Full text
Введение Современные условия функционирования человеческого общества динамичны и мало предсказуемы, что не может не сказаться на смене ценностно-смысловой парадигмы существования человечества, профессиональном выборе и на выборе молодежью жизненного пути в целом. В динамично меняющемся мире устаревают, исчезают профессии, которые не успевают адаптироваться к прогрессу общества (науки, технологического процесса, автоматизации, компьютеризации и т.д.). Вновь возникают огромное количество самых разных профессий, востребованных человеком, вызывающих интерес у подрастающего человека, ориентирующих их на работу с современными технологиями, в виртуальном пространстве, приносящую высокие заработки. Однако следует помнить, что первым социализирующим институтом, в который входит личность, является семья. Именно семья во многом определяет первичный профессиональный выбор молодого человека. Старшее поколение, воспитанное на иных идеалах и ценностях, транслирующее общественные установки ушедшей эпохи, убеждено, что реальные трудовые навыки инженера, учителя, врача, психолога, юриста, экономиста обеспечат молодому человеку востребованность на рынке труда. Контингент современного студенчества существенно изменился. Так, И.Г. Комисарова отмечает, что ранее, в доперестроечной России, студентами становились молодые люди с сильной школьной подготовкой и высокими способностями, как правило, это была «элита» молодежи. Выбор профессии и учебного учреждения современного старшеклассника носит зачастую случайный характер, молодым людям свойственен высокий уровень профессиональной дезориентированности и разноуровневая мотивация к обучению [1, с.48]. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что в процессе обучения студентов удовлетворенность профессией меняется и находится в зависимости от года обучения. Вчерашние абитуриенты на первом курсе в вузе проходят сложный процесс социально-психологической адаптации к обучению: это связано с определенными трудностями в освоении новых, отличных от школы условий учебной деятельности; испытывают неуверенность в общении со сверстниками и преподавателями; недостаточно хорошо знают свои интеллектуальные возможности и профессиональные требования к ним. Для обучающихся третьего-четвертого курсов в большей степени характерны сомнения в себе как, профессионале («синдром самозванца»), в способности стать высококлассным специалистом в предстоящей самостоятельной профессиональной деятельности, связанные с осознанием и пониманием меры личной ответственности за свой выбор и дальнейший профессиональный путь. Анализ опыта работы психолого-педагогической службы Арзамасского филиала ННГУ показывает, что выбор профессии осуществляется студентами, во-первых, через соотнесение личных ценностей с ценностями с референтной группы: чаще всего это семья и семейные традиции (хочу продолжить дело своих родителей, у меня бабушка учитель и т.д.); во-вторых, как попытка реализации мечты детства (всегда мечтала стать учителем, психологом); в-третьих, с опорой на социальную востребованность (хочу помогать людям, хочу учить детей, передавать им знания). При отсутствии собственных представлений и несформированности внутренней мотивации профессионального выбора, мотивы выбора профессии, как правило, следующие: ориентировался(лась) по баллам ЕГЭ; подумал(а), что я разбираюсь в людях, решил(а) учиться на психолога; у меня много различных психологических проблем, хочу разобраться в себе, научусь помогать и другим; поступил(а) заодно с друзьями; сам(а) не знаю где хочу учиться; настояли родители (мама всегда хотела быть учителем, реализую ее мечту) и др. Вузовские учебные планы включают в себя блок разнообразных программ практической подготовки, поэтому в процессе обучения выход на практику и реальное практическое погружение в профессию, существенно проясняют первичный профессиональный выбор студента. С каждым годом обучения блок практической подготовки становится все сложнее и к старшим курсам студент четко понимает содержание выбранной профессии. Осваиваемые студентом профессионально значимые компетенции и практический опыт способствуют формированию удовлетворенности выбранной профессией, убеждению в правильности своего выбора, либо в разочаровании обучающегося первичным профессиональным выбором. Обзор отечественной и зарубежной литературы Анализ педагогической и психологической литературы свидетельствует о том, что в науке сложились определённые теоретические предпосылки исследования проблемы формирования удовлетворенности избранной профессией в контексте профессионального становления студента. Данная проблематика широко представлена в трудах современных, прежде всего, отечественных авторов. Реунова А.Ю., Зыбина Л.Н., Мантурова Н.М. в своем исследовании справедливо подчеркивают, что удовлетворенность профессией – это интегративный показатель, отражающий комплексное аффективно-волевое отношение субъекта к избранной профессии [2]. Как отмечал Т.В. Кудрявцев, низкая удовлетворённость профессией является, как правило, основной причиной текучести кадров, от удовлетворённости избранной профессией зависит сохранение в процессе трудового деятельности психического и эмоционального здоровья сотрудников. Низкий уровень удовлетворённости избранной профессией, как правило, приводит к поверхностному освоению профессиональных компетенций и низкой академической успеваемости студентов [3]. Удовлетворённость избранной профессией и профессиональной деятельностью, несомненно, взаимосвязаны друг с другом. Так, В.А. Ядов, И.М. Попова, А.А. Киссель, Т.А. Китвель считали, что социальные детерминанты удовлетворенности выбранной профессией отражают особенности объективных социальных условий труда и тесно связаны с системой потребностей личности: удовлетворенность профессией и профессиональным трудом включают в себя взаимосвязанные «мотивы», «потребности», «установки» [4]. Однако, «при выборе направлений или специальностей подготовки, - пишут Е.А. Гуськова, И.В. Шавырина, - молодые люди во многом пассивно принимают существующие правила игры в построении своей профессиональной жизни по существующим общественным стереотипам, стереотипам успеха» [5, с.195]. Беленов О.Н., Гончарова И.В., Шилова И.В., Лебедева Н.А., Алексеева С.С., изучая проблему маркетинга в деятельности классического университета, отмечают, что в условиях жесткой конкуренции вузы проводят активную маркетинговую политику по привлечению абитуриентов [6, 7]. Данная ситуация существенным образом влияет на первичное профессиональное самоопределение выпускников, которые ориентируются не на объективные характеристики профессиональной сферы и социально востребованный перечень специальностей, а на рекламную деятельность пиар компаний образовательных учреждений. Впоследствии выбранная специальность не всегда соответствует потребностям рынка труда региона, в котором происходила подготовка студентов, многие выпускники российских вузов испытывают трудности с поиском работы, что влияет на удовлетворенность выбранной профессией. Н.Ф. Наумова утверждает, что удовлетворённость избранной профессией и есть - социальный статус [8]. Известно, что представители одной профессии проходят идентичную профессиональную социализацию, склонны демонстрировать подобные социальные позиции, сходное социальное поведение, поэтому профессиональный статус зачастую определяет общий социальный статус личности. Считается, что движение личности вверх или вниз по шкале социального престижа и карьерного роста находится в прямой зависимости от специфики выбранной профессии. Л.В. Карташова, Т.О. Соломандина, Т.В. Никонова связывают удовлетворённость избранной профессией с отношением личности к таким внешним факторам профессиональной деятельности, как материальное вознаграждение, отношения с коллегами и руководством, социально-экономическая стабильность, возможность карьерного роста, безопасность трудовой деятельности, престиж профессии и др. [9]. В исследованиях удовлетворенности профессиональным выбором студентов А.А. Реан и Я.Л. Коломинский указывают на то, что первокурсники демонстрируют максимальный уровень удовлетворенности избранной профессией, авторы подчёркивают, что постепенно в процессе обучения в вузе этот показатель начинает снижаться [10]. И.С. Кон в своих работах рассуждает о том, что неудовлетворенность избранной специальностью старшекурсников растет по мере их приближения к выпуску. Такую неудовлетворенность автор связывает с рядом субъективных и объективных причин: низким уровнем преподавания, более реальным осмыслением и деидеализацией выбранной профессии и др. [11]. Первокурсники, адаптируясь в новой ситуации вузовского обучения, имеют субъективные первичные представления о профессии, смутно представляют свои возможности к освоению профессии, зачастую испытывают трудности в социальной роли студента, существенно разнящейся с ролью учащегося школы; имеют индивидуальную ценностно-смысловую структуру личности, особенности профессиональной мотивации. Ангеловский А.А. считает, что удовлетворенность профессией возникает в процессе определенного рода занятий, требующих специализированного знания, длительной и интенсивной подготовки, включающей в себя обучение специфическим навыкам, академическим принципам и освоение профессиональных компетенций, необходимых для ее реализации» [12]. Нельзя не согласиться с Л.И. Кунц подчеркивающем, что абитуриенты, чаще всего, выбирают не профессию, а некий ее образ, представление, а точнее образы специалиста определенной профессиональной группы [13]. Действительно, представления студенческой молодежи о профессии и о своем будущем в профессии неопределенны и расплывчаты. Они выбирают не столько профессию, вид деятельности, сколько группу принадлежности, будущий социальный статус, модель собственного желаемого будущего. Осваиваемая профессия воспринимается студентами как инструмент формирования этого желаемого будущего. Профессиональный опыт авторов статьи позволяет говорить о том, что к старшим курсам (как правило, в середине третьего года обучения), у студентов возрастает осознание меры ответственности за результат собственной профессиональной деятельности, происходит понимание отсутствия четких алгоритмов и шаблонов, обеспечивающих гарантию успешности психолого-педагогической деятельности и (или) психологической помощи клиенту. Студенты начинают осознавать условия неопределенности, сопровождающие профессиональную деятельность учителя, педагога-психолога, психолога служебной деятельности, что ведет к росту тревожности, некоторые обучающиеся начинают сомневаться в возможности профессиональной самореализации и дальнейшей профессиональной успешности. В ходе обучения и практической подготовки постепенно формируется приближенное к реальности представление о себе в выбранной профессии, о собственных возможностях личностной и профессиональной самореализации, об индивидуальном профессиональном маршруте и карьерном росте [14, с.37]. А.В. Шкель описывает удовлетворенность профессией через образ профессии, через такие признаки, как совокупность знаний человека об аспектах, отражающих социально-экономические (значимость профессии для общества, представления о профессиональном и социальном росте), производственно-технические (продолжительность рабочего дня, длительность отпуска, условия работы, уровень нервно-психической напряженности), производственно-педагогические (тип учебного заведения, срок и качество обучения, служебные обязанности) и социально-психологические (система требований к узко специальным, нравственным и организационным качествам) характеристики профессии [15]. Субъективный образ профессии формируется у личности под влиянием традиций и ценностных ориентаций родительской семьи, социального окружения, СМИ, массового общественного сознания, формирующих устойчивый имидж профессии, стереотипы восприятия её престижа. Так, Дзамихов И.К., Селиверстова М.В., Сагадиева И.М. в ходе исследования специфики построения карьеры отмечают, что сопоставив субъективное представление о профессии, сложившееся под влиянием вышеперечисленных факторов, соотнеся его со своими жизненными планами, абитуриенты выстраивают собственную «модель карьеры» [16, 17]. Carol D. Ryff связывает уровень личностной удовлетворенности, в том числе и профессиональной, с динамикой самооценки человека, с процессом самореализации посредством самоанализа своих потенциальных профессиональных возможностей. Автор считает, что эвдемоническое благополучие личности (личностный рост) состоит из самопознания, ощущения цели и смысла жизни, предполагаемого развития своих лучших способностей, приложения значительных усилий в стремлении к совершенству, интенсивного участия в деятельности и удовлетворенности от деятельности [18]. Справедливо утверждение Н.В. Поправко и Д.О. Афанасьева о том, что успешная адаптация выпускников вузов на рынке труда зависит, как правило, от двух групп факторов. С одной стороны, от факторов, которые относятся к внешним: наличие и объективная привлекательность вакансий, востребованность специалистов, особенности механизмов карьерного роста и пр. С другой стороны, от факторов, которые условно можно отнести к внутренним: характер личностно-ресурсных и ценностно-мотивационных интенций выпускников в плане профессиональной самореализации, интерсубъективные характеристики конструирования поля образования и др. [19, с. 41]. Методологическая база исследования Методологической базой данного исследования послужили основные философские положения о всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности процессов; об общих законах развития природы, общества, человеческого сознания и деятельности; идеи системного, личностного, деятельностного подходов к изучению психолого-педагогических явлений; современные концепции воспитания. Воспитательные задачи образовательного учреждения реализуются субъектами образовательного процесса в деятельности. В связи с этим, мы считаем необходимым в логике нашего исследования подчеркнуть актуальность личностно-ориентированного и деятельностного подходов в осуществлении профессиональной подготовки обучающихся. Личностно-ориентированный подход предполагает функционирование образовательно-воспитательной системы, построенной на основе философии гуманистической педагогики, признающей субъектов данного процесса главной ценностью, как носителей сложного личного опыта взаимодействия с противоречивой реальностью жизнеустройства. Цель реализации личностно-ориентированного подхода в образовательно-воспитательной системе вуза понимается как создание особых условий, обеспечивающих возможности реализации способностей индивида, освоение личностью актуальных социальных норм и формирование культуры нравственного выбора, рефлексивных механизмов поведения, устойчивого саморазвития, самоопределения и самореализации в деятельности, готовности принимать ответственные решения [20]. По мнению Э.Ф. Зеера, личностно-ориентированный подход в реализации образовательно-воспитательной системы высшей школы акцентирует внимание на таких аспектах, как личностное развитие; формирование и проявление индивидуальных особенностей личности через успехи и неудачи; обеспечение и поддержание комфортной, психологически благоприятной образовательной среды, посредством функционирования системы социально-психологического обеспечения процесса развития личности обучающихся [21]. Деятельностный подход к развитию личности обучающегося ориентирован на вовлечение студентов в разнообразные виды деятельности, позволяющие формировать необходимые и достаточные качества и формы поведения, способствующие быть востребованным субъектом общества. При этом большое значение имеет повышение учебной и профессиональной мотивации, через постепенное усложнение личностно-формирующих видов деятельности и ее содержания [22]. Результаты исследования Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Арзамасский филиал ННГУ им. Н.И. Лобачевского». В нем приняли участие 100 студентов третьего и четвертого курсов: 50 студентов-психологов, обучающихся по специальности «Психология служебной деятельности» и 50 студентов-педагогов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование». В ходе проведенного исследования нами были изучены особенности профессиональной мотивации обучающихся, как значимого компонента профессионального выбора на основе наличия/отсутствия первичных представлений о профессии, оказывающих влияние на профессиональное самоопределение, на удовлетворенность личности своей деятельностью; также нами рассмотрены факторы, детерминирующие привлекательность профессии и влияющие на уровень удовлетворённости студентов своим профессиональным выбором. В качестве психодиагностического инструментария использовались опросник «Профессиональная мотивация учащегося» (автор Л.А. Верещагина); методика изучения факторов привлекательности профессии В.А. Ядова (модификация Н.В. Кузьминой, А.А. Реана); анкета, направленная на изучение уровня удовлетворённости педагогической практикой и ранжирование профессионально значимых качеств (авторы Э.Г. Патрикеева, Т.В. Калинина). В ходе проведенного исследования профессиональной мотивации обучающихся (таблица 1) нами было выявлено, что основными мотивами выбора профессии студентов-психологов являются мотивы профессионального мастерства (44%); выражены мотивы социальной значимости труда (30%) и мотивы самоутверждения в труде (20%); слабо выражен мотив собственного труда (12%). Таблица 1 Особенности профессиональной мотивации обучающихся Студенты-психологи Студенты-педагоги Вид мотива % чел Вид мотива % чел мотивы профессионального мастерства 44 22 мотивы социальной значимости труда 32 16 мотивы социальной значимости труда 30 15 мотивы самоутверждения в труде 26 13 мотивы самоутверждения в труде 20 10 мотивы профессионального мастерства 24 12 мотивы собственно труда 6 3 мотивы собственно труда 18 9 Результаты проведенного исследования показали, что имеют место значимые различия между мотивами профессионального мастерства у студентов-психологов (44%) и студентов-педагогов (24%), что может свидетельствовать о том, что студенты-педагоги и студенты-психологи осознают необходимость приносить пользу обществу посредством труда в собственной профессии. В тоже время студенты-психологи в большей степени ориентированы на получение удовлетворения от профессиональных достижений через развитие профессиональных способностей и талантов. Анализ результатов исследования показывает, что в процессе сравнения результатов обеих групп респондентов имеют место существенные различия между мотивом собственного труда и мотивом самоутверждения в труде, заключающемся в том, что учащаяся молодежь стремится утвердиться в профессиональной деятельности, где можно раскрыть свои способности, развить свои личностные возможности, добиться уважения окружающих людей, социального признания (высокого социального статуса). Завершающее место занимают мотивы собственного труда и трудолюбия. Мы можем предположить, что данный факт связан с тем, что большая часть студентов не уверены, что место, куда он будет распределен или принят на работу будет устраивать его по всем показателям, включая уровень заработной платы, условия труда, наличие/отсутствие места жительства, возможность работать по выбранной специальности. Студенты допускают, что при возможности выберут иное, более высокооплачиваемое, статусное место работы. Для определения уровня удовлетворенности студентов осваиваемой профессией нами были изучены факторы привлекательности профессии для студентов (таблица 2). Таблица 2 Факторы привлекательности профессиональной деятельности Ранг Студенты-психологи Студенты-педагоги 1 Работа с людьми Важность профессии для общества 2 Самосовершенствование Самосовершенствование. Характер 3 Заработная плата Творческий подход 4 Способности. Социальное признание, уважение Частота контакта с людьми 5 Творческий подход Переутомление. Работа с людьми 6 Характер. Переутомление Социальное признание и уважение 7 Важность профессии для общества Заработная плата 8 Частота контакта с людьми Продолжительность рабочего дня 9 Продолжительность рабочего дня Способности Анализ результатов исследования факторов привлекательности профессии, представленный нами в таблице 2, может свидетельствовать о том, что у испытуемых-психологов было выявлено высокое значение фактора работы с людьми. Значимым является и то, что в профессии студенты имеют возможность развиваться, совершенствоваться, иметь варианты карьерного роста, связанные с различными отраслями психологии. Заработная плата и способности также считаются важными для студентов-психологов, однако мотив заработной платы не занимает первого места в шкале ранжирования, но при этом и не отодвигается на последнее место. У студентов-педагогов значимым фактором является важность профессии для общества, а также возможность саморазвития и самосовершенствования в профессии. Студенты считают, что в трудовой деятельности важна креативность и творческий подход, а вот способности не столь важны, по их мнению, освоенных компетенций им вполне достаточно для качественного выполнения профессиональных функций. Наименее значимым фактором для всей выборки респондентов выступает продолжительность рабочего дня. С помощью авторской анкеты исследовался уровень удовлетворенности студентов практической подготовкой в плане аффективно-эмоционального отношения к результатам профессиональной деятельности. В отличие от студентов педагогического направления подготовки, студенты психологи проходят большинство видов практик в условиях как в общеобразовательных школах, социально-реабилитационных центрах, так и в силовых структурах, коммерческих организациях, где получают реальное представление о разнообразии направлений и видов профессиональной деятельности психолога, осуществляют непосредственную работу с сотрудниками различных подразделений, проводят психодиагностическую и коррекционно-реабилитационную деятельность. Обучающиеся в своих ответах на вопросы анкеты отмечали, что было интересно работать по подбору психодиагностического инструментария для изучения мотивации сотрудников, разрабатывать упражнения и составлять тренинги по сплочению трудового коллектива, осваивать различные психологические техники в рамках составления и апробации коррекционно-реабилитационных программ. Студенты в своих ответах указывали на то, что работа психолога дает широкие возможности для самореализации не только в разнообразных направлениях психологии, но и в смежных областях, где необходимо психологическое знание (менеджер по подбору кадров, по работе с клиентами, по работе с персоналом организации, бизнес-тренеры, коучеры, консультанты, а также воспитатели, наставники, медиаторы, педагоги-психологи ДОУ, школ, социально-реабилитационных центров и т.д.). Кроме того, повышение квалификации и более узкая специализация в рамках различных отраслей психологии позволяет выпускнику быть лабильнее на рынке труда, гибче воспринимать смену профессиональной парадигмы развития, позволяет заниматься частной психологической практикой. Следует отметить, что работодатели охотно принимают на работу выпускников психологических направлений подготовки, так как уровень подготовки выпускников обеспечивает эффективный уровень взаимодействия с клиентами, повышает качество обслуживания, снижает уровень конфликтов. Педагогическая практика студентов-психологов проходит на базе психолого-педагогического факультета, студенты выступают в качестве преподавателей у бакалавров, или студентов младших курсов. Изучение отчетов студентов-практикантов свидетельствует о том, что по окончании данного вида практики, обучающиеся высоко оценивают полученный профессиональный опыт в подготовке и проведении занятий (лекции, семинары), в выполнении функции кураторов академических студенческих групп, подчеркивают, упрочили собственный профессиональный выбор. В ходе анализа анкет студентов-педагогов отмечено, что прохождение производственной (педагогической) практики в общеобразовательных учреждениях привело часть студентов-педагогов к разочарованию в выбранной профессии. Студенты в своих ответах указывали на то, что их напугали современные дети, условия, в которых им придется трудиться (например, «Мой опыт взаимодействия с детьми в школе показал, что я не хотела бы работать в школе»; «Я увидела тот объем реальной трудовой нагрузки учителя, прочувствовала необходимость кропотливой подготовки к каждому занятию, это ужас! Да ещё проверка тетрадей и отчеты…», «Я получу высшее образование, как этого хотят мои родители, но не буду работать в педагогической профессии»). Мы можем предположить, что данная ситуация связана с тем, что у абитуриентов при поступлении в вуз и студентов младших курсов было несколько иллюзорное представление о профессии. В процессе профессиональной подготовки, прохождения различных видов практик обучающийся постепенно обнаруживает скрытые, не явные стороны специальности, узнает об особенностях профессиональной деятельности, о которых студенты раньше даже не предполагали, которые становятся видимыми и осознанными только в процессе личного погружения в профессиональный процесс. Следует отметить, что у 30% обучающихся педагогической направленности прослеживается отрицательное отношение к профессии. Это, на наш взгляд, может быть связано со сложными условиями профессиональной деятельности учителя, с высоким уровнем ответственности за жизнь и здоровье детей, с необходимостью постоянной работы дома по подготовке к урокам, по заполнению школьной документации, с несоразмерным вкладом учителя и реальной оценкой трудовой деятельности специалиста, выражающейся в заработной плате и существующих механизмах поощрения. Проведенное исследование свидетельствует о том, что студенты обеих выборок идентифицируют себя с представителями своих профессий, осознают личную принадлежность к определенной профессиональной общности, отождествляют себя с идеальными представителями выбранной профессии. Однако столкновение с реальной педагогической/психологической деятельностью зачастую ведет к «деидеализации» профессии, к снижению от первого курса обучения к старшему общего уровня удовлетворенности студентом выбранной профессией, повышает уровень общей тревожности, порождает сомнения в возможностях самореализации, карьерного роста. На основании фактических данных, полученных в ходе анализа ответов на вопросы анкеты, респонденты психологического профиля обучения декларировали следующие значимые профессионально-важные качества психолога (по итогам ранжирования): 1) умение слушать, коммуникабельность; 2) эмпатия; 3) компетентность; 4) ответственность; 5) интеллект; 6) отзывчивость, объективность, наблюдательность, дружелюбие; 7) терпение, сдержанность, добросовестность, эрудиция, уверенность, активность; 8) тактичность, интерес к работе, стремление к саморазвитию. Опрос показал, что студенты психологического направления обучения имеют развернутое многогранное представление о психологе, подчеркнем, что в современном психологическом знании существует большое разнообразие различных профессиональных моделей психолога, каждый автор видит портрет специалиста по-своему. На основании фактических данных, полученных в ходе анализа ответов на вопросы анкеты, студенты педагогического профиля обучения декларировали следующие профессионально-важные качества педагога (по итогам ранжирования): 1) терпеливость; 2) интеллект, педагогическое мастерство; 3) способность принимать и любить детей; 4) коммуникативные способности, знание психологии ребенка; 5) широкий кругозор; 6) ответственность, педагогические способности, трудолюбие, сообразительность; 7) способность отстаивать свое мнение, скромность, здоровье, чувство юмора. Студенты педагогического направления самым важным качеством учителя считают интеллект и профессиональное мастерство. Это связано с тем, что их профессия требует большой умственной работы, необходимости хорошо разбираться в преподаваемой дисциплине, обладать широким кругозором. В целом можно сказать, что у респондентов данной группы, в целом, сформирован устойчивый образ представителя профессии учитель (педагог). При сравнении рангов профессионально-важных качеств отметим, что студенты-психологи отдают приоритет коммуникабельности и общей компетентности, а студенты-педагоги выделяют эмоционально-волевые качества и качества личности педагога ориентированные на взаимодействие с ребенком. Следует особо обратить внимание на ещё один фактор, существующий в профессиональной подготовке студентов-психологов и студентов-педагогов, оказывающий значительное влияние на формирование профессиональной мотивации студентов – это система воспитательной работы факультета. Национальный исследовательский университет им. Н.И. Лобачевского и его структурное подразделение - Арзамасский филиал ННГУ имеют общую образовательно-воспитательную систему, однако каждый отдельный факультет реализует ее по-своему. Так, психолого-педагогический факультет уделяет огромное внимание волонтерской деятельности обучающихся и за счет широких социальных связей имеет возможность взаимодействия с широким кругом социальных партнеров, в ходе которого студенты с первых курсов имеют возможность быть погруженными в психолого-педагогическую деятельность. Работа по подготовке студентов психолого-педагогического направления обучения строится на основе глубокого анализа практического взаимодействия с сотрудниками различных учреждений города и с учётом специфики данных учреждений. Тем самым, обеспечиваются условия для приобщения студентов к участию в решении актуальных социально-психолого-педагогических проблем микросоциума на основе усвоения позитивного опыта социально-профессионального взаимодействия с различными категориями воспитанников и социальных партнёров. В ходе осуществления проектной деятельности студентами осваиваются технологии социально-психологической помощи различным категориям клиентов [23, c. 100]. Выход в качестве волонтера в социально-реабилитационные центры города и района, школы, детские сады и организации (отделы полиции, медицинские учреждения, юридические компании и пр.), организация концертов, праздников, досуговых мероприятий, проведение различного рода психологических диагностических и коррекционных мероприятий, позволяют студентам формировать социально значимые коммуникативные навыки, реализовать свой творческий потенциал. Посредством погружения в профессиональные виды деятельности практического психолога или педагога-наставника осваивать профессионально-значимые компетенции, узнавать «теневые» скрытые стороны осваиваемой профессии, ее сложности, получать опыт разрешения сложных профессиональных вопросов. Профессорско-преподавательский состав факультета убежденно стоит на позиции того, что «высшие учебные заведения призваны создавать условия для становления и развития личности как субъекта труда [24, с. 31]. На психолого-педагогическом факультете активно функционирует институт кураторства, который позволяет обеспечивать эффективное функционирование образовательно-воспитательного пространства в вузе, когда куратор студенческой академической группы не только отслеживает пропуски и академические задолженности обучающихся, но и обеспечивает планомерное включение каждого студента в воспитательное пространство группы, факультета и вуза. Посредством воспитательных мероприятий различного уровня и через коллективную творческую деятельность куратор способствует развитию творческого потенциала обучающихся. Формированию удовлетворенности профессиональным выбором, на наш взгляд, способствует также погружение учащейся молодежи в научную деятельность: дни науки, недели студенческой науки, участие в предметных олимпиадах, конкурсах, проектной деятельности, написание курсовых и выпускных квалификационных работ по запросу учреждений, выступающих в качестве баз экспериментального исследования. Перечисленные виды деятельности позволяют каждому студенту раскрыть внутренний мир профессии, связь профессии с наукой, получить возможность рассказать учёному сообществу о своих научных интересах. Образовательно-воспитательное пространство вуза позволяет студенту попробовать себя и свои силы в различных видах деятельности, приобрести профессионально значимые компетенции, что в свою очередь способствует повышению уровня удовлетворенности выбранной профессией. Заключение Таким образом, анализ результатов исследования позволяет сформулировать следующие выводы. В процессе нескольких лет профессиональной подготовки в вузе, прохождения различных видов практик студент постепенно обнаруживает скрытые, не явные стороны специальности, узнает об особенностях профессиональной деятельности, о которых студенты раньше даже не предполагали, которые становятся видимыми и осознанными только в процессе личного погружения в профессиональный процесс. В ходе обучения постепенно формируется приближенное к реальности представление о себе в выбранной профессии, о собственных возможностях личностной и профессиональной самореализации, что оказывает существенное влияние на общую удовлетворенность выбранной профессией. Так, некоторые студенты педагогического профиля обучения зачастую отмечают разочарование выбранной профессией, объясняя это спецификой профессиональной деятельности, необходимостью постоянной подготовки к занятиям, большим объемом работы со школьной документацией, спецификой воспитания и обучения современных детей,. сложностью взаимодействия с современными родителями. Низкая социальная престижность профессии учителя, считают студенты, связана с низким уровнем заработной платы, который категорически не соответствует личностным ресурсам, которые вкладывает педагог в обеспечение качества педагогической деятельности. Позитивным является тот факт, что удовлетворенность избранной профессией у студентов-психологов значительно выше, чем у студентов педагогического профиля обучения. Современная психология приобретает все большую востребованность в самых различных областях человеческого труда, связанного с общением и взаимодействием в профессиональной сфере «человек-человек», что при должной мотивации и минимальных усилиях (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) позволяет студентам-психологам определиться с той областью профессиональной психологической деятельности, которая даст возможность получить наибольший уровень профессиональной самореализации (психология труда, психология служебной деятельности, психология спорта, семейная психология, возрастная психология, специальная психология и т.д.). Многообразие видов учебной, профессиональной, общественной, социально-значимой деятельности студентов психологического профиля в условиях психолого-педагогического факультета позволяет глубоко изучить разнообразные стороны осваиваемой профессии.