Full text
Экологическое мышление современных подростков Аннотация. В данной статье рассматривается актуальность такой проблемы как формирование экологического мышления среди обучающихся подросткового возраста, также показано, насколько сильно у людей сформировано антропоцентрическое экологическое сознание и как оно влияет на решение современных экологических проблем. Целью данного исследования является выявление уровня сформированности трех компонентов экологического мышления среди учащихся подросткового возраста: когнитивный (уровень экологических знаний подростков), эмоционально-волевой (ценность природы и отношение к природе) и мотивационно-действенный компоненты (экологическая деятельность). Количественные и качественные методы, применяемые для анализа и интерпретации полученных данных в данном исследовании показали следующие результаты: подростки, в большей степени, склонны испытывать переживания по поводу проблем, связанных с окружающей средой, чем непосредственно, что-то делать, чтобы ее сохранить, то есть у подростков эмоционально-ценностный компонент развит лучше, чем мотивационно-действенный. Ключевые слова: экологическая культура, экологическое мышление, когнитивный компонент экологического мышления, эмоционально-волевой компонент экологического мышления, мотивационно действенный компонент экологического мышления, экологическая культура, антропоцентрическое экологическое сознание ВВЕДЕНИЕ Развитие экологического мышления населения – это уже не просто далекая перспектива будущего, а вынужденная необходимость, которая обуславливается тем, что с каждым годом населения на Земле растет, и соответственно, растет уровень потребления среди людей, особенно уровень потребления затрагивает и экологическую сферу. Хозяйственная, политическая, экономическая и многие другие сферы человеческой жизни ориентированы на потребление экологических и природных ресурсов нашей планеты, и даже когда, казалось бы, речь идет «о сохранении природы», то своей «конечной» целью данная идея, все равно, предполагает дальнейшее использование природных ресурсов в человеческих целях, то есть сохранения природы для того, чтобы были ресурсы для дальнейшего потребления. В своей работе С. Д. Дерябо и В. А. Ясвин называют подобные вышеописанные нами человеческие цели и идеи как «антропоцентрическое экологическое сознание», которое характеризуется тем, что в центр внимания человека ставится собственная выгода и «фактор полезности для человека», а благополучие мира природы выносится за рамки человеческой рефлексии [Дерябо, Ясвин, с. 8]. Также, данные авторы подчеркивают, что даже на школьных дисциплинах, таких как: биология, география, экология, которые призваны воспитывать ответственное отношение к природе со стороны детей и подростков, все равно ставят своей «неявной» целью принцип полезности и выгоды для человека [Дерябо, Ясвин]. Авторы также отмечают, что антропоцентрическая парадигма мышления настолько глубоко проникла в современное сознание, что проявляется даже у людей профессионально, на самом высоком уровне занимающихся охраной природы. Например, Всемирный фонд дикой природы, действительно много сделавший для сохранения редких животных, в качестве цели своей дея¬тельности провозглашает следующее: «Сохраним мир жи¬вотных, чтобы и наши потомки могли ему радоваться». Часто необходимость сохранения существующих видов животных и растений обосновывается тем, что будущие поколения, может быть, еще придумают, как их можно ис¬пользовать в своих целях. Антропоцентрический тип экологического сознания очень устойчив, люди не хотят от него отказываться. По данным одного из исследований около 90% читателей газет просто избегают статей об экологических проблемах, пос¬кольку они разрушают сложившийся «благополучный» об¬раз мира: как говорится, катастрофа должна произойти, что¬бы доказать, что она вообще возможна» [Дерябо, Ясвин, с. 9]. На основе вышеизложенного анализа, можно сказать, что «потребительское отношение» по отношению к природе формировалась и закладывалась человечеством очень долго, что привело к формированию такого явления как «антропоцентрическое экологическое сознание», которое ставит высшей ценностью человека, а мир природы и его объектов – уже вторичной ступенью, которой можно воспользоваться для преумножения своего собственного благополучия. И данный факт является уже довольно большой проблемой, потому что меры своим потребностям современный человек, к сожалению, не знает, а природные ресурсы очень сильно ограничены в своем количестве, и рано или поздно, но закончатся. Экологическая ситуация, сложившаяся в России и во всем мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе планеты настоятельно требуют скорейшей перестройки мышления человечества, отдельных народов и каждого конкретного человека. В связи с этим экологическое образование как непрерывный процесс становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики. Анализ опыта экологического образования в России позволяет констатировать, что формирование экологической культуры в образовательном процессе больше декларируется, чем эффективно включается в практику школы. В настоящее время достаточно хорошо разработана теоретическая база экологического образования, однако отсутствует системность, последовательность формирования отдельных его компонентов, в частности экологической культуры школьников. Культура – это очень масштабное понятие и именно от нее зависит формирование экологического сознания и мышления у людей. Так, в работе Н.А. Федоровой и О.Н. Прокофьевой под экологической культурой личности «понимается особое свойство личности как субъекта культуры, проявляющееся в его духовной жизни и поступках как способ самореализации, основанное на осознании себя частью социоприродной среды во взаимозависимых связях с нею и на внутренней потребности в сохранении окружающей среды, исходя из принятия абсолютной ценности жизни и нравственной ответственности перед собой, обществом и природой, перед настоящим и будущим». Также, в своем исследовании они говорят о том, что сформированная экологическая культура – это не только знания экологических правил и норм, но и еще осознание человеком своей социально-нравственной ответственности за бережное отношение к природе и ее сохранения [Федорова, Прокофьева]. В своей работе, В. Р. Махубрахманова, говорит о том, что «по мнению С.Б. Лаврова, «Экологическая культура – это часть человеческой и национальной культуры, которая включает систему общественных отношений, материальных ценностей взаимодействия социума с окружающим миром, формулируемая в социальном сознании и поведении людей на протяжении жизни и деятельности поколений непрерывным экологическим образованием и просвещением, которая способствует устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности природы и человека». Также, она пишет о том, что экологическая культура – это совокупность научных знаний об опыте многочисленных культурных эпох отношения человека и природы, взаимодействия человеческого общества и окружающей среды, оценивание восприятия людьми природы, отношение человека к тому, что его окружает. Данное определение говорит не только о взаимодействия человека и природы, но и об отношении населения к месту их обитания» [Махубрахманова, с. 242]. То есть можно сказать, что экологическая культура – это не просто наличие знаний и правил об окружающей среде и понимание важности ее сохранения, это больше внутренняя позиция самого человека, которая выражается в наличии ответственности у него за свои действия и поступки по отношению к природе: ее сохранению и дальнейшему развитию. Сформированная экологическая культура личности – это показатель того, что у индивида сформировано экологическое сознание и мышление, так как культура личности – это проявление определенного сформированного или несформированного мышления личности и его компонентов, которое выражается через ее поступки. То есть такой «показатель», как «экологическое мышление» играет довольно важную роль в иерархии экологического самосознания человека, поэтому важно разобраться конкретно с определением данного термина и его особенностями. Большое количество авторов, занимающихся изучением экологического мышления, довольно по-разному трактуют данное понятие, но у всех у них присутствует единый аспект о том, что экологическое мышление – это понимание, осознание человеком связей, взаимоотношений, которые строятся между ним и природой, а также непосредственные действия человека экологической направленности в сторону природы, в которых «проявляется» его внутренняя ответственная позиция к окружающей среде. Так, З. А. Хусаинов в свой работе пишет, что «экологическое мышление – высшая форма понимания отношений между объективной природой и человеком. Оно дает возможность личности переходить от созерцания природных явлений к пониманию их сущности, к раскрытию их закономерных связей, что служит основой понимания окружающей среды и оптимизации экологической ситуации» [Хусаинов, с. 63]. И. О. Камилова в своей работе придерживается похожего определения: «экологическое мышление – это всеобщее понимание, что безопасное существование и развитие человечества возможно только при условии восстановления экологической чистоты его среды обитания и гармоничного взаимодействия с ней» [Камилова]. Такие понятия как «экологическое сознание» и «экологическая культура» являются довольно масштабными и глобальными по своей сущностной характеристике, так как они затрагивают духовно-нравственную сферу человека и взаимоотношения человека с природой, что само по себе является довольно непростой системой отношений. Если же говорить про такое понятие как «экологическое мышление», то оно является главной составляющей «экологической культуры» и «сознания», лишь одной из частей формирования экологически грамотного человека, то есть это определение уже само по себе имеет более четкие и конкретные рамки своего назначения, так как это мышление характеризуется определенной направленностью, ориентацией индивида на ответственный и осознанный образ жизни по отношению к природе, и здесь можно сделать вывод о том, что экологическое мышление – это определенный, конкретный тип «мышления», характерный для того или иного индивида, то есть он не носит такого глобального характера как, например, «экологическая культура», потому что носителем экологического мышления является конкретный человек, индивид, а носителем «экологической культуры», в большей степени, является само общество. Значимость развития экологического мышления обучающихся подчеркивается в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, где в качестве одной из характеристик выпускника основной школы звучит «осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды». В этом же документе среди личностных образовательных результатов отмечено «формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях», которые проявляются в личностных качествах школьника. Метапредметные результаты ФГОС ООО производят конкретизацию личностных результатов. В 12-ом пункте обращается пристальное внимание на «формирование и развитие экологического мышления», особо подчеркивается умение применять его в различных сферах человеческой жизни и деятельности: познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации [5]. Экологическое мышление является важным компонентом экологической культуры, особенно, если говорить про подростковый возраст. Формирование экологического мышления у подростка является одним из аспектов становления собственной внутренней позиции по отношению к реальному миру, ответственности и чуткости к окружающим проблемам и готовности прийти на помощь. В связи с этим включенность педагога-психолога в работу по формированию экологического мышления подростков является одним из направлений сопровождения личностного развития обучающихся [1], [2], [3]. Формирование экологического мышления подростков должно проходить с учетом закономерностей подросткового возраста – в активной практической деятельности в группе сверстников. Именно поэтому большинство исследователей в качестве главных вариантов формирования экологического мышления подростков рассматривают экологические лагеря, где организуется проектно-исследовательская деятельность экологического содержания [3], [4]. МЕТОДОЛГИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В данном исследовании было изучено три компонента экологического мышления подростков: когнитивный (уровень экологических знаний подростков), эмоционально-волевой (ценность природы и отношение к природе) и мотивационно-действенный компоненты (экологическая деятельность). Гипотеза нашего исследования звучала следующим образом: у обучающихся подросткового возраста развитие эмоционально-ценностного компонента экологического мышления опережает развитие мотивационно-действенного компонента. Для изучения уровня сформированности отдельных компонентов экологического мышления мы использовали анкету «Диагностика уровня экологической культуры личности», по С.С. Кашлеву, С.Н. Глазычеву, модифицированный вариант. Результаты исследования сформированности данных компонентов представлены ниже. На рис. 1 представлено количество подростков, имеющих разные уровни развития когнитивного компонента экологического мышления. Рис. 1. Количество подростков с разными уровнями развития когнитивного компонента экологического мышления Согласно данным, представленным на рис. 1, высокий уровень развития когнитивного компонента экологического мышления не имеет ни один из опрошенных подростков, что говорит нам о том, что никто из школьников не имеет полных знаний в сфере экологии и окружающей среды. Средний уровень развития когнитивного компонента экологического мышления имеют 87,5% обучающихся, что свидетельствует о том, что большинство респондентов могут делать «экологические выводы» в сложившейся ситуации, обладают системой знаний об экологии и окружающем мире, но воспользоваться этими знаниями могут не всегда. Низкий уровень развития когнитивного компонента экологического мышления имеют 12,5% опрошенных: эти обучающиеся испытывают существенные сложности в построении выводов и формулировании экологических проблем; их система знаний об экологии и окружающей среде бедна, в проблемной ситуации им сложно сделать грамотный экологический выбор или решить проблему. На рис. 2. представлено количество подростков с разными уровнями развития эмоционально-волевого компонента экологического. Рис. 2. Количество подростков с разными уровнями развития эмоционально-волевого компонента экологического мышления Согласно данным, представленным на рис. 2, высокий уровень развития эмоционально-ценностного компонента экологического мышления имеют 46% респондентов. Это свидетельствует о том, что практически половина обучающихся эмоционально относятся к экологическим проблемам, ситуации, связанные с окружающей средой, имеют для их личностный смысл, они к ним неравнодушны. Средний уровень развития эмоционально-ценностного компонента экологического мышления имеют 42% обучающихся: эти подростки в целом менее эмоционально относятся к экологическим проблемам, однако осознают ценность охраны окружающей среды и существующие угрозы. Низкий уровень развития эмоционально-ценностного компонента экологического мышления имеют 12,5% опрошенных: эти подростки достаточно равнодушно относятся к экологическим проблемам, защита природы занимает незначительное место в структуре их ценностей. На рис. 3. представлено количество подростков с разными уровнями развития мотивационного компонента экологического мышления. Рис. 3. Количество подростков с разными уровнями развития мотивационного компонента экологического мышления Согласно данным, представленным на рис. 3., высокий уровень развития мотивационно-действенного компонента экологического мышления имеют 17% опрошенных, что свидетельствует нам о том, что не так уж и много учащихся считают важным принимать участие в мероприятиях и деятельности экологической направленности. Однако эти 17% опрошенных имеют достаточно богатый опыт реализации активности экологической направленности, которая не сводится только к разовым акциям, но подразумевает экологический стиль жизни. Средний уровень развития мотивационно-действенного компонента экологического мышления имеют 67% респондентов, что говорит о том, что больше половины учеников понимают и, может быть, даже хотят заниматься экологической деятельностью в школе, в собственном дворе, участвовать в различных мероприятиях, но не всегда могут это делать в силу разных обстоятельств и причин. Их участие в экологической деятельности ситуативно, скорее всего, обусловлено извне (например, задание в школе). Низкий уровень развития мотивационно-действенного компонента экологического мышления имеют 17% подростков. Это говорит нам о том, что эта группа учеников не хотят и не видят смысла заниматься экологической деятельностью, не принимают участия в экологических мероприятиях и не придерживаются экологического стиля жизни. Для подтверждения выдвинутой гипотезы будет сравнивать эмоционально-ценностный и мотивационно-действенный компоненты экологического мышления. Когнитивный компонент, на наш взгляд, имеет наименьшее психологическое содержание и формируется, в основном, в рамках соответствующих предметных дисциплин. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Для проверки выдвинутой гипотезы был проведен статистический анализ полученных данных с применением U-критерия Манна-Уитни. Выявлено, что различия в сформированности компонентов экологического мышления подростков имеют тенденцию к значимым (p≤0,05), что подтверждает нашу гипотезу. Действительно, у подростков эмоционально-ценностный компонент развит лучше, чем мотивацонно-действенный. Подтвержденная гипотеза может свидетельствовать о том, что подростки, в большей степени, склонны испытывать различные переживания по поводу экологических проблем и «пагубных» действий других людей, но при этом приступить непосредственно к активным действиям, направленным на преодоление данных ситуаций и проблем, им трудно, они переживают за природу больше, чем непосредственно делают что-либо для ее изменений.