Full text

Введение / Introduction

 

В современных условиях, на данном уровне развития общества воспитанию обучающихся в различных образовательных организациях необходимо уделять значительное внимание. Педагог профессионального образования должен понимать, что воспитание является неотъемлемой частью образовательного процесса, что образования без воспитания вообще не может и не должно существовать. Как будущих педагогов учат обучению, так же они в период вузовского образования должны быть подготовлены к оказанию воспитательного воздействия на обучающихся. О том, что «необходимо подготовить педагогов к осуществлению реального запланированного воспитательного воздействия» [1], говорят практически все современные ученые. Будущий педагог должен быть готов к «реализации единства воспитания и обучения как ведущего фактора развития личности» [2]. Воспитательная функция является одной из ведущих в деятельности педагога и «требует глубокого теоретического обоснования, поиска новых путей и способов решения, совершенствования имеющихся, проверки их эффективности и широкого внедрения в практику подготовки будущих педагогов» [3]. Будущий бакалавр профессионального образования должен быть компетентен «в раскрытии способностей каждого обучаемого, воспитании порядочности, толерантности, инициативности, способности к творческому мышлению…» [4]. При этом необходимо учитывать изменившиеся в цифровую эпоху подходы к воспитанию [5].

В связи с вышесказанным курс «Методика воспитательной работы» стал значимым элементом учебных планов подготовки будущих бакалавров профессионального образования по направлению 44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям). Отражено большое значение подготовки будущих бакалавров к организации процесса воспитания и в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО), где в категории «Построение воспитывающей образовательной среды» зафиксирована общепрофессиональная компетенция выпускника ОПК-4. «Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей» [6].

 

Обзор литературы / Literature review

 

Воспитание в наиболее обобщенном понимании трактуется в методической литературе как «процесс целенаправленного формирования личности» [7]. Более развёрнутое и детальное определение дается в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», где воспитательная деятельность определяется как направленная «на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [8].

Желание воздействовать на личность обучающегося естественно для любого педагога, который при этом ориентируется как на собственные представления о том, что такое воспитанный человек, так и на принятые в обществе в данный период его функционирования правила и нормы. Педагог стремится сформировать человека, который соответствует общественным ожиданиям и сможет, по его мнению, продолжить развитие общества, членом которого является.

Как отмечают исследователи, «направленность на обеспечение единства обучения и воспитания» является одной из фундаментальных основ современного образования [9]. Воспитание перестало жить отдельно, существовать как обособленный вид воздействия на обучающихся. Оно тесно слилось с обучением, порой составляя с ним единое целое, и в таком виде может (и должно) быть малозаметно для обучающихся. Прямое воспитательное воздействие, тем более нотации, поучения, бесконечные наставления, в современный период развития общества полностью утратило свою эффективность, хотя, надо признать, и ранее особенно действенным не было. В какой-то мере воспитание должно сегодня стать некоторой «тайной» преподавателя: обучающийся должен знать, что его учат, оказывают на него образовательное влияние, а воспитание должно проходить попутно, без излишнего афиширования, словно бы «само по себе». Именно такое умение – организовать воспитание целенаправленно, осознанно, но ненавязчиво и даже незаметно – необходимо формировать в будущем педагоге.

И. А. Остапенко полагает, что выпускник, ставший бакалавром профессионального образования, должен состояться как преподаватель, воспитатель и психолог [10], то есть три данные ипостаси в профессиональной компетентности педагога существуют в неразрывном виде и являются частью общекультурной компетенции [11].

Выпускники бакалавриата по направлению 44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям) могут работать в различных образовательных организациях, но основная сфера, на деятельность в которой они ориентированы в соответствии с ФГОС ВО, – среднее профессиональное образование (СПО) – работа в училищах, техникумах, колледжах.

Научной основой исследования стали разнообразные труды по методике воспитательной работы. А. Н. Аверков акцентирует необходимость соотнесения воспитательной работы в образовательной организации с государственной идеологией [12]. М. В. Хорошилова справедливо отмечает, что основой воспитательной деятельности должна стать командная работа педагога и родителей в процессе воспитания [13]. М. Пинкварт полагает, что воспитательный стиль и направления воспитания должны соотноситься с академической успеваемостью детей и подростков [14]. Схожие мысли относительно воспитания старшеклассников в мегаполисе высказывают С. Боатенг, Э. Т. Ампофо и Э. А. Сефах [15]. Э. Ставрулаки, М. Ли и Дж. Гупта выявляют значительную роль воспитательной работы для учебной мотивации обучающихся [16]. По мнению А. В.  Неупокоевой, Е. В. Шевченко и других, как важный элемент воспитательной работы следует рассматривать научно-исследовательскую деятельность [17]. Ф. Ф. Булатова полагает, что в процессе внеклассной воспитательной работы у учащихся старших классов развивается интеллектуально-творческий потенциал [18]. В. В. Федяев говорит о большом воспитательном потенциале социокультурных мероприятий [19]. Г. А. Менщикова и Т. Н. Малиновская предлагают обращать больше внимание на организацию внеаудиторной деятельности как инструмент воспитания [20]. О. В. Сухова делится опытом исследовательской историко-краеведческой работы в качестве механизма воспитательного воздействия на обучающихся [21]. Е. П. Неделин выделяет несомненную важность игровых образовательных технологий в процессе воспитания [22].

Воспитательная деятельность сегодня, как полагают А. Фицджеральд, Г. Парр и Дж. Уильямс, весьма противоречива и во многом зависит от мировоззренческих установок самого педагога, от его точки зрения на различные предметы, от жизненного опыта [23], а также от учебного заведения и общества в целом. В связи с этим можно встретить в научных исследованиях противоречащие друг другу взгляды. Так, А. Л. Золкин и Н. В. Галанина заявляют о необходимости духовного воспитания обучающихся и приобщения их к православным ценностям [24], а М. В. Колмакова – о важности атеистического воспитания [25]. Отсутствие единых установок по поводу воспитания или их нечеткость увеличивают ответственность преподавателя.

Работ, в которых раскрывалась бы суть дисциплины «Методика воспитательной работы», давалось бы обоснование ее изучения и выстраивалась бы система преподавания, на наш взгляд, недостаточно. В имеющихся исследованиях слабо применяются системный, комплексный подходы. Необходимо выявить значение курса «Методика воспитательной работы» как значимого звена системы формирования воспитательной компетенции будущего педагога, функционирующего наряду с прочими звеньями – межпредметными связями, педагогическими и другими практиками, написанием научно-исследовательских работ и др.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

Исследование проводилось на базе Азово-Черноморского инженерного института (АЧИИ), где подготовка бакалавров по направлению 44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям) проводится уже в течение более двадцати лет (первый выпуск состоялся в 2007 году). Были проанализированы учебный план направления, нормативно-методическая документация дисциплины «Методика воспитательной работы», подготовленная в соответствии с требованиями ФГОС ВО и применяемая для обучения по данному направлению (рабочая программа и фонд оценочных средств), документация смежных дисциплин, учебные и методические пособия по дисциплине и т. п. В ходе данной деятельности применялись методы анализа и синтеза.

С помощью метода критического обзора была проанализирована научная и методическая литература по методике воспитательной работы. Метод содержательной интеграции позволил выявить в проанализированных трудах главное, что легло в основу настоящего исследования.

Поскольку автор статьи включен в процесс преподавания дисциплины «Методика воспитательной работы» в АЧИИ, то применялся также метод включенного мониторинга, позволивший оценить процесс преподавания дисциплины, ее роль в подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности, отношение к ней студентов и т. п.

 

Результаты исследования / Research results

 

Успех будущей воспитательной деятельности сегодняшнего студента во многом зависит от того, насколько правильно и успешно организовано преподавание курса «Методика воспитательной работы». Поэтому мы считаем, что здесь нет мелочей: важно содержание курса, используемые образовательные технологии, формы и методы обучения и т. п. Рассмотрим некоторые элементы системы преподавания данной дисциплины, доказавшие свою эффективность в АЧИИ.

Дисциплина «Методика воспитательной работы» изучается студентами в шестом семестре (второй семестр третьего курса); на ее изучение учебным планом отводится 18 лекционных часов, 36 практических и 90 часов самостоятельной работы. Завершается изучение дисциплины написанием курсовой работы и сдачей экзамена.

При изучении дисциплины ставятся следующие цели: 1) обеспечение профессиональной подготовки студентов в области воспитания; 2) получение студентами опыта конструирования и организации воспитательного процесса в учреждениях общего и профессионального образования, а также в детско-юношеских и молодежных объединениях различного типа; 3) освоение современных воспитательных технологий, основ эффективного педагогического взаимодействия.

К началу изучения курса «Методика воспитательной работы» студенты уже знакомы с понятием воспитания и его основными свойствами, принципами, особенностями, закономерностями. Такое знакомство происходит в рамках предшествующих дисциплин «Введение в профессионально-педагогическую специальность», «Психология личности», «Психология профессионального образования», «Общая и профессиональная педагогика», «Методика профессионального обучения» и др. Можно сказать, что данная дисциплина является завершающей в блоке курсов воспитательной направленности. Многочисленные и глубокие межпредметные связи создают у студентов представление о системности как обязательном условии оказания воспитательного воздействия на обучающихся.

Значимым компонентом подготовки студентов к будущей воспитательной деятельности является формирование и развитие у них методической грамотности, которая представляет собой «состояние и строй педагогического мышления, профессионального сознания педагога, при котором он способен осознавать (представлять, понимать, “видеть”) методику организации воспитательного процесса на всех его уровнях» [26]. Необходимо вооружить будущих педагогов методиками и методами воспитательной работы, сформировать знания о них и приступить к выработке первоначальных умений применять эти знания на практике.

В ходе изучения дисциплины «Методика воспитательной работы» методическую направленность имеют темы «Методы воспитания», «Технологии воспитательной деятельности», «Методика индивидуального подхода к обучающимся в воспитательном процессе», «Планирование воспитательной работы», «Методика ведения внеаудиторной воспитательной работы», «Воспитательное мероприятие как форма организации воспитательного процесса» и др. По данным темам запланировано проведение не только лекционных, но и практических занятий с тем, чтобы способствовать развитию у будущих бакалавров методической грамотности.

Одним из условий успешного обучения дисциплине «Методика воспитательной работы» является разнообразие форм, методов, средств и технологий обучения, которые применяет преподаватель. Чем меньше ординарности на занятии, тем эффективнее педагог формирует «интерактивную поисковую деятельность обучающихся, мотивирует их к самостоятельному добыванию знаний, позволяет добиться взаимопонимания между ними, учит работать в группе, где развиваются коммуникативные, лидерские качества» [27].

Полезно использование коллективных форм работы как с соревновательным эффектом, так и без. Участвуя в коллективных обсуждениях, работая в паре, совместно выполняя задания, студенты учатся слушать друг друга, привыкают к атмосфере коллегиальности, которая должна сложиться в их будущем педагогическом коллективе. К примеру, на практическом занятии по теме «Функции и основные направления деятельности куратора» студенты группы делятся на подгруппы, каждой из которых дается задание создать элемент «портрета куратора»: одна группа работает над «головой», вторая – над «туловищем», третья – над «конечностями». Результаты представляются в наглядной форме на листе ватмана: студенты каждой подгруппы рассказывают об обдуманных ими качествах куратора и делают соответствующий рисунок с выносками на ватмане. В конце занятия можно задать вопросы: «Вы хотели бы, чтобы у вас был такой куратор?», «Хотите сами стать таким куратором?»

Несомненна большая значимость проектных заданий и вообще использования проектной технологии – «системы обучения, при которой обучающиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся творческих практических заданий» [28]. В будущем педагогу предстоит создавать и реализовывать образовательные и воспитательные проекты практически каждый день, поскольку каждое занятие и каждое воспитательное мероприятие по сути представляет собой проект. Мы считаем, что студент должен приступать к выполнению проекта к моменту окончания изучения курса, когда его основные компетенции по организации воспитательного воздействия уже сформированы. Наиболее эффективным и связанным с реальной педагогической работой является выполнение такого проекта, как разработка и проведение воспитательного мероприятия. Проект представляет собой «способ достижения цели через детальную разработку проблемы и создания определенного продукта» [29], и в данном случае в качестве этого продукта выступает воспитательное мероприятие. Студентам (индивидуально, в парах или в группах) предлагается подготовить мероприятие на любую тему, которую они захотят выбрать, в одной из форм: круглый стол, чаепитие, игра, игра-соревнование, дискуссия, коллективное творческое дело, социальная акция, конкурс, викторина, час откровения, час общения, виртуальная экскурсия, праздник, выставка, литературная гостиная, аукцион и др. Преподаватель контролирует конспект – сценарий мероприятия (структуру, содержание, оформление и т. п.), а студент проводит в форме деловой игры фрагмент занятия в собственной группе. Другие студенты в это время играют роли «обучающихся» и участвуют в мероприятии, подготовленном «педагогом».

Мы считаем важным обращать внимание студентов на высокий уровень творчества, который может и должен быть применен в любой воспитательной деятельности. Будущим педагогам необходимо объяснить и показать в ходе практических занятий, что «воспитательный процесс по своей сути является очень гибким, многофакторным и специфическим, в отличие от процесса обучения, который имеет четкую логику, систему, алгоритм организации и специфику реализации» [30], не умаляя при этом значение творчества в выборе форм, методов обучения и образовательных технологий.

Заключительным этапом формирования методической подготовки по дисциплине становится выполнение курсовой работы, в обязательном порядке включающей методическую составляющую. Студентам предлагается осуществить выбор тем из перечня: «Роль и технология учебных игр в воспитании обучающихся», «Сущность и методика процесса перевоспитания», «Современные воспитательные системы в профессиональном образовании», «Возможности духовно-нравственного воспитания в профессиональном образовании» и другие, причем каждая из тем предполагает творческий подход к какой-то актуальной проблеме воспитания и ее решение как теоретическими, так и практическими методами, предполагающими развитие методической грамотности.

Важным этапом написания курсовой работы мы считаем ее открытую защиту в присутствии комиссии из преподавателей выпускающей кафедры, других студентов группы и всех желающих. В ходе защиты курсовых работ студенты демонстрируют уровень теоретической подготовки по дисциплине «Методика воспитательной работы», начальную стадию формирования практических и методических умений, творческий подход, активность, инициативность, заинтересованность в проведении воспитательной работы в дальнейшей профессиональной деятельности.

В период после изучения дисциплины, защиты курсовой работы и сдачи экзамена студенты, в соответствии с учебным планом, проходят педагогическую практику воспитательной направленности. Поскольку практика проходит в летний период, ее базами становятся организации, осуществляющие летний оздоровительный отдых детей и подростков: санатории, оздоровительные лагеря, детские оздоровительные центры и т. п. Студентам предстоит в ходе данной практики выполнять роли педагогов-организаторов или вожатых, организуя отдых и воспитание детей и подростков, обеспечивая их безопасность. С целью лучшей подготовки к данному виду учебной деятельности в рабочую программу дисциплины «Методика воспитательной работы» внесена тема «Работа педагога-организатора в летнем оздоровительном лагере», изучаемая теоретически (на лекции) и практически (на практическом занятии). Студенты получают все необходимые знания, которые помогут им приступить к собственной педагогической деятельности в период практики. Навыки организации воспитательной работы применяются и на других практиках студентов данного направления подготовки.

Для студентов, особенно заинтересовавшихся воспитательной работой, возможностью продолжить данную деятельность, углубить свои знания, сосредоточиться на формировании умений и навыков по воспитанию становится написание выпускной квалификационной работы (ВКР). В течение последних лет в АЧИИ были защищены ВКР воспитательной направленности по таким темам: «Формирование толерантных отношений в молодежной среде как часть воспитательной системы в профессиональном образовании на примере ГБПОУ РО “Зерноградский техникум агротехнологий”», «Формирование ценностных ориентаций обучающихся учреждений среднего профессионального образования на примере ГБПОУ РО “Зерноградский техникум агротехнологий”» и др.

Перспективы преподавания дисциплины «Методика воспитательной работы».Данная дисциплина, преподаваемая в описанной выше системе, по нашему мнению, будет продолжать оставаться востребованной в процессе подготовки бакалавров профессионального образования. При этом в ходе планирования ее преподавания следует учитывать, что изменяются сами подходы к воспитанию.

И. М. Лаврухина и И. В. Глушко считают, что в современных условиях студенты «переориентируются на самообучение, самообразование, самовоспитание» [31], в связи с чем, несомненно, изменится роль преподавателя. Его задачей станет уже не воспитание как таковое, а помощь обучающимся в организации самовоспитания. Представители молодого поколения сегодня обладают большими возможностями в самостоятельном получении знаний, они легко ориентируются в постоянно развивающемся информационном поле. Воспитание как целенаправленный процесс в данном случае часто становится малоэффективным. Преподаватель должен занять место партнера обучающегося по образовательному процессу, что соответствует интерактивному характеру современного образования. В вопросах воспитания его роль тоже трансформируется: он становится не наставником, а консультантом. Осуществляя подготовку бакалавров к педагогической деятельности, которая будет вестись в следующих десятилетиях, мы должны учитывать происходящие в обществе трансформации и переориентировать студентов на новый характер взаимодействия с обучающимися.

Еще одна тенденция, о которой необходимо сказать, связана с отношением к молодежи как возрастной группе в обществе и его постепенной трансформацией. Как отмечают специалисты, в современном российском обществе молодежь понимается как «проблемный ресурс» [32], который надо различными способами вывести из сферы «проблемности», сделать более «удобным» и менее сложным в управлении. Такое понимание молодежи должно меняться, что неизбежно отразится в инновациях в сфере воспитания. Необходимо подходить к воспитанию с гуманных позиций, видя в воспитуемых не «проблему», а полноценных граждан, находящихся в поиске собственной идентичности и своего места в обществе.

В целом, как видим, перспективы преподавания дисциплины «Методика воспитательной работы» состоят в гуманизации воздействия на студентов и подготовке их к более гуманному взаимодействию с обучающимися в процессе их воспитания.

 

 

Заключение / Conclusion

 

Воспитание является неотъемлемой составляющей современного процесса обучения, о какой бы образовательной организации ни шла речь. В процессе подготовки студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.04, к осуществлению воспитательной деятельности в образовательных организациях СПО большое значение имеет дисциплина «Методика воспитательной работы».

В вузовском преподавании формируется целостная система, с помощью которой осуществляется подготовка будущих педагогов к выполнению ими воспитательной функции. Система включает собственно дисциплину «Методика воспитательной работы», написание и защиту по ней курсовой работы, прохождение воспитательной педагогической и других последующих практик, межпредметные связи с дисциплинами педагогической и психологической направленности, на которых в обязательном порядке присутствуют темы по воспитанию, а для заинтересованных студентов – написание ВКР на тему, связанную с воспитанием обучающихся. Впрочем, в ВКР по другим темам (педагогического, психологического, методического планов) элементы воспитания также присутствуют и отрабатываются студентами.

Основными тенденциями, в соответствии с которыми мы считаем необходимым строить преподавание дисциплины «Методика воспитательной работы», являются межпредметность, разнообразие форм, методов, средств и технологий обучения, формирование методической грамотности, творческое понимание воспитания, ориентация на гуманистический подход к воспитанию.