Full text
Введение Процесс постоянной модернизации и перестройки общества трактует новые требования к условиям организации педагогического процесса с целью всестороннего развития личности школьника. Процесс самореализации обеспечивается ресурсами здоровья, физической подготовленности и развития, и во многом связан с осуществлением здорового образа жизни. Однако, научные исследования, проводимые НИИ гигиены и охраны здоровья подростков НЦЗД РАМН, подтверждают ухудшение состояния здоровья учащихся и физической подготовленности. Многие имеют хронические заболевания, которые далее переходят в патологическую форму[110]. Основными причинами снижения уровня здоровья является малая двигательная активность, вызванная недостаточным уровнем мотивации. Учебно-воспитательный процесс должен рассматриваться как условие создания новой целостной системы организации учебных занятий, включающий интеграцию знаний и практических умений, повышающих уровень физкультурного образования и направленного на формирование физической культуры (далее – ФК) личности школьника, основу которой составляет повышение мотивационно-потребностной сферы учащихся [2]. Ведущей задачей современной системы образования, продиктованными ФГОС НОО [3], ФГОС ООО [4], ФГОС СОО [5], является реализация системного и деятельностного подходов, которые обеспечивают развитие готовности к самосовершенствованию, активную, самостоятельную учебно-познавательную деятельность обучающихся и организацию процесса образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей школьников. Особую актуальность в реализации этих оснований приобретают интегративные подходы в обучении детей. Также в ФГОС регламентированы метапредметные результаты освоения образовательной программы, включающие такие положения как умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности [6]. В этом свете мотивационная составляющая является базовой при реализации образовательного процесса и должна быть учтена при выборе педагогических подходов. Обзор литературы / Literature review Понятие интеграции в педагогике сегодня употребляется широко и понимается как суммирование знаний из различных предметов. Интеграция отождествляется с межпредметными связями, которые представляют собой отражение объективно системного и единого взаимосвязанного процесса [7; 8]. Интегративный подход – это позиция исследования, в соответствии с которой образование рассматривается как процесс и результат педагогической интеграции (межпредметной, внутрипредметной, межличностной, внутриличностной) [9]. При этом нужно сказать о разных позициях исследователей в вопросах определения содержательной составляющей данного понятия. И.А. Зимняя, Е.В. Земцова определяют интегративный подход как единство «объектов, явлений, процессов», имеющих общее основание, характеристику, что будет являться основой для создания нового показателя, явления, объекта [10]. В.М. Лопаткин же определяет интегративный подход как инструмент представления цельность, полноту «картины мира», которая способствует системному взгляду на компоненты при решении разного рода задач [11]. О.Б. Акимова [12], Н.К. Чапаев [13] характеризуют интегративный подход с позиции технологических и содержательных характеристик процесса обучения. Раскрывая компонентный состав, с учетом этих характеристик, Г.Я. Гревцева, М.В. Циулина, Э.А. Болодурина, М.И Банников [14] предложены такие составные единицы интегративного подхода как организационно-методический, деятельностно-практический и теоретико-содержательный. Работы С.М. Арефьевой [15], С.Ю. Буриловой [16], О.Ю. Ужан [17] И.П. Яковлева [9], Е.В. Яковлева [18], Б.Ж. Мухаммадиева [19] посвящены вопросам практической интеграции в образовании. Данные исследователи акцентируют внимание на потенциале интегративного подхода при формировании мотивации к учебной деятельности, процессу, освоении основ научных знаний и умений. Понятийные аспекты педагогической интеграции рассматриваются и в работах зарубежных исследователей. При этом привлекающим внимание является факт выхода содержательной части этих работ за рамки учебно-процессной, содержательной областей: под интеграцией подразумеваются, например, процессы объединения обучающихся с различными индивидуальными характеристиками или национальной принадлежностью [13, 20]. Дж. Брунер со своей стороны дает психофизиологическую трактовку интеграции [21]. Вопросам междпредметной интеграции посвящены работы Стефанова Н.Л., Шубина Н.Л. [22], С.Ф. Митенева [23], Карпачёва Т.В., Сабетов Э.Г. [24]. Авторы определяют возможные пути интеграции предметного содержания. При этом интеграция рассматривается как средство обусловливающее возможность множественного выбора способов освоения информации на основе ассоциативных связей и в соответствии с индивидуальными особенностями школьников. Также вопросы комплексного подхода к обучению с использованием интеграции и влияние этого подхода мотивацию обучающихся на уроках ФК рассмотрены С.А. Бортниковой и С.Н. Монастыревым [25], Е. А. Андросовой, Ю. В. Яковлевой, Д. Е. Иващенко [26], М.А. Павловым [27]. Методологическая база исследования Интеграция не только дает возможность объединять знания и умения учащихся по разным предметам, но и усиливает практическую ориентацию обучения, повышает интерес к знаниям, стимулируя учащихся на поисковую деятельность. Посредством интегрированного урока возможно повысить показатели сформированности знаний, умений, навыков, уточнить и обобщить материал, обобщить опыт учащихся, вовлекать личностный потенциал обучающихся [28]. Интеграция учебных предметов способствует росту вариативности, формированию целостных знаний у обучающихся, личностной ориентации, позволяют спроектировать учебную деятельность в ситуациях, максимально приближенных к реальным. Также данный подход имеет потенциал в формировании и повышении мотивации к занятиям ФК и посещения школьниками уроков спортивно-ориентированного характера [29]. Проявление мотивированного, ценностного отношения школьников к занятиям ФК является исходным импульсом при формировании у детей культуры здоровья, позитивного отношения здоровому образу жизни, заинтересованностью получения как теоретических знаний, так и практикоориентированных умений в данной сфере, эффективной реализации задач физического воспитания и в целом развития спорта не только в рамках локальных показателей, но и в формате всей страны [6]. В свете этого важно определить компонентный состав мотивационной составляющей занятия школьниками ФК. Основными факторами мотивации школьников посещением уроков ФК являются удовлетворение потребностей школьников и наличие мотивов к этой деятельности. Необходимо учитывать фактор удовлетворения как «низших», к примеру, таких как физиологические и защитные (в безопасности), так и «высших» потребностей школьников – познавательные потребности. Рассматривая структурную целостность мотивации школьников к занятиям на уроках ФК, в рамках нашего исследования, мы рассматриваем потребности как базовый элемент и ориентируемся при их классификации на пирамиду потребностей по А. Маслоу [30]. В качестве следующей структурной единицы рассматриваем мотивы посещения уроков ФК и занятия спором. Определяя доминирующие мотивы, побуждающие к занятиям ФК, мы ориентировались на исследования С.К. Колосовой [31]. Также самостоятельной структурной единицей мотивационной составляющей занятия школьниками ФК является определение целей посещения школьных занятий физкультуры. Результаты исследования В рамках данного исследования было проведено анкетирование с целью определения степени применения на уроках ФК интегративных методик обучения и их потенциала в повышении мотивации обучающихся на уроках ФК. Респондентами являлись 53 педагога ФК в возрасте от 28 до 46 лет, количество участников женского пола составило 18 человек, мужского - 35. Сведения опроса показали, что в образовательной среде около 30% педагогов используют интегративные методы обучения и воспитания. Интеграция урока ФК проводится в основном со следующими предметами: физика, биология. Большая часть учителей, а именно 65% считает, что применение интегративных уроков напрямую влияет на посещаемость учащимися учебных занятий. При оценивании педагоги используют в своей деятельности как качественные, так и количественные критерии оценки. По результатам нашего анкетирования можно сделать вывод, что уроки ФК с желанием посещают 52% учащихся, и частично пропускают уроки 17% мальчиков и 31% девочек. Факторы, понижающие уровень мотивации к урокам ФК, заключаются в специфике урока. Постоянное физическое соперничество, однообразные упражнения и задания, боязнь выглядеть нелепо при выполнении физических упражнений и т.д. - все это понижает уровень мотивации учащихся. Изучив теоретические основы мотивации, в рамках данного исследования нами разработана модель интеграции уроков по ФК с другими учебными дисциплинами, имеющих межпредметные связи, способствующих повышению уровня мотивации школьников и, как следствие, активному вовлечению учащихся в образовательный процесс. Также межпредметные связи способствуют повышению вариативности средств и методов, используемых учителем на уроке, снимают напряжение [26]. Модель включает в себя инструментарий, способствующий повышению уровня мотивации учащихся к урокам ФК. Структура модели основана на межпредметной связи урока ФК с предметами, имеющими единство между структурными содержательными категориями. К таким предметам относятся: биология, физика, химия. Модель повышения мотивации школьников к занятиям ФК посредством интегративного подхода представлена в рисунке 1. Рисунок 1. Модель повышения мотивации школьников к занятиям ФК посредством интегративного подхода. Модель содержит ряд блоков, ориентированных на последовательную реализацию процесса обучения при интеграции разных дисциплин. В частности, представлены 5 блоков, которые имеют свое содержание: целеориентированный блок, структурный блок, содержательный блок, оценочно-рефлексивный блок, результативный блок. Характеристики и компоненты данных блоков представлены на рисунке 1. Важна последовательность в реализации данных блоков. Особый акцент необходимо сделать на структурном и содержательном блоках. Интегрируя разные уроки необходимо учитывать потребности, мотивы и цели школьников, что позволит заинтересовать их не только результатом, но и процессом проведения занятий и усвоения новой информации. Данные компоненты рассматриваются в составе структурного блока. Содержательный блок представлен программой реализации инструментария интеграции занятий ФК с физикой, биологией, химией. Программа предполагает реализацию системы способов педагогического воздействия на обучающихся при проведении интегрированных уроков ФК и физики, биологии, химии. Для каждой интеграции дисциплин показаны наиболее результативные методы, средства и формы, являющиеся базовыми при использовании данного подхода в формировании, поддержании мотивации школьников к занятиям ФК. Также для каждого этапа реализации программы разработаны разнообразные формы организации учебно-познавательной деятельности (индивидуальная, фронтальная, групповая), различные формы педагогического общения, преимущественно путем диалога, на уроках применяются эвристический и исследовательский методы. Недостаточно внедрить только содержательный компонент, но важно определить достижимость целей данной модели, что возможно сделать посредством использования ряда методик, в частности, для определения потребностей школьников с помощью диагностики степени удовлетворенности потребностей - теста А. Маслоу [29]. Еще одними компонентом оценочно-рефлексивного компонента являются анкетная методика на выявление доминирующих мотивов к уроку ФК С.П. Колосовой [30] и анкета для оценки школьной мотивации Н.Г. Лускановой (модифицир. Е.И. Даниловой) [29]. Также в процессе реализации оценочно-рефлексивного блока в задачи педагога входит осуществление наблюдения за обучающимися, анализ их заинтересованности и результатов своей деятельности. Заключение В статье рассматривается проблема повышения мотивации школьников на уроках ФК. Предложено обоснование модели повышения мотивации школьников к занятиям ФК посредством интегративного подхода, предполагающую построение урока на основе интеграции межпредметных связей. Данное условие будет эффективнее влиять на мотивацию учащихся в силу того, что процесс интеграции предметов включает в себя: - разнообразные формы организации учебно-познавательной деятельности, различные средства обучения, диалоговая форма взаимодействия, применение на уроках эвристического и исследовательского методов; - в большей степени способствуют развитию речи, формированию у обучающихся умения сравнивать, интегрировать и обобщать информацию; - направленны на снятие перегрузки, переутомления и перенапряжения учащихся; - осуществление самостоятельной поисковой деятельности, благодаря которой происходит углубление представления о предмете, расширение кругозора. Включение межпредметных связей в образовательный процесс позволяет более масштабно изучить предмет и выработать привычку к систематическим занятиям ФК. Использование интегративных уроков позволяет удерживать внимание учащихся в течение занятия, тем самым повышая эффективность урока, его общую и моторную плотность. Также данные связи значительно оживляют преподавание, стимулируют познавательную активность учащихся, обеспечивают формирование целостного представления учащихся о явлениях и закономерностях природы, развивают логическое и аналитическое мышление.