Full text

Введение / Introduction

 

Современный мир получил название VUCA-мира, в котором нестабильность («текучая современность»), неопределенность, сложность, неоднозначность становятся нормой жизни [1]. Пандемия COVID-19 внесла свои коррективы воздействия на образовательный процесс, побудила к поиску новых решений для его организации, подбору онлайн-программ на основе применения современных цифровых инструментов для обучения и формирования необходимых компетенций, которые не только помогли бы достичь образовательных целей, но и повысили бы эффективность образовательной деятельности [2]. Сегодня в государственных программах развития российской системы образования отмечается важность предоставления обучающимся основательного образования в области науки, технологий, инженерии и математики (STEM) [3], где ведущей тенденцией современного образования признана ориентация на личностное развитие человека [4].

В Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации и Законе об образовании [5–7] выделены ключевые компетенции, среди которых особое значение имеет развитие интеллектуальных качеств, связанных со STEM‑образованием: математической грамотности, компетентностей в области естественных наук и технологий, информационно-цифровой компетентности, умения учиться в течение жизни и предприимчивости.

Кроме того, в Концепции развития естественно-математического образования (STEM-образования) в России [8, 9] указано, что с целью активного привлечения соискателей образования к исследовательско-экспериментальной, конструкторской деятельности необходимо внедрять новые методы и формы организации образовательного процесса. Так, в частности, стратегическое направление в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, до 2030 года [10] определяет видение по качественному, инклюзивному и доступному цифровому образованию в стране. Новый план действий имеет два стратегических приоритета:

1.   Помощь в развитии высокоэффективной цифровой образовательной экосистемы.

2.  Повышение цифровых навыков и компетентностей в области цифровой трансформации.

Первый приоритет предусматривает помощь в развитии высокоэффективной цифровой образовательной экосистемы, в которую входят:

-     инфраструктура, сети и цифровое оборудование;

-     эффективное планирование и развитие цифрового потенциала, включая современные организационные возможности;

-     педагогические работники, которые имеют высокий уровень цифровых компетенций;

-     качественный учебный контент, удобные для пользования инструменты и безопасные цифровые платформы.

Таким образом, отметим, что квалифицированные, конкурентоспособные на российском рынке специалисты в области STEM-компетенций необходимы, чтобы удовлетворять современные требования цифрового общества и цифровой экономики, такие как обеспечение инновационной инженерии, программное обеспечение, качественное развитие электронных технологий. Кроме того, ожидается, что все граждане, в том числе профессионалы не только STEM-отраслей, должны иметь навыки и компетенции, необходимые для решения проблем, постоянно возникающих в современном высокотехнологичном информационном обществе [11]. Несмотря на наличие образовательных моделей [12] STEM-образование, которое предусматривает осознание основ науки, техники, технологий, инженерии и математики и ознакомление с базовыми фундаментальными понятиями по каждой дисциплине, должно быть образовательным приоритетом для всех обучающихся и выступать как многоаспектный, многоуровневый, непрерывный и цикличный процесс [13].

В Федеральном государственном образовательном стандарте общего и высшего образования, утвержденном Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года № 413, отмечается, что требования к обязательным результатам обучения определены на основе компетентностного подхода [14]. Одними из ключевых компетенций, определенных в стандарте, являются компетенции «в области естественных наук, техники и технологий», предусматривающие способность и готовность применять соответствующий комплекс научных знаний и методологий для объяснения сложившейся ситуации; формулирование доказательных выводов на основе полученной информации; понимание изменений, обусловленных человеческой деятельностью; ответственность за последствия такой деятельности. Это именно те компетенции, формирование которых предусматривает STEM-образование.

На XXV Петербургском экономическом форуме в 2022году одна из центральных тем была посвящена кардинальному изменению рынка труда и рискам, которые несет миру четвертая промышленная революция. В частности, в докладе модератора программы «Как обеспечить экономику квалифицированными кадрами?» Софья Малявина отметила, что в ближайшем будущем произойдет трансформация качества жизни, общения, деятельности и взаимодействия членов общества [15]. Так, в начале 2020-х годов произойдет кардинальное изменение: более половины навыков, которыми обладают современные работники, исчезнут, исчезнут даже некоторые профессии, а привычными станут те, которых еще не существует. Быстрые процессы технологических преобразований не только требуют изменений в сферах производства, управления, уровня подготовки выпускников [16], но и выдвигают новые требования к системе образования. В паспорте стратегии «Цифровая трансформация образования» [17] отмечается, что для того, чтобы удовлетворить научно-технические вызовы, разработали стратегию, основанную на следующих приоритетах:

-     содействие развитию знаний, инноваций, образования и цифрового общества;

-     устойчивый рост (развитие цифровых сервисов, модернизация инфраструктура, управление данными) и другое.

Учитывая вышесказанное, целесообразно более глубоко рассмотреть вопрос формирования и развития цифровой образовательной экосистемы STEM-образования в контексте расширения интеллектуальных навыков.

 

Обзор литературы / Literature review

 

Обзор научно-педагогической и методической литературы позволил нам выделить [18] ряд основных положений по теме исследования.

STEM-образование можно рассматривать как перспективный подход, предусматривающий использование интегрированной учебной программы, которая предоставляет возможности для более соответствующего, менее фрагментированного и более стимулирующего опыта для обучающихся. STEM-образование часто называют метадисциплиной, т. е. это «создание дисциплины на основе интеграции других дисциплинарных знаний в новое “целое”». По мнению зарубежных авторов Лам Тхи Бич Ле, Тоан Тай Трана, Нгок Хай Трана [19], STEM расшифровывается как наука, технология, инженерия и математика. Оно играет фундаментальную роль в развитии технологий, медицины, устойчивого развития, сельского хозяйства, национальной безопасности, экономики и общества, а также в поиске ответов на многие жизненные вопросы – так в своих исследованиях пишет С. У. Эгариевве [20].

С точки зрения оригинальной образовательной политики STEM – это образовательный подход, который предусматривает сочетание различных наук, технологий, инженерного творчества и математического мышления. Важным понятием, связанным с STEM-образованием, по мнению зарубежного автора С. У. Эгариевве, является междисциплинарность. Междисциплинарность в образовании рассматривают как педагогическую инновацию [21]. На наш взгляд, данный фактор STEM-образования очень важен с точки зрения формирования интеллектуальных компетенций, поскольку реализуется интегрированность научного, практического и трансдисциплинарного знания.

В научном исследовании Г. К. Ахметова и А. Ж. Мурзалинова [22] отмечают, что именно синтез наук­и (Science), технологий (Technology), инжиниринга (Ingineering) и математик­и (Mathematics), реализуемый через робототехни­ку, ­конструирование, моделирование и 3D-прое­тирование, призван готовить высокок­валифицированную рабочую силу, а так­же специалистов в STEM-профессиях. С этим нельзя не согласиться, так как при протекающем процессе цифровизации внедряются самые разнообразные технологии, новые способы автоматизации, требующие цифровых навыков от специалиста. Поэтому применение и развитие навыков в области STEM приобретает важную задачу с учетом компонентов новой индустриальной революции.

Современному обществу нужны компетентные специалисты. В новой реальности надо быть способным использовать в своей деятельности знания и навыки не одного, а сразу нескольких направлений научной мысли, подчеркивает в своем исследовании Н. О. Касымова [23]. Мы разделяем данною точку зрения, поскольку развитие общества без высококвалифицированных специалистов невозможно.

STEM-образование позволяет обучать студентов всех уровней способностей. Студенты разного уровня способностей могут совместно работать в коллективах над поиском решений проблем, записью данных, написанием отчетов, выступлением с презентациями и другими проектами. Конечный результат – студенты, которые понимают, как сотрудничать с другими, процветают в среде, ориентированной на команду [24].

Обучение лишь в форме передачи информации утратило смысл, как пишут в своих научных трудах Т. Ю. Гаврилова, О. Г. Игнатова [25]. В современном мире приобретает актуальность STEM-технологии образования, которое заключается в переосмыслении образования и в пересмотре целей обучения и воспитания, норм, форм и методов. Процесс обучения не должен только базироваться на запоминании, его необходимо переориентировать на развитие способности у обучающихся думать, анализировать, аргументировать и принимать верные решения.

Безусловно, STEM-образование имеет свои принципы. К ним, по мнению И. В. Дикой, А. А. Дикого, В. С. Набоки, относятся:

-     принцип обязательной результативности деятельности – на занятиях в условиях STEM-образования обязательным условием является создание прототипов реальных продуктов;

-     принцип сотрудничества – на занятиях организуется совместная деятельность как педагога с учащимися, так и учащихся друг с другом на основе межсубъектных связей и диалогового взаимодействия;

-     принцип творчества и успеха – занятия, организованные либо в индивидуальной, либо в коллективной форме, позволяют раскрыть творческий потенциал учащихся;

-     принцип индивидуальности – на занятиях педагог способствует созданию условий для индивидуального развития каждого учащегося [26].

Считаем необходимым для эффективной реализации STEM-образования дополнить перечень данных принципов еще принципом проектного формата обучения – т. е. получения знаний через прикладные задачи. Вместо абстрактных, оторванных от реальности заданий из учебной и научно-методической литературы обучающиеся создают собственные проекты, работа над которыми требует определенных знаний и навыков и не подразумевает единственно верного решения. Данный формат обучения способствует формированию умений решать нестандартные задачи в быстро изменяющихся условиях внешней обстановки.

В своих исследованиях Т. Ю. Кротенко отмечает, что STEM-обучение имеет колоссальные преимущества: оно совмещает в себе проектный и мультидисциплинарный способы обучения, то есть мы имеем дело с искомой интегрированной формой; оно дает возможность применять полученные знания в реальной деятельности при создании конкретного, востребованного в жизни продукта; позволяет развивать критическое и, что крайне важно, самостоятельное мышление, которое трудно формируется при использовании теоретического подхода [27]. Можно сделать вывод, что создается платформа для быстрого технологического подъема, что очень важно для устойчивого развития экономики страны.

Таким образом, STEM-обучение является одним из перспективных направлений образования XXI века. Именно поэтому уже сегодня нужно обучать лучших представителей приближающегося будущего, деятельность которых будет связана с технологией и высокотехнологичным производством на стыке с естественными науками. В связи с этим авторами разработан проект по внедрению цифровой экосистемы STEM‑образования.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

Теоретической и методической базой изучения явлений и процессов выступили системный теоретический анализ и синтез нормативно-правовой, научно-методической и педагогической литературы. Эмпирические методы, использованные в исследовании, представлены анкетированием и методом экспертных оценок.

Исследование было проведено на базе Самарского государственного социально-педагогического университета и Самарского социально-педагогического колледжа в несколько этапов: подготовка плана исследования, проведение опроса, обработка и анализ полученных результатов, формирование результатов. К участию в исследовании были привлечены 105 респондентов-педагогов.

На основе анализа были выявлены наиболее функциональные информационные ресурсы, необходимые для формирования результатов исследования. Анкетирование респондентов позволило заинтересовать педагогов в использовании STEM‑подхода и убедить в важности, необходимости инновационных методов и технологий.

 

Результаты исследования / Research results

 

Несмотря на потенциальные преимущества и усиленное внимание к интегрированному STEM-образованию, при внедрении этой учебной стратегии мы сталкиваемся с проблемами. Прежде всего, внедрение интегрированного STEM-подхода в образовательную систему, которая имеет устоявшуюся, основанную на дисциплинах структуру, требует глубокой перестройки учебной программы и модулей. Более того, интегрированное STEM-образование часто требует дополнительных дидактических материалов, таких как цифровые образовательные ресурсы. Следовательно, создание среды, поддерживающей интегрированный STEM-подход к преподаванию и обучению, приобретает особую значимость. Это требует создания экосистемы интегрированных структурных модулей для обеспечения образовательных потребностей участников учебного процесса при внедрении STEM (рис. 1).

 

 

 

Рис. 1. Интегрированная образовательная модель экосистемы STEM-образования,

разработанная авторами на основе исследований

Одним из подходов к внедрению интегрированного STEM-образования является развитие научного образования в рамках инновационного контура. Экосистему обучения, на наш взгляд, следует сосредоточить на внедрении инноваций с помощью технологий. Экосистемы STEM-образования обеспечивают архитектуру межсекторного обучения, предлагая всем обучающимся доступ к учебным средам, чтобы они могли развивать интеллектуальные навыки и участвовать в научных исследованиях, технологиях, технике и математике. Мощные образовательные экосистемы STEM подразумевают динамичное сотрудничество между учебными заведениями, научным центрами, бизнесом и обществом [28].

В цифровой век экосистемы STEM могут быть физическими или виртуальными (цифровыми) [29]. Цифровая экосистема STEM-образования предполагает широкое использование цифровых технологий для обеспечения образовательной деятельности ее участников и развитие соответствующих сетевых сообществ для эффективной коммуникации в виртуальном пространстве.

Экосистема STEM-образования включает участников образовательного процесса и инфраструктуры, которую можно отнести к необходимым условиям ее развития при цифровой трансформации образования. Образовательная экосистема реагирует как единое целое, когда изменяется любой из ее компонентов. Мы согласны с мнением многих исследователей [30, 31], что необходимо понимать образовательную экосистему как систему, которая не контролируется одной составляющей, а представляет собой серию сложных взаимосвязей между многими заинтересованными составляющими.

Рассмотрим некоторые составляющие экосистемы STEM-образования в соответствии с анализом полученных результатов исследования. Составляющие, относящиеся к образовательному сектору в экосистеме STEM-образования, имеют целью предоставление педагогами теоретических знаний в области STEM, разработку образовательных программ и ресурсов, подбор форм и методов для реализации подходов STEM-образования, предоставление возможности участия в STEM-проектах всем потенциальным участникам экосистемы, которые помогают обучающимся анализировать и решать реальные проблемы на уровне учебного заведения, района, города и т. д.

Инновационный сектор экосистемы STEM-образования предполагает развитие научного образования, расширение научно-исследовательской деятельности, применение кейс-технологий и ситуационного анализа при решении различных задач.

Создание сообществ как среды для обмена практиками и коммуникации является естественным процессом для совершенствования функционирования экосистемы. Не исключение и STEM-сообщества. В основу их деятельности положен анализ и построение учебных программ, координация инструкций, содействие профессиональному развитию педагогов и участие в различных решениях, имеющих фундаментальное значение для развития образовательной экосистемы STEM.

Бизнес-сообщество в экосистеме STEM-образования тоже играет важную роль: бизнесмены делятся собственным опытом, формулируют проблемы из реальной жизни, предоставляют благотворительную поддержку, доступ к техническим средствам, которых не хватает во время обучения, участвуют в оценке и сопровождении инновационных проектов и стартапов. Бизнес-сообщество может привлекать соискателей образования к реальным процессам производства, использованию цифровых инструментов для организации проектной деятельности и тому подобное. В частности, в России организуют различные мероприятия для поддержки инновационных идей. Так, ежегодно, с 2015 года, происходит фестиваль молодежного предпринимательства, который объединяет более 3000 предпринимателей и профильных специалистов для обмена идеями, партнерства и улучшения бизнес-климата, где желающие могут поделиться собственными стратегиями. К таким сообществам активно приобщаются обучающиеся.

Отметим, что проведенный в ходе исследования опрос респондентов указывает на потребности и готовность педагогов к внедрению STEM, уровень которых зависит от образовательной политики по внедрению интегрированного обучения. 66% всех опрошенных указали, что STEM-уроки в их учебных заведениях возможны в условиях оснащения соответствующим обеспечением. 28,9% определяют, что внедрение STEM возможно на уроках как обязательная составляющая учебного плана, 5,1% считают, что внедрение STEM возможно только в научных учебных центрах (рис. 2).

 

 

 

Рис. 2. Результаты опроса о возможности внедрения STEM на уроках

 

Важнейшими причинами, которые тормозят внедрение STEM в образовательных учреждениях, по мнению экспертов, является: оснащение специализированных STEM-лабораторий – 44%; подготовка педагогов по вопросам методики внедрения STEM – 39%; подготовка преподавателей по использованию цифровых ресурсов и инструментов для STEM и необходимость целенаправленного формирования профессиональной компетенции [32] – 17% (рис. 3).

 

 

 

Рис. 3. Результат опроса о причинах, которые тормозят внедрение STEM-образования

 

Как было отмечено выше, одним из важных шагов для успешного внедрения STEM-образования является развитие научного образования, которое опирается на умение и навыки учащихся проводить научные исследования. Это подтверждает и результат опроса о важности инновационных методов и педагогических технологий, которые целесообразно использовать при внедрении STEM-образования. Респонденты определяли для каждого из методов важность по шкале от 1 до 5, где 1 – совсем неважно, 5 – очень важно. В частности, для исследовательско-познавательного обучения и метода проектов этот коэффициент важности является самым высоким (рис. 4).

Исследовательско-познавательное обучение требует проведения научного исследования, что предполагает развитие важных навыков, которые делятся на две группы: навыки организации научных процессов и технологические навыки.

Навыки организации научных процессов (science process skills) способствуют формированию способности анализировать материалы и явления, свойства которых необходимо исследовать. Их сформированность может привести к пониманию новых научных идей и концепций, которые необходимы для изучения и исследования мира [33].

 

 

 

Рис. 4. Результаты опроса о важности инновационных методов и педагогических технологий
в STEM-образовании

 

Технологические навыки в контексте STEM-подхода касаются использования оборудования для проведения исследований по отношению к уровню сформированности digital‑навыков [34].

Согласно материалам научной литературы [35, 36] можно выделить навыки организации научных процессов, которые сгруппированы по двум типам: базовые и интегрированные (см. табл. 1). Базовые (более простые) обеспечивают основу для усвоения интегрированных (более сложных) навыков.

Не менее важным методом в STEM-образовании был определен метод проектов, который ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую. Обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени задания, которые способствуют восприятию и пониманию учебной информации, поддержанию внимания и мотивации обучающихся [37].

Признаками проектной деятельности являются:

-     наличие значимой для обучающихся реальной проблемы, касающейся либо их потребностей, либо потребностей их семей или общества;

-           самостоятельная исследовательская деятельность обучающихся, которая завершается решением указанной проблемы посредством создания реального продукта, результата;

-     решение проблемы предполагает интегрирование знаний из разных предметных областей;

-     в создании продукта исследования должны участвовать все обучающиеся, при этом должна преобладать совместная деятельность и эффективная коммуникация;

-     использование совокупности исследовательских, проблемных методов.

Таблица 1 

Базовые навыки организации научных процессов

 

Навык

Описание

Базовые навыки организации научных процессов

Наблюдение

Использование органов чувств для сбора информации об объекте или событии

Умозаключение

Создание «обоснованной догадки» об объекте или событии на основе предварительно собранных данных или информации.

Процесс мышления, в результате которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, в котором содержится новое знание

Измерение

Использование стандартных и нестандартных измерений или оценок для описания размеров объекта или события

Коммуникация

Использование слов или графических символов для описаний действий объекта или события

Классификация

Группировка или упорядочение объектов или событий по категориям на основе свойств или критериев

Прогнозирование

Представление исхода будущего события на основе очевидных доводов или предыдущих наблюдений

Интегрированные навыки организации научных процессов

Управление переменными

Идентификация переменных, которые могут влиять на результат эксперимента, сохранение основных факторов неизменными и замена только независимой переменной

Оперативное определение

Определение измерения переменной объекта или его свойств, таких как размер, объем, продолжительность, количество и т. д.

Формулировка гипотез

Выдвижение вероятного предположения результата эксперимента. Догадка, положение, которое временно считается возможно истинным, пока не установлена истина. Правильная гипотеза должна базироваться на конкретных данных, содержать независимые и зависимые переменные, может быть проверена в результате эксперимента

Интерпретация данных

Организация данных и выводы на их основе

Экспериментирование

Способность проводить эксперимент, в частности ставить соответствующий вопрос или определять проблему, выдвигать гипотезу, определять и контролировать переменные, оперативно определять эти переменные, проводить «чистый» эксперимент и интерпретировать его результаты

Формулировка моделей

Создание ментальной или физической модели процесса или события

 

Описанные подходы при внедрении экосистемы STEM-образования предусматривают использование цифровых сред и инструментов. Для достижения высоких результатов деятельности [38] важно правильно подобрать цифровые инструменты для поддержки образовательной экосистемы, позволяющие сделать процесс обучения STEM максимально мотивированным и эффективным, в то время как невнимание к ним приводит к однообразию, незаинтересованности и трате лишних ресурсов (сил, энергии и времени) всех участников образовательного процесса. К цифровым инструментам и сервисам образовательной экосистемы STEM, которые помогают педагогу достигать образовательных целей в условиях внедрения смешанного и дистанционного обучения, относятся (см. табл. 2) следующие.

Результаты проведенного опроса свидетельствуют, что наибольшую заинтересованность при проведении STEM-уроков педагоги проявляют к использованию виртуальных лабораторий, 3D-принтеров, робототехнических наборов и средств для моделирования объектов и процессов. Видим, что современный педагог должен ориентироваться на многие составляющие [39]. В то же время респонденты указали на нехватку соответствующих средств обучения для внедрения STEM-образования (см. рис. 5).

Таблица 2 

Цифровые инструменты для поддержки образовательной экосистемы STEM

 

Назначение цифровых инструментов

Примеры цифровых инструментов

Инструменты для создания электронного контента

Создание и редактирование изображений

Платформы: Windows, Linux, MacOS, Andoid, iOS, Веб

Создание презентаций

Beautiful, Adobe InDesign, DesignCap, Canva, Vyond, Visme, Ludus

Создание интерактивного контента

HubSpot, Canva, Pablo, PiktoChart, Adobe Spark, Vectr, BeFunky, Pic Collage, Pixlr, Fotor, iMovie, Boomerang, Google Charts, Meme Generator, Giphy, LogoDesign.net

Создание видео, создание коллажей

Wondershare Filmora Video Editor, Canva

Интерактивные книги

Windows Kotobee, Flip PDF, ePUBee Maker, Сигил электронная книга,Calibre

Инструменты различного назначения

Организация вебинаров

Microsoft Teams, Zoom, Google-класс, Airmeet, getLocus, Slido, Conceptboard

Организация общения через мессенджеры

ВКонтакте, Telegram, WhatsApp, Viber, Skype

Управление учебной групповой работой

Zoom, Webinar, Notion

Привлечение и проведение опросов

Google Forms, SurveyMonkey, WebAsk

Виртуальные цифровые доски

Popplet, RealtimeBoard (новое название Miro), Padlet, Rizzoma, Educreations, Explain Everything

Организация исследовательско-познавательного обучения

OLED-дисплеи

Система управления обучением

Microsoft Teams, Zoom, Google-класс, Open Colleges’, Open Space и др.

 

 

 

Рис. 5. Результат опроса относительно необходимости и нехватки средств обучения
при внедрении STEM-образования

     

Это, в свою очередь, объясняет высокую заинтересованность педагогов в совершенствовании своих компетенций по использованию цифровых инструментов, относящихся к следующим группам: виртуальные лаборатории, инструменты для программирования, удаленные лаборатории, учебные игровые среды (см. рис. 6).

 

 

 

Рис. 6. Результаты опроса относительно заинтересованности педагогов в ознакомлении
с группами цифровых инструментов

 

Виртуальные лаборатории, к которым педагоги проявили наибольший интерес, это современные инструменты для проведения учебного эксперимента, что является важной составляющей научного образования в контексте современных требований [40]. Преимуществами виртуальных лабораторий, использующих технологию онлайн-моделирования явлений и процессов, являются:

-     их доступность для всех участников образовательного процесса в любое время;

-     эффективное наглядное представление процессов и явлений;

-     возможность организации смешанного обучения: в виртуальных лабораториях обучающиеся имеют возможность применять то, что изучали теоретически, экспериментировать и практиковать столько раз, сколько захотят;

-     возможность объяснять сложные понятия и процессы через эксперимент.

Заинтересованность в инструментах программирования объясняется тем, что данная технология позволяет создавать любые трехмерные модели, с помощью которых можно наглядно исследовать объекты, изучаемые по учебной программе. Цифровые инструменты в образовании позволяют получать наглядные модели, реальные прототипы для исследования, ускорять и удешевлять производство различных видов физических объектов.

 

Заключение / Conclusion

 

Анализ рынка труда и имеющихся источников демонстрирует необходимость использования современных цифровых инструментов, подбора и создания онлайн‑среды, которая поможет сформировать необходимые интеллектуальные компетенции не только для достижения образовательных целей, но и для повышения эффективности обучения в целом.

В современных условиях для обеспечения нового государственного стандарта образования России, успешного внедрения технологий интегрированного обучения важным является развитие экосистемы STEM-образования, в котором каждый ее участник имеет свои задачи для достижения основных образовательных целей, связанных с развитием научного образования и формированием соответствующих интеллектуальных качеств, необходимых современному информационному обществу.

Проблемы реального мира не фрагментированы в отдельных дисциплинах, которым обучают в образовательных учреждениях, и для их решения людям нужны навыки, охватывающие эти дисциплины в комплексе. По этой причине была разработана комплексная модель экосистемы STEM-образования с использованием цифровых образовательных систем, формирующая и синтезирующая знания из различных областей. В современном высокотехнологичном мире требуются всесторонние навыки, поскольку новые научные открытия делаются на стыке наук: на стыке науки и искусства, науки и математики и естествознания, разных направлений естественных наук и инженерии.