Full text
Тенденцией последних лет стало осознание человечеством высокой ценности физического здоровья, как ключевого показателя качества и продолжительности жизни. Философия здорового образа жизни обретает свою популярность, и находит много сторонников. Однако наряду с этим целый ряд исследований свидетельствует о снижении уровня физической активности населения в период пандемии. Многочисленные исследования свидетельствуют о нарастающей тенденции малоподвижного образа жизни населения планеты. Снижение физической активности обусловлено во- первых введенными карантинными мерами, но в то же время демотивацией населения к физической активности и ленью. Что в свете последних событий в мире имеет крайне нежелательные последствия. Негативное влияние на показатели здоровья, и качество жизни населения оказывает снижение уровня физической активности[1].По оценкам ВОЗ низкий уровень физической активности занимает 4 место среди факторов риска ухудшения состояния здоровья населения планеты[2]. Результаты исследований ВОЗ свидельствуют о том, что 70% населения планеты имели различные отклонения в состоянии здоровья еще до пандемии. В постпандемийный период данная статистика значительно ухудшилась, произошел прирост осложнений в здоровье органов дыхания, сердечно- сосудистой и нервной систем. Пандемия повлияла как на образ жизни, так и на уровень здоровья и физической активности населения. По мнению целого ряда специалистов в области медицины выходом из создавшейся ситуации является период реабилитации после перенесенного заболевания. И одним из методов восстановления состояния здоровья выступает физическая активность. Многочисленные исследования неоднократно подтверждали благотворное влияние физических упражнений на состояние всех систем организма, в том числе и нервную систему, что особенно актуально в настоящее время. Физическая активность в стрессовой ситуации, и при поражении нервной системы, выступает средством восстановления. В рекомендациях Всемирной организации здравоохранения отмечено, и доказано практикой исследований благотворное влияние физической активности на психическое здоровье человека. Физическая активность способствует предупреждению симптомов тревоги и стресса, предотвращая развитие депрессии[3]. Ученые медики неоднократно в своих исследованиях отмечают нарушение функций нервной системы, как в результате перенесенного заболевания, так и в результате жизни в самоизоляции. Значимой проблемой сегодняшнего дня является проблема укрепления физического и психического здоровья людей, формирование здорового образа жизни населения планеты и приобщения к соблюдению культуры здоровья При этом многократно доказано регулярная физическая активность является ключевым защитным фактором при профилактике и лечении сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета и онкологических заболеваний.. Физическая культура, физическая активность и спорт становятся приоритетными средствами в решении данного вопроса. Как отмечают в своих работах Шутова Т.Н., Стеблев А.А.: «Регулярная и разумная физическая активность во все времена, а в период пандемии в особенности, становится одним из наиболее рекомендуемых видов здорового поведения человека»[4]. И как отметил в своем обращении директор ВОЗ Тедрос Аданом Гебреисус : «Физическая активность имеет решающее значение для здоровья и благополучия, она может способствовать продлению и улучшению качества жизни»[5]. Однако, несмотря на обоснованность научных доказательств благотворного влияния физической активности на здоровье человека и рекомендаций ВОЗ, население неохотно выполняет эти рекомендации, и неохотно занимается физкультурой и спортом. Особенную озабоченность мирового сообщества вызывает состояние здоровья и физическая активность молодого поколения, будущего цивилизации. Многочисленные исследования и наблюдения специалистов свидетельствуют о снижении уровня здоровья студенческой молодежи,обусловленного низким уровнем физической активности. Так, Лю Юнь Цань в своих работах обосновывает снижение показателей здоровья студентов: « недостаточным уровнем функциональных резервов для поддержания здоровья на должном уровне в процессе обучения, и как следствие наличие 20-22% студентов имеющих выраженные отклонения в состоянии здоровья»[6]. Глобальные исследования и оценки ВОЗ свидетельствуют, что 27,5% взрослого населения и 81% подростков не выполняют рекомендации ВОЗ в отношении физической активности. При этом в работах Шутовой Т,Н.,Стеблева А.А .отмечается: « 80% молодежи и студентов не следуют рекомендациям ВОЗ о 60 минутах умеренной и энергичной физической активности в день»[ 7]. В студенческом возрасте отсутствуют биогенные потребности в движении, как это было в детские годы, а социальные потребности часто не сформированы из-за слабой практики физического воспитания в школах. В работах Тимошина В.В., Шуняева Е.А..Паршина Н.А., Бусарова С.В. отмечено: « Подавляющее большинство студентов хорошо осведомлены о пользе физической активности, но эти знания не мотивируют на проявление систематической физической активности в жизни». Как видим философия «здорового образа жизни» все еще не актуальна для молодежи и студентов. Практика физического воспитания в ВУЗах показывает отсутствие заинтересованности студентов в самостоятельных занятиях. Что свидетельствует о несформированности потребности в физическом развитии, и низком уровне мотивации к физической активности в студенческой среде. Изучение вопросов формирования мотивационной готовности студентов к физической активности представляет большой практический интерес для всего педагогического сообщества в области физической культуры и спорта, как преподавателей, так и тренеров. Отсутствие потребности в движение, знаний о влиянии физических упражнений на организм, несформированности потребности в здоровом образе жизни, низкий уровень мотивационной готовности к физической активности, в будущем окажут пагубное влияние на здоровье современной молодежи. И если педагогическое сообщество в последние годы активно решало проблему формирования мотивации к учебным занятиям в ВУЗе, то на современном этапе необходимо решать вопросы формирования мотивационной готовности к физической активности на протяжении жизни, необходимо встроить физическую активность в систему личностных ценностей[8]. Согласно высказываний Кабанова А.А.: « На формирование мотивационной структуры личности влияет система ценностей, а следовательно и то на основе чего она формируется: мода, социальное обучение и воспитание то есть те ценности которые предлагает человеку общество»[9]. Основополагающей ценностью физического воспитания выступает здоровье и физическое состояние человека готового к активной жизнедеятельности. Как отмечают в своих работах Польщикова Ю.А., Винюкова Е.А.,Щукина Г.Х.: « В студенческие годы необходимо заложить потенциал для постоянного совершенствования физической активности в будущем»[10].При этом Осипов А.Ю., Слепцова Т.Н. утверждают: «Именно в период студенчества человек формирует свои поведенческие привычки, включая и занятия физическими упражнениями и ведение здорового образа жизни, что имеет основополагающее значение для сохранения данной модели поведения на протяжении жизни в дальнейшем»[11]. Так, Кабанов А.А.приходит к выводу: « Мотивационно - ценностный компонент, сформированный в студенческие годы, отражает эмоционально позитивное отношение к физической активности, формирует потребность в ней, систему знаний, интересов, мотивов, убеждений и волевых усилий, направленных на познавательную и практическую деятельность»[12]. Необходимо выработать педагогическую установку предполагающую осознание обязательного фактора физической активности, как обязательного и необходимого фактора жизнедеятельности человека. Процесс формирования мотивационной готовности к физической активности должен отражать позитивное воздействие физкультурно-оздоровительных упражнений, как необходимого компонента уровня здоровья и физического состояния студентов в будущей жизни. И осознание данного фактора должно стать добровольным, а для этого необходимо сформировать целую систему знаний о разновидностях физической активности и физических упражнений, их воздействия на организм, и механизмов укрепления состояния здоровья и физического развития личности. Проблема формирования мотивации и мотивационной готовности студенческой молодежи к самостоятельной физической активности приобретает особую актуальность в настоящее время, в постпандемийный период с его дистанционными процессами во многих сферах, в том числе и в образовании. Дистанционное обучение в период пандемии из вспомогательной формы переросло в основную форму взаимодействия преподавателей и студентов в большинстве образовательных организаций. Мы оказались в ситуации, в которой процесс физической подготовки становится личным делом каждого, подразумевая самостоятельную организацию и проведение учебно-тренировочных занятий, а связь с преподавателем осуществляется посредством различных дистанционных форм коммуникаций. В следствии несформированности мотивационной готовности к физической активности, отсутствие потребности в движении, а часто демотивация к занятиям физической культурой способствуют остановке процесса физического развития студента. У студентов отсутствуют навыки самостоятельных занятий физической культурой, отсутствуют знания в подборе средств физической культуры и активности для достижения цели физического самосовершенствования. Мы уже неоднократно обсуждали проблему мотивации и мотивационной готовности студентов к физической активности. Но сейчас в связи с переходом к дистанционным форматам обучения, данная проблема приобретает особую актуальность. Основоположником понятия «мотивационная готовность» является Асеев В.Г. рассматривает мотивационную готовность: «как фактор, повышающий эффективность деятельности, способствующий мобилизации сил при преодолении трудностей, как то, что делает деятельность «субъективно значимой по типу желательности или по типу необходимости и долженствования». В.Г.Асеев считает, что: « человек останавливается не там где «не может», а там где «не хочет», то есть не видит смысла, не заинтересован»[13]. Санжаева Р.Д. под термином мотивационная готовность понимает определенную совокупность внутренних мотивов, адекватных деятельности и определяющих успешность ее освоения и осуществления. Автор отмечает: «Мотивационная готовность является значимым личностным фактором на выполнение того или иного действия, и одним из важных предикторов деятельности»[14]. В результате изучения различных формулировок понятия мотивационной готовности, приходим к выводу о том, что мотивационная готовность определяет и координирует мотивационную сферу человека на активность действий. Мотивационная готовность понимается нами как совокупность мотивов, способствующих «мобилизации сил», определяющих позитивное отношение субъекта к деятельности, и побуждающих к активности «по типу желательности, необходимости и долженствования». Следовательно, мотивация является основополагающим компонентом мотивационной готовности. А высшим уровнем регуляции мотивационной готовности является сознательно-волевой уровень. Мотивация является главным компонентом деятельности, занимает ведущее место в структуре личности, объясняя движущие силы поведения человека. Мотивация является главным компонентом деятельности, и осознанной причиной активности человека при достижении конкретной цели. Согласно формулировки Кабанова А.А.: «мотивация есть сформированная система мотивов детерминирующих поведение человека, совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность и активность»[15].Отечественные психологи рассматривают мотив как осознанную потребность, как предмет потребности, и в тоже время отождествляют его с потребностью. В роли мотива могут выступать потребности, интересы, влечения, эмоции, установки, идеалы. В мотиве конкретизируются, опредмечиваются потребности. Для формирования мотивации к деятельности, необходимым условием является переживание потребности, как психологического состояния нужды в чем-либо. Потребность порождает интерес к определенным объектам и формирует смысл деятельности, направленной на реализацию этой потребности[16]. Потребности к физической активности могут быть самыми разнообразными, часто известными только самому человеку. Это могут быть как стремление к сохранению и поддержанию здоровья, так и стремление иметь эстетически красивое тело, в основе мотивации могут быть заложены и социальные факторы, такие как общение, самоутверждение, авторитет, может быть и стремление к овладению двигательными умениями и навыками, а также достижение наилучших спортивных результатов. Потребности к физической активности согласно классификации Пуни А.Ц. подразделяются на три основные группы: потребность в движении, потребность в выполнении обязанностей учащегося, потребность в выполнении спортивной деятельности[17]. Потребности, большинство авторов включают в структуру мотивационной готовности. Таким образом выявление потребностей студентов к физической активности является одной из основополагающих задач формирования мотивационной готовности. Марчук Н.Ю.,Карапетян Л.В отмечают: «Мотивационная готовность включает в себя не только сформированную мотивацию, но также предполагает и субъективное ощущение способности выполнять эту деятельность мотивационная готовность включает в себя совокупность функционально взаимодействующих компонентов, которые могут быть в разной мере осознанными или неосознанными. Осознанная мотивационная готовность позволяет человеку самому судить о своих предпочтениях, является основой целенаправленного выбора поведенческих стратегий, сознательно используемых в деятельности»[18]. Что в настоящее время при обучении проводимом в форматах очного и дистанционного обучения приобретает особую актуальность. Опыт дистанционного обучения в период пандемии показал недостаток теоретических знаний и методических умений в организации самостоятельных занятий физической культурой. И если до пандемии мы изучали проблему формирования мотивационной готовности к занятиям физической культурой и спортом в ВУЗе, то сейчас на первый план выходит создание условий обучения основам здорового образа жизни и самостоятельной физической активности студентов с применением знаний и навыков физического воспитания в повседневной жизни, т.е формирование мотивационной готовности к самостоятельным занятиям . Дистанционное обучение в период пандемии COVID-19 из вспомогательной формы переросло в основную форму взаимодействия преподавателей со студентами в большинстве образовательных организаций. Основным преимуществом дистанционного образования является предоставляемая студентам возможность заниматься саморазвитием в удобное для них время. Однако как отмечают Зайцева Н.В. ,Кульчицкая Ю.В.в своих исследованиях: « При обучении в он-лайн формате студенты большую часть времени проводят в самостоятельных занятиях, ключевым моментом в такой работе является способность к самоорганизации, дисциплинированность»[19]. В дистанционном обучении преподаватель является координатором обучения, консультантом. Однако данный формат плохо согласуется с целями и задачами физической культуры и спорта. Дистанционное обучение создает дефицит физической активности, что подтверждено целым рядом исследований. Так исследования Осиповой Ю.А. зафиксировали снижение физической активности студентов., в среднем на 10000-15000 минут в неделю. Автор отмечает: «показатели физической активности девушек значительно отличаются от снижения показателей юношей». Одновременно с этим автор делает заключение: «О значительном снижении физической активности среди студентов демонстрирующих высокий уровень мотивации и физической активности до пандемии»[20]. Таким образом, наиболее негативное воздействие изоляции и дистанционный формат обучения оказал на наиболее физически активных, и мотивированных к физической активности студентов. При этом не стоит забывать о данных исследований, еще до периода пандемии, где отмечалось, что зачастую элективные дисциплины по физической культуре и спорту в рамках учебных программ ВУЗа являются единственной формой физической активности большинства студентов. Практика дистанционного обучения по элективным дисциплинам физической культуры и спорта в период пандемии свидетельствует, что большинство студентов не заинтересованы в самостоятельных занятиях физической активностью. Согласно результатов статистики только 10% студентов регулярно и целенаправленно включают физическую активность в свою жизнедеятельность. Зачастую двигательная активность студентов составляет 15 мин в день, вместо рекомендуемых ВОЗ 60 мин. Проблема отсутствия потребности в физическом развитии, потребности в движении по-прежнему актуальна, мотивация к физической активности по прежнему находится на низком уровне. Практика работы в дистанционном формате обучения показала отсутствие знаний и умений в применении средств физической культуры для самостоятельных занятий, в организации и применении разнообразных средств физической активности для собственного физического развития, и поддержания здоровья. Большинство специалистов в области физической культуры сходятся во мнении, что дистанционные формы обучения в области физической культуры и спорта не смогут заменить классические аудиторные занятия на базе ВУЗа. Кабанов А.А. в своих работах отмечает, что: « При переходе к дистанционным формам обучения только регулярная физическая активность под руководством квалифицированных педагогов, проводящих целенаправленный тренинг необходимых групп мышц, в выбранной спортивной специализации обеспечат рост результатов, тем самым поддерживая мотивацию к физической активности [21]. Отсутствие прямого взаимодействия с преподавателем создает определенные трудности при освоении техники упражнений, что в значительной степени снижает эффективность занятий. В современных условиях занятия физвоспитания проводятся в смешанном формате в виде аудиторных занятий в зале и дистанционно. Дистанционное обучение с одной стороны формирует самоорганизацию, с другой может повлечь проблемы с мотивацией к занятиям. Одной из основных задач преподавателя физвоспитания становится повышение мотивации и формирование мотивационной готовности к регулярным, систематическим занятиям физической активностью в современных условиях обучения, выработка навыка самостоятельных занятий и мотивации к ним. В работах Марьина М.И., Никифоровой Е.А.указано: « в настоящее время предметом исследований многих авторов является изучение изменений мотивации студентов и их ценностных ориентаций в результате перехода от традиционных форм обучения к использованию различных дистанционных образовательных технологий»[22]. Многие виды традиционной мотивации,зарекомендовавшие себя в учебно-тренировочном процессе в очном формате работают менее эффективно в дистанте, другие напротив приобретают особое значение. Ведущую роль в дистанционном обучении приобретает диалог между преподавателем и студентом. Для того чтобы замотивировать человека перед ним нужно поставить цель, которую нужно достигнуть, важным в этом вопросе является реалистичность поставленной цели. Студенту, обучающемуся дистанционно недостаточно простой информации о количестве заработанных баллов, важна даваемая преподавателем характеристика результатов самостоятельной работы студентов. Мотивируя студентов к физической активности, преподаватель должен не только призывать к деятельности, данные призывы должны быть осмысленными и осознанными студентом. Осознанность является основополагающим дидактическим принципом процессов обучения и воспитания. Осознанность выступает причиной активности человека, без осознания непосредственной пользы физических упражнений на организм, а также владения физическими упражнениями на уровне знаний, умений и навыков, ни о какой активности не может быть и речи. Для формирования устойчивой мотивации согласно высказываний Крамской С.И., Амельченко И.А., Егорова Д.Е.: «необходимо стимулирование познавательной деятельности студентов, т.е формирование знаний о влиянии занятий физической культурой на организм как в режиме практических очных занятий, так и дистанционных»[23]. Теоретические положения помогут осознать важность занятий физкультурой, помогут сформировать у студента желание получать знания для развития и оздоровления собственного организма. Процесс формирования мотивационной готовности к физической активности должен отражать позитивное воздействие разнообразных форм физкультурно-оздоровительной деятельности. При этом необходимо найти рациональное сочетание практической деятельности и теоретической. Дистанционный формат целесообразно проводить в виде семинаров и виртуальных занятий, предоставляя информацию в виде теоретических знаний в области физической культуры и спорта. При этом стоит отметить неоспоримый факт влияния на повышение мотивации к физической активности современных цифровых технологий. Для поддержания реального интереса студентов к физической активности нужно создавать качественные и полезные контенты с использованием возможностей современных цифровых технологий. Как в своих работах отмечают Крамской С.И, Амельченко И.А.: «Цифровые технологии позволяют расширить объем материалов, и сделать контент более ярким и запоминающимся, что повышает интерес к занятиям»[24]. При этом авторы утверждают: « Качественный контент должен обладать рядом характеристик таких как полезность, практичность, информативность, неординарность подачи, которые привлекают внимание, заинтересовывают пользователя и мотивируют к изучению материала в электронной среде». При этом необходимо чтобы контент был разнообразным, включающим в себя текстовую информацию, видео и аудио информацию, различные картинки и инфографику. Одновременно с этим контент должен быть кратким, понятным, интересным и привлекательным для студентов. Мотивация студентов повышается и растет их активность при соблюдения принципа эмоциональности и неординарности подачи интересного материала, и его сжатии через визуализацию контента. Наличие видео контента, отмечают в своей публикации Крамской С.И., АмельченкоИ.А., эффективно раскрывает изучаемый материал, и способствует лучшему усвоению материала [25]. Однако, отмечают авторы, большинство студентов проходящих курс элективных дисциплин по физической культуре и спорту предпочитают медиа контент, где материал предоставляется спортсменами которые, согласно мнения студентов, демонстрируют упражнение более качественно и выглядят более эффектно, что повышает интерес к занятиям[26]. Одновременно с этим авторами отмечается, что демонстрация упражнений спортсменами, создает дополнительную мотивацию стать такими же спортивными, владеющими техникой упражнения на их уровне[27]. При дистанционном формате обучения постоянно стоит поддерживать внимание и интерес студентов к занятиям. Многообразие современных средств физической культуры позволяет решать мотивационные задачи более рационально с учетом интересов и потребностей студентов. Необходимо уйти от однообразности, усилить творческую составляющую, для этого стоит разнообразить содержание учебно-тренировочных занятий как в теоретической, так и в практической части. Дистанционные формы обучения актуализировали внедрение цифровых технологий и цифровых инструментов как в профессиональный и любительский спорт, так и в систему физического образования. Современное молодое поколение активно использует цифровые технологии для собственного самосовершенствования. Большинство студентов используют разнообразные умные устройства типа фитнес - браслетов, с функционалом разных видов физической активности, фиксации ч.с. с, и преодоленных расстояний. Умные вещи, гаджеты и девайсы , мобильные приложения сегодня становятся важной частью жизни и помогают вести здоровый образ жизни, позволяя отслеживать режим дня, питания, и физической активности. Они же становятся одним из факторов, влияющих на стимулирование интереса к физической активности среди населения. Студенты отмечают интересно следить в ходе занятий, за реакцией организма на выполняемую нагрузку[28]. При этом Веснина В.А.,Клепцова Т.Н. пришли к заключению: « Используя возможности социальных сетей, так популярных среди молодежи, возможно значительно увеличить объем и интенсивность занятий физической активностью у студентов находящихся на дистанционном обучении[29]. Так, Всероссийские соревнования «Человек идущий» поддержанные кафедрой физического воспитания Тольяттинского государственного университета привлекли к активному участию в дистанционном формате соревнований свыше 300 студентов университета. Участие в соревнованиях повысило показатели двигательной активности студентов, ежедневная норма шагов у подавляющего большинства студентов в среднем увеличилась на 4000-5000 шагов, и стала соответствовать рекомендуемым суточным нормам 10000-12000 шагов. В результате опроса студентов выяснилось условия соревнований, и возможность отслеживания результаты друзей выступало дополнительным стимулом для преодоления больших расстояний. В итоге большинство участников соревнований, отмечают что продолжают придерживаться ежедневной нормы шагов, и стремятся к росту результатов. В результате исследований выявлено, что использование соцсетей и мессенджеров позволяет значительно повысить уровень физической активности и снизить затраты суточного времени на малоподвижный образ жизни у студентов находящихся на дистанционном обучении[30]. Как видим успех и эффективность дистанционного образования в области физической культуры и спорта зависит от правильной мотивации студентов. В виду отсутствия прямого контакта преподавателя и студента, в процессе дистанционного обучения, важным становится учет психологической подачи информации, от которых зависит как эффективность, так и мотивация обучения[31].При дистанционном обучении необходимо создавать психологически комфортный режим занятий, способствующий формированию внутренней мотивации к осознанной и регулярной физической активности. Коммуникативной составляющей следует придать особое значение. В настоящее время назрела насущная необходимость формирования мотивационной готовности студентов к самостоятельной физической активности, позволяющей более сознательно и активно применять знания, умения и навыки физического воспитания в будущем. В связи с развитием цифровых технологий, дистанционное обучение со своими достоинствами и недостатками прочно вошло в образовательную систему, цифровые технологии захватывают и сферу физического воспитания, и чтобы соответствовать современным тенденциям развития специалистам области необходимо пересмотреть подход к работам по пропаганде физической культуры и спорта среди молодежи, с целью популяризации здорового образа жизни активно применять возможности современных цифровых технологий, в процессе физического воспитания студентов. Необходимо провести работы по разработке методик и качественного контента «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» с учетом интересов и потребностей студентов для дистанционного обучения.