Full text

Введение / Introduction

 

Эмоциональный интеллект – один из гибких навыков (soft skills), необходимый в любой профессиональной сфере, поскольку данный психический феномен в структуре человеческих способностей обеспечивает индивиду успешное взаимодействие с окружающими. Особое значение развитие эмоционального интеллекта имеет для представителей профессий типа «человек – человек», от которых требуется повышенная готовность к деловой и межличностной коммуникации. Высокий уровень эмоционального интеллекта помогает человеку не допускать либо успешно разрешать конфликты, справляться со стрессовыми ситуациями, стимулирует способность к лидерству, повышает мотивацию к профессиональной деятельности. И наконец, эмоциональный интеллект выступает в качестве значимого фактора карьерного роста и принятия карьерных решений [1]. В новейших исследованиях выявлена также положительная взаимосвязь между академической успеваемостью студентов вузов и уровнем их эмоционального интеллекта [2]. Эмоциональный интеллект рассматривается в качестве предпосылки самореализации студентов социономических (педагоги-психологи, дефектологи) и биономических (биологи, географы) направлений подготовки [3].

Исследование эмоционального интеллекта в профессиональной сфере только начинается. Формированию эмоционального интеллекта студентов высшей школы в психолого-педагогических исследованиях в последние годы уделяется все больше внимания: описываются особенности развития эмоционального интеллекта будущих менеджеров [4]; врачей [5]; педагогов [6]; психологов [7]; юристов [8]; инженеров [9]; музыкантов-исполнителей [10]. Имеются и немногочисленные публикации, в которых освещается значимость эмоционального интеллекта в профессии журналиста [11, 12]. Между тем эксперты считают, что качественная журналистика – это «деятельность с высокими требованиями к софтскиллз» [13] и в первую очередь к уровню эмоционального интеллекта.

Журналисту в силу специфики профессиональной деятельности крайне важно обладать такими личностными качествами, как эмпатия, толерантность, самомотивация, умение управлять собственными эмоциями и распознавать чужие. Эти качества во многом закладываются в период обучения на факультете журналистики. В связи с этим особую значимость приобретает вопрос о возможности формирования эмоционального интеллекта будущих журналистов средствами предметных дисциплин в процессе обучения в вузе.

Эмоциональный интеллект личности тесно связан с ее социальным интеллектом. Но если первый выступает как регулирующий механизм в распознавании и управлении эмоциями, то второй рассматривается как психологическая основа социального взаимодействия, при этом западные исследователи полагают [14], что сочетание высокого уровня развития обоих типов интеллекта обеспечивает успешность деятельности индивида в любых ситуациях, что чаще всего свойственно лидерам.

Теоретическое осмысление взаимосвязи между социальным и эмоциональным интеллектом и репрезентацией эмоций в языке и речи, а также проведенное ранее (2020–2021) опытно-экспериментальное исследование уровня сформированности социального интеллекта студентов факультета журналистики Кубанского государственного университета [15] побудило автора настоящей публикации обратиться к проблеме формирования эмоционального интеллекта будущих журналистов средствами иноязычной подготовки. Цель исследования – описать потенциал лингводидактических методов и образовательных технологий, способствующих развитию различных компонентов эмоционального интеллекта обучающихся на занятиях по иностранному языку.

 

Обзор литературы / Literature review

 

Понятие «эмоциональный интеллект» было введено в психологическую науку в 1993 году американскими психологами Дж. Майером и П. Саловеем [16]. Под эмоциональным интеллектом ученые понимали один из видов социального интеллекта, который предполагает способность индивида управлять своими и чужими эмоциями, умение их распознавать и использовать полученную информацию для того, чтобы направлять собственное мышление и действия. Спектр возможностей эмоционального интеллекта включает вербальные и невербальные формы выражения эмоций, контроль над эмоциями и применение этих умений при решении различных проблем. Позднее, в 2000–2002 годах, Дж. Майер, П. Саловей и Д. Карузо расширили свою теоретическую концепцию [17], разработали на ее основе модель эмоционального интеллекта и диагностическую методику для определения уровня его сформированности. В структуру эмоционального интеллекта было включено четыре компонента: восприятие, выражение и оценка эмоций; использование эмоций для повышения эффективности мышления и поведения; идентификация и анализ эмоций; сознательное управление эмоциями.

Практически одновременно, в 1995 году, появилась другая концепция эмоционального интеллекта, выдвинутая американским психологом и журналистом Д. Гоулманом [18]. Он создал так называемую «смешанную» модель эмоционального интеллекта, в основу которой положены ключевые компоненты модели Майера – Саловея – Карузо и добавлено еще несколько структурных компонентов. В целом в теоретической модели эмоционального интеллекта Д. Гоулмана выделяется пять основных компонентов (самосознание; самоконтроль; социальная чуткость; управление отношениями; социальные навыки), каждый из которых далее подразделяется на более узкие составляющие. Д. Гоулман полагает, что эмоциональный интеллект является более действенным фактором жизненного и профессионального успеха, чем высокий коэффициент общего интеллекта. Книга Д. Гоулмана быстро нашла признание в научных кругах, явившись одновременно образцом популяризации психологического знания.

Еще одна известная модель эмоционального интеллекта принадлежит израильскому клиническому психологу Р. Бар-Ону [19], который рассматривает эмоциональный интеллект в совокупности с социальным, анализируя социально и эмоционально обусловленное поведение индивидов с учетом их возраста, пола, этнической принадлежности. Ключевыми компонентами модели стали 10 оцениваемых параметров: 1) уверенность в себе (независимость); 2) навыки межличностных отношений; 3) контроль импульсивности; 4) умение решать проблемы; 5) эмоциональное самосознание; 6) гибкость; 7) ощущение реальности; 8) толерантность к стрессу (стрессоустойчивость); 9) ассертивность; 10) эмпатия. И еще пять параметров рассматриваются автором модели как фасилитаторы основных параметров. Это: 1) оптимизм; 2) самоактуализация; 3) счастье; 4) независимость; 5) социальная ответственность.

В контексте настоящего исследования нас заинтересовала выявленная лингвистами взаимосвязь между уровнем развития эмоционального интеллекта, формами проявления человеческих эмоций, коммуникацией, языком и речью. Проблема вербализации эмоций отражена в трудах основателя волгоградской научной школы лингвистической эмотиологии В. И. Шаховского [20]. Ученый придает большое значение эмоциональному интеллекту как фактору, который обеспечивает возможность для результативного бесконфликтного общения в условиях изменившейся экспрессии языка и негативизации процесса коммуникации в эпоху информационных войн и эмоциональных перегрузок.

Эмоциональный интеллект занимает одно из ведущих мест в системе жизненных ценностей личности, при этом в каждом языке имеются лексические, терминологические, синтаксические, грамматические и концептуальные способы выражения эмоций, выявление и оценивание которых является предметом изучения эмотиологии и лингвопсихологии эмоций в концепциях современного языкознания [21]. Основным предметом эмотиологии в настоящее время выступает выделение и анализ эмоциональной составляющей различных видов дискурса – межличностного, профессионального, образовательного, научного и т. д., а также изучение прагматики речевых действий личности.

Эмотиология эмоций – это новое перспективное направление лингвистических исследований, на уровне теории отражающее аффективную сторону языка во всей ее сложности и многообразии, анализирующее область субъектности человека, рисующее эмоциональную картину мира личности. Что касается практических вопросов, затрагивающих проблему развития сферы эмоций человека и формирования его эмоционального интеллекта, эти задачи ставит перед собой и пытается решить лингводидактика.

Педагоги-исследователи, преподаватели иностранных языков как в нашей стране, так и за рубежом уже около двух десятилетий занимаются выявлением связи уровня сформированности различных компонентов эмоционального интеллекта обучающихся (эмоциональная грамотность, эмотивная компетенция) и степенью их успешности в освоении иностранного языка и иноязычной речи. В частности, в обзорной статье китайского ученого Ю Цянфу [22] выделен спектр типичных эмоций (позитивных и негативных), которые чаще всего испытывают изучающие иностранный язык, таких как тревога, обеспокоенность, страх, скука, радость от освоения новых знаний, удовлетворение, благоприятный настрой и т. д. Высокий уровень развития эмоционального интеллекта личности позволяет минимизировать отрицательные эмоции и усилить положительные, преодолеть культурные и психологические барьеры в процессе межкультурной коммуникации, что способствует повышению учебной мотивации обучающихся.

М. А. Ариян и С. В. Чернышев [23] рассматривают различные пути реализации регулятивной функции эмоций в процессе изучения иностранного языка. Важнейшей задачей педагога является создание благоприятного эмоционального фона на занятии, способствующего оптимизации психической деятельности обучающихся. В методическом отношении упор делается на развитии эмоциональной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. По мнению авторов, эмоции участвуют в каждой конкретной речевой ситуации, поэтому необходимо их осмысленное распознавание в иноязычной речи и обучение способности их контролировать и управлять ими, что способствует развитию социальных навыков как структурного компонента эмоционального интеллекта.

Для успешности процесса преподавания и изучения иностранного языка важно не только развивать эмоциональный интеллект обучающихся, но и способствовать формированию эмоционального интеллекта педагогов, начиная с периода обучения в педагогическом вузе. Этой проблеме посвящена публикация О. В. Володиной [24], автор которой теоретически обосновывает возможность развития в процессе иноязычной подготовки в вузе таких качеств будущих педагогов, как интеллектуальная культура, креативность, творческое мышление, гуманные, общечеловеческие свойства личности, эмпатия, саморегуляция, рефлексия. Определенным образом организованный учебный процесс на занятиях должен быть направлен на достижение удовлетворенности всех субъектов образовательной деятельности от иноязычного общения и его результатов, освоение невербальных элементов выражения эмоций, обеспечение развития чувства безопасности и снятия психологических барьеров в процессе учебного и реального межкультурного взаимодействия.

Большое значение для формирования эмоционального интеллекта имеет поликультурное воспитание в вузе, и в особенности участие студентов в международных поликультурных образовательных проектах. Подобный опыт на базе Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого описывается Т. А. Барановой, А. М. Кобичевой и Е. Ю. Токаревой [25]. В ходе опытно-экспериментальной работы исследователи получили положительные, статистически значимые результаты, свидетельствующие о развитии всех кластеров эмоционального интеллекта у студентов, участвовавших в проекте, таких как сотрудничество, адаптивность, уверенность в себе, умение управлять конфликтами, развитие лидерских качеств.

В двух публикациях 2021 [26] и 2022 [27] годов описывается метод комментирования иноязычных текстов как инструмент формирования эмоционального интеллекта обучающихся. Поскольку чтение художественных текстов на иностранном языке представляет собой эмоциональный опыт, использование специальных приемов и упражнений, направленных на анализ и комментирование текстов, позволяет обучающимся (в особенности при групповых формах работы в дистанционном формате в процессе обучения профессионально ориентированному иностранному языку) выражать в комментарии собственные мнения и оценки материалов, отражающие эмоциональное отношение к прочитанному. Главным в организации подобной работы является принцип добровольности. Педагог выступает в качестве модератора, вовлекая в дискуссию «пассивных наблюдателей», тем самым способствуя развитию эмоционального интеллекта студентов и обучая их осознавать и отслеживать свои эмоции, понимать чувства других людей, а также соблюдать этику общения и стараться предугадать эмоциональную реакцию собеседников, минимизируя потенциальные негативные реакции сокурсников. Метод учебного комментирования может успешно применяться как при обучении иностранным языкам русскоязычных обучающихся, так и при изучении русского языка как иностранного. Комментирование текстов позволяет сравнивать собственную и чужую картину мира и сопоставлять особенности разных лингвокультур.

В исследовании Н. В. Бекузаровой и Е. М. Назаренко [28] освещаются возможности дистанционного формата обучения иностранному языку в контексте развития эмоционального интеллекта будущих педагогов. Авторы подчеркивают, что эмоциональный интеллект в эпоху цифровой трансформации всех сфер жизнедеятельности – это тот аспект, в котором человек (пока еще) превосходит возможности искусственного интеллекта. Средствами развития эмоционального интеллекта в процессе иноязычной подготовки в вузе выступают электронные курсы с эмотивным компонентом, письменные задания рефлексивного характера, организованные дискуссии и т. д. Педагог выступает в качестве фасилитатора образовательной деятельности и управляет учебным процессом, создавая комфортную среду для общения и обучения распознаванию и управлению эмоциями людей в ближайшем окружении.

В диссертационном исследовании Ю. Н. Хусяиновой представлена методика формирования эмотивной компетенции будущих учителей иностранного языка [29]. Компонентами эмотивной компетенции выступают отдельные компоненты эмоционального интеллекта, формируемые применительно к потребностям педагогического дискурса. Такими компонентами являются знания, умения и навыки общекоммуникативного и профессионально-коммуникативного характера, позволяющие студентам-лингвистам распознавать и выражать эмоции на иностранном языке в устной и письменной формах, оценивать информацию эмоциогенного содержания, обладать эмпатией, эмоциональной рефлексией и способностью к эмоциональной саморегуляции.

По мнению С. В. Чернышева [30], в настоящее время можно говорить о становлении эмотивной парадигмы в области иноязычного образования и лингводидактики в целом, что подтверждается расширением тематики лингводидактических исследований, их междисциплинарным и практико-ориентированным характером, а также наличием отечественных научных школ в области лингвистики и лингводидактики, определяющих методологические принципы  и подходы к проблеме формирования эмоционального интеллекта средствами языковых дисциплин.

В теоретическом плане первенство в исследовании тематики, связанной с эмоциональным интеллектом, как в российской, так и в зарубежной научной литературе принадлежит психологическим наукам. Тем не менее проведенный нами обзор научно-педагогических источников за последние пять лет (2018–2022 годы) показывает, что число публикаций, освещающих проблему формирования и оценки эмоционального интеллекта с позиций педагогической науки и практики, постепенно возрастает. Можно предположить, что в перспективе приоритетными станут междисциплинарные исследовательские проекты в данной области, а также обращение педагогов-исследователей к вопросам развития эмоционального интеллекта обучающихся на всех ступенях непрерывного образования, в том числе в рамках профессионально ориентированного дискурса.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

Методологической основой исследования послужила совокупность традиционных педагогических подходов – аксиологического и междисциплинарного, а также лингвокультурологический и эмотивный подходы, применяемые в языкознании, лингводидактике, литературоведении. Уточним наше понимание данных концептуальных подходов применительно к тематике эмоционального интеллекта.

Междисциплинарный подход. Эмоциональный интеллект – понятие, которое возникло на стыке гуманитарных и социальных наук (педагогики, психологии, этики, лингвистики, социологии, культурологии) и тесно связано с другими типами интеллекта: социальным, общим, внутриличностным, межличностным, множественным (в зависимости от принятой классификации). Поэтому оценка путей развития эмоционального интеллекта обучающихся возможна лишь на междисциплинарной основе, что обусловливает использование междисциплинарного подхода в процессе научно-исследовательской и профессионально-педагогической деятельности, включая область иноязычного образования.

Аксиологический подход. Эмоциональный интеллект во многом обусловлен сложившейся системой жизненных ценностей индивида, его нравственными идеалами, положительным или отрицательным опытом и эмоциональным настроем в процессе социального взаимодействия. Далеко не все коммуникативные способности и черты характера личности несут в себе позитивные возможности с точки зрения потенциальных результатов коммуникативного поведения. Имеются новейшие психологические исследования [31], в которых выявляются негативные влияния отдельных личностных качеств человека (например, макиавеллизм), который обладает достаточно высоким уровнем развития эмоционального интеллекта, но склонен к манипулированию, умело играя на эмоциях других людей. Поэтому аксиологический подход в педагогических и лингводидактических исследованиях феномена эмоционального интеллекта крайне важен. Кроме того, иноязычное образование всегда являлось инструментом формирования аксиологической культуры обучающихся, формируя ценностную картину мира средствами иностранного языка [32].

Лингвокультурологический подход. Эмоциональный интеллект личности влияет на поведение индивида и выражение эмоций, возникающих у него в процессе межкультурной коммуникации. Такие компоненты эмоционального интеллекта, как эмпатия, толерантность, речевые формы репрезентации эмоций, контроль над эмоциями, умение руководить ими, во многом зависят от того, к какой лингвокультуре принадлежит человек, в каком этническом окружении он воспитывался, какой тип национального менталитета у него сложился. Данные вопросы, неизбежно возникающие в процессе межкультурной коммуникации, невозможно рассматривать, не обращаясь к лингвокультурологии. Недавно появились исследования в этом направлении, учитывающие влияние различных лингвокультурных факторов на репрезентацию эмоций в языке и речи [33].

Эмотивный подход в лингвистике и лингводидактике. Вслед за В. И. Шаховским, основателем Волгоградской школы лингвистической эмотиологии, мы понимаем эмоциональный интеллект и его репрезентацию в форме языковых и речевых проявлений в контексте лингвистической теории эмоций применительно к пространству межличностной коммуникации [34].

Что касается эмотивного подхода в лингводидактике, его основы изложены в диссертационном исследовании С. В. Чернышева, разработавшего эмотивно-концептную модель обучения иностранным языкам в высшей школе [35].

Применительно к настоящему исследованию мы опирались на концептуальные принципы эмотивно-концептного подхода в процессе обучения будущих журналистов эмотивному аспекту профессионально-коммуникативной деятельности.

Для определения уровня эмоционального интеллекта обучающихся в ходе опытно-экспериментальной работы использовался тест эмоционального интеллекта Н. Холла (опросник EQ) [36], широко доступный в онлайн-формате. Данный опросник находит широкое применение в эмпирических исследованиях в высшей школе благодаря простоте и небольшому количеству оцениваемых параметров, например [37].

В качестве основного учебного пособия для обучения иностранному языку студентов факультета журналистики применялся авторский курс «Профессиональный английский язык для журналистов = Professional English for Journalists» [38].

Основными лингводидактическими методами, на которые опирался автор настоящего исследования, стали: 1) методика целевого отбора содержания иноязычного образования на основе подбора аутентичных эмоционально насыщенных текстов на иностранном языке, относящихся к художественному и публицистическому стилям речи; 2) метод учебного комментирования иноязычных текстов; 3) коммуникативные методы обучения аудированию, говорению, чтению, грамматическим навыкам и письму на иностранном языке с целью выявления эмотивных контекстов, эмоционально окрашенной лексики, типичных синтаксических конструкций.

Автором настоящего исследования был произведен анализ профессиональных и образовательных стандартов по направлению подготовки «Журналистика».

Кроме того, для выявления позиции студентов по отношению к исследуемым вопросам применялся метод анкетирования на основе авторской методики.

 

Результаты исследования / Research results

 

Важнейшим компонентом профессиональной компетентности журналиста является уровень его эмоционально-психологической готовности к профессиональной деятельности, которая во многом закладывается в период его обучения в вузе. Значимую роль в эмоциональной готовности студентов к журналистской деятельности играет уровень эмоционального интеллекта личности. Для того чтобы определить, какие компоненты эмоционального интеллекта наиболее востребованы в профессии журналиста, мы проанализировали требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (уровень бакалавриата) по направлению подготовки 42.03.02. Журналистика (утвержден приказом от 8 июня 2017 года № 524) и сопоставили данные требования со структурными компонентами модели эмоционального интеллекта Р. Бар-Она как одной из наиболее дифференцированных теоретических моделей. Результаты данного сопоставления представлены в табл. 1.

Таблица 1

Компоненты эмоционального интеллекта (ЭИ) и коррелирующие с ними компетенции, определяемые во ФГОС ВО по направлению подготовки
42.03.02. Журналистика (уровень бакалавриата)

 

Компоненты эмоционального интеллекта (модель ЭИ  Р. Бар-Она)

Универсальные и общепрофессиональные 
компетенции, отражаемые во ФГОС ВО

Способность осознавать эмоции и выражать чувства:

-   ассертивность

-   эмоциональный самоанализ

-   независимость

-   самооценка

-   самоактуализация

-   УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде.

-   УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах).

-   УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.

-   ОПК-3. Способен использовать многообразие достижений отечественной и мировой культуры в процессе создания медиатекстов, и (или) медиапродуктов, и (или) коммуникационных продуктов.

-   ОПК-4. Способен отвечать на запросы и потребности общества и аудитории в профессиональной деятельности.

-   ОПК-5. Способен учитывать в профессиональной деятельности тенденции развития медиакоммуникационных систем региона, страны и мира, исходя из политических и экономических механизмов их функционирования, правовых и этических норм регулирования.

-   ОПК-7. Способен учитывать эффекты и последствия своей профессиональной деятельности, следуя принципам социальной ответственности

Способность понимать чувства и эмоции других:

-   эмпатия

-   социальная ответственность

-   межличностные отношения

Способность управлять эмоциями и контролировать их:

-   толерантность к стрессу

-   контроль импульсивности

Способность управлять изменениями и решать проблемы личного и межличностного характера:

-   решение проблем

-   гибкость

-   оценка действительности

Способность к созданию положительного аффекта для повышения самомотивации, стимулирования эмоционального и социально-интеллектуального поведения:

-   удовлетворенность жизнью

-   оптимизм

 

Были также проанализированы требования к профессиональным знаниям, умениям и навыкам журналистов, отраженные в профессиональных стандартах, а именно в Профстандарте 11.003 Корреспондент средств массовой информации, утвержденном в 2014 году. С компонентами эмоционального интеллекта, согласно данному нормативному документу, соотносятся следующие профессиональные требования:

-     использовать приемы эффективной коммуникации;

-     применять нормы профессиональной этики журналистской деятельности;

-     опираться на основы психологии общения.

Таким образом, анализ требований образовательных и профессиональных стандартов в сфере журналистики показывает, что к развитию ключевых компонентов эмоционального интеллекта имеют непосредственное отношение следующие типы профессиональных, общепрофессиональных и универсальных компетенций журналистов: готовность и способность осуществлять социальное взаимодействие; владение разнообразными социально-коммуникативными навыками и умение работать в команде;  навыки деловой и межличностной коммуникации; опора на нормы журналистской этики; социальные медианавыки и владение этическими нормами регулирования тенденций развития медиакоммуникаций; знание основ психологии общения; способность к успешному межкультурному взаимодействию (что предполагает сформированность межэтнической толерантности и эмпатии); способность к оценке действительности, исходя из анализа политических, экономических, правовых и этических факторов; способность к решению проблем в соответствии с запросами общества; социальная ответственность за результаты своей профессиональной деятельности. Поэтому развитие эмоционального интеллекта будущих журналистов необходимо и востребовано в силу нормативных требований образовательных и профессиональных стандартов.

Исходя из актуальности формирования эмоциональных составляющих профессиональной компетентности будущих журналистов, мы поставили перед собой задачу – разработать лингводидактическую методику, применение которой позволило бы актуализировать эмоциональный компонент в иноязычной подготовке будущих журналистов.  Предполагалось, что систематическая реализация специальной лингводидактической методики с эмотивной составляющей в течение 1–2 академических семестров позволит повысить уровень эмоционального интеллекта обучающихся.

В ходе проведенной нами опытно-экспериментальной работы компоненты эмоционального интеллекта студентов-журналистов II курса бакалавриата ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» формировались нами на занятиях английского языка одновременно с формированием компонентов социального интеллекта, а именно социокоммуникативных навыков. Однако с целью развития эмотивной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции основной упор делался преподавателем на отбор, комментирование и  анализ эмоционально насыщенных контекстов иноязычных текстов. Также была разработана система ситуативно направленных коммуникативных упражнений, предназначенных для распознавания эмоций представителей англоязычных лингвокультур на материале профессионально ориентированных текстов на английском языке. Эмотивная составляющая в профессиональной коммуникации осваивалась студентами сознательно с целью развития профессионально ориентированных навыков, таких как

-     умение строить интервью, исходя из норм профессиональной этики журналиста;

-     умения дифференцировать аутентичную информацию, проверять достоверность фактов, выявлять «фейковые» новости с учетом широкого эмотивного контекста;

-     умения использовать средства речевой выразительности и эмоционально окрашенные единицы речи для выражения эмоций, создания образности и эстетического эффекта;

-     умение использовать профессиональные средства для управления эмоциями целевой аудитории, создания эмоционального фона, в том числе умения управлять стрессами, и др.

Посредством чтения и комментирования специально подобранных публицистических текстов на английском языке студенты обучались: 1) смысловому чтению аутентичных профессионально ориентированных текстов; 2) герменевтическому анализу тестов; 3) стилистическому анализу публицистических текстов; 4) развитию спонтанных речевых навыков, которые особенно важны при ведении интервью.

Целенаправленный отбор иноязычных медиатекстов с выраженной эмотивной составляющей был направлен на становление различных компонентов эмоционального интеллекта обучающихся в процессе межкультурной коммуникации преимущественно на материалах публицистического дискурса.

В начале экспериментальной работы студентам была предложена короткая анкета с целью выявления понимания обучающимися значимости развития эмоционального дискурса в процессе освоения иноязычной речи. Предварительно преподаватель кратко ознакомил студентов с понятием «эмоциональный интеллект».

Таблица 2

Анкета для выявления отношения студентов к необходимости развития эмоционального интеллекта средствами иноязычной подготовки

 

 

Вопросы анкеты

Варианты ответов

(% от числа опрошенных)

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

1

 

Всегда ли человек понимает собственные эмоции?

42

29

29

2

Должны ли будущие журналисты понимать свои эмоции и эмоции других?

59

16

25

3

Можно ли стать хорошим журналистом, не обладая высоким уровнем эмоционального интеллекта?

21

46

33

4

Важно ли уметь выявлять эмоциональный компонент в англоязычных медиатекстах?

16

38

46

5

Стоит ли знакомиться с лексическими, грамматическими и иными формами репрезентации эмоций в англоязычных текстах?

25

59

16

6

Всегда ли Вы контролируете свои эмоции и проявления импульсивности?

42

46

12

7

Может ли человек научиться управлять эмоциями и чувствами других людей?

16

42

42

8

Может ли эмоциональный интеллект способствовать карьерному росту человека?

25

29

46

9

Является ли эмоциональный интеллект качеством лидеров?

34

20

46

 

Результаты анкетирования показали: чуть менее половины респондентов (46%) считают, что журналист должен обладать высоким уровнем эмоционального интеллекта. 59% опрошенных полагают, что журналист должен уметь распознавать свои и чужие эмоции. При этом такое же количество (59%) респондентов не считают важным изучать эмоциональную составляющую англоязычных медиатекстов. Всегда контролируют свои эмоции 42% опрошенных, 46% не всегда могут совладать с эмоциями, в то время как 12% не могут ответить на данный вопрос. В целом же результаты анкетного опроса свидетельствуют о том, что у будущих журналистов пока не сложилось собственное мнение о сущности и значимости эмоционального интеллекта.

Формирование эмоционального интеллекта в условиях педагогического эксперимента осуществлялось на II курсе бакалавриата факультета журналистики в течение двух семестров в ходе иноязычной подготовки. Эксперимент проводился на добровольной основе, в опытно-экспериментальную работу было вовлечено 24 студента (16 девушек и 8 юношей).

В начале и в конце опытно-экспериментальной работы на основании диагностического теста Н. Холла (проводимого в форме онлайн-тестирования) каждый из участников эксперимента самостоятельно определял свой уровень эмоционального интеллекта. Общая оценка произошедших изменений производилась путем подсчета и сравнения средних значений по каждому параметру в экспериментальной группе. Полученные данные представлены в табл. 3.

Таблица 3

Средние значения параметров эмоционального интеллекта (ЭИ)
в экспериментальной группе в начале и в конце
опытно-экспериментальной работы

 

Параметры ЭИ

Начало эксперимента

Окончание эксперимента

1

Эмоциональная осведомленность

22,66

24,14

2

Управление своими эмоциями

19,54

21,92

3

Самомотивация

24,72

25,54

4

Эмпатия

27,66

33,48

5

Управление эмоциями других

23,36

21,16

 

Анализ полученных результатов свидетельствует о преобладании низких и лишь по определенным параметрам (эмпатия) средних показателей уровня сформированности эмоционального интеллекта большинства студентов как на начальном, так и на заключительном этапах опытно-экспериментальной работы. Наиболее низким оказался параметр «управление своими эмоциями».

По окончании эксперимента была обнаружена некоторая положительная динамика изменений компонентов эмоционального интеллекта, однако статистический анализ выявил статистически значимые различия в показателях лишь одного измеряемого параметра – «эмпатия», по остальным компонентам значимых различий обнаружено не было. Подобные результаты, на наш взгляд, могут говорить о том, что формирование эмоционального интеллекта обучающихся посредством лингводидактических методов проводилось в течение недостаточно продолжительного времени в условиях, когда количество учебных часов, выделяемых на дисциплину «иностранный язык», довольно ограничено. Возможно, методика развития эмоционального интеллекта на иноязычном материале не оправдала себя ввиду недостаточно высокого уровня владения студентами иностранным языком (преобладающий уровень В1), что во многом затрудняло работу с оригинальными иноязычными текстами публицистического стиля несмотря на то, что в экспериментальную работу были намеренно вовлечены студенты не первого, а второго курса, которые уже в определенной степени знакомы с особенностями иноязычного профессионального общения и терминологическим словарем журналистского дискурса. И, тем не менее, о некоторой, хотя и незначительной, положительной динамике в формировании эмоционального интеллекта обучающихся по показателям «эмоциональная осведомленность», «управление своими эмоциями» и «самомотивация» можно говорить. По параметру «управление эмоциями других» наблюдается отрицательная динамика.

На наш взгляд, развитие всех компонентов эмоционального интеллекта студентов в процессе обучения в вузе могло бы быть более эффективным, если бы оно целенаправленно осуществлялось на междисциплинарной основе средствами не одной, но нескольких изучаемых дисциплин.

 

Заключение / Conclusion

 

Являясь предиктором профессионального роста и жизненного успеха, эмоциональный интеллект рассматривается как один из наиболее востребованных навыков гражданина XXI века. Высокий уровень эмоционального интеллекта способствует бесконфликтному общению, формирует стрессоустойчивость, помогает контролировать свои и чужие эмоции и управлять ими. Развитый социальный и эмоциональный интеллект является типичной чертой лидеров. Особенно важен эмоциональный интеллект для представителей социономических и помогающих профессий, в том числе для журналистов, деятельность которых связана с высокой коммуникативной активностью.

Уровень сформированности эмоционального интеллекта индивида во многом определяется наследственными задатками, однако данный феномен психических способностей человека может успешно формироваться в течение всей жизни. Особенно эффективно формирование эмоционального интеллекта протекает в детском и юношеском возрасте, в том числе в период обучения в вузе, когда человек приобретает общепрофессиональные навыки и универсальные компетенции.

Эмоциональная сфера человека тесно связана с языком, речью, культурой, коммуникацией. Результаты проведенного исследования подтверждают гипотезу о том, что иностранный язык как учебная дисциплина обладает многообразным потенциалом для развития различных компонентов эмоционального интеллекта студентов в силу коммуникативной направленности иноязычной подготовки, разнообразия лингводидактических технологий и широкой вариативности в отборе содержания образовательной деятельности, в том числе на аутентичном профессионально ориентированном материале.

Возможности развития эмоционального интеллекта в сфере профессионального образования только начинают изучаться, об этом свидетельствует рост научных публикаций, освещающих тематику эмоционального интеллекта не только с позиций психологической науки, но также в дидактических и междисциплинарных аспектах. В перспективе, без сомнения, будут разрабатываться практико-ориентированные модели и технологии формирования эмоционального интеллекта представителей различных профессий и разных направлений подготовки средствами изучаемых в вузе предметных дисциплин, что делает актуальным и востребованным предпринятое нами исследование.