Full text
Введение Сегодня все более актуальным становится вопрос о формировании гибких навыков у студентов – выпускников вузов. При трудоустройстве выпускники сталкиваются с тем, что работодатель оценивает не только их профессиональные компетенции, но и, так называемые, сверх навыки, то есть навыки, необходимые, по мнению работодателя, для эффективной работы. Ускорение ритма, цифровизация всех сфер жизни требуют от сотрудников развитых навыков адаптации, способностей командной работы, навыков эффективного взаимодействия, способности нести ответственность и принимать самостоятельные решения. Исходя из данной потребности рынка труда, сегодня в теории и методике профессионального образования появились такие термины как «гибкие навыки», «мягкие навыки», «надпрофессиональные навыки» или «soft skills», под которыми понимаются компетенции, необходимые выпускнику вуза для успешной реализации себя как профессионала. Причем важны они абсолютно во всех сферах занятости, что влечет за собой изменение отношения к образовательному процессу вуза и организации воспитательной работы. Целью статьи – изучение и обобщение определения и содержания понятия «гибкие навыки», исследование отношения студентов к развитию гибких навыков, а также описание возможностей тренинга в целях их формирования. В результате исследования планируется решить следующие задачи: - проанализировать отечественный и зарубежный опыт исследования формирования гибких навыков у студентов; - изучить мнение студентов гуманитарных и инженерно-технических направлений подготовки и специальностей о гибких навыках и их содержании; - разработать тренинг для формирования гибких навыков; - обобщить полученные результаты и сформулировать цели дальнейшего исследования проблемы. Обзор отечественной и зарубежной литературы Зарубежный опыт исследования вопросов формирования soft skills начинается еще с 70-х годов XX века. Педагогическое общество стало отмечать, что молодые люди, обладающие определенным набором навыков, не входящих в профессиональные, добиваются больших результатов, чем те, кто таковыми не обладает. Так появился термин «soft skills». Кроме данного термина надпрофессиональные навыки в зарубежной литературе имели схожие определения, например, такие как people skills, social skills, essential skills и другие. Собственно, схожая ситуация произошла и в отечественной педагогике, когда появились термины «надпрофессиональные навыки», «гибкие навыки» или «мягкие навыки» [1]. Проанализировав работы зарубежных авторов, занимающихся изучением soft skills, мы можем сделать вывод о том, что все дефиниции подразумевают набор универсальных, не специфических для той или иной профессиональной деятельности навыков, которые могут быть полезны для профессионального и личностного развития. Среди причин отличия трактовок можно выделить то, что авторами используются те или иные определения исходя из акцента, на который в большей степени обращено внимание исследования. Так, Camarinha-Matos Luis M. и коллектив ученых, на протяжении 10 лет изучавшие формирование soft skills среди аспирантов, в перечень мягких навыков включили тайм-менеджмент, умение работать в команде, умение планировать свою деятельность и управлять ресурсами, лидерство, а также этику и навыки ведения переговоров. P. Moss, C. Tilly при описывании мягких навыков делали акцент на чертах характера, которые влияют на поведение и не относятся к формальным знаниям [3]. S.A. Hurrell к мягким навыкам относит межличностные и внутриличностные способности, облегчающие профессиональную деятельность «в определенных контекстах» [4]. Таким образом, одни зарубежные авторы делают акцент на коммуникативных и управленческих навыках, другие – на личностных качествах человека и его характере и поведении [5,6]. Лозовой А. Ю. и коллектив авторов в своем исследовании к гибким навыкам относит «ответственность и дисциплину; самоуправление (самоменеджмент) и управленческие навыки; коммуникацию, в частности, умение слушать и слышать; работу в команде; эмоциональный интеллект; управление временем; осознанное лидерство; навыки решения проблем; навыки критического мышления» [7]. Авторами рассмотрены проблемы формирования гибких навыков и проведен анализ наиболее успешных российских и зарубежных практик по их формированию, а также предложены способы развития гибких навыков в современных образовательных технологиях. Борзова Т.А. при описании гибких навыков основной акцент делает на коммуникативных способностях, что особую актуальность, по мнению автора, приобретает в условиях цифровизации и увеличения электронной коммуникации [8]. Исходя из проведенного анализа, можно привести сравнение дефиниций soft skills в зарубежных и отечественных источниках. Таблица 1 Сравнение дефиниций гибких навыков Термин Определение Soft skills Данный термин описывает комплекс неспециализированных, важных для карьеры надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, то есть не связаны с конкретной предметной областью Social skills Данный термин обозначает любую компетенцию, облегчающую взаимодействие и общение с другими людьми, когда социальные правила и отношения создаются, передаются и изменяются в устной и невербальной форме People skills Самая простая и, возможно, самая точная альтернатива мягким навыкам – это “навыки работы с людьми”. Практически каждый из этих навыков включает в себя общение с людьми Гибкие навыки Термин описывает умение общаться, нестандартно мыслить, принимать решения, работать в команде Мягкие навыки Термин описывает личные качества, которые позволяют эффективно и гармонично взаимодействовать с другими людьми Надпрофессиональные компетенции Данный термин описывает компетентности, которые необходимы каждому человеку для личного развития и реализации, успеха на рынке труда, социально включенности и активной гражданственности Изучая вопросы формирования гибких навыков у студентов, Дагаева Е.А. выделила наиболее эффективные инструменты развития soft skills, среди которых особое внимание уделила кейс-стади и групповым дискуссиям, но особое внимание автор уделяет тренингу [9]. Тренинг способствует осознанию собственных потребностей, рефлексии, развитию навыка целеполагания и стимулирует участников работать над собой и развиваться. В исследованиях отечественных ученых выделяются различные методы формирования гибких навыков и рассматриваются они, как правило, с точки зрения формирования конкретного навыка. Так, большое количество исследований посвящено формированию лидерских и коммуникативных качеств с помощью тренинга [10, 11, 12]. С помощью тренинга студенты могут потренироваться в определении четких и ясных признаков лидерского поведения, осознании лидерских качеств; проверить себя на предмет наличия лидерских качеств, определить, какие личностные ресурсы необходимы для выполнения лидерских функций; освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства, то есть сформировать гибкие навыки [13, 14, 15]. Таблица 2 Соотношение видов тренинга с поставленными целями и задачами Вид тренинга Цели тренинга Задачи тренинга Тренинги самопознания и самопринятия овладение студентами вуза навыками саморегуляции, познание себя и человеческих отношений - тренировка самопознания; - проверка готовности к самораскрытию, самоанализу и самопрезентации; - преодоление барьеров коммуникации; - тренировка навыков эффективной презентации; - работа над осознанием иррациональных убеждений, разрушением стереотипных установок; - тренировка преодоления внутреннего диссонанса, конфликта, связанного с противоречиями между идеалом и реальностью; - изучение типичных реакций тела на эмоциональные раздражители; -исследование «раздражителей», которые наиболее ярко проявляются в телесных реакциях; - изучение прямой связи, существующей между эмоциями и их телесным выражением; - развитие у участников навыков «сепарации» (отделения от других), самоанализа, открыть перспективу общения с личных позиций; - преодоление внутренних барьеров, страхов и неуверенности перед другими людьми Коммуникативные тренинги формирование у студентов вуза коммуникативных навыков, умения сотрудничать, повышение социальной компетентности - практическое проживание в ходе игры ситуаций, связанных с понятием «дистанция власти», ментальных различий в определении «психологической дистанции»; - помощь участникам тренинга сформировать/закрепить навыки самоанализа процессов общения с целью самопознания и эффективной коммуникации; - отработка тактильной коммуникации, доверия, настойчивости в преодолении препятствий; - развитие навыков внятной речи; - отработка навыков слышать и слушать, концентрировать внимание на собеседнике; - тренировка умения концентрации на партнере; - развитие памяти и аудиальных возможностей восприятия и др. Лидер-тренинги формирование представлений о лидерских качествах, осознание своих сильных сторон, способность к целеполаганию и организации групповой работы - тренировка целеполагания и действий в соответствии с поставленной задачей, развитие умений волевого контроля; - проверка способности преодолеть психологические трудности, связанные с распылением внимания; - тренировка в определении четких и ясных признаков лидерского поведения, осознании лидерских качеств; - развитие способности лидера соединять идеи из разных областей эмпирического и чувственного опыта; - тренировка осознанности в восприятии и использовании времени как одного из ведущих ресурсов в деятельности лидера и др. Тренинг способен повлиять на субъективные факторы, к которым можно отнести психологические черты и возможности личности, развивающиеся под воздействием социальной среды. Методологическая база исследования Исследование опирается на системный подход, позволяющий глубоко рассмотреть концепцию формирования гибких навыков у студентов вузов и определить эффективные педагогические технологии [16]. Теоретическую базу исследования составил анализ российских и зарубежных научных источников, касающихся педагогических, методических и психологических вопросов исследования. Таким образом, были проанализированы источники из баз: Scopus, Web of Science и РИНЦ. Эмпирическую базу исследования составил опрос студентов в форме анкетирования Амурского государственного университета в количестве 132 человек. Из которых 67 – студенты экономического, юридического, филологического факультетов, факультета социальных наук и факультета международных отношений. 65 студентов – обучающиеся инженерно-физического, энергетического факультетов и факультета математики и информатики. Опрошены были студенты очной формы обучения с первого по шестой курс. Результаты исследования В результате проведенного эмпирического исследования было изучено мнение студентов гуманитарных и инженерно-технических направлений подготовки и специальностей о гибких навыках и их содержании. Таблица 3 Сравнение результатов опроса студентов гуманитарных и инженерно-технических направлений подготовки и специальностей о гибких навыках (%) Вопросы Студенты гуманитарных НПС Студенты инженерно-технических НПС Знакомы ли с термином «гибкие навыки»? никогда не слышали 25,3 50,7 имею представление о данных навыках 47,8 23,1 хорошо знаком/а с данным термином 26,9 26,2 Подберите наиболее подходящее к термину «гибкие навыки» словосочетание soft skills 79,1 56,9 жесткие навыки - - навыки, необходимые для трудоустройства 13,4 35,4 человеческие навыки 7,5 7,7 Результаты анкетирования показали, что почти половина студентов, обучающихся на инженерно-технических направлениях подготовки, не имеют представления о том, что такое гибкие навыки. В то время как среди гуманитарных НПС таких студентов в два раза меньше. Это говорит о том, что будущие инженеры не знают о том, что помимо профессиональных умений и навыков работодатель ждет от них компетенций, связанных с коммуникативными способностями, умение работать в команде, умении принимать решения и вести за собой коллектив. В это же время стоит отметить, что понимание требований работодателя и рынка труда – залог успешного трудоустройства и карьерного роста [17]. После того, как опрашиваемым были даны разъяснения о гибких навыках, последовали вопросы, касающиеся содержания гибких навыков и возможностях их формирования в процессе обучения в вузе. Таблица 4 Сравнение результатов опроса студентов гуманитарных и инженерно-технических направлений подготовки и специальностей о содержании гибких навыков и их формировании (%) Вопросы Студенты гуманитарных НПС Студенты инженерно-технических НПС Какие конкретные навыки и умения, по вашему мнению, входят в гибкие навыки? (перечень сформирован из ответов на открытый вопрос) коммуникация, коммуникабельность 65,7 58,5 работа в команде 59,7 32,3 ответственность 43,3 18,5 стрессоустойчивость 28,4 32,3 лидерские навыки 43,3 44,6 Какие из нижеперечисленных дисциплин, по вашему мнению, наиболее эффективны для развития гибких навыков? Возможен выбор нескольких вариантов иностранные языки 43,3 52,3 психология 79,1 58,5 менеджмент 43,3 43,1 конфликтология 59,7 44,6 философия 28,4 32,3 история 16,4 13,8 литература 16,4 18,5 естественно-научные дисциплины 19,4 21,5 физико-математические дисциплины 10,4 38,5 социально-гуманитарные дисциплины 65,7 35,4 Что имеет приоритетное значение для развития гибких навыков – содержание академических дисциплин или методы обучения? содержание 22,4 13,8 методы обучения 77,6 86,2 Какие методы обучения способствуют развитию гибких навыков? анализ конкретных ситуаций 58,7 75,4 деловая игра 65,7 46,2 традиционная лекция 9 7,7 индивидуальный проект 13,4 32,3 групповой проект 49,3 44,6 тренинг 68,7 64,6 семинар 26,9 38,5 лабораторная работа 4,5 21,5 интернет технологии 20,9 23,1 Влияет ли воспитательная работа в вузе на формирование гибких навыков? да 64,2 47,7 нет 9 9,2 затрудняюсь ответить 26,9 43,1 Оцените у себя сформированность гибких навыков от 1 до 10, где 1-не сформированы, а 10-сформированы в высшей степени низкий (от 1 до 4) 23,9 12,4 средний (от 5 до 7) 56,7 73,8 высокий (от 8 до 10) 19,4 13,8 В результате исследования мнения студентов о формировании гибких навыков нами сделан вывод, что наиболее значимыми среди учебных дисциплин, по мнению как студентов гуманитарных НПС, так и инженерно-технических, являются Психология, Иностранные языки, Менеджмент и Конфликтология. Причем Психология заняла самую верхнюю позицию в обеих группах опрашиваемых, в то время как второе место у студентов-гуманитариев заняли социально-гуманитарные дисциплины, а у инженеров – Иностранные языки. В отношении социально-гуманитарных дисциплин мнения респондентов двух групп значительно отличаются. Так, 65,7% опрошенных студентов из числа гуманитарных НПС отметили их важность, в то время как всего 35,4% студентов инженерно-технических НПС посчитали значимыми данные дисциплины для формирования гибких навыков. Обе группы респондентов отметили, что формирование гибких навыков в процессе профессиональной подготовки в вузе будет успешнее, если использовать новые и интерактивные методы обучения. На вопрос о важности воспитательной работы для формирования гибких навыков часть студентов затруднилась ответить, причем среди будущих инженеров таковых оказалось больше (43,1 к 26,9 среди гуманитариев), важность воспитательной работы отметили 64,2% гуманитариев и 47,7% инженеров. Среди методов обучения, способствующих формированию гибких навыков, первые три позиции в двух группах заняли «анализ конкретных ситуаций», «деловая игра» и «тренинг». Но среди студентов гуманитарных НПС первое место занял тренинг, а среди инженеров – анализ конкретных ситуаций. Возможно, это связано с тем, что гуманитарии лучше осведомлены о потенциале тренинговых занятий ввиду того, что среди них подобные упражнения проводятся чаще и в том, числе включены в рабочие программы дисциплин. Таким образом, опрос показал, что не всегда студенты знают о том, какие компетенции ценятся на рынке труда. Что является значимым для дальнейшего самообразования и саморазвития. Студенты инженерно-технических НПС имеют слабые представления о гибких навыках и, соответственно, не развивают их. На наш взгляд, привлечение студентов к прохождению тренингов – важная компонента формирования важных гибких навыков. В процессе тренингов участники не просто знакомятся с теми или иными понятиями, ситуациями, а имеют возможность потренировать свой навык, оценить собственные позиции с точки зрения общества и иметь возможность их улучшить. Тренинги могут быть включены с программы дисциплин или проводиться в качестве внеучебной работы. В процессе тренинга студенты учатся работать в группе, не в компании разрозненных индивидов, а единым целым [17]. Это модель общества, где происходят схожие процессы, так группа обучает сама себя [18]. Тренинг успешно справляется с созданием атмосферы групповой взаимопомощи и поддержки, рождает чувство сопричастности, требует принятия тактических и стратегических решений, делает зримыми социометрические связи в команде, может продемонстрировать насущные проблемы лидеров [19]. Заключение Основываясь на результатах теоретического и эмпирического исследования нами разработана серия тренингов, способствующих формированию гибких навыков. Тренинги разбиты по темам, соответствующим выделенным гибким навыкам. Таблица 5 Содержание тренингов, направленных на формирование гибких навыков Вид тренинга Тренинговые упражнения Цели упражнения Тренинги самопознания и самопринятия 1) Цифра-группа - установление контакта в группе 2) Из чего сделан я? - тренировка самопознания и самопрезентации с помощью ассоциативного мышления; - тренировка навыков эффективной презентации [20] 3) Линия раздела - тренировка самопознания; - проверка готовности к самораскрытию, самоанализу и самопрезентации; - преодоление барьеров коммуникации [21] 4) Волшебный магазин (Я. Морено) - развитие гибкости и чувства толерантности; - тренировка преодоления внутреннего диссонанса, конфликта, связанного с противоречиями между идеалом и реальностью 5) Приручи своих драконов - изучение своих внутренних блоках; - определение и сохранение в восприятии положительного Я-образа 6) Окно эмоций - осознанный анализ личной карты эмоционального поведения; - выявление преимуществ и опасностей стереотипов, предубеждений и ярлыков в коммуникации [22] 7) Плохое чувство? - изучение богатства эмоционального спектра психики; - исследование группы «раздражителей», которые наиболее ярко проявляются в возникновении эмоциональных реакций на них [23]; - изучение индивидуального и универсального проявления разнообразных психических состояний [24] 8) Разговор начистоту - групповая рефлексия Коммуникативные тренинги 1) Фруктовый салат - создания дружелюбной атмосферы в группе 2) Коммуникация – это… - углубление представлений о коммуникации как сфере деятельности [25]; - тренировка ассоциативного мышления, креативности, умения структурировать знания; - тренировка умений внятно и коротко излагать свои мысли 3) Границы, которые мы… - изучение понятия «личной границы» в межличностном общении, в группе, в семейных, профессиональных и иных рамках [26]; - практическое проживание ситуации «вторжения» (в нашу личную жизнь, на нашу территорию); - обсуждение права на реакцию, на защиту своей территории, своей личности от «вторжения» и способы ассертивных, но социально приемлемых реакций на такие нарушения границ 4) Скала - отработка тактильной коммуникации, доверия, настойчивости в преодолении препятствий [27]; - снятие напряжения между участниками игры, создание игрового и партнерского взаимодействия [28] 5) С чужого голоса - тренировка умения слышать, слушать, запоминать и воспроизводить информацию; - закрепление навыка диалогового стиля общения в практике; - тренировка в «отзеркаливании» собеседника, пристройке 6) Между нами говоря… - групповая рефлексия Лидер-тренинги 1) Гром-торнадо-землетрясение - эмоциональный разогрев участников 2) Энергия воли - тренировка целеполагания и действий в соответствии с поставленной задачей, развитие умений волевого контроля [29]; - проверка способности преодолеть психологические трудности, связанные с распылением внимания; - тренировка в определении четких и ясных признаков лидерского поведения, осознании лидерских качеств 3) Бумажные замки - отработка модели эффективного сотрудничества в не директивной обстановке при решении творческой задачи в ограниченное время; - обучение умению распознать характер ситуации, действовать адекватно в существующих условиях; - упражнение в способности действовать творчески и слаженно; - изучение влияния соперничества на групповое взаимодействие [30] 4) Заправочная станция - анализ лидерского ресурса; - актуализация и повторное проживание ситуаций, связанных с проявлением тех или иных личностных качеств 5) Управленческий пирог - анализ повседневной деятельности руководящего лица, управленческих воздействий, взаимодействий с внешними и вышестоящими инстанциями в функциональном разрезе; - проверка способности преодолеть психологические трудности, связанные с тайм-менеджментом, развитие умений их видеть и справляться с ними; - тренировка в определении четких и ясных признаков лидерского поведения, осознании лидерских качеств Приведенные упражнения разработаны на основе сборника тренинговых игр М.Ш. Кипниса и могут изменяться в зависимости от условий проведения тренинга (размер группы, ограниченность по времени и др.). В перспективе дальнейших исследований вопроса формирования гибких навыков у студентов вуза планируется проведение формирующего эксперимента, подтверждающего эффективность подобранных материалов.