Full text
Введение Для формирования гармонично развитой, социально активной, успешной личности важное значение имеет развитие компетенций межличностного взаимодействия как основы сотрудничества, умения работать в команде, позиционировать себя в обществе – что является одной из актуальных задач современной системы воспитания. С учетом современной ситуации, когда подростки развиваются под влиянием Интернета, компьютерных игр, не всегда позитивно воздействующих на интеллект и чувственную сферу личности, формирующуюся сферу нравственности, актуальность развития компетенций межличностного взаимодействия приобретает особую значимость именно в подростковом возрасте. Развитие компетенций межличностного взаимодействия является необходимым условием самоопределения молодого человека в обществе, основой стремления совершать общественно значимые преобразования и демонстрируется в общении, поведении, творчестве, волевых актах. Актуальными для нашего исследования считаем следующие компетенции межличностного взаимодействия подростков: - умение работать в команде; - инициативность; - способность отстаивать свою точку зрения. Одним из эффективных условий развития компетенций межличностного взаимодействия является организация внеурочной командной работы подростков. Под командной работой мы понимаем взаимодействие обучающихся одной возрастной категории образовательной организации для творческого выполнения заданий образовательных блоков программы «Школа активного роста». Наличие организованной командной работы в образовательной организации позволяет нейтрализовать такие негативные факторы современной среды как: - замыкание современных подростков в пространстве виртуального (сетевого) общения; - нарастание доли формализованного общения, при уменьшении доли неформального, личностно значимого общения; - недостаток позитивного социального опыта. Немаловажным фактором является и такая особенность взаимодействия участников команды в нашем исследовании, как отсутствие строгой субординации, что способствует более эффективному развитию компетенций межличностного взаимодействия. При этом распределение ролей в команде может быть различным, каждый участник команды находится в определенной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией и может меняться в процессе командной работы. Цель нашего исследования – развитие компетенций межличностного взаимодействия подростков в процессе командной работы при реализации программы «Школа активного роста». Обзор отечественной и зарубежной литературы Понятие «межличностное взаимодействие» отражает инструментально-технологическую сторону общения и носит название «интерактивная сторона общения» [1]. По мнению ряда авторов, межличностное взаимодействие разнообразно и состоит из следующих элементов: действующая личность, потребность в активизации поведения, цель деятельности, метод деятельности, другое действующее лицо, результат деятельности [2,3]. Взаимодействие выступает как интерактивная сторона общения, обозначающая характеристику тех его компонентов, которые связаны с взаимовлиянием людей друг на друга, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести в нее свой особый вклад. На ее основе рождается коммуникативный процесс или межличностное общение. Обмен знаниями и идеями по поводу совместной деятельности неизбежно предполагает также достижение взаимопонимания между участниками, которое реализуется в новых совместных попытках организовать и развить далее деятельность. При этом для участников важно не только обменяться информацией, но и организовать обмен действиями, спланировать их. Под межличностным взаимодействием субъектов образовательного процесса понимается сотрудничество, порождаемое потребностями в совместной деятельности, в процессе которой человек познает и преобразует мир, и проявляющееся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений. А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев отмечали, что межличностное взаимодействие – это система избирательных связей человека с другими людьми. Я.Л. Коломинский, А.В. Петровский рассматривали межличностные отношения как взаимоотражение [4]. Межличностное взаимодействие никогда не происходит мгновенно. Для его осуществления в сознании действующего лица должно возникнуть достаточно устойчивое побуждение к активности. Действие начинается с возникновения потребности, в нашем случае – это потребность подростков в общении. Потребность актуализирует определенные мотивы, которые вызывают интерес. Развитие интереса приводит к появлению цели, что означает осознание ситуации и возможность дальнейшего развития субъективной активности, то есть готовность к совершению действий. Таким образом, механизм межличностного взаимодействия состоит из потребности, мотивации и самого действия и может быть представлен в виде формулы: Потребность + Мотив + Интерес = Взаимодействие [5, 6, 7]. Конкретным содержанием различных форм совместной деятельности является соотношение индивидуальных вкладов в общее дело. Исследователи выделяют три возможные формы совместной деятельности: совместно-индивидуальную, совместно-последовательную, совместно-взаимодействующую [8,9,10]. Формой взаимодействия подростков в нашем исследовании является совместно-взаимодействующая деятельность, при которой каждый участник команды взаимодействует с остальными для достижения общей цели. Материалы и методы В основе исследования лежит методология командной работы – система концептуальных взглядов, подходов, методов, обоснованных практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия участников команды. В своем исследовании мы трактуем понятие «командная работа» как метод, помогающий создать сообщества, способствующие развитию компетенций межличностного взаимодействия у подростков. В исследовании применялись методы анализа результатов анкетирования для выявления мотивационной сферы подростков к объединению в команды, анализ выполнения итоговых заданий по каждому тематическому модулю программы, а также анкетный тест-опросник (модифицированный вариант методики Н.Е. Щурковой), который мы сочли наиболее адекватным, удобным, позволяющим выяснить интересующие нас показатели, решить поставленные задачи через разработку специальных вопросов. Результаты исследования Исследование ориентировано на развитие компетенций межличностного взаимодействия подростков через организацию командной работы в рамках реализации программы «Школа активного роста», представляющей собой комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленных на организацию взаимоотношений участников команды. Впервые данная программа была апробирована на базе общеобразовательных организаций Омского региона. Для реализации программы из числа подростков одной общеобразовательной организации создавались команды. В состав команды входили подростки, имеющие успешный опыт участия в программах и проектах Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (далее РДШ), готовых транслировать информацию о деятельности РДШ социуму с целью популяризации РДШ, стимуляции интереса к данному общественному движению со стороны обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся общеобразовательной организации. Инициатор реализации программы – Омское региональное отделение РДШ – движение, созданное в целях совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, содействия формированию личности на основе системы ценностей, присущей российскому обществу. База реализации программы – общеобразовательные организации города Омска. Программой предусмотрено создание в общеобразовательных организациях города Омска команд из числа школьников старшего подросткового возраста – лидеров, активистов, участников РДШ в возрасте 12-15 лет в количестве не менее 10 человек. Реализация программы «Школа активного роста» строится на следующих базовых принципах: - принцип равенства, предполагающий, что программа реализуется подростками, имеющими разные гендерные, культурные, национальные, религиозные и другие особенности; - принцип личной ответственности за общий результат реализации программы «Школа активного роста»; - принцип сотрудничества подростков в команде. Задачи программы: - развитие у подростков навыков взаимодействия, как основы социальной активности, путем организации просветительских мероприятий для обучающихся образовательной организации и их родителей (законных представителей); - поддержка инициатив обучающихся в общеобразовательных организациях как платформ для развития их компетенций; - формирование индивидуального и группового видения работы, - глубокое изучение содержания темы, творческий поиск выполнения заданий тематических модулей программы, как необходимый стимул к самореализации, культурному, интеллектуальному совершенствованию. Образовательная часть программы предусматривает освоение подростками содержания семи тематических модулей: «Агитка РДШ», «Пятиминутка РДШ», «Классный час РДШ», «Настольная игра РДШ», «Проект РДШ», «Классная встреча», «Прием в РДШ». Каждый тематический модуль программы включает три блока: мотивационный, содержательный и итоговый. Основная цель мотивационного блока – ориентация подростков на овладение теоретическими знаниями содержания тематического модуля, алгоритмом выполнения задания в рамках тематического модуля, получение навыков мотивирования целевой аудитории на участие в предлагаемом виде деятельности. С целью изучения мотивов вхождения подростков в состав команд, была предложена анкета, основным вопросом которой был вопрос: «Почему ты пришел в команду?». Респонденты ранжировали мотивы от самого важного до менее важного из предложенных высказываний, а также формулировали свой, присвоив ему определенный ранг. Анализ мотивационной сферы подростков к объединению в команды для участия в совместной командной деятельности позволил нам получить следующие результаты: 85 % подростков вошли в состав команды для удовлетворения интересов в общении; 59% – имеют желание проявить себя в совместной деятельности; 63% – мотивированы научиться новому; 53% – стремятся быть полезными другим членам общества. Таким образом, основными мотивами подростков к совместной деятельности являются: стремление к самореализации, наличие познавательного интереса, желание расширить круг общения. Содержательный блок программы состоит из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть содержательного блока направлена на изучение специфики тематического модуля программы, требований к выполнению задания в рамках тематического модуля и алгоритма выполнения задания. Практическая часть содержательного блока – разработка силами команды, в соответствии с требованиями и алгоритмом, итоговых продуктов: агитки РДШ, содержания классного часа о деятельности РДШ, краткосрочного мероприятия «Пятиминутка РДШ», содержания и хода проведения настольной игры о направлениях деятельности РДШ, алгоритма приема в РДШ активных участников, хода проведения встречи обучающихся образовательной организации с приглашенным значимым гостем, содержания нового социально значимого проекта и представление итогового продукта – каждого из семи тематических модулей – обучающимся, родителям (законным представителям) обучающихся образовательной организации. Итоговый блок программы – проведение образовательных сессий по результатам освоения и реализации каждого тематического модуля и общий итог реализации программы в конце учебного года. Заключительным этапом реализации программы «Школа активного роста» является награждение команд, набравших наибольшее количество баллов по результатам реализации всех тематических модулей программы, на ежегодном финальном мероприятии - сбора активистов детских общественных организаций Омской области «Россия начинается с тебя». Изучение уровня инициативности подростков-участников команд осуществлялось с помощью теста-опросника (модифицированного варианта методики Н.Е. Щурковой), состоящего из 30 вопросов, позволяющих определить уровень инициативности до и после участия в реализации программы. Сравнительный анализ результатов использования теста-опросника на начало и завершение эксперимента показал следующее. После реализации программы «Школа активного роста» уровень инициативности 53,0% участников реализации программы оценивался как высокий (на 8% больше, чем на начало эксперимента); у 56,3% – как средний (превышение на 15,4%); у 1,9% – как низкий (резкое снижение численности данной группы школьников в 6,8 раз). Повышение инициативности могло быть вызвано включением подростков в интересные значимые формы деятельности, предусмотренные тематическими модулями, предоставлением необходимой самостоятельности, повышающей инициативность. Также, данная методика позволяет определить уровень сформированности способности отстаивать свою точку зрения. Наличие навыков защиты личной точки зрения свидетельствует о существовании у подростка своего собственного мнения (не всегда совпадающего с мнением большинства). Умение аргументированно высказывать свою точку зрения по определенному вопросу требует хорошей теоретической и практической подготовки, уверенности в себе. Развитию данных качеств и умений способствовала работа над такими тематическими модулями программы как: «Проект РДШ», «Прием в РДШ», «Настольная игра РДШ». В ходе подготовки данных тематических блоков применялись следующие формы работы: мозговой штурм, снежный ком, в ходе которых проходило обсуждение, обмен мнениями, создавалась благоприятная для делового общения атмосфера. Диагностика позволила подучить такие данные: на момент завершения эксперимента, высокий уровень сформированности умений и навыков отстаивать свою точку зрения наблюдался у 48,5% подростков (превышение на 14,7% значения аналогичного показателя на начало эксперимента), средний уровень – у 43,2 % (превышение составило 6,7%), низкий – у 18,0% (снижение числа такой категории подростков в 2,3 раза). Таким образом, значительное увеличение количества подростков со средним уровнем сформированности умений отстаивать свою точку зрения и инициативности и значительное снижение этих составляющих у числа подростков с низким уровнем сформированности этих составляющих, подтверждают успешность развития компетенций межличностного взаимодействия участников реализации данной программы. Обработка данных, полученных в результате исследования, показала, что в среднем высокий уровень развития компетенций межличностного взаимодействия был выявлен у 67,2% респондентов (увеличение числа подростков, которых можно отнести к такой группе, на 10,6%); средний уровень – у 48,8% (превышение на 10,3%), низкий уровень – у 9,3% (снижение в 2,6 раза). Такие данные можно объяснить тем, что в состав команд входили подростки, имеющие опыт активного участия в проектах и программах РДШ, но не все имели опыт работы в команде, так как многие проекты и конкурсы в РДШ имеют индивидуальный характер. Таким образом, у подростков после реализации программы оказались более развитыми такие качества как инициативность, способность защиты своей точки зрения. Особенно заметна разница в значениях показателей низкого уровня развития исследуемых составляющих компетенции межличностного взаимодействия: число подростков, у которых осталась на низком уровне та или иная характеристика, снизилось на конец реализации программы в несколько раз. Результатом освоения всех тематических модулей образовательного блока программы стало выполнение командами всех заданий. В каждый тематический блок входили следующие задания: разработка мероприятия на основе получения о нем информации и алгоритма его выполнения и практическое представление разработанного командой продукта обучающимся образовательной организации, родителям (законным представителям) обучающихся. На участие в программе реализации программы в 2020-2021 учебном году подали заявки 36 общеобразовательных организаций города Омска, в 2021-2022 учебном году – 48 общеобразовательных организаций. Полностью освоили содержание тематических модулей программы 28 команд в первый год реализации программы и 48 команд во второй год. Данный факт мы объясняем тем, что в процессе реализации программы «Школа активного роста», использовались разнообразные, привлекательные для подростков личные формы организации деятельности, предусмотренные тематическими модулями (коллективные творческие дела, проектирование мероприятий, создание нового творческого продукта и др.), которые подразумевают организацию групповой формы работы, предполагающей формирование и развитие ответственности каждого участника команды за свой вклад в общее дело. Каждый подросток понимал, что от его личного отношения к порученным обязанностям зависит результат работы команды в целом. Программа «Школа активного роста» была успешно реализована на базах 84 общеобразовательных организаций города Омска в течение двух лет (2020-2021, 2021-2022 учебные годы) с целью развития компетенций межличностного взаимодействия у подростков через активную командную работу в пространстве системы общего образования. Заключение Анализ результатов реализации программы «Школа активного роста» на базе 84 образовательных организаций города Омска за два учебных года, позволил нам сформулировать ряд выводов: 1. Реализация программы «Школа активного роста», направленной на организацию взаимодействия подростков через эффективную командную работу для достижения общей цели, способствовала развитию компетенций межличностного взаимодействия подростков, что подтверждается результатами диагностического исследования уровней инициативности и защиты своей точки зрения в процессе общей командной работы. 2. Предложенная подросткам программа насыщена качественным образовательным контентом, содержательна, интересна. В 2020-2021 учебном году в реализации программы приняли участие 36 команд общеобразовательных организаций города Омска и области (по 10 человек в каждой, с общим количеством участников программы 360 человек). В 2021-2022 учебном году количество участников программы увеличилось до 48 команд (по 10 человек в каждой, с общим количеством участников программы 480 человек). 3. В основе объединения в команды единомышленников – интерес к совместной деятельности, в которой каждый участник команды выполняет определенную роль или несколько ролей в процессе работы над тематическими модулями программы. Конкурсная составляющая программы стимулирует активность команд стать лучшими в достижении цели, что подтверждается выполнением командных заданий всех тематических модулей содержательного блока программы всеми командами-участниками программы. 4. Результатом эффективного межличностного взаимодействия подростков в командах по итогам выполнения всех заданий семи тематических модулей программы позволяет нам говорить о выполнении поставленных задач. Таким образом, включение подростков в командную работу способствует развитию компетенций межличностного взаимодействия, что является основой формирования и дальнейшего развития социальной активности личности в будущем.