Full text

Введение / Introduction

 

В настоящее время под руководством Министерства просвещения РФ активно ведется разработка учебно-методических комплексов (УМК) для изучения китайского языка в средних общеобразовательных школах, представлен Федеральный перечень учебников (ФПУ), которые являются фундаментом для организации обучения китайскому языку в рамках среднего общего образования. Основные особенности этих комплексов состоят: в их направленности на изучение основ китайского языка; универсальном характере содержания УМК, не всегда учитывающем возможности дистанционного формата обучения китайскому языку в рамках системы дополнительного образования (СДО), который, на наш взгляд, служит оптимизирующим фактором для обучения говорению на китайском языке школьников. Проблемы обучения говорению на иностранном языке младших школьников и формат дистанционного языкового образования рассматривались в педагогической литературе неоднократно. Например, Е. Н. Андрущак рассматривает основные постулаты и особенности методики преподавания китайского языка [1]. В. Ю. Вербицкая, Е. Л. Глебова и В. А. Остапова описывают теорию и практику процесса формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках иностранного языка [2]. Согласно Т. Г. Гончаровой, «одним из факторов, обеспечивающих эффективность обучения, является непрерывность и преемственность. Для реализации преемственности в обучении иностранным языкам детей дошкольного и младшего школьного возраста необходимо учитывать следующие принципы: 1) принцип личностно-ориентированного обучения; 2) принцип учета психолого-педагогических особенностей детей; 3) принцип деятельностного обучения с учетом родного языка [3]. В учебнике А. Л. Назаренко интерпретируется принцип «от общего к частному»: от освещения проблем современного образования в контексте общемировых глобальных тенденций, его новой концепции, целей и задач до рассмотрения альтернативных форм образования, дистанционного обучения (ДО), его теоретических психолого-педагогических основ, дидактических принципов, стратегий и методов и конкретных практических рекомендаций по обучению иностранным языкам на расстоянии; раскрываются структура и содержание дистанционного обучения и представлены ведущие информационно-коммуникационные технологии в лингводидактике [4]. Анализ деятельности курсов китайского языка в СДО, на которых редко обучаются школьники, выявил ряд проблем, связанных с несоответствием содержания обучения образовательным запросам учащихся средних общеобразовательных школ, особенно на уровне начального общего образования, а также с отсутствием организационных основ использования содержания обучения, учитывающих специфику учащихся младшего школьного возраста. Это создает дополнительные сложности в организации и реализации содержания обучения говорению на китайском языке младших школьников в контексте дистанционного образования. Все вышеперечисленное обусловило выбор темы нашего исследования в статье. Под содержанием обучения в контексте нашего исследования мы понимаем научно обоснованный отбор и организацию содержания обучения говорению на китайском языке младших школьников, способствующие осуществлению оптимального варианта обучения с точки зрения эффективности решения его задач и сокращения затрат учебной нагрузки в контексте дистанционного образования.

 

Обзор литературы / Literature review

 

Анализ отечественной и зарубежной научной литературы, связанной с изучением педагогических основ разработки содержания обучения говорению на иностранном языке, в том числе на китайском, позволяет обратить внимание на значимость использования возможностей дистанционного образования на всех его уровнях. Начнем с важности определения понятия «педагогическая система (ПС)», под которой В. П. Беспалько понимает «определенную совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами» [5].

В плане изучения дистанционного образования мы придерживались мнения М. А. Бовтенко, который считает, что «к числу первостепенных задач компьютерной лингводидактики необходимо отнести приобретение навыков производства мультимедийных обучающих материалов в сфере специализированных и стандартных приложений» [6]. М. И. Варакина описывает сущность и особенности обучения китайскому языку в школе на начальном этапе, на которые мы опирались при разработке содержания обучения говорению на китайском языке младших школьников в контексте дистанционного образования [7]. Вслед за М. И. Варакиной считаем, что урок китайского языка в начальной школе должен быть объединен общей темой, а вот деятельность детей на уроке должна быть разнообразной, при этом необходимо часто менять виды работ, перемежать их музыкальными паузами и различными подвижными играми с музыкальным оформлением, используя аутентичные мультимедийные ресурсы. При этом каждый элемент урока должен обеспечивать решение общей задачи.

Значимым с практической точки зрения является утверждение К. А. Давыдовой о том, что «в рамках урока китайского языка рекомендуется применять видеоматериалы совместно с языковыми, условно-речевыми и речевыми упражнениями, благодаря чему задействуется слуховое, зрительное и моторное восприятие учащихся. Аудиовизуальные средства обучения характеризуются своей зрительной и слуховой наглядностью, что способствует лучшему запоминанию и закреплению изучаемого языкового материала» [8]. В. В. Давыдов описывает важность использования компьютеров учебного назначения в плане решения задачи интенсификации учебно-воспитательного процесса в школе, существенного повышения его уровня [9]. Ю. А. Иванова, рассматривая процесс формирования фонетических навыков в рамках обучения китайскому языку в начальной школе, подчеркивая, что «при составлении упражнений учитывается принцип градации от простого к сложному, сочетание имитативности и осознанности, упражнения должны быть составлены в соответствии с дифференцированным подходом к обучению фонетической стороне языка. Наличие картинок и оригинальность выполнения упражнений отвечают психолого-педагогическим особенностям учащихся начальной школы» [10].

Практический курс китайского языка А. Ф. Кондрашевского в двух частях содержит теорию и практику обучения китайскому языку и всем видам речевой деятельности, где к числу типовых видов упражнений относятся: задания на составление предложений по предлагаемому образцу, лексические подстановочные упражнения, упражнения на развитие коммуникативных навыков [11]. А. В. Конышева уточняет практику использования игрового метода в обучении иностранному языку, также анализирует проблему организации учебной деятельности по иностранному языку с использованием игрового метода обучения, который включает возможность использования ролевой игры и приема драматизации на уроках [12]. Учебные материалы в работе О. А. Масловец и Е. А. Москаленко ориентированы на применение знаний, умений и навыков в элементарных учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, а также формирование иноязычной коммуникативной компетенции на элементарном уровне владения иностранным языком [13]. Согласно мнению М. Э. Рябовой, «цифровая дидактика не только придала новое звучание роли преподавателя, но и изменила представления об учебном и образовательном пространстве» [14]. В книге М. К. Румянцева лингвистический анализ ведется на материале языков полярной типологии – китайского и русского, описываются фонетика и фонология современного китайского языка [15]. Н. А. Спешневым разработано введение в китайский язык, где сделан упор на фонетику и разговорный язык, представлен опыт концентрированного изложения учебного материала по фонетике китайского языка и основам китайского разговорного языка. Во введении описываются элементы китайского произношения в сопоставлении с русским, способ образования отдельных звуков речи излагается в той последовательности, в какой происходит реальный процесс самого обучения. Все разделы содержат методические рекомендации, упражнения выделены в особый раздел и помещены в конце вводного фонетического курса [16].

К. С. Шахаб отмечает, что «одним из самых актуальных вопросов для учителей и преподавателей китайского языка является развитие устной речи учеников» [17]. М. А. Шульгиной разработана комплексная и комбинаторная методика обучения фонетике китайского языка, которая «опирается на общедидактические принципы: принцип наглядности, принцип прочности, принцип доступности и посильности; общеметодический принцип – принцип учета родного языка; частные методические принципы: артикуляторный и дифференцированный подходы обучения фонетике иностранного языка» [18]. А. Н. Щукин обобщает современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам, акцентируя внимание на важности коммуникативного и интерактивных методов формирования коммуникативной компетенции обучающихся, а также мультимедийных образовательных технологий, и описывает школьный профиль обучения иностранным языкам [19]. По мнению О. Н. Ясаревской, «коммуникативная компетенция имеет вполне четкую структуру, основными составляющими которой являются компетенции с разных точек зрения ее характеризующие и дающие в совокупности общую, достаточно полную характеристику понятия “иноязычная коммуникативная компетенция”» [20].

Донг Сяобо полагает: «Чтобы улучшить свои способности в межкультурном общении, изучающие язык должны развивать не только свою языковую компетентность, но и коммуникативную компетентность, успех межкультурной коммуникации зависит от компетентности межкультурной коммуникации» [21]. Хан Юэцинь считает, что «мобильность людей и контакты между странами значительно увеличили межкультурное общение, межкультурная осведомленность стала предпосылкой успешной межкультурной коммуникации, межкультурная осведомленность необходима, если изучающий иностранный язык хочет достичь компетенции межкультурного общения, что в настоящее время считается основной целью изучения иностранного языка. Компетентность межкультурного общения имеет многомерный характер и включает в себя не только языковую компетентность, но также способность воспринимать и интерпретировать социокультурные события, а также поведенческую способность самостоятельно справляться с межкультурными столкновениями» [22]. Се Гуанхуэй и Сян Чангуй представлены диаграммы широко и часто используемых китайских иероглифов [23]. Сюй Дамин разработана современная социолингвистика, где отмечено, что тенденции развития языка влияют на грамматику, языковые переменные, изменения языка, языковые вариации, языковое планирование, языковые сообщества и языковые формы [24]. Чжун Липин описывает особенности изучения китайской культуры посредством аутентичной поэзии [25]. Чжан Мэйся уточняет практику произношения иероглифов, объяснения слов, организации разговорной речи и изучения китайской культуры [26]. Положения работы Чжан Мэйся подтверждают необходимость изучения младшими школьниками минимальных сведений о социокультурном портрете страны изучаемого языка, ее символике и речевом этикете для обеспечения релевантного межкультурного диалога со сверстниками.

Таким образом, контент-анализ отечественной и зарубежной литературы, отражающей содержание обучения говорению на иностранном языке, в том числе на китайском, свидетельствует о том, что оно ориентировано в большей степени на высшее образование и в меньшей степени на остальные уровни образования в РФ, также не учитывает специфики организации учебного процесса в дистанционном формате, что актуализирует тему нашего исследования в статье.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

Методологической основой исследования стали контекстный и коммуникативный подходы к анализируемому явлению, а также совокупность теоретических и эмпирических исследовательских методов. В ходе выполнения исследования использовались следующие методы: контент-анализ научной литературы по проблеме, изучение и анализ педагогического опыта, включенное наблюдение, опрос, экспертная оценка, анализ, обобщение и систематизация результатов исследования. При проведении исследования в статье была проанализирована и систематизирована научно‑педагогическая литература, выделены ключевые понятия и определения – «говорение», «дистанционное образование», «игровые технологии» и «мультимедийные ресурсы», касающиеся рассматриваемой в статье проблемы, задействован метод контент-анализа педагогической литературы и учебно-методического обеспечения процесса обучения китайскому языку на разных уровнях образования. В качестве эмпирических методов, применяемых при работе над данной статьей, отметим сбор и обработку информации в ходе изучения и анализа педагогического опыта обучения говорению на китайском языке младших школьников в контексте дистанционного образования учебных заведений г. Москвы и Московской области. Эмпирический исследовательский метод заключается в применении в статье данных, полученных в результате проведенной в 2023 году апробации содержания обучения говорению на китайском языке младших школьников в контексте дистанционного образования с включением игровых технологий, мультимедийных ресурсов и шести учебно-познавательных шагов на курсах СДО авторами исследования. Обобщение и систематизация результатов исследования позволили проверить эффективность содержания обучения говорению на китайском языке младших школьников в контексте дистанционного образования и его организационных основ.

 

Результаты исследования / Research results

 

При подготовке и обобщении результатов исследования мы руководствовались теоретическими и практическими положениями, изложенными в работах отечественных ученых. Так, И. В. Есаулов в качестве продолжения своего исследования видит необходимость «создания работ с позиции выделенных принципов оптимизации содержания обучения и методики обучения китайскому языку на языковых курсах в условиях реализации образовательных программ, адресованных различным категориям обучающихся и имеющих различную содержательную направленность (например, профильное, углубленное, интенсивное, компенсирующее обучение и т. д.)» [27]. И. В. Кочергин подчеркивает, что «общепризнанным является тот факт, что обучение иностранному языку (ИЯ) является обучением деятельности на этом языке. Такая специфическая форма деятельности получила название речевой деятельности (РД)» [28]. О. А. Масловец были разработаны основы теории и практики обучения китайскому языку в вузе и в школе, где автор подробно описал технологию обучения различным аспектам языка (произношение, лексика, иероглифика, грамматика), а также продуктивным видам речевой деятельности (говорение, письмо), ею было отмечено, что «существует специфика преподавания китайского языка в рамках коммуникативного подхода и особые требования к программно-методическому обеспечению образовательного процесса» [29]. В монографии М. С. Усмонова под мультимедийными технологиями понимается «совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, анимацию, звуковые эффекты», а открытые образовательные модульные мультимедиасистемы в простом изложении трактуются как «электронные учебные продукты, позволившие решить основные проблемы современных образовательных электронных ресурсов» [30]. Опираясь на методологическую базу исследования, мы пришли к выводу о том, что для описания характеристики содержания обучения говорению на китайском языке младших школьников в контексте дистанционного образования и его организационных основ необходимо уточнить и далее сделать обобщение результатов работы. В ходе анализа педагогического опыта преподавателей китайского языка кафедры теории и практики иностранных языков Института иностранных языков ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы», в том числе авторского в качестве педагога в Центре дополнительного образования Института иностранных языков ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы», а также репетитора китайского языка на российском сервисе поиска специалистов profi.ru, и апробации организационных основ обучения говорению на китайском языке младших школьников в контексте дистанционного образования, разработанных на курсах СДО, были получены определенные результаты. Содержание обучения говорению на китайском языке младших школьников основано на принципах сопоставления национальных традиций и традиций страны изучаемого языка, учета родного языка учащихся, возрастных особенностей младших школьников, индивидуализации обучения и его интерактивности посредством использования мультимедийных ресурсов. Эти принципы могут быть реализованы достаточно полно в игровой форме обучения. Практика игровой организации учебного процесса имела трехэтапную структуру: подготовительный этап; основной, ситуативно-игровой этап с включением мультимедийных ресурсов; заключительный, развивающий. Указанные этапы организации учебного процесса по обучению говорению на китайском языке младших школьников в контексте дистанционного образования были применены в ходе апробации параметров исследования. Эффективность игровой организации процесса обучения говорению на китайском языке младших школьников в контексте дистанционного образования обеспечивалась комплексной реализацией обучающей, воспитательной, стимулирующей и развивающей функций игровых технологий, а также использованием мультимедийных ресурсов на курсах СДО для младших школьников в контексте дистанционного образования. Выбор игровых технологий для обучения говорению на китайском языке младших школьников в контексте дистанционного образования был сделан с учетом возрастных психологических особенностей учащихся начальных классов и в соответствии с целями и условиями обучения (дистанционный формат обучения на курсах в СДО) на основе принципов тематико-ситуативной организации учебного материала, основных положений дифференцированного подхода с опорой на родной язык.

Далее опишем организационные основы обучения говорению на китайском языке младших школьников в контексте дистанционного образования с включением игровых технологий, мультимедийных ресурсов и шести учебно-познавательных шагов более подробно.

1. Учить и учиться, используя пять чувств. Важно начинать учить медленно: по одному слову, одной фразе и одному предложению за раз и складывать их воедино. Младшие школьники любят онлайн-уроки, когда они могут использовать все свои чувства, чтобы познакомиться с чем-то новым. Это всегда первый шаг в обучении учащихся 2–4-х классов китайскому языку. Например, когда вы знакомите их со словом «цветок», вы можете показать ребенку картинки с цветами и произнести слово «цветок» на китайском языке. После онлайн-уроков на прогулке с группой возможно устроить «Цветочную охоту» за цветами разных размеров и цветов. Чем больше чувств задействовано, тем лучше.

2. Учить и учиться, используя пение, игры и говорение. Чтение текстов песен на пиньинь помогает улучшить произношение, а также выучить и запомнить новые слова и фразы. Пение с движением увлекательно для младших школьников. Это второй шаг в обучении учащихся 2–4-х классов китайскому языку. Учитель вместе с учащимися может петь и произносить нужные слова, фразы и предложения. 

3. Чтение вслух и прослушивание знакомых коротких историй на китайском языке. Попробуйте для начала одну или две страницы, а если учащиеся захотели больше, возможно увеличить количество страниц. Рассказы на китайском языке с книгами, знакомыми младшим школьникам на родном языке, могут иметь удивительный эффект. Например, послушайте историю про «Очень голодную гусеницу» на китайском языке и посмотрите, насколько естественно учащиеся поймут ее. Чтение повышает раннюю грамотность и помогает учащимся сблизиться в двуязычном путешествии. Это естественным образом расширяет словарный запас по китайскому языку, виды предложений, умения и навыки говорения.

4. Рисование китайских иероглифов. Важно начинать с иероглифа, состоящего всего из нескольких штрихов, таких как «человек – рен», «большой – да» и «небо – тян» . Важно внести разнообразие в обучение письму, которое закрепляет умения и навыки говорения, где учащиеся могут рисовать китайские иероглифы не только ручкой, но и карандашом, мелком или маркером. В группе пиктограмм более 500 китайских иероглифов. Каждый из них похож на картинку. Слова из группы пиктограмм отлично подходят для упражнений по «рисованию» и упражнений по просмотру слов. Целесообразно использование учителем редактора китайской каллиграфии на сайте Chinese-tools.com, где возможно выбирать различные стили китайского письма для копирования.

5. Последовательность и непринужденность в обучении говорению на китайском языке младших школьников. Очень важно, чтобы изучение языка было последовательным. Игра всегда должна быть частью обучения учащихся 2–4-х классов. Когда обучение проходит в игровой и радостной форме, учащиеся будут возвращаться снова и снова. Реализация пятого шага учебно-познавательной деятельности должна обеспечиваться различными учебными материалами по китайскому языку, такими как книги с иероглифами или китайской культурой, настольные игры, в которые можно играть на китайском языке, музыкальные аудиофайлы, обучающие аудиоприложения и программы, мобильные устройства и образовательные мультимедийные ресурсы нового поколения.

6. Формирование и развитие умений и навыков говорения на китайском языке у младших школьников с использованием детских мультимедийных УМК. Учителя и учащиеся могут в автономном режиме или на онлайн-уроках присоединяться к группе “Miss Panda” – «Китайский для всех» и познакомиться с другими учащимися, которые также увлекательно изучают китайский язык.

Вышеуказанные организационные основы использования содержания обучения говорению на китайском языке младших школьников в контексте дистанционного образования, на курсах СДО были задействованы при решении коммуникативных задач, которые возникали непосредственно в течение онлайн-уроков во взаимодействии: «ученик ↔ учитель», «ученик ↔ ученик», «ученики ↔ ученик». На онлайн-уроках китайского языка во 2–4-х классах активный лексический словарь для формирования умений и навыков говорения содержал: правила хорошего тона, фразы вежливости на китайском языке: 对不起,请问,谢谢,请你 / 您…,不客气,不用谢,哪 里,请让路; простые имена собственные на китайском языке: 兰兰, 丽丽,风风,张先生; фразы – обращения к незнакомым людям: 大娘,大 爷,大哥,小姐, 先生,师傅, 大夫,老师; перечень китайских традиций: 饺子,筷子; названия членов семьи и родственников: 爷爷,奶奶, 姥爷,姥姥; названия детских игр: 拉大锯,放风筝,滚铁环.

В итоге онлайн-уроки на основе содержания обучения говорению на китайском языке младших школьников в контексте дистанционного образования должны были обеспечить следующие результаты в области речевой деятельности: умение фонетически, лексически и грамматически правильно оформить речевое высказывание по ситуации в рамках изученных тем и умение вести диалоги различного типа. При этом уровни сформированности обозначенных выше умений младших школьников были определены как начальный, средний и высокий.

Обозначим мультимедийные приложения и цифровые игры, которые были использованы одним из авторов исследования для реализации содержания обучения говорению на китайском языке младших школьников в контексте дистанционного образования, на курсах СДО.

1. «Веселый китайский». Это универсальное приложение, которое использует сложные, но веселые игры, чтобы научить детей читать, говорить и писать на китайском языке, при этом онлайн-уроки в приложении уже организованы, оно предполагает изучение 150 китайских слов и выражений.

2. “FluentU”. Младшие школьники любят учиться с помощью видеоматериалов, а “FluentU” – это мобильное приложение, которое обучает китайскому языку с помощью интересных медиаклипов из песен, мультфильмов, фильмов и многого другого. Все клипы длятся максимум пять минут и имеют интерактивные функции, такие как субтитры, которые ссылаются на видеословарь для каждого слова, на данном веб-сайте также предусмотрены персонализированные викторины, которые включают аудиофрагменты и разговорные упражнения.

3. «ЛингуПингвин». Приложение включает красочные мультфильмы, графику и анимацию, которые используются, чтобы научить младших школьников говорить и слушать на китайском языке. Приложение содержит девять различных тем, включая животных, транспорт, еду и многое другое. 

4. «Динозавр китайский». Это приложение превращает в занимательную игру изучение китайских иероглифов. Оно наполнено забавной анимацией и различными настройками, включает в себя более двухсот китайских иероглифов, а также базовый словарный запас, который осваивается в ходе игровой деятельности.

5. «Ни Хао Кай-лан». Приложение использует аналогичные интерактивные методы для обучения младших школьников китайским словам, например, задает вопросы и ждет, пока наблюдающий учащийся ответит. Это приложение по своему наполнению – телешоу, которое включает интересные факты об истории и культуре Китая.

6. «Занятые бобры: китайцы». Приложение включает анимационные видеоролики и языковые клипы, позволяет освоить основы китайского языка путем разделения тем и примеров произношения.

7. «Китайская лисичка». Приложение включает китайские анимационные видеоролики для учащихся младших классов, короткие рассказы, песни и игры, знакомящие с простыми словами, и даже есть серии видео, за которыми можно следить по порядку. 

8. Карточки “Tuttle Chinese” для детей. Набор флеш-карточек “Tuttle” с яркими иллюстрациями очень эффективен для того, чтобы помочь учащимся запомнить важные слова, содержит 64 китайских слова с иллюстрациями и основной информацией о слове, а также примерами предложений и с загружаемым аудиофайлом, чтобы ученик мог слышать, как произносятся слова.

9. Карточки на китайском языке “DigMandarin”. В приложении подготовлено шестнадцать наборов карточек для детей, посвященных важной лексике и таким темам, как еда, школа, семья и цифры. Все карточки созданы на основе “Quizlet”, поэтому учителя и учащиеся могут не только просматривать карточки напрямую, но и опробовать соответствующую игру для каждой колоды.  Представлены двуязычные сборники рассказов, а также книжки-раскраски и рабочие тетради, которые могут помочь младшим школьникам заинтересоваться китайским языком. 

10. «Празднование китайского Нового года». В приложении раскрываются легенды и традиции китайского Нового года, в конце представленных детских книг есть интересные занятия, такие как игры с палочками для еды и инструкции по приготовлению пельменей.

Апробация организационных основ использования содержания обучения говорению на китайском языке младших школьников (96 учащихся) в контексте дистанционного образования была реализована с включением игровых технологий, вышеуказанных мультимедийных ресурсов и шести учебно-познавательных шагов на курсах СДО, прошла довольно удачно при проведении онлайн-уроков по китайскому языку для учащихся 2–4-х классов. Количественная оценка результатов сформированности умений говорения на китайском языке у учащихся 2–4-х классов представлена на рисунке ниже.

 

 

Количественная оценка результатов сформированности умений говорения
на китайском языке у учащихся 2–4-х классов.

Источник: составлено авторами

Количественная оценка результатов сформированности умений говорения на китайском языке у учащихся 2–4-х классов показала, что распре деление по вышеуказанным уровням составило следующее соотношение в процентах: на начальном уровне находилось 59% учащихся, на среднем уровне – 38% учащихся и на высоком уровне – 3% учащихся. Данные показатели подтвердили целесообразность внедрения в учебный процесс предложенных авторами организационных основ использования содержания обучения говорению на китайском языке младших школьников в контексте дистанционного образования.

 

Заключение / Conclusion

 

В заключении представлены полученные результаты исследования, сделаны основные выводы.

1. Охарактеризовано содержание обучения говорению на китайском языке младших школьников в контексте дистанционного образования, которое включает четыре основных аспекта: элементарные знания китайского языка, умения говорения (умение фонетически, лексически и грамматически правильно оформить речевое высказывание по ситуации в рамках изученных тем и умение вести диалоги различного типа), элементарный опыт творческой деятельности в процессе закрепления и автоматизации умений говорения и опыт эмоционального отношения при освоении культуры страны изучаемого языка.

2. Организационные основы обучения говорению на китайском языке младших школьников в контексте дистанционного образования с включением игровых технологий, мультимедийных ресурсов и шести учебно-познавательных шагов, применяемых на онлайн-уроках, способствуют освоению четырех компонентов содержания: сферы коммуникативной деятельности, предусмотренные программно-методическим обеспечением образовательного процесса по изучению китайского языка младшими школьниками; темы, ситуации и практический опыт их развертывания в продуктивной речевой деятельности; освоение коммуникативных ролей в процессе говорения на китайском языке; речевые действия и речевой материал, соответствующие уровню начального общего образования по предмету «Иностранный язык (китайский)» (аудиовизуальные тексты, речевые образцы, игровые коммуникативные задания, упражнения и т. д.).