Full text
Введение Сейчас большое внимание уделяется сопровождению учеников, учеников с особыми образовательными условиями, уделяется много внимания сопровождению молодого педагога, окончившего вуз, сейчас активное внимание научного сообщества привлечено к педагогическому сопровождению допрофесиионального образования, но в основном акцент делается на тех, кто поступает в вуз. За областью научных интересов остаются выпускники и абитуриенты, которые поступают в средние профессиональные учебные заведения, но они тем не менее также нуждаются в педагогическом сопровождении, на это существует ряд причин: первая из них самая важная – на первые курсы поступают обучающиеся, кончившие основную образовательную школу, это ещё – старшеклассники, которые выбрали профессиональный путь, но не до конца ещё осознали это, именно здесь нужно сопровождение и помощь в профессиональном выборе, вторая причина – абитуриент после одиннадцатого класса, чаще всего это абитуриенты, которые не прошли по рейтинговым спискам в вуз, данная группа студентов также нуждается в поддержке, так как их выбором не всегда был педагогический вуз, именно на этом этапе сопровождение и профессиональное ориентирование поможет студентам остаться в будущей профессии, на выпускном курсе у студентов-выпускников начинается этап сомнений в выбранной профессии, это связано и с разочарованием от объема изучаемых знаний, физической и психологической усталости, именно на этом этапе важно поддержать выпускников в верности их выбора, стремление начать профессиональной путь, таким образом, важно сопровождение на всем периоде обучения в колледже, но оно важно не только в период обучения, но и также в самом старте профессионального пути, так по данным статистики в первые пять лет профессионального пути уходит большинство молодых педагогов, специалисты среднего звена по окончании колледжа частично закрывают кадровый дефицит, так как для продолжения второй ступени обучения им необходимо работать в образовательной организации, поэтому важно их педагогические сопровождать, чтобы смягчить острые углы при дополнительной нагрузке: учебной, и рабочей, для этого была создана и апробирована модель педагогического сопровождения для студентов в системе колледж-вуз. Обзор отечественной и зарубежной литературы В науке и практике сейчас достаточно широко представлены толкования понятия форм «сопровождение» и «поддержка», исходя из представленных терминов уже видно, что в науке наблюдается синонимия понятий, поэтому существует большое количество понятий и толкований данного научного феномена. Ученые Е.А,Бауэр и А.В. Малышев выделяют - «психолого-педагогическое сопровождение» - в данное понятие ученые закладывают следующие основы: «.. совокупность социально-психологической и педагогической деятельности на основе определенной методологии, которая обеспечивает современное качество образования» [4, 16] О.С. Газман предлагает концепцию, которая заключается в следующем: «…особая технология в обучении, которая отличается от традиционных методов обучения и воспитания, тем, что осуществляется диалог между взрослым и ребенком». Данная концепция получила второе название – «педагогика поддержки», цель данной поддержки эффективно решать задачи, которые требуются для эффективного развития личности, задача такой поддержки – изменение личностных качеств и свойств, как взрослого, так и обучаемого, данные изменения должны происходить на основе сотрудничества. [7] Говоря о педагогической поддержке, стоит сделать вывод о том, что данное понятие больше связано с разрешением конкретных ситуаций, проблем обучающегося, решение чаще всего происходит через проблемные ситуации, сопровождение же имеет несколько иное наполнение – сопровождение - это непрерывная, запланированное деятельность, которая направлена на предотвращение трудностей, в ряде определенных ситуаций в ученом обществе данные понятия рассматриваются как синонимичные, также можно говорить о том, что поддержка является частью сопровождения. Е.И. Казакова и А.П. Тряпицина рассматривают сопровождение через вариант деятельности, которая помогает обучающегося в ситуации жизненного выбора, а также как ступень для вхождения в зону развития [26] Есть взгляд ряда ученых рассматривать сопровождение как технологию, в которой деятельностью является - помощь в ситуации жизненного выбора, данный подход схож с понятием поддержки, данного подхода придерживаются следующие ученые: И. Розман, Р.В. Овчаров, Г. Бардиер, Т. Чередникова.[17] М.М. Семаго раскрывает понятие «педагогического сопровождения» - «это поддержание функционирования ребенка в условиях оптимальной амплификации образовательных воздействий и недопустимость».[28] Есть группа ученых, которая рассматривает сопровождение – как процесс, который включает в себя компоненты – операционное поле развития, становление личности, коррекция личности.[18] По мнению А.К. Марковой процесс педагогического сопровождения состоит из нескольких этапов: диагностический, сбор информации, консультирование на этапе принятия решения, сопровождение и на этапе реализации. [22] В.А, Сластенин считает, что под педагогическим сопровождением стоит понимать следующее: ««процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия, поощрения максимальной самостоятельности ученика в проблемной ситуации при минимальном, по сравнению с поддержкой, участии педагога». [15] Учёные О.Е. Кучерова и Г.А. Нагорная считают, что педагогическое сопровождение – это взаимодействие, первый ученый делает акцент на том, что сопровождение - когда обучающийся не может решить самостоятельно задачу, для решения ему требуется помощь, но педагог при этом не решает задачу за ученика, так как это решит его самостоятельности, самостоятельность и развитие в данном случае понятия тождественные [25], Г.А. Нагорная понятие сопровождения представляет следующим образом – «полисубъектные, диалогические отношения в процессе учебно-профессионального взаимодействия». [27] Ряд авторов считает, что сопровождение – это создание определенного рода условий, которые помогают успешному обучению, а также психологическому здоровью сопровождаемого, данного взгляда придерживаются Е.К.Исакова, Д.В. Лазаренко, С.В.Сильченко. Для них педагогическое сопровождение имеет конечным результатом навык самостоятельности, уверенности при выборе в сложных жизненных ситуациях, данное понятие понимает сопровождение как результаты развития конкретных качеств у определенной личности. [12] М.Р. Битянова в основу своего научного взгляда на педагогическое сопровождение положила основы проектной деятельности, по её мнению необходимо проектировать образовательную среду с учетом и потенциалом для раскрытия возможностей и способностей сопровождаемой личности, именно эти слагаемые будут элементами его успешности, основной для успешности являются новообразования, которые получит личность в ходе собственного развития в синзетивные периоды. [6] Еще одним взглядом на педагогическое сопровождение - является реализация защиты прав субъектов сопровождения, в термин защита входят следующие компоненты – сложности адаптации в трудовом и учебном коллективе. Таким образом, мы рассмотрели основные подходы к наполнению понятия – «педагогическое сопровождение». Методологическая база исследования В основе написания статьи были положены следующие методы исследования: методы исследования: • теоретические: анализ литературы законодательно-нормативных документов по теме исследования, ретроспективны и сравнительно-сопоставительный анализ различных видов постколледжного сопровождения, варианты возможные варианты сопровождения в системе «колледж-вуз»; • эмпирические: психолого-педагогическая диагностика (тестирование, анкетирование, самооценка), педагогический эксперимент, наблюдение, беседа; • статистические: качественный и количественный анализ экспериментальных данных, статистическая обработка полученных результатов. Результаты исследования Для того, чтобы выявить категорию будущих педагогов, нуждающихся в педагогической поддержке и педагогическом сопровождении, мы провели опрос по мотивации учебной деятельности. В опросе участвовали студенты первого и последнего курсов педагогических специальностей ГПО АУ ЯО Ярославского педагогического колледжа в составе 263 человека. Категория опрашиваемых: обучающиеся, продолжающие обучение на базе основного общего образования, среднего общего образования и заканчивающие курс обучения по специальности. Анкетирование носит анонимный характер, что гарантирует достоверность результатов (обучающие не указывают никаких личных данных). Вопросы предложены с вариантами выбора готового ответа и представлена возможность выразить своё мнение. На опрос отводилось 45 минут, достаточное количество времени для неторопливого чтения и выбора ответа анкеты. В опросе в процентном соотношении респондентами являются лица женского пола – 78% и 22% - мужского пола, что объясняется типом учебного заведения педагогической направленности. Данный опрос нам был необходим для того, чтобы выявить категорию студентов, которые заинтересованы в получении профессии педагога и нуждаются в сопровождении на период обучения. Вопросы в анкетировании по мотивации охватывают следующие области мотивации, первый блок – мотивация выбора учебного заведения и цель поступления в учебное заведение. Были получены следующие варианты ответов: 1) Желание получить диплом-30% 2) Престиж колледжа – 15% 3) Интерес к профессии - 5% 4) Наилучшие способности именно в этой области – 20% 5) Семейные традиции, желание родителей – 5% 6) Перспектива найти хорошую работу - 20% 7) Стремление продолжить беззаботный образ жизни – 2% 8) Нежелание идти в армию – 3% Таким образом, ведущими мотивами при выборе учебного заведения у будущих педагогов является желание получить документ образовании, который даст возможность трудоустроиться, одними из самых низких показателями в выборе будущей профессии являются - интерес к профессии и приверженность к семейным традициям в выборе профессии. Одним из достаточно высоких показателей – способности именно в этой области, но данный вопрос не имеет пояснения, поэтому у студентов нет четкого представления, какими навыками они обладают для данной профессии. «Педпомощь», на данном ресурсе расположены консультации в режиме вебинаров и режиме онлайн-чата, данный ресурс направлен на оказание помощи не только студентам первого курса, но и обучающимся старших курсов. Помощь оказывается по следующим направлениям – психологическая, тьюторская, предметная. В каждом из разделов указаны персоналии педагогов, которые оказывают педагогическую поддержку и сопровождение будущих учителей, студенты сами выбирают себе тьютора и определяют уровень педагогического сопровождения. Для всех желающих обучающихся на первом курсе создан курс дополнительной подготовки к будущей профессиональной деятельности «Введение в педагогическую профессию», для обучающихся на профессиональном блоке работает сообщество педагогов и студентов – клуб «Практикант» для всех нуждающихся в подготовке к педагогической практике, на данных занятиях педагогическими находками делятся не только методисты, курирующие практику, но и студенты, которые уже прошли эту практику в образовательном процессе, для выпускных курсов создан объединение «Молодой педагог», в данном объединение происходит встреча с будущими работодателями, методистами практики, будущими наставниками в школе, на таких занятиях происходит обмен опытом, оказывается педагогического сопровождение выпускников школы к месту будущему работы, такой переход является мягким, что позволяет сохранить заинтересованность в профессии. Педагогическое сопровождение только начинает набирать обороты, но данная деятельность уже дает свои первые результаты, сопровождение студентов с первого курса дает больше уверенности студентам в своих силах и создает приятный микроклимат в учебном заведении, студенты отмечают чувства уверенности и защищенности. В основу модели эффективного сопровождения молодого педагога в системе колледж-вуз-школы посредством комплексного и последовательного сопровождения будущего молодого педагога мы выделили следующие критерии, которые эффективны при создании всех психолого-педагогических условий, которые позволяют обеспечить высокую. эффективность процесса сопровождения, а также проследить динамику в профессиональном и личностном росте будущего молодого педагога на стадии обучения и в начале профессиональной карьеры. В основу нашего сопровождения положен именно комплексный подход, при котором максимально полно реализованы условия поэтапного, комплексного сопровождения молодого педагога на всех этапах профессионального становления. Понятие условия нами понимается как одно из важнейших компонентов образовательной системы, который невозможен без определенного набора ресурсов, который даст ей возможность функционировать в полном объеме и даст возможность функционировать качественно и с высокими показателями результативности. Данное понятие «условия» мы вывели на основе следующих понятий, в первую очередь мы обратились к толковым словарям, в Толковом словаре С.И. Ожегова данное слово трактуется как многозначное, одно из значений, на интересует более других – «условия – это обстоятельство, от которого что-либо зависит». [Словарь Ожегова] Условия реализации комплексного сопровождения: 1) Комплексность сопровождения, которая заключается в системности и целостности, в данное сопровождение включены участники образовательного процесса со всех сторон – руководитель педкласса- преподаватели и руководители практики в педколледже – студенты и преподаватели университета; 2) Ориентация будущего педагога на профессионально-личностное развитие; 3) Расширение круга интересов будущего педагога в научной и практической деятельности; 4) Положительная динамика в развитии компонентов профессиональной деятельности педагога, а именно, следующих: - создание комплексной многоуровневой модели дистанционного и консультационного сопровождения будущего специалиста в системе «школа-колледж-вуз»; - создание сопроводительных программ на всех - удовлетворенность будущего и молодого педагога педагогическим сопровождением в условиях комплексного сопровождения, замер данного критерия осуществляется методом выявления соответствий ожидаемых результатов по комплексному сопровождению до начала процесса сопровождения и по его окончанию; - мониторинг уровня активности будущего и настоящего молодого педагога в комплексном процесса сопровождения, а также включенности в образовательный процесс; достижений молодых педагогов в процессе комплексного сопровождения в период обучения в колледже, вузе, на начальном профессиональном этапе, мониторинг степени включенности в процесс взаимодействия с другими педагогами и педагогом-наставником, другими молодыми коллегам; 5) эффективное использование ресурсов сопроводительного комплекса со всех сторон: кадровый состав, информационный. Для успешного комплексного профессионального сопровождения мы выделили следующие компоненты, их критерии и показатели: 1. Аксиологический Тест «Иерархия личностных ценностей» К. В. Харского) Критерии: Отношение к выбранной профессии, отношение к получаемому педагогическому образованию. Уровни: Низкий: интерес проявляется только ситуационно, когда имеет отношение только непосредственно к учебе, интересы к профессионально-педагогической деятельности сформированы крайне низко или полностью отсутствуют. 2 % из порошенных показали данный результат. Средний: на хорошем уровне проявляется интерес, позитивное отношение в профессионально-педагогическому образованию, активная позиция к участию в различных видах профессиональной практики и профессиональной деятельности, участие в конкурсах различной направленности. 42 % из порошенных показали данный результат. Высокий: высокая заинтересованность в личностно-профессиональном развитии, что проявляется в устойчивом интересе к информации, связанной с педагогической профессией, наличие сформированных, обоснованных взглядов о педагогической профессии и профессиональном образовании, подкрепленные суждениями научных и методических источников, сориентированность участника педагогического процесса на личностное развитие, а не на оценочно-балльное оценивание другой стороны образовательного процесса, расширение и применение в педагогической деятельности духовно-нравственных ценностей, уверенность в своей профессиональной подготовки для осуществления педагогической деятельности, применение навыков профессиональной деятельности в практической деятельности. 62 % из порошенных показали данный результат. 2. Мотивационный (Тест «Мотивация педагогической деятельности» (методика К. Замфир в модификации А. Реана, Методика изучения мотивов учебной деятельности студентов модифицированная А. А. Реаном, В. А. Якуниным) Критерии: Совокупность побуждений к профессионально-педагогической направленности обучения. Уровни: Низкий: интерес к обучению носит ситуативный характер, низкий уровень или полностью отсутствует сфера ценностного целеобразования, низкий или полностью отсутствующий интерес к педагогической деятельности, низкая потребность, или отсутствует полностью, низкая потребность или полностью отсутствует в расширении педагогических потребностей, связанных с профессией, крайне ограничена сфера нравственно-эстетических интересов. 12 % из порошенных показали данный результат. Средний: проявление гармоничной сочетаемости учебно-познавательного интереса и профессионально-направленного, достаточная степень осознания процессе ценностного целеобразования, достаточное стремление к профессиональной деятельности, интерес к педагогической деятельности проявляется эпизодически в зависимости от ситуации успеха, активного стремления к педагогической деятельности нет, осознание значимости педагогической профессии эпизодическое, низкий интерес к творческой составляющей профессии, есть склонность к развитию нравственно-эстетической сферы будущего педагога. 44 % из порошенных показали данный результат. Высокий: высокий устойчивый интерес в учебно-познавательной деятельности профессиональной направленности, устойчивый интерес к эстетической деятельности, сочетание данных критериев в профессиональной деятельности, необходимость и устойчивая потребность в ценностном целеобразовании, яркий активный интерес к профессиональной деятельности, активное стремление к реализации себя в профессиональной деятельности, устойчивый интерес к педагогической деятельность, активная вовлеченность в разные сферы и стороны педагогического процесса, устойчивая и широкая сфера проявления нравственно-эстетических интересов. 35 % из порошенных показали данный результат. 3. Познавательно-когнитивный и креативно-творческий (Тесты измерения структуры эмоционального, социального, практического интеллекта, Диагностика творческого мышления.) Критерии: Проявление способностей к креативной деятельности. Уровни: Низкий: низкий уровень креативности, низкие способности к проявлению творческой деятельности, безынициативность, низкая активность в любых формах, отсутствие самостоятельности. 15 % из порошенных показали данный результат. Средний: достаточно выраженная способность креативной профессионально-образовательной деятельности, достаточно высокая способность к ситуативно-творческой активности, проявление интереса к процессу, а не только к результату. 30 % из порошенных показали данный результат. Высокий: высокая способность к креативной деятельности. 54% из порошенных показали данный результат. Критерии: Уровень овладения знаниями в профессионально-педагогическом образовании. Уровни: Низкий: нет системы в полученных знаниях, носят обрывочный характер, нет понятия об их прикладном характере в профессиональной деятельности. 22 % из порошенных показали данный результат. Средний: устойчивый характер полученных знаний, который проявляется в проявлении знаний по основным разделам профессионального педагогического образования, укладываются полученные знания в рамки стандартных требований к личности будущего педагога. 52 % из порошенных показали данный результат. Высокий: знания систематизированы, имеются представления и знания в области философии, психологии педагоги, также представлены знания следующего характера: проектировочного, управленческого, профессионального-педагогического, все представленные выше критерии дают устойчивое профессиональное развитие будущего педагога. 62 % из порошенных показали данный результат. 4. Эмоционально-волевой, рефлексивно-адаптационный (Тест рефлексии. Шкала самооценки, или как достичь успеха и не потерять то, что имеешь» (методика Ч. Д. Спилберга, Ю. Л. Ханина Уровень адекватной самооценки в областях – профессиональной, личностной. Способность оценить образовательной процесс с профессиональной точки зрения, способность к адаптации в условиях изменяющегося образовательного и жизненного пространства. Уровни: Низкий: неспособность провести рефлексию собственной позиции, низкая адаптация в социуме, нет представлений о профессионально «я-концепции». 32 % из порошенных показали данный результат. Средний: рефлексия связана в основном с оцениванием себя, как части, участника профессионально-педагогического образования, «Я-концепция» выражена в общих чертах, нет четкого понимания составляющих её методологических основ. 72 % из порошенных показали данный результат. Высокий: субъект способен провести адекватную рефлексивную самооценку себя, как личности, профессионала, легко и гибко адаптируется под изменяющиеся реалии образовательного и жизненного пространства. 22 % из порошенных показали данный результат. Критерии: Способность выбрать цель и действовать в данном направлении, принимая на себя ответственность за риски и составляющие компоненты, в том числе эмоциональная и моральная ответственность за достижение данной цели. Уровни: Низкий: низкий уровень волевых усилий в отношении педагогическо-профессиональной деятельности, учебно-познавательной, а также в эмоционально-профессиональной, низкий уровень волевых усилий в любой из указанных сфер. 22 % из порошенных показали данный результат. Средний: проявление достаточной степени инициативности в организации других людей в учебном и профессиональном коллективе, периодическое выступление в позиции лидера, проявление эстетических проявлений в организации процесс, проявление черт толерантности, достаточная уверенность в свих силах, проявление основ саморегуляции в деятельности. 52 % из порошенных показали данный результат. Высокий: на данном уровне проявляется способность в организации и руководства другими членами учебной деятельности, принятие на себя эмоциональной и моральной ответственности за достижение результата. 22 % из порошенных показали данный результат. В ходе исследования мы использовали методики указанные выше, данные методики позволяют определить уровень профессионального становления личности будущего педагога, его готовность к профессиональной деятельности, в ходе нашего исследования указанные выше выше критерии пришлось сделать более дробными для более наглядной картины профессионального-педагогического сопровождения будущего педагога, в ходе которого происходит профессиональное становление личности, определяется готовность к педагогической профессиональной деятельности. Заключение Исходя из полученных в ходе анкетирования, результатов, представленных выше критериев и условий, можно говорить о том, что выделенные показатели для успешного сопровождения в системе вуз-колледж являются, но ещё большего эффекта можно достичь, если добавить указанной выше системе - ранжирование, выделить уровни и подуровни, что позволит оценить результаты комплексного педагогического сопровождения более эффективно. Мы отметим, что данное наше педагогическое сопровождение является поэтапным и затрагивает различные сферы профессиональной и учебно-образовательной сферы, а также социальной, При анализе понятия мы учли все аспекты, наполняющие педагогическое сопровождение и учли их в выстраивании модели сопровождения.