредметную основу обучения иностранному языку (работа с учебным текстом; смысловое чтение; метод микропреподавания; работа с межпредметными понятиями; игротехники; составление глоссариев и ситуативных вокабуляров; обучение использованию формул речевого этикета; диалоговые виды работы и т.д.). В контексте формирования социально-коммуникативных навыков особенно эффективна разработка метапредметных практико-ориентированных учебных курсов на иностранном языке. Так, в процессе обучения студентов факультета журналистики Кубанского государственного университета нами был разработан авторский метапредметный курс для уровня бакалавриата «Профессиональный английский язык для журналистов = Professional English for Journalists. Уровни B1-B2». Тематика модулей отражает основные направления подготовки будущих журналистов – формирование коммуникативных навыков в области журналистской авторской деятельности, создание материалов для различных типов СМИ, разработку медиапроектов и др. Обучение строится на основе аутентичных материалов с учетом структурно-композиционной и жанровой специфики журналистских публикаций, раскрывая специфику двух ключевых типов журналистской деятельности: новостную и авторскую журналистику. На материале ситуативно-направленных коммуникативных упражнений у студентов конкретизируется представление о профессиональной деятельности журналиста и, одновременно, формируются различные компоненты социального интеллекта: социально-коммуникативные навыки; социальное осознание; эмпатия; социальная чувствительность; навыки восприятия и оценки социокультурной информации. В процессе иноязычной речевой деятельности происходит развитие межкультурных навыков, речевых коммуникативных навыков, а также формирование системы социально-значимых профессиональных компетенций, таких как: ¬ – умение использовать иноязычные коммуникативные навыки для того, чтобы создавать новостные сообщения на английском языке, писать новостные статьи, строить новостные сюжеты в виде «перевернутой пирамиды» и т.п.; – умение дифференцировать и верифицировать аутентичную информацию, осуществлять проверку достоверности фактов, выявлять «фейковые» новости, распозновать факты дезинформации, «газетные утки» и др.; – умение проводить исследование в журналистике; – умение строить интервью, исходя из норм журналистской этики. Для примера приведем одно из заданий, иллюстрирующих применение метода проектов. Студентам предлагается выбрать одно из высказываний известных журналистов и общественных деятелей на английском языке, раскрывающих социальную значимость журналистики как профессиональной деятельности с тем, чтобы разработать мини-проекты в малых группах для последующего обсуждения в ходе учебной конференции. Вот некоторые из них: 1. “Journalism can never be silent: that is its greatest virtue and its greatest fault. It must speak, and speak immediately, while the echoes of wonder, the claims of triumph and the signs of horror are still in the air” (Henry Anatole Grunwald). Перевод: «Журналистика не может молчать: это ее величайшее достоинство и величайший просчет. Она должна говорить и говорить немедленно, пока отголоски чуда, заявления о победе и признаки ужаса еще витают в воздухе » (Генри Анатоль Грюнвальд). 2. “Journalism, like democracy, is not something that is achieved. It is a work in progress, and not every day is as good as the last” (John Maxwell Hamilton). Перевод: «Журналистика, так же как и демократия, принципиально не достижима. Это нескончаемая работа, при этом далеко не каждый день так же хорош, как и предыдущий» (Джон Максвелл Гамильтон). 3. “In journalism, there has always been a tension between getting it first and getting it right” (Ellen Goodman). Перевод: «Журналистике присуще постоянное противоречие между тем, «как сделать это первым», и тем, «как сделать это достоверно» (Эллен Гудман). Развитие психологии способностей на протяжении последних двух десятилетий свидетельствует о том, что социальный интеллект – это формируемый конструкт, который может измеряться посредством соответствующих вербальных и невербальных психодиагностических тестов, социометрических измерений и т.д. В рамках настоящего междисциплинарного исследования авторы не ставили перед собой глобальной психологической задачи – выявить те или иные показатели измеряемых параметров социального интеллекта студентов в качестве психометрического обоснования того или иного диагностического метода, выявления степени конструктной валидности, оценки корреляций между параметрами и т.п. Методики психодиагностики использовались нами исключительно как вспомогательный инструмент в процессе проведения педагогического исследования, направленного на выявление потенциальных возможностей лингодидактики как инструмента формирования социально-коммуникативных навыков студентов – будущих журналистов. Социальный интеллект студентов рассматривается нами как когнитивный психологический феномен, становление которого в условиях обучения в вузе происходит медленно, поэтапно, и, соответственно, получение статистически достоверных данных в условиях стандартного педагогического эксперимента, рассчитанного на проведение в течение одного-двух учебных семестров, маловероятно. Поэтому мы посчитали нецелесообразным применение широко использующихся в подобных случаях психометрических тестов социального интеллекта, таких как, например, тест Дж. Гилфорда и М. Салливен, шкала социального интеллекта Тромсо или иных многофакторных опросников. Одним из косвенных показателей уровня сформированности социального интеллекта студентов и школьников, согласно исследованиям Н.В. Алешиной [32], Е. Андрю [33], Н. Мейджса и соавторов [34], можно считать социометрический статус («социометрическую популярность», в терминологии зарубежных исследователей), который позволяет оценить социальные навыки, например, умение обучающихся понимать точку зрения других, проявлять уважение, адекватно принимать чужую позицию, признавать те или иные авторитеты. В задачи настоящего исследования входило – выявить и сопоставить социометрические статусы студентов факультета журналистики в процессе иноязычной подготовки в начале и по окончании внедрения в экспериментальных группах авторского учебного курса, направленного на развитие иноязычных социально-коммуникативных навыков. Полученные данные должны, на наш взгляд, свидетельствовать о положительной либо отрицательной динамике развития навыков социальной коммуникации обучающихся (как компонентов их социального интеллекта) в процессе посеместрового обучения под воздействием специально подобранных практико-ориентированных лингводидактических методик и технологий. За период изучения иностранного языка, который обычно в большинстве неязыковых вузов на уровне бакалавриата ограничивается двумя первыми годами обучения, происходит интенсивное формальное (в учебной аудитории) и неформальное (внеаудиторная деятельность) общение в студенческих группах, в процессе которого между обучающимися складываются определенные межличностные отношения. Успех данных отношений во многом зависит от уровня сформированности социально-коммуникативных навыков будущих журналистов, что, в конечном итоге, является предиктором социального интеллекта студентов, который опосредованно оценивается на основе метода социометрии. Результаты исследования / Research results Оценка эффективности формирования различных составляющих социального интеллекта осуществлялась в процессе опытно-экспериментальной работы, проводившейся в процессе преподавания английского языка на 1 и 2 курсах факультета журналистики Кубанского государственного университета. В психолого-педагогическом эксперименте принимали участие 53 студента бакалавриата в возрастной группе от 17 до 22 лет, из них 34 девушки и 19 юношей. В ходе педагогического эксперимента, направленного на выявление влияния лингводидактически технологий на процесс развитие социально-коммуникативных навыков студентов-журналистов, в качестве основного психодиагностического метода применялся социометрический тест Дж. Л. Морено, который позволяет выделить несколько статусных групп внутри изучаемой общности, количество которых в различных модификациях варьирует от 3 до 7. Мы придерживались классической установки Дж. Л. Морено, выделив 4 статусные категории: «звезды», «предпочитаемые», «пренебрегаемые» и «отверженные». Опрос производился по упрощенной методике в двух группах респондентов по направлению подготовки 44.03.02 (журналистика, уровень бакалавриата): 1) у студентов-журналистов 1 курса в середине первого и в конце второго семестра, когда прошел период первичной социальной адаптации первокурсников и при этом уже сложились определенные межличностные отношения в учебной группе; 2) у студентов-журналистов 2 курса – в начале третьего и в конце четвертого семестра, когда межличностные отношения в учебных группах достаточно стабилизировались, а социально-коммуникативные навыки приобрели метапредметный характер. На заключительном этапе эксперимента были получены следующие результаты (Табл. 1): Таблица 1 Социометрический статус студентов 1 и 2 курсов на заключительном этапе эксперимента Учебные группы Социометрический статус испытуемых звезды предпочитаемые пренебрегаемые отверженные 1 курс n=28 7% (2 чел.) 39% (11 чел.) 39% (11 чел.) 14% (4 чел.) высокостатусные низкостатусные 46% (13 чел.) 54% (15 чел.) 2 курс n=25 звезды предпочитаемые пренебрегаемые отверженные 8% (2 чел.) 44% (11 чел.) 32% (8 чел.) 16% (4 чел.) высокостатусные низкостатусные 52% (13 чел.) 48% (12 чел.) Существенной, статистически значимой разницы в результатах внутригруппового социометрического распределения студентов 1 и 2 курсов обнаружено не было, хотя в группе 2 курса наблюдается некоторое незначительное преобладание высокостатусной категории респондентов, что подтверждает однородность выборки испытуемых по социометрическому критерию. Одновременно с выявлением социометрического статуса в этих же группах проводилась диагностика социально-коммуникативных навыков. Диагностика осуществлялась в процессе иноязычной подготовки посредством применения тестов «Речевой этикет и принцип вежливости», разработанного на основе методики Дж. Лича, одного из основоположников теории речевых актов, а также теста «Деловой этикет в общении с иностранными партнерами» (С. В. Заозерская, Е. А. Смягликова). Цель тестирования состояла в том, чтобы оценить знание обучающимися социокультурных норм поведения и умение использовать адекватные формы речевого общения в типичных коммуникативных ситуациях. Результаты диагностики, полученные на заключительном этапе эксперимента, нашли отражение в таблице 2 и на рисунке 1, где ВС-1 означает «высокостатусные студенты 1 курса» (звезды и предпочитаемые), НС-1 – «низкостатусные студенты 1 курса» (пренебрегаемые и отверженные), ВС-2 – «высокостатусные студенты 2 курса» (звезды и предпочитаемые), НС-2 – «низкостатусные студенты 2 курса» (пренебрегаемые и отверженные). Таблица 2 Социально-коммуникативные навыки студентов 1 и 2 курсов с разным социометрическим статусом на заключительном этапе эксперимента Уровни навыков 1 курс (n=28) 2 курс (n=25) низкий всего: 20% (5 чел.), из них: всего: 10% (3 чел.), из них: высокий статус: 4% (1 чел.) низкий статус: 14% (4 чел.) высокий статус: 4% (1 чел.) низкий статус: 8% (2 чел.) средний всего: 49% (13 чел.), из них: всего: 43% (10 чел.), из них: высокий статус: 28% (8 чел.) низкий статус: 18% (5 чел.) высокий статус: 20% (5 чел.) низкий статус: 20% (5 чел.) высокий всего: 31% (10 чел.), из них: всего: 47% (12 чел.), из них: высокий статус: 25% (7 чел.) низкий статус: 11% (3 чел.) высокий статус: 32% (8 чел.) низкий статус: 16% (4 чел.) Рисунок 1. Социально-коммуникативные навыки студентов 1 и 2 курсов с разным социометрическим статусом на заключительном этапе эксперимента Социально-коммуникативные навыки студентов 2 курса, в целом, оказались выше тех же параметров у студентов 1 курса, что было подтверждено статистически на основе непараметрического критерия Крамера-Уэлча. При этом значимой разницы между распределением уровней социально-коммуникативных навыков у высокостатусных и низкостатусных студентов 1 и 2 курсов обнаружено не было. Таким образом, данные опытно-экспериментальной работы стали подтверждением альтернативной гипотезы о неслучайности более высоких навыков социального взаимодействия у студентов, оканчивающих 2 курс, по сравнению с аналогичными показателями у первокурсников, что мы связываем с целенаправленным влиянием на формирование параметров социального интеллекта как лингводидактических методик и технологий, так и всей совокупности дисциплин учебного плана. Заключение / Conclusion Формирование социально-коммуникативных навыков студентов в процессе учебной деятельности актуально на всех этапах обучения в вузе и может осуществляться средствами любых учебных предметов, однако преимущества в данном контексте принадлежат гуманитарным и языковым дисциплинам в силу их коммуникативной направленности, нацеленности на поликультурный диалог и конструктивную дискуссию. Правильно подобранные лингводидаткические технологии могут стать эффективным инструментом для развития различных компонентов социального интеллекта – межкультурной толерантности, эмпатии, навыков вербального и невербального общения, что способствует созданию благоприятного психологического климата в студенческой среде, помогает предотвращению конфликтных ситуаций, создает основу для становления межкультурной коммуникативной компетентности, повышает мотивацию студентов к учебной деятельности. В процессе практических занятий особенно важно вовлекать в общую работу (коммуникативные упражнения, проектную деятельность, учебные дискуссии, ролевые игры и т.д.) не только высокостатусных студентов, составляющих референтное ядро учебной группы, но и обучающихся с выраженной низкостатусной принадлежностью, что способствует нормализации формальных и неформальных межличностных отношений в студенческой среде, сплочению группы и формированию социального интеллекта всех категорий обучающихся. Перспективными представляются междисциплинарные исследования, направленные на разработку психолого-педагогического обеспечения процесса формирования социально-коммуникативных компетенций студентов разных специальностей и профилей подготовки, а также теоретическое обоснование методологии коммуникативистики образования как самостоятельной отрасли педагогического знания.