Full text
Изучение психологических характеристик студентов, имеющих нарушения здоровья приобретает актуальное значение, так как связано с их механизмом влияния на учебную деятельность в период обучения в вузе. Проблема обусловлена тем, что у современных студентов проявляется снижение уровня развития интеллектуальных процессов, а незначительные отклонения в работе приспособительных механизмов могут вызвать нарушения в состоянии здоровья и повлиять на освоение вузовской учебной программы. Рядом авторов показано, что у людей, имеющих зрительные нарушения, страдают не только функции зрения, но и психики, происходит недостаточное получение реальной информации, в результате ответная реакция на раздражение или его действия будут не адекватны, что может отразиться на социальном поведении индивидуума. Психические и физические факторы человека обуславливают друг друга, к примеру, человек, имеющий физические недостатки будет испытывать психический дискомфорт и наоборот. По ВОЗ здоровье человека складывается из трех основных компонентов физического, психического и социального. По мнению Н.А. Фомина [1] В.А. Бароненко и др. [2] изменение одного из компонентов здоровья может приводить к нарушению ряда функций. Зрение опосредованно участвует в формировании знаний и умений, психических качеств и личностных свойств человека. Ухудшение зрения может приводить к изменениям и нарушениям психофизического состояния организма [3]. Цель работы: провести сравнительный анализ особенностей психических процессов у студентов с разным уровнем здоровья. Методология и результаты исследования В исследовании приняло участие 30 человек с нормальным зрением, 30 человек, имеющих нарушение зрения (близорукость первой степени), все студенты 1 курса. Тестирование проводилось во время аудиторных занятий в межсессионный период. Для исследования устойчивости внимания, объема и скорости переработки зрительной информации использовались корректурные таблицы В.Я. Анфимова и «Кольца Ландольта». Для выявления уровня памяти и внимания использовалась методика В.Л. Марищука [4]. Методика тестирования психических процессов представлена в таблице 1. Таблице 1 Методика тестирования психических процессов № Психические показатели Методика Описание методики 2 Q – объем зрительной информации; S – скорость переработки зрительной информации Корректурная проба «Кольца Ландольта) Расчеты выполняются по формулам: Q = 0,5936 х N (бит), где N количество просмотренных знаков; S = (Q – 2,807 х n) / T (бит/с), где: 2,807 бита - потеря информации, приходящаяся на один пропущенный знак; n – количество пропущенных колец; T – время выполнения задания (с). Продолжительность выполнения пробы пять минут 3 А – коэффициент точности выполнения задания; Р – коэффициент умственной продуктивности Буквенные таблицы В.Я. Анфимова Показатели рассчитываются по формулам: коэффициент точности выполнения задания (А): А=M/N (М – количество вычеркнутых букв, N – общее количество букв, которое необходимо вычеркнуть в тексте); коэффициент умственной продуктивности (Р): Р=А х S (S - общее количество просмотренных знаков). Проба выполняется в течение четырех минут 4 Зрительная память «Память на числа». Оценка проводится по количеству правильно воспроизведенных чисел, представленных комбинациями чисел в четыре столбца и в три ряда. За 20 с необходимо запомнить большее количество чисел, затем их воспроизвести из предъявляемой комбинации. 5 Логическая память «Запомни пару» В течение 30 с необходимо запомнить предлагаемые пары слов, затем воспроизвести их в заданной последовательности в течение трех минут 6 Распределение внимания «Отыскание чисел» Необходимо ознакомиться с числами от 1 до 40 (15 из которых пропущены), затем в течение 1,5 мин в порядке увеличения вписать недостающие числа. 7 Переключение внимания «Дроби» Из трех предложенных дробей необходимо произвести следующие операции: числитель и знаменатель сложить, полученная сумма становится числителем следующей дроби, а знаменателем будет числитель первой. В течение одной минуты необходимо написать больше таких дробей. В каждом варианте новая дробь. Результаты исследования Лонгитюдные исследования показали, что с переходом на старшие курсы увеличивается количество студентов с нарушением зрения (табл. 2). Показано, что на психическое и функциональное состояние организма может влиять длительное пребывание в однообразной позе, несоблюдение режима учебы и отдыха, недостаток физической активности, частое использование электронных ресурсов, экзаменационный стресс, слабое физическое развитие и др. [5]. Таблица 2 Динамика изменения степени близорукости в период обучения в вузе Степень близорукости Курс 1 2 3 1 степень (до 3 Д) 152/70 141/64 121/55 2 степень (от 3,5 – 6 Д) 52/24 61/27 64/29 3 степень (более 6 Д) 14/6 20/9 35/16 Всего 218/100 222/100 220/100 Примечание: В числителе количество студентов отнесенных к определенной степени близорукости, в знаменателе – процентное отношение к общему количеству обследованных. Учитывая будущую профессиональную деятельность выпускников вуза, которые наряду со специальными знаниями и умениями должны обладать профессионально значимыми качествами, такими как память и внимание проведены исследования ряда психических процессов у студентов, имеющих нормальное зрение и близорукость первой степени. Уровень психических процессов оценивался по нормативной таблице (табл. 3). Таблица 3 Нормативная таблица перевода психических показателей в баллы Память (б) Внимание (б) Уровень развития Зрительная Логическая Распределение Переключение Ниже среднего (не выражен) 6 10 1-2 в каждом варианте При анализе психических характеристик выявлено, что у студентов, имеющих нарушение зрения логическая память и распределение внимания на 22,9% и 16,9% соответственно выше, чем у студентов с нормальным зрением (табл. 4). При этом зрительная память и переключение внимания достоверных различий не имеют. Таблица 4 Сравнительная характеристика психических процессов Тесты С нарушением зрения Нормальное зрение Зрительная память 6,8±0,81 6,9±0,73 р>0,05 Логическая память 16,2±1,68 12,5±1,51 р<0,05 Распределение внимания 8,3±0,45 6,9±0,61 р<0,05 Переключение внимания 8,8±0,58 9,1±0,43 р>0,05 Изучение психических особенностей с помощью корректурных таблиц (табл. 5) показало, что у студентов с нарушением зрения способность точно выполнять задание (коэффициент (А)) выше на 0,04 у.е., при этом достоверные различия умственной продуктивности (Р) между студентами, отсутствуют. Объем зрительной информации (Q) пропускаемой через зрительный анализатор за пять минут тестирования практически у всех студентов независимо от их зрения одинаков, а скорость переработки (S) у студентов, имеющих близорукость, хуже на 0,08 бит/с, что объясняется наличием допущенных большего количества ошибок. Скорее всего, снижение скорости переработки информации связано с тем, что они не могут справиться с выбранным темпом входной информации, так как выполнение теста строго регламентировано по времени. Полученные результаты несколько противоречат линейной логике мышления. Казалось бы, если у студентов коэффициент точности выполнения задания больше при одинаковой продуктивности, то и скорость переработки должна быть выше, однако этого не наблюдается. Таблица 5 Показатели корректурной пробы студентов в межсессионный период Группа студентов А (усл. ед.) Р (усл. ед.) Q (бит) S (бит/сек) Нормально видящие 0,90±0,079 1295±46 388±16,1 1,25±0,090 С нарушением зрения 0,94±0,046 1288±41 390±22,3 1,17±0,079 Примечание: А – коэффициент точности выполнения задания; Р – коэффициент умственной продуктивности; Q – объем зрительной информации; S – скорость переработки зрительной информации. Возможно, что снижение концентрации внимания из-за допущенных ошибок у студентов может быть связано с такими факторами как желание студента, показать максимальный результат в процессе тестирования, наличие утомления, недомогание или плохое зрение [6]. Необходимо отметить, что по Госстандарту высшей школы большую часть учебной нагрузки студенты выполняют самостоятельно. Как показывает опрос, у большинства из них отмечается отсутствие правильной организации учебной нагрузки, что заставляет молодого человека учиться в интенсивном режиме, особенно в период экзаменов. Данные факторы как дополнительная нагрузка могут негативно отразится на психологическом состоянии студента, а также на его здоровье [7]. Заключение При сравнении показателей психических функций было установлено, что у студентов с близорукостью первой степени распределение внимания и логическая память достоверно выше, при этом скорость переработки зрительной информации ниже, в сравнении со студентами с нормальным зрением. Необходимо отметить, что для ряда специальностей, к примеру, транспортных профессий такие качества как зрительная память, переключаемость внимания, скорость переработки информации, мышление являются профессионально значимыми, которые должны находиться на уровне порога профпригодности. Учитывая особенности психических процессов студентов, возможно, связанных с разными факторами учебной деятельности, необходимо рекомендовать способы их тренировать, к примеру, переключаемость внимания, меняя виды деятельности, используя упражнения переключая внимание с одного объекта наблюдения на другой, попеременное выполнение разных действий. Для улучшения памяти использовать специальные тренирующие упражнения и игровые тренажеры. Для развития мышления хорошим способом, к примеру, могут стать интеллектуальные игры, такие как шахматы шашки, шахматы, головоломки и т.п.