Full text

Введение / Introduction

 

В аспекте социокультурного подхода современное общество нуждается в ориентирах, новых моделях, которые должны обеспечивать стабильность и устойчивость социального и государственного развития. В современном мире большое внимание уделяется сохранению и развитию этнических культур [1], приобщению к ним подрастающего поколения, формированию толерантности [2].

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного (среднего) образования сказано о необходимости воспитания у школьников любви к Родине, к своему народу, уважения к традициям, истории, культуре разных этносов, поликультурной личности [3].

На научно-теоретическом уровне актуальность проблемы обусловлена противоречием между социальным заказом, задачами, которые стоят перед образовательными учреждениями в аспекте поликультурной составляющей образовательного процесса, и недостаточным осмыслением педагогического феномена поликультурной образовательной среды.

 

Обзор литературы / Literature review

 

Социальная среда включает в себя «все социальные условия и ситуации, вещи и особенности социального окружения, сферу общения и условия места и времени, всю материальную культуру» [4]. Социальная среда и образовательная среда тесно связаны. Понятие «образовательная среда» имеет глубокие корни. В эпоху Просвещения идее использования среды в образовании были посвящены концепции К. А. Гельвеция, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо и т. д. По мнению Дж. Локка, в качестве главных воспитательных средств необходимо использовать «пример, среду, окружение ребенка» [5]. «Примите за несомненную истину, – говорил Дж. Локк, – что… наибольшее влияние на его поведение будет все-таки оказывать компания, в которой он находится, и образ действий тех, кто ходит за ним» [6]. Он верил в то, что человек обладает от природы лишь определенными задатками, развитие которых зависит от воспитания и среды [7].

К. А. Гельвеций большое значение придавал среде, которая формирует человека: «Человек – продукт обстоятельств (общественной среды) и воспитания», – хотя трактовал его односторонне: человек – это результат влияния на него разнообразных, иногда даже случайных внешних сил [8].

Среду как фактор, влияющий на саморазвитие личности, рассматривал
Ж.-Ж. Руссо. Он считал, что для эффективного воспитания ребенку необходима определенная среда, которая поможет ему обрести самостоятельность и свободу, раскрыть и реализовать заложенные в нем от природы дарования [9].

В конце XIX – начале XX века в зарубежной педагогике возрастает интерес к рассмотрению среды. Американский исследователь Дж. Дьюи занимался обоснованием влияния социальной, культурной, образовательной сред на становление и развитие личности. Школу он представляет как воспитывающую и обучающую среду, выполняющую такие важные функции, как предоставление детям сложных жизненных явлений в доступной форме; изучение детьми наиболее типичных и значимых моментов из человеческого опыта; способствование выравниванию социальных различий [10]. По мнению Дж. Дьюи, цель образовательного процесса состоит в умении решать жизненные задачи, в познании действительности, в освоении творческих навыков, в накоплении и обогащении индивидуального опыта, а также в способности к самообучению и самосовершенствованию [11].

Польский ученый Я. Корчак основной задачей в построении своей педагогической системы считал изучение условий и характера среды, которая воздействует на ребенка. Он дал свою классификацию воспитывающей среды и назвал ее «догматической», «идейной», «безмятежного потребления» и «внешнего лоска и карьеры» [12].

В отечественной педагогике проблемой использования возможностей среды в педагогическом процессе стали заниматься во второй половине XIX в. По мнению В. П. Вахтерова, становление личности ребенка зависит как от его стремления к развитию, так и от влияния окружающей среды. Сочетанию этих условий, изучению индивидуальных особенностей ребенка во многом способствует педагог [13].

Понятие «образовательная среда» стало актуальным в 70–80-е годы XX века. Образовательная среда рассматривается в работах ряда отечественных ученых. Так, Г. А. Ковалев включает в образовательную среду физическое окружение, человеческий фактор, программы обучения [14]. А. В. Петровский рассматривает образовательную среду как развивающую и, выступив соавтором Концепции построения развивающей среды в дошкольном учреждении, выделяет ряд принципов, на которых она строится, в частности принцип активности, самостоятельности, творчества [15]. И. М. Улановская выделяет в своих работах критерии эффективности образовательной среды – содержательные, процессуальные, результативные [16]. Таким образом, стоит отметить, что феномен образовательный среды рассматривается учеными с различных позиций, однако все они подчеркивают важность создания данной среды для эффективного становления личности, стимулирования ее активности, креативности.

Как считает В. А. Ясвин, «образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [17]. В такой среде ученый считал важным выделить такие структурные компоненты:

– первый компонент – пространственно-предметный – включает в себя помещения для занятий, само здание, оборудование и др.;

– второй компонент – социальный – характеризует отношения между школьниками, педагогами, родителями, выступающими как субъекты образовательного процесса;

– третий компонент – психодидактический – направлен на поиск ответов на вопросы «чему учить» и «как учить» [18]. Это мнение важно для нас, так как образовательная среда должна учитывать как содержательный компонент (программы, технологии, методы, формы), социальный (организацию общения, взаимодействия и сотрудничества), так и материально-предметный (материально-техническое оснащение, дизайн и архитектура среды и др.).

К. В. Дрозд выделяет концептуальный, технологический, процессуальный уровни проектирования образовательной среды. На концептуальном уровне проектирования полученный продукт служит методологической основой для работы на следующий уровнях. Содержательный уровень проектирования предполагает создание программ, планов. На технологическом уровне проектирование направлено на создание технологий, дидактических средств, методических разработок [19].

Изучением влияния образовательной среды на культурное развитие личности занимаются ведущие ученые. Так, Г. Ю. Беляев отмечает, что образовательная среда определяется типом образовательной организации, которая обозначает вектор культурного развития обучающихся [20]. И. В. Крупина считает очень важной частью образовательной среды семью, так как уровень педагогической культуры родителей влияет и на культурную развитость ребенка [21.]. Н. Б. Крылова подчеркивает важность образовательной среды, в которой личность вовлекается в культурные связи с обществом, тем самым приобретая опыт культурной деятельности [22]. По В. И. Слободчикову, эффективность образовательной среды определяет совместная деятельность субъектов образовательного процесса, влияющая на результативность формирования культуры личности [23] и др. Эти высказывания подтверждают, что эффективность образовательной среды зависит от взаимодействия педагогов, обучающихся, родителей, представителей общественных организаций и учреждений культуры в плане приобщения подрастающего поколения к культурным ценностям, к этническим культурам, в ходе освоения которых воспитанники приобретают опыт культуротворческой деятельности.

Для эффективного формирования личности в поликультурной образовательной среде важно учитывать этнокультурный [24] и поликультурный [25] подходы к ее организации. Главное в поликультурном образовании – развитие терпимости по отношению к чужому образу жизни, уважение чужих культур, иного образа мышления [26.] Необходимо организовывать поликультурную образовательную среду, которая стимулирует процесс формирования у обучающихся нравственных представлений в ходе приобщения личности к культуре как своего народа, так и других народов [27], а также позволяет освоить социальный опыт межэтнического и межкультурного взаимодействия с учетом социальных норм и правил, заложенных в различных этнических культурах [28], осуществлять трудовое воспитание на основе традиций народной педагогики [29], способствовать профилактике зависимого поведения с опорой на народную педагогику [30]. Данная среда формирует у обучающихся убеждение, что собственная культура лишь одна из многих и важно развивать терпимость по отношению к чужому образу мыслей и стилю поведения [31]. Ч. Тейлор указывает на то, что «чужая культура обладает собственной рациональностью, воплощает эстетические и этические ценности» [32]. В конечном счете, как подчеркивал Ф. Эриксон, для людей в сложных мультикультурных обществах рост и зрелость включают в себя «примирение с разнообразием голосов и культур внутри» [33]. При этом очень важно использовать потенциал поликультурной образовательной среды, народной педагогики в этнокультурном образовании студентов педагогического вуза, так как становление поликультурной личности возможно лишь при хорошей подготовке будущих педагогов к данной деятельности [34], при этом важно формировать у студентов этнокультурную компетентность, которая включает в себя и готовность к организации у обучающихся межкультурного и межэтнического общения [35, 36].

Таким образом, обобщая литературу по проблеме исследования, можно сказать, что поликультурная образовательная среда включает в себя социальную сферу, которая вовлекает обучающихся в межэтническое и межкультурное взаимодействие и сотрудничество, сферу общения, обеспечивающую общение на основе этнических культур, дидактическое обеспечение, направленное на формирование познавательного интереса и знакомство школьников этнокультурными ценностями, материально-техническое оснащение, которое позволяет организовать знакомство с различными артефактами, отражающими сущность этнических культур, показать, что культура каждого народа своеобразна, несет в себе эстетические и этические ценности. Поэтому поликультурная образовательная среда является важным фактором становления поликультурной личности, проявляющей уважение к этносам и их культурам, терпимость к чужому образу жизни, знающей свою родную культуру и имеющей представление об иных культурах, готовой к межэтническому и межкультурному общению, взаимодействию и сотрудничеству. Большую роль в воспитании такой личности играет педагог, обладающий этнокультурной компетентностью.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

В качестве методологических основ исследования выступают культурологический подход, принципы культуросообразности, природосообразности, диалогизации, поликультурности, толерантности.

 

Результаты исследования / Research results

 

Поликультурная образовательная среда – это «совокупность социально-педагогических условий, обеспечивающих приобщение обучающихся к российским, этническим и общечеловеческим духовным ценностям в ходе освоения различных этнических культур с целью формирования готовности к межэтническому и межкультурному общению, взаимодействию и сотрудничеству в полиэтническом, поликультурном пространстве России, региона и мира» [37]. Поликультурная образовательная среда способствует становлению поликультурной личности.

     Поликультурная образовательная среда включает совокупность социальных, этнокультурных, психолого-педагогических условий, обеспечивающих выстраивание между всеми субъектами отношений и связей, решение образовательных задач для создания устойчивой основы для формирования у обучающихся готовности к межэтническому и межкультурному общению.

Можно выделить следующие компоненты поликультурной образовательной среды: пространственно-предметный, учебно-воспитательный, содержательно-методический и социально-коммуникационный.

Пространственно-предметный компонент обеспечивает наполнение образовательной среды элементами материальной среды, несущей семантику этнических культур. Важную роль в этом играет этнографический мини-музей, в котором будут собраны артефакты разных народов.

Учебно-воспитательный компонент направлен на использование в качестве ориентиров общечеловеческих, базовых национальных и этнических ценностей, позволяющих воспитать поликультурную личность. Транслируя через поликультурную образовательную среду ценностные ориентации, школа подготавливает к толерантному вхождению в поликультурный социум России.

Содержательно-методический компонент включает содержание учебных предметов, имеющих этнокультурную направленность, программы кружков и факультативов, знакомящих с народным искусством, образовательные практики (этнографические экспедиции, краеведческая деятельность, экскурсии по родному краю) и др.

Социально-коммуникационный компонент предполагает постоянное включение обучающихся в межкультурное и межэтническое общение и взаимодействие, формирование этнокультурной толерантности.

Поликультурная образовательная среда, выступая как «микромодель общества», транслирует подрастающему поколению общекультурные и этнокультурные ценности [38]. Основу таких ценностей должен составлять гуманизм. Гуманизм, по И. Канту, – это «человечность, сотоварищество, человеколюбие», условие, при котором человечество превращается в «товарищество взаимосотрудничающих, взаимопонимающих людей» [39]. Я. А. Коменский считал главным сформировать у детей гуманные качества – умение жить в мире с другими, уважать и любить людей [40].

Главным результатом образования обучающихся в условиях поликультурной образовательной среды является сформированность готовности к межэтническому и межкультурному общению, которое должно быть проблемным, гуманным, активным [41]. Для этого необходимо обучать родной культуре, приобщать к различным этническим культурам, постоянно организовывать межэтническую и межкультурную коммуникацию в ходе преподавания различных предметов, во внеурочной деятельности, искать и находить точки соприкосновения этнических культур, опорных моментов для общения, взаимодействия и сотрудничества.

Результат межэтнического и межкультурного общения – это взаимопонимание, сотрудничество и позитивные, эмпатийные взаимоотношения между представителями различных этносов, рождение новых социокультурных норм и ценностей, новой социокультурной ситуации. В процессе межэтнического и межкультурного общения формируется социокультурная рефлексия – осознание сущности общения между этносами и их представителями, культурами, происходит интенсификация этих процессов на основе принципов толерантности и гуманизма.

Важно формировать в поликультурной образовательной среде личностные психологические установки, способствующие гуманному общению представителей различных этносов на основе освоения этнических культур. Это очень важная задача – изменить мироощущение и мировоззрение людей в этом отношении. Инокультуры должны восприниматься не враждебно, не настороженно, а с позиции «мозаичности» мира, его многоцветности, полиментальности, разнообразия. Культура другого народа – это источник новых знаний, идей, смыслов, и каждый человек должен понимать и принимать это, стремиться к контакту, к взаимодействию, к ощущению, коммуникации [42]. В связи с этим необходимо создавать в ходе учебной и внеучебной деятельности положительный, яркий образ человека той или иной культуры, образ этнической культуры, на основе которых формируется гуманная позиция, определяющая переориентацию мировоззренческих установок с негативного или индифферентного на позитивное, дружественное отношение к этносам и их культурам.

Общеобразовательные организации становятся школой общения, взаимодействия и сотрудничества этносов и этнических культур, школой жизни, школой поликультурного проектирования. Поликультурная образовательная среда направлена на создание условий для воспитания гражданственности и патриотизма, любви к культуре своего народа, уважения и интереса к культуре других народов России, мира. Данная среда является оптимальным социокультурным пространством, где могут усваиваться общечеловеческие ценности в естественной для детей и подростков форме [43]. Она позволяет адаптировать детей и подростков к новым условиям жизнедеятельности, обеспечивает воспроизводство социокультурного опыта. В поликультурной образовательной среде организуется активная социокультурная практика на основе диалога культур.

В процессе организации поликультурной образовательной среды необходимо избегать этноцентризма, т. е. такой ситуации, когда какие-то события, общение будут рассматриваться сквозь призму одной культуры; при этом представитель одной культуры сравнивает другие культуры со своей и выявляет что-то непривычное, «чужое», что ведет к непониманию и конфликтам, к выделению своей культуры как главной, ведущей, «правильной». Путь решения данной проблемы – количественное и качественное увеличение межэтнического и межкультурного общения.

В условиях поликультурной образовательной среды обучающийся осваивает новые социальные роли: представитель конкретного этноса, член полиэтнического государства, гражданин России. Необходимо актуализировать общечеловеческие ценности как фактор, объединяющий этнические культуры, этносы, человечество в целом, что должно найти свое отражение в поиске точек соприкосновения в ценностных ориентациях, социокультурных нормах, моделях поведения представителей различных этносов, и реализовать результаты данного поиска в содержании образования и социализации учащихся общеобразовательных организаций.

Образование детей и подростков вполикультурной образовательной среде предполагает использование следующих форм работы:

– реализация содержания поликультурной направленности в учебной деятельности образовательного учреждения;

– реализация содержания поликультурной направленности в ходе воспитательной работы (внеклассные воспитательные мероприятия, фольклорные праздники и др.);

– активизация научно-исследовательской и творческой деятельности педагогов поликультурной направленности;

– включение родителей в активную поликультурную деятельность;

– включение обучающихся, педагогов, администрации, родителей в проектирование поликультурной образовательной среды.

 

Заключение / Conclusion

 

Наличие таких качеств, как гражданская идентичность, патриотизм, готовность к межэтническому и межкультурному общению у граждан, способствует стабильному и устойчивому развитию нашего общества, государства в целом и каждого человека в частности. Поэтому образование должно способствовать межэтнической и межкультурной стабилизации отношений на уровне личности, группы, социума, государства.

Для решения задач, изложенных в современных документах по образованию, предотвращения проблем в межэтнической и межкультурной сфере, для успешной социализации школьников в полиэтническом и поликультурном социуме в каждом общеобразовательном учреждении необходима организация поликультурной образовательной среды, которая будет способствовать освоению поликультурного опыта обучающихся, формированию у них готовности к межэтническому и межкультурному общению.

Каждый школьник, находясь в поликультурной образовательной среде, в ходе изучения родной культуры и культуры других народов осваивает важные социальные роли: гражданина и патриота России, представителя этноса, члена полиэтнического российского сообщества.

Поликультурная образовательная среда способствует актуализации поликультурного компонента содержания учебных предметов; организации межэтнического и межкультурного общения в ходе учебной, внеучебной деятельности; задействованию ресурсов дополнительного образования в реализации поликультурного компонента.

Становление личности детей и подростков в условиях поликультурной образовательной среды реализуется в содержании, которое обогащено культурными ценностями, опытом традиционного творчества различных этносов России и мира в процессе урочной и внеурочной деятельности.

Рассмотрение поликультурной образовательной среды как педагогического феномена позволит разработать учебно-методическое обеспечение для формирования личности обучающегося как представителя конкретного этноса, члена полиэтнического государства, гражданина России.