Full text
Введение В России, одном из самых многонациональных, полиэтнических государств планеты, проживают представители более 170 этносов поэтому исследование межэтнических отношений является актуальным [1-4]. Особенно исследование межэтнических отношений в среде подрастающего поколения, так как его субьекты постепенно вливаются в ряды более взрослых людей, сами принимают активное участие в разных общественных процессах, постоянно взаимодействуют с разными этносами и, в первую очередь, именно в образовательных учреждениях [5-7]. Межэтнические отношения – это не только отношения между народами или этническими группами, но и отношение к этим группам и народам, которые проявляются в конкретных представлениях о них, выражающихся в достаточно широком диапазоне – от негативных предрассудков до межэтнической толерантности [8-11]. Межэтническая толерантность — это убеждения и практики поведения, основанные на идеях равенства прав всех людей, независимо от их этнической или национальной идентификации. Проблемы межэтнической толерантности являются одними из самых актуальных в современном мире. О сходных проблемах говорят разных стран в связи с национализмом и расизмом как проявлениями нетерпимости к другим [12-14]. Межэтнические отношения характеризуются сложными социальными процессами, которые включают в себя взаимодействия, взаимопонимания и межличностные отношения народов различных национальностей в разных сферах. Существуют несколько типов межэтнических отношений: амальгамизация, ассимиляция, аккультурация, партнерство, патронирование, паразитирование и ирредентизм. Наиболее острые проблемы в сфере общения возникают между представителями разных национальностей в подростковом возрасте. Ведущий вид деятельности в подростковом возрасте интимно-личностное общение со сверстниками. Оно может быть затруднено тем, что подросток, из-за отсутствия соответствующего опыта, оказывается неспособен понять и предсказать поведение представителей группы большинства. Представители разных культур и этносов вынуждены взаимодействовать в реалиях мультикультурализма, при этом необходимо, чтобы их взаимодействие было направлено на сотрудничество и взаимный обмен достижениями науки, культуры, производственного опыта. В настоящее время, когда мультикультурализм стал реальностью, когда актуальными становятся задачи сохранения этнической идентичности и достижения возможности взаимообогащающего межэтнического взаимодействия, требуется системное и систематическое изучение межэтнических отношений. Сказанное определило цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально исследовать межэтнические отношения старших подростков в условиях поликультурной среды образовательной организации. Материалы и методы Исследование межэтнических отношений старших подростков осуществлялось в три этапа с использованием соответствующих каждому этапу методов и методик (теоретические – анализ психолого-педагогической литературы, обобщение и синтез; эмпирические –констатирующее исследование и тестирование по методикам; методы математической статистики: U-критерий Манна-Уитни) [15-17]: 1. Поисково-подготовительный этап: теоретическое изучение психолого-педагогической литературы, выбор методик для исследования межэтнических отношений. 2. Опытно-экспериментальный этап: на этом этапе проводилось тестирование и обработка результатов. Использованы три методики - диагностика «Принятие других» (У. Фейя); экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова); методика «Диагностика межличностных отношений» (Т. Лири). 3. Контрольно-обобщающий этап: анализ, обобщение и интерпретация результатов исследования, статистическая обработка данных, проверка гипотезы, формулирование выводов и написание рекомендаций педагогам и родителям по формированию межэтнических отношений старших подростков. Экспериментальное исследование проводилось на базе «Южно-Уральского многопрофильного колледжа» (металлургический комплекс) города Челябинска. В исследовании участвовали 26 студентов 1-ого курса по специальности «Обработка металлов давлением», в возрасте 16-17 лет. Из них 17 мальчиков и 9 девочек. В группе учатся студенты различных национальностей: русские, татары, башкиры, армяне, дагестанцы, казахи и белорусы. Преобладающее количество студентов в группе по половому признаку – это мальчики. Это связано с тем, что они больше тянутся и интересуются техническими науками, и после окончания колледжа молодые люди более востребованы в данной профессии. Классным руководителем группы с первого дня обучения в колледже является преподаватель технического процесса обработки металла давлением. Стиль взаимодействия между преподавателем и студентами – демократический. Подростки проявляют интерес к работе с учителем, обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, а также сближаются между собой в личностном отношении. Студенты обсуждают коллективные проблемы и делают выбор, но окончательное решение формулирует классный руководитель. Отношения между ними теплые. Успеваемость в группе достаточно хорошая. Большинство учеников нацелены на учебную деятельность, так как впереди их ждет выпускная квалификационная работа, а в дальнейшем и престижное рабочее место, а может и для кого-то поступление в высшее учебное заведение. Актив группы состоит из четырех человек – 1 девочка и 3 мальчика. Они помогают друг другу, сотрудничают с педагогическим коллективом, совместно обсуждая, учебные и организационные моменты и контролируют недопустимое поведение на парах некоторых своих одногруппников. В коллективе выделили 4 лидера, поэтому их и выдвинули в актив группы. Этих лидеров уважают и прислушиваются к их мнению. Больших группировок в группе нет, что говорит о достаточно доброжелательной и теплой атмосфере. Коллектив очень сплоченный, каждый готов помочь своему одногруппнику, как и в учебе, так и в какой-то жизненной ситуации, дать совет и поделиться переживаниями. Со слов классного руководителя, группа хорошая, сплоченная и работоспособная, где царит положительный эмоциональный климат и взаимопонимание. Разнонациональность не мешает им сотрудничать друг с другом, общаться и помогать, а наоборот способствует их сплочению, поддержке и видение в друг друге уникальности своей нации и рода. Результаты Для исследования межэтнических отношений старших подростков на первом этапе проводилась методика «Диагностика принятия других» У. Фейя. Сводные результаты представлены в приложении [Приложение 2, Таблица 2]. На рисунке 1, представлены результаты, полученные по методике «Диагностика принятия других» У. Фейя. Рисунок 1 – Результаты изучения уровня принятия других старших подростков по методике У. Фейя Преобладающим уровнем принятия других среди всех студентов является средний уровень, с тенденцией к высокому: подростки-мигранты – 83,33% (10 человек) и подростки-граждане РФ – 92,86% (13 человек). Такие люди открыты для общения. Очень легко и свободно заводят новых знакомых и друзей других национальностей. Высокий уровень принятия других наблюдается у подростков-мигрантов – 16,67% (2 человека). Такие личности, имеющие высокий показатель принятия других, могут поддержать любой разговор с кем угодно. Им нравится быть с другими людьми, чьи взгляды отличаются от их. Они очень заинтересованы в окружающих и их жизни. У подростков-граждан РФ – 7,14% (1 человек) определился средний уровень принятия других, с тенденцией к низкому. Это говорит о том, что у таких индивидуумов есть свой небольшой круг друзей. Обычно они стараются не разговаривать с малознакомыми людьми. С низким уровнем принятия других испытуемых не было выявлено. Таким образом, по результатам данной методики визуально наблюдается достаточно высокий уровень принятия других у подростков-мигрантов, нежели у подростков-граждан РФ. Мы можем сделать вывод о том, что подростки-мигранты достаточно развитие личности, так как способны принимать себя со всеми своими достоинствами и недостатками, а, следовательно, могут принимать и других такими, как они есть. Далее на втором этапе была проведена методика «Индекс толерантности» Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова. Результаты представлены на рисунке 2. Рисунок 2 – Результаты диагностики толерантности по методике «Индекс толерантности» Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгерова качественного анализа аспектов толерантности Субшкала «этническая толерантность» показывает отношения человека к другим этническим группам и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Результаты таковы: У подростков-мигрантов выявлен уровень этнической толерантности: высокий – 3 человека (25%); средний – 9 человек (75%). У подростки-граждане РФ представлен уровень этнической толерантности: высокий – 5 человек (35,72%); средний – 8 человек (57,14%); низкий – 1 человек (7,14%). В целом, подростки-мигранты имеют хорошие показатели по данной шкале, что говорит о стремлении взаимодействовать с людьми других национальностей, нежели подростки-граждане РФ. Субшкала «социальная толерантность» дает возможность исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (преступников, психически больных людей, бомжей и т.д.), а также изучать личностные возможности по отношению к отдельным социальным процессам. Результаты представлены ниже. Подростки-мигранты. Уровень социальной толерантности: средний уровень – 11 человек (91,67%); низкий уровень – 1 человек (8,33%). Подростки-граждане РФ. Уровень социальной толерантности: высокий уровень – 1 человек (7,14%); средний уровень – 13 человек (92,86%). Большинство представителей двух группировок имеют толерантные отношения к разным социальным группам, а с одним человеком (низкий уровень – подросток-мигрант) стоит поработать специалисту, для того, чтобы разобраться в этом понятии и повысить социальную толерантность. Субшкала «толерантность как черта личности» содержит такие пункты, диагностирующие личностные черты, как установки, возможности и убеждения, которые определяют отношение человека к окружающему миру. Итог таков: У подростов-мигрантов выявлен уровень толерантности как черты личности: высокий – 3 человека (25%) и средний – 9 человек (75%). Подростки-граждане РФ имеют уровень толерантности как черты личности: высокий – 4 человека (28,57%) и средний – 10 человек (71,43%). «Толерантность как черта личности» у всех на хорошем уровне, что говорит о положительном отношении к миру. По итогам проведения методики «Индекс толерантности» Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаевой, Л.А. Шайгеровой количественного анализа из 12 опрошенных подростков-мигрантов и 14 подростков-граждан РФ получился общий уровень толерантности таков: 1) высокий уровень у подростков-мигрантов составил 16,67% (2 человека), а у подростков-граждан РФ – 21,43% (3 человека), что характеризуется достаточно хорошим результатом такой черты личности, как толерантность. 2) средним уровнем наделены 83,33% (10 человек) подростков-мигрантов, а 78,57% (11 человек) обладают подростки-граждане РФ. Мы видим, что по итогам разница между двумя группами невелика. Для таких тестируемых характерно совокупность как толерантных, так и интолерантных черт. В одних ситуациях они могут вести себя толерантно, в других демонстрировать интолерантность. 3) низкий уровень среди опрошенных не был диагностирован. Результат, полученный при исследовании межэтнических отношений, продемонстрирован на рисунке 3. Рисунок 3 – Результаты диагностики межэтнических отношений методики «Индекс толерантности» Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова Сравнивая данные методики, отметим, что у подростков-мигрантов немного ниже результаты уровня толерантности, чем у подростков-граждан РФ. В ходе третьего этапа использована методика «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири. Результаты указаны в приложении [Приложение 2, Таблица 4]. На рисунке 4, отражены результаты, полученные по методике «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири. Рисунок 4 – Результаты диагностики типов межличностных отношений по методике «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири По итогам проведения представленной методики были выявлены следующие типы межличностных отношений. Подростки-мигранты: авторитарный – 16,67% (2 человека); эгоистичный – 8,33% (1 человек); подчиняемый – 8,33% (1 человек); дружелюбный – 41,67% (5 человек); альтруистический – 25% (3 человека). Подростки-граждане РФ: авторитарный – 14,29% (2 человека); эгоистичный – 7,14% (1 человек); агрессивный – 7,14% (1 человек); подозрительный – 7,14% (1 человек); подчиняемый – 14,29% (2 человека); дружелюбный – 28,57% (4 человека); альтруистический – 21,43% (3 человека). Таким образом, диаграмма подтвержадет, что большее количество подростков-мигрантов обладают дружелюбными и альтруистическими межличностными отношениями и имеют менее разнообразную картину межличностных отношений (отсутствие агрессивного и подозрительного типов), чем подростки-граждане РФ. Это обусловлено тем, что подростки-мигранты позитивно настроены на выстраивание межличностных отношений, готовы идти на компромисс, помогать друг другу, сотрудничать, понимать и адекватно принимать других людей, несмотря на все недостатки. Для того, чтобы проверить гипотезу, мы используем метод математико-статистический анализ, а именно U-критерий Манна-Уитни. Расчеты будем проводить по результатам двух методик: методика «Принятие других» У. Фейя и методика «Индекс толерантности» Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова (количественный анализ аспектов толерантности). Полный расчет и результаты представлены в Приложении 2, таблицах 5 и 6. 1. Методика «Принятие других» У. Фея. В первую очередь сформулируем гипотезы: Н0 – уровень принятия других у подростков-граждан РФ не ниже уровня принятия других подростков-мигрантов. Н1 – уровень принятия других у подростков-граждан РФ ниже уровня принятия других подростков-мигрантов. Весь расчет U-критерия продемонстрирован в Приложении 2, ранжирование представлено в таблице 5. Определяем критическое значение U для уровней статистической значимости ≤ 0,05 и ≤ 0,01 (по таблице): UКР = 51 ≤ 0,05 UКР = 38 ≤ 0,01 Результаты расчета показаны на рисунке 5. Рисунок 5 – Ось значимости U-критерия Манна-Уитни по методике «Принятие других» У. Фейя В данной ситуации эмпирическое значение U попадает в зону незначимости: Uэмп > Uкр, гипотеза Н1 отвергается. Гипотеза H0 – принимается. Таким образом, уровень принятия других у подростков-граждан РФ не ниже уровня принятия других подростков-мигрантов. Полученные результаты находятся в области незначимости, следовательно, статистически значимых различий в уровне принятия других между подростками-мигрантами и подростками-гражданами РФ не выявлено. 2. Методика «Индекс толерантности» Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова (количественный анализ аспектов толерантности). Формулируем гипотезы: Н0 – уровень толерантности у подростков-мигрантов не ниже уровня толерантности подростков-граждан РФ. Н1 – уровень толерантности у подростков-мигрантов ниже уровня толерантности подростков-граждан РФ. Полноценный расчет U-критерия представлен в Приложении 2, ранжирование приведено в таблице 6. Определяем критическое значение U для уровней статистической значимости ≤ 0,05 и ≤ 0,01 (по таблице): UКР = 51 ≤ 0,05 UКР = 38 ≤ 0,01 Результаты расчета изображены на рисунке 6. Рисунок 6 – Ось значимости U-критерия Манна-Уитни по методике «Индекс толерантности» Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова (количественный анализ аспектов толерантности). В данной ситуации эмпирическое значение U попадает в зону незначимости: Uэмп > Uкр, гипотеза Н1 отвергается. Гипотеза H0 – принимается. Отсюда следует, что уровень толерантности у подростков-мигрантов не ниже уровня толерантности подростков-граждан РФ. Полученные результаты находятся в области незначимости, следовательно, статистически значимых различий в уровне принятия других между подростками-гражданами РФ и подростками-мигрантами не выявлено. В результате трех проведенных методик можно сделать вывод, что подростки-мигранты и подростки-граждане РФ практически находятся на одном уровне межэтнических отношениях и толерантности. Такие результаты говорят о достаточно глубоком осознании своего «Я», так как через лучшее понимания своего «Я» лучше понимаешь других. Таким образом, исследование межэтнических отношений старших подростков было проведено при помощи методик: «Принятие других» (У. Фея); «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова); «Диагностика межличностных отношений» (Т. Лири). Так же с использованием результатов двух методик (методика «Принятие других» У. Фейя и методика «Индекс толерантности» Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова (количественный анализ аспектов толерантности) был произведен расчет U-критерия Манна-Уитни подростков-мигрантов и подростков-граждан РФ. Результаты расчетов по двум методикам оказались в области незначимости, следовательно, гипотеза исследования подтверждена. Обсудим далее полученные результаты в аспекте выводов других отечественных (Брянск, Краснодар, Екатеринбург, и зарубежных авторов. Подбор анализируемых в этой статье литературных источников подтверждает актуальность проблемы межэтнических отношений среди подростков [18, 19] и подчеркивает различия поведенческих реакций в ситуациях фрустраций у подростков мигрантов с Кавказа и Российских школьников. Чаще всего агрессивные реакции к переселенцам, так и с их стороны, вызваны неизвестностью ожиданий от представителей другой национальности, различиями в культурных и религиозных традициях, стереотипах поведения, что влечет за собой развитие подозрительности, закрытости [20]. Как показывает практика, подростки могут испытывать трудности в общении, они не всегда способны наладить контакт со сверстниками и другими людьми, не умеют контролировать свои эмоции и поведение, особенно, в конфликтной ситуации; не хотят понять и выслушать точку зрения другого человека, могут проявлять агрессивность, жестокость и конфликтное поведение. Дети из числа мигрантов в общении с социальным окружением чаще других попадают во фрустрационные ситуации. Иногда сверстники не принимают в свой коллектив, относятся к ним настороженно, предвзято и враждебно, обескураживают своим поведением. Реакция со стороны подростков-мигрантов на это может быть самой различной. Одни стараются защитить себя, свое «я». Другие требуют или ищут помощи и защиты от ближайшего окружения. Третьи сами разрешают ситуацию, но неадекватными способами, проявляя агрессию, направленную на себя, либо впадают в депрессию, замыкаясь, отказываясь от общения [21] Навыки взаимодействия, с которыми приходят в школу дети мигрантов, часто оказываются неадекватными в новой социальной среде. Например, приезжие дети могут считать оскорбительными слова и выражения, которые не являются таковыми в местной культуре. Различия в способах невербальной коммуникации, нормах отношений, ценностях становятся причиной недоразумений в процессе межкультурных коммуникаций. Специалисты разных стран утвердительно отвечают на вопрос «Могут ли способности эмоционального интеллекта помочь объяснить межкультурную эффективность» [22] и мы поддерживаем это мнение [23]. Способности эмоционального интеллекта во многом зависят от когнитивных факторов, которые могут быть созданы с помощью специально организованной на принципах сотрудничества и партнерства образовательной среды [24], тренингов [25, 26], внеурочных занятий [27, 28], эффективной межкультурной коммуникацией и обмена знаниями [29], качественной межличностными отношениями [30], конструктивными вмешательствами по развитию межкультурной компетентности учащихся и междисциплинарными подходами к построению межличностных отношений, культуры, норм и морального порядка. Именно в такой образовательной среде, утверждают ученые и практики разных стран, подростки-мигранты и подростки-граждане сумеют успешно пройти социальную адаптацию друг к другу на всех трех уровнях межэтнических отношений: на уровне межличностных отношений, на уровне межгрупповых отношений и на уровне взаимодействия между поселениями разных этносов. Заключение Построение межэтнических отношений, ставших неотъемлемой частью общения между сверстниками, является одной из важнейших социально-психолого-педагогических проблем образования, разрешение которой связано со стремлением к сотрудничеству и взаимопониманию. Согласно этому подходу нами на основе теоретического и эмпирического материала была разработана соответствующая программа и составлены методические рекомендации по формированию межэтнических отношений между подростками [31]. Следует и далее изучать состояние проблемы межэтнических отношений и формировать компетенции поведения толерантного, принимающего, позитивно-активного в отношениях с другими расами, этносами, народами, нациями.